Медиация как досудебный порядок — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Медиация как досудебный порядок

2020-01-13 196
Медиация как досудебный порядок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бушков Д.В.

Волкова Е.А.

МЕДИАЦИЯ КАК ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК

УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для магистрантов направления подготовки

Юриспруденция»

Магистерская программа Гражданское право, семейное право,

Международное частное право

Краснодар 2013

УДК 347.3

ББК 67.410.1

Б 94

Рецензенты:

Трахов Асланбеч Асхадович, федеральный судья Тахтамукайский

районный суд Республики Адыгея

Капица Вячеслав Станиславович, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин НЧОУ ВПО Южный институт менеджмента

 

 

Б 94   Бушков Д.В., Волкова Е.А.

Медиация как досудебный порядок урегулирования споров. Методические указания по организации самостоятельной работы  магистрантов направления подготовки 030900 «Юриспруденция». Магистерская программа Гражданское право, семейное право, международное частное право: Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013.–    28с.

 

 

Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине " Медиация как досудебный порядок урегулирования споров " подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 543.

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

(протокол №7 от 05.03.2013)

 

 

                                                                                                                            УДК 347.3

                                                                                                                            ББК 67.410.1

                                                                                         Б 94

 

 

                                                               © Бушков Д.В. Волкова Е.А.

                                                                      © Издательство ЮИМ

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.. 4

ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ.. 4

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 6

4. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 6

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕДИАЦИИ, ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ МЕДИАЦИИ 6

Методические указания по работе с основной и дополнительной литературой. 6

Методические указания по написанию эссе, творческого задания. 7

Методические указания по работе с тестовым материалом. 8

Методические рекомендации по работе с интернет-ресурсами. 13

ТЕМА 2. ИНСТРУМЕНТЫ МЕДИАЦИИ.. 13

Методические рекомендации по подготовке и участию в тренинге. 14

ТЕМА 3. МЕДИАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.. 14

ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ.. 16

Методические рекомендации по подготовке к проведению ситуационного анализа (кейс-метода) 18

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ.. 20

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ 21

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 25

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа магистрантов (магистрантов), выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой магистрантов).

Самостоятельная работа магистрантов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности магистранта и играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Федеральным государственным образовательным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу магистрантов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой магистранта.

 

ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

 

Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения магистранта. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью самостоятельной работы магистрантов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа магистрантов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений магистрантов;

·  углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности магистрантов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

 использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании курсовых и выпускной магистерской работе, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

В результате изучения дисциплины «Медиация как досудебный порядок урегулирования споров», являющейся факультативом, выпускник долженобладать следующими компетенциями:ОК-5, ПК-2, ПК-8, ПК-10.

знать:

-  знать понятие, принципы, этапы, инструменты медиативного процесса;

- иметь представление об истории медиации как методе альтернативного разрешения споров;

- знать основные принципы и инструменты медиации, преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров.

- знать правовые основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.

- нормы материального и процессуального права, регламентирующие гражданские правоотношения в рамках медиации как досудебного порядка урегулирования споров

- федеральные законы, регламентирующие основания и порядок оказания медиативных услуг

- методы проведения юридических экспертиз

- порядок проведения юридических экспертиз

- основные инструменты проведения медиативных и переговорных процедур;

- полномочия медиатора при проведении процедуры урегулирования конфликта.

 

уметь:

- составлять соглашение о проведении медиации;

-составлять медиативное соглашение;

- формулировать основные темы спора;

- применять нормативные и правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, связанной с оказанием медиативных услуг

- выявлять в нормативно-правовых актах положения, способствующие развитию коррупции

-реализовывать на практике управленческие решения в проведении медиации;

-воспринимать и анализировать информацию при разрешении конфликтной ситуации;

владеть:

- приемами проведения переговоров;

-навыками составления правовых документов сопровождающих медиацию;

-инструментами проведения медиации.

- методами реализации норм материального и процессуального права при оказании медиативных услуг в профессиональной деятельности.

- навыками консультирования в сфере оказания медиативных услуг в рамках досудебного порядка урегулирования споров

- навыками разрешения и управления конфликтных ситуаций в правовой сфере.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица (36 часов). Вид промежуточной аттестации – зачет.

 

 

УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание тестовых материалов

1. Оказывает влияние на развитие конфликта и участвует в управлении им:

£ Ведущий переговоры

£ Руководитель трудового коллектива

£ Независимый эксперт

£ Члены трудового коллектива

£ Посредник

2. Назовите термин, характеризующий процесс рассмотрения споров профессионально подготовленными лицами, выработку рекомендаций и предложений по урегулированию разногласий:

£ Соглашение

£ Медиация

£ Фасилитация

£ Разбирательство

£ Требование

 

3. Обязательное обращение участников конфликта к посреднику, обязательное исполнения его решений, называется…

£ арбитраж

£ посредничество

£ требование

 

4. Назовите конфликт разногласий между личностью и группой, вызванный различиями интересов:

£ Межгрупповой конфликт

£ Межличностный конфликт

£ Внутригрупповой конфликт

£ Внутриличностный конфликт

£ Личностно-групповой конфликт

 

5. Столкновение взаимодействующих сторон, означающее переход конфликтной ситуации в конфликт, называют…

£ инцидент

£ требование

£ фасилитация

6. Назовите тип конфликта между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда:

£ Противоречие

£ Межличностный конфликт.

£ Коллективный трудовой спор

£ Противостояние

£ Противоборство

 

7. Область специального научного знания о природе, причинах, динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения называется…

£ конфликтология

£ социология

£ философия

8. Назовите термин, характеризующий противоборство, в котором участвует часть персонала, рабочих или служащих конкретного крупного предприятия либо конкретного региона:

£ Региональный конфликт

£ Эмоциональный конфликт

£ Локальный конфликт

£ Крупномасштабный конфликт

£ Административный конфликт

 

9. Наиболее мягкая форма участия в конфликте третьего стороны (третьего лица) называется…

 £ административный конфликт

 £ региональный конфликт

 £ посредничество

10. Назовите систему мероприятий по обеспечению сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственнойвласти в целях согласования социально-экономических интересов:

£ Социальное партнёрство

£  Трудовой договор

£ Компромисс

£ Сотрудничество

£ Взаимодействие

 

11. Массовое шествие, являющееся одной из форм урегулирования коллективных трудовых споров и социальных конфликтов, называется…

£ посредничество

£ консалдинг

£ демонстрация

 

12. Назовите термин, характеризующий процесс сознательного воздержания от применения силы в конфликтной ситуации.

£ Соглашение

£ Мораторий

£ Заявление

£ Договор

£ Запрет

 

13. Установите соответствие доминирующего фактора внутриличностного конфликта с автором, его предложившим: а)"Основное беспокойство, базальная тревога"; б)"Инстинктивное половое влечение»; в)"Субличности: Дитя-Родитель-Взрослый»; г)"Коллективное бессознательное»; д)"Чувство неполноценности"

£ Эрик Берн (3)

£ Зигмунд Фрейд (2)

£ Александр Адлер (5)

£ Карл Юнг (4)

£ Карен Хорни (1)

 

14. Идеи структурализма в изучении конфликтов поддерживал…:

£ Эрик Берн (3)

£ Зигмунд Фрейд (2)

£ Р. Дарендорф

 

15. Назовите процесс дробления общества на ряд групп с различными интересами и ценностями, конфликтующих между собой:

£ Поляризация

£ Конфронтация

£ Сегментация

£ Изоляция

£ Агитация

 

16. Называется конфликт, в котором принимают участие много сторон:

£ Перекрещивающийся

£ Биполярный.

£ Мультиполярный

£ Расширенный

£ Масштабный

 

17. Определите учёного, который считал, что подавление конфликта ведёт к его обострению, а «рациональная регуляция» - к «контролируемой эволюции»:

£ Р.Дарендорф

£ А.Г. Здравомыслов.

£ К. Маркс.

£ К.Юнг

£ З.Фрейд

 

18. Назовите тип модели поведения личности в конфликтной ситуации, в ходе которой проявляются пассивность, склонность к уступкам, в оценках и суждениях – непоследовательность:

£ Конструктивная

£ Конформистская

£ Деструктивная

£ Созидательная

£ Продуктивная

 

19. Назовите термин, характеризующий массовое собрание людей, с целью урегулирования коллективных трудовых споров и социальных конфликтов.:

£ Митинг

£ Совещание

£ Заседание

£ Собрание

£ Совет

 

20. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов в конфликте, называется…

£ Компромис

£ Совещание

£ Партнёрство

 

21. Определите тактику поведения, которую следует применять, если конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время:

£ Уклонение

£ Противоборство

£ Уступка

£ Наступление

£ Провокация

 

22. Определите тактику поведения, которую следует применять в конфликтной ситуации, если решение проблемы важнее для партнера, чем для Вас:

£ Компромисс

£ Конфронтация

£ Приспособление

£ Сотрудничество

£ Уступка

23. Укажите, какую тактику следует применять в конфликтных ситуациях, когда одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон?

£ Избегание.

£ Компромисс.

£ Сотрудничество

£ Соперничество

£ Противоборство

 

24. Тактика, характеризующаяся высоким уровнем напористости при низком уровне партнерства, называется…:

£ Сотрудничество

£ Избегание

£ Соперничество

 

25. Назовите вид конфликтной ситуации, для которого характерны разногласия по конкретному вопросу:

£ Деловой спор

£ Антагонизм

£ Отчуждение

£ Дискуссия

£ Скандал

 

Методические рекомендации по работе с интернет-ресурсами

 

Другим видом информационных ресурсов, поддерживающих самостоятельную работу по дисциплине «Медиация как досудебный порядок урегулирования споров», являются ресурсы глобальных и локальных компьютерных сетей, в частности ресурсы сети Интернет.

Интернет-ресурсы являются в настоящее время наиболее современным, массовым, доступным и оперативным информационным средством. Интернет-ресурсы существенно облегчают поиск информации по теме и, в связи с этим, получают все большее распространение. Кроме того, современные способы защиты электронных данных в сети Интернет (в том числе авторских прав) поддерживают научный статус информации, необходимой для научных исследований.

При использовании интернет-ресурсов в ходе изучения теоретического материала дисциплины следует правильно и юридически обоснованно ссылаться на эти виды ресурсов в целях обеспечения авторского права.

Например, согласно действующим ГОСТ правильная ссылка на статью или иной материал, опубликованный в интернет-журнале, выглядит следующим образом: Для чего школе интернет? Беседа Е.П.Велихова и А.В.Хуторского на телеканале "Культура" [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". – 1999. – 9 ноября. – Режим доступа к журн.: http://www.eidos.ru/journal/. – Загл. с экрана.

 

 

ТЕМА 3. МЕДИАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Самостоятельная работа по теме №3 включает следующие виды работ магистранта, не указанные в методических рекомендациях по практическим занятиям к темам №1, 2: самостоятельное составление медиативных документов.

 

Задание 1

 По образцу  составить медиативное соглашение:

1. Между двумя бывшими супругами о разделе имущества (2-х комнатная квартира (стоимость 3 милл. Рублей), автомобиль (стоимость 400 тыс. рублей), дача (стоимость 300 тыс. руб.).

2. Составить медиативное сообщение о порядке общения отца с дочерью. Дочери 5 лет она проживает с матерью в двух комнатной квартире.

 

 

Медиативное соглашение

(образец заполнения)

 

МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

 

07.09.2011 10/2011
------------- N -----------

 

г. Москва

 

Открытое акционерное общество "СтальИнфо" (ОАО "Сталь Инфо"), именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице генерального директора Иванова Александра Петровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и системный администратор отдела информационной поддержки Супонев Николай Сергеевич, именуемый в дальнейшем "Работник", с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

 

1. Стороны завершают двухдневную процедуру медиации по спору об отказе Работодателя в повышении квалификации Работника, начатую в соответствии с Соглашением о проведении процедуры медиации от 05.09.2011 N 7/2011.

2. Проведение медиации позволило Сторонам заключить Медиативное соглашение на следующих условиях:

- Работодатель не будет назначать на должность начальника отдела информационной поддержки лицо без прохождения творческого конкурса;

- конкурс будет проведен с 01.11.2011 по 29.11.2011. Его условия будут опубликованы на сайте организации с 20.09.2011, при этом каждый участник конкурса вправе присутствовать на открытом обсуждении комиссией поступивших творческих работ и открытом голосовании;

- должность начальника отдела информационной поддержки сможет занять Работник, имеющий стаж работы по данной профессии не менее 5 лет;

- Работник вправе пройти повышение квалификации за собственный счет.

3. Настоящее соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

4. Медиативное соглашение является конфиденциальным.

5. В случае возникновения разногласий или трудностей в связи с реализацией или толкованием достигнутых договоренностей по настоящему Соглашению стороны могут прибегнуть к содействию медиатора, принимающего участие в урегулировании их спора.

6. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

7. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон и медиатора.

 

Для составления медиативного соглашения, рекомендуется проанализировать соглашение гор. Москвы, а также использовать следующие литературные источники:

1. Медиация. Учебное пособие// М.: Изд-во «Дашков и К», автор Мельниченко Р.Г. – 2014

2. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации. Научно-практическое пособие// М.: Изд-во «Юстицинформ», автор Николюкин С.В. – 2013,

3. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// М.: Изд-во «Инфотропик Медиа», под ред. Загайнова С.К., Ярков В.В. – 2012,

4. Николюкин С.В. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации: научно-практическое пособие// М.: Юстицинформ, 2013

 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

        

 При подготовке к зачету следует освежить знания по всему курсу, перечитать конспект лекций, просмотреть практические занятия и подготовиться по следующим вопросам:

 

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Понятие и общая характеристика медиации.

2. Отличие медиации от иных способов урегулирования и разрешения гражданско-правовых споров.

3. История развития медиации за рубежом.

4. Становление медиации в России.

5. Стадии медиации

6. Принципы медиации: понятие, классификация.

7. Правовое регулирования медиации в России.

8. Инструменты медиации.

9. Инициирование медиации. Соглашение о применении процедуры медиации: понятие и правовое значение.

10. Соглашение о проведении процедуры медиации: содержание, особенности и правовые последствия заключения.

11. Выбор и назначение медиатора. Полномочия медиатора.

12. Основания прекращения процедуры медиации.

13. Особенности правового регулирования медиации в судебной деятельности.

14. Перспективы применения медиации в деятельности различных юрисдикционных органах.

15. Медиация как самостоятельный способ урегулирования правовых споров.

16. Условия, основания и порядок обращения к медиатору.

17. Порядок проведения процедуры медиации.

18. Функции медиатора в процедуре медиации.

19. Техники проведения беседы в медиации

20. Медиативное соглашение: содержание, особенности и правовые последствия заключения.

21. Стороны и их полномочия, другие участники процедуры медиации

22. Получение статуса медиатора. Полномочия медиатора при проведении процедуры медиации.

23. Особенности проведение медиации в сфере семейного спора.

24. Особенности коммерческой медиации

25. Этика и профессиональная ответственность медиатора.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ

 

СРС требует следующие виды осуществления контроля:

·организация СРС (осуществляется со стороны кафедры, деканата, УО и МО);

·результаты СРС (осуществляется со стороны ведущего преподавателя и кафедры).

Зав. кафедрой контролирует разработку преподавателями методических рекомендаций и разработок, в которых имеется содержание СРС, форм организации (их целенаправленность и эффективность) и контроля. Поэтому необходимо заслушивать преподавателей об организации ими СРС на заседаниях кафедры и методических семинарах.

В каждом семестре деканаты осуществляют работу и организуют контроль за СРС. В рамках контроля за студентами, в случае неудовлетворительной оценки результатов самостоятельной работы на отдельных студентов зав. кафедрой представляет необходимое мотивированное заключение и отзыв преподавателя и информирует деканат об этом. В этом случае деканат может принять необходимые меры.

УО и МО регулируют загруженность студентов (объем заданий для СРС, равномерность распределения СРС по семестрам, график выполнения, следит за содержанием). Для своевременного и качественного контроля за организацией СРС материалы СРС хранятся в отдельных папках и напечатанных методических рекомендациях.

По временным характеристикам можно разделить классифицировать виды контроля следующим образом:

·входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

·текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

·промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

·самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

· итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

·контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

По характеру выполняемой работы виды и формы контроля за СРС могут быть следующими:

· контрольная работа;

· реферат;

· эссе;

· письменный отчет;

· проверка конспектов источников литературы;

· собеседование по индивидуальным и семестровым заданиям;

· включение вопросов по темам, выносимым на СРС, на зачеты и экзамены;

· подготовка и написание курсовых работ;

· другие формы контроля.

Результаты СРС учитываются при межсессионной аттестации студентов.

Кафедра ведет систематическую работу по анализу и оценке используемых преподавателем форм контроля. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы о результатах, используемых методах, организации СРС.

Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента и окончательная оценка. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

· уровень освоения студентом учебного материала;

· умения студента использовать теоретические знания при выполнение практических задач;

· сформированность общеучебных умений;

· обоснованность и четкость изложения ответа;

· оформление материла в соответствии с требованиями.

В ходе планирования, организации и контроля за ходом самостоятельной работой студентов преподавателю целесообразно использовать следующие формы структурирования информации об учебном процессе.

Необходимо отражать часы, отводимые на самостоятельную работу студентов в тематическом и календарно-тематическом планировании по каждой дисциплине.

ü Методические рекомендации (по разделам)

ü по индивидуальному выборочному консультированию;

ü по выполнению контрольных работ;

ü по выполнению домашних заданий.

ü Дидактический материал по самостоятельной работе студентов

ü комплекты контрольных заданий;

ü тесты;

ü сборники учебных ситуаций;

ü учебные пособия;

ü задачники;

ü конспекты лекций и т.д.

Необходимо отметить, что не все виды самостоятельной работы предполагают непосредственный контроль, следующий сразу за их выполнением. Такие виды работы как исследование литературы, анализ лекционного материала и т.п. целесообразно оценивать в ходе экзамена или зачета по дисциплине.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система обучения предполагает многозальное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.

Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 70%-85% - оценка «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы - «неудовлетворительно».

При использовании рейтинговой системы:

· основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;

· во взаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество и сотворчество, существует психологическая и практическая готовность преподавателя к факту индивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого студента;

· предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально-регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов;

· преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей;

· учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения.

Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным является тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы, и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений, и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

Все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.

 

 

 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Медиация. Учебное пособие// М.: Изд-во «Дашков и К», автор Мельниченко Р.Г. – 2014, URL: http://www.iprbookshop.ru/16469.html

2. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации. Научно-практическое пособие// М.: Изд-во «Юстицинформ», автор Николюкин С.В. – 2013,

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17359

3. Развитие медиации в России: теория, практика, образование. Сборник статей// М.: Изд-во «Инфотропик Медиа», под ред. Носыревой Е.И., Фильченко Д.Г.– 2012,

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17157

 

Дополнительная литература

4. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// М.: Изд-во «Инфотропик Медиа», под ред. Загайнова С.К., Ярков В.В. – 2012,

 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16945

5. Учебно-методическое пособие: Конспект лекций для магистрантов по дисциплине «Медиация как досудебный порядок урегулирования споров»// Краснодар, изд-во: ЮИМ, 2013 – авторы Бушков Д.В., Волкова Е.А. (библиотека ЮИМ)

6. Николюкин С.В. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации: научно-практическое пособие// М.: Юстицинформ, 2013 (библиотека ЮИМ)

7. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции// М.: Изд-во «Инфотропик Медиа», 2011 (библиотека ЮИМ)

8. Бюллетень №8 2012 года Верховного Суда Российской Федерации «Справка о практике применения ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

URL: http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=8150

 

 

Учебное издание

 

Бушков Денис Валерьевич

Волкова Евгения Алексеевна

 

 

УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

 

Международное частное право

 

 

Компьютерная верстка Кузнецова А.С.

Подписано в печать   Сдано в производство
Формат бум. офсетная   <

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.