Разрешение споров, связанных с пенсионными отношениями — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Разрешение споров, связанных с пенсионными отношениями

2020-01-13 96
Разрешение споров, связанных с пенсионными отношениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Профессия «лесоруб» дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), которым не предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии по старости при неполном льготном стаже работы с уменьшением пенсионного возраста.

Ф.В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ России в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), в котором просил: признать недействительным решение ответчика от 7 декабря 2017 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста со дня обращения – с 28 августа 2017 г.; взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 г. исковые требования Ф.В.М. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 ноября 2018 г. указанное решение оставлено без изменения.

Президиум Верховного Суда Республики Мордовия по кассационной жалобе ГУ – УПФ России в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) отменил решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 ноября 2018 г., дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 августа 2017 г. Ф.В.М., по достижении им возраста 56 лет обратился в ГУ – УПФ России в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от 7 декабря 2017 г. Ф.В.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии не менее 12 лет 6 месяцев (имеется стаж 10 лет 8 месяцев 20 дней). При этом в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости включены периоды работы истца в Ельниковском деревообрабатывающем комбинате в должности лесоруба с 13 августа 1984 г. по 31 октября 1994 г., с 1 декабря 1994 г. по 1 июня 1995 г. на основании вступившего в законную силу решения Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. по гражданскому делу по иску Ф.В.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республике Мордовия о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В связи с исполнением указанного решения суда и включением пенсионным органом в специальный стаж вышеназванных периодов работы истца в качестве лесоруба на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии – 28 августа 2017 г. его льготный стаж составил 10 лет 8 месяцев 20 дней.

Решение о назначении Ф.В.М. досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пенсионным органом не принималось.

Как усматривается из заявленных исковых требований, Ф.В.М. просит назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, по достижении им возраста 56 лет.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ф.В.М. о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, суд первой инстанции с учетом положений пункта 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, подпунктов «б», «д» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)», с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, установив наличие у истца специального стажа работы с тяжелыми условиями труда 10 лет 8 месяцев 20 дней, пришел к выводу о возникновении у него права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением предусмотренного законом возраста на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы по достижении им возраста 56 лет.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.

С выводами судебных инстанций Президиум Верховного Суда Республики Мордовия не согласился, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

Подтверждение и подсчет страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, регулируется нормами статьи 14 Закона № 400-ФЗ, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

В соответствии с подпунктами «б», «д» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.; при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, – Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список № 273 от 24 апреля 1992 г.).

Списком № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, применяемого для учета периодов выполнения работ, имевших место до 1 января 1992 г., право на льготное пенсионное обеспечение в разделе «Лесозаготовки» установлено для лесорубов.

В Списке № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, раздела «Лесозаготовки» нет. В последующем, постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 24 апреля 1992 г. был утвержден Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.

В Списке № 273 от 24 апреля 1992 г. поименованы лесорубы, вальщики леса.

Профессия «лесоруб» дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, положениями которого не предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии по старости при неполном льготном стаже работы с уменьшением пенсионного возраста.

Между тем, как следует из материалов дела, в соответствии с решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. и решением ответчика от 7 декабря 2017 г. в стаж для назначения пенсии истцу включены периоды работы по профессии лесоруба с 13 августа 1984 г. по 31 октября 1994 г., с 1 декабря 1994 г. по 1 июня 1995 г., что составляет 10 лет 8 месяцев 20 дней. Соответственно право на страховую пенсию по старости согласно пункту 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев у истца отсутствует.

При этом специальный стаж Ф.В.М. в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ составил 3 года 4 месяца 2 дня, а в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ – 7 лет 4 месяца 18 дней.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона № 400-ФЗ, осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 указанных Правил № 516 суммирование работ, предусмотренных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ с работами, предусмотренными в пункте 7 части 1 статьи Закона № 400-ФЗ, применяется только если в результате прибавления к периодам работы с тяжелыми условиями труда (пункт 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) периодов работ, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, имеется полный требуемый специальный стаж для мужчин – 12 лет 6 месяцев. Снижение возраста при суммировании стажа не предусмотрено.

Суммируя периоды работы Ф.В.М., суды не учли, что даже при включении истцу периода работы с 1 января 1992 г. по 1 июня 1995 г. его специальный стаж составит 10 лет 8 месяцев 20 дней, то есть менее требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Таким образом, при суммировании периодов работ в соответствии с пунктами 2 и 7 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ у истца не имеется полного специального стажа, установленного законодателем.

В связи с отсутствием специального стажа по Списку № 2 (не менее 12 лет 6 месяцев) у Ф.В.М. не имеется права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с учетом норм пункта 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в том числе с учетом снижения возраста, поскольку при достижении возраста 56 лет специальный стаж по Списку №2 должен составлять не менее 10 лет, при имеющемся стаже – 7 лет 4 месяца 18 дней.

Постановление от 28 февраля 2019 г. № 44-г-4/2019

 

Работа в должности электросварщика ручной сварки в период до 1 января 1992 г. подлежала зачёту в специальный стаж, дающий право на государственную пенсию на льготных условиях, без учета постоянной занятости этой работой в течение полного рабочего дня.

Р.Ю.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонному) (далее – УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной пенсии по старости.

Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 24 июля 2018 г. исковые требования Р.Ю.Д. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 28 ноября 2014 г. в части исключения из специального страхового стажа Р.Ю.Д. периодов работ с 10 февраля 1990 г. по 23 декабря 1996 г. в должности электросварщика ручной сварки колхоза им. Дзержинского, с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г. в должности сварщика ручной сварки сельскохозяйственного производственного кооператива «Краснопольский». На УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Р.Ю.Д., периоды работы с 10 февраля 1990 г. по 23 декабря 1996 г. в должности электросварщика ручной сварки колхоза им. Дзержинского, с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г. в должности сварщика ручной сварки сельскохозяйственного производственного кооператива «Краснопольский» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжёлыми условиями труда с 29 июня 2015 г. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 16 октября 2018 г. решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 24 июля 2018 г. отменено в части признания незаконным решения УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 28 ноября 2014 г. в части исключения из специального страхового стажа Р.Ю.Д. периодов работы с 10 февраля 1990 г. по 23 декабря 1996 г. в должности электросварщика ручной сварки колхоза им. Дзержинского, с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г. в должности сварщика ручной сварки сельскохозяйственного производственного кооператива «Краснопольский», включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Р.Ю.Д., периодов работы с 10 февраля 1990 г. по 23 декабря 1996 г. в должности электросварщика ручной сварки колхоза им. Дзержинского, с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г. в должности сварщика ручной сварки сельскохозяйственного производственного кооператива «Краснопольский» и назначения Р.Ю.Д. досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда с 29 июня 2015 г. В данной части принято новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Р.Ю.Д. отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. С Р.Ю.Д. в пользу ответчика взыскана государственная пошлина в размере 3000 рублей.

Президиум Верховного Суда Республики Мордовия по кассационной жалобе Р.Ю.Д., в интересах законности выйдя за пределы её доводов, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 ноября 2014 г. Р.Ю.Д. обратился в УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу по Списку № 2.

Согласно дубликату вкладыша в трудовую книжку Р.Ю.Д. 2 июня 1987 г. принят на работу на Торбеевский электротехнический завод сварщиком на машинах контактной сварки; 10 октября 1989 г. уволен с занимаемой должности; 10 ноября 1989 г. принят на работу в колхоз им. Дзержинского рядовым колхозником; 10 февраля 1990 г. переведён на должность электросварщика ручной сварки; 24 декабря 1996 г. уволен в связи с реорганизацией колхоза в сельхоз кооператив «Краснопольский»; 24 декабря 1996 г. принят на работу в сельхозкооператив «Краснопольский» на должность сварщика (дописано «ручной сварки»); 4 мая 2001 г. уволен с работы.

Решением УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия от 28 ноября 2014 г. Р.Ю.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа работ с тяжёлыми условиями труда – 12 лет 6 месяцев. При этом в специальный стаж истца не были включены периоды его работ с 10 февраля 1990 г. по 24 декабря 1996 г., поскольку записями в трудовой книжке невозможно подтвердить его занятость именно на работах по ручной сварке; периоды с 2 июня 1987 г. по 10 октября 1989 г., с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г., поскольку наименование должности в трудовой книжке не соответствует Спискам и отсутствуют документы, позволяющие однозначно подтвердить его занятость на ручной сварке в эти периоды; в выписке из лицевого счёта указанные периоды отражены обычным стажем, не подлежащим включению в льготный период.

Частично удовлетворяя исковые требования Р.Ю.Д., суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе заключение государственной экспертизы условий труда, пришёл к выводу о том, что факт осуществления истцом в течение полного рабочего дня в оспариваемые периоды с 10 февраля 1990 г. по 24 декабря 1996 г., с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г. трудовой деятельности, подлежащей включению в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, нашёл своё подтверждение. При этом заявленный истцом период работы с 2 июня 1987 г. по 10 октября 1989 г. на Торбеевском электротехническом заводе в должности сварщика на машинной сварке, по мнению суда, не подлежит зачёту в специальный стаж, поскольку в указанный период имели место противоречия в наименовании профессии Р.Ю.Д. в трудовой книжке и приказах, расчётно-платёжных ведомостях. Установив, что на момент обращения в пенсионный орган специальный стаж истца составил 11 лет 2 месяца 24 дня при требуемом 12 лет 6 месяцев, суд обязал ответчика назначить Р.Ю.Д. страховую пенсию по старости с 29 июня 2015 г., мотивировав это тем, что в соответствии с положениями абзаца 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ истец имеет право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев специального стажа, и такое право возникло у него в 56 лет (29 июня 2015 г.).

Проверяя законность указанного решения суда в апелляционном порядке по жалобе УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия с выводами суда первой инстанции не согласилась. Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, сославшись на положения пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, пункта 5 разъяснения о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 30, части 1 статьи 14 Закона № 400-ФЗ, статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учёте)», пришёл к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена занятость истца в спорные периоды не менее 80% рабочего времени в течение полного рабочего дня в должности электросварщика ручной сварки. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в той части, в которой суд удовлетворил исковые требования Р.Ю.Д., и принял новое решение, которым в удовлетворении этих исковых требований отказал и взыскал с Р.Ю.Д. в пользу УПФР в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Закона № 400-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент подачи истцом заявления о назначении пенсии), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (далее – Список № 2 от 26 января 1991 г. № 10).

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (далее – Список № 2 от 22 августа 1956 г. №1173), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26 января 1991 г. № 10.

Списком № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173 в разделе XXXII «Общие профессии» предусмотрена профессия «электросварщики».

Таким образом, работа истца электросварщиком в период до 1 января 1992 г. в соответствии со Списком № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173 подлежала зачёту в специальный стаж, дающий право на государственную пенсию на льготных условиях.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия не было учтено, что право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, правил исчисления выслуги для назначения пенсий было предоставлено Министерству труда РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» (пункт 2).

В порядке реализации этого права были даны разъяснения о порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и введённых в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517, утверждённые приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 3/235, а также издано постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Применяя названное разъяснение при разрешении вопроса о включении в специальный стаж периода работы истца с 10 февраля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. электросварщиком ручной сварки колхоза им. Дзержинского, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что этот период работы имел место до издания указанного разъяснения, и не учёл правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Поскольку пенсионное законодательство, действовавшее в период работы истца с 10 февраля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. электросварщиком ручной сварки колхоза им. Дзержинского, не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками, вывод судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия об отказе во включении в специальный стаж периода трудовой деятельности Р.Ю.Д. с 10 февраля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве электросварщика ручной сварки колхоза им. Дзержинского ввиду отсутствия документального подтверждения его занятости на указанных работах в течение полного рабочего дня является неправильным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.

Кроме этого, отменяя решение суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части и отказывая в удовлетворении исковых требований Р.Ю.Д. о возложении на ответчика обязанности включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его работы: с 1 января 1992 г. по 24 декабря 1996 г. в колхозе им. Дзержинского в качестве электросварщика ручной сварки, с 24 декабря 1996 г. по 4 мая 2001 г. в качестве сварщика ручной сварки в сельхозкооперативе «Краснопольский», суд апелляционной инстанции сослался на то, что в выписке из лицевого счёта Р.Ю.Д. (зарегистрированного в системе государственного пенсионного страхования 3 февраля 1998 г.) отсутствует код льготы, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2, за спорные периоды, что, по мнению суда, свидетельствует о недоказанности стороной истца факта работы в спорные периоды в течение полного рабочего дня с занятостью не менее 80% рабочего времени в должности электросварщика ручной сварки.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью первой статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Таким образом, выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания.

В случае недостаточности доказательственной базы для вынесения законного и обоснованного решения суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. Об этом судам даны разъяснения в абзаце втором пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», где указано, что суду апелляционной инстанции следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие з<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.