Программа факультативного  курса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Программа факультативного  курса

2020-01-13 46
Программа факультативного  курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По русскому языку

«Секреты орфографии»

Класс

Год

 

 

Утверждено на экспертном совете  Алгинского  районного отдела образования.

  

Протокол № «» __________2014 года.

 

Методист Алгинского районного отдела образования:

 

                                   ___________________ Касым С.

 

Составитель: учитель русского языка и литературы

                     первой категории Веремчук Ольга Ивановна.

 

Рецензенты: 1. учитель русского языка и литературы

                       высшей категории  Черноводской  средней  школы  Ким Л.Л.

                   2. учитель русского языка и литературы

                       первой категории  Маржанбулакской средней школы ШуринаЖ.С.

 

 

 Данная программа предназначена для учащихся 9 класса.  Курс   ориентирован на практическое применение. Формирование орфографических навыков и умений учащихся. Включает в себя тренировочные упражнения, знакомство и использование в собственной речевой практике изобразительных и языковых средств. Способствует расширению орфоргафического, языкового и стилистического кругозора учащихся за счет усвоения новых знаний, совершенствований коммуникативных навыков и умений, углублению знаний о языковых, орфографических, стилистических средствах.

Рецензия

  Настоящая программа предназначена для учащихся

9 класса. Ориентирована на практическое применение. Составлена с учетом возрастных особенностей детей. Задания, предложенные в данном курсе, повышают у детей мотивацию к учению, позволяют им творчески использовать свой жизненный опыт. Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. Курс предполагает изучение не только теоретического материала, но и проведение практических занятий. Включает в себя тренировочные упражнения, знакомство и использование в собственной речевой практике изобразительных и выразительных средств. Способствует расширению орфоргафического, языкового и стилистического кругозора учащихся за счет усвоения новых знаний, совершенствований коммуникативных навыков и умений, углублению знаний о языковых, орфографических, стилистических средствах.

 

Пояснительная записка

 

Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»; формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью – показатель общей языковой культуры человека.

Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, формирование правописных умений и навыков – актуальная проблема в обучении языку в современной школе.

 

Цель курса:

способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.

 

  Задачи:  

1.организовать на факультативных занятиях целенаправленное повторение учебного материала по  орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в среднем звене;

 

2. разделу лингвистики; освоение учащимися    лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных программой), непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими  понятиями;

 

3.  обеспечить высокую познавательную активность           учащихся, повысить мотивацию орфографической работы.

Ожидаемые результаты:

к концу курса учащиеся должны:

1.в совершенстве владеть приемами самопроверки;

2.уметь выделять орфограммы и правильно писать слова в соответствии с правилами русской орфографии;

3.владеть орфографическими знаниями в соответствии с курсом основных и дополнительных заданий и применять их на практике.

 

Учебно-тематический план.

 

№  Темы занятий Количество часов Основные понятия
1.           Дорога к письменности (вводное занятие).     1 Письменность, сигналы-символы, «рисуночное письмо»,  иероглифы, клинопись,  кириллица, глаголица.

Меня зовут фонема (7 часов)

  Кто такая фонема? 1 фонема; согласные и гласные фонемы.
3-4. «Фабрика звуков» и почему не для всех фонем есть буквы? 2 образование звуков; звонкие и глухие согласные, их различия; сонорные согласные; фонема <j>; твердые и мягкие согласные; роль букв Е, Ё, Ю, Я; роль Ь и Ъ.

 

5-6. «Ошибкоопасные» места или тайна фонемы. 2 чередования звуков; позиционные и непозиционные чередования; варианты фонемы.
7. «Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному» правилу. 1 варианты фонемы; сильные и слабые позиции фонемы.
8. Фонетический разбор слова. 1 последовательность фонетического разбора

Фонемные и нефонемные правила (5 часов)

9-10. Когда Ь пишется, а когда не пишется? Составляем инструкцию. 2 сильные и слабые позиции согласных; Ь для обозначения на письме мягких фонем; Ь в различных частях речи.
11. Правило о непроизносимых согласных – фонемное? 1 фонемные и нефонемные правила.
12. Что писать после Ц – И или Ы? 1 фонемные и нефонемные правила.
13. «Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы». 1 Конкурс

 

Морфемы – труженицы (22 часа)

14. Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? 1 морфема; словарь; типы словарей; лингвистика, этимология.
15-16. Слова – родственники. 2 корень слова; однокоренные слова.
17-18. Кто командует корнями? 2 корни с чередующимися гласными; полногласные и неполногласные сочетания.
19-20. Корень и «главное правило», или «Не лезьте за словом в карман!» 2 орфограмма «Безударная гласная в корне слова», способы ее проверки; «гнезда» родственных слов.
21. «Пересаженные» корни. 1 словообразовательные элементы.
22-23. Поговорим обо всех приставках сразу. 2 приставка;изменяемые и неизменяемые приставки.
24. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. 1 неизменяемые приставки
25. Нарушители «главного» правила (приставки на з- и с-). 1 правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.
26. «Изменчивые» окончания. 1 окончание; окончания разных частей речи.
27. Буквы е/и в окончаниях имен существительных. 1 падежные окончания имен существительных.
28. о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. 1 правописание о/е после шипящих.
29. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. 1 правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
30. Буквы е/и в окончаниях глаголов I и II спряжения. 1 спряжение глаголов; окончания глаголов I спряжения; окончания глаголов II спряжения.
31. Такие разные суффиксы. 1 суффикс; уменьшительно-ласкательные суффиксы.
32. Морфемный и словообразовательный разбор слова. 1 морфемный разбор слова; словообразовательный разбор слова.
33-34. «Клуб знатоков»: защита проекта-исследования (по одной из предложенных тем). 2 защита проектов.

 

Содержание программы


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.