Различные ритмические схемы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Различные ритмические схемы.

2020-01-13 166
Различные ритмические схемы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нас ведь никто не ограничивает в использовании той или иной ритмической схемы в данном приеме импровизации. Постоянное движение можно создавать в совершенно разной ритмике. К примеру, вместо 2-х восьмушек в размере 4⁄4 играть восьмушку с точкой и шестнадцатую

или две шестнадцатые и паузу в одну восьмушку.

К слову, можно триоли заменить на 3 ноты 1⁄16 длительности, которые в различных вариантах можно играть на 1⁄4

Аналогично и для других размеров. Попробуйте задачи пунктов 2.1 – 2.3 выполнить с разными ритмическими рисунками – вы получите удовольствие от новой степени свободы и увидите, что «музыки снова стало больше»! *

* Здесь только один комментарий. Восприятие человека обладает некоторыми особенностями, что, соответственно, отражается на организации музыки. Не бывает такого, чтобы ВСЕ ОДНОВРЕМЕННО МЕНЯЛОСЬ! Надо учитывать, что является «информацией», а что ее «носителем». В случае с нашим упражнением, музыкальная гармония, т.е. изменение текущих аккордов и их ступеней, оформленное как фрагменты восходящих и нисходящих движений – скорее всего «информация», а ритмическая схема – ее «носитель», т.е. «вагончик», «контейнер», в котором она доставляется. Поэтому вряд ли стоит постоянно менять формат «носителя». Если это делать, то сохраняя явную периодичность «вагончиков»: например, «красный, зеленый, синий, желтый» и снова «красный, зеленый, синий, желтый»... В противном случае мозг не будет знать ГДЕ ему передают информацию, на чем сосредотачиваться – в изменениях гармонии или в изменениях ритмики...

2.5. Хроматизмы!

Кто сказал, что мы должны ограничиваться лишь ступенями лада? Если вы прекрасно справляетесь с задачами 2.1 – 2.4, вы вправе использовать ВСЕ ноты. Да, и «черные клавиши» тоже! Здесь действуют все то же правило и его дополнения (1-3) плюс следующее, четвертое:

Дополнение 4: в качестве проходящих нот
можно использовать ноты, не являющиеся ступенями лада!

Единственное замечание: ноты, не являющиеся ступенями лада, НАРУШАЮТ строй музыкального произведения, если, конечно, именно это не было целью композитора, аранжировщика или исполнителя. А если нарушают, то использовать их нужно крайне осторожно! Попробуйте сами – если вы будете использовать их наравне с прочими проходящими, соблюдая Правило и Дополнения, если вы «дадите» им те же «права», то они, скорее всего, подпортят общую картину.

Вот, например, вместо Ля, Си, До, Ре, Ми, Ре, До, Си восьмушками на 4⁄4 в Ля-миноре, вы сыграете Ля, Ля#, До, Ре#, Ми, Ре#, До, Ля#. Дав этим нотам равные «права», мы, по сути, изменили лад! Так что, хроматизмы (как и острую приправу в пище!) лучше использовать осторожно и дозировано. Как, конкретно? – в качестве коротких проходящих нот, стоящих перед «правильной» нотой, на которую делается акцент. Соответственно, и громкость хроматизмов должна быть заметно меньше громкости остальных нот. Вот послушайте пример, где в первой части все ноты имеют «равные» права, а во второй точно такие же ноты не ломают строй, а придают некоторый аромат (как специи!):

Пример 6.

Итак, вывод:

Дополнение 5: ХРОМАТИЗМЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА СИЛЬНЫХ ДОЛЯХ
и быть наравне с другими нотами!

Попробуйте объединить все освоенное при решении задач 2.1 – 2.4 и добавить в игру хроматизмы. Получается? Уверен, что вы дольны собой:-).

Чуть выше, в Дополнении 3, я говорил о «волшебном приеме» и что позже еще вернусь к этому вопросу. Вот комментарий.

Несколько лет назад для одной американской компании я разрабатывал алгоритм, который должен был имитировать хроматическую «блуждающую» игру баса, создаваемую на основе уже готовой партии. В этом алгоритме был применен именно этот «волшебный прием» – каждая нота заменялась серией более мелких длительностей, образующих хроматическое полутоновое движение. Естественно, что акценты оставались только на «правильных» нотах. В результате новая партитура была вполне пригодной для создания композиций джазового характера. Вот результат работы этого алгоритма (В первой части исходный пример, а во второй после преобразования):

Пример 7.

Ну что же. Я полагаю, мы прошли с вами еще один очень полезный этап в овладении искусством импровизации. Успехов вам! И до следующих упражнений.

Алексей Устинов, Вирартек, 3 февраля 2010 г.

Назад: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1
Вперед: Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7

Поделиться…


Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

* Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе

 

Перейти к списку статей >>

 

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Отзывы и комментарии:

2010-06-06 Вероника:
Статьи очень интересные!!! очень хочу увидеть продолжение!))) просто я сейчас начинаю играть в рок-группе и мне очень нужно научиться импровизации, но в музыкальной школе (я занимаюсь там уже 8 лет) этому не учат((((думаю, что благодаря этому сайту у меня всё получится)))

2010-07-18 KeyboardFun:
Отличный цикл статей! Спасибо! Наткнулся случайно. Буду рекомендовать своему другу для размещения на его сайте... Хочется продолжения, пожалуйста.

2010-08-03 Светлана:
Огромное спасибо за статьи! Я работаю в муз. школе, понимаю, что учим детей не совсем так, как надо. Очень хотелось бы научиться самой и научить своих учеников. Пожалуйста, напечатайте материал полностью!!!

2010-08-16 Наталья:
Спасибо огромное за такой системный подход =) Надеюсь, собранный Вами материал послужит началом и основой, например, факультатива "импровизации" в муз.школах.

2010-11-02 Любовь:
Алексей, надеюсь, вы не будете возражать, если я буду выкладывать адрес вашего сайта на тех форумах, где много педагогов музыкантов? Им НАДО ЭТО ЗНАТЬ!

2010-11-13 Tux:
Большое спасибо за статьи, это самое понятное объяснение импровизации, которое я встречал. Благодаря этим статьям у меня уже что-то получается. Хотелось бы, конечно, продолжения, хотя, в принципе, стартовая точка уже есть, и несколько интересных мини-приемов я открыл для себя сам, так даже интереснее)

2011-03-28 Елена:
Огромное спасибо за ваши статьи! Инстинктивно начала учить детей импровизировать, чтобы уроки были интересными и образными, чтобы детям хотелось приходить на занятия! Ваши статьи систематизировали мои мысли! Работаю в муз. школе. С благодарностью, Елена

2012-01-25 Владимир из Омска:
С самой темой и её решением согласен. На этапе школьного муз. образования, где не преподаётся классическая гармония, а без знаний таковой затруднено понимание многих аспектов данного направления, большим подспорьем была бы помощь педагога-практика. Увы, не все они владеют, а по большому счёту их нет. Статья, несомненно, нужная, но чтобы практика по данной теме не отвлекала учащихся от школьной программы (музыкальной). Хорошую помощь, на мой взгляд, могло бы оказать прослушивание с визуальным восприятием музыкальных файлов формата MIDI с использовании компьютерной программы NotationPlayer. Необходимо лишь закачать на компьютер файлы данного формата. Конечно, эти файлы может воспроизвести и встроенный плеер, но увидеть партитуру, увы, невозможно. А дальше - анализ и практика. Это только часть решения. Многое зависит и от муз. инструмента. Одна и таже композиция будет звучать по разному, например, на ф-но и на баяне. Да и партию для левой руки необходимо включить. Итак, кто решил добросовестно овладеть искусством музыкальной импровизации - больше слушать соответствующую музыку, овладевать теорией гармонии, слушать различные ритмы и использовать для всего этого самые различные соответствующие источники информации.

P.S. Очень полезно (поковыряться) в старых нотных изданиях композитора И.Дунаевского, чья гармония - это просто клад. Всем успехов.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.