Основатель архитектурной традиции — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основатель архитектурной традиции

2020-01-13 329
Основатель архитектурной традиции 3.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Посмотрим другие, тоже не менее интересные постройки Брунеллески, потому что, как ни странно, флорентийцы его больше ценили за его механизмы, а сегодня, конечно, мы понимаем, что он был великим архитектором. Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. Это прежде всего Воспитательный дом. Он его даже начал строить немножко раньше, чем приступил к работе над куполом Санта Мария дель Фьоре. Воспитательный дом, или Оспедале дельи инноченти, то есть приют невинных, приют невинных младенцев. Здесь содержались дети, оставшиеся без родителей, и он, кстати, до XIX века именно в таком качестве и функционировал.

Можно сказать, что это фактически первая такая архитектурная постройка Ренессанса, потому что купол Санта Мария дель Фьоре — это особое изобретение Брунеллески, это очень красивая вещь, но она особая, а вот то, что начинает архитектурную традицию, это, конечно, Оспедале дельи Инноченти.

Это легкая аркада, очень такая, я бы сказала, изящная, дающая красивый выход на площадь, украшенная сверху изображениями, медальонами с фигурками младенцев.

Также, конечно, знаменитая церковь Сан Лоренцо, ставшая впоследствии семейной усыпальницей Медичи. Еще не кончив Воспитательный дом, Брунеллески уже взялся за работу над старой сакристией базилики Сан Лоренцо. То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Вот уже Медичи доверили ему такой очень важный заказ, потому что сама базилика Сан Лоренцо была построена еще в 393 году. Конечно, она потом перестраивалась несколько раз, но здесь он повторил, отчасти повторил этот купол, но, конечно, не в таком блестящем виде, потому что и меньший размер нужно было перекрывать, и здесь не требовалось таких инженерных усилий. Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. Потом мы увидим здесь и работы Донателло, и работы Микеланджело будут установлены, усыпальницы Медичи. Практически большая часть семьи Медичи этого времени, от Козимо Старшего до Козимо III, будут похоронены здесь.

Здесь он использовал ордер. Это тоже очень важно. Вообще он вводит ордер, античный ордер. Он как бы прививает любовь к античному ордеру. До этого колонны с капителями, конечно, использовали раньше архитекторы, а Брунеллески вводит очень четкий вот такой ордер по античным пропорциям. Именно ордер, может быть, больше, чем что бы то ни было, и вот эти арки, конечно, связывали его постройки с постройками античности.

Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. В 1429 году, по заказу богатого флорентийского семейства Пацци, Брунеллески стал строить капеллу во дворе церкви Санта Кроче. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство. Это были соперники Медичи. И, к сожалению, несколько построек, в том числе и эту, Брунеллески не довел до конца, но и сами Пацци тоже не смогли ее довести до конца. Это уже, может быть, даже уже и без Брунеллески, потому что в 1478 году они составили заговор против Медичи, и тогда случилось знаменитое убийство Джулиано, младшего брата Лоренцо Великолепного. И несмотря даже на то, что были такие потери и такая трагедия в семье Медичи, Медичи сумели подавить этот заговор, и, конечно, участь Пацци была решена. Они были изгнаны, и с ними расправились очень жестоко. Но тем не менее капелла Пацци существует, так, как ее задумал, может быть, доделывали уже другие мастера, но как ее задумал Брунеллески. И тут тоже видно, вот эта логика, вот эта простота, к которой стремится Брунеллески в своих постройках, четкий ритм, пропорции. Именно это он вводит, и этому будут подражать потом другие мастера.

Вот купол. Потому что до этого, конечно, с куполами в Европе было не очень хорошо. Купол умели строить византийцы. В восточнохристианском искусстве, архитектуре купол главенствовал. Вспомним купол знаменитого храма Святой Софии в Константинополе, про который говорили, что он подвешен золотыми цепями к небу. Это огромное перекрытое пространство. Этого, конечно, не умели делать, во всяком случае, до Брунеллески. А потом уже Высокий Ренессанс, собор Святого Петра в Риме, конечно, даст пример великолепного купола.

Но здесь меньшие, конечно, соразмерные человеку постройки, но они все построены на очень красивых пропорциях, арок, куполов, медальонов и так далее. Вот она, капелла Пацци. Очень простой фасад, тоже похожий даже больше на раннехристианские времена, чем на античность.

И такая вот внутренняя часть. Я бы сказала даже, аскетичная, черно-белая, с небольшими фрагментами майоликовых вставок Луки делла Роббиа. Вот такое новое пространство. Практически он создает новое архитектурное пространство.

И еще одна постройка, которая тоже не была им завершена, — это ораторий церкви Санта Мария дельи Анджели. Здесь он возвращается к сложной форме, тоже известной еще по раннехристианским временам, восьмиугольной. Перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых еще увеличено полукруглой нишей. То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. Интересно, что снаружи из восьмиугольника, благодаря расширению, получался шестнадцатиугольник, и там должны были стоять статуи, которые символизировали свободные искусства. То есть это тоже такой интересный памятник Ренессанса, где должна была быть вот эта мысль об искусстве, которое прославляет Бога и человека.

Церковь Санто Спирито тоже построена Брунеллески. Тоже начата, но не докончена. Но тут, может быть, меньше архитектурно интересного.

И Палаццо Питти – еще один дворец. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. Вот здесь мы видим другое палаццо, палаццо Питти, которое тоже, кстати, доканчивал уже не сам Филиппо Брунеллески. Но тоже мы видим, что торжествует вот этот вот античный, такой на Рим, даже не на Грецию, а именно на Рим ориентированный стиль, потому что для них античность, конечно, с Римом была связана. Если для восточнохристианского искусства античность была связана с Грецией, то, конечно, здесь была своя античность – Рим. И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома.

Лука Питти — тоже интересный персонаж, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи, но тоже ничего у него не получилось, потому что все соперники Медичи терпели рано или поздно крах.

И, конечно, заканчиваем мы снова портретом Брунеллески, который сделан был Андреа Кавальканти. Умер Брунеллески в 1446 году, как пишет Вазари, «16 апреля ушел в лучшую жизнь после многих трудов, положенных им на создание тех произведений, которыми он заслужил славное имя на земле и обитель упокоения».

Похоронен Филиппо Брунеллески во флорентийском соборе, купол которого его прославил. Эпитафия на его могиле гласит так: «Насколько зодчий Филиппо был доблестен в искусстве Дедала, свидетельствуют как удивительный купол его знаменитейшего храма, так и многие машины, изобретенные его божественным гением». клиники «Эксимер»

Вот видите, его современники и ближайшие потомки очень ценили его инженерный ум, его машины. Он ведь очень много сделал для флота, он запатентовал множество механизмов, которые потом использовали в промышленности. Когда мы говорим о человеке Ренессанса, таком разностороннем, это, конечно, Филиппо Брунеллески. Это прежде всего Филиппо Брунеллески.

Вазари пишет о нем: «Бесконечно горевало о нем отечество, которое узнало и оценило его гораздо больше после смерти, чем при жизни. Его похоронили с почтеннейшим погребальным обрядом и всяческими почестями в Санта Мария дель Фьоре, хотя семейная усыпальница находилась в Сан Марко. Мне думается, о нем можно было утверждать, что от времен древних греков и римлян и до наших дней не было художника более исключительного и отличного, чем он».

Это говорит Вазари. Хотя он и любит рассыпать комплименты художникам, и, собственно, в этом и состояла, наверное, задача его «Жизнеописания», но вот, оценивая вклад Брунеллески, мы можем сказать, что это человек, который повернул архитектуру и инженерную мысль, и культуру, может быть, даже мышление итальянцев в период Ренессанса.

Материалы

· Архитектура эпохи Возрождения в Италии. В кн. «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Отв. редактор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1967.

· Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

· Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ. М.. 2000.

· Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. М, Искусство, 1978.

· Жестаз Б. Ренессанс от Брунеллески до Палладио.М., 2003.

· Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.

· История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982.

· Тарханова С. Брунеллески. В кн. Великие архитекторы. Том XIII. М., 2015.

· Argan G. C. Brunelleschi. Milan, 1978.

· Field J. V. The invention of infinity: Mathematics and art in the Renaissance. Oxford, 1997.

Галерея (60)

Флоренция, Тоскана

 

Вид на Понте-Веккьо
Флоренция, Тоскана

 

Флоренция, Тоскана

 

Козимо Медичи Старший
Скульптор – Луиджи Маджи (итал. Luigi Magi, 1804–1871). Галерея Уффици, Флоренция

 

Палаццо Медичи-Риккарди. 1444–1460
Архитектор – Микелоццо ди Бартоломео (итал. Michelozzo di Bartolomeo, 1396–1472). Флоренция

Герб Медичи
Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Внутренний двор Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Шествие волхвов. 1459–1460
Фреска. Художник – Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420–1497). Капелла волхвов. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Шествие волхвов. Фрагмент. 1459–1460
Фреска. Художник – Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420–1497). Капелла волхвов. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Филиппо Брунеллески. Ок. 1838
Скульптор – Луиджи Пампалони (итал. Luigi Pampaloni, 1791–1847). Галерея Уффици, Флоренция

Портрет Антонио Манетти. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Предполагаемый портрет Филиппо Брунеллески. 1427–1428
Фрагмент фрески. Художник – Мазаччо (итал. Masaccio, 1401–1428). Капелла Бранкаччи, Флоренция

 

Портрет Филиппо Брунеллески. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Паоло даль Поццо Тосканелли. XIX в.
Фрагмент памятного рельефа. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Трёхскоростная лебёдка Брунеллески. Ок. 1480
Художник – Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 1452–1519). Библиотека Амброзиана, Милан

Фрагменты алтаря Сан Якопо. 1400–1401
Серебро, позолота. Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Капелла Распятия, собор Сан-Дзено, Пистойя

 

Портрет Донателло. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Распятие. 1410–1415
Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Капелла Гонди, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Мадонна с Младенцем. 1402–1405
Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446) или Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Дворец Даванцати

 

Баптистерий Сан-Джованни. 1059–1129
Флоренция

Мозаики на своде купола баптистерия Сан-Джованни. XIII–XIV вв.
Флоренция

 

Баптистерий Сан-Джованни и собор Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

 

Жертвоприношение Авраама. 1401
Бронза, позолота. Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Музей Барджелло, Флоренция

 

Райские врата. 1403–1424
Бронза, позолота. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Храм Минервы Медики. IV в. Рим

Перспективный рисунок церкви Санто Спирито. 1428
Автор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446)

 

Св. Троица. 1425–1427
Художник – Мазаччо (итал. Masaccio, 1401–1428). Базилика Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Собор Санта Мария дель Фьоре. 1296–1436
Флоренция

 

Раскопки собора Святой Репараты
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

 

Интерьер собора Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

Разрез и план купола собора Санта Мария дель Фьоре
Художник – Чиголи (итал. Cigoli di San Miniato, 1559–1613). Кабинет рисунков и гравюр, галерея Уффици, Флоренция

 

Автопортрет. Фрагмент «Райских врат». 1403–1424
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Модель купола собора Санта Мария дель Фьоре. 1418–1419
Дерево. Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Музей собора, Флоренция

 

Схема внутренних лесов купола собора Санта Мария дель Фьоре, разработанная Филиппо Брунеллески
Реконструкция XVII в.

 

План купола собора Санта Мария дель Фьоре

Разрез собора Санта Мария дель Фьоре

 

Общий вид крана Брунеллески. I пол. XV в.
Художник – Таккола (итал. Taccola, 1382–1453). Национальная центральная библиотека Флоренции

 

Купол собора Санта Мария дель Фьоре. 1420–1436
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Фонарь собора Санта Мария дель Фьоре. 1446–1471
Архитектор – Микелоццо ди Бартоломео (итал. Michelozzo di Bartolomeo, 1396–1472). Флоренция

 

Портрет папы Евгения IV. XV в.
Гравюра. Художник – Жан Фуке (фр. Jean Fouquet, 1420–1481). Национальная библиотека Франции, Париж

Иоанно-Предтеченский монастырь. 1860–1879
Архитектор – Михаил Быковский (1801–1885). Москва

 

Флоренция. 1493
Миниатюра из «Нюрнбегской хроники»

 

Кран Брунеллески. XV в.
Художник – Буонаккорсо Гиберти (итал. Bonaccorso Ghiberti, 1451–1516). Национальная центральная библиотека Флоренции

 

Восточный фасад собора Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

 

Герб Демидовых. Фасад собора Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

Собор Санта Мария дель Фьоре с высоты птичьего полета
Флоренция

 

Воспитательный дом. 1419–1445
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Воспитательный дом. Фасад. 1419–1445
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Медальоны на фасаде Воспитательного дома. Ок. 1490
Скульптор – Андреа делла Роббиа (итал. Andrea della Robbia, 1435–1525). Флоренция

 

Церковь Сан Лоренцо. 393
Перестроена в 1420–1429. Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

Интерьер церкви Сан Лоренцо
Флоренция

 

Капелла Пацци. 1429–1478
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Интерьер капеллы Пацци
Флоренция

 

Ораторий церкви Санта Мария дельи Анджели. 1434–1937
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Церковь Санто Спирито. 1439–1487
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

Палаццо Питти. 1458–1464
Флоренция

 

Портрет Луки Питти. II пол. XVI в.
Неизвестный художник. Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

 

Филиппо Брунеллески. 1447–1448
Скульптор – Андреа Кавальканти (итал. Andrea di Lazzaro Cavalcanti, 1412–1462)

 

Гробница Филиппо Брунеллески
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

 

Филиппо Брунеллески. Ок. 1769–1775
Гравюра. Художник – Джованни Баттиста Чекки (итал. Giovanni Battista Cecchi, ок. 1748–1815). Британский музей, Лондон

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.