Значение слов: «от мира отречься» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Значение слов: «от мира отречься»

2020-01-13 100
Значение слов: «от мира отречься» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Об отречении от мира мы поговорим подробно в теме о деятельности человека, а сейчас скажем кратко для того, чтобы каждый из нас мог рассудить о своей мере приверженности к миру, а значит и сребролюбию.

Следует сразу отметить, что к христианскому отречению не относятся философские языческие отречения от богатства.

Платон, митр. Московский (т.1, Слово о милосердии): «Не то заслуживает похвалу, чтоб богатство собрать, но чтоб знать, как его употребить. Некоторой языческой философ, бросая в море деньги, сказал: «чтоб не погубили вы меня, погублю я вас». Погубило ли бы сего нерассудного мудреца богатство его, ежели бы оно на честные употребления расточено было? Но в этом состояла языческая добродетель: а мы, Евангельскою высокою просвещенные истинною, можем ли еще требовать в том наставления?».

Итак, первое значение понятия «от мира отречься» заключается в том, что человек должен избавиться от пристрастий, независимо от того, где он живет в монастыре или в миру.

Тихон Задонский (Плоть и дух, 27): «Первое. Мир презреть или от мира отречь­ся — это не иное что, как не иметь пристрастия к тленным и суетным вещам, как-то: к чести, богатству и прочим».

Это отречение является внутренним и для него не обязательно удаляться от мира, но обязательно бороться и искоренять свои страсти, и, например, при наличии в себе страсти сребролюбия надо быть нестяжательным, не иметь страха перед бедностью, уповать на Бога, исполнять добродетели и заниматься молитвой и чтением.

Василий Великий (Творения, ч.6): «…Удаление от мира состоит не в том, чтоб телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности, ни товарищества, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, беззаботным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать напечатлеваемое в сердце Божественным учением».

Феофан Затворник (Проповедь в неделю Великого Поста (15.03.1864 г)): «(Предполагаю, скажут): «Так это к монахам идет, чтоб иметь мир распятым себе и себя распять миру, а не к.нам, мирянам». Нет, не так, братие! Апостол это в лице своем всем христианам дал закон и всех обязал так устроиться в себе, чтоб всякий мог сказать: «мне мир распяся, и аз миру». Вот посмотрите, как это может и должно совершиться в вас. Возьмите! вы во внимание, что словом «мир» означается, собственно, не сожительство человеческое, не дела житейские, а все греховное, страстное, богопротивное. Мир - то, в чем качествуют похоть плоти, похоть очес и гордость житейская или где царствует всякий грех. В сем смысле слова: «мне мир распяся, и аз миру» будут значить то же, что: «мне всякий грех распялся, и я всякому греху распялся» Как же это и когда бывает? Заметьте, наперед, что в каждом грехе есть две стороны; одну составляют греховные дела, а другую — греховная страсть. Страсть служит источником и причиною греховных дел, а дела суть произведение и выражение страсти. Так, например, гневливость или сердитость есть страсть греховная, в сердце живущая; а дела, в коих она выражается, суть: вспышки гнева, брань, свары, споры, драки, убийства. Страсть одна, а сколько у нее дел? И все они от нее одной происходят. Также сластолюбие, или чувственность, есть греховная страсть к чувственным удовольствиям; а дела ее суть: многоядение, сладкоядение, многопитие, сладкопитие, гулянье в трактирах, на гуль­бищах, в непотребных домах, в театрах, на балах, вечеринках. То же надобно разумев и о всякой страсти. Всякая страсть, одна в сердце, вовне телом выражается многими делами».

Наравне с внутренним отречением, человек может отречься от мира и внешне. Это второе значение слов «от мира отречься», и это, как и при первом отречении, путь не только монахов и истинных подвижников, но и всех христиан с той разницей, что одни живут в миру, а другие в монастыре.

Тихон Задонский (Плоть и дух, 27): «Второе. Отречься от мира не только одни монахи, как многие неправильно думают и го­ворят, должны, но и все христиане, ибо, как выше из Писания видно, о горнем помышлять, а не о земном (Кол.3,2) всем повелевается, хотя монахам особенно долг этот надлежит».

Второе, внешнее отречение является результатом внутреннего отречения, т.к. человек, осознавший пагубность пристрастия к миру и к богатству, старается очистить сердце от того, что в нем собрано. И для этого человек уединяется, поститься, читает Святое Писание и т.д.

Авва Моисей (Собеседования Египетских отцов преп. Иоанн Кассиана, 1,7): «…для этой чистоты (сердца) нам должно все де­лать и желать; для нее в пустыню надобно удаляться, для нее должно нам предпринимать по­сты, бдение, труды, нищету телесную, чтение и другие добродетели, именно чтобы чрез них сде­лать и сохранить сердце наше чистым от всех вредных страстей, и для соблюдения их (то есть поста, бдения и прочего)… Итак, посты, бдения, упражнение в Священ­ном Писании, нищета, расточение всего имуще­ства не составляют совершенства, но суть только средства к совершенству; поелику не в них состоит конец жизни монашеской, но посредством их достигается конец. …Итак, всего, что может возмущать чистоту и спокойствие нашего духа, надобно избегать, как вредного, хотя бы и казалось полезным и необходимым. Этим прави­лом мы возможем избежать уклонения во всякие погрешности и развлечения и по прямому на­правлению достигнуть желаемого конца».

Эти два вида отречения также отражены в следующих словах Апостола Павла в послании к галатам гл.6, ст.14: «мне мир распяся, и аз миру»

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, поуч.1): «Мне мир распяся, и аз миру» (Гал.6,14). Какое же между этим различие? Как мир распинается человеку, и человек миру? Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние (другим) и притом (от них); тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола: «мне мир распяся»; потом он прибавляет: «и аз миру». Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самоуслаждений, или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий, и умертвит свои страсти: тогда и сам он распинается миру, и сподобляется сказать с Апостолом: «мне мир распяся, и аз миру»».

Феофан Затворник (Проповедь в неделю Великого Поста (15.03.1864 г)): «Когда кто оставляет дела греховные или стра­стные, тогда распинается ему грех, или мир; а когда кто и самую страсть греховную в себе по­гашает и искореняет, тогда и он распинается гре­ху, или миру. Так, например, когда кто оставляет гульбища, театры, трактиры, вечеринки и прочее, так что никто никогда не видит его ни в каких непотребных делах и местах, а всегда все видят его в поведении исправным и степенным; тогда, значит, грех, или мир, этою частию своею умер для него, или распялся ему. Но при сем нельзя еще наверно сказать, чтоб и сам он распялся греху, или миру. Ибо хотя нет его в тех местах и делах телом, но он может быть там сердцем и умом. Нет его в театре телом, но он может думать о нем и с соуслаждением говорить: «Как бы хоро­шо побыть там». Нет его в трактире и на гуля­ньях телом, но он может быть там умом и серд­цем, может думать и желать, как бы попасть туда, жалея, что его нет там. Во всех сих и подобных случаях, хотя грех, или мир, распялся ему, но он сам еще не распялся греху, или миру, еще любит его, еще желает его и услаждается им. Одолел он себя настолько, чтоб удаляться от греховных дел; а сердца своего еще не переломил, еще не научил его не любить греховных дел, отвратить­ся от них и возненавидеть их. Пред Богом он еще грехолюбец, или миролюбец. Ибо Бог смотрит не на одни дела, а паче на сердце (1Цар.16,7). Почему должно нам не только отстать от дел страстных и греховных, но преодолеть и погасить самые страсти так, чтоб не услаждаться никакими стра­стными предметами и делами, а иметь к ним отвращение и гнушаться ими. Вот когда уже кто достигнет до этого состояния, когда кто не только дел греховных делать не будет, но и самое пристрастие к ним погасит в себе; тогда он; может сказать о себе, что и он распялся миру. Итак, поставьте вы на одну сторону все греховные и страстные дела, а на другую — греховные страсти и так помышляйте: когда оставите вы все страстные дела, тогда будет значить, что мир вам распялся; а когда вы самые страсти погасите, тогда будет значить, что и вы распялись миру. Вот в каком разуме и к вам, мирянам, приложим закон, чтоб иметь мир распятым себе и себя распять миру. Первое выражается тем, что чело­век порочный оставляет жизнь распутную, дур­ную, зазорную и начинает жить степенно, испра­вив свое поведение. А второе выражается тем, что не только, исправного кто бывает поведения, но и чувства сердца своего держит исправными, чистыми и Богу приятными. Первое легче, а вто­рое труднее. Почему не у всякого, исправного по внешнему поведению, исправно бывает и сердце.

Это и было причиною, что Апостол не оста­новился на одном распятии мира, или греха, — нам, но прибавил и распятие нас — миру. «Ма­ло, — как бы так говорит, — мало, что твое пове­дение исправно. Ты в сердце свое войди, пересмотри там свои чувства и расположения и их все сделай святыми и Богу угодными». Испол­няет сию апостольскую заповедь тот, кто, вошедши в себя, к Богу возносится умом своим, и, Его в себе созерцать напрягаясь непрестанно, по­мышлением о Нем испытывает правоту всякого своего помышления и чувства, и прогоняет все неправое, как богопротивное; кто, водворивши в себе страх Божий, строго внимает себе и без жалости посекает всякое нечистое расположе­ние, сопутствующее ли делам или предшествую­щее и последующее им, — и, таким образом, вся­кое дело очищает и чистым представляет Богу, как жертву непорочную и всесожжение тучное. Что же вы изберете? Надобно избрать то и другое. Кто в страстные дела запутался брось их и исправь поведение свое. Кто исправил по­ведение - не останавливайся на одном этом, а войди внутрь себя и исправь самое сердце твое, погасив в нем страсти, кои и исправное для лю­дей поведение делают неисправным пред лицем Бога, Который видит сердце и по нем оправды­вает или осуждает человека. Тогда и из вас всякий со Апостолом может сказать: «мне мир распяся, и аз миру». Аминь».

Итак, каждый христианин в отношении к отречению должен поступать по своему усмотрению и по обстоятельствам его жизни, но он должен обязательно помнить о том, что Господь будет судить нас по мере наших плодов.

Иоанн Златоуст (Толкование на Матф.13): «(Господь) показывает различные роды добродетели. По милосердию Своему, Он не один только указал путь и не сказал, что тот будет отчужден, кто не принесет сторичного плода; спасется, говорит Он, и тот, кто принесет плод в шестьдесят крат, и даже кто в тридцать. Это для того Он сказал, чтобы облегчить нам путь к спасению. Итак, не можешь переносить трудного состояния девства? Вступи в брак и живи целомудренно. Не можешь совершенно расстаться с богатством? Уделяй часть от имения твоего. Для тебя трудно и это бремя? Разделяй с Христом имение твое. Не хочешь отдать Ему всего? Отдай по крайней мере половину, или третью часть. Если Он твой брат и сонаследник на небесах, то сделай его сонаследником и здесь. Ему давать - значит себе давать».

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.