Протестантские секты XVI-XVIII веков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Протестантские секты XVI-XVIII веков

2020-01-13 267
Протестантские секты XVI-XVIII веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

Социане (Унитарии)

Одна из наиболее либеральных протестантских сект. Зародившись в Южной Европе, движение вскоре переместилось в страны Средней Европы. В Женеве произошла встреча врача Сервета, одного из носителей новых взглядов, с Кальвином. Услышав проповеди Сервета, Кальвин вознегодовал и позже, по его требованию, Сервет был сожжен на костре. В Польше и Венгрии вольнодумцам удалось объединиться в свободную единую общину, принявшую название Социан или Унитариев. Их учение носит чисто рационалистический характер. Оно отвергает все основные истины Св. Писания (догмат о Св. Троице, Боговоплощение). В Боге, по мнению социан, одно лицо (отсюда - "унитарии"), Христос - не Бог, но великий учитель и пример самоотверженного служения. Они открыто глумились над церковью и духовенством. В том же XVI веке были изгнаны из Польши. Учение в значительной мере распространилось в Англии и Америке, где его приверженцы называют себя "Унитариями".

Анабаптисты

Секта получила свое название от перекрещивания всех, вступающих в ее ряды. Своей целью ставит завоевание свободы, отвержение всех существующих властей, общественных отношений, и установление полного равенства в пользовании имуществом и даже общности жен. По сути секта является социально-политической революционной организацией, действующей под прикрытием религии.

Секта возникла в 1520г. в Саксонии. Лютер выступил против проповедников нового течения, вступил с ними в горячий спор, а позже назвал исчадиями ада и проклял их в Виттенбурге. Их проповедь о вот-вот грядущем страшном суде, рассказы об апокалиптических видениях овладели умами широких слоев населения и вызвали волнения. В частности, в Мюнстере булочник из Голландии Иоган Бокгольд захватил власть, объявил Мюнстер Новым Иерусалимом, себя - царем Нового Сиона и приказал разрушить христианские храмы, сжечь библиотеки и произведения искусства, перебить состоятельных граждан и духовенство. Была введена общность жен. Режим, установленный Бокгольдом, просуществовал до 1535 года, когда город был взят правительственными войсками.

После падения "Нового Иерусалима" движение стало клониться к упадку. К новой жизни его возродил бывший католический священник, обратившийся в анабаптизм, Симон Меннон.

Меннониты

Меннону удалось собрать рассеявшихся анабаптистов в общины и ввести строгую дисциплину. Он сохранил отрицательное отношение к католицизму и лютеранству, но активно-революционное отношение к государству сменил пассивно-отрицающим, проповедуя уклонение от присяги, от военной и гражданской службы и от обращения в суды. Тогда же организация переменила название на меннонитов, по имени преобразователя. Кроме Германии, общины меннонитов распространились в Голландии, России, Англии и Америке.

Квакеры

Одновременно с баптистами в Англии и Шотландии возникла секта квакеров, основанная членом пресвитерианской общины Георгом Фоксом. Фокс вообразил себя свыше призванным восстановить истинное Христианство и, выдавая свои размышления за непосредственные, ему данные откровения Божественного Духа, выступил в 1647 году с проповедью о покаянии, создал "совершенную церковь непосредственно озаряемых Духом Святым". Последовательно развивая основные положения учения Лютера, Фокс пришел к следующим выводам: 1) истинным толкователем Св. Писания является только Дух Святой и за прошедшие столетия этот Истинный Толкователь не был ни в одном из религиозных обществ и, следовательно, в них нет истинного христианства; 2) только Георг Фокс получает откровения непосредственно от Духа Святого; и 3) истинное христианство не в догматах, не в богословских системах и не в Церкви, а в непосредственном озарении каждого человека от Духа Святого, который, не только учит, как правильно понимать Св. Писание, но и может привести ко спасению каждого человека в отдельности. Квакеры отвергают апостольское учение о церкви, все христианские таинства, в т.ч. Крещение. Искаженное понимание некоторых моментов Писания привело квакеров к отрицательному отношению к государственной власти, к военной службе и присяге. В настоящее время общины квакеров существуют в США, Англии, Голландии и Германии.

Методисты

Движение методистов вышло в XVIII веке из англиканства и имело своей целью реформирование англиканской церкви. Основатель - Джон Веслей, богослов Оксфордского университета. Оставив преподавание, он стал странствующим проповедником благочестия, пребывая в уверенности, что Благодать Божия с ним. Вскоре был отлучен от англиканской церкви и создал из единомышленников "соединенное общество". Догматически методизм близок к англиканству. В методистской церкви имеются епископы, хотя считается, что они лишены апостольской благодати. Методисты насчитывают около 12 миллионов членов и разбиты на 20 обществ с различными названиями. Распространены они в основном в Америке.

 

Баптисты

 

 

 

Секта, вышедшая из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в 1633 году, а в 1639 году она уже была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал штат Род-Айленд. Первое время влияние секты было незначительным. Только в конце XVIII века, после создания "Проповеднического союза", который объявил своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а якобы только проповедь среди американских негров христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку многих богатых американцев.
Эта секта распадается на множество толков. Ее деление началось с XVII века, когда баптисты разделились на "частных", принявших учение Кальвина о безусловном предопределении, и "общих" или "баптистов свободной воли", признающих всеобщность спасающей благодати Божией. "Баптисты 7-го дня", празднующие субботу вместо воскресения; "Христианские баптисты", отвергающие догмат о Св. Троице, учение об аде и дьяволе и христианские праздники, "Баптисты-тункеры", "Баптисты шести принципов", "Евангельские христиане", "Штундисты", "Евангелисты" - все это названия различных течений одной и той же секты. Некоторые из этих групп к настоящему времени прекратили свое существование, влившись в другие течения баптизма или исчезнув вовсе.
Все направления баптизма объединяет отрицание возможности и действительности крещения младенцев. До недавнего времени баптисты, как прежде анабаптисты и меннониты, категорически отвергали присягу, военную службу и суды.
В Россию баптизм проник в XIX веке. Современный российский баптизм исторически образовался в результате слияния четырех религиозных групп баптистского толка, сходных по учению, но ранее проникших на территорию России и существовавших по отдельности: баптистов, евангельских христиан, части пятидесятников и братских меннонитов.
Активная миссионерская деятельность по распространению баптизма в России началась в 1859 году, когда Унгер - немецкий проповедник идей меннонитов среди русских крестьян, работавших в немецких колониях на юге Украины, установил связь с руководителями немецких баптистов, которые обеспечили приток в Россию большого числа миссионеров. С тех пор началось обращение в баптистскую веру русскоязычного православного населения юга страны. Действуя в первое время скрытно, но очень активно, контактируя непосредственно с крестьянами и уверяя их в "заблуждениях" Православия и "истинности" баптизма, миссионерам удалось обратить в баптизм не только отдельных людей, но в некоторых селах значительную часть их населения. За двадцать с небольшим лет баптизм с юга Украины проник на Кавказ, в Орловскую, Калужскую, некоторые соседние с ними губернии и в Москву. В то же время баптизм проникает в Сибирь и на Дальний Восток, которые из-за удаления от центра были удобны для прозелитической деятельности. Вместе с ростом зоны географического распространения стал меняться и характер поведения баптистов. Отмечались случаи глумления баптистов над православными святынями и таинствами, вмешательства их в совершение разных православных обрядов, что привело к столкновениям с православным населением и привлекло внимание властей. В 1894 году положением Кабинета министров баптизм был объявлен особенно вредной сектой в церковном и общественно-государственном отношении, а последователям секты запрещалось организовывать общественные собрания. Их положение, как и всех русских сектантов, изменилось с появлением так называемого закона о веротерпимости 1905 года и указа о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 года. С той поры сектантские организации вообще и баптисты в частности стали открыто проводить свои собрания, организовывать просветительские и библейские кружки, часто обманом завлекая в них православное население. Во время первой мировой войны предпринималась попытка ограничить деятельность секты, однако по ее окончании начался новый всплеск миссионерской активности. Но наиболее быстрыми темпами баптизм начинает распространяться после 1917 года.
Одновременно с распространением баптизма в среде простого народа в светских кругах стали возникать общины евангельских христиан. Русская интеллигенция еще со времен Екатерины II под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православной Веры. Это впоследствии привело к преобладанию в светских кругах людей, воспитанных в духе неверия или формального отношения к вере, западничества и пренебрежения к тем духовным основам, на которых устраивалось и многие века держалось русское общество. В то время среди высшего общества стали популярны проповеди некоего лорда Редстока, популяризатора учения евангельских христиан, которые он читал на французском языке. Скоро у него появились последователи, в том числе и очень состоятельные граждане. Стали появляться приюты, дома попечения, детские школы и другие благотворительные заведения, при помощи которых новое учение и нетерпимое отношение к Православию стало распространяться среди простого народа. В 1884 году подобные действия попали в поле зрения властей, которые, понимая опасность распространения религиозных заблуждений и ересей для национальной безопасности, предприняли ряд попыток к их ограничению. В том же 1884 году состоялась первая неудачная попытка слияния евангельских христиан с баптистами. Подобные попытки предпринимались впоследствии неоднократно, но из-за того, что центр баптизма находился в Москве, а евангельских христиан в С.-Петербурге, они долго не могли увенчаться успехом. После 1917 года, как и баптисты, евангельские христиане переживают организационный рост, образуется Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ).
В первые годы Советской власти эти две организации находились во враждебных отношениях. Так продолжалось до второй мировой войны, во время которой между евангелистами и баптистами наметились тенденции к сближению. В 1944 году прошел объединительный съезд ВСЕХ и Союза баптистов, на котором было принято решение о создании Союза евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ), через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 году - братские меннониты. Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях, входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в Вашингтоне (США). Численность крещеных членов организации в России в настоящее время превышает шестьсот тысяч человек, а с учетом детей, родственников и сочувствующих идеям ВСЕХБ организация оказывает свое влияние на несколько миллионов человек.

(При написании этой главы использовались следующие издания:
Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991 год.
Московская Духовная Семинария. Доц. И.А. Глухов. Конспект по истории и разбору русского сектантства. Загорск. МДС. 1976 год.)

Адвентисты 7-го дня

 

 

 

Характеристика: секта американского происхождения, вышедшая из среды баптизма.

История секты: ее основатель - фермер Вильям Миллер, принадлежавший к одной из баптистских общин в штате Нью-Йорк. Изучение писания привело Миллера к мысли, что скоро наступит кончина мира и тысячелетнее царство Христа. Читая восьмую главу книги пророка Даниила, Миллер принял предсказанные пророком 2300 дней за годы и путем несложных арифметических действий получил год пришествия Христа - 1843 год. В 1831 году он выступил с горячей проповедью на эту тему. Проповедь эта нашла отклик даже в Европе. Но когда подошел 1843 год, Миллер внес небольшую поправку и перенес пришествие Христа на 1844 год, причем точно указал день и месяц, а так же гору в штате Нью-Йорк, на которую непосредственно должен сойти Христос. В указанный день последователи Миллера, облачившись в белые одежды, расположились у "горы суда". После длительного ожидания число сторонников "пророка" резко сократилось, но многие остались верными ему. Их напряженным состоянием и ожиданием близкого второго пришествия воспользовались нехристианские элементы, которые захватили в свои руки власть над этим движением. В 1844 году Георг Сперр издал шесть своих проповедей, в которых отрицал бессмертие души и трактовал вечные мучения как полное уничтожение грешников. Тогда же было решено праздновать ветхозаветную субботу вместо христианского празднования воскресения. В 1945 году Миллер с последователями были исключены из баптистского союза и создали организацию адвентистов. Неудача с 1844 годом позже была объяснена тем, что Христос якобы пришел все-таки, но не на землю, а в небесное святилище и стал творить "суд исследования", определяя дальнейшую судьбу умерших и живущих людей. Для этого суда требовалось от 70 до 100 лет, следовательно, новое пришествие было перенесено на 1932-33 гг., совпадая в определении срока еврейскими раввинами, которые ждали прихода своего "Мессии" именно к этим годам. Последнее предсказание пришлось на 1995 год, что также совпало с новыми предсказаниями раввинов.

Доктрина: сгруппировав и по-своему переосмыслив некоторые места Священного писания, адвентисты считают, что учение о втором пришествии Христа является центром учения Нового Завета. Они создали свою концепцию второго пришествия Христа, во время которого якобы воскреснут сначала только праведники (первое воскресение), которые с Господом пребудут на небе 1000 лет. В это время на земле людей не будет, всякое творение человеческое разрушится и исчезнет. Те из грешников, которые будут жить во время Второго пришествия, на эту тысячу лет будут заключены в ров до Страшного суда. сатана будет скован и место его заключения будет разрушенная земля. Через 1000 лет Христос в третий раз придет на землю, тогда воскреснут нечестивые (второе воскресение) и сатана будет освобожден на малое время, чтобы обольщать народы и собрать их на последнюю брань против Христа, но огонь небесный испепелит их: сатана и нечестивцы будут уничтожены навсегда - это вторая смерть для них. Очищенная огнем земля обновится, и ее заселят праведники. Будет новая столица - Новый Иерусалим, люди будут строить дома, сажать виноградники и жить счастливой жизнью, пребывая в вечном блаженстве.

Кроме того, во взглядах адвентистов явно прослеживается влияние иудаизма. В частности, учение о тысячелетнем царстве Мессии взято из книг раввинов, а учение о трех пришествиях призвано согласовать иудейское ожидание скорого пришествия Мессии, который создаст всемирное государство с благоденствующим населением, с Новозаветным учением о грядущем Втором пришествии Христа во Славе. Попытка соединить христианство с иудейством не нова: она ведет свое начало с гностических сект первого столетия христианской эры.

Впоследствии адвентистское понимание Священного Писания легло в основу учения секты Свидетелей Иеговы, основатель которой Ч.Рассел был разочаровавшимся адвентистом.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.