Инф ормационные технологии в деятельности преподавателя — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Инф ормационные технологии в деятельности преподавателя

2020-01-13 100
Инф ормационные технологии в деятельности преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современные информационные технологии имеют большое значение во всех сферах деятельности человека, в том числе социальной,  образовательной, экономической, политической. С их помощью не только происходит общение людей из разных уголков земли с экономией времени и средств, но и ведется коммерческая, рекламная, агитационная и образовательная работа.

Современный уровень развития науки и техники позволяет применять в образовании то, что еще 50 лет назад человечеству казалось мало возможным: создание единой информационной

 

 

121

 

 

среды РФ, внедрение дистанционного образования, интернет-технологий. Все знания, накопленные человечеством, могут быть собраны в едином месте, что поможет как в исследователи работе, так и в обучении. Известно выражение: «Тот, кто владеет   информацией, — владеет миром!». В сегодняшнем быстро изменяющемся мире владение объективной информацией означает ужеполовину успеха.

Информационные технологии порождают новые знания, которые, в свою очередь, рождают новые информационные технологии. Молодое поколение хорошо осознает преимущества внедряемых информационных технологий. Недостатки образовательно, отсутствие необходимой методической литературы компенсируются организацией самообразовательной деятельности внутри глобального информационного пространства.

Исследования показывают, что технические средства обучения существенно повышают эффективность учебного процесса. Использование технических средств обучения призвано повысить эффективность усвоения учебного материала, сделать учебные материалы наглядными, усовершенствовать процесс передачи информации. Хотя технические средства обучения применяй прежде всего в лекциях и докладах, их использование дает положительный эффект и во время семинаров.

Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в своей профессиональной области, умение «добывать» новые знания и владение способами разработки полученной информации. Для преподавателя это еще иумения в области новых информационных технологий, освоение их сущности, навыки их применения и реализации в учебно - воспитательном процессе высшей школы.

 

Признаками информационной культуры педагога являются:

 

• стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям информационного общества;

• понимание роли и возможностей информационных технологий в развитии общества и системы образования;

• умение конструировать и использовать новые информационные технологии и их средства в профессиональной деятельности;

• владение информационными технологиями и их методиками

5.6. Промежуточный и итоговый контроль знаний студентов

 

В учебном процессе используются промежуточный и итоговый контроль, а также проверка остаточных знаний.

 

122

 

Промежуточный контроль осуществляется в рамках конкретного курса по дисциплине, в рамках блока дисциплин или образовательной программы до завершения периода изучения — дисциплины, блока или программы. Цель промежуточного контроля — проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость изменений содержания и методов обучения.

Итоговый контроль проводится по завершении изучения дисциплины, блока дисциплин или образовательной программы, предусмотренных учебным планом. Цель итогового контроля — проверка степени и качества усвоения материала, умение применять полученные знания в учебных и практических ситуациях. Содержание заданий итогового контроля по каждой дисциплине должно соответствовать перечню дидактических единиц, перечисленных в государственных образовательных стандартах.

Проверка остаточных знаний проводится через определенное время завершения изучения дисциплины, блока дисциплин или образовательной программы. Цель проверки — определить уровень остаточных знаний по данной дисциплине (блоку) и умение использовать их в учебных и практических ситуациях по другим дисциплинам, блокам дисциплин или образовательным программам.

Проверка знаний студентов может проводиться в форме пись­менных или устных работ, компьютерного тестирования.

Письменные проверочные работы могут включать различные задания: закрытые вопросы с выбором ответа, определения терминов, формулировок законов, анализ ситуаций, проблемные вопросы, выполнение расчетов и др.

Устный контроль может проводиться в виде индивидуального фронтального опроса, собеседования, коллоквиума, представления выполненного задания.

Экзаменационные сессии проводятся дважды в течение учебного года — в конце каждого семестра. К сессии допускаются студенты, имеющие академической задолженности за семестр и

сдавшиевсе зачеты. Продолжительность сессии — три-четыре недели, количество экзаменов — обычно три-пять. Расписание экзаменов составляется деканатом исходя из расчета выделения трех-четырех дней на подготовку к каждому экзамену. Этого времени студенту вполне достаточно для повторения изученного материала по конкретной учебной дисциплине.

 

5.7. Рейтинговая оценка знаний студентов

В начале XXI в. система российского образования претерпевает Кае изменения, в частности — внедрение в практику дея-

 

 

123

 

 

тельности российских вузов рейтинговой системы оценки знаний студентов.

Система рейтинга — это способ мотивации студента к равномерной и активной работе, в том числе и самостоятельной. Цель организации рейтинг-контроля — повышение качества подготовки студентов путем управления их учебной деятельностью в течение всего периода обучения.

Рейтинг-контроль является составной частью профессией ной подготовки и предусматривает возможность дифференцированного подхода к контролю знаний студентов. Под дифференцированным контролем подразумевается прямая зависимость оценки от степени сложности контрольного задания (уровня деятельности студента).

Рейтинговый балл (рейтинг) студента — это сумма баллов по 100-балльной шкале, определяющая оценку знаний этого студента по отдельной дисциплине либо качество его подготовки за семестр, курс или за весь период обучения в университете.

Рейтинг является интегральной оценкой результатов всех видов учебной деятельности студента в университете, включающей:

 

• овладение дисциплинами учебного плана специальности

• написание и защиту курсовых проектов (работ);

•  прохождение учебных и производственных практик;

• сдачу итогового государственного экзамена;

• выполнение и защиту дипломного проекта.

 

Рейтинг студента по отдельной дисциплине (блоку дисциплины) предоставляет информацию о состоянии учебных достижений студента по дисциплине (блоку дисциплины) в конце семестра и позволяет сравнивать рейтинг студентов между собой. Семестровый рейтинг обобщает данные по всем дисциплинам семестра и характеризует степень достижения студентом максимально возможного (идеального) результата. Итоговый рейтинг обобщает данные семестровых рейтингов и государственной аттестации студентов.

Рейтинг как показатель качества учебной работы учитывается при определении размера его стипендии, материального и морального поощрения, является одним из критериев в системе аттестации на различных уровнях обучения, при зачислении в магистратуру и поступлении в аспирантуру, при распределении выпускников в условиях рынка.

Рейтинг обеспечивает пересчет индивидуального рея-веем перечисленным видам учебной деятельности студента в традиционную шкалу оценок.

Основой рейтинговой системы является ее шкала — максимальное число баллов дисциплины в семестре и рейтинговая

 

 

124

 

оценка каждого вида учебной работы. Существует два подхода к определению шкалы рейтинга:

 

· максимальная рейтинговая оценка дисциплины – жесткая (заранее заданная), а оценки за виды учебной работы – свободные, устанавливаемые кафедрой или преподавателем по своему смотрению;

· оценки за виды учебной работы – жесткие, а максимальная рейтинговая оценка дисциплины свободная, зависит от времени, выделенного учебным планом на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов.

Вуз может сам определять методику рейтинговой системы, но ее основные этапы, как правило, сводятся к следующему.

По каждой дисциплине учебного плана оформляется личная карточка студента.

Для каждой дисциплины, изучаемой в семестре, устанавливается весовой коэффициент с условием:

 

(1)

 

где  – весовой коэффициент дисциплины; N – число изучаемых дисциплин в семестре.

Каждая дисциплина условно разбивается ведущим преподавателем на n модулей. Число модулей – от 2 до 6 в семестре.

Для каждого модуля (с учетом трудоемкости изучения и важности материала) назначается максимальное число баллов xi, которое студент может набрать за освоение следующего модуля с условием, что

 

(2)

 

где n – число модулей в дисциплине.

В каждом модуле ведущий преподаватель устанавливает критерии и их оценки, сумма которых определяет итоговое число баллов, набираемое студентом в процессе освоения модуля.

Если в процессе освоения дисциплины учебным планом предусмотрено выполнение обязательных лабораторных, контрольных, курсовых и иных работ, то данные работы в обязательном порядке будут включены в число критериев.

Сумма максимальных баллов, которую студент может набрать по каждому критерию в модуле, составляет величину  баллов, установленную для данного модуля.

 

 

125

 

 

Максимальное количество баллов, которое студент может набрать по контрольной аттестации в модуле, составляет не менее 30% от максимальной суммы баллов для модуля (х). Для контрольных аттестаций, а также для всех лабораторных, контрольных, курсовых и иных работ, установленных учебным планом, начисляется минимальное количество баллов для того, чтобы соответствующая работа была зачтена.

Даты и форму проведения контрольных аттестаций в модулях (письменная контрольная работа, устный опрос, тестирования др.), а также правила начисления баллов по каждому критерию определяет ведущий преподаватель, исходя из специфики преподаваемой дисциплины.

За несдачу в срок (в течение времени, отведенного на изучение модуля) обязательных лабораторных, контрольных работ курсовой работы, контрольных аттестаций и т.д. студенту, по соответствующему критерию в модуле может быть начислено только минимальное число баллов.

Исключением могут быть случаи, когда имели место объективные уважительные причины — участие в соревнованиях и др., что должно быть подтверждено соответствующим документом, заверенным деканом (директором факультета (института), а также когда был нарушен порядок учебного процесса (праздничные дни, болезнь преподавателя и т.п) не по вине студента.

В течение учебного семестра все начисляемые студенту баллы фиксируются одновременно студентом в личной карточке и преподавателем в рабочей книжке с целью снижения вероятности возникновения спорных ситуаций.

По окончании семестра студенты должны пройти итоговую аттестацию в виде экзамена, зачета или другой формы, установленной учебным планом.

Студенты допускаются к экзамену после продолжительной сдачи всех контрольных аттестаций в течение семестра, а также всех обязательных лабораторных, контрольных, курсовых и иных работ. Положительная сдача определяется установленным минимальным числом баллов.

Студент может быть освобожден от сдачи экзамена «3», если набрал не менее 60 баллов по сумме баллов за все модули и сдал на положительную отметку все контрольные аттестации по модулям и обязательные работы.

Студент может быть освобожден от сдачи экзамена с «4», если набрал не менее определенной суммы баллов, которую устанавливает преподаватель, исходя из специфики дисциплины(данное число баллов будет фиксироваться в личной карточке), и

 

126

 

 

сдал на положительную отметку все контрольные аттестации по модулям иобязательные работы.

Если студент желает повысить итоговую оценку по дисциплине, заработанную рейтингом, то он может сдать экзамен по форме, установленной учебным планом данной дисциплины.

Если студент желает получить отметку «5», то он обязан сдать экзамен в  обязательном порядке (отличную отметку необходимо подтвердить).

Студент получает зачет, если набрал не менее 70 баллов по сумме баллов за все модули и сдал на положительную отметку все контрольные аттестации по модулям и обязательные работы, свел отметка по результатам экзамена (выставляемая в зачетную книжку) не может превышать отметку, заработанную рейтингом более чем на 1 балл.

Общий рейтинг студента по итогам семестра вычисляется следующим образом:

 

=

 

(3)

                   

где  – итоговый рейтинг по результатам k-го семестра (I, II, III, …, IX); N – число дисциплин, изучаемых в семестре;  – весовой коэффициент дисциплины; ri — сумма баллов, набранных по i – й дисциплине.

Величина рейтинга пересчитывается после каждого семестра по формуле

 

R =

 

(4)

 

Изначально (при поступлении в университет) каждому студенту присваивается рейтинг R = 0.

Слабым звеном рейтинговой системы является отсутствие обоснованных критериев оценивания различных видов учебной работы студентов. Оценка зависит от многих факторов: значимости для усвоения всего материала дисциплины; времени, затраченного на выполнение; формы выполнения (на занятии или во внеаудиторное время, самостоятельно или при помощи других лиц); формы контроля (индивидуального жесткого или допускающего взаимодействие между студентами, без использования или с использованием литературы) и т.д. Все это необходимо иметь ввиду и решать проблему оценок коллективно, учитывая свой опыт и

 

127

 

опыт преподавателей других кафедр вуза и других вузов. В том случае, если используются различные методы проведения занятия и неодинаковые контролирующие материалы, оценки занятий могут быть разными. Но если на одной и той же кафедре ведут одну и ту же дисциплину, используют одинаковую методику проведения занятий и идентичные средства контроля, то в этом случае оценки должны быть одинаковыми.

Эффективность рейтинга во многом зависит от его гласности «прозрачности». Этот фактор особенно значим на первом курсе,когда идет процесс адаптации студентов к вузу. Рейтинговые оценки следует объявлять студентам как можно быстрее, так как через некоторое время их мобилизующее действие резко снижается.

Таким образом, рейтинговая система способствует более систематическим занятиям студентов, повышает состязательность в процессе получения знаний, мотивирует студентов на более активную роль в учебном процессе.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.