Тема 2. Что есть право? Научные подходы к правопониманию — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 2. Что есть право? Научные подходы к правопониманию

2020-01-13 80
Тема 2. Что есть право? Научные подходы к правопониманию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I.  ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ

 

Целями освоения дисциплины «Теория государства и права» являются:

формирование высокого правовой культуры и правосознания, толерантности; развитие творческих способностей, навыков коммуникации, социальной адаптации; обучение навыкам проектной и командной работы; формирование установки постоянно учиться, профессионально развиваться.

поиск, анализ, структурирование правовой информации; толкование и применение законов и других нормативных правовых актов;

разработка и составление юридических документов; правовая экспертиза нормативных актов, дача квалифицированных юридических заключений; правильная квалификация фактов и обстоятельств; аргументация и обоснование позиции; обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, обеспечение соблюдения законодательства в деятельности органов публичной власти, физических и юридических лиц; правовое обучение и воспитание;

участие в проведении научных исследований;

обработка правовой, социальной, экономической и другой эмпирической информации на основе использования современных информационных технологий;

подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по правовой проблематике.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать признаки и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основные особенности государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов; правовых статусов субъектов правоотношений; иметь представление о месте в системе правового регулирования и предмете международного права.

Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы.

Владеть юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую, общепрофессиональную подготовку.

Теория государства и права изучается на 1 курсе и является базовой общепрофессиональной правовой дисциплиной.

Для успешного освоения данной учебной дисциплины, студенты должны владеть гуманитарными и общеправовыми знаниями в объеме не ниже программы средней школы.

Теория государства и права является основой для изучения в последующем отраслевых и специальных юридических дисциплин.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции Семинары Практические занятия

Раздел 1. Основные понятия о государстве и праве

1.

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина (вводное занятие)

9 2 2   5 2.

Что есть право? Научные подходы к право-пониманию

9 2 2   5 3.

Основные понятия о праве и правовой системе

9 2 2   5 4.

Основные понятия о государстве и политической системе

9 2 2   5 5.

Типология государства и права. Правовые системы современности

6 2 2   6

Раздел 2. Современный нормативизм

6.

Социальное регулирование и социальные нормы. Правовое регулирование и его механизм 9 2 2   5

7.

Формы (источники) права 9 2 2   5

8.

Нормы права 9 2 2   5

9.

Нормативные правовые акты 9 2 2   5

10

Система права и система законодательства 9 2 2   5

11

Нормотворчество и нормотворческий процесс. Систематизация законодательства и юридическая техника 9 2 2   5

Раздел 3. Теория правоотношений

12

Понятие, виды и состав правовых отношений 9 2 2   5

13

Субъекты и объекты правоотношений. Юридические факты 9 2 2   5

Раздел 4. Реализация норм права, их применение и толкование

14.

Правомерное поведение. Реализация норм права          

15

Юридический процесс и правовая процедура. Применение норм права 9 2 2   5

16

Толкование норм права 9 2 2   5

Раздел 5. Правонарушения и юридическая ответственность

17

Правонарушения 9 2 2   5

18

Юридическая ответственность 9 2 2   5

Раздел 6. Государство, право и права человека

19

Государство и личность. Права человека. 9 2 2   5

20

Правовое государство и гражданское общество. 9 2 2   5

21

Социальное государство 9 2 2   5

Раздел 7. Законность, правопорядок и правовая культура

22

Законность и правопорядок 9 2 2   5

23

Правосознание и правовая культура 9 2 2   5

Раздел 8. Государство и право в глобальном измерении

24

Взаимодействие национальной и международной правовых систем. Государство и право в глобализирующемся мире 9 2 2   5

 

Всего часов: 228 48 48   132                

 

 

Раздел 1. Основные понятия о государстве и праве

 

 

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина (вводное занятие)

 

Предмет теории государства и права: закономерности возникновения, становления, развития и формирования государства и права. Функции теории государства и права.

Методы теории государства и права: общенаучные, частнонаучные и специальные.

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Связь с философией, политической экономией, социологией, политологией и другими общественными науками. Соотношение теории государства и права с философией и социологией государства и права. Соотношение теории и истории государства и права. Соотношение теории государства и права с отраслевыми и прикладными юридическими науками.

Значение теории государства и права для правотворческой и правоприменительной практики, правового образования и воспитания.

Теория государства и права как учебная дисциплина, ее структура, логика построения, связь с иными учебными дисциплинами. Значение теории государства и права для усвоения курса юридических наук и получения юридического образования.

 

Рекомендуемая литература:

 

Васильев А. М. Правовые категории / М., 1976.

Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права / 3-е изд. М., 2003.

Керимов Д. А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции / М., 1977.

Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права / Л., 1989.

Мальцев Г. В. Развитие права: к единению с разумом и наукой / М., 2005.

Пономаренко Е.В. Категории, концепции, конструкции, гипотезы, теории, доктрины и парадигмы современной науки // Право и образование. 2015. № 8. С. 87-93.

Сырых В. М. Логические основания общей теории права / М., 2004.

Тарасов Н. Н. Методологические проблемы юридической науки / Екатеринбург, 2001.

Тарасов Н.Н. К вопросу о предмете общей теории права и теоретических понятиях // Российский юридический журнал (Екатеринбург). 2015. № 6. С. 9-21.

Теория государства и права в науке, образовании, практике: Монография / М., 2016.

 

Тема 3. Основные понятия о праве и правовой системе

 

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов. Право в объективном и в субъективном смысле.

Формально-юридические признаки права. Нормативность. Системность. Формальная определенность. Общеобязательность. Гарантированность государственным принуждением.

Принципы права, их классификация. Единство прав и обязанностей. Формальное равенство. Справедливость.

Социальная ценность права.

Функции права, их классификация.

Понятие правовой системы, ее основные элементы.

Нормы права – регулятивно-нормативный компонент правовой системы. Формальное и неформальное, писаное и неписаное право.

Правовые институты – структурно-организационный компонент правовой системы. Основные исторически сложившиеся структуры для реализации функций государства в правовой форме.

Правовые отношения – реальные отношения участников общественной жизни, регулируемые правом и складывающиеся под воздействием права.

Правовое сознание – духовный компонент правовой системы.

 

Рекомендуемая литература:

 

Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования / М., 1999.

Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие в 2 т. / Том 1. Ярославль, 2005; Том 2. Ярославль, 2006.

Ллойд Д. Идея права / Пер. с англ. М., 2002.

Мальцев Г. В. Социальные основания права / М., 2011.

Принцип формального равенства и взаимное признание права: коллективная монография / Под. ред. В.В. Лапаевой, А.В. Поляковой, В.В. Денисенко. М., 2017.

Радько Т.Н. Теория функций права / М., 2015.

Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / 2-e изд. М., 2010.

Сурко Е. В. Принципы права / М., 2008.

Фуллер Л. Мораль права / М., 2007.

Харт Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали // Правоведение. 2005. № 5. С. 104-136.

Хук, М. ван. Право как коммуникация / СПб, 2012.

Честнов И.Л. Постклассическая теория права / СПб, 2012.

Четвернин В. А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие / М., 2003.

 

Тема 4. Основные понятия о государстве и политической системе

 

Многообразие подходов к понятию и определению государства. Понятие и признаки государства. Отличие государства от иных организаций классового общества.

Социальное назначение и функции государства. Понятие и классификация функций государства. Правовые и неправовые способы осуществления функций государства. Историческое развитие функций государства.

Механизм и аппарат государства. Государственный орган. Виды государственных органов.

Формы государства. Форма правления и форма государственного устройства.

Политический режим: понятие и виды. Демократические и авторитарные режимы, их отличительные черты и признаки.

Понятие политической системы общества. Структура политической системы. Виды политических систем. Место и функции государства в политической системе общества.

Электронное государство и электронное правительство. Современные информационные технологии в сфере государственного управления.

 

Рекомендуемая литература:

 

Бабаев В. К., Бабаев С. В. Функции современного Российского государства / Нижний Новгород, 2001.

Бредихин А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография / М., 2012.

Кревельд М. Расцвет и упадок государства / М., 2006.

Матюхин А. А. Государство в сфере права. Институциональный подход / Алматы, 2000.

Понятие государства в четырех языках: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. СПб; М., 2002.

Ротбард М. Государство и деньги / Челябинск, 2008.

Тихомиров Ю. А. Государство: Монография / М., 2013.

Четвернин В. А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства / М., 1997.

Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / М., 2000.

Чиркин В. Е. Современное государство / М., 2001.

Чиркин В. Е. Публичная власть / М., 2005.

 

Тема 8. Нормы права

 

Понятие нормы права. Свойство нормативности. Государственно-властная природа норм права. Общеобязательность, формальная определенность и другие признаки норм права. Системность норм права. Охрана норм права государством.

Отличие норм права от индивидуальных правовых актов, советов, рекомендаций, призывов и обращений.

Классификация норм права. Основания классификации норм права. Нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Нормы императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные. Нормы специального действия: общие, декларативные, дефинитивные, оперативные, коллизионные.

Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды структурных элементов нормы права.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах: прямой, отсылочный, бланкетный.

 

Рекомендуемая литература:

 

Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1.

Бабаев В. К. Нормы права // Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

Байтин М. И. Классификация правовых норм // Теория государства и права: Курс лекций. Саратов, 1995.

Баранов В. М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989.

Баранов В. М. Поощрительные нормы советского права. Саратов, 1978

Бахрах Д. Н. Действие правовой нормы во времени // Правоведение. 1991. № 2.

Берг О. В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. №4.

Братко А. Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979.

Буренчева Д. Б. Норма права: понятие, структура, классификация // Вопросы теории права и государства. Вып.1. М., 1998.

Кудрявцев В. Н. Юридические нормы и фактическое поведение // Советское государство и право. 1980. №2.

Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.

Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.

Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для юридических факультетов вузов. М., 1997.

Нормотворческая юридическая техника / Под ред. Н. А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2011.

Нормы советского права: Проблемы теории / Под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. Саратов, 1987.

Решетов Ю. С. Реализация норм советского права: системный анализ. Казань, 1989.

Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.

Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права. М., 1987.

Чернобель Г. Т. Структура норм права и механизм их действия (логические аспекты) // Правоведение. 1983. № 6.

 

Тема 17. Правонарушения

 

Понятие и признаки правонарушения. Правонарушение как деяние (действие, бездействие). Причинение вреда общественным отношениям. Общественная опасность правонарушения. Правонарушение как виновное деяние. Противоправность правонарушения. Отличия правонарушения от иных видов антисоциального поведения.

Состав правонарушения. Объективная и субъективная стороны правонарушения. Субъекты правонарушения. Объект правонарушения. Материальные и формальные составы правонарушений.

Виды правонарушений. Преступление и проступок. Преступления - наиболее тяжкий вид правонарушения.

Социальная природа преступности, ее причины. Методы и средства предупреждения преступлений и борьбы с преступностью.

 

Рекомендуемая литература:

 

Антонян Ю. М. Причины преступного поведения / М., 1992.

Антонян, Ю. М., Звизжова, О. Ю. Преступность в истории человечества: Монография / М., 2012.

Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / М., 2012.

Гогин А. А. Общая концепция правонарушений: проблемы методологии, теории и практики. Автореф. дис.... д-ра юрид. наук / Казань, 2011.

Гогин А. А. Проблемы методологии и теории правонарушений: монография / Под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. Тольятти, 2010.

Головкина А. Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России. Автореф. дис.... канд. юрид. наук / М., 2011.

Капустин А. А. Методология системного подхода в практике решения задач предупреждения правонарушений и борьбы с преступностью в современной России / СПб, 2013.

Кругликов Л. Л. Понятие, основания и виды дифференциации ответственности за преступления и иные правонарушения // Lex Russica. 2014. № 3. С.305-313.

Кудрявцев В. Н. Генезис преступления / М., 1998.

Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология / М., 1982.

Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений / М., 1986.

Ли Д. А. Преступность как социальное явление / М., 1997.

Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции / М., 1997.

Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / М., 1994.

Мальков В. П. Состав преступления в теории и законе // Государство и право. 1996. № 7.

Нечевин Д. К. Основные меры по осуществлению социальной профилактики правонарушений // Публичное и частное право. 2014. № 1. С.200-216.

Никитин А.С. Административное правонарушение: сущность противоправности: Монография / М., 2010.

Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель / М., 1997.

Преступность и правовое регулирование борьбы с ней / М., 1996.

Проблемы теории правонарушений / Воронеж, 1990.

Слесарев В. Л. Объект и результат гражданского правонарушения / М., 2010.

Социальные отклонения / 2-е изд. М., 1989.

Степанов В. В. Малозначительность правонарушения в системе юридической ответственности: Монография / Пермь, 2013.

Чудин Н. М. Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних (очерк истории вопроса): Монография / Пермь, 2013.

Эминов В. Е. Причины преступности в России: Криминологический и социально-психологический анализ / М., 2011.

 

III. ОЦЕНИВАНИЕ

 

 

Порядок формирования оценок по дисциплине

 

В соответствии с «Положением об организации контроля знаний», в НИУ ВШЭ используются несколько оценочных шкал – на вступительных экзаменах, на текущих экзаменах и зачетах, при оценке выполнения домашних заданий и т.д. [1] Соотношение между этими шкалами следующее.

 

Соотношение оценочных шкал, используемых в учебном процессе

 

  по 5-балльной шкале по 10-балльной шкале по 20-балльной шкале по 100-балльной шкале
Неудовлетворительно 1 - 2 1 - 3 1 - 5 1 - 25
Удовлетворительно 3 4 - 5 6 - 10 26 - 50
Хорошо 4 6 - 7 11 - 15 51 - 75
Отлично 5 8 - 10 16 - 20 76 - 100

 

Оценки по теории государства и права всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-балльной шкале.

В системе оценок используется также оценка «0», которая выставляется в случае неявки студента, непредставления письменной работы или обнаружения в этой работе плагиата.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, учитывая в том числе: посещаемость занятий, участие студентов в обсуждении темы, активность в деловых играх, правильность решения задач и др.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, учитывая в том числе: своевременность и правильность выполнения заданий, полноту освещения темы, степень самостоятельности и творчества, проявленные студентами, использование теоретических знаний и норм действующего законодательства, соблюдение стандартов цитирования и оформления письменной работы и др.

В электронный рабочий журнал также вносятся оценки, полученные студентами за контрольную работу, эссе, реферат, коллоквиум.

Итоговая (результирующая) оценка по дисциплине «Теория государства и права» определяется с учетом результата, полученного на устном экзамене. Итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале и вносится в электронный рабочий журнал и в итоговую ведомость установленной формы.

Студентам предлагается дифференцированная система оценок, где каждой форме учебной деятельности присвоен свой индивидуальный вес в итоговой оценке.

Предположим, что:

 

A – оценка за работу на семинарах, ей присваивается вес 0,3;

B – оценка за контрольную работу, реферат или эссе, ей присваивается вес 0,2;

C – оценка за устный экзамен, ей присваивается вес 0,2;

D – оценка за письменный экзамен ей присваивается вес 0,3.

 

В этом случае итоговая оценка по дисциплине будет выведена по следующей формуле:

 

A х 0,3 = A`

B х 0,2 = B`

C х 0,2 = C`

D х 0,3 = D`

 

A` + B` + C` + D` = Итоговая оценка по дисциплине.

 

Определенные особенности имеет выставление оценок с помощью электронного рабочего журнала в LMS, который обеспечивает подведение итогов работы и суммирования оценок. Для корректной работы журнала необходимо на каждое учебное занятие и на каждый выполняемый проект завести соответствующую графу, присвоив ей имя. Каждой графе (соответственно, всем оценкам в ней) необходимо присвоить «вес» в процентах. Пустые графы (например, выпавшие из-за праздников занятия, снятые преподавателем или незаданные проекты) следует своевременно удалить из электронного журнала или присвоить им нулевой вес, так как в противном случае они будут восприняты системой как пропущенное занятие или невыполненное задание и будут существенно понижать среднюю оценку студентов. Система автоматически определяет среднюю оценку студента и выставляет накопленную оценку по установленной в системе шкале. Если преподаватель считает необходимым, чтобы промежуточные оценки были доступны студентам на их личных страницах в системе LMS, надо включить в электронном рабочем журнале соответствующую опцию.

 

Отлично - 5

На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание терминов 9 – отлично Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть содержание терминов 8 – почти отлично Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично» 7 – очень хорошо

Хорошо - 4

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других экзаменующихся. По знанию базовой терминологии замечаний нет 6 – хорошо Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология усвоена 5 – весьма удовлетворительно

Удовлетворительно - 3

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология в основном усвоена 4 – удовлетвори-тельно Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен 3 – плохо

Неудовлетворительно – 2

Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов 2 – очень плохо Знания по предмету полностью отсутствуют 1 – неудовлетвори-тельно

 

IV. ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Пример ответа на вопрос письменной контрольной работы

 

Вопрос:

 

Функции государства.

 

Примерный ответ:

 

Функции государства – это основные направления воздействия государства на общественные отношения. Система функций государства претерпевает изменения в исторической перспективе, поскольку меняется и само общество. Одни функции утрачивают своё значение, на их место приходят иные, более актуальные. Все функции государства обычно делят на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относят основные направления воздействия государства на общественные отношения на национальном уровне. Укажем на некоторые из них.

Функция поддержания общественного порядка. Государство прежде всего стремится обеспечить единый, реально функционирующий правопорядок, в рамках которого общественные отношения обретут необходимую степень устойчивости. Эта функция предполагает закрепление в нормативно-правовых актах основ общественного, экономического, политического устройства; перечня основных прав, свобод и обязанностей граждан; установление ответственности за нарушение правовых предписаний; создание структур (суд, полиция, органы безопасности и пр.), призванных поддерживать правопорядок и т.д. Порядок, устанавливаемый государством, может в большей или меньшей степени соответствовать представлениям населения о том, каким он должен быть. В том случае, если правовое регулирование в значительной степени расходится с потребностями общества, правовой порядок либо становится «фиктивным», существующим только на бумаге, либо требует значительных ресурсов на его насильственное внедрение и поддержание. Критическое противоречие между реальными общественными отношениями и их правовым отражением зачастую приводит к революционным действиям, ликвидации существующего политического устройства и установлению нового порядка.

Экономическая функция. Любое государство так или иначе вмешивается в экономические отношения, хотя степень этого вмешательства может быть разной – от антимонопольных мер до полномасштабной плановой экономики. Посредством нормативно-правового регулирования государство определяет господствующий тип экономических отношений, признаваемые и защищаемые формы собственности, перечень субъектов экономической деятельности и предъявляемые к ним требования и т.д.

Социальная функция. Эта функция тесно связана с предыдущей, так как предполагает вмешательство государства в экономику и ограничение свободы рыночных отношений. Большинство современных государств позиционируют себя как государства социальные, то есть стремящиеся гарантировать достойный уровень жизни для всего населения. Это предполагает перераспределение части доходов населения в пользу тех, кто по каким-то причинам не может обеспечить себя самостоятельно. Кроме того, государство вводит ряд ограничений свободы трудового договора, устанавливая минимальный размер оплаты труда, предписывая обязательный отдых для работников и пр. Та же политика распространяется и на такие сферы как образование и здравоохранение, где государство вытесняет частных поставщиков услуг, вводя систему государственного образования и бесплатной медицины, и косвенно взимая оплату за эти услуги с граждан посредством налогообложения.

К внешним функциям относят основные направления воздействия государства на отношения, выходящие за пределы сферы интересов одного государства.

Функция обороны. Исторически это первая внешняя функция государства. Любое государство стремится сохранить свою независимость, что предполагает организацию обороны и защиту границ подвластной территории. В действительности государство, имеющее такую возможность, стремится не только обеспечить безопасность своих границ, но и расширить их. В отсутствие международного признания войны как способа решения вопросов, государства до сих пор практикуют территориальную экспансию как напрямую (путём аннексии территории других государств), так и косвенно (посредством установления политического и экономического контроля над территорией формально независимого государства).

Функция поддержания мирового порядка. На современном этапе развития международных отношений основным принципом взаимодействия государств является строгое следование нормам международного права, что возможно только в условиях коллективной работы государств по поддержанию устойчивого правопорядка и взаимному контролю в части соблюдения требований международных соглашений. Однако практически действие международно-правовых норм оказывается в зависимости от политической конъюнктуры – государства, обладающие незначительными экономическими и военными ресурсами, находятся в значительно более уязвимом положении, нежели сверхдержавы.

Функция сотрудничества. В ситуации глобализации государство не может изолировать себя от внешнего мира – как между государствами в целом, так и между отдельными гражданами и организациями устанавливаются прочные экономические, культурные, социальные связи. Задача государства в этой ситуации состоит в том, чтобы посредством заключения международных соглашений выстроить режим взаимодействия, наиболее благоприятный для развития подобных связей.

Экологическая функция. Она состоит в борьбе государств за улучшение состояния окружающей среды. Эта функция может быть отнесена как к категории внутренних, так и к категории внешних, однако очевидно, что проблемы, вызванные эксплуатацией окружающей среды, носят наднациональный характер и не могут быть окончательно решены на внутригосударственном уровне.

 

На повышенную оценку:

 

Аргументированное изложение научных взглядов на функции государства. Наличие собственной аргументированной позиции по дискуссионным вопросам. Использование выразительных примеров из отечественной и зарубежной практики. Знание монографической литературы по проблеме.

 

Примеры тестовых контрольных заданий

(правильные ответы подчеркнуты в тексте)

 

К органам государства не относятся:

 

1) Парламент

2) Правительство

3) Политическая партия

4) Министерство

5) Ведомство

 

Для какого вида социальных норм характерна возможность государственного принуждения:

 

1) Обычаи

2) Религиозные нормы

3) Нормы права

4) Нормы морали

 

V. РЕСУРСЫ

 

Информационное и учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Основная литература

 

Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). - "Проспект", 2016. URL: http://study.garant.ru/#/document/57313755/paragraph/1:0

Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Проспект", 2016. URL: http://study.garant.ru/#/document/57314932/paragraph/1:0

Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - "Проспект", 2016. URL: http://study.garant.ru/#/document/57318760/paragraph/1:0

Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). - "Проспект", 2016. URL: http://study.garant.ru/#/document/57319226/paragraph/1:0

 

Дополнительная литература

 

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / М., 2012.

Оксамытный В. В. Общая теория государства и права [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / М., 2015.

Рассолов М.М. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата / М., 2016.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 3-e изд. М., 2018.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Д. Перевалова. 4-e изд. М., 2018.

Баранов П.П., Баранов В.М. Общая теория права. Ретроспективный библиографический тематический указатель / Ростов-на-Дону, 1999.

Теория государства и права. Библиография, 1917 - 1968 гг. / Сост.: М.Н. Кулажников. М., 1969.

Казанцев М.Ф., Руденко В.Н., Сурина Е.М. Алексеев Сергей Сергеевич: Правовед, Мыслитель, Публицист: Библиография: К 85-летию со дня рождения ученого / Отв. ред. В.Н. Руденко. Екатеринбург, 2009.

Кудрявцев В.Н. Библиография: 85 лет со дня рождения. Юбилейное издание / М., 2008.

Лазарев, В. В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / 5-е изд. М., 2015. (Имеется развернутая аннотированная библиография по каждой теме курса).

 

Иная литература

 

Алимов Э.В. Партийное строительство в Российской Федерации: некоторые тенденции конституционно-правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 5. С. 27-36.

Аносов В.В. Проблемы в законодательной деятельности: принципы и последствия // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 2. С. 111-114.

Арямов А.А. Чигак А. А. Институт экстрадиции в международном праве // Публичное и частное право. 2017. № 1. С. 95-103.

Беляева А.Н. Доктрина «снятия корпоративной вуали» в США: опыт применения // Предпринимательское право. 2017. № 2. С. 46-51.

Бертовский Л.В. Технология блокчейна в уголовном процессе как элемент цифрового судопроизводства // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6. С. 226-230.

Бодин А.Б., Бондарев А. Б. Законотворческая работа требует совершенствования // Местное самоуправление в Российской Федерации. 2017. № 10-12. С. 52-59.

Боженок С.Я. О гражданской правосубъектности орган


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.