V. Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

V. Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами

2020-01-13 1471
V. Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Фармацевтический работник должен строить отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, соблюдения профессиональной этики. Он обязан:

· быть носителем высоких морально-этических принципов своей профессии, честным и справедливым;

· проявлять терпимость, лояльность и понимание различных точек зрения, этнокультурных норм и верований своих коллег, уважать их взгляды и убеждения;

· быть корректным и доброжелательным к коллегам, уважать труд и опыт каждого члена коллектива;

· оказывать помощь и передавать профессиональный опыт молодым коллегам, способствовать их этическому воспитанию;

· уважать своих наставников, старших коллег, ветеранов учреждения;

· проявлять профессионализм и корпоративную солидарность, всячески содействовать укреплению имиджа фармацевтической профессии;

· придерживаться принятых в коллективе морально-этических традиций;

· быть этически активной личностью, примером морального поведения не только для коллектива, но и для населения.

2. Фармацевтический работник должен формировать и поддерживать благоприятный этикопсихологический климат в коллективе учреждения, избегать проявления вредных привычек и особенностей личного характера, неприемлемых в моральном отношении.

3. Фармацевтический работник обязан осуждать некомпетентность и непрофессиональные действия коллег, которые могут причинить вред здоровью населения. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной, высказанной в корректной форме и касаться профессиональной деятельности, а не личности. Замечания в адрес коллег в присутствии пациентов, посторонних лиц и вне стен учреждения недопустимы.

4. Руководитель фармацевтической организации должен помнить, что право на руководство должно основываться не только на административном положении, но и на принципах гуманизма и морали, высокой профессиональной компетентности и заслуженного авторитета.

2.3. Фармацевтический работник в своей практической деятельности в рекламе ЛС и ИМН должен руководствоваться исключительно действующим законодательством с соблюдением этических принципов и моральных норм, отвечающих следующим требованиям:

· рекламе подлежат только безрецептурные ЛС и ИМН;

· недопустимость рекламы, которая не соответствует общепринятым нормам гуманности и морали, побуждает к насилию, агрессии, опасным действиям, причиняющим ущерб здоровью человека, создает ошибочное представление о рекламируемой продукции и приводит к необоснованному самолечению;

· неэтичной следует считать рекламу, которая вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара и содержит некорректные сравнения с продукцией других производителей;

· несоблюдение принципов законности, профессионализма, объективности, корректности рекламы является нарушением этических норм продвижения (дистрибьюции) ЛС и ИМН.

3.1. Фармацевтический работник является главным специалистом по обеспечению пациентов ЛС и ИМН, плодотворно сотрудничает с врачом и больным в рациональном их использовании. Интересы пациента, забота о его здоровье должны быть приоритетными для фармацевтического работника по отношению к коммерческим интересам по продаже ЛС и ИМН.

3.2. Фармацевтический работник обязан оказывать фармацевтическую помощь каждому человеку независимо от его национальности, политических и религиозных убеждений, материального положения, пола, возраста и социального статуса.

3.3. Определяющими во взаимоотношениях фармацевтического работника и пациента являются уважение к достоинству и чести пациента, а также приоритет его прав и интересов.

Фармацевтический работник должен:

· с уважением относиться к каждому пациенту, исходя из позиций индивидуального подхода, не выражая предпочтений или неприязни;

· владеть психологическими навыками общения для достижения доверия и взаимопонимания с пациентами;

· действовать открыто, честно и объективно, не используя в личных интересах или в интересах своего учреждения отсутствие осведомленности и информированности пациента о ЛС и ИМН, не оказывать на него давления (в любой форме) для осуществления их покупки.

3.4. Фармацевтический работник должен выполнять требования деонтологии, а именно:

· быть чутким, доброжелательным и внимательным к пациенту;

· следить за речью, жестами и мимикой, обращаться к пациенту четко и достаточно громко;

· уметь выслушать пациента и всегда находить с ним взаимопонимание;

· иметь безупречно чистую, опрятную, специальную одежду делового стиля.

Для каждого фармацевтического работника повседневной нормой должно стать: приветливое обращение, вежливость и желание облегчить болезнь пациента, что должно способствовать повышению авторитета специалиста и доверия к его советам.

3.5. Фармацевтический работник обязан:

· предоставлять пациенту всю необходимую информацию о ЛС и ИМН (способе применения, сроках и частоте, противопоказаниях, побочных эффектах, хранении в домашней аптечке, взаимодействии с другими лекарствами, алкоголем, продуктами питания и т. п.);

· осуществлять эффективную фармацевтическую опеку по профилактике и лечению заболеваний, предоставлять пациенту возможность окончательного выбора ЛС и ИМН;

Деонтологические принципы работы провизора и фармацевта

Специфика работы в торговом зале аптеки состо­ит в том, что работникам приходится постоянно об­щаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только име­ющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению. Психологическими требованиями для таких ра­ботников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.Поэтому провизорам (фармацевтам), работаю­щим в постоянном контакте с больными, должны быть присуши следующие психологические качества: 1. Чувствительность к различию формы, цвета, ве­личине товара аптечного ассортимента. 2.Чувствительность к человеческой речи (для ус­тановления нормального контакта с больным). 3.Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимо­го лекарственного препарата или других това­ров медицинского назначения). 4.Сосредоточенность внимания (при обслужива­нии конкретного больного). 4. Устойчивость внимания (сохранение работо­способности на протяжении рабочего дня). 5. Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций). 6. Эмоциональная устойчивость и уравновешен­ность. 7. Старательность и добросовестность. 8. Владение речью. Провизору (фармацевту) надо уметь дифференци­ровать посетителей аптеки, с тем чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре с больным. Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщина больше знает медика­менты, их действие. Ей чаще приходится лечить близких, и она все хочет узнать о препарате. Мужчины, на­оборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому ихнадо «задержать» и объяснить, как принимать, хра­нить лекарство и т.д. Пожилые люди часто хотят пого­ворить, посоветоваться и провизор обязан удовлетво­рить их желания. Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участив и внима­ние, к раздражительным отнестись спокойно и преду­предительно, к обидчивым - тактично, к грубым - вы­держано, хладнокровно, сохраняя собственное досто­инство. Кроме того, больных надо дифференцировать, ис­ходя из состояния болезни: начало болезни, разгар бо­лезни, период выздоровления (инкурабельные боль­ные, хронические). Провизор должен быть со всеми одинаково веж­лив и приветлив, стараясь как можно быстрее обслу­жить всех. Ему необходимо строить свою речь так, чтобы оказать действие на мысли и чувства больного. Разговор должен носить форму краткого диалога и со­держать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения. Логичность мыслей достигается формулой: со­став, применение, эффект. Эффективность лечения в большей степени зави­сит от соблюдения больным правил приема и хране­ния лекарства. Поэтому, называя состав и применение лекарства, провизор обязан объяснить больному, по­чему прием должен быть до, а не после еды, а часто­та приема через каждые 4, а не 6 часов и т.д. Это даст больному возможность активно участвовать, в лече­нии, верить в него. Психологи установили, что человек запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть, и дважды объяс­нить способ и время приема лекарства. Не надо жа­леть времени на разъяснение порядка и частоты приема, хранения медикаментов. Особенно если лекарство назначено детям, пожилым или малограмот­ным людям, а также, если оно выписано впервые. Если же лекарство назначается повторно и фарма­цевтический работник уверен, что больной знает, как его применять, то достаточно ограничиться по­желанием скорейшего выздоровления. За счет такой дифференциации посетителей аптеки можно найти время для беседы с больным, который в этом осо­бенно нуждается. В разговоре с больным необходимо избегать об­щих фраз, научных терминов, длинных предложений, надо четко и просто излагать свои мысли. При общении с больным недопустимы проявления раздражительности, обиды, спешки, нетерпеливости, заносчивости, неприязни. Тактичный и сдержанный разговор с больным имеет немаловажное значение для установления личных симпатий между больным и провизором. Больной обычно находится в состоянии подавлен­ности, болезнь и связанные с ней опасности нервиру­ют его, вызывают повышенную ранимость. В таких ситуациях фармацевт (провизор) должен уметь разве­ять мысли, гнетущие больного, завоевать его доверие, сдержать себя, свою реакцию на возможную грубость больного, извинить его. Особое внимание и теплоту следует проявлять к онкологическим больным, к больным с заболеванием крови и другими болезнями, плохо поддающимися ле­чению. Если такие больные или их родственники по­лучают лекарства из аптеки, то препараты следует вы­давать без аннотации, из которых больной может уз­нать свой диагноз. В случае, если больной спрашива­ет, от какой болезни выписано лекарство, рекоменду­ется не называть болезни, я лучше указать влияние препарата на отдельные органы, симптомы заболева­ния (тонизирует нервную систему, снижает кровяное давление, укрепляет сердце и т.д.). Для установления хорошего контакта с больным большое значение следует придавать речи, тембру, интонации голоса, мимике. Слишком быстрая речь, даже если она убедительна, не произведет должного впечатления. Провизор должен владеть своим голо­сом, иметь достаточный лексикон. Не надо кричать или говорить шепотом: и то и другое - признак неува­жения и бестактности. Утомляет и монотонность ре­чи. Надо помнить, что интонация голоса - посланник радости или огорчения, тепла или холода. Больным приятно слышать приветливое обращение. Эмоции больного во многом зависят от того, как провизор ответит на вопрос: «Имеется ли в аптеке нужное лекарство? Фразу «Нужного Вам лекарства в аптеке нет» можно сказать по-разному и вызвать разную реакцию у больного. Если в аптеке нет нуж­ного лекарства, необходимо сначала согласовать во­прос с врачом о замене данного препарата другим, равноценным по действию; направить больного в справочное бюро или другую аптеку, в которой дан­ный препарат имеется оставить рецепт на гарантию, заполнить открытку на отсутствующее лекарство с тем, чтобы известить больного при его поступле­нии. Словом, приложить максимум усилий, чтобы больной получил необходимое ему лекарство. Боль­ной должен видеть, что провизор делает все от него зависящее, чтобы обеспечить его лекарственным препаратом. Анкетным опросом заведующих аптек о типе нервной системы провизора-технолога, занятого приемом рецептов и отпуском лекарств, и сопостав­лением с нареканиями посетителей установлено, что больше всего жалоб (83%) на грубое отношение к больному выпало на долю флегматиков (33%), ме­ланхоликов (19%) и холериков (28%) и лишь неболь­шой процент (3%) на долю сангвиников. Из этого следует, что заведующим аптек следует знать и по­мнить о типе нервной системы сотрудников при рас­становке кадров. Одним из важных принципов деонтологии, с по­мощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора это сво­его рода визитная карточка аптеки: по тому, насколь­ко провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, по­вышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотноше­ния. Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна подчеркивать красоту лиса, быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вуль­гарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пыш­ных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку мож­но украсить эмблемой «змея и чаша». Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна от­вечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме. Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обая­ние содержит в себе, прежде всего, уважение к дру­гому. А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение ува­жать людей». Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. «Ничто не ценится так доро­го и ничто не обходится так дешево, как вежли­вость» - писал Сервантес.

Методы общения фармацевта и провизора с посетителями аптеки

Социально-психологический подход к взаимоот­ношениям провизора (фармацевта) и больного (посе­тителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения. Установление психологического контакта с боль­ным состоит в умении приспособиться к нему, по­знать и понять его особенности. Фармацевтический работник должен строго науч­но дифференцировать больных и соответственно вы­бирать метод общения с ними. При этом рекомендует­ся использовать следующие методы психотерапевти­ческого воздействия на больного. 1. Общая психотерапия: информация, разъясне­ние, успокоение, эмоциональная поддержка и т.п. 2. Специальная психотерапия: убеждение и вну­шение. 3. Социальная терапия: сопереживание, совмест­ная радость в ходе улучшения здоровья, радость вы­здоровления, активная медикаментозная помощь. Правильный психологический подход к больно­му - это своего рода уже психотерапия. При общении с посетителями аптек фармацевтиче­ский работник должен проявить следующие качества: 1. Уважение к личности больного: - внимательность, - вежливость, - культура обслуживания, - доброжелательность, чуткость. 2. Взаимопонимание. 3. Терпимость: - выдержка, спокойствие, ровное настроение, -- приятное выражение лица, - умение противостоять утомлению. 4. Направленность психотерапии. Провизору (фармацевту) надо уметь различать по­сетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них. Больные по восприятию своего заболевания под­разделяются на три группы. К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому провизор (фармацевт) должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства. Ко второй - больные, которые переоценивают се­рьезность своего заболевания. Провизор (фармацевт) должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу. Третью группу составляют люди, адекватно вос­принимающие свою болезнь. Таких больных (фармацевт) должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медика­ментозной помощью. Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Существует две формы контактов: 1. Руководство больным. 2. Сотрудничество (партнерство) с ним при ли­дерстве провизора. Стиль беседы с больным соответствует форме контакта. Лидерский (руководящий) стиль беседы не­обходим больным, которые нуждаются в опеке, кото­рые испытывают сомнения, являются слабовольными, разочарованными в лечении, во враче, не верящими влекарство и т.д. Партнерство необходимо в общении с эмоцио­нально напряженными больными, охваченными стра­хом, инкурабельными. В этом случае рекомендуетсяприменять один из методов психотерапии - метод рас­сеивания страхов. Одним из самых сильных методов психотерапев­тического воздействия является метод убеждения. Убеждение есть основа рациональной психотерапии. Используя этот метод, провизор на основании логиче­ских доводов и эмоционального убеждения «обраща­ет больного в свою веру». Поэтому структура первичной беседы с больным должна быть следующей: 1. Установление контакта, атмосферы доверия, от­кровенности, взаимоуважения и взаимоудовлетворе­ния общением. 2. Предоставление больному доступной информа­ции о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов. 3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних усло­виях. 4. Нацеливание больного на эффективность ле­карственного препарата, описание ему ожидаемого результата («благодаря сосудорасширяющему дейст­вие препарата должно нормализоваться кровяное дав­ление»). 5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного. 6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для провизора решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль «с помо­щью обратной связи»: расспросить больного и уточ­нить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональ­ными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.). Вся беседа с больным должна носить коммуни­кативный характер и включать информацию, разъяс­нения, обучение, убеждение, эмоциональную под­держку. Информационная эффективность общения прови­зора и больного зависит от правильности понимания больным сообщенных ему провизором сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения провизора и больного часто осложняется следующи­ми факторами: - неумением провизора вызвать расположение больного; -дефицитом времени (как у провизора, так и у больного); - отсутствием интереса у больного к общению с провизором; -репликами стоящих в очереди к провизору дру­гих больных или здоровых посетителей. Провизор может быть усталым, по свое утомле­ние он не должен показывать больному, быть ровным и внимательным.

Этика продаж в аптеке

Ежедневно работники аптек сталкиваются с тем, что посе­тители аптек стремятся приобрести лекарственные препараты, рекламируемые в различных средствах массовой информации, или на основании знаний, полученных от знакомых или прочи­танных в специальной литературе. Задача фармацевта в этом случае заключается в том, чтобы рассказать, разъяснить посе­тителю аптечной организации о показаниях и противопоказа­ниях интересующего его средства и обязательно напомнить о вреде самолечения. Фармацевт или провизор не должен подме­нять собою врача и предлагать лекарства, полагаясь на свои знания и по своему усмотрению. Потому что, не имея сведений об индивидуальных особенностях организма посетителя апте­ки, а также информации о наличии у него сопутствующих забо­леваний, он может неумышленно нанести вред его здоровью. В таких ситуациях необходимо, во-первых, предложить ему обой­тись без лекарства, например, если у больного проблемы с гор­лом, то можно порекомендовать ему ингаляции или полоска­ния. Таким советом вы поможете клиенту избежать лишних материальных расходов, связанных с приобретением этих ле­карственных средств, и, во-вторых, предотвратить возможные побочные действия от его применения. Если ваш совет не уст­раивает посетителя аптеки, то порекомендуйте ему обратиться к врачу. Если все же пациент настаивает, то предложите ему лекарственное средства безрецептурного отпуска по своему ус­мотрению. Такие рекомендации даны в правилах «Надлежа­щей аптечной практики». Фармацевту и провизору необходимо помнить, что у лекарств не существует понятия сортности и во многих случаях имеется возможность заменить оригинальные дорогие средства на более доступные — генерики. Невзирая на то, что сейчас наблюдает­ся и происходит коммерциализация отношений в аптечных орга­низациях, необходимо помнить, что главной задачей работни­ков аптечных учреждений является обеспечение населения ка­чественными, эффективными и, что немаловажно, доступными лекарственными средствами. Если в вашей аптеке нет необходимого пациенту лекарства, то нужно сообщить ему адреса или телефоны близлежащих ап­тек или телефоны справки. Лучшим выходом из этой ситуации будет, если вы сами позвоните и, узнав о наличии необходимо­го пациенту лекарства, скажете куда ему нужно обратиться. Особенно нуждаются в такой помощи пожилые люди, которым вы сэкономите силы и время. В своей профессиональной деятельности провизор и фарма­цевт должны придерживаться следующего: - соблюдать этические нормы, а также принципы в отно­шении пациента; - вселять уверенность в эффективность лечения, лекарствен­ных средств и выздоровления больного; - уметь общаться с больными и учитывать их привычки и интересы; при общении с ними сочувствовать им; - уметь разделять чужое горе и поднимать настроение, а также преодолевать чувство безнадежности у больного и его безысходность; - понимать невербальные признаки состояния больного, в частности выражение лица, тог голоса его позу; - быть всегда доброжелательным и заслуживать располо­жение и доверие пациента; - не допускать в общении с пациентом ошибок и невнима­ния к тому, что и как говорит больной; - избегать поспешности действий и непродуманности в под­готовке рабочего места фармацевта или провизора; - соблюдать врачебную тайну и конфиденциальность ин­формации во время проведения профессиональной практики.

 

"Экономический вестник фармации" N 9-10, 2005
ПРОВИЗОР (ФАРМАЦЕВТ) И ПОСЕТИТЕЛЬ АПТЕКИ: ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Специфика работы в торговом зале аптеки состоит в том, что работникам приходится постоянно общаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только имеющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению. Психологическими требованиями для таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.
Поэтому провизорам (фармацевтам), работающим в постоянном контакте с больными, должны быть присущи следующие психологические качества:
1. Чувствительность к различию формы, цвета, величине товара аптечного ассортимента.
2. Чувствительность к человеческой речи (для установления нормального контакта с больным).
3. Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимого лекарственного препарата или других товаров медицинского назначения).
4. Сосредоточенность внимания (при обслуживании конкретного больного).
5. Устойчивость внимания (сохранение работоспособности на протяжении рабочего дня).
6. Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций).
7. Эмоциональная устойчивость и уравновешенность.
8. Старательность и добросовестность.
9. Владение речью.
Провизору (фармацевту) надо уметь дифференцировать посетителей аптеки, с тем, чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре с больным.
Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщины больше знают лекарства, их действие. Им чаще приходится лечить близких и они все хотят узнать о препаратах. Мужчины, наоборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому их надо "задержать" и объяснить, как принимать, хранить лекарство и т.д. Пожилые люди часто хотят поговорить, посоветоваться и провизор обязан удовлетворить их желания.
Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участие и внимание, к раздражительным отнестись спокойно и предупредительно, к обидчивым - тактично, к грубым - сдержанно, хладнокровно, сохраняя собственное достоинство.
Кроме того, больных надо дифференцировать, исходя из состояния болезни: начало болезни, разгар болезни, период выздоровления (инкурабельные больные, хронические).
Провизор должен быть со всеми одинаково вежлив и приветлив, стараясь как можно быстрее обслужить всех. Ему необходимо строить свою речь так, чтобы оказать действие на мысли и чувства больного. Разговор должен носить форму краткого диалога и содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения.
Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект.
Эффективность лечения в большей степени зависит от соблюдения больным правил приема и хранения лекарства. Поэтому, называя состав и применение лекарства, провизор обязан объяснить больному, почему прием должен быть до, а не после еды, а частота приема через каждые 4, а не 6 часов и т.д. Это даст больному возможность активно участвовать, в лечении, верить в него.
Психологи установили, что человек запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть, и дважды объяснить способ и время приема лекарства. Не надо жалеть времени на разъяснение порядка и частоты приема, хранения медикаментов. Особенно если лекарство назначено детям, пожилым или малограмотным людям, а также, если оно выписано впервые. Если же лекарство назначается повторно и фармацевтический работник уверен, что больной знает, как его применять, то достаточно ограничиться пожеланием скорейшего выздоровления. За счет такой дифференциации посетителей аптеки можно найти время для беседы с больным, который в этом особенно нуждается.
В разговоре с больным необходимо избегать общих фраз, научных терминов, длинных предложений, надо четко и просто излагать свои мысли.
При общении с больным недопустимы проявления раздражительности, обиды, спешки, нетерпеливости, заносчивости, неприязни. Тактичный и сдержанный разговор с больным имеет немаловажное значение для установления личных симпатий между больным и провизором.
Больной обычно находится в состоянии подавленности, болезнь и связанные с ней опасности нервируют его, вызывают повышенную ранимость. В таких ситуациях фармацевт (провизор) должен уметь развеять мысли, гнетущие больного, завоевать его доверие, сдержать себя, свою реакцию на возможную грубость больного, извинить его.
Особое внимание и теплоту следует проявлять к онкологическим больным, к больным с заболеванием крови и другими болезнями, плохо поддающимися лечению. Если такие больные или их родственники получают лекарства из аптеки, то препараты следует выдавать без аннотации, из которых больной может узнать свой диагноз. В случае, если больной спрашивает, от какой болезни выписано лекарство, рекомендуется не называть болезни, я лучше указать влияние препарата на отдельные органы, симптомы заболевания (тонизирует нервную систему, снижает кровяное давление, укрепляет сердце и т.д.).
Для установления хорошего контакта с больным большое значение следует придавать речи, тембру, интонации голоса, мимике. Слишком быстрая речь, даже если она убедительна, не произведет должного впечатления. Провизор должен владеть своим голосом, иметь достаточный лексикон. Не надо кричать или говорить шепотом: и то и другое - признак неуважения и бестактности. Утомляет и монотонность речи. Надо помнить, что интонация голоса - посланник радости или огорчения, тепла или холода. Больным приятно слышать приветливое обращение.
Эмоции больного во многом зависят от того, как провизор ответит на вопрос: "Имеется ли в аптеке нужное лекарство? Фразу "Нужного Вам лекарства в аптеке нет" можно сказать по-разному и вызвать разную реакцию у больного. Если в аптеке нет нужного лекарства, необходимо сначала согласовать вопрос с врачом о замене данного препарата другим, равноценным по действию; направить больного в справочное бюро или другую аптеку, в которой данный препарат имеется оставить рецепт на гарантию, заполнить открытку на отсутствующее лекарство с тем, чтобы известить больного при его поступлении. Словом, приложить максимум усилий, чтобы больной получил необходимое ему лекарство. Больной должен видеть, что провизор делает все от него зависящее, чтобы обеспечить его лекарственным препаратом.
Анкетным опросом заведующих аптек о типе нервной системы провизора-технолога, занятого приемом рецептов и отпуском лекарств, и сопоставлением с нареканиями посетителей установлено, что больше всего жалоб (83%) на грубое отношение к больному выпало на долю флегматиков (33%), меланхоликов (19%) и холериков (28%) и лишь небольшой процент (3%) на долю сангвиников. Из этого следует, что заведующим аптек следует знать и помнить о тине нервной системы сотрудников при расстановке кадров.
Одним из важных принципов деонтологии, с помощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора - своего рода визитная карточка аптеки: по тому, насколько провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, повышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотношения.
Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна подчеркивать красоту лица, быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вульгарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пышных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку можно украсить эмблемой "змея и чаша". Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна отвечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме. Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обаяние содержит в себе, прежде всего, уважение к другому. А.П.Чехов писал: "Какое наслаждение уважать людей". Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. "Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится так дешево, как вежливость" - писал Сервантес.
МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ ПРОВИЗОРА (ФАРМАЦЕВТА)
С ПОСЕТИТЕЛЯМИ АПТЕКИ
Социально-психологический подход к взаимоотношениям провизора (фармацевта) и больного (посетителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения.
Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособиться к нему, познать и понять его особенности.
Фармацевтический работник должен строго научно дифференцировать больных и соответственно выбирать метод общения с ними. При этом рекомендуется использовать следующие методы психотерапевтического воздействия на больного.
1. Общая психотерапия: информация, разъяснение, успокоение, эмоциональная поддержка и т.п.
2. Специальная психотерапия: убеждение и внушение.
3. Социальная терапия: сопереживание, совместная радость в ходе улучшения здоровья, радость выздоровления, активная медикаментозная помощь.
Правильный психологический подход к больному - это своего рода уже психотерапия.
При общении с посетителями аптек фармацевтический работник должен проявить следующие качества:
1. Уважение к личности больного:
- внимательность;
- вежливость;
- культура обслуживания;
- доброжелательность, чуткость.
2. Взаимопонимание.
3. Терпимость:
- выдержка;
- спокойствие, ровное настроение;
- приятное выражение лица;
- умение противостоять утомлению.
4. Направленность психотерапии.
Провизору (фармацевту) надо уметь различать посетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них.
Больные по восприятию своего заболевания подразделяются на три группы.
К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому провизор (фармацевт) должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства.
Ко второй - больные, которые переоценивают серьезность своего заболевания. Провизор (фармацевт) должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу.
Третью группу составляют люди адекватно воспринимающие свою болезнь. Таких больных провизор (фармацевт) должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медикаментозной помощью.
Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Существует две формы контактов:
1. Руководство больным.
2. Сотрудничество (партнерство) с ним при лидерстве провизора.
Стиль беседы с больным соответствует форме контакта. Лидерский (руководящий) стиль беседы необходим больным, которые нуждаются в опеке, которые испытывают сомнения, являются слабовольными, разочарованными в лечении, во враче, не верящими в лекарство и т.д.
Партнерство необходимо в общении с эмоционально напряженными больными, охваченными страхом, инкурабельными. В этом случае рекомендуется применять один из методов психотерапии - метод рассеивания страхов.
Одним из самых сильных методов психотерапевтического воздействия является метод убеждения. Убеждение есть основа рациональной психотерапии. Используя этот метод, провизор на основании логических доводов и эмоционального убеждения "обращает больного в свою веру".
Поэтому структура первичной беседы с больным должна быть следующей:
1. Установление контакта, атмосферы доверия, откровенности, взаимоуважения и взаимоудовлетворения общением.
2. Предоставление больному доступной информации о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов.
3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних условиях.
4. Нацеливание больного на эффективность лекарственного препарата, описание ему ожидаемого результата ("благодаря сосудорасширяющему действие препарата должно нормализоваться кровяное давление").
5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного.
6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для провизора решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль "с помощью обратной связи": расспросить больного и уточнить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.).
Вся беседа с больным должна носить коммуникативный характер и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку.
Информационная эффективность общения провизора и больного зависит от правильности понимания больным сообщенных ему провизором сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения провизора и больного часто осложняется следующими факторами:
- неумением провизора вызвать расположение больного;
- дефицитом времени (как у провизора, так и у больного);
- отсутствием интереса у больного к общению с провизором;
- репликами стоящих в очереди к провизору других больных или здоровых посетителей.
Провизор может быть усталым, но свое утомление он не должен показывать больному, быть ровным и <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.