О восхождении добродетели супружеского целомудрия — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

О восхождении добродетели супружеского целомудрия

2020-01-13 102
О восхождении добродетели супружеского целомудрия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Также напомним, что есть высшая степень целомудренного брака – сохранение девства в браке. Ниже стоят половые отношения только для рождения ребенка. Далее прекращение половых отношений после рождения детей. Еще ниже - наличие половых отношений за исключением дней, установленных Церковью, в дни, связанные со Святым Причастием и постами. Еще ниже - наличие половых отношений за исключением дней, установленных Церковью, в дни, связанные со Святым Причастием без воздержания в посты. И самые низкие и полу-целомудренные отношения в браке – без какого-либо воздержания, но без измен. И оканчивает этот список явное брачное нецеломудрие – прелюбодеяние. По этой лестнице восхождения целомудрия каждый христианин может узнать о степени целомудренности своего брака.

В общем же святые отцы говорят следующим образом о степенях добродетели воздержания:

Григорий Богослов (Песнопения таинственные, На целомудрие): «Всякая добродетель возводит праведника на одну степень выше. Кто не знает брачного ложа, тот равен ангелам. Кто подвизается в воздержании, тот старается сравниться с девами. Кто соблюдает супружескую верность, тот станет равен воздержному. Только подвизайтесь в целомудрии, чтобы достигнуть высших степеней».

А значит, христианин обязан восходить на различные степени этой добродетели. Но, к сожалению, многие не хотят этого делать…

Об этом же восхождении или перерождении любви говорится Господом.

Бл. Августин (О граде Божием, кн.21, гл.26): «…Кто по человеческому обычаю, по плотской любви предпочитает Христу, не говорю жену, плотским соитием с которой пользуются для плотского удовольствия, но и другие родственные связи, чуждые этого рода удовольствий, такой в основании имеет не Христа, и потому огнем не будет спасен, а будет осужден, потому что не может быть со Спасителем, Который весьма ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 9, 37)».

Далее приведем несколько увещеваний о воздержании в браке.

Изречения Секста (п.239): «Брак верных да будет состязанием в воздержании».

Григорий Палама (Беседа к сетующим на приключающиеся нам отовсюду разнообразные невзгоды): «Мы же, от которых требуется большего, чем от них (людей Ветхого Завета), не только не сравнялись с ними в отношении дел, но даже и не близки к ним; так, наученные воздерживаться и от супружниц («Время уже коротко, - говорит Апостол, - так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:29,31)), мы и услышавшие это и уверовавшие, не только не воздерживаемся от собственных жен, но бываем одержимы страстью к чужим женам».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грех против 7й заповеди, грех: неумеренность в супружеском ложе): «Супруги - христиане! супружеские наслаждения предоставлены вашей воле, вашему обоюдному желанию. Но при этом слово Божие выражает такую мысль, чтоб воздержание вы считали законом, а сходились бы между собой, уступая пожеланию или руководясь и здесь благоразумием. Помните, что все главным образом, зависит от ревности (о спасении). Ревностный о спасении души и о чистоте своей, при помощи Божией, укротит и такое сложение тела, которое более располагает к похотливости: а мало ревностный и умеренным (холодным) сложением тела не хочет управить. Поставляйте же себе христианским долгом воздержание в самом супружестве!»

 

Ответ на неправое мнение, что слова о воздержании относятся только к безбрачным, монахам и святым

 

Есть и такое мнение между нерадивыми и невоздержанными христианами, что слова о воздержании относятся только к безбрачным, монахам и святым.

Прежде приведем один пример о том, что прежде чем стать святыми, эти люди были такими же как и мы, грешниками.

Жития Святых Дмитрия Ростовского (Страдание святого мученика Феодота…, 18 мая): «Некоторые говорят о нем, что он (мученик Феодот) первоначально жил так, как живут большинство и прочих грешных людей мира сего, ибо он также заботился о снискании благ мира сего, говорят, что, вступив в законный брак, он купил гостиницу ради прибытка имения. Однако его мученическим подвигом венчается и украшается вся жизнь его. …Еще задолго до своего мученического подвига, святой творил много добрых дел. Так, он всемерно боролся против вожделений плотских; хотя он и пребывал в законном супружестве, но он вёл борьбу с плотью своею, покоряя ее духу, согласно слову Апостольскому: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7:29), святой настолько преуспел в этой добродетели, что мог быть учителем чистоты и целомудрия многим другим. Святой всячески воздерживался от сластолюбия и всякой греховной нечистоты и порабощал тело свое духу постом и воздержанием. Считая пост началом и основанием всякого благого дела, святой вооружался им, как бы щитом, готовясь на брань духовную. Умерщвление тела святой считал обязанностью каждого христианина».

Многие христиане говорят и то, что они не имеют той меры благодати, которая была у святых подвижников. В ответ на это скажем, что ее и не будет у нерадивых, т.к. для ее стяжания необходим определенный труд воздержания от различных страстей самого христианина.

Василий Великий (Беседы на Псалмы, Пс.45): «…должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою, упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстью, в ней, как в зеркале, было чисто и не омрачено Божие озарение».

И если нет этого труда, то не благодать виновата, а твоя похотливая воля.

А теперь приведем другие развернутые ответы святых отцов на подобное мнение.

Иоанн Златоуст (т.7, ч.1, беседа 7): «Сожалею, что вы скромность и целомудрие почитаете обязанностью одних монахов, тогда как Христос постановил общие для всех законы. Когда он говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением» (Мф.5, 32), то говорит не к монашествующему, но и к женатому, потому что гора та (на которой Он говорил) покрыта была людьми всякого рода. Содержи же в уме твоем это зрелище, и возненавидь зрелище дьявольское, и не укоряй меня в том, будто я предложил тебе слово тяжкое. Я не воспрещаю жениться, не препятствую веселиться; но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками. Я не предписываю идти в горы и пустыни, но чтобы ты вел себя честно, скромно, целомудренно, живя среди города. Все законы у нас с монахами общи, кроме брака. А Павел повелевает и брачным во всем уподобляться монахам: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29)».

Иоанн Златоуст (т.12, ч.1, беседа 7): «Но, (скажете) для чего ты говоришь это нам, не монахам? Мне вы говорите это? Скажите лучше Павлу, который говорит: "бодрствуя" во всяком терпении и молитве (Кол. 4:2), который говорит: "попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13:14); а он писал это не монахам только, но всем, живущим в городах. Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на все прочее нет, но во всем должен поступать одинаково с монахом. И блаженства Христовы изречены не монахам только; иначе все погибло бы во вселенной, и мы могли бы укорять Бога в жестокости. Если блаженства сказаны только для одних монахов, и мирянину достигнуть их невозможно, а между тем (Бог) дозволил брак, то Он сам погубил всех; если в брачной жизни невозможно исполнять свойственное монахам, то все исказилось и погибло, круг добродетелей стал тесен. Как будет "Брак у всех [да будет] честен" (Евр. 13:4), если она служит нам таким препятствием к добродетели? Что же следует сказать? Возможно, очень возможно и имеющим жен быть добродетельными, если пожелают. Каким образом? Если они, имея жен, будут, "как не имеющие", если не будут радоваться стяжаниям, если будут пользоваться миром, как не пользующиеся (1Кор. 7:29-31). Если же некоторые находили в браке препятствие (к добродетели), то пусть они знают, что не брак служит препятствием, а воля, злоупотребляющая браком, подобно как не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в царствии небесном и удостоишься всех благ, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа».

Василий Великий (О подвижничестве. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве): «…у каждого человека потребуются плоды любви к Богу и ближнему, и за уклонение от сих, равно как и от всех заповедей, всякий понесет наказание, как и Господь объявляет в Евангелиях, говоря: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37) и еще: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14, 26). Соглашаешься ли в том, что Евангелия даны и оженившимся? Вот тебе приведено в ясность, что в послушании Евангелию потребуется отчет у всех людей, монахи ли они или живут в супружестве. Для вступившего в брак достаточно и того, что ему извиняется невоздержание, пожелание жены и сожитие с нею; прочие же заповеди, как всем равно узаконенные, преступать небезопасно. И Христос, благовествуя заповеди Отца, обращал речь к живущим в мире. А если и случалось, что вопрошенный наедине отвечал ученикам Своим, то свидетельствовал, говоря: «А что вам говорю, говорю всем» (Мк.13, 37). Поэтому и ты, избравший общежитие с женою, не будь беспечен, как будто вправе ты предаться миру. Тебе для улучения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрал ты себе жилище среди сетей и державы отступнических сил, имеешь пред глазами побуждения ко грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знай, что не избежишь борьбы с отступником и не одержишь над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов».

 

4.3. Отговорки и споры о воздержании среди христиан могут быть от телесной и духовной немощи, не желающей бороться со своей похотью

 

А теперь отметим несколько нюансов относительного того, что отговорки и споры о воздержании среди христиан могут быть от телесной и духовной немощи, не желающей бороться со своей похотью.

Выше говорилось о том, что все человечество порабощено пороком похоти плоти или сластолюбием, и по опыту святые подвижники говорят, что с ним очень трудно бороться, т.к. оно привычно для нас и стало как бы второй натурой и потому, что оно проявляется во многих видах.

Нил Синайский (Письма, п.3,33): «…плотское удовольствие есть не гора мира, но гора борьбы, браней, смятения, неустройства, молвы, бури, одна другую преследующих волн страсти, греха и тайного преднамерения. Сластолюбие никогда не может успокоиться и укротиться в тех, которые впали в оное и побеждены им, но, как немилосердная какая госпожа, подвергшихся падениям поражает бичами похотливости, неотложно и насильственно требует с них даней и вовсе почти не дает времени попавшим под ее власть. …И нелегко приобретается свобода, потому что люди охотно уступают скорее над собою победу растлению и, любя яд сластолюбия, во всякое время, и днем и ночью, с охотою спешат услуживать злу».

Итак, грешник любит яд сластолюбия, не осознавая, что это яд, и увлекается различными удовольствиями, которые его губят, и, как следствие, не желает бороться с похотями.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.