О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов

2020-01-13 130
О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов

Раздел 1: О понятии «целомудренный христианский брак»

Христианство называет две основные цели брака – целомудрие и деторождение, главнее из них есть целомудрие.

Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова апостола: "Но, во избежание блуда…): «…две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; главнейшая из этих двух целей – целомудрие. После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою. … Таким образом, главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом».

Поэтому далее скажем о понятии «целомудрие» и каким оно бывает в различных семьях.

 

О нецеломудрии в виде прелюбодеяния и любодения

 

А теперь скажем несколько слов о нецеломудрии.

Нецеломудрие бывает в нескольких видах и основные из них: любодеяние и прелюбодеяние.

Инок Агапий (Спасение грешников, ч.2, гл.6): «Если ты согрешил с незамужней женщиной (холостым мужчиной – от сост.), это любодеяние. С замужней (женатым) - прелюбодеяние, что тяжелее».

Дмитрий Ростовский (Летопись, События в 6-м столетии 4-го тысячелетия): «Любодеяние есть падение свободного со свободною же в грех блудный, когда оба лица — мужчина и женщина — бессупружны, не связаны союзом законного брака и владеют каждый своим телом, как желают. Прелюбодеяние есть падение несвободного с несвободною, то есть имеющего свою законную жену мужа с женою, имеющею своего мужа, или падение свободного с несвободною, или наоборот, свободной с несвободным; в последнем грех свободного лица судится как любодеяние, а несвободного — как прелюбодеяние».

Хранение супружеской верности принято за благо и у неверующих людей, и супруги порицаются в случае измены.

Но есть и другие менее распространенные виды нецеломудрия.

Инок Агапий (Спасение грешников, ч.2, гл.6): «(Если ты согрешил) с монахиней (монахом) - святотатство и духовное прелюбодеяние. С родственницей (родственником) - кровосмесительство. С девушкой насильно – изнасилование».

Относительно монахов и священнослужителей приведем одно поучение о нецеломудрии, в котором говорится о наказании за него.

Волоколамский Патерик: «Миряне, которые не удержатся и впадут в скверну злого прелюбодеяния, если не покаются, разжигают для себя печь великого неугасимого огня; но более мирян возжигают геенский огонь монахи, впадающие в такой грех. Кто может вымолвить, что не только в мире живущие, но и в иночестве пребывающие побеждаются любовной страстью; больше мирских наказание они примут, если посягнут на священнические обязанности; и мирские попы после жен своих, побежденные любовным влечением, которые решаются служить в церкви, больше простых смертных будут осуждены; монахи же, одержимые любовной страстью и дерзающие быть священниками и касаться неприкасаемых, чего трепещут касаться и слова самаритян, а они, теряя последний рассудок и надежду, побеждаемые неверием в грядущий суд и воздаяние, осмеливаются совершать таинство и касаются некасаемого. И не только до священничества, побеждаемые нечистыми помыслами, дерзают служить, но и после принятия священства, совершая то же, осмеливаются творить службу, хотя недостойны и к алтарю приближаться».

 

О степенях полового воздержания в христианских семьях

А теперь подробнее скажем о половых отношениях в христианских семьях по степеням полового воздержании, и приведем их по мере высоты добродетели целомудрие.

 

О супружеских отношениях во время постов по учениям святых отцов

 

Так как не все христиане могут выдерживать плотское воздержание, то им в помощь Церковью введено правило о воздержании в посты и особые дни. В этом случае, душе легче воздерживаться, т.к. действует страх Божий и христианская обязанность, и таким образом в пост происходит постепенное приучение плоти к воздержанию. Но, к сожалению, есть христиане, которые не воздерживаются в посты и другие святые дни, прикрываясь различными плотскими мудрованиями. Поэтому приведем поучения святых отцов о посте и воздержании от плотских супружеских отношений.

 

Святоотеческие толкования мест Святого Писания

О значении понятия «похоть»

 

Итак, понятие «похоть», во-первых, означает самоугодливую жизнь, которая связана с получением различных удовольствий от настоящей жизни и тела.

Бл. Августин (О граде Божием, ч.19, кн.14, гл.15): «Вообще есть много разных похотей, не все из которых даже имеют свое название».

Феофан Затворник (Толк. на посл. Колосянам, 3.12): «Похотение хочет жить в собственное лишь свое удовольствие».

Феофан Затворник (Толк. на посл. Титу, 2, 12): «Под мирскими похотями разумеется самоугодливая жизнь в похотях сердца и страстях, к удовлетворению которых направлены все обычаи мира и которым в жертву приносятся все законы правды и любви. «Мирскими похотями Апостол назвал порочную жизнь; или (общее) мирские похоти суть все то, что приносит нам пользу только для настоящей жизни (без отношения к будущей); все, что исчезает вместе с настоящею жизнью, есть мирская похоть» (святой Златоуст); «любоимание, сластолюбие, (гордыня) и подобное» (блаженный Феофилакт)».

К этому пороку относятся и страсти вожделения, и страсти плоти.

Григорий Синаит (О заповедях и догматах…, ст.79): «Страсти вожделения суть: лихоимание, разврат, невоздержность, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие, самолюбие, всех лютейшая страсть. Страсти плоти суть: блуд, прелюбодеяние, нечистота, непотребство, чревоугодие, леность, рассеянность, мiролюбие, животолюбие и подобная сим»

Что касается удовольствий от тела, то у святых отцов это обозначается как похоть плоти, которой руководит сластолюбие.

Феофан Затворник (Наставление о преспеянии в христианской жизни, Б,2): «…Сластолюбие. Под именем сластолюбия разумеется сильная наклонность к неумеренному употреблению чувственных удовольствий».

Люди не обращают внимания на порок похоти, потому что с его понятием связаны различные потребности, в частности, телесные.

Феофан Затворник (Толк. на посл. Римлянам, 13,14): «Потребностей телесных: есть, пить, спать, одеваться, иметь кров, давать отдых — нельзя не удовлетворять; но это удовлетворение просто и несложно и не требует больших забот, когда кто держится естественного порядка. Когда же кто выступает из сего порядка, тогда столько у него разрождается потреб плоти, что уж и сил и имения недостает у него к удовлетворению их; день и ночь трудится, и все мало, — и тянет он ярмо, как подъяремное животное. А отбросить эти неестественности не хочет; ибо претворил их в похоти; похоти же считает самим собою, так что отказать в чем-либо похоти считает будто покушением на жизнь. Так и тиранствует над плотоугодниками плотоугодие, претворенное в похоти, и не дает им высвободиться от уз своих».

Феофан Затворник (Толкование на посл. 1Сол. 4,4-5): «Плотские движения естественны в теле и в них нет греха. Грех в том, как относится к ним человек со своею свободою и совестью. Кто услаждается сими движениями, произвольно возбуждает их и готов удовлетворять им, тот похотствует. Кто частым удовлетворением сей похоти образует в себе склонность к услаждениям ее, тот болезнует похотною страстью, которая тяготит, томит и мучит его тирански. В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает жизнь свою проводить только среди таких порядков, какие могут питать и услаждать ее».

Нельзя не отметить, что этот порок очень любят бесы, т.к. тем самым удаляют человека от Бога.

Нил Синайский (Письма, п.3,43): «…ум человеческий, удалившись от созерцания Божия, обязательно или подпадает под власть похотливого демона, ведущего к невоздержанию, или побеждается лукавым раздражительным духом. А невоздержную похотливость опытный отец назвал скотским, раздражительность же — бесовским движением».

Этой похотью охвачено все человечество, независимо от того состоит человек в браке или нет. И стали люди такими по грехопадению.

Феофан Затворник (Толк. на посл. 1Солун., 4,3): «Повреждение падшей природы человека больше всего сделало человека падким на плотские грехи».

Никодим Святогорец (Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, Песнь 7, ирмос, троп.1): «…насколько и ты, брат, о, насколько и ты уподобился праотцу Адаму! Потому что и ты, взирая на древо познания добра и зла, взял от плода его и вкусил и умер. Какое же это древо познания добра и зла? Это есть страстное чувство к видимой твари, по словам святого Максима, говорящего: "видимая тварь есть древо познания добра и зла, ибо причастие ее естественно производит наслаждение и болезнь". Так и ты, страстно взирая на чувственные красоты творений, не восшел от созерцания их к созерцанию Творца, но пожелал насладиться ими телесно посредством чувства. Поэтому, вкусив и насладившись ими, ты оставил наслаждение мысленным, и предался телесно-чувственному удовольствию, которое, удаляя тебя от животворящей благодати Божией, предало тебя смерти по телу и душе. Ибо естественно погубляют и умерщвляют душу и тело чувственные наслаждения; а в этом и состояло всем известное падение Адама».

Вот как описывает невоздержанного святой Ефрем.

Ефрем Сирин (Слово о добродетелях и пороках, О невоздержании): «Кто невоздержен, и в ком нет воздержания, тот легко уловляется всяким неприличием. Невоздержный и сластолюбив. Невоздержный находит удовольствие в многословии и пустословии. Ему нравятся празднословие и острословие; ему приятна сладость снедей; он выказывает свою храбрость в многоядении и многопитии, воспламеняется при виде суетного удовольствия, склоняется на нечистые помыслы; из любви к удовольствиям предается сумасбродству; гоняется за славой; мечтает о почестях, как о чем-то таком, что у него уже в руках; при встрече с женщинами делается весел, привлекается красотой; телесная доброцветность сводит его с ума, восхищает благообразие лица, очаровывает статность тела; в беседах с женщинами и смехотворами он тает от удовольствия; мечтает при воспоминании виденного; воспоминания преобладают у него, он живо представляет в уме женские лица, соприкосновения рук, объятия тел, сближения членов, страстные выражения, обворожительные улыбки, мановения очей, нарядность одежд, доброцветность тела, льстивые речи, сжатие губ, телесную приятность, выразительность движений, время и место свиданий и все, что служит для удовольствия. Вот что сластолюбец и невоздержный живо представляет в уме своем, склоняясь на помыслы! Такой человек, если видит, что читают книгу о целомудрии, – хмурится; если видит, что отцы, собравшись, рассуждают о полезном, – уклоняется и не одобряет этого; если видит строгую жизнь отцов, – негодует; если слышит речь о посте, – возмущается. Сходы братии ему не нравятся, а если видит женщин, – просветляется, бегает взад и вперед, чтобы оказать свои услуги; тогда есть у него и голос к пению, есть у него способность и сказать острое слово и посмеяться, чтобы и себе доставить удовольствие и женщинам, какие тут есть, и показать себя занимательным и приятным. На безмолвии он скучен и недомогает. Поэтому злополучен и жалок тот, кто не имеет всех видов воздержания, и воздержания во всем».

К понятию «похоть плоти» относится и половая похотливость.   (не И, а в первую очередь относится)

Бл. Августин (О граде Божием, ч.19, кн.14, Гл.16, 17): «… хотя похотей великое множество, однако, когда говорят просто «похоть», не прибавляя, похоть чего, уму представляется обыкновенно срамная похоть плоти. Похоть эта овладевает всем телом, причем не только внешне, но и внутренне, и приводит в волнение всего человека, примешивая к плотскому влечению и расположение души; наслаждение же от нее — наибольшее из всех плотских наслаждений, отчего при достижении его теряется всякая проницательность и бдительность мысли. Кто из любителей мудрости и святых радостей, проводящий жизнь свою в супружестве и желающий следовать словам апостола, поучавшего: «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фес.4,4,5), не согласился бы, чтобы деторождение не сопровождалось подобной похотью, и исполнение долга продолжения рода целиком подчинялось требованию воли, а не возбуждалось огнем похоти? Но и сами любители этого наслаждения не возбуждаются к нему исключительно своею волей. То побуждение приходит не ко времени, когда о нем никто не просит, а бывает, что душа горит, а тело остается холодным. Выходит, что похоть не желает покоряться не только воле деторождения, но и самому сладострастию; сопротивляясь во всем обуздывающему ее уму, она порою сопротивляется и самой себе, возбуждая душу, но не возбуждая тело. Справедливо, что эта похоть — предмет наибольшего стыда, и сами те члены, которые она приводит или не приводит в движение, называются срамными».

Порок похоть плоти является принадлежностью ветхого человека.

Феофан Затворник (Толк. на посл. Ефесянам, 4,22): «…жизнь в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии, и в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Это и есть ветхий человек».

Многие христиане, к сожалению, являются ветхими людьми, несмотря на причастие благодати Христовой, и живут в похотях плоти, т.к. или превышают меру естественной потребности, или удовлетворяют ее несвоевременно, или ради удовольствия.

 

Ответы на возможное самооправдание, что воздержание могут выдержать не все и что невозможно избавиться от помышлений и ощущений блудных

 

В Евангелии переданы слова Спасителя, что не все могут вместить скопчество, т.е. полное воздержание.

Николай Сербский (Феодул, или Раб Божий, гл. Сыны тьмы): «Сказали Ему ученики Его: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10–11, 12). Блаженны те, кто духом себя оскопляет, духом и любовью к Богу, и не женится. Блаженны подлинные монахи. Они в Царстве Небесном будут больше царей. Но лишь небольшое число людей может принять это и выдержать».

Но пусть эти слова не будут нам в самооправдание наших греховных немощей, потому что, во-первых, «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18,27), а это значит:

Феофилакт Болгарский (Толкование на евангелие от Луки, гл.18): «Он сказал: «невозможное человекам возможно Богу». Кто имеет человеческий образ мыслей, то есть увлекается дольним и пристрастен к земному, тому, как сказано, спастись невозможно, а для Бога это возможно; то есть, когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете (о целомудрии – от сост.), и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие».

Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл.21): «…эти слова полны высокой премудрости. Потому что если человек лишь при помощи своих сил трудится и старается приобрести бесстрастие, то ничего у него не выйдет; если же он обнаружит, что чрезмерно к этому стремится и о сем ревнует, то стремление его при содействии силы Божией сопровождается успехом. Потому что души, этого добивающиеся, вдохновляемы бывают Богом; если же питать в себе доброе желание они отказываются, то и Дух Божий оставляет их. Потому что спасать кого-либо против его воли есть принуждение; в согласии же с его волей - благодать. И не для сонных и ленивых существует Царство Божие, напротив, «употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Бога вынуждать и от Бога жизнь в себя воспринимать - вот единственно правое насилие. Ведущий тех, которые прилежат к сему твердо, или лучше сказать со всею силою. Он уступает им, снисходит. Радуется Он, когда таким образом побеждается».

Во-вторых, грешная, малодушная, саможалеющая душа всегда говорит: «я не могу, мне тяжело…», и даже не пробует что-то изменить и отречься от своих старых желаний, привязанностей, мыслей и т.д. И только душа, имеющая мужество и истинное стремление к высшему, даже если чувствует свое бессилие, будет усердно просить Бога о даровании себе той или иной добродетели и сам человек будет стараться бороться со своими страстями.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, § 356): «…поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешниками и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин.8:12; 1 Ин.1:5), — потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречемся. Потому и Сам Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24)».

Филарет Дроздов (т.5, Беседа на обновление храма Святаго Архистратига Михаила…): «И каждый из нас, дабы устроить себя в храм духовный, да не полагается на собственное мудрование, да не надеется на собственную силу, да ищет благодати Божией; да просит милости Божией; Христа, и веру в Него, и любовь к Нему да полагает в основание своих мыслей, дел и жизни».

А если душа не хочет отказываться от своих плотолюбивых и страстных желаний, следовать за Христом и отрекаться себя, то тогда и не следует нам лукаво оправдываться своей немощью…

Отметим еще одно возможное заблуждение.

Игнатий Брянчанинов (Аскетический опыты 1, О чистоте): «Некоторые утверждают, что человеку невозможно быть свободным от порабощения плоти, тем более от помышлений и ощущений блудных, что такое состояние неестественно. Законополагает Бог, ведущий возможное и невозможное для нас, более нежели мы: и потому достижение чистоты и телесной и сердечной возможно для человека. Законополагает Бог, Творец естества: и потому сердечная чистота не противна естеству человеческому. Она неестественна естеству падшему; она была естественна естеству по сотворении его, и может соделаться естественною по обновлении. Она может быть возделана и приобретена: хлеб, овощи, плодовитые деревья не растут на земле сами собою; но когда земля приготовится должным образом, и полезные произрастения посадятся и насеются, тогда они произрастают в особенном изобилии для пропитания и наслаждения человеков. Необработанная земля дает одни плевелы, или дает одну траву, пищу скотов, а не человеков. Нужен подвиг: предмет подвига достоин того, чтоб для него предпринят был усиленный и трудный подвиг избранными для подвига. Чистота названа в Писании святостью».

Заметим и то, что некоторые люди, слыша о чистоте, говорят следующее:

Иоанн Лествичник (Лествица, слово 15): «Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым; а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй. И если бы ключи царства небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи царствия».

Как правило, такие люди даже не пробовали начинать бороться с блудной страстью…

 

Примеры святых подвижников о том, что после тщетного увещевания супруги о воздержании, они оставили их и стали монахами

 

Но в истории христианства были примеры, когда подвижники предлагали супругам жить в чистоте, а те не соглашались, и первые оставляли брак и уходили в монастырь.

Жития Святых Дмитрия Ростовского (Житие Аврамия Затворника и блаженной Марии, 29 октября): «Блаженный Аврамий был сыном благочестивых родителей; уже с ранней юности он любил посещать святые храмы, слушать там с умилением слово Божие и поучаться в нем. Горячо любя своего сына, родители понуждали его вступить в брак. Он сначала отказывался, но потом, после многих и усиленных просьб, вопреки своему желанию, повиновался родителям. На седьмой день после брака, когда Аврамий сидел однажды в опочивальне со своею женою, в его сердце внезапно воссияла, подобно свету, благодать Божия и, никому ничего не сказав, он тайно удалился из дому. По Божественному внушению, он вышел из города и, на расстоянии двух тысяч шагов от него, нашел необитаемую хижину; в ней он и поселился с радостным сердцем, прославляя Бога. Родители с родственниками, скорбя о его исчезновении, повсюду стали искать блаженного. По прошествии семидесяти дней, они нашли его в келлии молящимся Богу, и весьма удивились. Блаженный же сказал им: «Не удивляйтесь, но прославьте Человеколюбца Бога, избавившего меня от суетного мира и молите за меня Господа, дабы Он даровал мне до конца донести благое иго, коего Он сподобил меня, и оставьте меня жить здесь ради любви к Богу в безмолвии, дабы мне исполнить святую волю Его». Родители блаженного, увидев его непреклонное решение, произнесли: "аминь"».

Иоанн Кассиан (Собеседование аввы Феона, гл.8-10): «Услышав это (заповедь: «иди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мной» (ср.: Мф.19,21), блаженный Феона, воспламенившись неугасимым желанием евангельского совершенства… Итак, возвращается домой печальный, пораженный тою скорбью, которая производит неизменное покаяние к спасению (см.: 2Кор.7,10), и, не сомневаясь уже касательно своей воли и решимости, он всю заботу и попечение обращает на спасение супруги; и подобным увещанием начал склонять ее к тому желанию, каким сам воспламенился, дневным и ночным плачем убеждать, чтобы вместе послужили Богу в чистоте и святости, говоря, что обращение к лучшей жизни никак не должно откладывать; потому что суетная надежда на незрелый возраст не избавляет от необходимости нечаянной смерти, которая младенцев, отроков, юношей похищает так же, как и старцев. Когда на такие упрашивания и постоянные настаивания непреклонная супруга не согласилась, говорила, что она в своем цветущем возрасте не может совершенно воздерживаться от супружеского утешения и потому, если, оставленная им, сделает какой-нибудь порок,— это надобно приписать больше тому, кто расторг узы супружества, то на это он долго представлял состояние человеческой природы — слабое, непостоянное,— как опасно было бы предаваться плотским пожеланиям и делам и, к этому прибавляя, утверждал, что никому нельзя лишать себя того блага, которое узнал, и виновнее будет презирать познанную благость, нежели не любить непознанную; потому он будет уже виновен в преступлении, если земные и нечистые удовольствия предпочтет най-денным, столь прекрасным, Небесным благам. Возвышение в совершенстве, конечно, относится ко всякому возрасту и всякому полу, и все члены Церкви призываются к восхождению на высоту высших заслуг, как говорит Апостол: «так бегите, чтобы получить» (1Кор.9,24); из-за медлительности ленивых и нерадивых не должно останавливаться подвижным и ревностным, так как правильнее было бы, чтобы беспечные возбуждались впереди текущими, нежели чтобы поспеша-ющие задерживались отстающими. Потому, говорил, он твердо решился отречься от мира и умереть миру, чтобы мог жить для Бога; и если бы не мог достигнуть того счастья, чтобы вместе с своею подругою войти в общение с Христом, то он лучше желает спастись даже с потерею одного члена (см.: Мф.18, 8-9) и как бы убогим войти в Царство Небесное, нежели с здоровым телом быть осужденным. К сему присоединил еще и это, говоря: «Если Моисей по жестокосердию дозволил отпускать жен, то почему не допустить этого Христу по желанию чистоты (см.: Мф.19,8-9), особенно когда Тот же Господь между прочими расположениями, то есть к отцам, матерям, сыновьям, которым не только Закон, но и Сам Он повелел оказывать уважение, однако ж, определил, чтобы за Его имя и по желанию совершенства не просто только пренебрегали, но и возненавидели их (см.: Лк.14,26), присоединяет к ним также и имя жен, говоря: «всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф.19,29). Итак, Он не дозволяет ничего сравнивать с тем совершенством, которое проповедует, так что отрешает и от той привязанности к отцу и матери, которая составляет первую заповедь в обетовании, как говорит Апостол: «чти отца твоего и матерь; это есть первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (ср.: Еф.6, 2-3); заповедует из любви к Нему отвергать эту привязанность. Итак, очевидно, евангельское слово как осуждает разрывающих супружеские узы не за порок прелюбодеяния, так по любви ко Христу и по желанию чистоты отвергшим плотское иго обещает даже сторичную награду. Посему если это возможно, чтобы ты, взявшись наконец за разум, склонилась на вожделенную для меня сторону, то есть чтобы, служа Господу, мы вместе избежали мучения геенны,—я не отвергаю суп-ружеской любви, даже еще с большею любезностью объемлю; ибо я знаю и уважаю помощницу свою, данную по определению Господа, и не отказываюсь соединяться с нею неразрывным союзом любви во Христе, не отлучаю от себя того, кого Господь сочетал со мною по закону перво-бытного состояния, если только ты и сама такова, какою Творец желал тебе быть. Если же ты хочешь быть мне не на помощь, а на обольщение, больше желаешь оказывать пособие не мне, а врагу и Таинству брака присвояешь ту принадлежность, чтобы ты, лишив себя предлагаемого спасения, отвлекла даже и меня от последования за Спасителем, то я так мужественно возьмусь за изречение, произнесенное устами аввы Иоанна, даже Христа, что никакое плотское пристрастие не может отвлечь меня от духовного блага. «Ибо кто, — говорит Он, — не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик» (ср.: Лк.14,26)». Итак, когда этими и подобными словами намерение жены не поколебалось, и она осталась с непреклонным упрямством, то блаженный Феона сказал: «Если я не могу отвлечь тебя от смерти и ты не отлучишь меня от Христа, то для меня безопаснее иметь развод с человеком, нежели с Богом». Итак, при содействии благодати Божией он тотчас приступил к исполнению своего определения, не допустил горячему своему желанию охладеть от не-которой медлительности: поспешно оставив все мирское имущество, ушел в монастырь. Здесь в короткое время он просиял таким блеском святости и смирения, что по переселении блаженной памяти Иоанна из этого света к Господу, также по отшествии святого мужа Илии, который был не меньше своего предшественника, Феона третий, избранный по суду всех, вступил в распоряжение экономиею. Никто не должен думать, что мы это написали для возбуждения разводов с супругами; мы не только нисколько не осуждаем супружества, даже, последуя апостольскому изречению, говорим: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр.13, 4); но для того написали, чтобы читателю показать начало обращения, когда такой муж посвятил себя Богу. У него (читателя) прошу того благоснисхождения, чтобы, понравится ли ему это или не понравится, считая меня чуждым клеветы, за это дело похвалил или порицал виновника его. А как я не свое мнение выразил об этом деле, а простым рассказом изложил историю совершившегося события, то справедливость требует, чтобы как я не ищу себе никакой похвалы от тех, которые похвалят это дело, так не подвергали меня и порицанию те, которые не одобрят этого. Итак, пусть всякий, как мы сказали, имеет свое суждение об этом; но убеждаю строгость своего суждения умерять так, чтобы не считать его справедливее и святее суда Божественного, по которому дарованы ему (Феоне) знамения даже апо-стольских добродетелей; я умалчиваю о мнении стольких отцов, которые поступок его не только нисколько не порицали, но явно восхваляли даже до того, что избранием в экономы предпочли его великим и высоким мужам. Думаю, что непогрешительно суждение духовных мужей, одобренное Богом и подтвержденное столь удиви-тельными знамениями, как сказано выше».

Как видим, есть различные понимания и исполнения заповеди: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» и великие подвиги не для всех людей. Для тех же христиан, кто желает сохранить чистое супружество необходимо следующее: независимо от того, от кого была инициатива о воздержании, необходимо более слабому духовно проявить истинную христианскую любовь и последовать за супругом(ой)-подвижником, и тогда Господь подаст силы к воздержанию и одному и другому. Так, что каждая семья пусть сама выбирает путь. Да поможет вам Господь!

 

 

О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.