Методология и методы научного исследования — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методология и методы научного исследования

2020-01-13 170
Методология и методы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности

1-088002 Теория и методика обучения
и воспитания (по областям и уровням образования)

 

 

Барановичи

БарГУ

2019

 

 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Методология и методы социально-педагогического исследования» (утверждена 20.10.2014г., регистрационный №ТД-А.517/тип.).

Учебная программа дисциплины “Логика и методология науки” составлена на основе утвержденных Министерством образования Республики Беларусь типовой учебной программы по дисциплине “Логика” (рег. № ТД-СГ. 016/тип.) и типовой учебной программы по дисциплине “Методология научного исследования” (№УД - 958/14- баз). Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь № 194 от 22.03.2012 и Порядка разработки и утверждения учебных программ и программ практик (утверждён Министерством образования Республики Беларусь от 27.05.2013г. №405).

Составитель

Л.И. Ермакович, доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, доцент учреждения образования «Барановичский государственный университет»

Рецензент:

З.Н. Козлова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

 

Рекомендована к утверждению:

кафедрой педагогики (протокол № 2 от 20.02.2019 г.);

научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № 1 от 27.02. 2019 г.)

 

Экспертиза методической комиссии факультета педагогики и психологии____________________Т.Н. Иванченко, старший преподаватель кафедры педагогики

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 Актуальность изучения дисциплины

Актуальность методологического знания для студентов магистратуры определяется особенностями типа познания, на котором находится современная наука. Он предполагает глубокое овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения возникающих многочисленных и разнообразных проблем. В связи с эти студенты должны овладеть новой функцией - исследовательской, которая способствует формированию исследовательской компетентности и обеспечивает готовность к самостоятельному обеспечению исследовательской деятельности. Овладение данной функцией сегодня выступает необходимым условием вузовской подготовки студентов, в том числе студентов магистратуры, свидетельством их высокопрофессиональной компетентности, способности на высоком методологическом и методическом уровнях решать возникающие проблемы и задачи в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины “Методология и методы научного исследования” ориентировано на знание целей, задач и закономерностей развития современной науки, освоение структуры научного знания, выработку представлений о критериях научности и требованиях, которым должны отвечать научное исследование и его результаты, овладение методологическими подходами, методическими навыками и умениями для успешной самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентами магистратуры.

 

 2 Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью преподавания дисциплины «Методология и методы научного исследования» является формирование у студентов магистратуры знаний о базовых характеристиках методологии научного познания, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научного исследования.

 

Задачи изучения дисциплины:

- формирование у студентов понятия о методологии как базовой основе познания и преобразования реальной действительности, о перспективах и тенденциях развития методологического знания;

- подготовка студентов к методологическому анализу и выбору методов исследования для целенаправленной разработки технологии их использования в научно-исследовательской работе;

- обучение студентов методике качественного и количественного анализа результатов научного исследования;

- формирование умений использования системного подхоа в изучении социальных и социально-педагогических явлений и процессов; овладение умением решать проблемы комплексного и междисциплинарного подходов к исследованию, формирование умений организации научного исследования, оформления и представления результатов.

 

 

3 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие учебные и учебно-профессиональные (УПК):

 УК-2 Быть способным применить методы научного познания (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.) в самостоятельной исследовательской деятельности, генерировать и реализовывать собственные идеи.

УПК2 Быть способным внедрять в образовательный процесс результаты научно-исследовательской и самостоятельной деятельности.

Для формирования указанных компетенций в результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные положения методологии науки и научной деятельности, принципы и способы её осуществления;

- методы, методику и технологию проведения научного исследования;

- специфику основных форм теоретического осмысления познавательных действий в научном исследовании;

- основные приёмы, методы и технологии обработки и интерпретации результатов научного исследования;

уметь:

- формулировать научный аппарат научного исследования;

- осуществлять поиск и отбор актуальных научных информационных источников по исследуемой проблеме;

- разрабатывать диагностический инструментарий для проведения научного исследования, его экспертизы и оценивания;

- анализировать и синтезировать приобретённые теоретические знания и полученные результаты исследования;

- оформлять транслировать результаты исследования;

- тематически и этически корректно излагать результаты исследования.

 

4 Структура содержания учебной дисциплины

Дисциплина изучается в объеме 90 академических часов (3 зачетных единицы)

 

Форма
получе-ния высшего
образования

Регистра-ционный
номер учебного плана,
дата утвержде-ния

Курс

Семестр

Всего часов

Количество часов

УСР

Семестр

Академических аудиторных лекции Практи-ческие семинарские занятия  

Зачёт

 

Дневная, заочная А03-444/15- УДдр 11.03.2015 1 1 1 1 90 90 36 12 18 6 14 6 4 1 1  

 

Тема 9. Оформление и представление результата научного исследования

Структура и содержание научной работы. Содержательный план научной работы. Методы написания научного текста.

Понятие и фиксация научных результатов. Основные виды изложения результатов научного исследования. Научная статья как отражение актуальных результатов исследования. Требования к содержанию. Тезисы научного доклада.

 Критерии рецензирования и оценки научной работы.

Технология презентации результатов научного исследования, подготовки и публичной защиты научной работы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

дневная форма получения высшего образования

Номер темы

Название раздела,
темы

Количество
аудиторных часов

 УСР

Семинарские занятия

    1 семестр  

 

    1. Наука как предмет методологического анализа 1. Понятие о науке. Наука как система знаний. 2.Научное знание и его критерии. 3.Эмпирические и теоретические знания. 2

2

    2. Научное познание, его уровни и особенности в социально-гуманитарных науках 1. Сущность процесса познания. Объект и предмет научного познания. 2. Уровни научного познания и их характеристики. 3. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. 2

2

  Фронтальный опрос 3. Понятийный аппарат и этапы научного исследования 1. Компоненты научного исследования 2. Выбор темы и план научного исследования.   2

2

  Защита рефератов, создание творческого проекта 4. Методологические основы научного исследования 1. Понятие о методологии науки и её уровнях. 2. Диалектика как общая методология научного познания. 3. Общие и частные принципы научного исследования. 4. Методологические требования к проведению и результатам научного исследования. 2

2

  Защита мультимедийных презентаций 5. Всеобщие методы научного исследования 1. Понятие о методах научного исследования. 2. Общенаучные методы эмпирического исследования. 3. Общенаучные методы теоретического исследования. 4. Общелогические методы исследования. 2

2

  Защита рефератов 6. Частные методы научного исследования. 1. Частные методы научного исследования и их познавательные возможности. 2. Проблема интерпретации научных данных. 3. Вспомогательные приёмы научно-исследовательской деятельности. 2

2

  Письменный опрос, защита рефератов 7. Методы математической статистики в научном исследовании 1. Основные понятия математической статистики. 2. Статистическая обработка данных в научных исследованиях. 3. Интерпретация результатов математической обработки научных данных. 2

 

2 Защита рефератов 8 Методика проведения научного исследования. 1.Структурные элементы методики проведения научного исследования. 2. Содержание и характеристики основных этапов научного исследования. 3.Научные выводы и формирование практических рекомендаций. 2

2

  Защита мультимедийных презентаций 9. Оформление и представление результатов научного исследования. 1. Понятие и фиксация научных результатов. 2. Основные формы изложения результатов научного исследования. 3. Критерии рецензирования и оценки научной работы. 4. Технология презентации и публичной защиты результатов научного исследования. 2

 

2 Защита мультимедийных презентаций   Итого: 18

14

4  

Всего:

36

 

Примечание. Всего 90 акад. ч. (3 з. ед.)

             

 

Заочная форма получения высшего образования

 

Номер темы

Название раздела,
темы

Количество
аудиторных часов

 УСР

Семинарские занятия

 
  1 семестр  

 

   
1. Научное познание, его уровни и особенности в социально-гуманитарных науках 1.Сущность процесса познания. Объект и предмет научного познания. 2.Уровни научного познания и их характеристики. 3.Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. 2

2

   
2. Методологические основы научного исследования 1. Понятие о методологии науки и её уровнях. 2. Диалектика как общая методология научного познания. 3. Общие и частные принципы научного исследования. 4. Методологические требования к проведению и результатам научного исследования. 2

2

  Фронтальный опрос
3. Методика проведения научного исследования. 1.Структурные элементы методики проведения научного исследования. 2. Содержание и характеристики основных этапов научного исследования. 3.Научные выводы и формирование практических рекомендаций.   2

2

  Защита рефератов, создание творческого проекта
  Итого: 6

6

   

Всего:

12

 

Примечание. Всего 90 акад. ч. (3 з. ед.)

             

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1 Список литературы

1.1 Законодательные и нормативно-правовые акты

 

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 13 янв. 2011 № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2011. — № 2/1795.

1.2 Основная литература

1. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования / И.Г. Безуглов и др. — М., 2008. — 208 с.

2. Берков,В.Ф. Общая методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. — 227 с.

3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. — М.: Академия, 2006. — 182 с.

4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001. — 208 с.

5. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика: Введение в научное исследование: учеб.-метод. пособие / В.Н. Клипинина. — Минск: БГПУ, 2007. — 75 с.

6. Клипинина, В.Н. Методология и методы социально-педагогического исследования: учеб.-метод. пособие / В.Н. Клипинина. — Минск: БГПУ, 2013. — 200 с.

7. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки: учебн. пособие / В.К. Лукашевич. — Мн., 2006. — 319 с.

 

 

1.3 Дополнительная литература

 

1. Бандурина, И. Об ответственности современного ученого/ И. Бандурина // Высшее образование в России. — 2008.— №6. — С. 165-168.

2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.

3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. — М.: Логос, 2006. — 128 с.

4. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.

5. Краевский, В.И. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие / В.И. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2006. — 400 с.

6. Кузнецов, И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Кузнецов. — Мн., 2000. — 544 с.

7. Липский, И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: учеб. пособие / И.А. Липский. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 320 с.

8. Логика и методология науки: пособие для курсантов / ГУ «Институт пограничной службы Республики Беларусь». — Мн., 2016. — 152 с.

9. Мардахаев, Л.В. Методология социальной педагогики / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 1. — С. 4-14.

10. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы // С.С. Новикова, А.В. Соловьёв. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 496 с.

11. Павлов, А.В. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие / Павлов А.В. — М., 2010. — 341 с.

Примерный перечень вопросов к зачёту

по дисциплине «Методология и методы научого исследования»

 

1. Понятие о науке. Наука как система знаний.

2.  Научное знание и его критерии.

3. Содержание понятий “знания”, “познание”, “наука” и их взаимосвязь.

4. Сущность процесса познания. Объект и предмет научного познания.

5. Уровни научного познания и их характеристики.

6. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.

7. Компоненты научного аппарата исследования.

8. Научные факты и их роль в научном исследовании.

9. Понятие о методологии науки и её уровнях.

10. Диалектика как общая методология научного познания.

11. Общие и частные методологические принципы научного исследования.

12. Методологические требования к проведению и результатам научного исследования.

13. Понятие о методах научного исследования.

14. Общенаучные методы эмпирического исследования.

15. Общенаучные методы теоретического исследования.

16. Общелогические методы исследование

17. Частные методы научного исследования.

18. Проблемы интерпретации полученных научных данных.

19. Соотношение понятий “теория”, “предмет” и “метод”.

20. Основные понятия математической статистики.

21. Статистическая обработка данных в научном исследовании.

22. Интерпретация результатов математической обработки научных данных.

23. Структурные элементы методики проведения научного исследования.

24. Содержание и характеристика основных этапов научного исследования.

25. Научные выводы и формулирование практических рекомендаций.

26. Основные формы изложения результатов научного исследования.

27. Технология презентации и публичной защиты результатов научного исследования.

 

4. Перечень заданий и контрольных мероприятий для управляемой самостоятельной работы.

Тема и вопросы УСР Количество часов Форма контроля
Тема 7. Методы математической статистики в научном исследовании 1. Основные понятия математической статистики. 2.Статистическая обработка данных в научных исследованиях. 3.Интерпретация результатов математической обработки научных данных.       2 Подготовка и защита рефератов
Тема 9. Оформление и представление результатов научного исследования. 1. Понятие и фиксация научных результатов. 2. Основные формы изложения результатов научного исследования. 3. Критерии рецензирования и оценки научной работы. 4. Технология презентации и публичной защиты результатов научного исследования.     2 Индивидуальная презентация

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности

1-088002 Теория и методика обучения
и воспитания (по областям и уровням образования)

 

 

Барановичи

БарГУ

2019

 

 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Методология и методы социально-педагогического исследования» (утверждена 20.10.2014г., регистрационный №ТД-А.517/тип.).

Учебная программа дисциплины “Логика и методология науки” составлена на основе утвержденных Министерством образования Республики Беларусь типовой учебной программы по дисциплине “Логика” (рег. № ТД-СГ. 016/тип.) и типовой учебной программы по дисциплине “Методология научного исследования” (№УД - 958/14- баз). Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь № 194 от 22.03.2012 и Порядка разработки и утверждения учебных программ и программ практик (утверждён Министерством образования Республики Беларусь от 27.05.2013г. №405).

Составитель

Л.И. Ермакович, доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, доцент учреждения образования «Барановичский государственный университет»

Рецензент:

З.Н. Козлова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

 

Рекомендована к утверждению:

кафедрой педагогики (протокол № 2 от 20.02.2019 г.);

научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № 1 от 27.02. 2019 г.)

 

Экспертиза методической комиссии факультета педагогики и психологии____________________Т.Н. Иванченко, старший преподаватель кафедры педагогики

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 Актуальность изучения дисциплины

Актуальность методологического знания для студентов магистратуры определяется особенностями типа познания, на котором находится современная наука. Он предполагает глубокое овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения возникающих многочисленных и разнообразных проблем. В связи с эти студенты должны овладеть новой функцией - исследовательской, которая способствует формированию исследовательской компетентности и обеспечивает готовность к самостоятельному обеспечению исследовательской деятельности. Овладение данной функцией сегодня выступает необходимым условием вузовской подготовки студентов, в том числе студентов магистратуры, свидетельством их высокопрофессиональной компетентности, способности на высоком методологическом и методическом уровнях решать возникающие проблемы и задачи в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины “Методология и методы научного исследования” ориентировано на знание целей, задач и закономерностей развития современной науки, освоение структуры научного знания, выработку представлений о критериях научности и требованиях, которым должны отвечать научное исследование и его результаты, овладение методологическими подходами, методическими навыками и умениями для успешной самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентами магистратуры.

 

 2 Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью преподавания дисциплины «Методология и методы научного исследования» является формирование у студентов магистратуры знаний о базовых характеристиках методологии научного познания, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научного исследования.

 

Задачи изучения дисциплины:

- формирование у студентов понятия о методологии как базовой основе познания и преобразования реальной действительности, о перспективах и тенденциях развития методологического знания;

- подготовка студентов к методологическому анализу и выбору методов исследования для целенаправленной разработки технологии их использования в научно-исследовательской работе;

- обучение студентов методике качественного и количественного анализа результатов научного исследования;

- формирование умений использования системного подхоа в изучении социальных и социально-педагогических явлений и процессов; овладение умением решать проблемы комплексного и междисциплинарного подходов к исследованию, формирование умений организации научного исследования, оформления и представления результатов.

 

 

3 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие учебные и учебно-профессиональные (УПК):

 УК-2 Быть способным применить методы научного познания (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.) в самостоятельной исследовательской деятельности, генерировать и реализовывать собственные идеи.

УПК2 Быть способным внедрять в образовательный процесс результаты научно-исследовательской и самостоятельной деятельности.

Для формирования указанных компетенций в результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные положения методологии науки и научной деятельности, принципы и способы её осуществления;

- методы, методику и технологию проведения научного исследования;

- специфику основных форм теоретического осмысления познавательных действий в научном исследовании;

- основные приёмы, методы и технологии обработки и интерпретации результатов научного исследования;

уметь:

- формулировать научный аппарат научного исследования;

- осуществлять поиск и отбор актуальных научных информационных источников по исследуемой проблеме;

- разрабатывать диагностический инструментарий для проведения научного исследования, его экспертизы и оценивания;

- анализировать и синтезировать приобретённые теоретические знания и полученные результаты исследования;

- оформлять транслировать результаты исследования;

- тематически и этически корректно излагать результаты исследования.

 

4 Структура содержания учебной дисциплины

Дисциплина изучается в объеме 90 академических часов (3 зачетных единицы)

 

Форма
получе-ния высшего
образования

Регистра-ционный
номер учебного плана,
дата утвержде-ния

Курс

Семестр

Всего часов

Количество часов

УСР

Семестр

Академических аудиторных лекции Практи-ческие семинарские занятия  

Зачёт

 

Дневная, заочная А03-444/15- УДдр 11.03.2015 1 1 1 1 90 90 36 12 18 6 14 6 4 1 1  

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.