Пословицы, поговорки, афоризмы. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Пословицы, поговорки, афоризмы.

2020-01-13 166
Пословицы, поговорки, афоризмы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательный проект «Полезное ископаемое – соль»

Исанбитова Лейсан Заитовна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название проекта «Полезное ископаемое – соль»
Срок выполнения 2015-2016 учебный год
Цель Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи 1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком. 2. Расширить представления о добыче соли. 3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей. 4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату. 5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях. 6. речь
Участники группа детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи», воспитатель, родители
   
Ожидаемые результаты
  • использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование.
  • умение дошкольников, делать обобщение и выводы, находить связи между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности
  • совершенствование у детей самоконтроля и самокоррекции, правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, свой выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать свою точку зрения
Составитель Воспитатель Исанбитова Л.З.

 

Актуальность проекта

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации учебно-познавательной деятельности – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

  • принять и освоить цель, актуальную для них;
  • выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
  • решать творческие споры, достигать договоренности;
  • оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
  • обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают понятия, представлениядалеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные учебно-познавательные возможности дошкольников.

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Расширить представления о добыче соли.

3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

ГИПОТЕЗА:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
  • Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

 

Этапы реализации проекта

  Стратегия реализации проекта Цель продукт ответственные

Вводный этап

1. 2. Диагностика, уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Беседа «Что мы знаем о соли» Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Выявление знаний у детей о полезных и вредных свойствах соли Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы воспитатель дети. 3. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Проект воспитатель 4. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи». Творческая проектная группа воспитатель 5 Подбор познавательной, научной и методической литературы. Анализ литературы для организации осуществления исследования Мини-библиотека воспитатель

Основной этап

1. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Выставка книг, статей о природном ископаемом воспитатель, дети. 2. Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» Пробудить у детей интерес к естественно-научнымэкспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» воспитатель дети, родители. 3. Экскурсия в детскую библиотеку. Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую информацию, пользуясь библиотекой и Интернетом Создание картотеки детской познавательной литературы воспитатель дети. 4. Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений» Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» воспитатель дети. 5. Творческая мастерская. Лепка из соленого теста. Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста. Детские поделки воспитатель дети. 6. Игра-путешествие «Есть ли соль в Башкирии» Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в Башкортостане.. Дидактическая игра «Путешествие по Башкирии» воспитатель дети. .         8. Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» воспитатель дети. 9. Творческая мастерская «Декорирование цветной солью» Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. Детские творческие работы воспитатель дети. 10. Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли» Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» Воспитатель, дети 11. Презентация сказки Фархшатовой Арины «Сказ о соли» Помочь ребенку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки. Книга «Сказ о соли» СемьяФаршатовых 12. Творческая игра «Добыча соли» Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли. Макет «Добыча соли», игровые атрибуты Воспитатель, дети, семья Тимура Багаутдинова 13 Итоговое занятие «Уникальная соль» Способствовать развитию познавательного интереса к полезному ископаемому – соли; формировать знания детей о свойствах соли, вредных и полезных ее качествах; поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение; делать самостоятельные выводы на основе наблюдений и обобщения НОД Воспитатель, дети.          

Основные принципы реализации проекта:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Методы и приемы реализации проекта:

  • анализ познавательной литературы;
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • наблюдения;
  • творческая деятельность;
  • игровая деятельность;

Ожидаемые результаты

1. Использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование.

2. Умение дошкольников, делать обобщение и выводы, находить связи между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности

3. Совершенствование у детей самоконтроля и самокоррекции, правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, свой выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.

Приложения

Загадки.

Сказка о соли.

Эксперименты с солью.

Макет «Добыча соли».

Поделки из соленого теста.

Загадки

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)

От воды родился,

А воды боится.(соль)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.(соль)

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает.(соль)

В земле родился,

В огне крестился,

На воду пал –

Весь пропал.(соль)

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ О СОЛИ

Белое золото земли

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.В настоящее время в Украине в городе СоледарДонецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Сказка о соли

Жил-был король и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любезны. Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит. Позвал он дочерей и говорит:

– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить.

Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?

– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.

– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!

– О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.

– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?

– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца.

– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!

– Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца.

Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!

– Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.

Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.

– Марушка! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка.

– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра!

Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».

По правде говоря, старая женщина и сама все про Марушку знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая вещунья! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марушку уже голод да жажда мучат.

– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?

– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка.

– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.

Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась.

Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо-дорого посмотреть.

А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат.

К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая-то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить.

Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.

Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.

– Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит.

Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.

– Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!

– Ты что умом тронулся? – удивляется король.

– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?

– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!

– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!

– Тогда соли без соли, иль стряпай такое,

где соль не нужна! – отрезал разозлившись король.

А повару что? – «Будь что будет! Хозяин-барин,

коли так велит, пусть так и будет!»

И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки!

Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее ине было!

Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.

Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!

Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.

А нашейМарушке тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает.

Зовет как-то она Марушку к себе и говорит:

– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!

– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка.

– Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!

Все ей вещунья рассказала, а потом добавила:

– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?

– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.

– Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья.

– Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка.

– Ну, что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь - остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди!

Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!

Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марушке с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:

– Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!

Вот и лесная опушка. Хочет Марушка еще раз старушку поблагодарить - глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Марушка средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, всё вспомнила и поспешила к родному дому.

Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.

– Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит! Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:

– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!

– Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.

– Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок!

Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!

– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок.

Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит. – Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит.

Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются и сестры тоже. Да не столько Марушке, сколько соли. Марушка зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.

– Не спеши добро раздавать, – говорит, а она отца успокаивает:

– Всем хватит, батюшка!

И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет! Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром.

Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.

Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:

– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Это се твое!

Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Марушка ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!

– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!

– Все это соль! – отвечают подданные.

– Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?

– Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.

Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.

Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы. А Марушка все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок.

Думала Марушка, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Марушка, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться. В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь. Эксперименты с солью.

Выращивание кристаллов.

Макет «Добыча соли»

Физкультминутка.

/Дети рассаживаются по два человека за стол/

- Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски гуашь. А мы с вами будем соль красить с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола в кофемолке. Сейчас каждый из вас насыпьте в пиалу по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами - цветная соль.А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой стакан. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

/Выполнение детьми работы, воспитатель при необходимости помогает, обращает внимание на умение работать в команде. /

Что понравилась вам больше всего?(полные ответы)

- О чём вы еще узнали в лаборатории?

- Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему, но может и принести вред,если не правильно пользоваться с ним.

 

 


 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "УНИКАЛЬНАЯ СОЛЬ"

 

Виды детской деятельности: “Познание”, “Социализация”,“Труд” ” Коммуникация”,“Художественное творчество”

Задачи:

Образовательные:

- научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;

- учим детей простейшим приемам исследовательской деятельности;

Развивающие:

-развиваем логическое мышление;

- умение выделять общие и отличительные признаки веществ;

- развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;

- развиваем связную речь;

- учим высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;

Воспитывающие:

- приучаем к аккуратности при выполнении эксперимента; поделки с помощью соли.

Оборудование: Стаканчики для опыта,сырые куриные яйца, ложки, лупы, соль, тарелочки.

Воспитатель:

-Незнайка прислал мне письмо и просит о помощи. А я не знаю, что ему ответить. Вы мне поможете?Сейчас я вам прочитаю, что пишет Незнайка. Письмо: «В Солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти её из другого города. Путь был не близким. Погрузил я два мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла река. Я решил перейти с осликом через речку вброд. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки. Когда я вышел из речки, то обнаружил, что мешки пустые. Куда же делась соль? Помогите узнать».

- Ребята, поможем?

-Ребята, а вы знаете, что такое соль? (Соль- это вещество, используемое человеком в пищу.) Зачем она нужна? (для здоровья человека, для приготовления пищи, для изготовления поделок из солёного теста, для консервирования овощей).

-А вы знаете, как люди впервые попробовали соль? - Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.Первая версия: Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.Другая версия:

Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.Так люди впервые пробовали соль.Соль считалась большой добычей и очень ценилась.Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её. Вот так соль и вошла в жизнь человека.Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.

-А вы знаете, где находится соль?Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей. - Ребята, а как добывают соль? - Соль добывают подземным способом – в шахте, с помощью специального оборудования; и на поверхности земли, с помощью специальных машин и вручную. -Ребята, подойдите к столу и посмотрите, какая бывает соль.Это поваренная соль, которую используют в пищу. Это экстра соль – соль мелкого помола. Это йодированная – в неё добавляют йод и используют при нехватке йода в организме.Самой полезной солью считается морская, в её состав входят все необходимые нашему организму микроэлементы, но цветная соль – это тоже морская, но окрашенная красителем в различные цвета. Её используют в изготовлении косметики, крема, шампуней, для купания.

-А сейчас я вам предлагаю отправиться в лабораторию и превратиться в лаборантов. Давайте произнесем волшебные слова.

«Раз, два, три наклонись.

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись,

В лаборантов превратись».

-Вот мы с вами и в лаборатории. Присаживайтесь за столы.Перед вами тарелочки с солью.

Эксперимент № 1 «Соль- твердое вещество»

 

- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;

- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;

- рассмотрите крупинки;

- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;

Вывод: Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.

 

Эксперимент № 2 «Соль – растворимое вещество»

-Давайте рассмотрим соль с помощью лупы.

-Возьмите ложку с солью, и опустите её в воду

.-Что заметили?

-Значит, в воде её нет?

-Какой вывод можно сделать? (Соль осталась, не исчезла, она растворилась.)

Эксперимент № 3 «Тонет, не тонет».

В стаканчиках вода. В одном – солёная (стаканотмечен синим кружочком), в другом - пресная. Берём яйцо, кладём сначала в пресную воду (яйцо тонет), потом в солёную (яйцо подпрыгивает).

Вывод: в солёной воде предметы не тонут, не тонут и люди, когда купаются люди в море.- А теперь я вам предлагаю сделать поделку из соли.

-Мы очень много узнали о соли. Пора нам возвращаться в группу. Давайте произнесем слова. Раз, два, три покружись и снова в группе очутись.

-Ребята, теперь мы можем ответить Незнайке на его вопрос «Куда делась соль, когда намокли мешки?

- Соль растворилась.

- Соль, какая?

(белая, не имеет запаха, сыпучая, на вкус солёная, растворяется в воде, впитывает в себя воду, в солёной воде предметы не тонут).

- Наше занятие закончилось, надеюсь, оно было интересным для вас?

 

Образовательный проект «Полезное ископаемое – соль»

Исанбитова Лейсан Заитовна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название проекта «Полезное ископаемое – соль»
Срок выполнения 2015-2016 учебный год
Цель Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи 1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком. 2. Расширить представления о добыче соли. 3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей. 4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату. 5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях. 6. речь ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};
Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.