Полезные прятки: переживание страдания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Полезные прятки: переживание страдания

2020-01-13 96
Полезные прятки: переживание страдания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конни, женщина средних лет, одна из лучших выпуск­ниц библейского колледжа, обратилась ко мне по по­долу серьезных богословских проблем, а также в связи с депрессией.

— Я никак не могу смириться с тем, как Бог распорядился моей жизнью, — сказала она. — Вы в состоянии помочь мне приспособиться к ситуации, которую нельзя отменить, к то­му, что составляет мой «удел» в этой жизни?

— Разумеется, помогу, если дело обстоит именно так, — от­ветил я. — Но сперва опишите мне свою ситуацию,

Конни изложила историю своего брака, длившегося уже двадцать лет. Критически настроенный супруг, которому ни в чем нельзя было угодить, буквально вытирал об нее ноги.

— Это не бросается в глаза, — сказала она. — Он не бьет меня, даже голоса не повышает, но, как бы хорошо я ни убрала дом, сколько бы времени ни потратила, готовя ему из­ысканный ужин, он замечает лишь недостатки: дескать, что-то я упустила, забыла, подгорела какая-то еда. Я заранее на­страиваюсь на это, и долго ждать мне не приходится.

— А что происходит, когда вы говорите ему, что вам это не­приятно? — поинтересовался я.

— Ничего не происходит. — ответила Конни, — потому что я никогда ему этого не скажу.

— Разве его поведение не задевает ваши чувства?

— В том-то и дело! — воскликнула Конни. — Почему меня это так задевает? Я недостаточно духовна, я не умею прини­мать эти замечания с любовью и использовать их для своего роста. Я стараюсь приносить плоды там, где укоренил меня Господь, но мне нужно преодолеть в себе гордыню.

История Конни иллюстрирует весьма типичное заблужде­ние. Нужно знать, что прятки, хоть это и механизм, возник­ший после грехопадения, иногда бывают необходимыми. Многие же христиане уговаривают себя не только терпеть все, что выпадает на их долю, но еще и напрашиваться на страда­ния, потому что они якобы «страдают во имя Христа».

Это идет вразрез с Библией. Значительная часть наших страданий не служит ни вящей славе Божьей, ни нашему бла­гу. Если не включаются защитные механизмы, некоторые ви­ды страдания действуют разрушительно. Иногда человек на­прасно уклоняется от боли, но порой это бывает необходимо. Конни не видела полезной стороны пряток. Чтобы понять это, обратимся к библейской концепции страданий.

 

Библейская концепция страданий

 

В жизни нас поджидают два вида боли: во-первых, физиче­ская боль от ран, порезов, ушибов, переломов и так далее. Обычно эта боль бывает последствием физической травмы.

Вторая боль ~ это эмоциональное и духовное страдание, происходящее на гораздо более глубоком уровне. Мы почти постоянно испытываем депрессию, тревогу, печаль, гнев, стыд или чувство вины. Эмоциональная боль порождается в первую очередь проблемами в наших отношениях с Богом, самими собой и другими людьми. Когда любимые покидают нас, сердце оплакивает эту утрату. Это «хорошая боль», пото­му что она свидетельствует о том, как много значил для нас этот человек. Но есть и «плохая боль», которая нередко воз­никает из-за попытки уклониться от «хорошей боли».

Если мы сердимся на кого-то за недостаточное проявление любви — это хорошая боль: она указывает, что в наших отно­шениях есть проблема, которую требуется разрешить. Однако если мы предпочтем не обращать внимания на свой гнев, он застрянет глубоко в сердце и станет «горьким корнем» (см. Евреям 12:15), то есть «плохой болью».

Физическая и эмоциональная боль могут объединяться. Представим себе мать-одиночку, тянущую изо дня в день че­ресчур тяжелый воз и два-три раза в неделю мучающуюся ми­гренью, или строительного рабочего, получившего травму спины, ставшего инвалидом и теперь находящегося в тяжелой депрессии.

Эта боль — часть родильных мук творения, она напомина­ет нам о том, что процесс искупления еще идет. Мы не станем обсуждать в этой книге вопрос, откуда и почему вообще воз­никает страдание, но нам надо понять, что оно представляет собой, чтобы знать, как на него реагировать.

 

Типы страдания

 

Наша реакция на страдания обусловливается смыслом и зна­чением той боли, которую нам приходится испытывать. Не­которые виды страдания нужно принимать с радостью, а дру­гим следует противиться изо всех сил. Ниже приводится та­блица. которая поможет нам разобраться в основных типах страдания.

Используя эту таблицу, мы определим, к какому типу стра­дания принадлежит та или иная боль и как следует реагиро­вать на нее.

 

Реакция на страдание

 

Уровень 1

Справедливое (обучение мудрости)

Несправедливое

 

Уровень 2

Непредотвратимое (обучение любви)

Предотвратимое

 

Уровень 3

Полнота сердца (страдание с радостью)

Потребность в справед­ливости и ограничении зла (отстраненность с сохранением ответст­венности)

 

Уровень 1: справедливое и несправедливое страдание

 

Справедливое страдание учит нас. Услышав тревожный сиг­нал: «Мне грозит боль!», нужно в первую очередь задать во­прос: «Заслуживаю ли я ее?»

Инбгда огорчение становится естественным последствием наших поступков. Не стоит называть это Божьим наказанием:

эти невзгоды — наши друзья и наставники. Страдание помога­ет нам лучше подготовиться к жизни. Водитель, превысивший скорость и заплативший штраф, ничему не научится, если бу­дет обижаться на дорожную инспекцию: штраф — это напоми­нание о необходимости соблюдать установленную скорость, чтобы не довести дело до аварии. Рабочий, которого уволили за систематические опоздания, должен понимать, что ему ока­зали услугу. Если он усвоит этот урок, он будет раньше ложить­ся спать и вести себя более ответственно. Вот почему юной фессалоникийской церкви Павел указывает: «Если кто не хо­чет трудиться, тот и не ешь» (2 Фессалоникийцам 3:10), пото­му что наказание заставляет человека опомниться.

Этот принцип различим и в психологических симптомах. Депрессия, расстройство питания, различного вида наркотические зависимости и синдромы навязчивого поведения, как правило, развиваются в результате комбинации нашего греха и греха против нас.

Когда Диана сердилась на что-нибудь, она не могла пока­зать этого, потому что ее родители всегда обижались и отдаля­лись от нее. Диана научилась скрывать свой гнев под маской саркастической, злой иронии, так как тут она всегда могла вывернуться, сказав: «Я всего лишь пошутила!»

Диана обратилась к психологу, поскольку ей не давались близкие отношения. Как только какой-нибудь человек при­ближался к ней, Диана отпугивала его своим злым язычком. Она страдала от острого чувства одиночества.

Нужно разобраться с такого рода эмоциональным пережи­ванием. Если мы не обращаем внимания на психологические симптомы и не пытаемся исцелить полученную рану, страда­ние становится неизбежным. Иными словами, такого рода тревожные ощущения и странности поведения — наши дру­зья, они предупреждают нас: «У тебя не все в порядке, займись этой проблемой». Если мы не обращаем внимания на эмоцио­нальные страдания и не ищем исцеления, то, как и в случае с телесной болью, последствия окажутся намного хуже.

Несправедливое страдание — это боль, не заслуженная на­ми. В этой ситуации мы оказываемся пешеходом, которого вдруг сбила машина. И нам прежде всего нужно задать второй вопрос: неизбежно ли несправедливое наказание? Можем ли мы контролировать такую ситуацию?

 

Уровень 2: Предотвратимое и непредотвратимое страдание

 

Неизбежное и несправедливое страдание — это последствие грехопадения.

Когда Кристине было шесть лет, она подверглась сексуаль­ному насилию со стороны отца. Однажды вопреки его прика­зу никому не рассказывать «их» секрет Кристина, как могла, попыталась сообщить матери о том. что с ней происходит. Мать ответила: «Если это правда, значит, ты сама его поощря­ла». Больше девочка, растерянная и пристыженная, никому не говорила о совершавшемся над ней насилии, пока не стала взрослой и не была вынуждена обратиться за психологиче­ской помощью в связи с сильными приступами паники,

История Кристины — пример непредотвратимого страда­ния, что бы ни говорила по этому поводу ее мать. Девочка не могла уклониться от физического и эмоционального насилия со стороны отца. Дети особенно уязвимы перед таким страда­нием, они недостаточно развиты, они запуганы, не подготов­лены к самозащите, в особенности от тех, кого они любят.

Из всех типов страдания человеку труднее всего смириться со страданием незаслуженным и непредотвратимым. Та боль, которую мы никоим образом не навлекали на себя, кажется особенно «неправильной».

Некоторые специалисты по Библии считают такую боль ниспосланной Богом с целью чему-то нас научить. Однако, хотя Бог и допускает существование такой боли, она вовсе не всегда является «уроком» или «благословением».

Этот тип страдания — оборотная сторона столь ценимой Богом свободы воли, нашего права самостоятельно выбирать между любовью и злом. Бог предоставил нам такую свободу, потому что свобода без любви была бы рабством, угодниче­ством, притворством, она была бы бессмысленной, посколь­ку человек слушался бы Бога не по велению сердца. Но за то, чтобы человек мог выбрать любовь к Богу и людям, приходится платить высокую цену: мы можем не только прийти к любви, но и уйти от нее.

Наше «да» имеет вес лишь постольку, поскольку мы можем сказать и «нет». Вспомним притчу Иисуса о двух юношах, по­сланных работать на винограднике (см. Матфея 21:28-32). От­цу требовалась помощь, и он хотел, чтобы его сыновья потру­дились в винограднике. Они отвечали отцу очень по-разному. Один не умел открыто отказать отцу и сделал это не словами, а на деле: сказал «да», а на работу не вышел; второй сын от­кровенно воспротивился воле отца, но благодаря своей чест­ности сумел так же откровенно покаяться и в итоге пошел на виноградник.

Бог хотел, чтобы отец Кристины любил свою дочь и обра­щался с ней, как с драгоценным даром Божьим, но этот Человек вместо любви выбрал зло. Кристина страдала, потому что ее отец обладал свободой воли и выбрал зло.

Библия говорит о пользе наказания, полученного от Бога:

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись об­личением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому. как отец к сыну своему» (Притчи 3:11-12).

Такого рода боль — это боль от «растяжения мышц». Хоро­ший тренер порой заставляет своих подопечных пробежать лишний круг, чтобы укрепить их мышцы. Эта боль имеет смысл и цель, однако разумный тренер не допустит, чтобы бе­гуны свалились замертво, поскольку от этого ни им, ни ему самому не будет пользы.

Бог — добрый родитель. Он наказывает нас, когда есть на это причина, но Он оставляет нам свободу делать зло, потому что любовь обладает наивысшей ценностью в Его глазах.

Нас повсюду окружает непредотвратимое и несправедли­вое страдание, оно проявляется в болезнях и телесных огра­ничениях в те моменты, когда нас предает тот, кому мы дове­ряли. когда мы становимся мишенью чьего-то неспровоциро­ванного гнева. На это страдание возможны три реакции: либо печаль, либо отрицание, либо сочетание того и другого.

Многие люди ищут справедливости на земле. Некоторые постоянно борются с несправедливостью, которую проявля­ют по отношению к ним другие. Можно оценить прошедший день, подсчитав, сколько раз нам удалось отразить чужой грех против нас. Иногда это чувство жертвы проецируется на дру­гого человека. Некоторые люди, страдающие такого рода за­болеванием, превращаются в «крестоносцев» — поборников того или иного дела. В такой форме выражается нежелание смириться со своей неспособностью даровать абсолютную справедливость другим людям или миру в целом, ибо это — прерогатива Бога: «У Меня отмщение и воздаяние» (Второза­коние 32:35).

Существуют люди, которым легче перенести «праведный гнев», нежели печально смириться с тем, что многие страда­ния мы совершенно не в силах предотвратить. Иллюзия «владе­ния ситуацией» мешает нам признать свою беспомощность в определенных случаях. Мы говорим себе: «Я по крайней мере пытаюсь что-то исправить в этом мире», но часто бывает и так, что человек просто отчаянно борется с печальной необ­ходимостью признать «несправедливость» как неотъемлемое свойство падшего мира. Как Павел, шедший «против рожна» (Деяния 26:14), мы не желаем принять то, помешать чему не в нашей власти.

Симптомом такого умонастроения является хроническое беспокойство и неудовлетворенность. Все время что-то не так, что-то требуется исправить. Это означает, что человек все что угодно предпочитает печали.

Даже Господь ограничил Себя, предоставив нам свободу, и оттого познал печаль:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и кам­нями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфея 23:37).

Иисус Сам поставил Себя в такую ситуацию, когда Он вы­нужден был беспомощно наблюдать за тем, как люди губят свою жизнь.

Разумеется, человек должен творить справедливость на земле, но он не может сдержать все несправедливости, какие здесь совершаются, и в таком случае должен посетить «дом плача». Скорбь дана нам Богом, чтобы принять то, чего мы изменить не в силах. Печаль помогает сердцу отказаться от того. чего оно не может получить, и подготовиться к приня­тию того, что будет ему дано. Бог так высоко ценит нашу пе­чаль, что в Израиле были даже профессиональные плакальщицы, изучавшие это ремесло и передававшие его своим уче­никам (см. Иеремия 9:17-20). Печаль помогает нам осознать свою тварную природу и склониться перед Богом, как перед высшим и последним Судией.

Несправедливое, но предотвратимое страдание заставляет нас задать вопрос о соотношении любви и справедливости. Вспомним жизнь Конни с ее критически настроенным супругом. Конни вовсе не была беспомощна, она могла обратить внимание Хэла на его недостойное поведение, но она позво­ляла мужу многие годы критиковать ее, потому что ей каза­лось, будто это предписывается Библией. Прежде чем принять или отвергнуть такое страдание, мы должны задать себе третий вопрос: «О чем идет речь: о любви или о справедливости?»

 

Уровень 3: страдание с радостью и полезные прятки

 

Представьте себе все те повседневные ситуации, в которых выбор страдать или не страдать остается за вами. Например:

друг предлагает вам пойти в итальянский ресторанчик; вы не очень-то любите эту кухню, но идете с ним;

начальник кричит на вас, а вы, ни слова не говоря, гло­таете оскорбления;

жена в пятый раз за квартал превышает банковский кре­дит, а вы молча платите по счетам.

В этих и множестве других ситуаций мы можем позволить или не позволить себе перенести некое огорчение. Дополни­тельное усилие требуется, чтобы решить, принять эту ситуа­цию или воспротивиться ей, допустить чью-то безответ­ственность или положить ей конец, терпеть боль или избе­гать ее.

Некоторые люди полагают, что христиане должны все при­нимать. другие, напротив, призывают бороться с несправед­ливостью во всех ее проявлениях. На самом деле все не так просто, какой бы выбор вы ни сделали. Бог много говорил нам о добровольно принимаемом страдании, но не меньше Он говорил и о противлении злу.

Принимая решение, мы должны исходить из двух фунда­ментальных качеств Бога: любви и справедливости. То есть ес­ли в данном случае способность любить превосходит потреб­ность в справедливости, надо с радостью принять страдание. Когда же потребность в справедливости превосходит способ­ность любить, нужно отдалиться, сохраняя ответственность.

Эта «ответственное отстранение» и есть полезные прятки.

Библия часто говорит о радостном страдании^ когда речь идет о поведении христиан в пору гонений. Иисус учил нас, что в определенные времена тому, кто ударит нас по щеке, нужно подставлять другую щеку, отдавать плащ тому, кто хо­тел отобрать у нас рубашку, и идти две мили с тем, кто при­нуждал нас пройти одну. Все мы, верующие, должны нести свое бремя (см. Матфея 5:38-45.10:38 и 16:24). Первое Посла­ние Петра полностью посвящено наставлению о том, как следует с терпением переносить несправедливости:

«Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, пере­носит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, де­лая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:19-21).

Эти непростые слова позволяют нам на миг заглянуть в сердце Божье, и мы узнаем, что страдание — это плата за лю­бовь. Если кто-то дорог нам, мы охотно примем страдание ра­ди его блага.

Петр предлагает нам с радостью принять незаслуженное страдание, видя в этом акт глубокой благодарности Богу за все, что Он сделал для нас. Центральный образ этого текста — образ величайшего, незаслуженного и добровольно принято­го страдания, распятия Христа. Смысл распятия заключается в том, что Христос принял смертельную муку лишь потому, что Бог желает исцелить нас и вернуть к Себе. Страдание не­виновного за виновных не укладывается в наше представле­ние о справедливости, но так проявляется всепобеждающая Божья любовь.

Бывают времена, когда сердце пусто, ранено, не может ни­чего дать. В такую пору мы нуждаемся в справедливости, под­держке, которая избавит нас от страдания и поможет восстановить отношения с Богом и людьми.

Восстановив отношения, мы из нужды и скудости перехо­дим в состояние благодати. Мы получаем любовь, и сердце наше снова наполняется. Теперь мы можем позволить людям причинить нам какие-либо неудобства, но сердце от этого не пострадает. Способность любить сделалась сильнее потребно­сти в справедливости.

Марджи несколько месяцев постоянно выговаривала Ала­ну за его манеру разбрасывать одежду по всему дому. Наконец стали заметны кое-какие сдвиги: Алан начал сам поднимать с пола носки, убирать с дивана свою куртку, рубашка его боль­ше не лежала на столе. Аккуратность не давалась ему столь естественно, как самой Марджи. и Алан очень гордился со­бой, когда однажды убрал все вещи и даже постирал их.

Но спустя несколько дней Алан убегал из дому в спешке, больше разбросав одежек, чем надев на себя. Оценивая «ущерб». Марджи все время видела перед собой лицо Алана, когда он радостно ухмылялся, предъявляя ей результаты своей уборки. Она почувствовала прилив любви к мужу: «Он так ста­рается!» Нагнувшись, Марджи принялась убирать за Аланом.

Думаю, этот опыт знаком каждому из нас: бывает так, что способность любить превосходит нашу потребность в спра­ведливости. Марджи испытывала прилив любви и близости к Алану, сердце ее было полно. В этот момент ее способность любить превзошла ее потребность в справедливости. Она не хотела снова выговаривать Алану за его неаккуратность, хотя ей и придется вечером продолжить процесс воспитания — в этом смысле ее муж был еще весьма далек от совершенства!

Надо, однако, быть очень осторожным, потому что прин­цип «любовь или справедливость» легко извратить. Человек, подобный Конни, скажет: «Раз я не испытываю такой любви, какую ощутила в себе Марджи, мне нужна помощь психоло­га». Людям иногда кажется, что они обязаны «вынудить» у се­бя благодарность, чтобы страдать с радостью, но это даже не ошибка, а извращение.

Любовь, радость, благодарность — все это плоды милосер­дия Божьего Духа. Они возникают в нас потому, что нас лю­бят, мы не можем произвольно вызвать в себе эти чувства, как не можем силой воли понизить температуру до нормы, когда заболеваем. Чтобы снизить температуру, нужно распознать инфекцию, вызвавшую лихорадку. Точно так и нашу духов­ную и эмоциональную изоляцию нужно понимать как сим­птом недостатка любви, радости и благодарности. Этот дефи­цит наступает в те времена, когда мы не наслаждаемся плода­ми Духа.

Если мы принимаем страдание из чувства страха, долга или вины, то мы принимаем его не с позиций любви: как говорит в своем Первом Послании Иоанн, любовь изгоняет страх. Конни не могла страдать с радостью, потому что не находи­лась на позиции любви. Она не могла дать то, чего у нее не было. Сердце ее было травмировано жесткой критикой Хэла.

Мне однажды довелось услышать, как муж заявил жене, что любит ее исключительно в силу Божьей заповеди. Боюсь, страх мужа перед Божьим наказанием не способствовал умно­жению любви и нежности.

Если человек, находящийся в такой ситуации, как Конни, не испытывает особой любви к обидчику, это вовсе не являет­ся признаком гордыни или недостаточной духовности: это сердце напоминает человеку, что отношения нарушены, что не была удовлетворена потребность укорениться в любви.

Полезные прятки — нечто противоположное навязанному себе страданию. Нам требуется мудрость, чтобы понять, ка­кие лишения мы способны перенести в отношениях, прежде чем понесем слишком большой ущерб. Библия советует нам уклоняться от таких отношений, спасая свою душу. Это зна­чит, что мы должны обратить внимание на тот момент, когда потребность в справедливости превосходит в нас способность любить.

Выйти из такой ситуации будет проявлением не эгоизма, а ответственности и благоразумия: «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (Притчи 22:3). Не всякое страдание — страдание ради Иисуса, Мы можем оказаться в слишком затруднительной, болезнен­ной, деструктивной, оскорбительной для нас ситуации, и это­му состоянию мы должны положить предел.

Для этого нам нужно хорошо понимать состояние своего сердца, мы обязаны знать, какие части нашей души особенно ранимы и нуждаются в большем количестве благодати. Иног­да человек становится очень хрупким, например, когда он на­ходится на грани отчаяния: «К страждущему должно быть со­жаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов 6:14). Но бывает так, что сердце человека ранимо и больно, а он прислушивается к несвоевременной. нечуткой критике и еще более отдаляется от Бога.

Бог указывает нам, как следует обращаться с людьми в за­висимости от их духовного и эмоционального состояния:

«Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддер­живайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фесса-лоникийцам 5:14). Бесчинных (нарушающих правила) нуж­но вразумлять, им требуется структура, которой они лише­ны, но все мы нуждаемся в утешении и ободрении, когда па­даем духом.

Ужасно, когда люди делают все наоборот. Они утешают бесчинных, тем самым лишь поощряя их распущенность, — это все равно, как если бы сторожевой пес завел дружбу с гра­бителями' Еще хуже, когда ослабевших духом призывают к порядку, причиняя еще больший ущерб и без того страдаю­щей части души.

Бог не желает общаться с людьми, не проявляющими любви:

«Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам» (Второзаконие 31:18).

«В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь» (Исаия 54:8).

Мы прямо-таки видим, как Бог то отворачивается от Своего заблудшего народа, то вновь обращается к нему.

Ветхий Завет рассказывает нам и о том. как уклонялся от общения с нелгобящими людьми Давид, один из мудрейших царей Израиля: «Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне» (Псалом 100:6). Иисус советовал ученикам сразу же уходить из города, если им окажут дурной прием. Он знал, что страданию нужно установить границы.

Потребность в справедливости превышала в душе Конни способность любить. Она не могла «страдать по-христиан­ски», но не могла и сделать усилие и вырваться из этой ситуа­ции. Правильным решением было бы не допускать, чтобы муж причинял ей еще больший ущерб, противостоять тем его действиям, которыми Хэл (сам того не зная!) обижал ее.

Есть и вторая причина отказаться от несправедливого страдания, тем самым препятствуя злу. Если мы закрываем глаза на постоянные проявления безответственности или иных дурных наклонностей, мы не даем человеку шанса чему-то научиться на собственных ошибках и их последствиях. «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь», — го­ворит автор Притчей (27:5). Если родители позволяют ребен­ку все плохие отметки списывать на учителей, они готовят его к новым поражениям в будущем.

Соотношение любви и справедливости нигде не проявля­ется так выпукло, как в работе миссионеров. На долю пропо­ведников христианства в чужих краях выпал чрезвычайно тяжкий труд, по многу часов в день, с низкой оплатой, мно­жество трудностей и почти полное отсутствие земных наград. Поразительно, как по-разному воспринимают свое положе­ние разные люди.

Мой знакомый по имени Ли двадцать лет трудился в одном маленьком племени в чрезвычайно тяжелых обстоятельствах;

он преуспевал в своем деле и был счастлив. Другой миссионер, Реймонд, работал во вполне цивилизованной стране в гораздо более комфортной ситуации, но через полтора года его настиг нервный срыв, а затем развалился и его брак.

Почему их результаты оказались столь несходными? Дело не в избытке или недостатке веры, духовности, а в том, что Ли вырос в дружной, понимающей семье, воспитывался в хоро­шей церкви. Он впитал в себя многие годы безоговорочной любви, сердце его было полно. Занявшись миссионерской де­ятельностью, Ли находил поддержку в воспоминаниях об этой дружбе и любви. Поскольку всю свою жизнь он имел хорошие и здоровые отношения, он смог выстроить работающую систему взаимной поддержки даже в той дикой стране, где он оказался. Любовью любовь преумножается.

У Реймонда прошлое было совершенно иным. Эмоциональ­но отстраненные родители развелись, когда он был еще под­ростком. В ранней юности Реймонд обратился ко Христу, что помогло ему выйти из этой среды, однако он так и не научился устанавливать связи с другими людьми. Ему казалось, что мис­сионерская деятельность позволит ему приносить пользу лю­дям, держась при этом на некотором расстоянии от них.

Приступая к миссионерской работе, Реймонд не был готов к сопутствующему ей одиночеству и напряжению. Он не рас­полагал инкорпорированными воспоминаниями о любви и поддержке и потому не умел просить о них. Провал его был неизбежен.

Чем более мы любимы, тем более мы способны выносить страдание. Если мы получали в прошлом достаточно каждо­дневной, теплой, принимающей нас любви, мы можем выне­сти большие лишения в настоящем. Иисус находился в посто­янном контакте со Своей «системой поддержки» — Троицей, вот почему Он смог добровольно вынести немыслимые страда­ния. Автор Послания к Евреям призывает нас обратить наши взоры на «начальника и совершителя веры, Иисуса. Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрег­ши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (12:2).

Наша Дженни перенесла невероятное количество тяжких страданий за очень короткий промежуток времени. Можно сказать, это был краткий шоковый курс. За считанные часы из теплой, любящей семьи она попала в ситуацию, полную ужаса и одиночества. И все же она выжила. Как ей это уда­лось?

За спиной у Дженни были многие годы, проведенные в не­рушимой связи с родителями. Она была полностью подклю­чена к ним, и родители дали Дженни идеальный образ любви и постоянства в отношениях.

Кто знает, быть может, на вашу долю не выпал такой образ, или, даже если у вас и было такое же прекрасное детство, вы потом отвергли эти воспоминания ради какого-нибудь эрза­ца, подменившего нормальные отношения, — например, ра­ди наркотической зависимости, а может быть, для вас на пер­вое место вышла справедливость. В любом случае, вам необ­ходимо принять важное решение и выровнять соотношение любви и справедливости.

Если вы в состоянии признать сосуществование любви и справедливости и понять, что Бог дал нам вполне четкие ука­зания по поводу того, как следует относиться к обоим этим взаимодействующим факторам, вы сможете, если сочтете это правильным, принять решение страдать по-христиански. Если вы начнете искать для себя любящие отношения, в кото­рых будет укрепляться ваша способность любить, вы подгото­витесь к тому. чтобы принять страдание, когда пробьет уроч­ный час. В то же время, уклоняясь от несправедливости вся­кий раз. когда вы отчетливо видите ее, вы сможете избежать ненужного страдания.

 

Принципы и правила

 

Для некоторых христиан принцип равновесия любви и спра­ведливости может оказаться неприемлемым, потому что они хотели бы получить более четкие указания, «правила поведе­ния» в ситуации страдания. Без такого рода конкретных ука­заний они не могут разобраться, в каком случае им следует страдать, а в каком нужно не допускать этого.

Разумеется, правила несколько облегчают нам жизнь, но люди цепляются за правила не из любви, а из страха допустить ошибку. Любящие люди знают, что ошибки неизбежны, но знают также и то, что на ошибках они будут учиться и таким образом продвигаться к зрелости.

Иисус учил нас принципам. От человека требуется опреде­ленная степень зрелости, чтобы, усвоив принципы, правиль­но применять их. Когда Иисус заявил, что весь Закон сводит­ся к заповеди любить Бога и ближних. Он нанес жестокий удар религиозной традиции, которой фарисеи подменяли от­ношения с Богом.

 

Полезные прятки

 

Мы обсудили, в каких случаях мы должны переносить страда­ния, а в каких уклоняться от них. Надеюсь, теперь ясно. что во многих ситуациях нам следует прятаться, спасаясь от опас­ности и боли.

Травматические ситуации могут проистекать из двух видов эмоциональных источников: внешнего и внутреннего. К чис­лу внутренних эмоциональных источников относятся наши мысли, чувства и воспоминания. Они могут указать нам на наличие внутренней травмы, как правило, речь идет о преж­них отношениях. Часто бывает так, что человек, оплакиваю­щий утрату любимого, вдруг начинает представлять себе лицо того, кого он потерял, — это признак, что в нем происходит процесс осознания утраты и скорби. Внешние источники, как правило, связаны с нынешними отношениями. Близкие люди могут наполнить наше сердце радостью, а в другой раз — сде­лать нас несчастными

Чтобы понять, как мы должны обращаться с внешними и внутренними источниками боли. нужно более внимательно рассмотреть механизм полезных пряток.

 

Глава девятая

Полезные прятки: подготовка к отношениям

 

Марта не желала понимать этого, так что Дуайт пере­стал ей объяснять.

Возвращаясь по вечерам с работы, он всегда це­ловал Марту, подхватывал на руки и обнимал детишек, а затем прямиком устремлялся в свою мастерскую, оборудованную в гараже. Там он проводил с полчаса в полном покое и тишине. Дойдя до заранее намеченной «точки», Дуайт чистил и скла­дывал инструменты и возвращался в дом, чтобы помочь жене приготовить ужин и весь остаток вечера возился с детьми. — Марту это страшно обижало, — рассказывал мне Дуайт.

— Она говорила, что я не хочу уделить ей время, а предпочи­таю строить скворечник. Я решил не ходить после работы в мастерскую, оставался с ней и детьми. Я выдержал три недели

— худшие три недели в моей жизни, да и в их тоже. Дети все время чего-то от меня хотели, а у меня из головы не шли проблемы на работе, я ворчал на всех или уходил в себя. Наконец Марта велела мне отправляться в гараж. С этого времени мы стали подменять друг друга, чтобы каждый мог хоть чуть-чуть отдохнуть от детей, и все пошло как нельзя лучше.

Работа Дуайта в мастерской ~ прекрасный пример полез­ных пряток: человек уходит для того, чтобы не изолировать себя от других, а отдохнуть от них. Изоляция и передышка в отношениях — отнюдь не одно и то же. Изолируясь, человек вы­ходит из отношений в состояние эмоциональной и духовной пустоты, которое становится для него постоянным; передыш­ка же — это временное отдаление, позволяющее сердцу на­браться сил для восстановления привязанности.

Давая себе передышку, мы отстраняемся от боли, неспра­ведливости или отвлекающих моментов, которые мешают нам любить. Почувствовав себя в безопасности, мы можем вернуться в эти отношения. Когда отношения вызывают стресс или причиняют нам боль, нам требуется время для вос­становления границ, прежде чем душа окажется вновь спо­собна к отношениям. Как только границы будут восстановле­ны, восстановится и наша способность любить.

Многим людям неправильное понимание этого принципа причинило серьезный ущерб: временный выход из отноше­ний они считают проявлением эгоизма, бесчувственности или недостатка любви. Нередко на людей, и без того травми­рованных, страдающих, оказывается чудовищное давление, чтобы заставить их стать открытыми и уязвимыми прежде, чем они будут снова готовы к этому. В результате, как прави­ло, развивается вторичная травма.

Восстановление способности любить не подразумевает непременного возобновления отношений с тем человеком, который нанес нам травму. Иные отношения приходится прекратить раз и навсегда, если человек не понимает и не принимает Божьих ценностей. Нам нужно возобновить при­вязанность как таковую, но направлена она должна быть на подходящих людей.

Иисусу тоже требовалась передышка в отношениях. Когда Он попытался воскресить дочь старосты синагоги, толпа вокруг шумела и дурно вела себя, отвлекая Его и мешая Ему, так что Иисусу пришлось прогнать толпу (см. Матфея 9:23-25). Когда Иисусу понадобилось побыть наедине с Богом, Он дей­ствовал столь же решительно: «И отпустив народ. Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Матфея 14:23).

Людям, состоящим в близких отношениях, порой требует­ся отдохнуть друг от друга, побыть наедине с собой, в особен­ности если кто-то из партнеров был травмирован враждеб­ностью другого, постоянной безответственностью, критикой или нарушением доверия. Библия предупреждает нас: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тимофею 5:22). Не следует чересчур торо­пливо и необдуманно углублять отношения, «подставляясь» от недостатка осмотрительности.

 

Полезные прятки предполагают ответственность

 

За полгода до нашей первой встречи Мишель бросил муж, Ситуация была для нее крайне мучительной. Пока они были супружеской парой, у них было много общих, семейных дру­зей. Мишель было очень трудно поддерживать отношения с теми из своих друзей, кто продолжал общаться с ее бывшим мужем. Хотя она любила этих людей, находясь рядом с ними, она испытывала столь болезненные чувства, что предпочла на несколько месяцев расстаться с ними. Она написала каждому из них письмо, объяснив, почему на какое-то время прерыва­ет отношения, и обещала позвонить, когда будет готова их возобновить.

На этом примере мы видим, что, хотя некоторые люди могли бы счесть уход от боли эгоистичным поступком, на са­мом деле Мишель поступила совершенно правильно. Она знала свои возможности и ограничения и верно определила приоритеты: в первую очередь ей нужно было вернуть себе и детям эмоциональную стабильность. Она временно отказа­лась от части своих отношений, чтобы осуществить эту задачу первостепенной важности.

Полезные прятки подразумевают обдумывание с молит­вой, осознание своего положения и ясный выбор. Это неотъ­емлемая часть мудрости — «быть бдительным во всем» (см. 2 Тимофею 4:5). Поведение Мишель не было реактивным, импульсивным, автоматическим, полезные прятки — это не рефлекс вроде того, который заставляет ногу дергаться при ударе по колену. Если бы Мишель разорвала эти отношения, не обдумав свое поведение и не составив план, она бы причи­нила себе вред.

Полезные прятки основаны на истине, а не на лжи, адресо­ванной Богу, себе или другим. Если бы Мишель побоялась по­ведать своим друзьям о терзавшем ее конфликте, ей пришлось бы солгать им, сослаться на занятость и т.п., и с той минуты между ней и друзьями стеной встала бы ложь.

 

Полезные прятки: ограничения

 

Защититься от боли не так-то просто в нашем мире. На нас возложена ответственность быть хорошими управляющими своей души, однако в н


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.