К истории церквей на ст.Окуловка. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

К истории церквей на ст.Окуловка.

2020-01-13 1103
К истории церквей на ст.Окуловка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.Э. БРИККЕР

НАШИ ХРАМЫ

ОКУЛОВСКИЙ РАЙОН

 

 

2008 г

 

ББК 26.891

 

Бриккер Л.Э. Наши храмы. Окуловский район. – 2008г., 35с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Церкви станции ОКУЛОВКА.

Новопокровская церковь в Козловке.

Церковь Михаила Архангела на погосте Боровно

Церкви села Юрьево.

Церкви села Полищи.

Церковь в селе Перетно.

Церковь в селе Перетёнка.

Церковь на станции Боровёнка.

Церковь на станции Торбино.

Церковь на станции Угловка.

Церковь в селе Трубы.

Церкви на погосте Язвищи.

Церкви в селе Теребуново.

Церкви в селе Высокий Остров.

Церковь в селе Висленев Остров.

 

Сводная таблица сохранившихся и исчезнувших храмов на территории Окуловского района

 

                     

Церкви села Юрьево

 

ГЕОРГИЕВСКАЯ церковь  в с.Юрьево, один из наиболее ценных памятников зрелого классицизма на Новгородчине, построена в 1791-1801гг на собственные средства помещика, тайного советника Ивана Ивановича Кушелева, о чём свидетельствуют две мраморные доски над входом в храм.

Левая доска: «Сей храмъ СВ: В: Георгия заложенъ съ благословения митрополита Гавриила въ 1791 году 15го июля въ царствование Екатерины Великой и стараниемъ сенатора и Св. Георгия 3го класса, св. Анны 1го класса и Маттинского св. Иоанна Иерусалимского коммандоромъ и кавалеромъ Иваномъ Ивановичемъ Кушелевымъ и супругою его Елизаветою Дмитриевною Кушелевой урожденной Ланскою, бывшею фрелиной второй императрицы Екатерины».

Правая доска: «Освященъ съ благословения митрополита Амвросия въ 1801 году 15го июля въ царствование императора Александра 1го въ присутствии создателей храма и ихъ детей камергера Александра, дочерей: Авдотьи и Ольги, строителем Иоасафом Аничковым, протоиереями Петромъ и Иоанномъ при многочисленномъ собрании дворянъ, духовенству и народу».

 

Фасадную сторону архитектурного комплекса храма составляют кирпичные ворота, кованая ограда, сторожка и деревянная церковь во имя Кирика и Улиты, фланкирующие участок.

Ворота с изображением Святого Георгия на арочном фризе, полуколонками по сторонам проезда, коваными решётчатыми створками напоминает арку Новой Голландии в Петербурге. Точно рассчитанное расстояние ворот от церкви позволяет взору входящего увидеть храм как бы в раме и во всей величественности.

Храм крестово-купольный, квадратный. Снаружи имеется три портика: четырёхколонный западный, увенчанный фронтоном с фреской, выделяет главный вход; два небольших двухколонных портика – по середине северной и южной стены – соответствуют боковым дверям. Колонны тоскано-дорические. Восточная алтарная стена плоская без выступа апсиды.

Наружный декор прост – дощатый руст, неглубокие ниши в виде ложных окон, клинчатые замковые камни над ними, арочные окна над портиками, пояс в виде прямоугольной полочки, на которую поставлены нижние окна, вал, завершающий цоколь, простой карниз. Поля дверей украшены накладными деревянными розетками.

Над папертью входной связи над портиком высится колокольня. Она двухъярусная: на прямоугольном постаменте воздвигнут восьмерик, а на нём – цилиндр с железным завершением, оба яруса с проёмами для звонов. Колокольня прикрывает купол со стороны главного фасада и сбивает классическую композицию памятника, тяготеющего к архитектуре Старовского храма в Никольском. Вверху, где оканчиваются стены храма на каждом углу четыре каменных фонаря с пролётными окнами.

Купол храма без барабана со световым фонарём. Он опирается на подпружные арки, переходящие на выступы внутренних стен – пилоны, оформленные по бокам каннелированными пилястрами

Интерьер храма светел, просторен, воздушен. Лёгкий парящий купол украшен лепными розетками, уменьшающимися к центру фонаря. Карнизы, порталы, ниши и тяги украшены тончайшей лепниной. В алтаре за иконостасом деревянная конха, которую поддерживают позолоченные колонки коринфского ордера.

Авторство проекта Георгиевской церкви приписывается Николаю Александровичу Львову (1751-1803).

 Окраска стен светлая, цвета морской волны, лепнина белая. Живописи мало, на парусах написаны евангелисты, в центре западной стены – Христос. Клировая ведомость около 1860г перечисляет убранство храма: образ Великомученика Георгия в серебряной ризе с бриллиантами, образа Божьей Матери, Николая Чудотворца, Святителя Николая и другие в серебряных, вызолоченных, жемчужных ризах, серебряные и кипарисные кресты с многочисленными мощами, ковчеги, сосуды, евангелия с вызолоченными окладами, стихари и ризы из золотой парчи, и прочее – и добавляет «Из сельских церквей в редкой можно найти подобное».

Стены храма украшали четыре картины размером примерно 2х1,3 м: Кающаяся Магдалина, Святое семейство, Варвара великомученица и Христос с овечкой. История их появления в храме такова. И.И. Кушелев был в свите наследника Екатерины II царевича Павла при поездке его по Европе. Посетили они в Италии мастерскую выдающегося художника Помпео-Джироламо Баттони. Там они увидели картину Баттони «Кающаяся Магдалина». Картина эта была продана в Дрезден, но И.И. Кушелев заказал в мастерской для себя копию с этой картины и привёз её в Россию. Павел купил в мастерской для Эрмитажа картину Баттони «Святое семейство». Позже копию с этой картины для Кушелева сняли в России. Остальные картины тоже представляли высокую художественную ценность. После смерти Кушелева новгородский архиепископ, объезжая церкви губернии, увидел эти картины и приказал удалить их из церкви как слишком светские. Их за 25 рублей приобрёл лесопромышленник Громов. Большой знаток и любитель живописи, управляющий Окуловских писчебумажных фабрик Яковлев, предлагал Громову несколько тысяч за «Кающуюся Магдалину», но тот не продал её. Картины висели в доме Громовых и после того, как их выселили. В 1943 году председатель сельсовета отвёз их в Боровичи, где они и пропали.

В 1804 г погиб единственный сын И.И. Кушелева Александр на Кавказе, куда был сослан за дуэль с Бахметьевым. Тело его было привезено в Юрьево и захоронено в церкви в правой стороне от входа. Кушелев вделывает в стену над могилой сына мраморный барельеф Екатерины II работы Федота Шубина, исполненный в 1783г по случаю рождения Александра и в честь его крестницы.

А на могиле ставится мраморный памятник с урной и надписями:

«В Грузии на войне с 50 гренадерами разбил 1000 персиян, завладел батареею с двумя орудиями и во многих сражениях обличил себя храбростью. Скончался в 1804 году сентября 30 числа в Тифлисе на 22 году жизни от рождения. Посвящает сей памятник огорчённый отец, сенатор и разных орденов кавалер Иван Иванович Кушелев и горестная мать Елизавета Ивановна урождённая Ланская»

«Действительному камергеру Кавказского гренадерского полку капитану и кавалеру Александру Ивановичу Кушелеву, который родился в 1783 года июня 18 числа в Царском Селе в царствование Великой Екатерины, восприемницы его от купели и Александром Первым».

«Нельзя, чтоб не воздать Хвалу сему герою, Который с юных лет Гоним был злой судьбою.

С несчастною семьёй В слезах он расставался И жизнею своей С Отечеством сквитался»[13].

 

В ноябре 1940 года мраморный барельеф Екатерины II размером 82,2х69,5 см был разыскан, вырублен из стены церкви и вывезен в Русский музей, где и хранится в настоящее время[14]. Мраморное надгробье Александра Кушелева, а также иконостас вывезены в Новгородский музей после закрытия церкви в 1960-х годах.

 

Тёплая деревянная церковь Во Имя КИРИКА и УЛИТТЫ близ каменной церкви в с.Юрьево одноэтажная в виде продолговатого квадрата, одноглавая, крытая тёсом и с колокольнею над папертью. Прежде церковь стояла в полуверсте на север от настоящего места и была двухпрестольной – во имя Кирика и Улиты и во имя Великомученицы Екатерины. Когда была выстроена каменная церковь, Кушелеву захотелось перенести её ещё дальше, за деревню Петрово, где она и была до 1848 года однопрестольная во имя Александра Невского. Когда имение перешло от Кушелева к Бахметьеву, он перенёс её и построил недалеко от каменной и сделал из неё тёплую. С благословения епископа Новгородского Леонида она была освящена во имя Кирика и Улиты.

После закрытия церквей в Юрьеве в помещении церкви Кирика и Улитты был открыт клуб.

 

В 1990-х годах горела колокольня храма в Юрьеве, затем при храме поселился отшельник, который пытается спасти его.

 

ЦЕРКВИ в ПОЛИЩАХ.

В 15 веке в Полищах стояла церковь Велики Архангел Михаил и при ней жили поп Павел, церковный дьяк Олферко с сыном Ивашко, пономарь Офонаско и проскурница Анна. Земли в их владении было 2 обжи, сеяли они 6 коробей ржи, косили сена 40 копён, а оброка никому не платили.

В 1766 г. была основана церковь Святого Николая Чудотворца. Известно также, что в середине 19 в. в Полищах стояли две церкви: Св. Николая Чудотворца (Николаевская) и Великомученицы Параскевы (ц. Ильинской Пятницы)

В 1908 г. была выстроена пятиглавая каменная церковь Николая Чудотворца с апсидой и трёхъярусной колокольней при деятельном участии П.П. Шатько, владельца усадьбы и стекольного завода в Приволье.

 Церковь четырёхстолпная крестово-купольная со световым барабаном в псевдо-русском эклектическом стиле. Окна имеют килевые обрамления. Окна второго света в центре стены спарены под общим щипцом. Выше над карнизом с четырёх сторон возвышались полуциркульные кокошники, украшенные сухариками и циркульным окном. Несущим столбам внутри и снаружи соответствуют лопатки. Наружные лопатки крепуют карниз, такие же лопатки имеются по углам. Церковь не перегружена декором и производит приятное впечатление.

Внутреннюю отделку и иконостас производили художник из Москвы Рогальский и маляр-декоратор из Кулотина Фридрих Александрович Нейман.

В начале 20 века рядом с каменной церковью оставалась и прежняя деревянная церковь, основанная в 1784 г. (Параскевы Пятницы?).

На кладбище у Кулотина была часовня Петра и Павла, а улица, ведущая к кладбищу, носила название Петропавловка (переименована в ул. К.Маркса)

В 1936 г. богослужение в Полищах было прекращено. Деревянная церковь разобрана и перевезена для нужд Кулотинской школы на Петропавловке. У каменной церкви разобрано купольное завершение и колокольня. Здание использовалось под склад, механические мастерские колхоза.

Священниками церкви в Полищах были Симеон Матвеевич Цветков (…1864-1895, учитель в школе ок 1895г.), Порфирий Прилежаев (ок.1892), Василий Константинович Борисов (ок.1896-1908), Н.Соколовский (ок.1905), Николай Николаевич Изюмов (ок.1896 – псаломщик, диакон, а священник с 1908 по 1914 гг.), Алексей Павлович Успенский (ок.1909-1916…), Михаил Васильев (до закрытия церкви в 1937г.)

В конце 90-х годов прошлого века организовалась и была зарегистрирована при полищенской церкви община, которая получила в своё распоряжение бывшую церковную сторожку, где с 1997 г. начала регулярные богослужения. Стараниями общины и при помощи меценатов над церковью была сооружена крыша с куполом (2002 г.) и богослужения переместились в храм.

Фото 2009г

 

Церковь в селе Перетно.

В писцовой книге Деревской пятины за 1495г записано: «В Полищскомъ погосте сельцо на озере Перетне: а в нёмъ церковь Троица; да въ сельце же дворъ Родивоновъ, а въ немъ самъ живетъ»[15].

В 18-19 веках эти земли находились во владении рода Мусиных-Пушкиных. В 1818-20гг «тщанием прихожан и помещицы Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной построена в погосте Перетне каменная церковь с колокольней». Церковь покрыта железом и имела три престола: живоначальной Троицы, Покрова Божьей Матери и преподобного Нила Столбенского.

Церковь в стиле русского классицизма, одноглавая со световым барабаном под шлемовидным куполом. Иконостас был переделан в во второй половине 19 века и в это же время храм был расписан.

В 1919г за церковью было 29 десятин земли. В 1937г церковь была закрыта и сломана колокольня. С 1945г службы в церкви были возобновлены и продолжаются до настоящего времени. После закрытия Георгиевской церкви в с.Юрьево Троицкая церковь в с.Перетно была единственной действующей церковью в Окуловском районе.

Священники: Яков Петров (1864), Ал-др Яковлевич Петров (ум.1903) Александр Михайлович Ферапонтов (р.1874г в д.Ярбузерово Новг. губ., священник в Перетно с 1903 по 1937гг, лишён избирательных прав в 1929г, арестован 30.9.37г, расстрелян)[16].  Псаломщиком был Николай Николаевич Удальцов (р.1883, с.Перетно, арестован в с.Оксочи 30.9.37г, расстрелян). У вдовы псаломщика Татьяны Александровны Удальцовой в 1938-39гг жил писатель И.С. Соколов-Микитов.

На кладбище возле церкви надгробья: Ивана Афанасьевича Мусина-Пушкина; помещицы майорши В.А. Мусиной-Пушкиной; священника Александра Яковлевича Петрова (ум. 25 мая 1903г 54 лет) и жена его Мария Михайловна (ум. 26 июня 1913г 55 лет); купца Гавриила Мироновича Миронова (ум. 12 ноября 1867г 34 лет); Николая Владимировича Андреева-Черницкого (28.6.1873- 9.11.1885); Матрёны Ермолаевны Зубовой (ум. 20 апреля 1891г 80 лет); Алексея Петровича и Евдокии Яковлевны Тычинских; Ильи Петровича Левочского (1860-1912); «На этом месте погребено тело 9 класса и кавалера Василья Андреевича Козлова, служившего в Артиллерийском Департаменте Военного министерства. Сконч. 9го сентября 1836г 35 лет и 8 мес. от роду. Службы было 21 год и 8 месяцев».

 

 

Церковь в селе Перетёнка.

В 1691г в селе Перетёнка основана церковь Михаила Архангела. В 1858г церкви принадлежало 36 десятин земли[17]. Церковь возобновлена в 1902г, освящена священником А.И. Конкординым[18].

 

 

 

Церковь деревянная, общитая тёсом, тёплая, с 12 большими прямоугольными окнами с мелкой расстекловкой и треугольными сандриками, крыта железом. Барабан восьмигранный двухъярусный, с 4 окнами, завершён 8 треугольными кокошниками и невысоким шатром и главкой. Главки сооружены также над алтарём и входом (одноярусной колокольней).

Священник Алексей Викторович Орлов (..1904-1916..). Церковь не сохранилась.

 

 

Церковь в Боровёнке.

Церковь Михаила Архангела построена в 1900 году. Искусствовед Е.Н. Морозкина в 1976г так описала этот памятник: «Деревянная на каменном фундаменте церковь, поставленная на холме, создаёт архитектурный акцент посёлка. На основном четверике поставлен крестовидный 12-гранник с неравными гранями. Углы его вырезаны так, что в них вставлены четыре 3-гранника с щипцами и щипцовыми окнами. Верх покрыт 8-гранным шатром, обшитым железом. К четверику примыкает алтарный выступ, увенчанный главкой, притвор и два небольших выступа с севера и юга, завершённые щипцами. Окна большие, завершённые щипцами с подзорами. Карнизы тоже имеют резные подзоры. Церковь обшита тёсом снаружи и изнутри. Размеры в плане 22,2х9,4 м.»

Соответствующие окнам щипцовые изломы карнизов, резные подзоры, обшивка выступов венцов в виде рустованных лопаток создают нарядный живописный эффект.

Священником с 1900 по 1937гг был Кульман Александр Карлович (р. 1874г в Аракчеевских казармах на Волхове, швед. Арестован 21 сент. 1937г.). Возле церкви склеп Фёдора Дмитриевича Доможирова, генерал-лейтенанта Генерального штаба.

На кладбище на окраине посёлка деревянная часовня, прямоугольная, рубленная без остатка под двускатной крышей. Обшита тёсом. Увенчана массивным квадратным постаментом-барабаном с филёнками, карнизом с треугольными фронтонами и фигурной главкой (огрублены при ремонте). Размер часовни 6,6х6,4 м. В интерьере был позолоченный иконостас, изящные цветы из фарфора.

Церковь долгие годы использовалась как молокозавод. Были переделаны все интерьеры, убрана колокольня и завершение памятника, алтарь получил каменную пристройку. В мае 1993г церковь сгорела. Восстановлена на средства сельхозпредприятия ООО «Льняное» (ген. директор Сучик Владимир Евгеньевич). Освящена в 2008г.

 

Церковь в Боровёнке (2009г)

Церковь в Торбине.

«Торжество освящения храма на ст.Торбино Ник. ж.д. [19]

Станция Торбино Николаевской железной дороги принадлежала до сего времени к приходу Оксочинской церкви Крестецкого уезда, отстоит от последнего в 12 верстах по грунтовой дороге, по железной дороге в 10 верстах. Посёлок при станции до 100 домохозяев из лиц съехавших сюда в последние 8-10 лет из разных мест и разных сословий и возрастов. Таким своим ростом станция Торбино обязана местному земледельцу тайному советнику Дмитрию Андреевичу Поливанову, который принадлежащую ему вокруг станции землю желающим поселиться на ней продаёт в вечное владение участками по несколько сажен.

Посёлок рос, жители мечтали о построении у себя Храма, и вот в 1900 году, вняв в эту скорбь, Д.А. Поливанов изъявил желание пожертвовать землю в довольствие причта, помочь и денежными средствами, если население со своей стороны сделает какие-либо пожертвования. Состоялась подписка, давшая 3000 рублей, и в июне месяце 1900 года разрешено было приступить здесь к построению храма. Составлен был строительный комитет, во главе которого стоял Поливанов. И вот в три года осуществилось дело построения храма, помещений для священника и псаломщика – всего на сумму! 8 тысяч рублей.

Храм деревянный, изящно отделанный снаружи и внутри. Выстроен на правой стороне железной дороги, если ехать к Москве, на открытом месте. Проектирован братом Д.А. Поливанова, военным инженером полковником Николаем Андреевичем Поливановым по благословению Высокопреосвящённого Гурия, Архиепископа Новгородского и Старорусского. Торжество освящения 24 августа совершил заслуженный профессор богословия в Санкт-Петербургском университете протоиерей Василий Гаврилович Рождественский. Храм освящён в честь Пресвятые Живоначальныя Троицы. Прекрасные дни 23, 24, 25 августа содействовали прибытию множества народа…

Освящение началось в половине девятого утра. Когда народ подходил к кресту, всем раздавалась на память Троицкая книжка, коих 2000 привезено было в дар храму протоиереем Ермоловым. Его Императорское величество пожертвовало на окончательное благоустройство храма от своих монарших щедрот 2000 рублей (употреблённых строительным комитетом на отливку церковного колокола). Вечером во вновь освящённом храме была отслужена всенощная бдения местным благочинным священником Вислене-Островской церкви Михаилом Ильинским и Василием Голубевым, уже определённого к Торбинской церкви.

Торжество освящения совпало с днём рождения Дмитрия Андреевича Поливанова, поэтому 24 августа 1903 года была устроена великолепная иллюминация с фейерверком».

 

Свято-Троицкая деревянная церковь построена в 1903 году усилиями Дмитрия Андреевича Поливанова, усадьба которого Крутик находилась в Торбине. В лёгкой и нарядной церкви выделяются главка на восьмигранном шатре на световом барабане-восьмерике и главка пониже на четырёхгранной одноярусной колокольне с широкими пролётами. Четыре глухих главки и четыре дымовых трубы с резными оголовками окружают восьмерик барабана. Карнизы восьмерика и колокольни имеют щипцовые изломы соответствующие 8 окнам и 4 пролётам, и украшены подзорами и полотенцами.

К четверику церкви немного ниже пристроены шестигранный алтарь, притвор с колокольней и пристройки с северной и южной сторон, все с большими окнами. Карнизы четверика и пристроек имеют щипцовые изломы и резные подзоры.

В архитектуре Торбинской и Боровёнской церквей и усадьбы Поливанова много сходных элементов, что позволяет предполагать одного архитектора.

Церковь поджёг в 1929г местный комсомолец. Священник Голубев Василий Степанович (р. 1871г в с.Белое Любытинского р-на) арестован 14.9.37г, расстрелян 15.12.37г. Дочь его Алла Васильевна Баранова работала зав. клубом в Боровёнке.

 

 

Церковь в Угловке.

Церковь Рождества Христова основана в 1864г при участии помещика Барыкова.

 

При входе каменные арочные ворота фланкируют две одноэтажные кирпичные постройки. Церковь в псевдорусском стиле, традиционной композиции с двухъярусной колокольней над входом, трапезной, большим кубическим объёмом храма и апсидой. Церковь стоит на подвалах, вход в которые с севера. Лестница на колокольню с южной стороны и отделена от прохода деревянной стенкой.

Интерьер храма огромен. Высокая трапезная перекрыта цилиндрическим сводом и открывается в храм широкой аркой. Церковь бесстолпная, обширное пространство главного храма перекрыто единым куполом, довольно плоским. Он опирается на узкие подпружные арки, которые в свою очередь опираются на четыре выступа стен по углам. Снаружи в этих местах возведены четыре маленькие глухие главы. Алтарная апсида перекрыта конхой.

 

Церковь из кирпича 27х13,5х7,5 см, оштукатурена снаружи и внутри. На парусах на золотом фоне написаны евангелисты.

Храм двухсветный. Окна арочные с кокошниками и колонками между ними на фасадах. Карнизы в виде зубчиков, укрупнённые филёнки под окнами и другие детали характерные для псевдорусского стиля.

С запада и с юга к церкви примыкают крыльца. Цоколь и крыльца выложены из хорошо отёсанных гранитных плит. В кладке стен чередуются сплошь тычковые и сплошь ложковые ряды. Общий размер храма 33,8х13,6 м[20].

Священники церкви: Михаил Тихомиров (..1887-89..), Пётр Николаевич Богоявленский (..1904-1912..), Василий Гронский (1914), Пётр Александрович Грацианов (1914-16..), Иван Павлович Смирнов (до 37г).

После закрытия церкви в ней был склад зерна, потом помещение пустовало. В конце 70-х гг был открыт цех №9 новгородского филиала завода «Планета» (электроника, работа с золотом). Службы возобновились в 90-х гг.

 

Церковь в селе Трубы.

 

Церковь построена в 1903г за селом. Колокольня над входом имеет два «кармана» по сторонам. Проход под колокольней и боковое помещение, примыкающее к колокольне с юга, перекрыты плоским потолком. В северном «кармане» колокольни была лестница, ведущая на колокольню. Храм и колокольня соединены переходом с цилиндрическим сводом и с двумя распалубками, с севера и с юга.

 

Церковь имеет декоративное пятиглавие. Глухие главки стоят на гранёных барабанах. И барабаны и главки деревянные, обшиты железом. Храм двухсветный. Окна арочные, а окна в «карманах» у колокольни прямоугольные. Снаружи стены обработаны «под ренессанс», барокко, однако в основании верхнего яруса колокольни по углам выведены карликовые кокошники

 

Интерьер храма производит художественное впечатление, но оно не пространственное, а живописное. В интерьере частично сохранилась роспись: евангелисты в парусах, фигуры святых на столбах, орнамент на подпружных арках и живописных поясах между окнами первого и второго света; над входом под колокольней написан «Страшный суд» - копия с Васнецовской росписи Владимирского собора в Киеве. Как свидетельствует надпись на столбе, роспись отностся к 1902 году.

 Церковь крестово-купольная, в скрытом виде четырёхстолпная. Однако, к восточным столбам примыкают два закрытых угловых помещения, стены которых поглощают столбы, поэтому свободно стоят только два западных столба. Столбы крестчатой формы, не сильно выраженной. Концы пространственного креста церкви перекрыты цилиндрическими сводами; угловые помещения в восточной части храма и западные угловые ячейки, находящиеся за столбами, перекрыты крестовыми сводами. Кубический объём храма завершён с востока апсидой. Апсида имеет конху. Поскольку между нею и восточными столбами, несущими купол, вставлены стенки, алтарная часть получилась удлинённой.

Храм из кирпича 25,5х13х7 см, оштукатурен внутри и снаружи. Система кладки – чередование тычковых и ложковых рядов. Размер церкви в плане 37х16,4 м.

Полы деревянные, а под колокольней – выщербленный цементный пол. Сохранились простые деревянные полотнища дверей. Своды протекают. Утрачены лестница на колокольню, завершение колокольни и главок, а также всё внутреннее убранство[21].

 

Церкви в погосте ЯЗВИЩИ.

На погосте Язвищи в писцовой книге 1495г указана Никольская церковь. «Погостъ в Язвищахъ: а въ немъ церковь Велики Николае; на погосте дворъ поповъ, дв. церковной диакъ Васко,  дв. проскурница Моланья, не пашут».

В 1763г на Язвищском погосте «по случаю пришедшей в ветхость прежде бывшей церкви во имя Св. Архистратига Михаила на сумму прихожан» построена Троицкая церковь. С 1846г эта церковь «приходит в большее и большее благоустройство». Особенно этому способствовали в 1853-54 гг местные священники и прихожане. Церковь отнесена к 3-му классу и с давних времён была подчинена Валдайскому Духовному правлению, а с 1855г подчинена непосредственно Духовной клнсистории.

Первоначально церковь была холодная, а верхняя часть её состояла из 3-х осьмериков с кровлями, кверху в объёме умаляющихся. В 1846г по причине тяжести осьмериков их сняли и на четырёх капитальных стенах устроили довольно плоскую железную крышу. Длина церкви с притворами составляла 13,5 сажень, ширина 5,5 сажень. С восточной стороны на всю ширину церкви были устроены два алтаря. К юго-западному углу пристроен придел Архистратига Михаила и на стенах притвора устроена колокольня. Кровли алтарей и придела ниже главной церкви на 2 аршина.

Деревянные стены оштукатурены по войлоку и оклеены мраморными обоями. Иконостасы как в главной церкви так и в приделах покрыты червонным золотом. По количеству украшений и утвари среди сельских церквей относилась к 1-му разряду.

В библиотеке кроме богослужебных книг имелись 20 старопечатных книг, копия с плана и межевой книги 1781г, закладная, данная г.порутчицей Мякининою в 1794г, архив текущих дел с 1794г.

Причт церкви состовлял 5-7 человек. К приходу церкви относились помещики, жившие в селах Кузнецово, Архангельское, Успенское, Горушка, Казань, Маслово, 1863 Владельческих (крепостных) крестьян, проживавших в дд. Сельцо Никольское, Мошонка, Токарёво, Ярусово, Тальцево, Крутец, Ватагино, Коржава, Гусины, Гоголины, Концы, Устье, Кулаково, Вашугово, Новинка, Островёнок, Горка, Казань, Бабьи, Переходы, Крест, Пещанка, Шаново, Полежалово, Верховик, Данилово, Шешка, Сутоки, Мослово, Сухово, Горушка, Буянцево, Кузнецово, Горбово, Остров, Данилово, Шарово, Дивущино, Каёво, Поддубье и Пепелово. Кроме того к приходу Троицкой церкви в Язвищах относились 20 душ купеческих братьев, проживавших в д.Глухово, а также крестьяне удельного ведомства из дд. Раменье и Ярусово в количестве 73 душ, и государственные крестьяне из дд. Вашугово, Выбут, Заречье и Концы в количестве 38 душ[22].

От деревянной Троицкой церкви на старом кладбище сохранился лишь фундамент.

На старом кладбище Язвищи захоронены: священник Михаил Михайлович Быстрицкий (р. 8.1.1829 – ск. 1.1.1887), священником был 34,5 года, Павел Павлович Храповицкий, Екатерина Павловна Кренке, урождённая Храповицкая (12.12.1828 – 29.3.1868), Евгения Павловна Юзефович, урожд. Храповицкая (1.11.1826 – 13.1.1912), майор Иосиф Юзефович (ск. 19.1.1869), Иосиф Иосифович Юзефович (18.5.1860 – 7.7.1911), Маргарита Ивановна Храповицкая, урожд. Княжна Ухтомская (26.8.1796-10.5.1831), Николай Александрович Гребницкий (р. 26.11.1848-?), Лиля Гребницкая (29.11.1894-24.5.1895), Алексей Фёдорович Мусин-Пушкин (ск. янв. 1838 в 66 лет) и Виктор Александрович Мусин-Пушкин? (ск. в 1836(56)г в 21 год), полковник  Александр Алексеевич Персидский (ск. 27.11.1848), девица Анна Алексеевна Персидская (ск. 19.11.1874), Василий Кузьмич Соколов (ск. 13.12.1869г в 29 лет) и жена его Елизавета Константиновна, урожд. Лисовская (ск. 29.4.1872г в 33 года), Зинаида Константиновна Савич, урожд. Лисовская (27.1.1841 – 11.5.1883), капитан-лейтенант Константин Павлович Лисовский (ск. 6.9.1861г в 50 лет), Елизавета Ивановна Лисовская (ск. 30.4.1849г на 74 году), дочь майора девица Наталья Васильевна Тиханова (ск. 28.2.1859), Ольга Богдановна Тиханова, урожд. Сукни (ск. 12.6.1862), Александра Петровна Зубова (ск. 8.2.1867), Наталья Алексеевна Петропавловская, урожд. Зубова, полковник Михаил Михайлович Колосов (30.5.1806 – 20.2.1835?), Яков Васильевич Горбовский (ск. 1867г) и др.

 

Каменная Троицкая церковь в Язвищах Каёвской волости построена в 1891г через дорогу от кладбища взамен дереянной церкви Живоначальной Троицы 1763г.

Памятник в русско-византийском стиле стоит в удалении от сел, среди ландшафта, сливаясь с ним в единое целое. Построенный из красного кирпича с побелёнными деталями он носит характер «русского романтизма». Декор обилен и мелочен, но есть нечто крупное, выразительное в объёмах. Памятник великолепно связан с природой, значителен по силуэту, «работающему» на большую округу, романтизируя пейзаж.

Основной объём одноглавый, с тремя апсидами под конхами. Над западным входом возвышается колокольня, по бокам к ней примыкают два пятигранных «кармана».

Цоколь храма кирпичный, внизу обделан гранитом.

Храм четырёхстолпный, крестовокупольный. Столбы крестщатой формы, стоят свободно. Большое впечатление производит глубокая чаша светового барабана с куполом. Концы пространственного креста перекрыты цилиндрическими сводами, каждый – с двумя распалубками по краям.

Проход под колокольней перекрыт подвесным крестовым деревянным сводом, южный карман колокольни перекрыт цилиндрическим сводом, в северном кармане была лестница на колокольню. Узкий короткий переход из-под колокольни в храм перекрыт удлинённым крестовым сводом.

Внутри храм выкрашен розовой клеевой краской с белёными тягами. Интерьер не раздроблен живописью или декором – это придаёт ему внушительную цельность. Несущие столбы декорированы филёнками. У входа в главную апсиду поставлены укороченные каннелированные колонки, у которых капители подобны базам. Сохранилась деревянная балюстрада солеи.

Под храмом были захоронения, которые вскрыты. Своды протекают.

Общий размер церкви 38,6х19,6 м. Кирпич 24,5х12х7 см с клеймом П.С.П.[23]

Священники: Иннокентий Иванович Созин (р.9.4.1865 – ум.9.2.1936) с 28 авг. 1891 по 1 марта 1896гг, Александр Осницкий (1889),

 

На поляне вблизи церкви ежегодно проходили ярмарки: Благовещенская – 25 марта, Никольская – 9 мая, Троицкая – в Троицу, Михайловская – 6 сентября, Никольская – 6 декабря.

На десятой неделе от Пасхи в Пятницу в д.Данилово Каёвской волости проходила Десято-Пятницкая ярмарка.

Церкви в с.Теребуново.

В Переписной оброчной книге Деревской пятины за 1495г сообщается, что сельцо Теребуново с церковью, принадлежавшее новгородскому боярину Фёдору Селезнёву, было отобрано великим князем Иваном III и отдано в поместье московским дружинникам Микитке и Федку, Ивановым детям Возницина. «Селцо Теребуново: а въ немъ церковь Великий Егорей: дв. попъ Микифоръ, дв. церковной дьякъ Сидорикъ, дв. прускурница Матрена, не пашут.  В сельце же: дв. Микиткинъ да Федковъ, а въ немъ сами живутъ, дв. ихъ человекъ Халдей, сеютъ ржы 3 коробьи, а сена косятъ 80 копенъ, обжа; старого дохода не было; жилъ въ немъ самъ Федоръ».

В 1781г в Теребунове была выстроена новая церковь Великомученика Георгия и в 1903г и возобновлена в честь Георгия Победоносца.

Церковь деревянная одноглавая купольная на шестигранном световом барабане и увенчанная фонарём с золочёной главкой. Колокольня трёхъярусная четырёхгранная под шестигранным куполом с фонарём. Окна звонницы арочные. Церковь закрыта в 30-х гг и сгорела в 1946г.

Священники: Михаил Романович Романович (..1864-65..), Михаил Иванович Добряков (..1904-1913), Иоанн Алексеевич Успенский (1913-1916..)

 

Часовня на Крестах

Инженер Окуловской писчебумажной фабрики Степанов напротив своего дома в Парахине выстроил каменную часовню, а совместно с попом из погоста Полищи в большом лесу, недалеко от пересечения двух лесных дорог, построили деревянную церковь. Основанием для этого послужила якобы явившаяся на этом месте купцу Степанову икона святого Василия Кесарийского. Именем его и была названа церковь.

 

Два раза в год в определённые дни устраивались массовые богослужения. В эти дни сюда стекались тысячи богомольцев приложиться к иконе и помолиться. Так как такого громадного количества людей церковь вместить не могла, то богослужение проходило и около неё на площадке. Во время богослужения с молящихся собирали деньги. С этой целью обычно два человека с металлическими кружками, подвешенными на шею, обходили всех присутствующих и собирали с них кто сколько мог подать. Тут же продавались свечи. В семидесяти метрах от церкви был вырыт колодец глубиной до одного метра, из которого все молящиеся брали воду «для лечебных целей», так как вода считалась «святой». В колодец тоже опускались монеты. Здесь же на площадке был установлен большой дубовый пень, который тоже считался «святым» и «лечебным». Каждый молящийся отрезал от него небольшую щепочку. Считалось, что если такую щепочку приложить к больному зубу, то боль прекратится.

Церковь в советское время была вывезена в Парахино и приспособлена для жилья. В 2005 году в местечке Кресты А.Б. Евдокимовым была сооружена часовня, освящённая во имя Серафима Саровского.

Часовня во имя Серафима Саровского на Крестах

 

 

СВОДНЫЙ СПИСОК ЦЕРКВЕЙ

Название церкви Год основ. Священники (неполный список) Примеч.
Боровёнская 1900 Кульман Ал-др Карлович Сгорела в 1993г
Высокоостровская (дер.) им. Св.Николая Чудотворца     1757   Перевез.в му-зей Витослав-лицы в 19
Высокоостровская камен. им. Смоленской Божьей Матери.   1788 Старков Ал-др Андр.(1864г), Озеров Ник. Стефанович (..1904-1916..) Возвращена верующим в 1993г
Домовая каменная церковь Казанской Божьей матери в ус. Матвейково 1904 Усадьба акад. Н.И.Железнова, семейный склеп. Взорвана
Козловско-Покровская (Ново-Покровская) Архит. академик Парланд А.А. 1889 Быстрицкий Порфирий Мих-ч Возвращена вер-им в 1996 освящ.1999г.
Нароновская Успенья Божьей матери деревян. Единоверческ. Церковь Освящ. 12 авг. 1900г. Савельев Роман Савельевич (..1904-1916..) Сгорела в 80-е гг
Нароновский молельный старовер-ческий дом      
Оксочская деревянная Преображения Господня 1767? 1776г    
Оксочская каменная им. Преображения Господня 1898 Покровский Иаков Иванович.и Розанов Алексей Ефим.(1864), Ильинский П.В.и Николаевский Ф.М.(1904-09), Ильинский П.В. и Розанов Ал-др Фёд.(1910-14), Ильинский П.В. Взорван в 1942г.
Окуловская деревянная Рождества Богородицы (перевезе-на из с Мшенцы на ст.Окуловскую в 1865г) 1789 Тихомиров Михаил Петрович (более 35 лет), Крылов Иоанн Маркович(1875) Разобрана после 1918г.
Окуловская каменная Николая Чудотворца, переосвящена между 1905-10гг в память Александра Невского

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.