И словно храм величественный дума — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

И словно храм величественный дума

2020-01-13 100
И словно храм величественный дума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И словно храм величественный дума

О неизбежной бренности людской,

Парит на крыльях городского шума.

(Из стихотворения «Две жизни»)

Как сочно, ёмко, правдиво сказано, не правда ли? Его поэзия пронизана нитью откровения, сожаления о том, что лучшие годы уже позади, остается только сожалеть, что уходят любимые люди, и их уже не вернуть, их уход он сравнивает с листопадом.

«И смывает листву и смывает

На холодную землю дожди.

Зловременье грядёт, наступает,

От такого пощады не жди».

(из стихотворения «Две жизни»)

Он сожалеет о том, что в жизни людей всегда наступают холодные времена - «зловременье»,но автор полон оптимизма и веры в жизнь:

«…Время солнца еще не пришло,

Но грядёт оно, к правде взывая,

И поставить стихи на крыло

Мне поможет гусиная стая!»

(Из стихотворения «Две жизни»)/

Николай Алексеевич Полотнянко в своём творчестве всё чаще обращается к философии бытия, времени, «ведь время будущего тает, а время прошлого растёт». Он говорит о том, что большая часть жизни прожита, за спиной интересная творческая жизнь, огромный опыт словопроизводства, но грустные нотки так и проскальзывают из строк великого поэта.

«Ледок прихватит Волгу,

Прихватит пласт волны,

Осталось ждать недолго

Мне полной тишины».

Поэт – очень чувствительная натура и, конечно, он не может пройти мимо такой темы, как времена года. Почти каждый поэт, художник слова в своих произведениях описывают явления природы, происходящие в разные времена года, вызывая определённые эмоции у человека, будоража душу, заставляя острее чувствовать. Размышляя над природными явлениями, сравнивая их со своею жизнью, у Николая Алексеевича такие строки вызывают в душе очень грустные чувства: хотя осень всегда несёт в себе нотки грусти. Он пишет о дождливой, ненастной, осени.

«….Вот такой ко мне осень пришла –

Сиротливой, без бабьего лета.

Под дождём проливным,без тепла,

Сентября проржавела карета.

Отменён листопад – карнавал,

Всю неделю дожди днём и ночью.

Листовой, листопад, листовал –

Все отправлены в отпуск бессрочный».

(Из стихотворения «Две жизни»)

Конечно, нельзя не сказать о литературных приёмах, которыми пользуется Николай Алексеевич. В его стихах встречаются структурные, ориентационные, сложные метафоры: «Сентября проржавела карета», «Отменён листопад – карнавал», или «…поставить стихи на крыло, мне поможет гусиная стая», «Уже прошло России лето» «…и рваными свищет ноздрями, буран в пугачёвской степи.» и многие другие. Такие слова, как «листовал», «листобой»,»листовал», произошедшие от слова лист, только усиливают смысл стихотворения, делая его более зримым, что говорит о высоком мастерстве поэта. Полотнянко – поэт мыслящий, и размышляя о прошлом и будущем России заставляет читателя тоже присоединиться к этим раздумьям, участвовать в творческом процессе. В стихотворении «Россия. Прошлое, будущее», поэт смело высказывает свои мысли по поводу происхождения Руси,делая это лаконично, образно, в пушкинском стиле. Он задаёт себе вопрос и сам отвечает на него.

«Откуда Русь – из тьмы и света?

Увы, на это нет ответа.

В каких неведанных краях

Она свершила первый шаг

В семью народа?

Поэт погружает наше сознание в неизвестность «Давно пора признаться честно: своих начал мы не найдем, да, и зачем в потёмках рыться?...». Поэт не стоит на месте и пытается всё же найти ответы на поставленные вопросы, тем самым заставляет нас задуматься о будущем:

«…Да, мы построили пространство,

Создали царство – государство

И в одночасье всё сожгли.

И вновь воздвигли, возвели

Страну – мечту

И вновь сожгли…»

Размышляя дальше, поэт заостряет внимание читателя на том, что мы – россияне имеем нехорошую привычку винить не себя, а кого-то, и все-таки надеется найти справедливость.

«…Теперь виним, клянём за это,

Но не себя, а всех. Уже прошло России лето,

И не найдя начал своих,

Вступила в пору увяданья

Держава, но её народ

Не позабыл свои мечтанья

Он ими грезит и живёт,

Что справедливость обретёт».

И как человек, гражданин,любящий Россию задаёт опять вопрос «Надолго ли?» и опять отвечает в своей манере, образно, кратко, лаконично и ярко.

«… Никто не знает,

Ни бог, ни царь и не герой.

Скорей всего он сам сломает

Свою мечту своей рукой.

Давно пора проститься с детством

Народу. И пора начать

Жить не одним лишь только сердцем,

Но и рассудку слово дать».

Вот так описал свои рассуждения о прошлом и будущем России Николай Алексеевич Полотнянко, не вдаваясь в подробности, но кратко, понятно, как художник создавший картину,  мазками.

Николая Алексеевича очень интересует история родного края, любимого Симбирска. Он пытливо вглядывается в историческое прошлое как всей России, так и  своего города, и ищет ответы на процессы, происходящие сегодня. И делает он это талантливо, пользуясь всеми литературными приёмами. В стихотворении «Запись о кладах симбирских», он говорит о пожаре, который случился в Симбирске в 1864 году. Этот зловещий «змий»  снёс с лица земли большую часть симбирских деревянных построек, пострадало много людей, оставшись без крова над головой. Жители города оказались загнанными в огненную ловушку, многие теряли своих близких,знакомых соседей. Пытаясь выбраться из огненного плена люди бросали нажитое, и бежали куда глаза глядят.

«… И над Симбирском раскалённый вихрь,

Очень пагубно было для человека то, что он погрузился в время «скорби» и «печали» «покаянных запоздалых слов». и на какое – то время застыла жизнь в городе, нужно было время,чтобы заросли раны, нанесённые безжалостным огнём. Но в то же время автор подмечает, что не один Симбирск горел, горели в это время и другие города. Русь погружена в огненную пучину.

«… И не один Симбирск горел в то время,

Горели Петербургские дворы,

Это костры «братоубийства» и «безбожной розни», которые охватили Россию и в наши дни. Автор надеется,что люди опомнятся, обратятся к Богу и поймут «Когда Россия начала гореть». Автор пишет в стихотворении «Запись о кладах симбирских»

«… Не избыть из души

Приснопамятных дней.

Как и всюду тогда

В государстве Российском

Три собора

Возвышались призывно

Над градом Симбирском».

Николай Алексеевич плавно переводит наше сознание, на наше революционное прошлое,которое, как и пожар 1964 года, в1917 году сметал на своём пути церкви, ломая созданные народом духовные ценности, ломая – строили новое будущее.

Очень хочется затронуть любовную лирику поэта, без которой не может обойтись ни один поэт, боготворяя, любя женщину, поэт создаём множество прекрасных, нежных, образных, милых стихов. Стихотворение «Прекрасной даме» явное подтверждение моих, ранее сказанных слов:

«Я ждал звонка

Она не позвонила.

Любовь – чувство скользкое, трудно понять где настоящая любовь, а где влюблённость, лирический герой этого стихотворения не понимал ещё грани между этими двумя понятиями, и посылая любимой «нежные послания», естественно ждал взаимности, но она не последовала, и он решает уйти в «самоизгнанье», чтобы не видеть никогда её», но тут же он ловит себя на мысли, что «в разлуке весь измаюсь, не выдержу и сам себе признаюсь, что чувства не завяли, не ушли».

«… И навсегда в душе моей остались

Лирический герой в стихотворении Николая Алексеевича Полотнянко понимает, что любовь не проходит бесследно, она оставляет в душе другого человека глубокие раны, если она безответная, но и она заставляет героя чувствовать, любить, несмотря ни на что.

Можно очень долго и подробно говорить о творчестве Николая Алексеевича Полотнянко, знаменитого Ульяновского поэта, чья судьба целиком связана с поэзией. Она пронизана любовью к родному городу, к его истории, к женщине, к природе. Читая его строки можно только восхититься тем, как автор может находить такие слова, словесные выражения, которые убеждают читателя в его правоте. Как он ловко обыгрывает природные явления, применяя образы, метафоры, сравнения. Удивляюсь, как лаконично он рассказывает о глобальных исторических процессах, проходящих в государстве, сжав мысль и форму до предела. Конечно такого мастерства достигает не каждый поэт, а только очень одарённый и трудолюбивый.

Хотелось бы закончить свою презентацию о Полотнянко Николая Алексеевича его стихотворением «Искусство жить»:

«Когда смотрю я на берёзу,

Роняющую лист с ветвей,

Свою поэзию и прозу

Вдруг забываю перед ней.

Меня охватывает чувство,

Что до неё я не дорос:

Что стоит всё моё искусство

Пред тем, что вижу?

Вот – вопрос!».

И словно храм величественный дума


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.