История школы в лицах, событиях, числах. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История школы в лицах, событиях, числах.

2020-01-13 381
История школы в лицах, событиях, числах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История школы в лицах, событиях, числах.

Люди высокого долга - Пётр Семёнович Фецюх,

Зоя Павловна Кожанова

 

Работу выполнила ученица 7б класса

МОУ «Красногорская СОШ №2»

Иванова Дарья

Научный руководитель:

 учитель русского языка и литературы

Никитина Людмила Анатолиевна

 

п.г.т. Красногорский

2019

Содержание


Введение……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Красногорской средней школе 150 лет! Как всё начиналось (из истории школы)………………………………………………………………………………..7

Глава 2. Петр Семёнович Фецюх. Жизнь, отданная школе………………………9

2.1. Истоки. Детство. Юность……………………………………………………..10

2.2. Студенческая жизнь…………………………………………………………...11

2.3. Становление профессионала. П.С. Фецюх – директор Красногорской средней школы №1.. ……………………………………………………………….12

2.4 «Я отвечаю за всё». Руководитель Красногорской средней школы №2……13

2.5. Депутатская деятельность…………………………………………………….18

Глава 3. Зоя Павловна Кожанова - человек высокого долга…………………...20

3.1. Первые шаги в профессии…………………………………………………….20

3.2. Учитель учителей……………………………………………………………...22

3.3. Дело, которому ты служишь……………………………………………….....25

Заключение………………………………………………………………………….26

Библиографический список и Интернет-ресурсы………………………………..28

Приложения

 

 

Введение

Теплей человеку в дорогах тяжелых,

В суровых краях оттого,

Что где-то на свете

Есть добрая школа,

Есть милая школа его!

«В начале жизни школу помню я…», - эту фразу мог бы произнести любой взрослый человек. Школа – наши истоки, та основа, на которой строится будущее. Две составляющие есть у школы: ученики и учителя, те, кто учится, и те, кто учит. Педагоги – лицо образовательного учреждения. А если история школы насчитывает полторы сотни лет, какая галерея прекрасных учительских образов открывается перед нами! О людях высокого долга я и хочу рассказать в своей исследовательской работе. Пётр Семёнович Фецюх, Зоя Павловна Кожанова. Их жизнь можно назвать служением школе. Только личность может воспитать личность. Люди, подобные этим замечательным педагогам, являются примером бескорыстного, подвижнического отношения к своему делу, «высшим достоинством человечества», как сказал поэт Роберт Рождественский.

Данная работа является частью большого общешкольного проекта, посвящённого150-летию со дня основания нашей школы (2020г.), 45-летию нынешнего здания образовательного учреждения (2021 г.).

Проблема, вызвавшая необходимость данного исследования: 4 ноября 2020 года нашей республике исполняется 100 лет со дня образования. МОУ «Красногорская СОШ № 2» в следующем году также будет праздновать юбилей – 150 лет. История школы тесно связана с историей нашего региона; изучая её, мы таким образом соприкасаемся со страницами прошлого РМЭ, с людьми, которые стояли у истоков образования, стали его славой и гордостью. А «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С.Пушкин). Но, к сожалению, мы, ученики, мало что знаем об истории нашей школы, о тех ярких личностях, которые вывели её в передовые образовательные учреждения РМЭ. Восполнить этот пробел призвана данная работа.

Актуальность. Начиная наше исследование, мы столкнулись с разрозненностью данных по истории школы, недоступностью архивных документов, отсутствием системы в хранении фото- и видеоматериалов, то есть степень изученности данной проблемы оказалась очень низкой. Следовало срочно принимать меры для создания краткой летописи школы, сбора материала о педагогах-новаторах. В том, что такая работа необходима, мы убедились, проведя социологический опрос среди учащихся школы. В результате анкетирования было установлено:

 87 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы;

 79% учащихся считают, что поэтому и не знают историю своей школы, что о ней просто некому рассказать.

Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы:

 69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа - это место, где они проводят большую часть времени;

 65% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики.

 47% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью.

Кроме того, к сожалению, время работает против нас: ветераны, творцы истории школы, не молодеют, и надо успеть записать их бесценные воспоминания для будущих поколений. Таким образом, актуальность исследования состоит ещё и в том, что по крупицам собирается материал об учителях, отдавших школе 30 и более лет, являющихся основателями многих её традиций, творивших её историю. Такими педагогами по праву можно назвать Петра Семёновича Фецюха и Зою Павловну Кожанову.

Объект исследования: Личности в образовании.

Предмет исследования: Педагогическая деятельность П.С. Фецюха, З.П. Кожановой.

  Цель: в рамках изучения истории школы исследовать жизненный и трудовой путь Петра Семёновича Фецюха, Зои Павловны Кожановой, их вклад в развитие образования республики.

Задачи:

 1) изучить архивные документы, фотографии, статьи в СМИ, материалы школьного и районного музеев, составить краткую летопись школы;

2) познакомиться с биографическими материалами по теме, взять интервью у Петра Семёновича Фецюха, Зои Павловны Кожановой;

3) собрать и систематизировать воспоминания о педагогах коллег и выпускников, провести опрос жителей микрорайона школы о трудовой деятельности этих замечательных педагогов.

Гипотеза: личные качества П.С. Фецюха, З.П. Кожановой, их трудовые свершения могут стать ярким примером для современной молодёжи; люди высокого долга – прекрасный образец для подражания.

Для раскрытия изучаемой проблемы мы использовали следующие методы: эмпирические (анкетирование учащихся школы, интервью с П.С. Фецюхом, З.П. Кожановой, беседы с учителями, в том числе и с ветеранами школы, выборочный опрос жителей микрорайона, фотографирование); экспериментально-теоретические (анализ доступных документов, моделирование исторических ситуаций, логический, гипотетический метод).

Источниками исследования стали:

- книги приказов по школе с 1976 по 2019 гг.;

- сохранившиеся в школьном архиве документы, фотографии

- воспоминания учителей и бывших выпускников;

- публикации районной газеты «Передовик», республиканских изданий;

- документы школьного и районного краеведческого музея;

- видеоматериалы, презентации.

В ходе реализации цели и задач мы анализировали устные воспоминания, фотографии, изучали архивные материалы музея школы, обрабатывали полученные данные.

К сожалению, архивных материалов, фотографий периода становления школы почти нет, поэтому мы вынуждены были изучать информацию, предоставленную старожилами посёлка, ветеранами педагогического труда, бывшими учащимися, чтобы смоделировать исторические события, представить историю школы в лицах, событиях, цифрах.

Новизна изучаемой проблемы состоит в том, что это первая серьёзная попытка систематизировать данные по истории школы, по трудовой биографии педагогов, прославивших не только посёлок Красногорский, но и РМЭ.

Предполагаемый результат исследования - материалы, которые в будущем послужат частью школьной экспозиции к юбилею нашей школы. Они будут также размещены на сайте школы.

Практическая значимость работы заключается в следующем: материалы исследования можно использовать на уроках истории, ИиКН, элективных курсах по краеведению, классных часах, а также при проведении экскурсий в школьном музее. Всё это поможет учащимся больше узнать об истории своей школы, республики, а также, возможно, выбрать в качестве будущей профессии педагогическую деятельность.

 

Глава 1. Красногорской средней школе 150 лет! Как всё начиналось (из истории школы)

В школьном музее мы нашли выписку из материалов Государственного архива Республики Марий Эл. Это документ «О начальных народных училищах, находящихся в Царевококшайске и его уездах» за 1870 год. В нем впервые упоминается о том, что в селе Кожласола Большешигаковской волости в октябре 1870 года при церкви было открыто трехклассное училище. Первым его учителем был выходец из крестьян Андрей Охотин, по национальности мари. Училище располагалось в ветхой избе с сенями, имущество его состояло из четырех парт, часов, счетов, арифметического ящика, карты Палестины, глобуса, 20 исторических картин, а также пособий по зоологии и ботанике, ящика подвижной азбуки, классной доски, 6 чернильниц, мер длины (сажень, аршин, фут), нескольких книг. И без того старое холодное помещение было к тому же тесным, из-за чего некоторым желающим учиться нередко приходилось отказывать.

Шли годы, менялись учителя, менялась и школа. На месте училища в 1878 году создается церковно-приходская школа, далее небольшая начальная, в 1939 году - Кожласолинская семилетняя школа, первым директором которой был Н.Я. Павловский. В первом выпускном классе, в котором классным руководителем также был Н.Я. Павловский, насчитывалось 29 учеников. В начале тридцатых и перед самой войной чуть ли не единственным учителем в селе Кожласола был Власов (имя и отчество, к сожалению, неизвестно), в начале века - Степанида Николаевна Протодьякова. В 1955 году школа перешла в здание лесотехникума на улице Центральной. Кожласолинская школа располагалась в двух зданиях. Начальные классы занимались в небольшом помещении, пятые-седьмые классы - в бывшей церкви. Один класс умудрился забраться на колокольню (там проходили учебные занятия). Учительский коллектив насчитывал 12 человек. Директорами школы в разное время были И. И. Никифоров, М. П. Щеглов, Н. Т. Гоголева, К. П. Степанова, И. Ф. Клочков. 1 сентября 1975 года - последняя линейка, посвященная Дню знаний, в старом здании. 6 февраля 1976 года открытие нового здания. Директором был Петр Семенович Фецюх. С 2000 года по сегодняшний день директором школы является Раисия Георгиевна Михайлова.

Таким образом, краткая летопись школы отражает в определённой степени историю развития образования в марийском крае. Мы пришли к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое, не имеют будущего. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его. Мы гордимся тем, что являемся учениками школы с интересной историей и тем, что мы - хранители её традиций. Нельзя не согласиться со строчками песни: «Мне не думать об этом нельзя, и не помнить об этом не вправе я: это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!». (Музыка: А. Мажуков Слова: О. Писаржевская и А.Монастырев).

Детство. Юность

Родился Петр Семенович Фецюх 1 марта 1940 года на Украине в Горлицком районе Краковской области, в многодетной семье, где был третьим ребенком. Родители собственным примером воспитали в детях трудолюбие, ответственное отношение к делу. Жили трудно. Но были в тяжелом послевоенном детстве мальчика и светлые мгновения: он увлекался спортом, особенно футболом, катался на велосипеде, любил учиться, с легкостью осваивал школьную науку. Однако нужно было помогать семье, и в 1958 году, после окончания школы, юноша пошел работать токарем на Дрогобычский машиностроительный завод. Затем с 1959 по 1962 год служил в рядах Советской Армии. Волею судьбы украинский хлопчик осваивал воинскую специальность ракетчика на территории Марийской АССР, и вот уже более полувека жизнь Петра Семеновича Фецюха тесно связана с республикой.

Студенческая жизнь

После увольнения в запас в 1962 году молодой человек поступил на первый курс историко-филологического отделения Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Студенческая жизнь была бурной: активист, бессменный староста группы, член профкома института, он успевал еще и заниматься спортом: участвовал в мотокроссах, был капитаном сборной команды института по волейболу. Будучи старшекурсником, осваивал азы преподавательской деятельности: читал лекции по истории абитуриентам, занимавшимся на подготовительных курсах. Здесь, в пединституте, Петр Семенович нашел и свою вторую половинку: красивую и умную студентку физмата Зою. 30 июня 1963 года они расписались, в июле сыграли свадьбу. И вот уже 56 лет Петр Семенович и Зоя Константиновна идут по жизни вместе, понимая и поддерживая друг друга. Супруги воспитали прекрасных детей: дочь Елену и сына Алексея, сейчас отдают свою заботу и внимание внукам и правнукам, которым есть с кого брать достойный пример.

Первые шаги в профессии

Собирая материал о З.П.Кожановой, мы заметили, что эту замечательную женщину знают в посёлке Красногорском многие. Жители микрорайона школы (улица Машиностроителей) при опросе отмечали её доброжелательность, неизменное внимание к людям.

Коллеги, проработавшие с ней не один десяток лет, называют Зою Павловну Кожанову «человеком большого сердца и высокого долга». Педагогический стаж З.П.Кожановой – тридцать шесть лет, в течение двадцати пяти из них Зоя Павловна совмещала преподавательскую деятельность (учитель физики) с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Её жизнь можно назвать служением школе. «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы Марийской АССР», «Ветеран труда» - так отмечены заслуги З.П.Кожановой в педагогической деятельности.

А истоки - в далёком 1957, когда восемнадцатилетняя девушка, сама вчерашняя ученица, начала свой путь к вершинам педагогического мастерства, работая старшей пионервожатой и учителем начальных классов в школах Килемарского района. Окончив в 1964 году физико-математический факультет Марийского педагогического института имени Н.К.Крупской, молодая учительница физики постигает на практике основы преподавательской деятельности сначала в Дубовской средней школе Горномарийского района, а затем в Санчурском медицинском училище Кировской области. С 1969 года жизнь З.П.Кожановой тесно связана с Красногорским, сначала со школой №1, где в течение шести лет она вела уроки физики и была организатором внеклассной и внешкольной работы, а потом – со школой № 2, которой отдано двадцать три года неустанных трудов и забот. Перевод был связан со строительством нового здания школы № 2, торжественное открытие которого состоялось в феврале 1976 года. Директор школы П.С.Фецюх, по достоинству оценивший профессионализм, ответственность, деловые качества З.П.Кожановой ещё в период совместной работы в школе №1, пригласил Зою Павловну и в новую школу, где она так же успешно сочетала преподавательскую и организаторскую деятельность. Но педагогический успех пришёл позже, а пока надо было новостройку превращать в пригодное для занятий учебное заведение. Государственной комиссией новое здание школы на 1176 учебных мест было принято 25 декабря 1975 года, а занятия в нём начались 6 февраля 1976 года. Зоя Павловна вспоминает: «В течение нескольких месяцев ежедневно, включая выходные и каникулы, с утра и до позднего вечера здесь кипела работа: учителя, ученики и родители убирали строительный мусор, мыли, чистили, разгружали мебель, расставляли оборудование, оформляли кабинеты и коридоры. Совместные усилия сплотили коллектив, а открытие школы стало настоящим праздником».

Когда Зоя Павловна рассказывает о том замечательном времени, её глаза загораются молодым блеском. Это была пора подвижничества, энтузиазма! Много усилий было приложено для создания в школе (одной из первых в районе!) кабинетной системы: надо было оснастить каждый кабинет (в том числе и мастерские) комплектом средств обучения, оборудованием, подходящей мебелью. Инициатором, руководителем и организатором перехода на кабинетную систему обучения был директор школы П.С. Фецюх, на плечи которого легли тяжкие заботы: нужно было выбивать средства, добывать оборудование. Но у него были единомышленники: завучи, учителя, родители, учащиеся, семьи учителей, шефы! И результат не заставил себя ждать: кабинетная система обучения стала одной из лучших в республике и положительно сказалась на качестве знаний учащихся.

 

Учитель учителей

В 1980 году Зоя Павловна была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В этой должности она проработала 18 лет. Имела высшую квалификационную категорию учителя физики и завуча школы. Отвечая за воспитательную работу, З.П. Кожанова много внимания уделяла вовлечению учащихся в кружки по интересам (в школе активно функционировали киносъёмочный, эстрадный, духовой, стрелковый, мотокружок, фото, радио и другие), организации сотрудничества школы с заводом «Электродвигатель», работе с родителями, с «трудными» подростками. Не менее ярко проявился педагогический талант З.П.Кожановой, когда она возглавила методическую работу школы. Зоя Павловна поддерживала учителей-стажистов, по-матерински заботилась о профессиональном росте молодых специалистов. Во время бесед коллеги не раз давали высокую оценку её труду.

Её педсоветы, методические семинары были глубоко продуманными, практикоориентированными, интересными. Она щедро делилась опытом. На базе школы работала творческая лаборатория завуча, методический кабинет, созданный Зоей Павловной, занял 1 место в республиканском смотре. Для марийского института образования школа стала опорной: сюда приезжали учиться педагоги со всех районов республики и из других регионов. Зоя Павловна вспоминает: «Мы всегда щедро делились опытом. Любой урок учителя-стажиста был открыт для посещения. Конечно, это давалось не просто, но мобилизовывало коллектив, поднимало его боевой дух и в конечном итоге работало на повышение качества обучения».

Не раз, беседуя с нами, делясь воспоминаниями, учителя подчёркивали, как сейчас говорят, инновационную направленность школы. Многие привычные сейчас педагогические явления впервые начинали реализовываться именно в Красногорской школе №2 как новаторские, экспериментальные: профильные и разноуровневые классы, информационные карты как система оперативной обратной связи, десятибалльная система оценки знаний. Для их внедрения нужны были профессионализм, педагогическое мастерство и даже определённая смелость. Эти качества были присущи педколлективу, возглавляемому П.С.Фецюхом. Заместители директора З. П. Кожанова, Н.А.Астапова, М.И.Тойшева были идейными вдохновителями и организаторами претворения этих замыслов в жизнь. Зоя Павловна отмечает: «В школе сложилось высокопрофессиональное сообщество педагогов, которые были опорой во всех начинаниях: З.К.Фецюх, З.Я.Цапина, И.И.Левит, Т.И.Александрова, А.С.Мамаева, И.И.Никифоров, Л.Ф.Горшкова, М.Н.Шакирова, Г.А.Шапошникова, В.С.Еремеева, В.В.Кручинкина, С.М.Косенкова, В.П.Земцова, Т.Г.Бурдина, Л.В.Соколовская, Е.А.Соколова, Р.А.Куршакова, С.З.Афоненков, В.С.Валевич, И.В.Михайлов и другие».

Школа всегда шла в ногу со временем, а иногда и опережала его. Зоя Павловна перечисляет проблемные темы методической работы тех лет: «Научные основы педагогического труда», «Формирование творческого отношения к педагогическому труду», «Овладение основами исследовательского подхода в обучении и воспитании», «Активные методы и приёмы обучения» - они и сегодня звучат очень современно.

Учитель учителей сам должен быть профессионалом, мастером своего дела, высококлассным специалистом. Всё это в полной мере относится к Зое Павловне Кожановой. Её коллеги-физики подчёркивают: «Его величество урок» был для неё главным. Никогда не опаздывала на занятия, уроки вела всегда стоя, глядя в глаза детей. Пользовалась богатым арсеналом методических приёмов, которые формировали не только прочные знания учеников, но и интерес к предмету. Несмотря на чрезвычайную загруженность, Зоя Павловна была активным популяризатором физики: вела кружки, факультативы, организовывала научные вечера».

Изучая собранные материалы, анализируя отзывы её коллег, поражаешься огромному трудолюбию этой замечательной женщины, необычайной ответственности, внимательному отношению к педагогам, ученикам, родителям. Её жизнь в профессии, несомненно, состоялась.

 

Дело, которому ты служишь.

Недавно Зое Павловне Кожановой исполнилось 80 лет. А начало биографии было непростым. З.П.Кожанова родилась 19 ноября 1939 года в поселке Санчурск Кировской области в семье служащего. Отец, Гущин Павел Петрович, геройски погиб во время Великой Отечественной войны, защищая Москву. Мать, Гущина Ольга Васильевна, кроме нее, воспитала брата, приложила все силы, чтобы они оба получили высшее образование.

С детства Зоя Павловна мечтала об учительской профессии, и её мечты сбылись. Дело, которому она посвятила всю жизнь, принесло ей заслуженное признание. Неоднократно З.П.Кожанова награждалась Почетными грамотами Звениговского отдела образования, Красногорского поссовета, Министерства образования, института образования и воспитания, несколько лет ее фотография была помещена на Доску почета района, Марийского института образования, куда её неоднократно приглашали для чтения лекций, проведения семинаров и конференций. Она профессионал, мастер своего дела, учитель физики и заместитель директора высшей квалификационной категории.

Особенность учительской профессии такова, что жизнь каждого педагога пересекается со многими сотнями юных человеческих жизней. Мудро сказано: только учителю дано тысячекратно в детях повториться, и какой бы предмет ни преподавал педагог, его первейшая обязанность – учить своих питомцев трудолюбию, честности, творческий инициативе, пробуждать тягу к знаниям, самосовершенствованию. Таким настоящим учителем была и остаётся Зоя Павловна Кожанова, жизнь которой может стать примером бескорыстного служения избранному делу.

 

Заключение

В ходе нашего исследования мы систематизировали данные по истории школы с её рождения и по наши дни, составив краткую летопись. Мы поняли, что, изучив историю школы, её традиции, необходимо передавать их дальше, последующим поколениям.

Данной работой мы начали цикл исследований, посвящённых знаменитым педагогам школы. Обобщив воспоминания П.С.Фецюха, З.П.Кожановой, а также других ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы, мы собрали информацию о том, как складывались трудовые биографии Петра Семёновича и Зои Павловны, являющиеся неотъемлемой частью истории школы, района, республики. Несомненно, учителя - патриоты своей профессии, изучая их биографию, знакомясь с их педагогической деятельностью, мы получаем бесценный жизненный опыт, пример для подражания.

Детство и Школа. Эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Именно сейчас, накануне юбилея, необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится не только её прошлая, но и настоящая жизнь. А начинать, конечно, надо с тех, кто стоял у истоков. Такими людьми, творившими историю не только нашей школы, но и образования республики, являются Пётр Семёнович Фецюх и Зоя Павловна Кожанова.

Проведённые исследования и полученные результаты позволяют нам считать, что поставленная цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. Собранные нами материалы в будущем послужат частью школьной экспозиции к юбилею нашей школы. Они также будут размещены на сайте школы.


В истории школы событий немало,

А сколько людей воспитала она!

Сегодня и к нам по наследству досталась

Прекрасная школьная эта страна.

Мы учимся здесь и растем понемногу,

Гордимся успехами школы своей.

И знаем, что в жизни любая дорога

Уходит от школьных дверей

 

Библиографический список

1. Воспоминания, фотоматериалы, презентации учителей – ветеранов и работающих педагогов, выпускников школы.

2. Документы школьного музея.

3. Соловейчик С.Л. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1986.-9 с.

4. Фотоматериалы и документы школьного архива.

 

История школы в лицах, событиях, числах.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.