Литературные события 2018 года — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Литературные события 2018 года

2020-01-13 107
Литературные события 2018 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СОБЫТИЯ 2018 ГОДА

 

 

Йошкар-Ола

Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна

2019


Оглавление

К читателю……………………………………………………………… 3

*Архангельский А. Бюро проверки……………………………………   4

*Басинский П. Посмотрите на меня: тайная история

Лизы Дьяконовой……………………………………………………… 7

*Быков Д. Июнь………………………………………………………… 10

*Пелевин В. Тайные виды на гору Фудзи……………………… 13

*Сальников А. Петровы в гриппе и вокруг него………………… 17

*Сенчин Р. Дождь в Париже………………………………………… 21

*Славникова, О. Прыжок в длину……………………………………… 24

*Сорокин, В. Манарага……………………………………………… 27

*Степанова, М. Памяти памяти…………………………………… 30

Яхина, Г. Дети мои…………………………………………………… 33

 



К читателю

Очередной выпуск библиографического очерка из серии «Лучше не бывает» знакомит читателей с десятью произведениями современных российских писателей, которые определили литературный облик 2018 года.

За прошлый год появилось много ярких, интересных книг, из которых можно составить хороший список для чтения, особенно любителям серьёзной литературы. И если читающий человек интересуется не только классическими, но и современными произведениями, то он найдёт среди этих десяти книг свою, а может, и не одну.

Каждый раздел пособия посвящён одной книге, библиографическое описание которой сопровождается мини-очерком, подборкой высказываний литературных критиков и списком литературы о произведении. Описания книг, которых в настоящее время нет в библиотеке, отмечены звёздочкой (*).

Издание снабжено внешними гиперссылками на критические статьи из Интернета. Имеются также ссылки на электронные адреса, что даёт возможность прочитать каждую из представленных книг в режиме онлайн.

Библиографический очерк «Лучше не бывает: литературные события 2018 года» адресован преподавателям, студентам, библиотекарям и всем тем, кто интересуется жизнью современной русской литературы.

 


1. * Архангельский, А. Бюро проверки: роман: [18+] / Александр Архангельский. – Москва: АСТ, Ред. Елены Шубиной, 2018. – 416 с.

 

       Александр Архангельский (р. 1962) – писатель, литературный критик, публицист, телеведущий на канале «Культура» (программа «Тем временем»). Автор книг «1962» (2007), «Цена отсечения» (2008), «Музей революции» (2012) и других. В его прозе история отдельных героев всегда разворачивается на фоне знакомых примет времени – будь то прошлое или политические игры современности.

Новый роман Александра Архангельского «Бюро проверки» стал лауреатом II премии «Большой книги»  2018 года. Это книга об обретении и утрате веры в эпоху застоя. Это также и детектив, и история взросления, и портрет эпохи, и завязка сегодняшних противоречий.

9 июля 1980 года. Аспирант философского факультета МГУ Алексей Ноговицын срывается из стройотряда в Москву, получив таинственную телеграмму. Её содержание останется неизвестным до конца романа, из чего явствует, что в роман вкручена детективная интрига.

Действие романа занимает всего девять дней, но в них уместилось и прошлое героев, и их надежды на будущее, и разочарование в нём. А фоном – нарядная и душная олим-пийская Москва. Столица зачищена от иногородних, по ней бродит туда-сюда аспирант Ноговицын, интеллигентный и непрактичный юноша. У него роман с некой Мусей, бойкой девицей из торгово-дипломатической семьи. У Муси всё схвачено и приземлённо, она сама объясняет Ноговицыну, как за ней ухаживать. Нравится ли Муся Ноговицыну, не очень понятно. Он вообще очень странный, с одной стороны, волевой: крестился, хотя живёт он в стране победившего атеизма и у верующих могут быть большие проблемы. К тому же Ноговицын пошёл против воли родителей. С другой стороны, он весь какой-то мятущийся и без стержня. Вроде бы всё повествование написано от его лица, он делится с нами своими мыслями и воспоминаниями, но что он за человек, всё равно остаётся загадкой.

Действие движется стремительно, втягивая в себя исторические события, зорко увиденных персонажей, быт и бытование людей 1970-х, куда оно всё время опрокидывается из начала 1980-х годов. Квартиры, улицы, электрички, аудитории МГУ, прощание с Высоцким, Лужники.

Кажется, что перед нами энциклопедия воспоминаний. Открываем на букву «м» – мороженое. Оно будет сливочное, за девятнадцать копеек. У стаканчика рифлёные бока. Жирный вкус. Небесное блаженство. Открываем на букву «б» – богатство. Как у нас выглядело богатство в конце 1970-х? «Жигули»-пикап, роскошная «четвёрка», гэдээровский сервант из дорогого гарнитура «Хельга», дефицитная румынская стенка из светлого дуба, на стенах – ковры рокового венозного цвета. Всем семейством – отпуск в санатории, в Крыму. Или в доме отдыха Верховного Совета в Пятигорске.

Состояние Москвы в дни Олимпиады описано с подробностями, которые оценят те, кто жил тогда. Точное понимание и вынутые из памяти детали наполняют книгу чувством большой истории.

Как подчеркивает критик Галина Юзефович, сюжет романа безнадёжно вязнет во всех этих милых сердцу рассказчика подробностях: «Как результат читатель оказывается погружён в тёплый, материальный, подробно обустроенный и велико-лепно прописанный мир, действие в котором движется непредсказуемыми скачками: то на двести страниц зависает на месте, то внезапно переходит в галоп, экспресс-методом отрабатывая положенную норму экшна, то вновь притормаживает у какой-нибудь особо соблазнительной витрины или книжной полки».

Сюжет в романе настолько подчинён желанию автора рассказать молодёжи об СССР, что иногда он просто незаметен. Герой, в принципе симпатичный малый, получился удивительно невыразительным. Все его ярче, даже персонажи третьего ряда. Наконец, роман вроде бы посвящён тому, как в советское время в официально атеистическом государстве люди приходили к вере. Знали, что нельзя, но верили сильно и искренне. Так вот, непонятно, как приходили. Просто так приходили.

С другой стороны, роман написан очень умело. Эпитеты подобраны так, чтобы читатель почувствовал именно то, что хотел донести автор. Снег идёт «колючий и мелкий, как стиральный порошок», кот описан как «плотный, недовер-чивый, благообразный». Сцена знакомства Ноговицына и Муси прописана драма-тургически безупречно. Или сама манера вести повествование: вроде бы мы смотрим на мир глазами Ноговицына, слушаем эту историю его ушами и его эпитетами, но иногда вдруг рассказчик внезапно вселяется в какого-то другого персонажа и начинает говорить совершенно другим языком и другими словами. Мало кто сейчас из современных писателей так может. Считанные единицы.

 

Такое воплощение тончайших религиозных переживаний трудно найти не только в современной литературе. Тянет сказать, что ставшая модной религиозная тема потрафляет вкусам читателей, но это было бы наветом: этот урок автор выучил не для хорошей оценки.

Ольга Тимофеева

Пусть современный читатель, замученный или, наоборот, очаро-ванный деталями и параллелями, сам составит своё впечатление о том, как тогда верили. Вот тебе кусочки пазла – собирай. Более яркий и убедительный герой оказывал бы на читателя давление. А тут всё нужно сделать самому, почти без подсказок. Соберет ли пазл читатель? У меня не очень получилось.

Константин Мильчин

 

Текст романа см.: https://mybook.ru/author/aleksandr-arhangelskij-2/byuro-proverki/read/

Литература:

 

1. Быков, Д. Роман о 80-х: дух времени передан почти безупречно / Дмитрий Быков // Собеседник. – 2018. – 13-19 июня (№ 22). – С. 19.

 

2. Десницкий, А. Церковная безотцовщина [Электронный ресурс] / Александр Десницкий. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/
comments/column/desnitsky/11794531.shtml (дата обращения: 24.04.19).

 

3. Мильчин, К. Школота поймёт. Книга недели: крепкотелые девы и сливочное мороженое [Электронный ресурс] / Константин Мильчин. – Режим доступа: https://iz.ru/755850/konstantin-milchin/shkolota-poimet (дата обращения: 24.04.2019).

 

4. Москвин, А. Проверенному – верить / Александр Москвин // Лит. газ. – 2018. – 17-23 окт. (№ 42). – С. 10.

 

5. Спорная книга: Александр Архангельский, «Бюро проверки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/intervyu/spornaya-kniga-aleksandr-arhangelskiy-byuro-proverki.html (дата обращения: 24.04.2019).

 

6. Тимофеева, О. Что это значит – быть? Ответ – в новом романе Александра Архангельского [Электронный ресурс] / Ольга Тимофеева. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/06/15/76819-chto-eto-znachit-byt (дата обращения: 24.04.2019).

 

 


    2. *Басинский, П. Посмотрите на меня: тайная история Лизы Дьяконовой: [16+] / Павел Басинский. – Москва: АСТ, Ред. Елены Шубиной, 2018. – 480 с.

 

Павел Басинский (р. 1961) – один из самых известных и влиятельных литературных критиков России, специалист по творчеству и жизни Льва Толстого («Лев Толстой: бегство из рая», премия «Большая книга», 2010). Он ещё и писатель, сочиняющий как беллетристику («Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина»), так и нон-фикшн (биография Максима Горького в серии «ЖЗЛ»).

    Новое произведение писателя «Посмотрите на меня» написан в жанре документального детектива. Это реальная история русской студентки Лизы Дьяконовой, погибшей при странных обстоятельствах в 1902 году в Тироле.

Произведение основано на личном дневнике Лизы Дьяконовой, который она вела с 11 лет, размышляя о своём предназначении, о нежелании следовать правилам и стандартам, которые навязывают семья и общество. После её внезапной и загадочной смерти дневник был опубликован и даже имел некоторый успех[1]. Например, Василий Розанов называл его лучшим произведением в отечественной литературе, написанным женщиной.

Записки Дьяконовой вызвали полемику о месте женщины в обществе – тема эта тогда набирала актуальность во всём просвещённом мире, и Россия тут не отставала. У Павла Басин-ского книга имеет посвящение – «памяти русского феминизма», после этой истории автор совершенно по-другому стал понимать историю женского движения в мире, в России. Стал понимать, какое море слёз было пролито женщинами на протяжении веков, для того чтобы добиться просто права считаться человеком. У нас главным вопросом женского движения считался вопрос об образовании. Женщина не могла поступить в высшее учебное заведение, стать медиком, юристом. Она могла окончить только акушерские курсы. Вся история создания Высших женских (Бестужевских) курсов – это был такой компромисс, и это тоже шло очень трудно – их то закрывали, то опять потом открывали... В общем, автор на многое стал смотреть по-другому.Он понял, что описанные проблемы столетней давности и сейчас актуальны. Женщине сегодня по-прежнему труднее сделать карьеру, чем мужчине в силу того, что наше общество в известной степени остаётся патриархальным.

Павел Басинский в процессе работы «влюбился» в своего персонажа, хотя поначалу его привлёк не дневник Лизы Дьяконовой, а «женская судьба, женщина в мужском мире». Автор увидел в Дьяконовой неординарную личность и хотел доказать это читателям. Да, она одна из первых женщин в дореволюционной России, кому удалось получить высшее образование, одна из первых женщин в мире, кому дана была возможность учиться праву в Сорбонне. Да, она много размышляла о месте женщины в обществе, но не сделала практически ничего, чтобы попытаться это изменить, и, если вглядеться, по большому счёту размышляет она только об одной судьбе – своей. Автор это замечает, называя главный посыл всех действий и записей Лизы: «Посмотрите на меня!» Заметьте, не на женщин, не на угнетённый слой общества, а «на меня»! Следуя за своей героиней, автор громко кричит: «Посмотрите на неё!»

Басинский рисует Лизу Дьяконову трагически одиноким человеком, словно бы запертым в пределах своего тонкого аналитического ума и не способным ни проявлять чувства, ни впитывать их извне. Вся её жизнь – это обращённая к миру мольба: посмотрите на меня, полюбите меня, примите меня такой, какая я есть. Но мольба эта не имеет шанса быть услышанной в силу специфической глухоты самой Дьяконовой, её органического неумения воспринимать обратную связь и замечать симпатию со стороны окружающих. Вечно настороженная, вечно готовая яростно оборонять свои границы от истинных и мнимых врагов, она оказывается лёгкой жертвой собственных неврозов, которые в результате и становятся причиной её гибели.

Лиза Дьяконова была сама по себе интересным персонажем, но Басинский делает понятный и простой трюк: при помощи её биографии он рассказывает об эпохе, о её нравах, о темах, которые были спорными или, наоборот, бесспорными. Его приём – смена оптики. Он показывает тот или иной вопрос с точки зрения традиционного для своего времени подхода и новаторского.

При всей своей публицистичности книга не выглядит голым документом. Чем ближе к концу, тем более художественным, воздушным и произвольным становится её текст, в финале откровенно сбиваясь в художественную прозу.

 

 Что хорошо, так это то, что Басинский удерживается от модных сейчас параллелей с современностью. Книга остаётся в эпохе, никаких сравнений, только честное изложение истории. Местами немного вольное в трактовках. Но в пределах допустимой погрешности.

Константин Мильчин

 

Текст романа см.: https://www.litres.ru/pavel-basinskiy/posmotrite-na-menya-taynaya-istoriya-lizy-dyakonovoy/chitat-onlayn/

Литература:

 

1. Басинский, П. Павел Басинский: «Прошлое висит на нас гирями»: [беседа с писателем о новой книге «Посмотрите на меня…»] / записала Мария Лащева // Огонёк. – 2018. – № 1. – С. 34-35.

 

Быков афористичен и очень точен, в «Июне» нет ни часто свойственной ему избыточной барочности, ни философских отступ-лений. Текст романа похож на серию фотоснимков, на которых удалось запечатлеть неуловимое – атмосферу. В «Июнь» погружаешься с головой – и впитываешь время и ощущения, пока не перестаёт хватать воздуха. Вот только когда, ошалевший, выныриваешь – понимаешь, что и за пределами романа дышать всё так же тяжело.

Наталья Ломыкина

 

  «Июнь» – лучшее из написанного Быковым со времён «Пастернака» и определённо самый совершенный его художественный текст – самый продуманный и выстроенный, виртуозно сочетающий в себе сюжетность с поэтичностью, а лёгкость – с драматизмом и пугающей глубиной.

Галина Юзефович

Дмитрий Быков – Лёва из романа «Санькя» Захара Прилепина, он всё продолжает твердить про кошмар русской истории и ожидает, когда же он закончится. Ждёт и злится оттого, что всё вокруг не торопится погрузиться в тартарары.

«Июнь» – книга уставшего и жутко разочаровавшегося во всём человека. Разрастающийся патологический страх диктует желание, чтобы всё вокруг рухнуло в тартарары. Автор, как и его герой, спешит, потрясая кулаком, произнести новогоднее пожелание, где и про конец света, и Содом, и потрясения.

Андрей Рудалёв

 

 

Текст романа см.: https://www.litres.ru/dmitriy-bykov/iun-26346364/chitat-onlayn/

 

 

Литература:

1. Кириенков, И. Что не так с «Июнем» Дмитрия Быкова [Электронный ресурс] / Игорь Кириенков. – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/brain/6838-chto-ne-tak-s-iyunem-dmitriya-bykova/ (дата обращения: 13.05.2019).

2. Колобродков, А. Быков: обратный билет в «Июнь» [Электронный ресурс] / Алексей Колобродков. – Режим доступа: http://rara-rara.ru/menu-texts/bykov_obratnyj_bilet_v_iyun (дата обращения: 13.05.2019).

 

3. Ломыкина, Н. «Июнь»: роман-эксперимент Дмитрия Быкова о предвоенном времени [Электронный ресурс] / Наталья Ломыкина. – Режим доступа: https://
style.rbc.ru/impressions/599fcb749a79472cdfb1f866 (дата обращения: 13.05.2019).

4. Мильчин, К. Книга на выходные: «Июнь» Дмитрия Быкова [Электронный ресурс] / Константин Мильчин. – Режим доступа: https://tass.ru/opinions/4547108 (дата обращения: 13.05. 2019).

       5. Спорная книга: Дмитрий Быков, «Июнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/intervyu/spornaya-kniga-dmitriy-bykov-iyun.html (дата об-ращения: 13.05. 2019).

 

      6. Рудалёв, А. Дмитрий Быков: обречённость на войну / Андрей Рудалёв // Наш современник. – 2018. – № 11. – С. 270-272.

 

      7. Юзефович, Г. Лучший роман Дмитрия Быкова – «Июнь» [Электронный ресурс] / Галина Юзефович. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/09/02/luchshiy-roman-dmitriya-bykova-iyun (дата обращения: 13.05.2019).

 

 

    

    

       4. *Пелевин, В. Тайные виды на гору Фудзи: роман: [18+] / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2018. – 416 с.

Виктор Пелевин (р. 1962) – самый коммерческий современный российский писатель из некоммерческих. Тиражи у него выше, чем у лауреатов престижных оте-чественных премий. Книги при этом стоят дороже, чем даже издания нобелевских или букеровских лауреатов, хотя в последнем случае издатели несут затраты, связанные с оплатой перевода и покупкой прав.

Двадцать пять лет назад Виктор Пелевин нашёл формулу, которой следует по сей день. Эта формула состоит в циничном комментировании актуальной действительности с популярным привлечением дости-жений буддийских духовных практик. Пелевин всегда демонстрирует эрудицию и всегда слегка учит читате-ля, объясняя ему что-нибудь. Он высмеивает абсолютно всё, кроме истин буд-дизма, хотя даже их, когда они вовлекаются в коммерческий водоворот, он может сатирически уколоть.

Виктор Пелевин выпускает в среднем по книге в год (всего 16 романов). Книга 2018 года называется «Тайные виды на гору Фудзи». В основе сюжета – история бизнесмена Фёдора Семёновича (последняя или пред-последняя строчка в списке Forbes). Устав от всех земных удовольствий, он решают получить удовольствия духовные, даруемые практикой медитации. И, как всегда у Пелевина, оказывается, что рынок этих услуг уже сложился. Некто Дамиан Улитин основал в Сколково стартап под названием «FUJI-e», то есть «Fuji Experiences», бизнес-модель которого состоит в том, чтобы продавать богатым клиентам особые удовольствия, которые иначе не купить. Клиентом и инвесто-ром Дамиана стал в том числе олигарх Фёдор Семёнович. В школьные годы он страдал от неразделённой любви к однокласснице Тане, и поэтому первое, что Дамиан хочет ему продать, это технологию повторного переживания прошлого с целью убрать психологическую травму, полученную в юности. Фёдор следует инструкциям, но в итоге остаётся недовольным. Дамиан не теряется и предлагает другие услуги. Наш олигарх выбирает медитацию, в которую его погружает специальный прибор, и приходит в полный восторг. Ему хочется ещё и ещё. Он не понимает, что за этим последует расплата, и расплата жестокая.

Рассказывая о практиках медитативной концентрации, позволивших Феде ненароком проникнуть в сумрачную пустыню духа, отделяющую смертного от блаженного небытия, Пелевин довольно подробно излагает буддистскую теорию джан – последовательных этапов постижения высшей истины. Проводя героя (а вместе с ним и читателя) сквозь разные типы психических состояний, Пелевин впервые, пожалуй, в своём творчестве абсолютно прямо и всерьёз, без иносказаний и весёлого паясничанья, принимается проповедовать буддистские философские принципы.

Вторая сюжетная линия связана с той самой девочкой Таней, в которую был влюблён Фёдор, только теперь это уже не девочка, а сорокалетняя тётка. В школе Таня поняла, что красива, и начала этим пользоваться. В 1990-е она была содержанкой у бандитов и просто богатых людей. Потом красота её поблёкла, и желающих платить ей только за то, чтобы она была рядом, сильно поубавилось. Таня поняла: красота – временное оружие и хорошо бы женщине быть самостоятельной. Она сводит знакомство с международным кружком «эзотерических феминисток» и учится их практикам.

Таня претерпевает подлинную мистическую трансформацию. Но, в отличие от безвольного Феди, она проходит свой путь, ведущий прямо в противоположную сторону – от света во тьму, до конца, обретая в итоге страшное и злое женское всемогущество. Таня осознает, что радикальный феминизм – это, по сути, одна бесконечно растянутая во времени месть мужчинам за многовековые унижения. И по виду месть эта мало чем отличается от обычной женской психологической манипуляции и эксплуатации мужчин, направленной на получение от них материальных благ – разве что осуществляется она магическими средствами и в большем масштабе.

Могучее женское начало «инь» торжествует, слабое мужское начало «янь» повержено, все возвращается на круги своя, как Одиссей на Итаку, и пока мир устроен так, а не иначе, желанная нирвана трагически недостижима – вот, собственно, и всё, что хочет сообщить нам автор на 412 страницах своего нового романа.

В принципе Виктор Пелевин всегда был склонен к мягким и социально приемлемым формам антифеминизма, однако в «Тайных видах на гору Фудзи» он определённо берёт в этом смысле новую высоту. Эмансипация женщины, симметричное ослабление мужчины и размывание традиционных гендерных ролей в его глазах становится событием откровенно зловещим, ставящим под удар малейшую возможность спасения. Автор с особой страстью высмеивает движение #MeToo – американское движение за достоинство и неприкосновенность женщины. Хештег «MeToo» становится в пелевинском мире могущественной мантрой, способной распахнуть перед женщиной дверь в иное измерение и наделить её колоссальной властью.

В романе «Тайные виды на гору Фудзи» Пелевин работает с темой, которая, занимает его больше всего: счастье и поиск смысла жизни. Герои Пелевина, какими бы они ни были комическими дублёрами нас самих, как и мы, хотят счастья, но не могут до него дотянуться, потому что смотрят не туда. Фёдор и Таня одновременно, с разных сторон, ползут на одну и ту же Фудзияму, но любое настоя-щее откровение оборачивается болью. Выводы, которые сделали герои книги, конечно же, неверные, и сам автор намекает на совсем другие, что делает чтение и перечитывание романа занятием крайне увлекательным.

 

Это одно из сильнейших произведений, которое я читал у Пелевина… В книге есть то, чем хорош Пелевин: фирменная постирония, сатира, плавно переходящая в сюр, серьёзные размышления на тему смысла бренного существования, несколько уровней финальных выводов, среди которых есть очевидный, не очень очевидный и настоящий, до которого еще нужно потрудиться дойти (доползти?).

Марк Марченко

Если бы, говоря о новом романе Виктора Пелевина, нужно было ограничиться всего двумя определениями, точнее других, пожалуй, подошли бы «самый буддистский» и «самый прямолинейный» – если не за всю карьеру писателя, то, во всяком случае, за долгое время.

Галина Юзефович

 Его проза – это самые обычные комиксы. Но эти циничные и сатирические комиксы рождают в голове целые цепочки ярких образов. Концептуально они очень сильны, и символизм той же горы Фудзи Пелевин обыгрывает на нескольких уровнях. Смыслы здесь резонируют и приглашают ознакомиться с более аутентичными источниками. А раз это так, книги Пелевина можно отчасти признать научно-популярными.

Сергей Сиротин

   

    … Мне с этой книгой было хорошо, как хорошо бывает влезть в старые, давно забытые брюки с хранящейся в заднем кармане любовной запиской от состарившейся возлюбленной.

Дмитрий Быков

    Текст романа см.: https://enjoybooks.pw/tajnye-vidy-na-goru-fudzi/

 

 

Литература:

 

1. Архангельский, А. Коан года / Александр Архангельский // Огонёк. – 2018. – № 37. – С. 36.

 

2. Бергер, Л. «Тайные виды на гору Фудзи» – самый грустный и безжалостный роман Пелевина [Электронный ресурс] / Лиза Бергер. – Режим доступа: https://esquire.ru/letters/64832-taynye-vidy-na-goru-fudzi-recenziya/#part1 (дата обращения: 7.05.2019).

 

3. Бударагин, М. Расскажи, улиточка, где была / Михаил Бударагин // Культура. – 2018. – 28 сент.– 4 окт. (№ 33). – С. 7.

 

4. Быков, Д. Состарившийся, но милый Пелевин / Дмитрий Быков // Собеседник. – 2018. – 14-20 нояб. (№ 44). – С. 16.

 

5. Визель, М. Ползущие вместе / Михаил Визель // Рос. газ. – 2018. – 27 сент. – С. 9.

 

       6. Марченко, М. «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина [Электронный ресурс] / Марк Марченко. – Режим доступа: https://medium.com/vamchtetsam/ (дата обращения: 7.05.2019).

 

7. Наринская, А. Пелевин и безразличие [Электронный ресурс] / Анна Наринская // Новая газ. – 2018. – 26 сент. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/
2018/09/26/77950-pelevin-i-bezrazlichie (дата обращения: 7.05.2019).

 

8. Сиротин, С. Богатые тоже плачут. Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи [Электронный ресурс] / Сергей Сиротин. – Режим доступа: http://noblit.ru/node/3608 (дата обращения: 7.05.2019).

 

9. Юзефович, Г. «Тайные виды на гору Фудзи»: откровенная духовная проповедь [Электронный ресурс] / Галина Юзефович. – Режим доступа: https://meduza.io/
feature/2018/09/20/taynye-vidy-na-goru-fudzi-otkrovennaya-duhovnaya-propoved (дата обра-щения: 7.05.2019).


5. *Сальников, А. Петровы в гриппе и вокруг него: роман: [18+] / Алексей Сальников. – Москва: АСТ, Ред. Елены Шубиной, 2017. – 416 с.

Алексей Сальников (р. 1978) – новое имя на литературной карте России. Он живёт в Екатеринбурге и долгое время был известен немногим лишь как автор стихов.

В 2016 году журнал «Волга» (№ 5/6) опубликовал его роман «Петровы в гриппе и вокруг него», з атем роман стал бесплатно доступен в сервисе Bookmate и оказался там настолько популярным, что его выпусти-ло издательство АСТ. Произведение, не выходившее отдельным изданием, тем не менее заметили и роман в 2017 году даже оказался в коротких списках большинства главных отечественных литературных премий. Ещё чуть-чуть  – и Алексей Сальников мог бы остаться с премией «НОС» (его на один голос опередил знаменитый Владимир Сорокин с романом «Манарага»), но получил тоже значимый «Приз критиков». В 2018 году к автору пришёл успех – роман получил премию «Национальный бестселлер». Судя по голосованию жюри, книга выиграла с большим отрывом.

От романа Алексея Сальникова сообщество лите-ратурных критиков пришло в необыкновенное возбужде-ние. «Петровы в гриппе и вокруг него» стали самой обсуждаемой книгой года. О романе говорят в социаль-ных сетях, им интересуются далёкие от литературы жур-налы и радиостанции. Одни его превозносят, другие относятся к нему с большой долей скептицизма.

«Петровы в гриппе…» – это этакая бытовая баллада о семье Петровых, жителях Екатеринбурга, которые заболева-ют гриппом. Петров-старший, 28-летний автослесарь, днём и ночью трудится в гараже, ремонтируя автомобили. Человек это самый обычный, что-то читает, что-то смотрит, рисует на досуге комиксы про детей, которых похищают инопланетяне, а большую часть свободного времени выпивает, чаще с друзьями, но иногда и со случайными людьми, с которыми его сводит работа. Его жена работает в библиотеке. Петров с ней в разводе, но иногда они могут вполне жить вместе. Их сын – троечник в начальной школе, не прочитавший ни одной книги, зато любящий поиграть в компьютерные игры и посмотреть телевизор. Конец декабря, до Нового года пара дней, Петров, уже заболевший гриппом, едет в троллейбусе, встречает давнего знакомого – и пускается с ним во все тяжкие.

Алексей Сальников создаёт для Петровых подробнейший мир, описывая пешие и транспортные маршруты Екатеринбурга, типичные диалоги с продавца-ми, аптекарями, кондукторами, врачами скорой помощи. Автор может описывать простейшие действия, которые выполняют его герои очень долго, на многих страницах. Описывается всё это без особых художественных приёмов, это обычная приземлённая проза, в которой важнее всего строгое соо-тветствие реальности. «Степень прорисованности этого мира не может не восхищать, даже ранний Гришковец позавидовал бы плотности узнаваемых деталей на страницу текста», – отметила критик Елена Макеенко. Только Сальников к тому же остроумен и безжалостен.

Книга написана от третьего лица, речь держит автор, но по смыслу это, конечно же, бесконечный монолог то одного, то другого героя, который в гриппозном тумане вспоминает, рефлексирует, изумляется, не может долго держать одну и ту же мысль, возвращается к только что забытой идее, снова теряется, и так до бесконечности. Мы действительно так говорим, более того, мы так ещё и думаем. Это не хорошо и не плохо, это так и есть.

По ходу чтения отношение к роману меняется несколько раз: в текст, начинающийся как вязкое и слегка абсурдное приключение пьяного простужен-ного автослесаря, один за другим прокрадываются элементы триллера и детек-тивная интрига, а в конце всё это незаметно превращается в некую даже притчу с отсылками к античной мифологии и не только. Кроме всего прочего «Петровы в гриппе и вокруг него» – ещё и пусть очень странная, но новогодняя история. С чередой детских ёлок, Дедом Морозом, Снегурочкой и своеобразной празднич-ной атмосферой.

Как ни странно, «Петровы в гриппе…» – это роман с серьёзным «месседжем». Предновогодняя екатеринбургская реальность хотя и слегка отупляет, одновременно подводит читателя к серьёзному разговору о счастье. Налицо почти мистика. Загадочный Игорь, с которым в начале выпивает Петров, неожиданно выступает апологетом человеческой жизни и учит находить в ней счастье, несмотря ни на что. Он действует не как человек, а как дух, да и сам называет себя духом Свердловска. Вроде обычный алкоголик, но под пером Сальникова он превращается в реальную метафизическую силу, наделённую огромным даром убеждения. Поэтому «Петровы в гриппе…», несмотря на сумасшествие, несмотря на лёгкую обмороженность окружающей действительности, оказываются чрезвычайно оптимистичными. Это ни в коем случае не чернуха. Наоборот, Сальников, словно опытный навигатор, ведёт читателя между скалами иллюзий и разочарования к свету счастья просто от сознания того, что тебе дана жизнь. Но понятно и другое: нужно иметь мужество распознать в своей жизни счастье. В общем, «Петровы в гриппе…» – это такое полуалкогольное путешествие по современному Екатеринбургу. Путешествие в целом безрадостное и будничное, но под конец готовящее читателю озарение.

 

Петровы в гриппе и вокруг него» – стереокартинка, которая состоит из тысячи мелочей и выступающих за ней очертаний чего-то совсем иного. И одна из прелестей этого текста в том, что даже заспойлерить его практически невозможно, – чёрт его знает, что там творится на самом деле...

Елена Макеенко

 

Поразительный, единственный в своем роде язык, заземлённый и осязаемый материальный мир, удивительным образом не исключающий летучей фантазии, и по-настоящему волшебная мер-цающая неоднозначность (то ли всё происходящее в романе – грипп-позные галлюцинации трёх Петровых, то ли и правда обнажилась на мгновение колдовская изнанка мира) – как ни посмотри, выдающийся текст и настоящий читательский праздник...

Галина Юзефович

 

«…Хоть не детектив, но есть забойная интрига, даже и не одна, поэтому лучше «дочитаться» до очередного крутого сюжетного разворота самостоятельно. И – внимательно относитесь к случайн-ым деталям, они не случайны. Кстати, Сальников на самом деле поэт, что тоже важно для понимания.

Ольга Славникова написала отличный роман, отказавшись от идеи рассказать историю «из жизни инвалидов» и превратив повествование в метафизическое осмысление «вечных вопросов», так что о «Прыжке в длину» мы ещё обязательно услышим.

Владислав Толстов

На фоне сюжетной аскезы, которую часто демонстрируют современные российские авторы, роман Ольги Славниковой выглядит очень выигрышно: он отлично сделан. В нём есть красивая сюжетная выверенность и завершённость.

Наталья Кочеткова

Словом, отличный роман – куда более цельный, чем хаотичная и избыточная «Теллурия», куда более ясный и простой, чем мутноватая и переусложнённая «Метель», да и вообще, пожалуй, самая удачная книга писателя со времён «Голубого сала», на него же в наибольшей степени и похожая.

Галина Юзефович

Эта книга перерабатывает неновое вообще-то соображение, что культура теперь – всего лишь один из «товаров народного потребления». Что из сакрального и доступного не всем дара она превратилась в ещё один коммерческий продукт, который требуется скормить наибольшему количеству платёжеспособных клиентов. С этой «пищевой» метафорой Сорокин поступает буквально. Даже нет. Он с ней поступает вдвойне буквально – и в этом главная красота его фокуса, превращающего захва-танную интеллектуалами тему в яркую, врезающуюся в память картину.

Анна Наринская

Лёгкий, короткий, приятно читающийся текст, в котором автор, кажется, искренне наслаждается, когда описывает мир будущего ново-средневекового послевоенного консюмеризма. Просто новый Бегбедер какой-то. Впрочем, что хорошо в высоком постмодернизме: если вам не понра-вилось, то, возможно, именно в этом и был замысел писателя.

Константин Мильчин

 

 

Текст романа см.: https://www.litres.ru/vladimir-sorokin/manaraga/chitat-onlayn/

 

Литература:

1. Косичкин, Ф. Поэма без героев: вышел новый роман Владимира Сорокина «Манарага» / Фёдор Косичкин // Рос. газ. – 2017. – 24 марта. – С. 13.

 

       2. Вуячич, Ф.Литературная шутка, растянутая на 247 страниц [Электронный ресурс] / Филипп Вуячич. – Режим доступа: https://www.buro247.ru/culture/books/24-mar-2017-vladimir-sorokin-manaraga.html (дата обращения: 23.01.19).

 

3. Данилкин, Л. О чём на самом деле «Манарага» Владимира Сорокин: объясняет Лев Данилкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/brain/4792-o-chem-na-samom-dele-manaraga-vladimira-sorokina-obyasnyaet-lev-danilkin/ (дата обращения: 23.01.2019).

 

4. Мильчин, К. Новая бегбедеровщина: роман Владимира Сорокина «Манарага» [Электронный ресурс] / Константин Мильчин. – Режим доступа: https://tass.ru/opinions/
4084621 (дата обращения: 23.01.2019).

 

5. Наринская, А. Книга о вкусной и духовной пище [Электронный ресурс] / Анна Наринская. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/06/71708-kniga-o-vkusnoy-i-duhovnoy-pische (дата обращения: 23.01.19).

 

6. Спорная книга: Владимир Сорокин, «Манарага» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/intervyu/spornaya-kniga-vladimir-sorokin-manaraga.
html (дата обращения: 23.01.19).

 

7. Юзефович, Г. «Манарага» Владимира Сорокина: как правильно жечь книги – Галина Юзефович – о новом романе русского классика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/03/04/manaraga-vladimira-sorokina (дата обращения: 23.01.2019).

 


9. *Степанова, М. Памяти памяти. Романс: [18+]  / Мария Степанова. – Москва: Новое издательство, 2017. – 408 с.

Мария Степанова (р. 1972) – поэт, эссеист, главный редактор интернет‑издания «Colta.ru». Лауреат ряда литературных премий, в том числе премии Андрея Белого, премии Хуберта Бурды (Германия), стипендии Фонда памяти Иосифа Брод-ского, Большой премии «Московский счёт».

Замечательный поэт и блестящий эссеист Мария Степанова в 2017 году выпустила проза-ическую книгу «Памяти памяти», которая полу-чила широкую прессу и


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.