Картотека и сценарии проблемных ситуаций — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Картотека и сценарии проблемных ситуаций

2020-01-13 2020
Картотека и сценарии проблемных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Картотека и сценарии проблемных ситуаций

по образовательным областям

 

 


 

 

Картотека проблемных ситуаций

 

Образовательная область - Физическое развитие

Учебная ситуация: физкультурное занятие - путешествие с преодолением препятствий

Неизвестное Противоречие Потребность (мотив) Тип проблемной ситуации
Как перейти через болото, не намочив ноги? Если пойдем по болоту, ноги увязнут и намокнут Победа в соревновании Дидактический

Проблемная ситуация

Материал: 3 доски 40x25 см, 3 круглые палки диаметром 5см, длина 40см, 3 тонкие пластмассовые полоски 40x25см

Проблемная ситуация возникает в подвижной игре с правилами «Не намочи ног»

Цель создания проблемной ситуации: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из затруднительной ситуации

Ход

На физкультурном занятии дети попадают в затруднительную ситуацию: необходимо перейти болото не намочив ноги. Задание детям содержит элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото. Дети находятся с одной стороны группы. На полу отделяется чертой болото шириной примерно 6 метров. При этом детям предлагается подумать, как перебраться если у нас есть: деревянные дощечки, круглые палки, пластмассовые дощечки.

Дети высказывают предположения: принимается решение, что если по очереди переставлять 2 предмета, переступая на них, можно перейти на другой берег.

Тогда детям предлагается выбрать предметы, которые помогут перебраться на другой берег.

Дети высказывают предположения: принимается решение, что самый прочный и удобный способ - использовать деревянные дощечки.

- Почему у нас 3 дощечки, а не две?

Рассуждая подводим детей к необходимости взять с собой третью дощечку, как запасную.

Если дети не приходят к выводу о необходимости взять запасную, то педагог может сделать следующее:

- Я, как самая взрослая из вас, пойду первая (в процессе перехода с одного берега на доугой у воспитателя случайно «уплывает» одна дощечка)

Дети делают вывод: запасную дощечку нужно взять обязательно. Упражнение выполняется парами. По дощечкам двое детей наперегонки должны перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну доску на пол, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается как правило лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.

Результат: дети благополучно перебираются на другой берег болота и продолжают путешествие.


Образовательная область - Познавательное развитие

Образовательная область - Познавательное развитие

4. Учебная ситуация: занятие - ознакомление с окружающим

 

Неизвестное Противоречие Потребность (мотив) Тип проблемной ситуации
Свойство: железа, пластмассы, дерева, бумаги - тонет или не тонет Хрюша хочет переплыть речку, чтобы попасть в гости к Степашке, но не умеет плавать. Выяснить какой из материалов, можно использовать для постройки плота Дидактический

В гости к детям приходит Хрюша и рассказывает о своей беде. Степашка пригласил Хрюшу к себе в гости на дачу. Но мост через речку, которая разделяет Хрюшу и Степашку, временно закрыли на ремонт.

- Как Хрюше попасть к Степашке?

- Из какого материала можно сделать плот?

- С помощью чего можно скрепить деревянные палочки?

Дети опытным путем определяют свойства предложенных материалов. Делают вывод о их потопляемости. Предлагают Хрюше помочь сделать плот из деревянных палочек, которые нужно скрепить между собой проволокой или веревкой. В емкости с водой проверяем прочность плота.

- Ребята, как вы думаете, опасность может подстерегать Хрюшу на воде, если он отправится на плоту один?

Дети высказывают свои мнения и предлагают Хрюше отправиться к Степашке с тетей Таней (ведущей Спокойной ночи малыши! Результат: коллективно дети изготавливают плот, закрепляют осторожное поведение на воде, Хрюша  благодарит детей за помощь.

 


Образовательная область - Познавательное развитие

5. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений

 

Неизвестное Противоречие Потребность (мотив) Тип проблемной ситуации
Свойство: способ размещения палочек. Принц хочет перебраться через ров, но не может этого сделать без дополнительного материала Выяснить как положить «дощечки», чтобы перебраться через ров Дидактический

Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия в практической деятельности.

К детям приходит Принц и рассказывает, что злой Кощей похитил прекрасную Принцессу и запер её в башне на острове. Кощея Принц победил, но никак не может добраться до башни и освободить

Принцессу. Башня стоит на острове, вокруг острова широкий и глубокий ров, мостика

через ров нет, а есть только две дощечки.Дощечки очень короткие и Принц не может построить из них мост.

Возникает противоречие перед необходимостью перебраться через ров и невозможностью перебраться без вспомогательного материала. В практической деятельности дети должны найти решение:

Одну из палочек надо положить «на уголок», а вторую одним концом положить на 1 палочку, а другим - на остров.


Образовательная область - Познавательное развитие

6. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений.

 

Неизвестное Противоречие Потребность (мотив) Тип проблемной ситуации
Свойство: способ измерения количества воды в сосудах (мерка) У детей разное мнение на количество воды, как выяснить, кто прав Выяснить, в каком сосуде воды больше Дидактический

Педагог излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, а дети выбирают верную точку зрения.

Воспитатель показывает детям несколько прозрачных сосудов с водой различной емкости и формы и предлагает определить, в каком сосуде воды больше.

Дети высказывают свои точки зрения. Мнения расходятся. Возникает противоречие перед необходимостью найти сосуд с наибольшим количеством воды и невозможностью сделать это на глазок, без использования дополнительного материала.

- В.) Вот Дима думает, что воды больше в высоком сосуде, а Паша думает, что в широком, а Анечка сказала что воды везде одинаково.

Кто же из них прав? Как же нам проверить?

После обсуждения дети должны

прийти к выводу, что необходимо

измерить количество воды с помощью мерки (чашки или стакана). Можно также вылить воду в два совершенно одинаковых сосуда и сравнить объем в них визуально.


 

 

Образовательная область - Познавательное развитие

7. Учебная ситуация: занятие по ознакомлению с окружающим.

 

Неизвестное Противоречие Потребность (мотив) Тип проблемной ситуации
Огонь – это друг или враг? Дети знают, что огонь может быть и другом и врагом, как его назвать. Выяснить, что нужно делать, чтобы огонь стал другом Дидактический

Детям предлагается рассмотреть одно и то же явление с различных позиций.

К детям в гости мальчики Славик, Саша и лесные звери. Они просят детей рассудить их. Славик и Саша рассказывают историю о том, как они пошли в лес, попали под дождь и промокли. Им встретился добрый лесник. Он высушил, обогрел и накормил ребят в своей избушке.

Лесные звери рассказывают историю о том, как от непотушенного костра разгорелся большой пожар и принес много бед лесным обитателям.

Славик и Саша говорят, что огонь - друг.

Лесные жители говорят - враг.

Кто же прав? Объясните: почему вы так решили?

Возникает противоречие между одними и теми же по характеру знаниями о пользе и вреде огня и необходимостью сделать выбор в пользу одного из них. В результате беседы, дискуссии, дети приходят к выводу, что если соблюдать правила безопасности, то огонь - друг. Можно сформулировать эти правила и изобразить их в виде схем.

 


Образовательная область - Познавательное развитие

 

Образовательная область - Познавательное развитие

Образовательная область - Познавательное развитие

Образовательная область - Познавательное развитие

                                Тема: «Почему бабочки в тундре темного цвета?»

                                                           Старшая группа

Место в учебном плане:

Образовательная деятельность

«Ознакомление старших дошкольников с растительным и животным миром тундры».

Цель:

1.Знакомство детей с особенностями природных условий тундры.

2. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

3.Развитие способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

4.Воспитание умения слушать сверстников, принимать их мнение; умение поддерживать беседу.

Описание:

Дети в процессе беседы (с использованием ТСО) выясняют, что в тундре есть растения, животные, которые ими питаются, много болот, насекомых, в том числе и бабочек. Но бабочки в тундре темного цвета.

Проблемный вопрос:

- Почему в тундре бабочки темного цвета?

На основе высказываний детей педагог подводит их к проведению опыта:

Методы:

- метод постановки проблемы - сообщение проблемы педагогом от проблемной ситуации;

- метод поиска решения - выдвижение, проверка гипотез детьми;

Методы решения проблемы:

1.Метод монологического изложения Форма: изложение, рассказ с постановкой проблемы без выдачи готового ответа.

2.Метод исследовательских заданий.

Форма - проведение опыта Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип постановки проблемы: между житейскими представлениями детей и научным фактом.

Приемы создания проблемной ситуации:

1 шаг: обнажить житейские представления детей;

2 шаг: предъявить научный факт сообщением, наглядностью, опытом.

Материал и оборудование:

Коллекция бабочек нашей местности и тундры, настольная лампа, z предмета - темный и светлый.

Решение проблемной ситуации:

Опыт:

Под настольную лампу одновременно положить 2 предмета - темный \ светлый, подержать их там некоторое время и дать потрогать детям. Е процессе опыта выясняется, что сильнее нагрелся темный предмет. Зная, что  солнечных дней в тундре немного, бабочка с помощью темной окраски берет все возможное тепло.

Деятельность детей:

- участвуют в беседы;

- выдвигают гипотезы;

- анализируют;

- обсуждают;

- участвуют в опыте;

- делают выводы.

Деятельность педагога:

- направляет детские рассуждения;

- предлагает (если это необходимо).


 

 

Образовательная область - Социально-коммуникативное развитие

Матрёшка приглашает на новоселье. Все пошли, но кукла Оля упала и порвала платье. Что делать? Рядом нет ни ниток, ни иголок.

Подготовительная группа

Тема: «Молоко» подготовительная группа Ситуация: Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? Цель: Развивать воображение, логическое мышление. Область применения: НОД, познавательные вечера  

Тема: «Земля» подготовительная группа

Ситуация:

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Цель: Развивать умения, как поступить в непредвиденной ситуации

Область применения:

НОД, сюжетно-ролевая игра, совместная деятельность

Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой.Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях, развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД, совместная деятельность, прогулки

Тема: «Объём» подготовительная группа

Ситуация:

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Цель: Развивать у детей логическое мышление.

Область применения:

Исследовательская деятельность

Тема: «Климатические зоны» подготовительная группа Ситуация: Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? Цель: Развивать умения детей анализировать Область применения: НОД, Самостоятельная деятельность.

Тема: «Муравьи- санитары леса» подготовительная группа

Ситуация:

В детский сад прилетела сорока с письмом от царя леса Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

Цель: Уточнить представления детей о пользе муравьёв

Область применения:

 НОД, экскурсии

 

Тема: «Условия роста растений» подготовительная группа Ситуация: Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы Область применения:  Исследовательская деятельность

Тема: «История вещей» подготовительная группа

 Ситуация:
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Цель: Формирование у детей мыслительных процессов

Область применения:

Совместная деятельность.

 

Тема: «Свойства дерева» подготовительная группа

Ситуация:

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Цель: Формировать свою точку зрения в процессе решения проблемы.

Область применения: исследовательская деятельность

Тема: «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ситуация: Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет Цель: Упорядочить знания детей о свойствах воздуха.  Область применения: Исследовательская деятельность
     

Проблемные вопросы к занятиям.

Введение в грамоту.

 

-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?

-Из чего состоит слово,если мы его произносим?

-Из чего состоит слово,если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

-Что образует слог?

-Что определяет границы предложения на письме?

-Что определяет границы предложения в речи?

Изобразительное искусство.

Рисование.

-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?

-Что произойдет,если смешать краски между собой?

-Почему цвета называют теплыми и холодными?

-Как при помощи цвета передать настроение?

-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?

-Может ли портрет рассказать о самом человеке?

-Какую картину называют натюрмортом?

Лепка

-Что получится,если к шарику прикрепить столбик?

-Что будет,если согнуть глиняную палочку?

-Что нужно сделать,чтобы слепить снеговика?

-Что произойдет,если части предмета соединить непрочно?

-Зачем нужно стека?

-Что нужно сделать,чтобы придать образу выразительности?

Аппликация

-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?

-Почему говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

-Что нужно сделать, чтобы за один раз вырезать несколько деталей?

-Можно ли заменить бумагу другим материалом?

-Как узнать, какой материал лучше использовать для работы?

-Что нужно сделать,чтобы вырезать симметричную фигуру?

-Если использовать природный материал, то приемы работы будут такие же как и с бумагой?

Конструирование.

 

-Как узнать,сколько деталей потребуется для постройки?

-Почему шар может катиться, а кубик нет?

-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?

-Почему одни постройки получаются прочными, а другие нет?

-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?

-Что нужно сделать, чтобы из листа бумаги сложить снеговика?

-Какой схеме соответствует постройка?

Логика.

-Почему птицы летают,а люди нет?

-Почему днем светло,а ночью темно?

-Можно ли пронести воду в решете?

-Что общего между цифрой четыре и слоном?

-Что нужно сделать, чтобы получить последующее число?

-Зачем кошке мягкие лапки?

Развитие музыкальности.

-Что нужно сделать детям,чтобы праздник прошел весело?

-Для чего придумали ноты?

-Зачем людям нужны песни?

-Можно ли весело петь песню, если у нее грустный характер?

-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?

-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса, а для солдатиков маршевую музыку?

-Можно ли с помощью музыки передать настроение?

Физическая культура.

-Зачем нужны правила в подвижных играх?

-Что будет, если не заниматься физкультурой?

-Что надо сделать, чтобы прыжок получился длинным?

-Какие виды спорта вы знаете?

-Что надо сделать, если не получается упражнение?

-При каких условиях команда сможет победить?

-Почему говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»?

Картотека и сценарии проблемных ситуаций

по образовательным областям

 

 


 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.