Что дают учащимся занятия в Литературном музее? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Что дают учащимся занятия в Литературном музее?

2019-12-27 160
Что дают учащимся занятия в Литературном музее? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валентина Дмитриевна Чусова

 

Валентина Дмитриевна Чусова - педагог высшей квалификационной категории с 50-летним стажем, создатель «Батюшковского общества» и первый председатель его, главный инициатор установки бюста поэту Константину Николаевичу Батюшкову в городе Череповце.

Родилась Валентина Дмитриевна 22 июня 1935 года в посёлке Новая-Байгора Хворостянского района Воронежской области в семье потомственных (раскулаченных) крестьян. Отец - Бурков Дмитрий Андреевич, мать - Евгения Михайловна - умерла, когда дочери было пять лет. Детство Валентины Дмитриевны прошло с мачехой, которая была очень строга к детям.

По окончании историко-филологического факультета Воронежского университета Валентина Дмитриевна работала директором школы, инспектором школ Тевризского РОНО Омской области. Параллельно с учительской, она занималась общественной деятельностью: участвовала в работе передвижной картинной галереи в Тевризе в качестве общественного экскурсовода, организовывала диспуты и печаталась в местных газетах, поднимая темы искусства, культуры и воспитания молодёжи. Одна из её статей так и называлась: «Ещё раз о привитии художественного вкуса».

Преподавательская и культурно-общественная деятельность В. Д.Чусовой продолжилась в Череповце, куда она приехала в 1960 году. Здесь она занималась одновременно учительской и административной деятельностью, проработав более 20 лет заместителем директора школ № 20, 22, 25,12 и директором школы №2. Вот как пишет Н.Разживина в статье «Цветы, посаженные тобой» о преподавателе Валентине Дмитриевне Чусовой: «Обучая, воспитывай - девиз её. Она не только преподаёт русский язык и литературу, преподаёт интересно, умело. Она учит детей культуре в широком значении этого слова: культуре мысли, чувства, общения…. Чёткая лаконичная формулировка заданий, умение поставить вопрос таким образом, чтобы он стимулировал мысль, приводит к тому, что каждый работает самостоятельно и с видимым интересом… Учительница успешно прививает детям вкус к самому процессу труда, к мыслительной деятельности… Валентина Дмитриевна стремится посеять и вырастить в душах своих учеников любовь к прекрасному - к труду, умной мысли, доброму делу, светлому чувству». Ярким подтверждением служит признание девятиклассницы (школа№25), ныне Заслуженной учительницы Ирины Беловой в статье «День, когда наступила зима»: «Валентина Дмитриевна Чусова своей любовью к природе, к литературе заставила и нас поверить в могучую силу прекрасного, по-настоящему полюбить книгу…Когда в жизни случались разочарования, меня всегда выручала литература. В трудные минуты Пушкин, Лермонтов становились самыми дорогими и близкими людьми. Любимая книга - неотъемлемая часть моей жизни, - говорит она нам…Всё самое хорошее старается она вложить в своих учеников. В каждом из нас видит человека, помогает осознать в себе дурное и хорошее…А самое большое счастье - когда ученики вырастают хорошими людьми».

В 20-ой школе Валентина Дмитриевна организовала журналистский кружок, выпускавший газету «Юности зерцало», на основе которого, по признанию журналистки Р.М. Мининой, возникла школа юных корреспондентов при газете «Коммунист». Её ученицы Диевы Валя и Тамара стали профессиональными журналистами.

В 1971 году за успехи в обучении и воспитании учащихся Валентине Дмитриевне было присвоено звание «Отличник народного просвещения». В эти годы она активно занималась общественной работой: состояла в «Обществе по распространению знаний», «Книголюбов», «Охрана памятников истории и культуры».

В 1989 году В.Д. Чусова была избрана депутатом Череповецкого городского Совета народных депутатов, работала в городской комиссии по народному образованию. В 1999 г. от Академии Российской словесности Валентине Дмитриевне вручена медаль «Ревнителю просвещения». В честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина она награждена Золотой Пушкинской медалью.

С 1994 года Валентина Дмитриевна работала во Дворце детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой в научном обществе учащихся, возглавляя секции «Литературоведение» и «Литературное краеведение». Этими секциями по праву гордилось научное общество: выпускники Валентины Дмитриевны всегда занимали призовые лауреатские места в городских, региональных и общероссийских конкурсах и конференциях. Кроме того, членов и выпускников секции постоянно приглашали в качестве ведущих и чтецов на общегородские культурные мероприятия. Десяткам своих учеников секции литературоведения НОУ В.Д. Чусова привила трепетное и восхищённое отношение к литературе, в особенности к поэзии. Неслучайно у многих её учеников «руки тянутся к перу, перо к бумаге». Один из них Коля Васильев. В череповецком журнале «Окраина» №2 за 2002 год напечатаны  его стихи.  На странице 7-ой в отклике редакционной коллегии читаем: «… для тринадцати лет Николай Васильев обладает великолепной поэтической техникой. Заслуга в этом В.Д.Чусовой, в кружке которой он занимается. Думается, этот кружок о себе ещё заявит. А это говорит о перспективности его работы». Н.Васильев, лауреат Международного конкурса, посвящённого памяти А.С.Пушкина (г.Псков),  в школьном возрасте печатался  в журнале «Кто здесь?» (Новосибирск),  закончил Литературный институт, живёт и работает в Москве. Т.Ржанникова и П.Широглазов признаны не только в Череповце, Вологде, а и в Москве. Некоторые её выпускники в дальнейшем связали жизнь с научной деятельностью. Одно можно сказать с полной уверенностью: все они, занимаясь у Валентины Дмитриевны, получили ничем не заменимый опыт литературоведческой работы, а главное, обогащаясь духовно.

Особое место в общественной деятельности В.Д.Чусовой занимает созданный ею Литературный музей ДДЮТ, который по праву можно считать живым музеем. Постоянно в стенах его проходили поэтические вечера, презентации, встречи с известными поэтами, писателями, музыкантами, художниками Череповца и Вологодской области.

ИНТЕРВЬЮ

В беседе с Валентиной Дмитриевной мы задали несколько вопросов о работе её детища.

В школе дети занимаются в рамках программы. В секциях они могут взять определённую тему, которая им по душе, и раскрыть её более широко и глубоко. Достаточно ли бывает в Вашем музее источников для их работы?

 В работе над темами учащиеся используют фонды библиотек г. Череповца, областной универсальной научной библиотеки  им. И.В. Бабушкина, областной архив, музеи К.Н. Батюшкова, В.Т. Шаламова, С.Орлова  Они принимали участие в Пушкинском форуме, в днях памяти К.Н. Батюшкова, В.Т. Шаламова.  Очень важными и интересными источниками получения знаний стало сотрудничество с музеями Игоря Северянина, Константина Батюшкова, Сергея Орлова.  Мощным источником воспитания трепетного отношения к родной земле является литературное краеведение. Знакомство с жизнью и творчеством поэтов Череповца и позволило в 1998 году начать создание Литературного музея череповецкой поэзии.

Валентина Дмитриевна Чусова

 

Валентина Дмитриевна Чусова - педагог высшей квалификационной категории с 50-летним стажем, создатель «Батюшковского общества» и первый председатель его, главный инициатор установки бюста поэту Константину Николаевичу Батюшкову в городе Череповце.

Родилась Валентина Дмитриевна 22 июня 1935 года в посёлке Новая-Байгора Хворостянского района Воронежской области в семье потомственных (раскулаченных) крестьян. Отец - Бурков Дмитрий Андреевич, мать - Евгения Михайловна - умерла, когда дочери было пять лет. Детство Валентины Дмитриевны прошло с мачехой, которая была очень строга к детям.

По окончании историко-филологического факультета Воронежского университета Валентина Дмитриевна работала директором школы, инспектором школ Тевризского РОНО Омской области. Параллельно с учительской, она занималась общественной деятельностью: участвовала в работе передвижной картинной галереи в Тевризе в качестве общественного экскурсовода, организовывала диспуты и печаталась в местных газетах, поднимая темы искусства, культуры и воспитания молодёжи. Одна из её статей так и называлась: «Ещё раз о привитии художественного вкуса».

Преподавательская и культурно-общественная деятельность В. Д.Чусовой продолжилась в Череповце, куда она приехала в 1960 году. Здесь она занималась одновременно учительской и административной деятельностью, проработав более 20 лет заместителем директора школ № 20, 22, 25,12 и директором школы №2. Вот как пишет Н.Разживина в статье «Цветы, посаженные тобой» о преподавателе Валентине Дмитриевне Чусовой: «Обучая, воспитывай - девиз её. Она не только преподаёт русский язык и литературу, преподаёт интересно, умело. Она учит детей культуре в широком значении этого слова: культуре мысли, чувства, общения…. Чёткая лаконичная формулировка заданий, умение поставить вопрос таким образом, чтобы он стимулировал мысль, приводит к тому, что каждый работает самостоятельно и с видимым интересом… Учительница успешно прививает детям вкус к самому процессу труда, к мыслительной деятельности… Валентина Дмитриевна стремится посеять и вырастить в душах своих учеников любовь к прекрасному - к труду, умной мысли, доброму делу, светлому чувству». Ярким подтверждением служит признание девятиклассницы (школа№25), ныне Заслуженной учительницы Ирины Беловой в статье «День, когда наступила зима»: «Валентина Дмитриевна Чусова своей любовью к природе, к литературе заставила и нас поверить в могучую силу прекрасного, по-настоящему полюбить книгу…Когда в жизни случались разочарования, меня всегда выручала литература. В трудные минуты Пушкин, Лермонтов становились самыми дорогими и близкими людьми. Любимая книга - неотъемлемая часть моей жизни, - говорит она нам…Всё самое хорошее старается она вложить в своих учеников. В каждом из нас видит человека, помогает осознать в себе дурное и хорошее…А самое большое счастье - когда ученики вырастают хорошими людьми».

В 20-ой школе Валентина Дмитриевна организовала журналистский кружок, выпускавший газету «Юности зерцало», на основе которого, по признанию журналистки Р.М. Мининой, возникла школа юных корреспондентов при газете «Коммунист». Её ученицы Диевы Валя и Тамара стали профессиональными журналистами.

В 1971 году за успехи в обучении и воспитании учащихся Валентине Дмитриевне было присвоено звание «Отличник народного просвещения». В эти годы она активно занималась общественной работой: состояла в «Обществе по распространению знаний», «Книголюбов», «Охрана памятников истории и культуры».

В 1989 году В.Д. Чусова была избрана депутатом Череповецкого городского Совета народных депутатов, работала в городской комиссии по народному образованию. В 1999 г. от Академии Российской словесности Валентине Дмитриевне вручена медаль «Ревнителю просвещения». В честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина она награждена Золотой Пушкинской медалью.

С 1994 года Валентина Дмитриевна работала во Дворце детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой в научном обществе учащихся, возглавляя секции «Литературоведение» и «Литературное краеведение». Этими секциями по праву гордилось научное общество: выпускники Валентины Дмитриевны всегда занимали призовые лауреатские места в городских, региональных и общероссийских конкурсах и конференциях. Кроме того, членов и выпускников секции постоянно приглашали в качестве ведущих и чтецов на общегородские культурные мероприятия. Десяткам своих учеников секции литературоведения НОУ В.Д. Чусова привила трепетное и восхищённое отношение к литературе, в особенности к поэзии. Неслучайно у многих её учеников «руки тянутся к перу, перо к бумаге». Один из них Коля Васильев. В череповецком журнале «Окраина» №2 за 2002 год напечатаны  его стихи.  На странице 7-ой в отклике редакционной коллегии читаем: «… для тринадцати лет Николай Васильев обладает великолепной поэтической техникой. Заслуга в этом В.Д.Чусовой, в кружке которой он занимается. Думается, этот кружок о себе ещё заявит. А это говорит о перспективности его работы». Н.Васильев, лауреат Международного конкурса, посвящённого памяти А.С.Пушкина (г.Псков),  в школьном возрасте печатался  в журнале «Кто здесь?» (Новосибирск),  закончил Литературный институт, живёт и работает в Москве. Т.Ржанникова и П.Широглазов признаны не только в Череповце, Вологде, а и в Москве. Некоторые её выпускники в дальнейшем связали жизнь с научной деятельностью. Одно можно сказать с полной уверенностью: все они, занимаясь у Валентины Дмитриевны, получили ничем не заменимый опыт литературоведческой работы, а главное, обогащаясь духовно.

Особое место в общественной деятельности В.Д.Чусовой занимает созданный ею Литературный музей ДДЮТ, который по праву можно считать живым музеем. Постоянно в стенах его проходили поэтические вечера, презентации, встречи с известными поэтами, писателями, музыкантами, художниками Череповца и Вологодской области.

ИНТЕРВЬЮ

В беседе с Валентиной Дмитриевной мы задали несколько вопросов о работе её детища.

Что дают учащимся занятия в Литературном музее?

- Занятия в музее предоставляют широкие возможности для раскрытия и развития творческих способностей школьников. Здесь начинающие авторы выступают со своими работами, выслушивают критические замечания, советы педагога и товарищей, общаются со взрослыми авторами. Занятия литературоведением, краеведением, творчеством (именно по этим направлениям работают секции) позволяют максимально раскрыть способности детей, обогащают жизненный опыт, развивают чувство красоты…

 

Вечер, посвященный А. Башлачеву. Выступает П. Широглазов

 

 

Большое эмоциональное и художественное воздействие на учащихся оказывает вводное занятие - знакомство с жизнью и творчеством поэта или писателя. Постигая нравственную высоту личности таких поэтов, как К.Н. Батюшков, И.Ф. Анненский, В.Т. Шаламов, они познают и перестраивают себя: «Благодаря этому занятию я смогла не только увидеть другими глазами окружающий мир, но и лучше понять себя», - писала ученица Даша Х.

Богатство личности, культура нравственного сознания и чувства, отличающие этих поэтов, позволяют наполнить содержанием такие утраченные ныне категории, как честь, совесть, добро.

 

В школе дети занимаются в рамках программы. В секциях они могут взять определённую тему, которая им по душе, и раскрыть её более широко и глубоко. Достаточно ли бывает в Вашем музее источников для их работы?

 В работе над темами учащиеся используют фонды библиотек г. Череповца, областной универсальной научной библиотеки  им. И.В. Бабушкина, областной архив, музеи К.Н. Батюшкова, В.Т. Шаламова, С.Орлова  Они принимали участие в Пушкинском форуме, в днях памяти К.Н. Батюшкова, В.Т. Шаламова.  Очень важными и интересными источниками получения знаний стало сотрудничество с музеями Игоря Северянина, Константина Батюшкова, Сергея Орлова.  Мощным источником воспитания трепетного отношения к родной земле является литературное краеведение. Знакомство с жизнью и творчеством поэтов Череповца и позволило в 1998 году начать создание Литературного музея череповецкой поэзии.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.