Массово-информационные потоки. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Массово-информационные потоки.

2019-12-27 202
Массово-информационные потоки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Массово-информационные потоки.

Система принципов журналистики

На каждом этапе журналистской деятельности действуют как частные правила (например, для этапа сбора информации), так и общие, характеризующие подход журналиста к явлениям жизни, способ их оценки, профессиональные качества автора. Такие общие правила и есть принципы журналистики – совокупность определенных норм и приемов, сформировавшаяся на основе объективных законов.

1. Принцип правдивости - строгое следование фактам – ведущий принцип журналистики.

2. Принцип объективности реализуется, во-первых, если все журналистские оценки и доводы будут строго аргументированы, то есть основаны на фактах; во-вторых, если в тексте будут представлены все стороны конфликта.

3. Принцип демократизма - свобода участия в деятельности СМИ. Этот принцип дает возможность каждому члену общества выразить публично свое мнение и быть услышанным.

4. Принцип массовости - смысл его в максимальном учете интересов и потребностей различных профессиональных и возрастных групп потенциальных читателей.

Принципы демократизма и массовости, таким образом, базируются на двух идеях: плюрализма и толерантности.

Плюрализм – точка зрения, исходящая из признания множественности позиций, взглядов, идей, представляющих объективно существующие различия между их носителями – разными социальными группами общества.

Толерантность – благожелательная терпимость к взглядам других, признаваемых равноправными. 

5. Принцип патриотизма - значит исходить из национальных интересов, стремиться своим творчеством изменить к лучшему окружающую жизнь. Уместной и даже необходимой в данном контексте будет и критика недостатков, всего того, что мешает обществу.

6. Принцип гуманизма – его смысл заключается в словосочетании «не навреди».

 

Сущностные особенности средств массовой информации различных типов

Четыре подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, Интернет-СМИ, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, программ радио и телевидения, сетевых изданий разного типа, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Трансформация системы средств массовой информации

В постсоветский период

ИСТОРИЯ

Типологическая палитра средств массовой информации Рос­сии изменилась за последнее десятилетие достаточно основатель­но. Это объясняется влиянием двух основных факторов:

1) переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко,

2) новыми техно­логическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

Это сложный про­цесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахо­дилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

От вертикальной и партийной — к горизонтальной и ком­мерческой структуре.

Советская система СМИ была вертикальной и партийной.

Вертикальной: СМИ более низкого географически уровня находились под управлением СМИ боле высокого уровня; То, что разрешалось СМИ более высокого уровня, было запрещено для других. Например, журналисты областной газеты «Советская Сибирь» могли рекомендовать журналистам газеты какого-либо района Новосибирской области поднять или, напротив, не поднимать какую-либо тему, редактор «СС» мог направлять определенные тексты для публикации в районках, сотрудники «СС» регулярно проводили обзоры районной прессы и высказывали замечания, к которым обязаны были прислушаться журналисты малых газет.

Партийной: несмотря на то, что официально, кроме партийной, то есть учрежденной коммунистической партий, прессы, была пресса советская (отраслевая), в состав учредителей которой входили различные общественные организации, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д., все официальные СМИ того периода не могли нарушать принципы партийности и четко контролировались через цензурные комитеты партийными органами различного уровня. Кроме того, в советские годы была организована обязательная подписка на некоторые партийные издания для всех членов коммунистической партии. Главной газетой страны была газета «Правда» - самая авторитетная газета, глас партии, руководства, ее тиражи были самыми большими. Иногда доходило до абсурда: например, тиражи других изданий («Труд» на рубеже 70-80 годов) умышленно урезались, ограничивались так, чтобы не превышать показателей «Правды», поэтому читатели спешили подписываться на любимые газеты с самого начала подписной кампании – а то могли не успеть.

ТРАНСФОРМАЦИЯ 

Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами.

1) Ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры со­ветской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большин­ство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов.

2) Распалась админи­стративно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевиде­ния. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газе­ты.

Вместо этого получила развитие горизонтальная и преимущественно коммерческая  структура, со­ответствующая современным демократическим принципам (функ­ционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

Горизонтальная: теперь нет вертикальной зависимости (от центральных газет через областные к районной прессе). Возникает новая система управления – по горизонтали: сильные крупные издания открывают свои филиалы на региональном уровне, при этом центральный офис диктует, определяет редакционную политику своих филиалов. Или же образуются крупные издательские дома, выпускающие несколько изданий различных типов, при этом общее информационно-идейное, а главное – финансовое руководство осуществляет единый центр, дирекция ИД.

Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структу­ру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская прав­да», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня край­не ограничен, что отрицательно сказывается на цельности рос­сийского информационного пространства. Нишу, освободившую­ся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.

Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе при­шли коммерческие издания, принадлежащие различного рода хол­дингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий.

Коммерческая: сегодня большая часть СМИ формально не принадлежит государству, органы власти не являются учредителем большинства СМИ. Кроме того, все чаще начали говорить об успешности медиа-проекта не как об идеологическом продукте, а как коммерческом предприятии. Успешный – значит прибыльный.

 

ТЕНДЕНЦИИ:

Глобализация

Глобализация и СМИ. Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в раз­ные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они изда­ются на английском языке — языке общения международного биз­неса.

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тен­денция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп.

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вещание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций се­годня — бурный рост местного радио благодаря удешевлению рас­пространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно измени­лась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM.

В Рос­сии пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Регионализация СМИ

Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телеви­дение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универ­сальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится толь­ко телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина па­дения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и опре­деленная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает разви­тию тесных контактов между газетами, журналами и массовой ауди­торией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обед­няет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

Общероссийская газетная и журнальная продук­ция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитан­ные не только и не столько на областной, краевой или республи­канский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пре­делах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, ауди­торией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем об­ласти.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэ­ров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской влас­ти в соучредительстве, с другой — газеты с участием городской мэрии и ее соучредительством.

Местное радио по-прежнему использует проводное веща­ние, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно.

Телевидение делится на две категории — частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовло­жений, и государственное, подчиняющееся местной власти.

В условиях регионализации мы видим как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на сред­ства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независи­мую, коммерческую, частную и государственную рождает суще­ственные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к извест­ной поляризации прессы частной и государственной, что не при­носит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно.

Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые суще­ственно отличаются в зависимости от района, географической си­туации.

Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бес­спорно, основными носителями информации в регионах являют­ся СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И это было бы нормально, если бы местные СМИ соответствовали современным стандартам информирования насе­ления.

К сожалению, местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В этом отношении она уступает обще­российским СМИ. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности самой местной прессы.

На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, кото­рые, делая основной акцент на проблемах края, области, республи­ки, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего террито­риального образования в решении общероссийских проблем, спо­собствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера.

Аудитория и типологические характеристики общероссий­ских СМИ. Развитие общероссийских средств массовой инфор­мации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих из­даний. Другое представлено двумя московскими газетами — «Ком­сомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регио­нах такие приложения. К этому же стремится и «Московский ком­сомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных из­даний в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий — стремление соединить московское видение общероссийских, фе­деральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной под­ход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда цен­тральные газеты были сосредоточены исключительно на общесо­юзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания мо­гут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тес­ного экономического и информационного обмена внутри России.

Перспективы прессы во многом зависят и от использования новых технологий, прежде всего Интернета. Однако как бы актив­но ни использовались Интернет и спутниковая связь для передачи информации, успех СМИ зависит от содержания.

Обще­российские телевизионные каналы, действующие в рамках регио­на, должны обязательно дополнять свои материалы местными ин­формационными сюжетами. Телевидение распространяет не толь­ко политическую информацию, но и рассказывает о новостях кино, театра, науки, спорта, пытается ответить на вопросы, которые волнуют каждого гражданина России. Больше внимания следует уделять местным проблемам, и в этом смысле сетевая структура средств общероссийского телевидения была бы разумным выходом из тупика, в который ведет одностороннее освещение событий.

Если говорить о векторах развития российской прессы, то преж­де всего следует обратить внимание на необходимость установле­ния нормальных отношений между владельцами изданий и жур­налистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыст­ных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации — дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, ко­торый не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

 

Формы беспринципности:

1) Мягкая - в стремлении обойти острые углы, избежать четкого высказывания суждений, выводов. Как правило, это результат либо неуверенности, отсутствия знаний, либо стремления избежать ошибок.

2) Жесткая беспринципность – это сознательная позиция политического флюгера, ищущего не правды и справедливости, а выгоды (по слабости, услужливости и боязни сильных мира сего, по циничному расчету и т.д.)

       С беспринципностью своеобразно смыкаются догматическая, начетническая «принципиальность» - прямолинейное, некритическое, негибкое применение позиций, отставших от жизни, не соответствующих изменившимся обстоятельствам и закономерностям действительности. Такая «принципиальность» может принести только дурные плоды, поскольку к явлениям жизни «прикладываются» неверные, устаревшие мерки, влекущие неверные суждения, выводы и предложения. Именно поэтому такая «принципиальность» сродни беспринципности – ведь в том и другом случае результат неадекватен действительности.

       Подлинная принципиальность не имеет ничего общего с догматизмом и ханжеством и стремлением нажить политический капитал. Она объединяет глубокую убежденность, основанную на осознании действующих законов общественной жизни, с умением творчески, гибко и последовательно применять их в качестве инструмента познания действительности. Не последнюю роль в проявлении подлинной принципиальности играет мужество, готовность нести ответственность за свои суждения и приговоры, терпение, чтобы пробиваться сквозь неприятие, скептическое отношение, нападки.

       Принципиальность требует внимательного отношения ко всем возражениям, высказанным пусть даже в неприятной форме, умение вести диалог, дискуссию, полемику, чтобы каждый раз, учитывая возражения, находить правильные решения. Ведь, даже исходя из верных принципов, можно ошибаться. Принципиальный журналист, обнаружив ошибку, не только должен честно признать и исправить ее, но и уметь учится на своих ошибках, извлекать из них уроки.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА – это и мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической деятельности.

Политическая культура представляет собой особое качество полити­ческой жизни в процессе ее взаимодействия с духовной культурой об­щества. Она характеризуется:

— расширенным воспроизводством — по мере накопления челове­чеством опыта в ходе материального и духовного производства,

— по мере становления гражданского общества и демократических начал бытия политическая культура осваивается все большим числом социальных групп и граждан;

— детерминированностью со стороны политической системы, социального и духовного опыта общества, воздействием внешних факторов в сочетании с национальными;

— способами выражения политических ориентации социальных
общностей и отдельных граждан;

— уровнем изученности политической культуры общества и использованием результатов изучения в практике политического управления социальными процессами.

Социальные интересы и потребности в области политической культуры проявляются в виде: во-первых, оценки действий и позиций субъектов политических отношений со стороны отдельно взятых граждан или их различного рода общностей; во-вторых, дискуссий, обсуждений — межличностных, по каналам массовой коммуникации — между представителями разных политических течений, их лидерами, теоретиками, а также рядовыми гражданами, инициативно вовлека­ющимися в публичное обсуждение актуальной политической пробле­матики; в-третьих, процедуры волеизъявления субъектами полити­ческих отношений, через которую выражаются социально-классовые потребности субъектов, их личные убеждения.

Функции политической культуры:

когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;

мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;

 нормативная, связанная с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на правовые санкции) «законодательства» — эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;

—   проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества.

Правовой и политический нигилизм, равнодушие к общественной жизни — эти широко известные миру духовные болезни социальной системы в значительной степени задели современное российское общество, во многом определив облик его политической культуры. Эти же процессы не обошли стороной журналистов: в их продукции за­метна утрата интереса к глубокому и нестереотипному анализу политической жизни, место которого все ощутимей занимает исключи­тельно информационная деятельность; реализация политических по­тенций журналистов из сферы творчества отчетливо перемещается в область политического консалтинга. Как следствие — вновь приобре­ло черты смысловой неопределенности понятие политической актив­ности журналиста, одно из ключевых в процессе изучения политичес­кой культуры творческого работника СМИ и прогнозирования ее воз­можного будущего.

Политическая активность журналиста производна от его политической позиции, а последняя должна быть выработана. И выбрана осознан­но, в противоположность чувственному определению своей полити­ческой ориентации.

Область рассмотрения политической активности журналиста ограничена выделением в его деятельности тех аспектов, которые непо­средственно связаны с исполнением профессионального долга при освещении в прессе вопросов политики. Как комментарий к этому суждению выделим следующие положения:

— освещение вопросов политики включает в себя как информационную, так и аналитическую работу творческого работника СМИ;

— понятие профессионального долга шире и глубже понятия профессиональных обязанностей. Должностная инструкция эффективно обеспечивает информационную составляющую труда журналиста, но не способна столь же эффективно сделать из него аналитика в сфере политики. Последнее совершается под воз­действием внутриличностной мотивации, через осознанное по­нимание своего журналистского долга;

— проявление политической активности журналиста есть предметное выражение его политической культуры, которая вступает в непосредственное и оперативное взаимодействие с политичес­кой культурой общества;

— с одной стороны — политическая активность журналиста представляет собой сложно составленный феномен, непросто фикси­руемый в реальности, с другой — это один из наиболее удобных индикаторов, по мигающим огонькам которого можно делать достоверные заключения об уровне и характере политической культуры.

Разбирая цель и результат журналистской деятельности, И.Н. Блохин на оси «коммуникатор — СМИ» выделил несколько ключевых статусов, которые может занимать журналист. Среди них:

— журналист — часть СМИ. Основная функция такого корреспондента — беспристрастное отображение (трансляция) окружаю­щей действительности;

— журналист присваивает функцию коммуникатора — обобщение.
Здесь каждый элемент действительности встраивается в единую
систему, признаваемую журналистом;

— журналист рекомендующий. Налицо попытка повлиять на социальную действительность, но только попытка, так как аудитория все более уверяется, что власть и подконтрольные ей СМИ — сами по себе, а общество — само по себе (это то, что в аспекте функцио­нирования СМИ можно обозначить как «свободу-для-себя»);

— журналист, влияющий на ситуацию, достигающий целей, изменяющий и формирующий мир. Чаще всего такой автор — «ли­дер мнений».

       Последний статус на практике более других соответствует нашим представлениям о гражданской и политической активности журналиста, в конечном счете, о его политической культуре. Не случайно, что именно такой образ журналиста — достигающего целей, изменя­ющего мир — вызывает самые лучшие ассоциации у опытных газет­чиков, прошедших хорошую школу теории и практики, когда и жизнь, и книга формировали остающиеся навсегда гражданские идеалы и профессиональные ценности.

Предложенная Дзялошинским структура возможных вариантов профессиональной самореализации сотрудника редакции, думается, достоверна. Поэтому ее можно принять во внимание и при рассмотрении партийности как идеологической самореализации журналиста.

Отнесение журналистом себя к управляющей элите — наиболее банальный вариант. Это ориентация, организационная и идейная, на так называемую «партию власти». В былые времена это же означало непременное членство в рядах правящей партии. Здесь партийность в качестве философской категории целиком поглощается партийностью как организационной принадлежностью к политической структуре.

Отношения информирования между журналистом и аудиторией тоже несут на себе неизгладимый отпечаток партийности, так как информационная деятельность корреспондентов газет, телевидения и радио не может находиться в противоречии с целями и задачами ру­ководства редакций и тех, кто реально влияет на СМИ. Именно по­этому особенно важным представляется вывод о селективной функции массмедиа, сделанный в области социологии журналистики. В соответ­ствии с ним СМИ представляют собой некоторое подобие селектора, пропускающего для дальнейшего распространения в обществе один тип информации и задерживающего или не принимающего в расчет дру­гой. Настройку такого «селектора» следует рассматривать как непо­средственную материализацию принципа партийности журналистики.

Виды цензуры и ее функции

Цензура — контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей, сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.  

Цензура — явление многоаспектное, в зависимости от выбранной точки рассмотрения выделяются различные ее виды.

1. По способу осуществления цензура делится на предварительную (разрешительную) и последующую (карательную). Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск книг, газет, теле- и радиопередач, постановку пьес и т. д. Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают установленные требования.

Предварительная цензура либо налагает запрет на распространение определенных сведений, либо вмешивается в творческий процесс. Автор/журналист, редактор и издатель перекладывают свою ответственность на цензора, который, руководствуясь интересами государства, решает судьбу того или иного материала.

Сегодня предварительная цензура трансформировалась из внешней во внутреннюю, теперь роль цензора играет редактор. Главным руководством при этом являются не государственные, а частные, «хозяйские» интересы. Суть методов осуществления цензуры сохраняется, меняется только их форма.  

Несмотря на то, что сегодня предварительная и последующая цензура формально отсутствуют, фактически существует целый комплекс государственных мер по осуществлению контроля за СМИ. Во-первых, это разрешительная система создания органов печати, их обязательная регистрация в компетентных государственных органах. Во-вторых, это отсутствие экономической свободы СМИ: для существования изданий требуются крупные денежные средства, в результате печать, телевидение и радио попадают в финансовую зависимость от правительства, различных администраций, чиновников, бизнесменов.

В конце XX века появилась новая форма цензуры периодической печати — физическое устранение неугодных журналистов, которое сопровождается шантажом и запугиванием. В списке горячей десятки стран-рекордсменов по нераскрытым преступлениям против журналистов Россия занимает первую строчку — наравне с Алжиром.

2. По ареалу распространения цензура делится на внутреннюю и иностранную. Задача внутренней цензуры заключалась в рассмотрении изданий, выходивших на территории Российской империи, затем Советского Союза на любых языках.

Иностранная цензура контролировала печатную продукцию, ввезенную в страну. Заграничные периодические издания, выписываемые через почтамт, поступали на просмотр цензорам почтового департамента. В 1797 году Павел I установил самую строгую внутреннюю цензуру, через год было издано распоряжение о тщательной проверке заграничных произведений печати и конфискации изданий, содержащих малейший намек на либерализм.    

3. По содержанию, объекту воздействия цензура бывает политической (идеологической) и нравственной (духовной). Политическая цензура касается содержания материала, качества содержащейся в нем информации.   Нравственная цензура отвечает за форму подачи материала, язык, которым пользуется автор, например, избегание ненормативных слов при переводе. Таким образом, нравственная цензура борется с пошлостью и грубостью на страницах газет, с бездарностью и безответственностью журналистов.

Показательно, что в условиях, когда государство боится показаться недемократичным, политическая цензура выступает под маской нравственной. Правка сопровождается примерно таким комментарием: «Все хорошо, только давайте устраним некоторые стилистические ошибки. Например, вот этот кусок текста выбросим, так как читателю необязательно знать все подробности и т.д.»

Таким образом, идеологическая цензура работает с фактологической стороной деятельности СМИ (тема, идея, факты, аргументы, гипотезы, суждения, выводы и т.д.), нравственная цензура работает с языковым аспектом (устранение речевых, орфографических, логических и других ошибок» как лучше сказать, чтобы читатель правильно понял; композиция материала и т.д.). Конечно, в некоторых случаях, особенно если основополагающим признаком журналистского материала является ирония, на первый план выходит форма, через которую, как намек, просачивается содержание. Подобные тексты бесполезно править, так как они разрушаются, и именно к двуплановсти иронии, возможности двоякой трактовки прибегают СМИ в период цензуры и запретов. 

4. По объекту воздействия (ограниченные свободы журналистики) цензура бывает социально-творческой, юридической и экономической. Кислород СМИ можно перекрыть, отменив творческую, юридическую и экономическую свободу. Государство методом проб и ошибок сегодня выбирает самый коварный вид цензуры. Даровав прессе, радио и телевидению формальную свободу (творческую и юридическую), за которую несколько столетий ратовала общественность, оно давит на самый важный рычаг – экономический. Экономическая зависимость уничтожает журналистику изнутри, делает ее продажной, превращает ее в специфическую сферу услуг. Также эффективной формой воздействия на СМИ являются судебные преследования (ограничения юридической свободы). На любую критику власть реагирует угрозой уголовного преследования в виде исков о защите чести и достоинства.

5. По субъекту воздействия выделяются такие виды цензуры: цензура со стороны государства, цензура со стороны «хозяина» (бизнесменов, политиков и т.д.)внутриредакционная цензура, цензура со стороны журналистского корпуса, цензура со стороны общественности (со стороны читателя, зрителя, слушателя) и самый специфический вид — самоцензура.  

Цензура со стороны государства заключается в прописывании юридической стороны, правового положения СМИ и обеспечения правильного исполнения этих законов. В зависимости от выбранной правительством тактики цензура будет принимать легкие или тяжелые формы, которые будут рассмотрены далее. Цензура со стороны государства должна не только на бумаге прописать права и обязанности журналиста, меры наказания в случае нарушения закона, но и не менее пристально следить за претворением этих законов в жизнь.

Также государственная цензура должна очертить круг сферы своего влияния, определить пределы, которые преступать не имеет права. Самой эффективной и необходимой мерой государственного контроля является лицензирование и аккредитация журналистов и самих изданий. 

Внутриредакционная цензурацензура со стороны «хозяина».  Превращение журналистики в бизнес и производство информации называют характерной чертой XX века. Оценив выгодность иметь в своем владении СМИ крупный капитал, а также политики стали делить между собой информационный рынок. Формула «кто владеет информацией, тот владеет миром» — девиз, современной действительности. В зависимости от позиции, мировоззрения и желаний учредителя, спонсора и т.д. меняется политика самого издания. Материалы, содержащие в себе точку зрения, расходящуюся с «хозяйской», просто не публикуются. Журналист, не меняющий точку зрения на точку опоры, не найдет себе применения в таком средстве массовой информации.

Лицо и политика издания во многом будут зависеть от уровня образования и культуры учредителя, от поставленных им целей и задач. К сожалению, чаще всего это делание денег и делание политики. Внутриредакционная цензура в нормальной рабочей обстановке является обычным явлением, так как каждое издание имеет свой формат, направленность на определенную аудиторию, определенный круг тем, поэтому такая цензура позволяет лучше планировать работу редакции, координировать действия журналиста, добиваться большей эффективности и действенности материалов.

Цензура со стороны журналистского корпуса — это оценка деятельности отдельного журналиста или целого изданий со стороны коллег. Мнение другого журналиста ценится, так как признание или осуждение в своей профессиональной среде имеет большое значение для каждого человека. Чтобы отслеживать закономерности развития СМИ, решать, возникающие проблемы, создаются профессиональные организации журналистов. Цензура со стороны журналистского корпуса чаще всего сталкивается с решением моральных и этических проблем.

Показатель профессионализма журналистов — нравственность. Журналистский корпус должен контролировать соблюдение морали, профессионального долга, ответственности и нравственности отдельных своих членов. Профессиональная нравственность оказывает воздействие на деятельность журналиста не только при помощи норм. Она регулирует поведение корреспондента его поступки, мысли,


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.