Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 99 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Утверждаю
Декан химического факультета
______________ В.Д. Мансурова
«____» ______________ 2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Концепции современного естествознания
Специальность 030601.65 «Журналистика»
Направление 030601.62 «Журналистика»
Дневное отделение
Одобрено кафедрой неорганической химии
Протокол № ________ от __________
Зав. кафедрой ___________________ В.А. Новоженов
Рекомендовано методической комиссией химического факультета.
Председатель методической комиссии, доцент ______Л.А. Богданкова
Статус дисциплины
Федеральный компонент направления
Курс 2 Семестр _4_
Лекции 20 час
Семинары 14
Самостоятельная работа 34 час.
Зачет
Программу составил: _ д.х.н., профессорНовоженов В.А.
|
Барнаул – 2008 г
Рабочая программа дисциплины Концепции современного естествознания _
составлена на основании:
а) Государственного образовательного стандарта ВПО (СПО)
б) Рабочего учебного плана
в) Примерной программы дисциплины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в _______ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой _______________
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в ________ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой _______________
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в ________ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой ________________
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в _________ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой ______________
АННОТАЦИЯ
I. Организационно-методический раздел:
1.1 Цель курса: дать студенту основные понятия и сведения о естественно-научной картине мира, законах ее развития, влияния естественных наук на развитие общества, основных физических, химических, биологических и экологических проблемах человека и человеческого общества.
2. Задача курса:
- изучение путей развития естественных наук, методологии исследований в естественных науках;
- основных моделей (теорий или гипотез) образования и развития Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля;
- теорий и гипотез, объясняющих возникновение и эволюцию живых организмов и человека на планете Земля;
- взаимоотношения природы и человека;
- основных экологических проблем человечества.
Требования к уровню освоения курса
|
2.1. Студент должен иметь представление о таких проблемах естествознания, как системы наук о природе:
- естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;
- история естествознания;
- панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
- порядок и беспорядок в природе; хаос;
- структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;
- пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии;
- законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;
- динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;
- химические процессы, реакционная способность веществ;
- внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни;
- экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли;
- особенности биологического уровня организации материи;
- принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
- многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;
- генетика и эволюция;
- человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе;
- принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
2.2 Студент должен знать:
- о естественнонаучной и гуманитарной культуре; научном методе; истории и структуре современного естествознания; тенденциях его развития;
- о корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядке и беспорядке в природе; хаосе; структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах;
- о пространстве и времени; принципе относительности; принципе симметрии; законах сохранения;
- о взаимодействии; близкодействии, дальнодействии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамических и статистических закономерностях в природе;
- о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; принципе возрастания энтропии;
|
- о химических процессах, реакционной способности веществ;
- о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек;
- о литосфере как абиотической основе жизни; экологических функциях литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической;
- о географической оболочке Земли;
- об особенности биологического уровня организации материи; принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов - основы организации и устойчивости биосферы;
- о генетике и эволюции человека: физиологии, здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности;
- о биоэтике, человеке, биосфере и космические циклах: ноосфера, необратимости времени, самоорганизации в живой и неживой природе; принципах универсального эволюционизма; пути к единой культуре.
2.3. Студент должен уметь (иметь навыки):
- оценить взаимосвязь и взаимовлияние естественных и общественных наук;
- применять системный метод для оценки результатов работы и своих исследований;
- оценить объективный и субъективный взгляд на происходящие явления и события;
- использовать методы естественных наук в своей работе;
- оценить экологическую обстановку в сфере своей деятельности;
- понимать, что законы естественных наук действуют и в обществе.
II. Содержание курса (темы и краткое содержание)
1. Введение
Тема 1. История естествознания
Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа). История естествознания: непосредственное созерцание природы (труды Пифагора, Геродота, Эратосфена, Птолемея, Аристотеля (естествознание древнего мира), аналитическое расчленение (XV–XVIII вв.), гелиоцентрическая система Коперника, открытия Галилея, законы Ньютона. Переход от абсолютизированного естествознания к синтетическому (XVIII–XIX вв.). Кризис естествознания в начале XX в., современное естествознание.
|
Тема 4. Эволюция Вселенной
Понятие Вселенной. Галактика. Состав Галактик. Звезды. Теория Большого взрыва. Образование и эволюция звёзд. Источник энергии звезд. Образование и эволюция Солнечной системы. Состав Солнечной системы. Образование планет. Образование химических элементов и их соединений в процессе развития Вселенной.
Тема 6. Химические системы
Энергетика химических процессов, влияние энтропийного и энтальпийного факторов на протекание химических процессов. Возникновение химических элементов в природе, распространенность химических элементов в космосе и на Земле. Химическая эволюция. Уровни химической организации материи. Зарождение жизни на Земле. Особая роль углерода в живой природе.
Тема 7. Биологические системы
Особенности биологического уровня организации материи. Отличие живой природы от неживой. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Теории происхождения жизни на Земле. Теории эволюции. Ламаркизм. Основы теории дарвинизма. Доказательства эволюции организмов. Неодарвинизм и неоламаркизм. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Основные понятия генетики: ДНК, РНК, ген, код наследственности, мутации.
Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Наследственность, генетика, вмешательство человека в генетику, результаты нарушения кода наследственности, инженерная генетика. Искусственный биосинтез. Законы Менделя. Взаимосвязь математики, кибернетики, физики, химии в решении задач молекулярной биологии. Бионика.
Наименование тем
Всего часов
Аудиторные занятия
(час)
Самостоятельная работа
в том числе
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Утверждаю
Декан химического факультета
______________ В.Д. Мансурова
|
«____» ______________ 2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Концепции современного естествознания
Специальность 030601.65 «Журналистика»
Направление 030601.62 «Журналистика»
Дневное отделение
Одобрено кафедрой неорганической химии
Протокол № ________ от __________
Зав. кафедрой ___________________ В.А. Новоженов
Рекомендовано методической комиссией химического факультета.
Председатель методической комиссии, доцент ______Л.А. Богданкова
Статус дисциплины
Федеральный компонент направления
Курс 2 Семестр _4_
Лекции 20 час
Семинары 14
Самостоятельная работа 34 час.
Зачет
Программу составил: _ д.х.н., профессорНовоженов В.А.
Барнаул – 2008 г
Рабочая программа дисциплины Концепции современного естествознания _
составлена на основании:
а) Государственного образовательного стандарта ВПО (СПО)
б) Рабочего учебного плана
в) Примерной программы дисциплины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в _______ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой _______________
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в ________ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой _______________
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в ________ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой ________________
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения
в _________ учебном году на заседании кафедры
Протокол № _______ от ____________
Зав. кафедрой ______________
АННОТАЦИЯ
I. Организационно-методический раздел:
1.1 Цель курса: дать студенту основные понятия и сведения о естественно-научной картине мира, законах ее развития, влияния естественных наук на развитие общества, основных физических, химических, биологических и экологических проблемах человека и человеческого общества.
2. Задача курса:
- изучение путей развития естественных наук, методологии исследований в естественных науках;
- основных моделей (теорий или гипотез) образования и развития Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля;
- теорий и гипотез, объясняющих возникновение и эволюцию живых организмов и человека на планете Земля;
- взаимоотношения природы и человека;
- основных экологических проблем человечества.
Требования к уровню освоения курса
2.1. Студент должен иметь представление о таких проблемах естествознания, как системы наук о природе:
- естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;
- история естествознания;
- панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
- порядок и беспорядок в природе; хаос;
- структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;
- пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии;
- законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;
- динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;
- химические процессы, реакционная способность веществ;
- внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни;
- экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли;
- особенности биологического уровня организации материи;
- принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
- многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;
- генетика и эволюция;
- человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе;
- принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
2.2 Студент должен знать:
- о естественнонаучной и гуманитарной культуре; научном методе; истории и структуре современного естествознания; тенденциях его развития;
- о корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядке и беспорядке в природе; хаосе; структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах;
- о пространстве и времени; принципе относительности; принципе симметрии; законах сохранения;
- о взаимодействии; близкодействии, дальнодействии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамических и статистических закономерностях в природе;
- о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; принципе возрастания энтропии;
- о химических процессах, реакционной способности веществ;
- о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек;
- о литосфере как абиотической основе жизни; экологических функциях литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической;
- о географической оболочке Земли;
- об особенности биологического уровня организации материи; принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов - основы организации и устойчивости биосферы;
- о генетике и эволюции человека: физиологии, здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности;
- о биоэтике, человеке, биосфере и космические циклах: ноосфера, необратимости времени, самоорганизации в живой и неживой природе; принципах универсального эволюционизма; пути к единой культуре.
2.3. Студент должен уметь (иметь навыки):
- оценить взаимосвязь и взаимовлияние естественных и общественных наук;
- применять системный метод для оценки результатов работы и своих исследований;
- оценить объективный и субъективный взгляд на происходящие явления и события;
- использовать методы естественных наук в своей работе;
- оценить экологическую обстановку в сфере своей деятельности;
- понимать, что законы естественных наук действуют и в обществе.
II. Содержание курса (темы и краткое содержание)
1. Введение
Тема 1. История естествознания
Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа). История естествознания: непосредственное созерцание природы (труды Пифагора, Геродота, Эратосфена, Птолемея, Аристотеля (естествознание древнего мира), аналитическое расчленение (XV–XVIII вв.), гелиоцентрическая система Коперника, открытия Галилея, законы Ньютона. Переход от абсолютизированного естествознания к синтетическому (XVIII–XIX вв.). Кризис естествознания в начале XX в., современное естествознание.
Тема 2. Структура естествознания
Структура естествознания, классификация наук, взаимосвязь и различие естественных наук. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Технические науки. Математика – основа наук. Система, открытые, закрытые и изолированные системы, системный подход. Взаимодействие естествознания и философии. Естествознание и сознание. Роль кибернетики в развитии естествознания. Специфика естествознания. Преимущества естествознания. Роль эксперимента в естествознании.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!