Тема 2. Структура естествознания — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 2. Структура естествознания

2019-12-27 99
Тема 2. Структура естествознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

                                                                Утверждаю

                                                                Декан химического факультета

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                             ______________ В.Д. Мансурова

                                                              «____» ______________ 2008 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

        Специальность    030601.65 «Журналистика»

    Направление  030601.62 «Журналистика»

                              Дневное отделение

 

 

Одобрено  кафедрой неорганической химии

Протокол № ________ от __________

Зав. кафедрой ___________________ В.А. Новоженов

 

Рекомендовано методической комиссией химического факультета.

Председатель методической комиссии, доцент ______Л.А. Богданкова

 

 

                                                                                                               Статус дисциплины

                                                                                        Федеральный компонент направления

 

Курс 2                   Семестр _4_

 

Лекции                                       20 час

Семинары                                     14

Самостоятельная работа          34 час.

Зачет

 

Программу составил: _ д.х.н., профессорНовоженов В.А.

 

 

Барнаул – 2008 г

 

Рабочая программа дисциплины Концепции современного естествознания _

 

составлена на основании:

а) Государственного образовательного стандарта ВПО (СПО)

 

б) Рабочего учебного плана

 

в) Примерной программы дисциплины

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в _______ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________

Зав. кафедрой _______________

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в ________ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________                          

Зав. кафедрой _______________

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в ________ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________                           

Зав. кафедрой ________________

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в _________ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________                             

Зав. кафедрой ______________

 

 

                                                   АННОТАЦИЯ

 

I. Организационно-методический раздел:

1.1 Цель курса:   дать студенту основные понятия и сведения о естественно-научной картине мира, законах ее развития, влияния естественных наук на развитие общества, основных физических, химических, биологических и экологических проблемах человека и человеческого общества.

 

2. Задача курса:

- изучение путей развития естественных наук, методологии исследований в естественных науках;

-  основных моделей (теорий или гипотез) образования и развития Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля;

- теорий и гипотез, объясняющих возникновение и эволюцию живых организмов и человека на планете Земля;

- взаимоотношения природы и человека;

- основных экологических проблем человечества.

Требования к уровню освоения курса

2.1. Студент должен иметь представление о таких проблемах естествознания, как системы наук о природе:

- естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;

- история естествознания;

- панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

- порядок и беспорядок в природе; хаос;

- структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;

- пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии;

- законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;

- динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;

-  химические процессы, реакционная способность веществ;

- внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни;

- экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли;

- особенности биологического уровня организации материи;

- принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

-  многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;

- генетика и эволюция;

- человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе;

- принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

2.2 Студент должен знать:

- о естественнонаучной и гуманитарной культуре; научном методе; истории и структуре современного естествознания; тенденциях его развития;

- о корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядке и беспорядке в природе; хаосе; структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах;

- о пространстве и времени; принципе относительности; принципе симметрии; законах сохранения;

- о взаимодействии; близкодействии, дальнодействии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамических и статистических закономерностях в природе;

- о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; принципе возрастания энтропии;

- о химических процессах, реакционной способности веществ;

- о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек;

- о литосфере как абиотической основе жизни; экологических функциях литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической;

- о географической оболочке Земли;

- об особенности биологического уровня организации материи; принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов - основы организации и устойчивости биосферы;

- о генетике и эволюции человека: физиологии, здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности;

- о биоэтике, человеке, биосфере и космические циклах: ноосфера, необратимости времени, самоорганизации в живой и неживой природе; принципах универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

 

2.3. Студент должен уметь (иметь навыки):

- оценить взаимосвязь и взаимовлияние естественных и общественных наук;

- применять системный метод для оценки результатов работы и своих исследований;

- оценить объективный и субъективный взгляд на происходящие явления и события;

- использовать методы естественных наук в своей работе;

- оценить экологическую обстановку в сфере своей деятельности;

- понимать, что законы естественных наук действуют и в обществе.

 

II. Содержание курса (темы и краткое содержание)

 

1. Введение

 Тема 1. История естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа). История естествознания: непосредственное созерцание природы (труды Пифагора, Геродота, Эратосфена, Птолемея, Аристотеля (естествознание древнего мира), аналитическое расчленение (XV–XVIII вв.), гелиоцентрическая система Коперника, открытия Галилея, законы Ньютона. Переход от абсолютизированного естествознания к синтетическому (XVIII–XIX вв.). Кризис естествознания в начале XX в., современное естествознание.

 

Тема 4. Эволюция Вселенной

Понятие Вселенной. Галактика. Состав Галактик. Звезды. Теория Большого взрыва. Образование и эволюция звёзд. Источник энергии звезд. Образование и эволюция Солнечной системы. Состав Солнечной системы. Образование планет. Образование химических элементов и их соединений в процессе развития Вселенной.

Тема 6. Химические системы

Энергетика химических процессов, влияние энтропийного и энтальпийного факторов на протекание химических процессов. Возникновение химических элементов в природе, распространенность химических элементов в космосе и на Земле. Химическая эволюция. Уровни химической организации материи. Зарождение жизни на Земле. Особая роль углерода в живой природе.

Тема 7. Биологические системы

Особенности биологического уровня организации материи. Отличие живой природы от неживой. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Теории происхождения жизни на Земле. Теории эволюции. Ламаркизм. Основы теории дарвинизма. Доказательства эволюции организмов. Неодарвинизм и неоламаркизм. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Основные понятия генетики: ДНК, РНК, ген, код наследственности, мутации.

Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Наследственность, генетика, вмешательство человека в генетику, результаты нарушения кода наследственности, инженерная генетика. Искусственный биосинтез. Законы Менделя. Взаимосвязь математики, кибернетики, физики, химии в решении задач молекулярной биологии. Бионика.

Наименование тем

 

Всего часов

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции семинары 1 1. Введение         2 Тема 2-4. История естествознания. Структура естествознания. Естественно-научное описание природы 12 4 2 6 3 Тема 5. Эволюция Вселенной. Солнечная система. Планета Земля 16 4 4 8 4 Тема 5-7 Географические системы. Химические системы. Биологические системы 12 4 2 6 5 Тема 8. Человек и среда его обитания 12 4 2 6 6 Тема 9. Экологические проблемы естествознания 16 4 4 8

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

                                                                Утверждаю

                                                                Декан химического факультета

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                             ______________ В.Д. Мансурова

                                                              «____» ______________ 2008 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

        Специальность    030601.65 «Журналистика»

    Направление  030601.62 «Журналистика»

                              Дневное отделение

 

 

Одобрено  кафедрой неорганической химии

Протокол № ________ от __________

Зав. кафедрой ___________________ В.А. Новоженов

 

Рекомендовано методической комиссией химического факультета.

Председатель методической комиссии, доцент ______Л.А. Богданкова

 

 

                                                                                                               Статус дисциплины

                                                                                        Федеральный компонент направления

 

Курс 2                   Семестр _4_

 

Лекции                                       20 час

Семинары                                     14

Самостоятельная работа          34 час.

Зачет

 

Программу составил: _ д.х.н., профессорНовоженов В.А.

 

 

Барнаул – 2008 г

 

Рабочая программа дисциплины Концепции современного естествознания _

 

составлена на основании:

а) Государственного образовательного стандарта ВПО (СПО)

 

б) Рабочего учебного плана

 

в) Примерной программы дисциплины

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в _______ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________

Зав. кафедрой _______________

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в ________ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________                          

Зав. кафедрой _______________

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в ________ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________                           

Зав. кафедрой ________________

 

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения

в _________ учебном году на заседании кафедры

 

Протокол № _______ от ____________                             

Зав. кафедрой ______________

 

 

                                                   АННОТАЦИЯ

 

I. Организационно-методический раздел:

1.1 Цель курса:   дать студенту основные понятия и сведения о естественно-научной картине мира, законах ее развития, влияния естественных наук на развитие общества, основных физических, химических, биологических и экологических проблемах человека и человеческого общества.

 

2. Задача курса:

- изучение путей развития естественных наук, методологии исследований в естественных науках;

-  основных моделей (теорий или гипотез) образования и развития Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля;

- теорий и гипотез, объясняющих возникновение и эволюцию живых организмов и человека на планете Земля;

- взаимоотношения природы и человека;

- основных экологических проблем человечества.

Требования к уровню освоения курса

2.1. Студент должен иметь представление о таких проблемах естествознания, как системы наук о природе:

- естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;

- история естествознания;

- панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

- порядок и беспорядок в природе; хаос;

- структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;

- пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии;

- законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;

- динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;

-  химические процессы, реакционная способность веществ;

- внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни;

- экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли;

- особенности биологического уровня организации материи;

- принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

-  многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;

- генетика и эволюция;

- человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе;

- принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

2.2 Студент должен знать:

- о естественнонаучной и гуманитарной культуре; научном методе; истории и структуре современного естествознания; тенденциях его развития;

- о корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядке и беспорядке в природе; хаосе; структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах;

- о пространстве и времени; принципе относительности; принципе симметрии; законах сохранения;

- о взаимодействии; близкодействии, дальнодействии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамических и статистических закономерностях в природе;

- о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; принципе возрастания энтропии;

- о химических процессах, реакционной способности веществ;

- о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек;

- о литосфере как абиотической основе жизни; экологических функциях литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической;

- о географической оболочке Земли;

- об особенности биологического уровня организации материи; принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов - основы организации и устойчивости биосферы;

- о генетике и эволюции человека: физиологии, здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности;

- о биоэтике, человеке, биосфере и космические циклах: ноосфера, необратимости времени, самоорганизации в живой и неживой природе; принципах универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

 

2.3. Студент должен уметь (иметь навыки):

- оценить взаимосвязь и взаимовлияние естественных и общественных наук;

- применять системный метод для оценки результатов работы и своих исследований;

- оценить объективный и субъективный взгляд на происходящие явления и события;

- использовать методы естественных наук в своей работе;

- оценить экологическую обстановку в сфере своей деятельности;

- понимать, что законы естественных наук действуют и в обществе.

 

II. Содержание курса (темы и краткое содержание)

 

1. Введение

 Тема 1. История естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа). История естествознания: непосредственное созерцание природы (труды Пифагора, Геродота, Эратосфена, Птолемея, Аристотеля (естествознание древнего мира), аналитическое расчленение (XV–XVIII вв.), гелиоцентрическая система Коперника, открытия Галилея, законы Ньютона. Переход от абсолютизированного естествознания к синтетическому (XVIII–XIX вв.). Кризис естествознания в начале XX в., современное естествознание.

 

Тема 2. Структура естествознания

 

Структура естествознания, классификация наук, взаимосвязь и различие естественных наук. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Технические науки. Математика – основа наук. Система, открытые, закрытые и изолированные системы, системный подход. Взаимодействие естествознания и философии. Естествознание и сознание. Роль кибернетики в развитии естествознания. Специфика естествознания. Преимущества естествознания. Роль эксперимента в естествознании.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.