История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-12-27 | 102 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
23.08. Совместно с командой из Екатеринбурга завершали сплав по Чулышману.
Ниже устья Чульчи до Телецкого озера 50 км участок, на котором препятствия, кроме редких и слабых перекатов, отсутствуют. Много проток и продолжительные участки с небольшой скоростью течения. Этот участок требует около 7 ч сплава. На подходах к Телецкому озеру надо выбирать левые протоки в разбоях, чтобы сэкономить расстояние до мыса Кырсай.
Останавливались в с. Коо, чтобы купить хлеба. Дойдя до Телецкого озера, чалились на песчаный берег ниже турбаз не доходя до мыса Кырсай. Здесь и заночевали. На турбазах можно приобрести продукты и спиртные напитки, договориться о выброске катером.
Низовья Чулышмана. На пути к Телецкому озеру.
На следующий день погрузились в подошедший катер и около 1400 отплыли на Артыбаш. По дороге делали часовую остановку для осмотра водопада Корбу (не рекомендуется! После Учара и Куркуре смотреть там нечего). Около семи выгрузились на причале и буквально тут же договорились о выброске с водителем рейсового автобуса, вывозившего группу коммерческих туристов в Новосибирск. Таким образом, потратив на выброску с Телецкого озера всего 17 часов, в 7 утра 25 августа были уже дома.
Обеспечение безопасности.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, защитного костюма, ножа на жилете и гидрокостюма. Группа имела несколько подробных описаний по разной воде и лоцию реки. Дополнительная ориентировка осуществлялась с использованием GPS-навигатора. На каждом катамаране имелся также страховочный конец, неотложная аптечка, два запасных весла. Основная аптечка и ремнабор присутствовали в двойном экземпляре. На случай потери весел было взято еще пять запасных лопастей для их изготовления. Эти лопасти не пригодились. Одно весло при прохождении маршрута было сломано и одно упущено при оверкиле.
|
При сплаве применялись: разведка ключевых препятствий и подходов к ним, а также участков ответственных чалок; обнос груза на участке пр. 34 – 71 в Язулинском каньоне, а также при прохождении порогов Каша и Туданский; страховка с берега (морковками) и с воды (катамараном). Какие препятствия как страховались, описано в предыдущем разделе. Несмотря на обилие аварий, ни одна аварийная ситуация не привела к травмам участников, невосстановимым потерям снаряжения либо автономным заплывам.
9.Выводы и рекомендации.
Спортивная оценка маршрута.
Маршрут по Чулышману с верховьев до Телецкого озера соответствует VI к.с. по отечественной классификации. Маршрут насыщен интересными и разнообразными по характеру препятствиями. Здесь представлены практически все виды порогов – и техничный слалом, и высокие водопадные сливы, и мощные “силовые” пороги. Особенностью маршрута является высокая концентрация препятствий в каскадах, основные силы отнимают, пожалуй, не ключевые препятствия, а плотный “пятерочный” фон. Сплав по Чулышману требует серьезного напряжения сил и психологической совместимости группы. Для полноценного прохождения маршрута желательно, чтобы основа группы уже имела опыт сплава по рекам VI к.с. Однако возможно участие в походе по Чулышману в составе группы и менее подготовленных участников, поскольку благодаря хорошей береговой обстановке все ключевые препятствия легко могут быть обнесены. Возможно прохождение укороченного маршрута с выходом в Язуле, который и в этом варианте представляет собой полноценную “шестерку”, но может быть осуществлен в короткие сроки и носить тренировочный характер. В этом случае уместно автомобильное сопровождение группы вдоль Язулинского каньона.
|
Маршрут доступен для всех типов судов от плота до каяка и каноэ (и пройден на всех этих типах судов).
Воду в Чулышмане в момент нашего прибытия можно было оценить как среднюю. При прохождении Ябалинского и большей части Язулинского ущелий непрерывно шли дожди. Это вылилось в подъем воды, которую в Язулинском каньоне можно было оценить как “выше средней” до 14.08 включительно. В дальнейшем уровень воды вновь понизился до среднего, при котором и проходился порог Каша.
На всякий случай, мы брали с собой обвязку, карабины, спусковое устройство и две основных веревки по 40 м, для организации вытаскивания пострадавших при возможной аварийной ситуации, а также организации страховки корабликом. Такая страховка планировалась после порога Три Вовы. Относительно высокий уровень воды и рассказ шедшей перед нами группы из Владивостока и Томска, которой не удалось организовать такую страховку в этом месте, послужили основаниями отказаться от этого мероприятия. Взятая с собой рация также ни разу не пригодилась.
9.2. Тактика движения на маршруте и требования безопасности. Стоянки.
Участками, определяющими сложность маршрута, являются участок Язулинского каньона от пор. 44 Чертов мост до пор. 71 Мария Ивановна, а также порог Каша. Эти участки безусловно требуют подробной разведки, страховки и взвешенной оценки возможности прохождения в зависимости от уровня воды и опыта группы. Что касается остальных препятствий, то тут нужно также адекватно отреагировать на уровень воды и реальную силу группы. Экипажи должны быть способны с запасом прочности преодолевать препятствия как минимум до четвертой к.с. (включительно) сходу, в противном случае в ущельях будет проблематично обеспечить надежную взаимостраховку, либо прохождение маршрута несоразмерно затянется. В любом случае, относиться с пренебрежением к “фоновым” препятствиям не стоит.
Что касается рекомендаций по количеству времени, необходимому для сплава по Чулышману, давать какие-то рекомендации сложно. При современном развитии водного туризма, и в особенности каякинга, эту реку иногда проходят и за три-четыре дня.
Все препятствия Чулышмана без проблем разведываются, скальное снаряжение не требуется. Со стоянками на Чулышмане проблем также нет, прервав сплав практически в любом месте, можно найти неподалеку приемлемую стоянку. Стоять, вопреки утверждениям в некоторых отчетах, можно даже посреди порога Каша (на левом берегу), что мы и сделали.
|
С особым вниманием нужно отнестись к подготовке картографического материала, чтобы иметь возможность спланировать аварийный выход с маршрута в случае необходимости. Населенные пункты по всей длине спортивного отрезка реки отсутствуют. Большую часть пути группа проводит в условиях полной автономности. На маршруте существует много возможностей для радиальных выходов. Таковые могут проводиться к многочисленным водопадам на притоках, на каменные грибы возле кордона Аккурум.
9.3. Выполнение плана путешествия и его итоги.
За огорчительным исключением, связанным с необходимостью обноса связки Три Вовы – Затычка, спортивная часть плана путешествия была выполнена, поскольку обнос порогов Оборотень и Винт изначально планировался. Поход не преследовал целей “побеждать реку и совершать подвиги”, поэтому шли то, что могли себе позволить без чрезмерного риска. Также не был совершен задуманный дома радиальный выход на каменные грибы урочища Аккурум из-за общей усталости. Путешествие было совершено в полном соответствии с заявленными сроками, хотя ряд обстоятельств не позволил провести ни одной из трех запланированных дневок.
Оценивая действия группы на реке, нужно признать, что она была не вполне готова к этому маршруту: во многих ситуациях не хватало уверенности для быстрого принятия решений, недостаточно оперативно происходила обработка порогов. Тем больше ценность разнообразного опыта, приобретенного группой в этом путешествии!
Что же касается общего впечатления от похода, оно осталось прекрасным. Разнообразие и красота сменяющихся пейзажей, скалы, озера и водопады в сочетании с разнообразными и интересными порогами дадут богатую пищу для воспоминаний тому, кто пройдет этот маршрут. На Чулышман часто возвращаются вновь, и нас теперь это не удивляет. Возможно, на эту реку вернемся и мы.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!