Всемирный вегетарианский день — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Всемирный вегетарианский день

2019-12-27 151
Всемирный вегетарианский день 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Международный день пожилых людей

Международный день музыки

Памятный день. День Сухопутных войск

День пожилых людей (РФ)

События в России и мире:

1869 — 150 лет назад — Первые почтовые открытки выпущены в Вене. В стоимость открытки входила цена почтовой марки. Идею такой новаторской системы связи высказал девятью месяцами ранее профессор политэкономии Венской военной академии Иммануил Герман в газете «Нойе фрайе прессе». Он же предложил сделать саму пересылку открытки дешевле, чем пересылку письма. В листки из плотной бумаги, размером со стандартный почтовый конверт с линейками для адреса и австро-венгерским гербом, просто «впечатали» марки достоинством два крейцера. «Корреспонденцкарты» моментально завоевали популярность: за первые два месяца их было продано ок. 3 млн.

1884 135 лет назад На Международной меридианной конференции в Вашингтоне принимается решение о введении на всем земном шаре поясного времени. Конференция продолжалась месяц, за это время делегаты собирались восемь раз, протоколы конференции заняли свыше двухсот страниц. Было введено единое время, названное всемирным. За нулевой меридиан был принят меридиан, проходящий через пассажный инструмент Гринвичской обсерватории (Великобритания), известной своими высокоточными меридианными наблюдениями, а всемирным временем было названо Гринвичское среднее время. За это решение проголосовали Великобритания, США и еще 20 стран-участниц конференции, воздержались Франция и Бразилия, против проголосовала только Доминиканская Республика. Согласно решению конференции: «Всемирные сутки — это средние солнечные сутки; они должны начинаться во всем мире в момент средней полуночи на нулевом меридиане, совпадая с началом гражданских суток и датой на этом меридиане, отсчет их должен производиться от нуля до двадцати четырех часов». Конференция приняла рекомендации о введении поясного времени для всех стран. Земной шар был условно разделен на 24 зоны протяженностью в один час.

1934 — 85 лет назад — Проведена Всесоюзная перепись библиотек, констатировавшая быстрый рост библиотечной сети в стране. К сожалению, в переписи не получили полного отражения данные о читателях библиотек, общее число которых в это время составляло 25—30 млн человек. Результаты переписи показали, что ведущее место в системе библиотек страны занимают массовые библиотеки, составляющие 44% от общего числа библиотек. По сравнению с дореволюционным временем их число увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжный фонд — в 10 раз. Значительно выросла сеть сельских библиотек. Их число по сравнению с 1929 увеличилось почти в 2 раза и составило на 1 октября 1934 36,3 тыс. библиотек, т. е. 72% от общего числа массовых библиотек СССР. Кроме того, колхозное крестьянство обслуживали книгой несколько тысяч библиотек колхозов и совхозов, а также машинно-тракторных станций. Улучшилось библиотечное обслуживание населения союзных республик. Все данные переписи свидетельствуют о подлинном расцвете национальной культуры и библиотечного дела в СССР, о массовой ликвидации неграмотности населения в ранее отсталых районах страны. Но перепись библиотек выявила и недостатки — неравномерное распределение между городскими и сельскими библиотеками, недостаточное использование читателями книжного фонда массовых библиотек, слабое развитие межбиблиотечного абонемента, а также крайне неудовлетворительное состояние квалификации работников. По материалам Всесоюзной переписи 1934, в стране имелось свыше 16 тыс. научных и специальных библиотек, в их числе более 3,5 тыс. государственных публичных, вузовских и библиотек научно-исследовательских учреждений с книжным фондом ок. 112,5 млн экз.

События в Москве:

1924 — 95 лет назад — Открыт Московский театр сатиры. В первые годы в репертуаре театра преобладали обозрения (политические, бытовые, иногда пародийные), наряду с которыми ставились и комедии. С начала 1930-х основой репертуара Театра сатиры становится бытовая комедия. В 1940 1950-х этапными для театра стали постановки пьес В. Маяковского «Баня» (постановка Н. Петрова, В. Плучека, С. Юткевича, 1953), «Клоп» (постановка В. Плучека, С. Юткевича, 1955), «Мистерия-буфф» (постановка В. Плучека, 1957). В последующие годы театр обращался к философской трагической сатире, создал цикл спектаклей, вбирающих в себя самые разнообразные жанровые элементы — от трагедии до фарса: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (1966), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1976), «Бег» М. А. Булгакова (1977), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля (1980, 1996), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1982), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1983), «Воительница» Н. С. Лескова (1988), «Идеальный муж» О. Уайлда (1991), «Горячее сердце» А.Н. Островского (1992), «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1994). Начиная с 1960-х, уровень сценической культуры театра в значительной мере определялся работами театрального художника В. Я. Левенталя, оформившего большинство программных спектаклей. В разные годы в театре работали актеры: В. А. Лепко, Т. И. Пельтцер, В. Г. Токарская, Г. Б. Тусузов, Т. Г. Васильева, А. Д. Папанов, А. А. Миронов, З. М. Высоковский, В. К. Васильева, Г. П. Менглет, Б. В. Рунге, М. М. Державин, А. А. Ширвиндт, О. А. Аросева, С. В. Мишулин. На протяжении своего существования театр неоднократно менял адрес: находился в Большом Гнездниковском переулке (д. 10), на Садовой-Триумфальной площади (д. 1/29), на Малой Бронной улице (д. 2.). В итоге он получил в свое пользование здание на Большой Садовой улице (д. 18), в котором находится и по сей день. Это здание (архитектор А. М. Гуржиенко, инженер Б. М. Нилус, 1911) находилось между театром «Зон» и садом «Аквариум» и некогда принадлежало известному цирковому актеру и предпринимателю А. А. Никитину, который вместе со своим сыном, жонглером и дрессировщиком лошадей Н. А. Никитиным, открыл в нем цирк с бассейном, славящийся водными феериями и дрессированными лошадьми. До 1960 на фасаде этого сооружения с большим куполом, фронтоном и плоскими ионическими пилястрами можно было видеть следы надписи «ЦИРКЪ Никитиныхъ», которую сбили после революции, когда здесь работал Второй Госцирк. Постепенно исчезли мелкие детали, окно на фронтоне забили фанерой. В 1926 здание приспособили под выступления мюзик-холла, художественной самодеятельности, Театра народного творчества, Московского театра комедии и, наконец, Театра оперетты, который проработал здесь до 1960. В 1961—1965 по проекту архитектора В. Степанова помещение бывшего цирка было перестроено в Театр сатиры. От старого здания остался только купол, который с высоты птичьего полета напоминает летающую тарелку. В мае 2002 в здании Театра сатиры открылся музей театра.

 

 

В этот день родились:

1754 — 265 лет назад — ПАВЕЛ I (1754—1801), российский император (1796—1801) из династии Романовых. Сын Петра III и Екатерины II. Воспитывался при дворе своей бабки Елизаветы Петровны. С 1783 жил в Гатчине, где имел свой двор. Первым из русских императоров короновался вместе с императрицей в Москве 5 апреля 1797. После коронации Павел I огласил акт о престолонаследии: наследование престола по праву первородства в мужском колене (женщины получают эти права только по пресечении всех мужских представителей династии). Сам Павел I видел себя продолжателем дела Петра I — своего прадеда, на которого желал походить. Деятельность Павла I отличалась импульсивностью и непредсказуемостью. Вводя в стране прусские порядки, он демонстрировал, что намерен положить конец заигрыванию с либералами. Игре в «просвещенный абсолютизм» он, по собственному признанию, противопоставил политику «железной лозы». Павел I ввел строгую цензуру, закрыл частные типографии (1797), запретил ввоз иностранных книг (1800), полицейскими мерами преследовал оппозицию своему режиму, насаждал централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата. Указ Павла I от 12 июня 1797 разрешил сбор средств среди москвичей на постройку казарм, чтобы освободить жителей от военного постоя. В 1798 в Москве были построены Покровские казармы, перед которыми был устроен обширный плац. В 1797 начались работы по возобновлению Земляного вала вокруг Кремля и Китай-города. В Лефортове велось строительство Главного военного госпиталя. В январе 1799 «Указ столичного города Москвы» упразднил Думу, главным городским начальством стал Департамент Комиссии о снабжении столичного города Москвы припасами (император Александр I восстановил прежний порядок управления).

1894 — 125 лет назад — ЧУВАНОВ Михаил Иванович (1894—1988), библиофил, коллекционер. Председатель Московской Преображенской старообрядческой общины старопоморского согласия (с 1967). Член общества «Старая Москва», Общества изучения Московской области, Московского клуба экслибристов, Общества изучения русской усадьбы (главный библиограф общества), Русского библиографического общества и др. Из крестьянской семьи. Систематического образования не получил. В 1910—1920 посещал Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского. В 1910 поступил учеником наборщика в типографию Рябушинских. Работая в различных московских типографиях, прошел путь от типографского рабочего до руководителя типографии. Сблизился с деятелями книги — Б. С. Боднарским, С. А. Соболевским, П. П. Шибановым и др. Рано начал собирать книги (две первые его библиотеки погибли). Библиотека Чуванова содержала уникальное собрание рукописных книг (ок. 600, в т. ч. свыше 40 рукописей XV—XVII вв.), коллекцию кириллической печатной книги XVI—XX вв. (ок. 300 экз.), рукописные и редкие книги о старообрядчестве, собрание книг по истории Москвы (ок. 1200 экз., переданы Чувановым при жизни в ГБЛ), а также ок. 3500 книг с автографами авторов. Коллекцию из 75 икон XVI—XIX вв. Чуванов в 1988 подарил Музею личных коллекций. Жил на станции Ухтомская Московской железной дороги, в доме, построенном по проекту В. М. Васнецова. Похоронен на Преображенском кладбище.

1904 — 115 лет назад — ГОРОВИЦ Владимир Самойлович (1904—1989) (по др. сведениям родился в 1903), пианист. Учился у В. В. Пухальского, С. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда в Киевской консерватории, по окончании которой (1921) концертировал в различных городах Советского Союза. С 1925 жил за границей. Один из крупнейших пианистов мира. Его игра отличалась стихийной динамичностью, исключительной виртуозностью. Прославился исполнением концертов П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, произведений Ф. Листа и его виртуозных транскрипций, некоторые из них (в т. ч. «Пляски смерти» К. Сен-Санса) играл в собственных, еще более виртуозных переработках. Автор фортепианной фантазии на темы оперы «Кармен» Ж. Бизе, ряда парафраз и транскрипций.

ОКТЯБРЯ

 

События в России и мире:

1944 — 75 лет назад — Капитуляция Варшавского восстания. Антифашистское вооруженное выступление в Варшаве 1 августа — 2 октября 1944 было организовано и начато подчиненными польскому эмигрантскому правительству в Лондоне подпольными силами (Армия крайова и др.), рассчитывавшими на захват политической власти в стране. Согласно разработанной военной операции (условное наименование «Буря»), Армия крайова должна была накануне вступления советских войск в Варшаву овладеть столицей в течение 4—5 дней, что дало бы возможность представителям эмигрантского правительства выйти из подполья, захватить всю власть и противопоставить себя демократическим силам, которые 21 июля 1944 образовали в г. Хелм народное правительство — Польский комитет национального освобождения. Восстание против хорошо вооруженных и значительно превышающих по численности сил гитлеровцев было начато 1 августа без учета и знания обстановки на советско-германском фронте, без согласования не только с советским командованием, но даже и с Верховным главнокомандованием войск западных стран. Руководство Варшавского восстания располагало приблизительно 16 тыс. чел. (из которых лишь 3,5 тыс. были вооружены, причем легким оружием). Польские левые демократические силы стремились раскрыть перед поляками политические замыслы лондонского эмигрантского правительства и предотвратить выступление. Однако когда выступления варшавян, горевших желанием сражаться с гитлеровскими оккупантами, стали принимать массовый характер, руководство ЦК Польской рабочей партии отдало приказ всем членам партии и частям Армии людова выйти из подполья и сражаться вместе с восставшими, чтобы направить вооруженное выступление на борьбу за новую, демократическую Польшу.

События в Москве:

1834 — 185 лет назад — На площади Тверская Застава открыта каменная Триумфальная арка в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812, сооруженная по проекту архитектора О. И. Бове. Она заменила деревянные Триумфальные ворота, построенные в 1814.

В этот день родились:

1869 — 150 лет назад — ГАНДИ Махатма (Мохандас Карамчанд) (1869—1948), один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Лидер Индийского национального конгресса (1921—1934). Получив в 1891 юридическое образование в Англии, до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации и петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время Англо-бурской (1899—1902) и Англо-зулусской (1906) войн создавал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам. Свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к Британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.

1914 — 105 лет назад ЛЕВИТАН Юрий Борисович (Юдка Беркович) (1914—1983), диктор Всесоюзного радио и Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Народный артист СССР (1980), народный артист РСФСР (1973), заслуженный артист РСФСР. Родился во Владимире. Мальчика с детства отличал громкий голос, из-за которого он даже получил кличку Труба. Работал диктором Всесоюзного радио с 1931. Обладал редким по тембру и выразительности голосом. В январе 1934 Левитану было поручено читать в ночном техническом эфире гранки газеты «Правда» для стенографисток региональных издательств, отправлявших записанный текст в типографии. 25 января во время очередной ночной трансляции у радиоприемника оказался Сталин, которому очень понравился голос диктора. Он немедленно связался с представителями Радиокомитета и потребовал, чтобы именно Левитан на следующий день зачитал его доклад, подготовленный для XVII съезда ВКП(б). Молодой диктор с блеском выполнил поставленную задачу, в течение 5 часов без единой ошибки, оговорки или запинки читая текст сталинской речи. После этого Сталин распорядился, чтобы все тексты и важные государственные документы отныне озвучивал только Левитан. В короткие сроки Левитан стал наиболее популярным и узнаваемым диктором Всесоюзного радио. Именно он сообщил в эфире о спасении экипажа ледокола «Челюскин» (1934), авиаперелете экипажа Валерия Чкалова в США (1937), успехах арктической экспедиции Ивана Папанина (1937—1938). В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 чтение диктором сводок Совинформбюро, приказов Верховного главнокомандующего и других сообщений имело большое агитационное и пропагандистское значение, оказывало сильное эмоциональное воздействие. В полдень 22 июня он зачитал в эфире Всесоюзного радио сообщение о нападении фашистской Германии на СССР. Подсчитано, что за годы войны Левитан озвучил ок. 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. Позднее, в 1950, диктора попросили заново наговорить часть их на магнитофонную ленту для помещения в архив. Адольф Гитлер назвал Левитана своим «врагом номер один» (под «номером два» в списке Гитлера шел Сталин). 9 мая 1945 в 21 ч 55 мин Левитан зачитал в эфире текст приказа Верховного главнокомандующего о победе над фашистской Германией. После войны Левитан продолжал оставаться ведущим диктором Всесоюзного радио. 12 апреля 1961 он сообщил в радиоэфире о полете первого человека — советского космонавта Юрия Гагарина — в космос. Левитан читал правительственные заявления, вел репортажи с Красной площади, из Кремлевского Дворца съездов, участвовал в создании кинохроники, озвучании фильмов. В 1978—1983 он читал текст в телепередаче «Минута молчания». Всего за годы своей работы на радио Левитан провел ок. 60 тыс. различных передач. В последние годы жизни диктор все реже выходил в эфир, сосредоточившись на работе с молодыми радиостажерами в сфере искусства речи. Левитан был частым гостем различных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Похоронен Юрий Борисович Левитан на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1944), «Знак Почета» (1964), Октябрьской Революции (1974), а также медалями.

1964 — 55 лет назад — СИДИХИН Евгений Владимирович, актер. Окончил ЛГИТМиК (мастерская Л. А. Додина). Работал в Театре им. Ленсовета, с 1993 — в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Одна из ярких театральных ролей — Макдуф в спектакле «Макбет» по У. Шекспиру. Принимал участие в различных антрепризах (Петька в спектакле по пьесе В. Пелевина «Чапаев и Пустота»). Снялся в фильмах: «Прорва», «Русский транзит», «Мания Жизели», «Ретро втроем», «Барак», «Лето, или 27 потерянных поцелуев», «Ковчег», «Антикиллер», «Между жизнью и смертью», «Таксист» и др. Лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства (2000), премии «Золотой орел» (2004). Обладатель приза КФ «Созвездие» (2002), приза МКФ «Лики любви» в Москве (2003), диплома «За исполнительское мастерство» МКФ славянских и православных народов «Золотой витязь» (2003).

 

3 ОКТЯБРЯ

События в России и мире:

1974 — 45 лет назад Образовано Всесоюзное добровольное общество любителей книги (ВОК). Учредительный съезд ВОК, проходивший в Москве 35 октября 1974, утвердил его устав и избрал Центральное правление. Общество книголюбов в течение 30 лет несколько раз изменяло свое название, не меняя в основном своих целей, задач, форм и методов работы с книгой. В 1989 оно было преобразовано во Всесоюзное общество «Книга» (ВОК), в 1992 в Международное сообщество книголюбов (МСК), а в 1997 в Международный союз общественных объединений книголюбов (МСК). Сегодня МСК объединяет всех, кто ценит и любит книгу, заботится о сохранении ее приоритета в духовной жизни личности, стимулирует интерес к серьезному чтению. В МСК входят общества книголюбов из 35 регионов Российской Федерации, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Международный союз книголюбов имеет издательство, Музей экслибриса и миниатюрной книги, издает «Альманах библиофила», сборники экслибрисов и книжной графики, миниатюрные книги, координирует работу клубов книголюбов, любителей миниатюрных книг, музеев книги. МСК ежегодно организует и проводит 23 апреля Всемирный день книги, проводит выставки книг, книжной графики и экслибриса в России и за рубежом, участвует в международных книжных ярмарках и выставках, международных конгрессах экслибриса, поддерживает и развивает связи с международными библиофильскими обществами и фондами чтения.

В этот день родились:

1824 — 195 лет назад НИКИТИН Иван Саввич (1824—1861), поэт. Учился в Воронежской духовной семинарии. В 1859 открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа. Раннее творчество поэта отмечено противоречивыми тенденциями: он отдал дань религиозно-мистическим настроениям, идиллически-созерцательным описаниям природы, но в некоторых его стихах звучали и социальные мотивы («Тишина ночи», «Мщение» и др.). Творческая зрелость поэта относится к периоду общественного подъема середины 1850-х. Большое значение для формирования его мировоззрения имела революционно-демократическая критика, в т. ч. статьи о нем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Тема народной жизни утвердилась в поэме Никитина «Кулак» и стихотворениях: «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча» и др. Беспросветная жизнь крестьян воссоздана в стихотворениях («Ночлег в деревне», «Пахарь», «Нищий», «Поминки» и др.), страдания городской бедноты — в стихах «Портной» и «Мать и дочь». Протестом против несправедливого общественного строя прозвучали стихотворения «Староста», «Опять знакомые виденья» и «Хозяин», поэма «Тарас». С большим уважением писал о Никитине М. Горький, назвав его поэтом «...ярким и социально значительным». Талант Никитина высоко ценили Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский. К его лирике обращались многие композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, Р. М. Глиэр, С. Монюшко и др.). В Воронеже открыт Литературно-мемориальный музей И. С. Никитина (в доме, где поэт жил с 1846).

1899 — 120 лет назад — ВАГИНОВ (ВАГЕНГЕЙМ) Константин Константинович (1899—1934), писатель. Образование получил в петербургской (с 1914 — петроградская) гимназии Я. Гуревича, где проучился с 1908 по 1917. Летом 1917 поступил на юридический факультет Петроградского университета, однако в конце года был мобилизован в Красную армию. Воевал на Польском фронте и за Уралом. В начале 1921 вернулся в Петроград. Еще в гимназии начал писать стихи, подражая «Цветам зла» Бодлера. В поэзии Вагинова одно из центральных мест занимает образ Петербурга. Он собирал и изучал литературу по античной истории и археологии, коллекцию монет. Входил в разнообразные поэтические группы, в большом количестве существовавшие в Петрограде начала 1920-х, а летом 1921 был принят в «Цех поэтов» Николая Гумилева. В то же время (вместе с Н. Тихоновым и С. Колбасьевым) основал группу «Островитяне», связанную с Серапионовыми братьями. В сентябре 1921 «Островитяне» выпустили первый сборник стихов, в котором впервые были напечатаны стихи Вагинова. Автор сборников стихов «Путешествие в хаос» и «Опыты соединения слов посредством ритма», а также романов: «Козлиная песнь», «Труды и дни Свистонова», «Бамбочада» и др.

 

1919 100 лет назад — НАРОВЧАТОВ Сергей Сергеевич (1919—1981), поэт. Герой Соц. Труда (1979). Секретарь СП СССР (1971), первый секретарь Московского отделения СП РСФСР (1971). Окончил МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского и Литературный институт им. А. М. Горького (оба — в 1941). Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. Автор поэтических сборников «Костер», «Солдаты свободы» и «Взыскательный путник», в которых преобладает военная тема. В более поздних книгах («Четверть века», «Через войну», «Полдень») звучат мотивы преемственности революционных и боевых традиций, философского раздумья о прожитом. Лирика Наровчатова открыто гражданственна, отмечена ясностью и простотой стиля. Поэт активно выступает и как литературный критик. Книги «Необычное литературоведение» и «Атлантида рядом с тобой. Критика, полемика, размышления» включают в себя многочисленные высказывания Наровчатова по вопросам русской классической и современной советской поэзии. В 1973 он опубликовал поэму «Василий Буслаев». Лауреат Госпремии РСФСР (1974). Награжден орденом Ленина, тремя др. орденами, а также медалями.

1919 — 100 лет назад МЕЖЕЛАЙТИС Эдуардас Беньяминович (1919—1997), литовский поэт. Народный поэт Литовской ССР (1974). Герой Соц. Труда (1974). Председатель правления СП Литовской ССР (1959—1970). Секретарь правления СП СССР (1959). Член ЦК КП Литовской ССР (с 1960). Депутат Верховного Совета СССР 6—7-го созывов. В 1939 поступил на юридический факультет Университета Витаутаса Великого в Каунасе, который в 1940 был переведен в Вильнюс. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 был военным корреспондентом (1943) в составе 16-й Литовской дивизии. Печатается с 1935. Уже в первых сборниках стихов («Лирика», «Ветер родины», «Мой соловей») проявил себя как поэт яркого лирического дарования. Значительной вехой в его творчестве стала эпическая «Братская поэма», посвященная теме социалистической дружбы народов. В 1957 опубликовал книгу стихов «Чужие камни» — размышления советского поэта-коммуниста о капиталистическом мире. Событием в творческой биографии Межелайтиса и во всей советской поэзии был выход сборника стихов «Человек» (1961). В 1960—1970-е публикует книги поэтической публицистики, в которых высказаны мысли автора о литовском и мировом искусстве: «Лирические этюды», «Хлеб и слово», «Ночные бабочки», «Здесь Литва», «Горизонты», «Барокко Антакальниса», «Янтарная птица». Для детей написаны сборники: «Кем быть», «Что сказала яблонька», «Учительница» и др. Перевел на литовский язык сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др. Произведения поэта переведены на многие языки мира. Лауреат Ленинской премии (1962), Международной премии им. Дж. Неру (1969). Награжден орденом Ленина, тремя др. орденами, а также медалями.

1924 — 95 лет назад — ВОРОБЬЕВ Аркадий Никитич (1924—2012), спортсмен (тяжелоатлет), ученый, писатель. Заслуженный мастер спорта (1952), заслуженный тренер СССР (1964). Доктор медицинских наук (1970), профессор (1972). Ректор Московского областного государственного института физической культуры (1977—1995). Олимпийский чемпион (1956, 1960), бронзовый призер (1952), неоднократный чемпион и рекордсмен мира (26 рекордов мира), Европы и СССР в 1950—1959. Первым из советских штангистов полутяжелого веса удостоен звания чемпиона мира. Высшее достижение Воробьева в троеборье — 472,5 кг (1960). Награжден орденом Ленина (1957), др. орденами, а также медалями.

 

1934 — 85 лет назад — ВОЛКОВ Николай Николаевич (младший) (1934—2003), актер. Народный артист РСФСР (1989), заслуженный артист РСФСР (1972). Родился в Одессе в семье артиста театра и кино Н. Н. Волкова, известного по роли старика Хоттабыча в одноименном фильме (1957). В 1962 окончил Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина. В 1962—1986 (с перерывом) актер Театра на Малой Бронной. Первая серьезная роль — молодой ученый Торчиков («Физики и лирики» Я. Волчека) — явилась заметным событием. С момента создания образа Вершинина («Три сестры» А. П. Чехова, 1968) в спектакле, поставленном А. В. Эфросом, стал одним из любимых актеров выдающегося режиссера. Актер, с его демонстративно-неторопливой манерой двигаться и говорить, с его внешней сдержанностью и кажущейся невыразительностью, иронией и самоиронией, а одновременно с тончайшим лиризмом и сильнейшим внутренним темпераментом, оказался как нельзя более близок эфросовским замыслам и их воплощению на сцене. Немногословность, неулыбчивость, сосредоточенность, подчеркнутая негероичность — вот облик большинства волковских персонажей в спектаклях Эфроса: Кречет («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука), Крестовников («Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова), Фра Лоренцо («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Манагаров и Вознесенский («Человек со стороны» и «Директор театра» И. М. Дворецкого), Дон Жуан («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), Подколесин («Женитьба» Н. В. Гоголя), Отелло («Отелло» У. Шекспира), Собакевич («Дорога» по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). В 1977—1978 и с 1984 актер работал в труппе Театра им. Вл. Маяковского, руководимого А. А. Гончаровым. Здесь им сыграны: Клим Самгин («Жизнь Клима Самгина» по А. М. Горькому), Табунов («Смотрите, кто пришел!» В. К. Арро), Сенека («Театр времен Нерона и Сенеки» Э. С. Радзинского), Панкратов («Летят перелетные птицы» А. М. Галина), Арье Лейб («Закат» по И. Э. Бабелю), Талейран («Наполеон Первый» Ф. Брукнера), Герцог Веронский («Чума на оба ваши дома» Г. И. Горина). В других театрах актером были созданы образы Гаева («Вишневый сад» А. П. Чехова, Театр Антона Чехова) и Луиджи Пальи («Железный класс» А. Николаи, антреприза «Арт-Партнер XXI»). С 1984 преподавал в Высшем театральном училище им. Б. В. Щукина. Здесь им были поставлены студенческие спектакли «Платонов» и «Дядя Ваня» А. П. Чехова, а также выпущен спектакль «Место для курения» В. И. Славкина в Театре им. Вл. Маяковского (1988). В кино с 1966 (фильм «Черт с портфелем»). Среди работ в кино и на телевидении: «Белорусский вокзал» (1970), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Таня» (1974), «Шаг навстречу» (1975), «Женщина, которая поет» (1978), «Впервые замужем» (1979), «Корпус генерала Шубникова» (1980), «Сашка» (1981), «Михайло Ломоносов» (1984), «Битва за Москву» (1985), «Птичье молоко» и «Дорогой Эдисон!» (1986), «Закон» (1989), «Я свободен, я ничей» (1994), «Последующее молчание» (1998), «Досье детектива Дубровского» (1999), «Луной был полон сад» (2000), «Радости и печали маленького лорда» (2002), «Next 3» (2003). Награжден орденом Дружбы народов (1982). Обладатель призов на КФ «Созвездие» (2000) и ОКФ «Киношок» в Анапе (2000).

1949 — 70 лет назад — РОГОЖКИН Александр Владимирович, режиссер и сценарист. Народный артист РФ (2004), заслуженный деятель искусств РФ. В 1972 окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «Искусствоведение» (квалификация «историк-искусствовед»), в 1982 — режиссерский факультет ВГИКа, также учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Работал художником на Ленинградском телевидении (с 1971), художником-декоратором на киностудии «Ленфильм» (1974—1977). С 1984 режиссер киностудии «Ленфильм». Снял фильмы: «Чекист», «Караул», «Жизнь с идиотом», «Третья планета», «Операция “С Новым годом”», «Особенности национальной охоты в осенний период» (признан лучшим российским фильмом 1995 и завоевал множество призов на различных МКФ), «Особенности национальной рыбалки», «Кукушка» (признан лучшим игровым фильмом 2002) и др. Автор сценариев к фильмам: «Третья планета», «Чекист», «Особенности национальной охоты». Лауреат национальной премии «Ника» за лучшую режиссуру (1996) и (2003) и «Золотой орел» (2002).

 

4 ОКТЯБРЯ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.