Международный день спортивного журналиста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Международный день спортивного журналиста

2019-12-27 152
Международный день спортивного журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

События в России и мире:

 

1554 — 465 лет назад — Присоединение Астраханского ханства к России (по др. сведениям 9 июля 1554). В правление Ивана IV Грозного (1533–1584) Московское государство расширилось. В 1550-х войско царя, продвигаясь вниз по Волге, покорило Казанское (1552) и Астраханское (1554) ханства, присоединило земли чувашей, марийцев и удмуртов. Затем последовало покорение Сибирского ханства казаками под предводительством Ермака (?–1585). Эти завоевания сопровождались быстрым экономическим развитием, переселением и освоением новых земель русскими людьми. Московская Русь превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией.

 

В этот день родились:

 

1714 — 305 лет назад — ГЛЮК Кристоф Виллибальд фон (1714–1787), немецкий композитор, один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С именем Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII в. В 1987 в Вене было основано Международное Глюковское общество для изучения и пропаганды творчества композитора.

 

1724 — 295 лет назад — КЛОПШТОК Фридрих Готлиб (1724–1803), немецкий поэт. Автор религиозной эпической поэмы в гекзаметрах «Мессиада». Пытался в своей лирике выразить свободу чувства и поэтической фантазии. Написал трагедии на библейские сюжеты («Смерть Адама», «Соломон», «Давид»), в которых выразил необходимость смирения, трилогию о героическом прошлом Германии («Битва Германа», «Герман и князья», «Смерть Германа»). Приветствовал Великую французскую революцию, ему было присвоено звание почетного гражданина Республики. Однако абстрактно-этическая позиция помешала ему верно оценить якобинский этап революции.

 

1839 — 180 лет назад — МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839–1915), российский живописец. Действительный член Петербургской АХ (1898). В 1863 покинул АХ, став одним из членов-учредителей Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Портретист, мастер внешне эффектных жанровых произведений в духе салонного академизма («Дети, бегущие от грозы») и масштабных жанрово-исторических сцен («Балаганы на Адмиралтейской площади», «Поцелуйный обряд», «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного»).

 

1869 — 150 лет назад — СЕДЕРБЕРГ Яльмар (Яльмар Эмиль Фредерик) (1869–1941), шведский писатель. Учился в Упсальском университете (1890–1891). Первые произведения — роман «Заблуждения» и сборник «Небольшие рассказы». В автобиографическом романе «Юность Мартина Бирка», романе «Доктор Глас», отрицающем право «сильного человека» на преступление, романе «Серьезная игра» и пьесе «Гертруда» раскрыл конфликт между идеалом и действительностью. Несогласие с религиозной моралью выразил в романе «Доктор Глас», трактате «Иисус Варавва» и др. В 1930-е выступал против фашизма. Лауреат Главной премии Девяти (1934) и стипендии Фрединга (1941).

 

1889 — 130 лет назад — НЕСМЕЛОВ (МИТРОПОЛЬСКИЙ) Арсений Иванович (1889–1945), российский поэт, писатель, журналист. Известен под псевдонимами: А. Арсеньев, Н. Арсеньев, Арсений Бибиков, Сеня Смелов, Николай Дозоров, Н. Рахманов, Анастигмат, Розга, Не-пыли. Родился в Москве в семье статского советника. Учился во 2-м Московском кадетском императора Николая I корпусе и Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе. Продолжил обучение в Психоневрологическом институте, открытом В. М. Бехтеревым в Санкт-Петербурге, но не окончил его. В 1910–1911 проходил военную службу. Начал печататься в 1911 в журнале «Нива». В 1915 издал в Москве книгу «Военные странички». Во время Первой мировой войны 1914–1918 служил в 11-м гренадерском Фанагорийском полку, был ранен. Сцены былых сражений получили широкое отражение во многих его произведениях. После Октябрьской революции 1917 принял активное участие в вооруженном сопротивлении большевикам, о чем позднее писал в своей поэме «Восстание». С 1924 находился в эмиграции в Харбине. Произведения этого периода: сборники стихов («Уступы», «Без России», «Белая флотилия»), поэмы «Через океан» и «Протопопица», сборник «Рассказы о войне». После занятия Харбина советскими войсками Несмелова арестовали и, депортировав в СССР, заключили в пересыльную тюрьму в пос. Гродеково вблизи Владивостока, где в сентябре 1945 он скоропостижно скончался.

 

1934 — 85 лет назад — БОРОВСКИЙ-БРОДСКИЙ (БРОДСКИЙ) Давид Львович (1934–2006), советский и российский театральный художник, сценограф. Народный художник РФ (1994), народный художник Украины (2004), заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Член-корреспондент РАХ (2001). Окончил Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко (1950). Работал в театрах Киева, Ленинградском театре комедии, Ташкентском русском драматическом театре им. М. Горького. В 1967 оформил спектакль «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского в Малом театре. С этого времени стал регулярно сотрудничать с московскими театрами, работал на спектаклях режиссеров Л. В. Варпаховского, В. В. Фокина, А. В. Эфроса, О. Н. Ефремова, О. П. Табакова и др. В 1967–1968, будучи главным художником Московского драматического театра им К. С. Станиславского, оформил спектакли: «Хочу быть честным» В. Н. Войновича, «Однажды в двадцатом» Н. М. Коржавина, «Исповедь молодого человека» по роману Ф. М. Достоевского «Подросток» и др. В конце 1960 — начале 1970-х оформил спектакли: «Дон Жуан» Ж.- Б. Мольера и «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова (Московский драматический театр на Малой Бронной), «Валентин и Валентина» М. М. Рощина, «Из записок Лопатина» по К. М. Симонову, «Фантазии Фарятьева» А. Н. Соколовой (Театр «Современник»). Оформил ряд постановок МХАТа: «Дни Турбинных» М. А. Булгакова, «Эшелон» М. М. Рощина, «Иванов» А. П. Чехова, «Утиная охота» А. В. Вампилова, «Все кончено» Э. Олби, «Наедине со всеми» А. И. Гельмана, «Тамада» А. М. Галина, «Колея» В. К. Арро и др. В 1968–1999 художник работал (с перерывом) в Театре на Таганке, с 1973 — в качестве главного художника. В этом театре (а затем и в оперных постановках Ю. П. Любимова на сценах Италии, Германии и др.) его искусство органично вошло в структуру сценического действия. Среди работ: «Мать» М. Горького, «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева, «Час пик» Е. Ставинского, «Живой» по Б. А. Можаеву, «Что делать?» по Н. Г. Чернышевскому, «Гамлет» У. Шекспира, «Деревянные кони» по Ф. А. Абрамову, «Обмен» и «Дом на набережной» по Ю. В. Трифонову, «Мастер и Маргарита» по М. А.Булгакову, «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, «Владимир Высоцкий» (посвященный памяти актера), «Борис Годунов» и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана, «Электра» Софокла, «Медея» Еврипида, «Шарашка» по А. И. Солженицыну и др. В 1990-х Д. Л. Боровский-Бродский создал замечательные спектакли: «…Sorry» А. М. Галина, «Игроки-ХХI» по Н. В. Гоголю (Театр «Ленком); «Механическое пианино» по ранним произведениям А. П. Чехова и «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (Театр-студия п/р О. П. Табакова); «Казанова» М. И. Цветаевой, «Смерть Занда» Ю. К. Олеши, «Живой труп» Л. Н. Толстого (Театр «Эрмитаж») и др. Лауреат Госпремии РФ (1998), премии Президента РФ (2003). Обладатель золотой медали (1971) и главного приза «Золотая трига» (1976) Квадриеннале сценографии (Прага), золотая медали Триеннале сценографии (г. Нови-Сад, Югославия, 1976), премии «Триумф» (1994), золотой медали АХ (1999), премии «Золотая маска» (2001, 2004, 2007, посмертно), Международной премии Станиславского (2004), премии «Хрустальная Турандот» (2006, посмертно). 2 июля 2012 открылся филиал Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина — Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского-Бродского» (Большой Афанасьевский пер., 3).

 

ИЮЛЯ

 

События в России и мире:

 

1944 — 75 лет назад — Красная армия освобождает город Минск от фашистских захватчиков. Войска 3-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Белорусского фронта в результате глубокого обходного маневра штурмом овладели столицей Советской Белоруссии городом Минск — важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на западном направлении.

 

1959 — 60 лет назад — На стыке границ России, Белоруссии и Латвии торжественно открыт «Курган Дружбы». Мемориальный комплекс был сооружен в память о сотрудничестве народов в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 и открыт в день 15-летия соединения партизан советского братского края с отрядами Красной армии. Территория «Кургана Дружбы» занимает три лесные поляны, разделенные речкой и сумрачным в любое время года еловым лесом. Центр мемориала — насыпной холм, на котором растет «Дуб Дружбы». Земля для него была взята с могил партизан и воинов Красной армии. К вершине холма ведут каменные ступени, являющиеся продолжением трех аллей: со стороны России — кленовой, Латвии — липовой и Белоруссии — березовой. У каждой из трех лестниц, сделаны основания для флагштоков. На русской стороне стоит мраморный памятник партизанке 4-й Калининской бригады Марии Пынто. В конце липовой аллеи за мостиком через небольшую речку уже на латвийской стороне — памятник, посвященный Герою Советского Союза Иманту Судмалису, в виде куска необработанного гранита на постаменте. На белорусской земле стоит звезда — памятник подпольной интернациональной молодежной организации деревни Прошки. Мемориальный дом-музей «Дружба» и воссозданная партизанская землянка, открытые 5 июля 1964, рассказывают о славных делах партизан трех стран. Каждый год, в первое воскресенье июля, сюда съезжаются русские, белорусские и латышские партизаны, вспоминают былое, отдают дань памяти павшим. Частью ритуала стал Костер дружбы, который зажигают представители трех республик.

 

В этот день родились:

 

1864 — 155 лет назад — ПЯТНИЦКИЙ Митрофан Ефимович (1864–1927), российский и советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Заслуженный артист Республики (1925). Основатель (1910) Русского народного хора (с 1940 — Государственный русский народный хор им. М. Е. Пятницкого). В 1903 был в составе Музыкально-этнографической комиссии Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Выступал в концертах, исполняя народные песни. Записал на фонографе ок. 400 народных песен (главным образом воронежских), собрал коллекции народных инструментов и костюмов. В 1911 в Москве состоялось первое выступление хора Пятницкого. В 1921–1925 М. Е. Пятницкий преподавал пение в Третьей студии МХАТа.

1929 — 90 лет назадЭДЛИС Юлий (Юлиу) Филиппович (1929–2009), советский и российский драматург и сценарист. Член СП СССР (1962). Окончил Театральную студию им. А. С. Грибоедова и Молдавский педагогический институт. Литературную деятельность начал в 1952. Автор сценариев к кинофильмам («За городской чертой», «Жажда над ручьем», «Свой парень», «Дети как дети», «Прощальные гастроли) и телеспектаклям («Проездом», «Полнолуние», «Тройка»). В 2003 опубликовал книгу воспоминаний «Четверо в дубленках и другие фигуранты».

1934 — 85 лет назад — АЛЕКСЕЕВ Вениамин Васильевич, советский и российский историк, специалист по истории промышленного освоения Сибири и Урала. Кандидат (1964), доктор (1974) исторических наук, профессор (1979). Член-корреспондент АН СССР (1990), действительный член РАН (1997). Основатель (1988) и директор (до 2013) Института истории и археологии Уральского отделения АН СССР (РАН). Внес фундаментальный вклад в разработку процессов модернизации России, истории регионального, индустриального, социального и демографического развития Азиатской России. Основатель научных направлений по изучению роли энергетического фактора в истории общества, индустриального наследия, использования исторического опыта в современной социальной практике. Под руководством, редакцией и с авторским участием подготовлены и изданы «История казачества Азиатской России» (в 3 томах), «Уральская историческая энциклопедия» (два издания), энциклопедия «Металлургические заводы Урала XVII–XX вв.», «Урал в панораме ХХ века» и другие обобщающие труды. Лауреат премии администрации г. Екатеринбурга им. В. Н. Татищева и Г. В. де Геннина (1999, 2002), премии Президиума УрО РАН им. члена-корреспондента П. Рычкова (2001), Демидовской премии (2006). Награжден орденами «Дружбы» (1999), «Почета» (2004), золотой медалью им. академика С. В. Вонсовского (2011).

 

1944 — 75 лет назад — ТЕНЯКОВА (ЮРСКАЯ) Наталья Максимовна, советская и российская актриса. Народная артистка РФ (1994), заслуженная артистка РСФСР (1982). Член ВТО/Союза театральных деятелей РФ (1965). По окончании ЛГИТМиКа (1965) была принята в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, где успешно дебютировала в роли Полли («Трехгрошовая опера» Б. Брехта). В 1968 была приглашена в Большой драматический театр им. А. М. Горького, где сыграла Аглаю в товстоноговском спектакле «Идиот» с И. М. Смоктуновским в главной роли. Среди других ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Вера («Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову), Александра («Фантазии Фарятьева» А. Н. Соколовой), Юлия («Дачники» А. М. Горького). Игру актрисы отличает яркая театральность, импульсивность, острота и выразительность пластического рисунка. В 1979–1987 работала в Театре им. Моссовета. Роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых» была признана публикой одной из самых удачных в репертуаре актрисы. Позже в театре появились спектакли, поставленные специально для нее, — «Гедда Габлер» Г. Ибсена и «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж. Ануя. Более ста раз на малой сцене актриса сыграла роли Софьи Андреевны Толстой («Если буду жив» С. Б. Коковкина) и Фроси («Печка на колесе» Н. А. Семеновой). Среди других спектаклей: «Правда — хорошо, а счастье — лучше» А. Н. Островского, «Тема с вариациями» С. И. Алешина, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. С. Лунгина, «ОБЭЖ» Б. Нушича. С 1988 актриса МХАТа (с 2004 — МХТ) им. А. П. Чехова. Среди работ: Мадлена Бежар («Кабала святош» («Мольер») М. А. Булгакова), Раневская («Вишневый сад» А. П. Чехова), Тася («Новый американец» по С. Д. Довлатову), Сваха («Женитьба» Н. В. Гоголя), Актриса («После репетиции» И. Бергмана), Татьяна («Рождественские грезы» Н. М. Птушкиной), Барабанова («Ретро» А. М. Галина), Гурмыжская («Лес» Н. А. Островского). Сыграла в спектаклях «Стулья» Э. Ионеско и «Провокация» И. Вацетиса в Театре «Школа современной пьесы». В 2003 Театр им. Евг. Вахтангова пригласил актрису в бенефисный спектакль В. С. Ланового «Фредерик, или Бульвар преступлений». В кино с 1966 (фильм «Старшая сестра»). В дальнейшем снималась немного, среди фильмов: «Зеленая карета» (1967), «Гроза над Белой» и «Наши знакомые» (1968), «Али Баба и сорок разбойников» и «Любовь и голуби» (1984), «Чернов/Chernov» (1990), «Чехов и К» (телесериал, 1998). Более 50 ролей сыграны актрисой на телевидении: «Смуглая леди сонетов», «Дядюшкин сон», «Фиеста», «Большая кошачья сказка», «Требуются седые человеческие волосы», «Полковник Шабер», «И свет во тьме светит» и др. Лауреат премии «Золотая маска» (1995), Международной премии Станиславского (2005), театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Мэтры. Лучшая женская роль» (2015), премии Благотворительного фонда Олега Табакова (2016). Награждена орденами Дружбы (1998), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Почета (2016).

 

1964 — 55 лет назад — СЕРЕБРЯКОВ Алексей Валерьевич, советский и российский актер театра и кино. Народный артист РФ (2010), заслуженный артист РФ (1998). Член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ. В 1986 окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (мастерская О. П. Табакова). В 1986–1991 был актером Театра-студии п/р О. Табакова, в 2009–2012 — Театра «Ленком». Играл главную роль в Театре на Таганке в спектакле Романа Виктюка «Федра», в мюзикле «Метро» и антрепризном спектакле «Новый». В кино дебютировал в возрасте 13 лет в телевизионном фильме «Вечный зов». Исполнил главные роли в фильмах: «Антикиллер-2» и «Баязет» (2003), «Штрафбат» (2004), «Дети Ванюхина», «Нелегал», «Побег» и «С Дона выдачи нет» (2005), «Очарование зла» и «Перегон» (2006), «Один день» и «Свои дети» (2007), «Сказка о мужчине и женщине» (2008), «Мужчина в моей голове», «Стая», «Террористка Иванова» и «Шпильки» (2009), «Глухарь в кино», «Золотое сечение» и «Иванов» (2010), «Забытый», «Охотники за бриллиантами» и «ПираМММида» (2011), «Синдром дракона», «Снайпер-2. Тунгус», «Соло на саксафоне» и «Три товарища» (2012), «Агент» и «Ладога» (2013), «Левиафан» и «Москва никогда не спит» (2014), «Клинч» и «Код Каина» (2015), «Доктор Рихтер» (2017), «МакМафия» (2018) и др. Всего участвовал в 142 проектах. В 2012 эмигрировал с семьей в Канаду. Обладатель призов за лучшую мужскую роль на МКФ в Локарно (Швейцария, 1990), КФ «Киношок» (1994), КФ «Виват, кино России!» (СПб, 2000 и 2006), на 45-м Индийском международном фестивале» (2014), а также специального приза жюри КФ «Созвездие» (1993).

 

ИЮЛЯ

 

События в России и мире:

 

1054 — 965 лет назад — В созвездии Тельца вспыхнула самая яркая сверхновая звезда, которую в течение 23 дней днем могли наблюдать древние китайские и японские астрономы, а в ночное время она была видна почти два года. После взрыва звезда превратилась в Крабовидную туманность (Crab Nebula), в центре которой находится пульсар — мощный источник электромагнитного излучения.

 

В этот день родились:

 

1804 — 215 лет назад — ГОТОРН (также ХОТОРН) Натаниель (1804–1864), американский писатель-романтик, классик американской новеллы. Окончил Боудин-колледж (1825). Первый роман «Фэншо» был неудачен. Работая на таможне Бостона и Сейлема, Готторн продолжал писать, издав в 1841 сборник детских рассказов. Пережив краткое увлечение трансцендентализмом, в 1841 примкнул к фурьеристской коммуне «Брук Фарм», члены которой стремились сочетать физический труд с духовной культурой. Историю своего разочарования в фурьеризме изложил в романе «Блайтдейль». Наиболее значительную часть литературного наследия Н. Готорна составляют рассказы.

 

1899 — 120 лет назад — ПИРОГОВ Александр Степанович (1899–1964), советский певец (бас). Народный артист СССР (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Пел в хоре Передвижного театра Реввоенсовета Республики, в московской Свободной опере. В 1924–1954 солист Большого театра. Выдающийся певец, обладал красивым, выразительным и исключительным по силе звучности голосом, актер яркого темперамента и большого драматического дарования. Создал вокально-сценические образы, вошедшие в историю оперного театра: Сусанин, Руслан («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Досифей («Хованщина» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно) и др. Вершина актерского и вокального мастерства певца — партия Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского. Впервые на сцене Большого театра исполнил партии: Маг Чемит («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева), Пестель («Декабристы» Ю. А. Шапорина) и др. Выступал как концертный певец. Лауреат Госпремии СССР (1943, 1949). Награжден двумя орденами Ленина (1937, 1951) и медалями.

 

1939 — 80 лет назад — ШАПИРО Адольф Яковлевич, советский, латвийский и российский режиссер, театральный педагог, драматург. Член Союза театральных деятелей РФ. Президент Российского центра АССИТЕЖ (с 1994). Народный артист Латвийской ССР (1986). Почетный доктор Департамента исполнительских искусств Таллинской театральной академии, Колледжа искусств г. Вильянди (2003) и Шанхайской театральной академии (2011). Окончил режиссерский факультет Харьковского театрального института (1962). В 1962–1992 возглавлял Рижский молодежный театр (до 1989 — Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР им. Ленинского комсомола). На спектаклях Шапиро было воспитано несколько поколений русских и латышских актеров. На рижской сцене поставил спектакли: «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» и «Город на заре» А. Арбузова, «Брат Алеша» В. Розова (по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Двадцать лет спустя» М. А. Светлова, «Человек, похожий на самого себя» З. Паперного, «Чукоккала» (по мотивам сказок К. Чуковского), «Золотой конь» Я. Райниса, «Завтра была война» (инсценировка А. Шапиро по Б. Васильеву), «Демократия» И. Бродского и др. На протяжении долгих лет работал в соавторстве с талантливым театральным художником Мартом Китаевым. С 1993 работает как независимый режиссер. Постановки в Москве: «Кабала святош» М. Булгакова, «Вишневый сад» А. Чехова и «Обрыв» И. Гончарова (МХТ им. А. П. Чехова); «Кабанчик» В. Розова и «Милый лжец» П. Килти (Театр им. Евг. Вахтангова); «В баре Токийского отеля» Т. Уильямса (Театр им. Вл. Маяковского); «Принцесса Греза» Э. Ростана и «Rock’n’roll» Т. Стоппарда (РАМТ); «Последние» и «На дне» М. Горького (Театр п/р О. Табакова); «451 градус по Фаренгейту» по роману Р. Бредбери («Et Cetera» п/р А. Калягина); «Дети Солнца» М. Горького (Малый театр России), опера «Лючия ди Ламмермур» Г. Донецетти (Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немеровича-Данченко); «Мефисто» по мотивам романа Клауса Манна «Мефистофель» (МХТ им. А. П. Чехова). Преподавал и вел мастер классы в США, Германии, Польше, Израиле, Франции, Италии и Бразилии. Постоянно работает в Эстонии. С 2007 является художественным руководителем проектов Санкт-Петербургского государственного театра юных зрителей им. А. А. Брянцева. Лауреат Госпремии Латвийской ССР, премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997), Международной премии им. Станиславского, Международного фестиваля «Балтийский дом» (2004), премии «Золотая маска» (2010), зрительской премии «Жживой театр» в номинации «Режиссер: мэтры» (2012). Награжден орденом Дружбы (2011). Кавалер ордена Креста Земли Марии III степени (Эстония, 2003), командор ордена Трех Звезд (Латвия, 2011).

 

ИЮЛЯ

1969 — 50 лет назад — На месте бывшей деревни Хатынь (Минская область Белорусской ССР) торжественно открыт мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс в память жителей белорусских сел и деревень, полностью уничтоженных фашистскими оккупантами. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь» (коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор — народный художник БССР С. Селиханов) занимает площадь ок. 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокоренный человек» с мертвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем. Перед каждым из сожженных домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

В этот день родились:

 

1789 — 230 лет назад — БУЛГАРИН Фаддей Венедиктович (Ян Тадеуш) (1789–1859), российский журналист, писатель, критик и издатель польского происхождения. В 1825–1859 издавал (с 1831 совместно с Н. И. Гречем) реакционную газету «Северная пчела», в 1822–1828 — журнал «Северный архив» (с 1825 совместно с Н. И. Гречем), в 1825–1839 — журнал «Сын Отечества» (совместно с Н. И. Гречем). Автор нравоописательных романов «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831). Как литературный критик выступал против А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и реалистического направления, которое назвал в одной из полемических статей натуральной школой. Писал доносы на писателей в Третье отделение.

 

1814 — 205 лет назад — САВЕЛЬЕВ Павел Степанович (1814–1859), российский археолог, востоковед-арабист, нумизмат. Член Парижского азиатского общества (1837), Санкт-Петербургского географического общества (1847) и ряда исторических обществ. Окончил Санкт-Петербургский университет (1834) и Институт восточных языков при Министерстве иностранных дел (1837). Еще в университетские годы начал выступать как журналист, печатая статьи в ряде столичных журналов, и продолжал это занятие всю жизнь. В 1837–1841 работал помощником редактора Журнала Министерства народного просвещения и сам печатался в нем. Затем более 10 лет служил в Комитете иностранной цензуры. В 1846 П. С. Савельев стал членом-основателем Русского археологического общества, секретарем и редактором его «Записок», «Трудов» и «Известий». Всего в изданиях Общества Савельев напечатал ок. 70 статей, из которых большая часть относится к нумизматике и археологии Средней и Передней Азии. Автор капитальных трудов «Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. I. Топография кладов с восточными монетами и изделиями VII–XI вв. в России и прибалтийских странах» (1846) и «О джучидских, джагатайских и джелаиридских монетах эпохи Тохтамыша» (1857–1858), удостоенных Демидовской премии. Главная заслуга Савельева заключается в ряде открытий по золотоордынской нумизматике, в новом определении топографии монетных кладов в России и в популяризации нумизматическо-археологических сведений о Востоке.

 

1874 — 145 лет назад — БОДНАРСКИЙ Богдан Степанович (1874–1968), российский и советский книговед, библиограф. Заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Профессор (1921). Доктор педагогических наук (1943). Член (с 1909), секретарь (с 1910), председатель (1920–1929) Русского библиографического общества при Московском университете. В 1913–1929 бессменный редактор журнала «Библиографические известия». В 1920–1921 первый директор Российской центральной (с 1936 — Всесоюзная) книжной палаты. В 1940–1956 профессор Московского библиотечного института. Основной труд Б. С. Боднарского — «Библиография русской библиографии» — содержит обзор русской библиографической литературы с 1913 по 1925 включительно. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

1889 — 130 лет назад — КОКТО Жан (Жан Морис Эжен Клеман) (1889–1963) французский писатель, киносценарист. Член Французской академии (1955). Дебютировал как поэт-символист. Для поэтического творчества периода Первой мировой войны 1914–1918 и послевоенных лет свойственны тенденции кубо-футуризма и дадаизма (сборник «Стихи»). В дальнейшем поэзия развивается от «неоклассики» (поэма «Церковное пение») к сюрреализму (сборник «Опера»). Среди романов наиболее известны «Самозванец Тома» и «Трудные дети». Как драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Автор психологической монодрамы «Человеческий голос» и пьесы «Трудные родители». С 1930-х работал как киносценарист и кинорежиссер (фильмы «Орфей», «Кровь поэта», «Завещание Орфея»). Командор ордена Почетного легиона.

 

ИЮЛЯ

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.