Всемирный день гражданской обороны — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Всемирный день гражданской обороны

2019-12-27 174
Всемирный день гражданской обороны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

События в России и мире:

1809 — 210 лет назад — Торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Ее создание явилось следствием всеобщей реформы духовного образования 1808–1809, в результате которой Александро-Невская духовная академия (до 1797 — Главная семинария) была разделена на три самостоятельные духовные учебные заведения — Санкт-Петербургскую духовную академию (высшая школа), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя школа) и Александро-Невское духовное училище (низшая школа). Были введены ученые степени доктора, магистра и кандидата богословия. Первый выпуск реформированной Духовной академии состоялся в 1814. Первоначально семинария располагалась в стенах Александро-Невской лавры, а в 1841 была переведена в специально выстроенное для нее здание. В 1887 к нему была сделана пристройка, куда переместили храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1918 все духовные учреждения в Петрограде были закрыты. 1 сентября 1946 была учреждена Ленинградская духовная академия, а Ленинградская духовная семинария сформирована на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 состоялось торжественное открытие академии и семинарии, разместившихся в здании семинарии. В 1998 в Санкт-Петербургской академии начался переход на новую систему духовного образования. Отныне семинария становилась высшим учебным заведением с 5-летним сроком обучения; был введен ряд новых предметов, а также защита дипломной работы. Духовная академия фактически по статусу приравнивалась к аспирантуре, срок обучения в ней на стационаре сокращался с 4 до 3 лет. Все студенты академии должны были, начиная с первого курса, учиться и заниматься написанием кандидатской диссертации. В 2008 было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария была преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия — в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2 лет, а также была создана аспирантура, где срок обучения колеблется от трех до пяти лет. В настоящее время Санкт-Петербургская духовная академия (СПбДА) — старейшее духовное учебное заведение РПЦ с академической магистратурой и аспирантурой, духовной семинарией (бакалавриатом), заочным, регентским и иконописным отделениями, факультетом иностранных студентов, на которых в общей сложности обучаются более 900 студентов и аспирантов. В состав профессорско-преподавательской корпорации входит почти 100 членов, среди которых много профессоров и преподавателей светских вузов Санкт-Петербурга. Библиотека духовной академии является одной из самых крупных в православном мире, количество хранящихся в ней печатных изданий постоянно увеличивается, и к 2014 ее общий фонд составил более 300 тыс. книг.

В этот день родились:

1799 — 220 лет назад — ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799–1862), российский композитор. Член Общества любителей русской словесности (1829). Учился в Санкт-Петербурге на инженера-путейца. Самостоятельно брал уроки фортепиано, скрипки, композиции. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара Императорских московских театров. В 1848–1860 управляющий конторой Дирекции Императорских московских театров. В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. Он автор шести опер («Пан Твардовский», «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев», «Громобой» и др.), из которых лучшая — «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина. Является одним из основоположников жанра русской оперы-водевиля (создал более 30 произведений), прославился также романсами («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…», «Старый муж, грозный муж»), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике композитор создал новый жанр — балладу — повествовательно-драматическое сочинение для солиста с инструментальным сопровождением («Черная шаль», «Бедный певец» и «Ночной смотр», «Три песни скальда» и др.).

 

1904 — 115 лет назад — МИЛЛЕР Гленн (Олтон Гленн) (1904–1944), американский тромбонист, джазовый композитор и дирижер. В 1935 он стал музыкальным руководителем и аранжировщиком оркестра Р. Нобла, разработал новое оригинальное поющее звучание группы саксофонов с кларнетом. В 1938 собрал собственный оркестр, ставший самым популярным биг-бэндом. В 1938–1942 оркестр Гленна Миллера записал на пластинки более двухсот композиций. Мировое признание оркестру принесло участие в фильмах «Серенада Солнечной долины» и «Жены оркестрантов». В 1942 музыкант сформировал Оркестр ВВС США. В 1944 он пропал без вести во время перелета из Англии во Францию. Лауреат премии «Грэмми» в номинации «За жизненные достижения» (2003, посмертно).

 

1924 — 95 лет назад АГАШИНА Маргарита Константиновна (1924–1999), советская и российская поэтесса. Член СП СССР (1949). В 1950 окончила Литературный институт им. А. М. Горького. С 1951 жила и работала в Волгограде. Автор двух десятков сборников стихов, среди которых наиболее известны: «Сорок трав», «Стихи о моем солдате», «Не просто женщине живется», «Платок», «Девичник», «Бабье лето», «Избранное». На ее стихи написаны всенародно любимые песни: «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок», «Что было, то было», «Волгоградское танго», «Растет в Волгограде березка» и др. Лауреат премии «Сталинград» (1996). Награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Почетный гражданин Волгограда (1993).

 

МАРТА

События в России и мире:

1954 — 65 лет назад Вышло постановление пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР был намечен комплекс мероприятий по введению в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. За 1954–1960 в СССР было поднято 41,8 млн га целины и залежи. Освоение целины шло форсированными темпами: только в первые два года было создано 425 зерновых совхозов-гигантов. Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей новые земли давали высокие урожаи, а с середины 1950-х — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако желаемой стабильности добиться не удалось: в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, а в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв настоящей бедой стали пыльные бури. Освоение целины, превращенное в очередную кампанию, вступило в стадию кризиса, эффективность ее возделывания упала на 65 %.

1969 — 50 лет назад — Начало советско-китайского вооруженного конфликта. По условию Пекинского договора (1860) граница между Россией и Китаем проходила по берегам рек Амур и Уссури. Остров Даманский Китай считал своим, поскольку он находится по его сторону от фарватера реки. В 1960-е произошли многочисленные провокации со стороны китайских пограничников, военных и гражданских лиц. Очередная провокация привела к конфликту. 2 марта 1969 китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы Нижне-Михайловка и семь пограничников. В бою за о. Даманский погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться на острове не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить остров, которая также была отбита. В сражении с обеих сторон принимали участие не только пограничные, но и регулярные войска, артиллерия, танки, ракетные установки. В сентябре 1969 была достигнута договоренность о сохранении существующего положения советско-китайской границы, в т. ч. и в районе о. Даманский. По Соглашению между СССР и КНР о советско-китайской границе (ее восточной части) от 19 мая 1991 граница была проведена по фарватеру р. Уссури и о. Даманский отошел Китаю.

1994 — 25 лет назад Указом Президента РФ от 2 марта 1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» учреждены: орден «За заслуги перед Отечеством», орден Мужества, орден «За военные заслуги», орден Почета, орден Дружбы, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медаль «За отвагу», медаль «За спасение погибавших», медаль Суворова, медаль Ушакова, медаль Нестерова, медаль «За отличие в охране государственной границы», медаль «За отличие в охране общественного порядка», знак отличия «За безупречную службу».

В этот день родились:

1709 — 310 лет назад ЖИЛЛЕ Николя-Франсуа (1709–1791), французский скульптор. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Первый профессор скульптуры Императорской академии наук и художеств (1758–1777), учитель первых русских скульпторов — Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина и др. Мастер станковой и декоративно-орнаментальной скульптуры. В его произведениях черты рококо сочетаются с отдельными элементами классицизма: «Парис с яблоком» (мрамор, 1757), «Аллегория живописи» (1758–1760), бюст П. И. Шувалова (1759), бюст великого князя Павла Петровича (1765) и др. В 1760–1762 он исполнял «резные фигуры» для помещений нового Зимнего дворца, в 1770 — «резные свинцовые фигуры» для покоев Павла Петровича в Зимнем дворце. В 1778 вернулся в Париж.

1824 — 195 лет назад СМЕТАНА Бедржих (1824–1884), чешский композитор, дирижер, пианист. В 1847–1856 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. С 1862 выступал как дирижер и пианист в Праге, преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкальных мероприятий. В 1866–1874 оперный дирижер во «Временном театре», руководил постановкой собственных опер, написанных в эти годы. Композитор разработал основные жанры чешской оперы: исторический («Бранденбуржцы в Чехии»), комический («Проданная невеста»), трагический («Далибор»), эпический («Любуше»). Автор оркестровых сочинений (цикл «Моя Родина» и др.), струнных квартетов, хоров, «Чешских танцев» для фортепиано и др.

1824 — 195 лет назад — УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824–1871) (по др. сведениям родился 2 марта 1823), российский педагог, литератор, журналист. Основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. Преподавал в звании профессора в Демидовском лицее Ярославля, в 1854–1862 вел занятия, инспектировал в Гатчинском и Смольном институтах. Педагог требовал демократизации народного образования и воспитания. Выдвигал проекты, ликвидирующие пропасть между начальным и средним образованием. Автор первых в России учебников для начального обучения детей «Родное слово» (1864) и «Детский мир» (1861), выдержавших до революции десятки изданий, и незаконченного грандиозного труда «Педагогическая антропология», посвященного «душевной жизни человека во всех его взаимосвязях». В 1945 СНК СССР учредил медаль К. Д. Ушинского для награждения педагогов России, в 1999 учреждена ведомственная медаль К. Д. Ушинского Министерства образования и науки РФ. Его именем названа Государственная научная педагогическая библиотека в Москве.

1834 — 185 лет назад — ИВАНОВ Лев Иванович (1834–1901), российский артист балета и балетмейстер. С 1852 артист Большого (Каменного) (с 1860 — Мариинский) театра в Санкт-Петербурге, с 1869 ведущий танцовщик. Первый исполнитель партий Гигеса («Царь Кандавл» Ц. Пуни), Базиля и Солора («Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Ф. Минкуса). С 1885 второй балетмейстер, затем помощник М. И. Петипа. Создал выдающиеся образцы симфонической разработки танца — характерного (половецкие пляски в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина) и классического (танец снежных хлопьев в «Щелкунчике» и сцены на озере в «Лебедином озере» П. И. Чайковского). Деятельность балетмейстера — вершина академического стиля русского балета.

1859 — 160 лет назад — ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (РАБИНОВИЧ Шолом Нохумович) (1859–1916), еврейский писатель. Один из основоположников литературы на идиш. Изучал Библию и Талмуд в хедере и дома, под наблюдением отца. После окончания русской гимназии в Переяславле (1876) давал частные уроки русского языка. Тогда же написал первый рассказ «Еврейский Робинзон Крузо» на русском языке. С 1905 жил с семьей в Швейцарии, затем в Германии. В 1914, как русский подданный, был выслан из страны и уехал в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни. В самых известных произведениях писателя дана галерея национальных типов: «Менахем Мендл» (1892), «Тевье-молочник» (1894–1914), «Блуждающие звезды» (1909–1911), «Мальчик Мотл» (1907–1916), «Кровавая шутка» (1913) и др. Для творчества Шолом-Алейхема характерны сплав юмора и лиризма, точная психологическая и бытовая деталь. По его произведениям ставятся спектакли. В 1997 в Киеве писателю был открыт памятник, в 2001 установлен бюст перед зданием Драматического театра на Малой Бронной в Москве.

 

1884 — 135 лет назад — СТЕПУН Федор Августович (1884–1965), российский и советский философ, писатель, литературный критик. Учился философии в Гейдельбергском университете в Германии. В 1910 в России стал организатором международного ежегодника по философии культуры «Логос». С началом Гражданской войны 1918–1921 руководил Показательным театром революции в Москве. В 1922 был выслан из страны. В 1920-е работал в эмигрантском литературном журнале «Современные записки», в 1930-е — в парижском журнале «Новый град». Преподавал в Дрезденском университете (до 1937). С 1946 профессор философии Мюнхенского университета. В своих философско-эстетических трудах отражал трагизм современного безрелигиозного сознания, душевно-опустошенной «технологической» культуры XX в.: «Жизнь и творчество» (1923), «Большевизм и христианское существование» (1962). Автор мемуаров «Бывшее и несбывшееся» (1956), очерков о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. А. Блоке, И. А. Бунине и др. («Встречи», 1962).

 

1894 — 125 лет назад — ОПАРИН Александр Иванович (1894–1980), российский и советский биолог и биохимик, создатель научно-обоснованной теории возникновения жизни на Земле. Доктор биологических наук (1934). Герой Соц. Труда (1969). Член-корреспондент (1939), действительный член (1946) АН СССР (1946), академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР (1948–1955). Президент Международного общества по изучению происхождения жизни (1970), почетный член многочисленных иностранных академий наук. В 1917 окончил Московский университет, работал в ряде вузов и научно-исследовательских институтов. В 1942–1960 заведующий кафедрой биохимии растений МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1935 совместно с А. Н. Бахом организовал Институт биохимии АН СССР, до 1946 заместитель директора, затем директор этого института. Основные труды по биохимическим основам переработки растительного сырья, действию ферментов в растении, проблеме возникновения жизни на Земле. Опарин показал, что в основе технологии производства ряда пищевых продуктов лежит биокатализ. Разработал основы технической биохимии в СССР. Опубликовал свою книгу «Происхождение жизни» (1924). Лауреат Ленинской премии (1974), премии им. А. Н. Баха. Награжден орденами Ленина (1953, 1964, 1967, 1969, 1974), Трудового Красного Знамени (1944), Отечественной войны II степени (1945), Большой золотой медалью им. М. В. Ломоносова АН СССР (1979), а также иностранными орденами и медалями.

 

1939 80 лет назад — БОГАЧЕВА Ирина Петровна, советская и российская оперная певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1976), народная артистка РСФСР (1974), заслуженная артистка РСФСР (1970). Окончила Ленинградскую (ныне — Санкт-Петербургская) государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. С 1965 солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр), где дебютировала в «Пиковой даме» П. И. Чайковского. В 1968–1969 стажировалась в миланском Театре Ла Скала. В Италии и Ленинграде исполнила ведущие партии в произведениях мировой оперной классики. Среди лучших ролей: Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Амнерис, Азучена и Прециозилла («Аида», «Трубадур» и «Сила судьбы» Дж. Верди), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Марта Скавронская («Петр Первый» А. П. Петрова). С 1978 ведет класс сольного пения в Санкт-Петербургской консерватории, профессор (1982), завкафедрой сольного пения вокально-режиссерского факультета. Лауреат Госпремии СССР (1984), Госпремии РСФСР (1973), Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1962, II премия), Международного конкурса вокалистов им. Вила Лобоса (Рио-де-Жанейро, 1967, I премия), театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, 2012), Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2017). Награждена орденами Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» III (2000) и IV (2009) степени, Почета (2015) и др. Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2000).

1969 — 50 лет назад — ПОРЕЧЕНКОВ Михаил Евгеньевич, российский актер театра и кино, кинорежиссер, продюсер, телеведущий. Заслуженный артист РФ (2006). Член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ и Национальной академии кинематографических искусств и наук России. По окончании СПбГАТИ (1996) работал в Театре «На Крюковом канале» и в Театре им. Ленсовета в Санкт-Петербурге. В 2002 дебютировал на сцене МХАТа (с 2004 — МХТ) им. А. П. Чехова. Исполнитель ролей в спектаклях: «Утиная охота» А. Вампилова (2002), «Белая гвардия» М. А. Булгакова (2004), «Гамлет» У. Шекспира (2005), «Крейцерова соната» Л. Толстого (2008), «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса (2014). В Театре п/р О. Табакова играл Мальволио в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира (2013). В кино с 1994. Получил широкую известность после роли Алексея Николаева, главного героя шпионского сериала «Агент национальной безопасности». Лауреат премии «Созвездие», премии им. В. Стржельчика (1999), премии ФСБ в номинации «Актерская работа» за главную роль в художественном фильме «Ликвидация» и создание образов российских офицеров в других фильмах (2008), премии Олега Табакова (2009), Российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший» за исключительные достижения в актерском драматическом искусстве (2017).

 

МАРТА

Всемирный день писателя

События в России и мире:

1944 — 75 лет назад — Указами Президиума Верховного Совета СССР учреждаются ордена Ушакова и Нахимова I и II степени и медали Ушакова и Нахимова. Орденом Ушакова награждались офицеры ВМФ за выдающиеся успехи в морских операциях и достижение победы над численно превосходящим врагом в боях за Родину. Орденом Нахимова награждались офицеры ВМФ за выдающиеся успехи в морских операциях, нанесение противнику значительного урона и сохранение своих основных сил в боях за Родину. Ордена Ушакова и Нахимова сохранены в системе наград Российской Федерации. Медаль Ушакова была учреждена Указом Президента РФ от 2 марта 1994 № 442.

В этот день родились:

1824 — 195 лет назад — АБРИКОСОВ Алексей Иванович (1824–1904), российский предприниматель, фабрикант, общественный деятель. Почетный потомственный гражданин (1870). В 1847 основал кондитерское заведение и превратил его в крупное производство — фабрично-торговое товарищество «А. И. Абрикосов и сыновья» (ныне — ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»). Поставщик Двора Его Императорского Величества. Один из основателей и деловой участник Московского учетного банка, Московского купеческого общества взаимного кредита, страхового общества «Якорь». Член Учетно-ссудного комитета Московской конторы Государственного банка (1871–1873). Абрикосова н азывали «шоколадным королем России». Он владел также кондитерскими и чайными магазинами в Москве. Занимался общественной и благотворительной деятельностью. Был м ноголетним старостой и жертвователем церкви Успения на Покровке, членом Комитета помощи семьям убитых и раненых в Русско-турецкую войну 1877–1878. По инициативе жены предпринимателя, А. А. Абрикосовой, при фабрике был открыт бесплатный детский сад (один из первых в России) для детей матерей-работниц, организованы родильный приют и женская лечебница. Награжден орденами Святой Анны II степени и Святого Станислава II степени, а также золотой медаль «За усердие» на Андреевской ленте (1876).

1834 — 185 лет назад ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (1834–1892) (по др. сведениям родился 19 (31) января 1834), российский предприниматель, общественный деятель, коллекционер, благотворитель. Брат Павла Михайловича Третьякова. Гласный Московской городской думы (1866). Московский городской голова (1877–1881). Член Московского отделения Русского музыкального общества (в 1869–1889 председатель) и Московского художественного общества. Родился в Москве в купеческой семье. Созданная в 1860 фирма «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», кроме торгового дома, владела льняной мануфактурой в Костромской губернии. Общественная служба Третьякова началась в 1866 во время эпидемии холеры с должности окружного попечителя по Якиманской части. Участвовал в подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве. Под влиянием брата С. М. Третьяков увлекся коллекционированием. Первоначально покупал картины русских художников у самих авторов — В. В. Верещагина, В. Г. Перова, А. А. Иванова, А. И. Куинджи, С. Ф. Щедрина, И. Н. Крамского, Ф. А. Васильева и др. С первой половины 1870-х Третьяков, не желая составлять конкуренцию брату, остановил свой выбор на современной европейской живописи. Ядро коллекции составили картины французских художников 1840–1880-х. Впоследствии он приобретал и произведения немецкой, нидерландской, испанской школ. В общей сложности в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников. В 1871 собиратель приобрел и в 1872–1875 перестроил по проекту архитектора А. С. Каминского особняк на Пречистенском бульваре (ныне — Гоголевский бул., 6), где разместилась его художественная коллекция. Здесь бывали представители московской интеллигенции, художники и музыканты. Третьяков был известен в Москве и как благотворитель. Он жертвовал деньги «на госпитальные нужды», на ополчение, детские приюты, больницы, училища, выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1856 в память военных событий 1853–1856 был награжден бронзовой медалью на Аннинской ленте. В 1870–1871 вместе с братом устроил проезд с ул. Никольской, получивший название Третьяковский проезд. В 1881–1887 на свои средства издавал «Художественный журнал». По завещанию С. М. Третьякова после его смерти коллекция перешла в распоряжение брата. Собрание было перевезено в Лаврушинский переулок и первоначально размещалось в одном из залов, оборудованных для коллекции П. М. Третьякова, а в 1898 выставлено в двух специально для него пристроенных залах. Первый зал носил мемориальный характер, здесь висел портрет С. М. Третьякова, написанный В. А. Серовым. В 1925 картины западной школы в основном были переданы в Музей изящных искусств (ныне в ГМИИ им. Пушкина их насчитывается более сорока). Несколько картин оказалось в Эрмитаже. Кавалер орденов Святого Станислава I и III степени, Святой Анны III степени и Святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

 

1899 — 120 лет назад ОЛЕША Юрий Карлович (1899–1960), советский писатель. Начал печататься в 1918. С 1922 жил в Москве. Работал в газете «Гудок» (1923–1929), выступал со стихотворными фельетонами под псевдонимом «Зубило». В 1927 опубликовал роман «Зависть» о торжестве в советской системе бездарности над талантом. В 1928 вышла в свет яркая и увлекательная книга — «Три толстяка», которая и ныне остается любимым детским чтением. В 1931 появился сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет, а на сцене Государственного театра им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы «Список благодеяний». В 1934 писатель закончил кинопьесу «Строгий юноша». В дальнейшем Олеша писал в основном рецензии, заметки, очерковые зарисовки, иногда — рассказы. Он написал воспоминания о современниках — В. В. Маяковском, А. Н. Толстом, И. Ильфе и др., этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендаль, А. П. Чехов, Марк Твен и др.). По сценариям писателя были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина». Для Театра им. Евг. Вахтангова он инсценировал роман Ф. М. Достоевского «Идиот» (1958). После смерти писателя вышли его автобиографические записки «Ни дня без строчки» (1961). Для прозы Олеши характерны афористичность, тонкая ирония, неожиданные метафоры и сравнения.

1914 — 105 лет назад — ОКУНЕВСКАЯ Татьяна Кирилловна (1914–2002), советская и российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1947). В юности была приглашена на съемки фильмов. В 1933 М. И. Ромм предложил Окуневской сняться в фильме «Пышка» по Мопассану на студии «Мосфильм». Вскоре она стала актрисой Реалистического театра п/р Н. П. Охлопкова, где дебютировала в роли Наташи в спектакле по пьесе М. Горького «Мать» (1933). Играла в спектаклях: «Бравый солдат Швейк» по Я. Гашеку (1933), «Железный поток» по А. Серафимовичу (1934), «Отелло» У. Шекспира (1936), «Кола Брюньон» по Р. Роллану (1937) и др. После увольнения из Реалистического театра в 1937 как дочь врага народа была зачислена в штат Горьковского театра драмы «артисткой первого положения». Играла в пьесе «Год девятнадцатый» И. Л. Прута и др. Снялась в фильмах: «Горячие денечки» (1935), «Последняя ночь» (1936), «Майская ночь» (1940), «Александр Пархоменко» (1942) и в короткометражном фильме «Ночь над Белградом» (1941), где она впервые пела с оркестром. В 1941–1943 находилась в эвакуации в Ташкенте. По возвращении в Москву была принята в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола. До 1948 с большим успехом играла в спектаклях «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и «Юность отцов» Б. Л. Горбатова. Снялась также в послевоенных фильмах: «Давид Гурамишвили» (1946) и «Мальчик с окраины» (1947). 13 ноября 1948 Окуневская была арестована по статье 58.10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). После ареста актриса провела 13 месяцев в общей камере. Затем ее осудили на 10 лет и отправили в Степлаг в Джезказгане, позже она побывала еще в 4 лагерях. В 1954 Окуневская была выпущена на свободу. В 1955 актриса вернулась в Театр им. Ленинского комсомола. В 1959–1979 работала в Госконцерте и Москонцерте, с 1979 — по договорам. В 1992 был опубликован ее автобиографический роман «Татьянин день». После публикации воспоминаний актриса вернулась в кино, сыграв одну из главных ролей в фильме «Принципиальный и жалостливый взгляд» (1996). Среди других картин: «Это было в Донбассе» (1945), «Ночной патруль» (1957), «Звезда балета» (1964), «Ошибка резидента», «Конец операции “Резидент”» (1986), «Дикая любовь» (1993), «Граница. Таежный роман» (2000), «Сверчок за очагом» (2001) и др. В 2002 об актрисе вышел фильм Р. М. Литвиновой «Нет смерти для меня». За большой вклад в отечественную культуру имеет благодарность Президента РФ (1995).

1929 — 90 лет назад — ТОКМАКОВА (МАНУКОВА) Ирина Петровна, советская и российская детская писательница и драматург. Окончила филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Литературную деятельность начала с перевода шведских народных песенок (1959). Потом были изданы ее переводы шотландских народных песенок, а затем ее собственные стихи, сказки и пьесы. Писательница перевела на русский язык и прозаические произведения: «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсена» С. Лагерлеф, «Питер Пен» Д. Барри, «Ветер в ивах» К. Грема. Лучшими театрами страны поставлены ее пьесы: «Морозко», «Заколдованное копытце», «Кукареку», «Звездоход Федя», «Звездные мастера» и др. Несколько пьес были созданы ею совместно с С. Л. Прокофьевой: «Стрела Робин Гуда», «Андрей Стрелок и Марья Голубка», «Подарок для Снегурочки», «Иван-богатырь и Царь-девица». Среди произведений писательницы есть необычные повести-сказки — «Аля Кляксич и буква “А”», «Может, Нуль не виноват?», «Вместе почитаем, вместе поиграем, или Приключения в Тутитамии», «Станем грамотеями, или В гостях у Мудрослова». Это повести-игры, при помощи которых можно научиться читать и считать, выучить основы грамматики. Лауреат Госпремии РФ за произведения в области литературы и искусства для детей и юношества (2003), Российской литературной премии им. Александра Грина (2002), премии Льва Толстого «За вклад в развитие литературы для детей и детского чтения» в номинации «Художественная проза и поэзия».

МАРТА

События в России и мире

1799 — 220 лет назад Взятие крепости Корфу десантом эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова во время Средиземноморского похода (1798–1800). Могущественная крепость о. Корфу, до тех пор никем еще не побежденная и считавшаяся неприступной, уступила храбрости и искусству русских моряков. С взятием Корфу было закончено освобождение Ионических островов от власти французов и положено начало независимости Греции. На освобожденных островах под временным протекторатом России и Турции была создана Республика Семи Островов с демократической конституцией, основы которой были предложены Ф. Ф. Ушаковым. Это первая со времен падения Константинополя форма греческой государственности, существовавшая в 1800–1807 в качестве протектората, по форме турецкого, по сути русского, на островах Керкира, Паксос, Лефкас, Кефалиния, Итака, Закинф и Китира в Ионическом море. Россия приобрела на Средиземном море военную базу.

1919 — 100 лет назад На Первом (учредительном) конгрессе Коммунистического интернационала в Москве по инициативе РКП(б) и ее руководителя В. И. Ленина создается Третий интернационал (Коминтерн) международная организация, объединяющая коммунистические партии различных стран для развития и распространения идей революционного интернационального социализма. Является историческим преемником Первого интернационала (1864–1876) и Второго интернационала (1889–1914), распавшегося после начала Первой мировой войны 1914–1918. Коминтерн прекратил свою деятельность 8 июля 1943.

В этот день родились:

1879 — 140 лет назад — КЕЛЛЕРМАН Бернхард (1879–1951), немецкий писатель. Образование получил в Высшей технической школе в Мюнхене. На его ранние романы («Йестер и Ли» и др.) оказал влияние неоромантизм. Роман «Туннель» (1913) ознаменовал переход писателя к современной социальной тематике. В романе «Город Анатоль» он создал образ города, охваченного предпринимательской лихорадкой. После 1945 Б. Келлерман стал активным участником демократического обновления немецкой культуры, одним из основателей и руководителей объединения передовой интеллигенции ГДР «Культурбунд». В романе «Пляска смерти» (1948) он раскрыл преступную сущность фашизма. В 1948, после поездки в СССР, написал книгу очерков «Мы возвращаемся из Советской России», в которой с большой симпатией рассказал о жизни СССР. Лауреат Национальной премии ГДР (1949).

1909 — 110 лет назад — МАЛЮГИН Леонид Антонович (1909–1968), советский драматург, сценарист, литературный критик. Член СП СССР (1940), Союза кинематографистов СССР, Всесоюзного театрального общества. Окончил Государственный институт истории искусств в Ленинграде (1931). С 1925 работал в газетах и журналах: «Красная газета», «Под знаменем Советов», «Гудок», «Полярная Звезда» и др. В 1935–1937 заведовал литературной частью Реалистического театра п/р Л. С. Вивьена в Ленинграде. С 1937 заместитель редактора журнала «Искусство и жизнь». В 1940–1946 был завлитом Большого драматического театра (БДТ) им. М. Горького. В ноябре 1943 в блокадном Ленинграде организовал театральную студию БДТ. В 1942 в БДТ состоялась премьера первой пьесы Малюгина — «Дорога в Нью-Йорк». В 1944 написал лирико-героическую комедию «Старые друзья», которая была поставлена в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой. В 1946 Л. Малюгин переехал в Москву, стал членом редколлегии газеты «Советская культура», преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. Автор ряда лирических комедий 1950–1960-х о молодежи, историко-биографических пьес, посвященных Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Некрасову («Молодая Россия»), А. П. Чехову («Насмешливое мое счастье»), А. Сент-Экзюпери («Жизнь Сент-Экзюпери»). По его сценариям поставлены художественные фильмы: «Поезд идет на Восток», «Сюжет для небольшого рассказа» и др. Автор трудов о театре. Лауреат Госпремии СССР (1946). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

1919 — 100 лет назад — БЕЛЯКОВ Ростислав Аполлосович (1919–2014), советский и российский авиаконструктор. Герой Соц. Труда (1971, 1982). Доктор технических наук (1973). Член-корреспондент (1974), действительный член (1981) АН СССР. Генеральный конструктор ОКБ «МиГ» (1970–1998), почетный генеральный конструктор самолетов «МиГ» (1998–2014). Депутат Верховного Совета СССР девятого-одиннадцатого созывов (1974–1989). Внес фундаментальный вклад в развитие ряда научных направлений, связанных с проектированием самолетов и их систем. Лауреат Ленинской премии (1972), Госпремии СССР (1952, 1988). Награжден орденами Ленина (четырежды), Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», золотой медалью им. А. Н. Туполева (1987).

1939 — 80 лет назад — ЛУЖИНА Лариса Анатольевна, советская и российская актриса. Народная артистка РСФСР (1989), заслуженная артистка РСФСР (1969). Член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1964 окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). В кино с 1959 (фильм «В дождь и в солнце»). Известность актрисе принесла картина «На семи ветрах» режиссера С. И. Ростоцкого (1962). В 1960-е она создала на экране образы романтических девушек: Нина в «Тишине» (1963), Вера в «Большой руде» (1964). В 1965 Л. Лужина была приглашена на киностудию «ДЕФА» для съемок многосерийного фильма «Доктор Шлюттер». За время работы в ГДР она снялась в шести картинах. Здесь же актриса впервые сыграла роли из русской классики — Марью Николаевну в «Вешних водах» (1968) и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде» (1969), поставленных по одноименным романам И. С. Тургенева. Немецкие зрители высоко оценили работу Лужиной, которая по опросу одного из журналов была признана популярнейшей актрисой в ГДР. Параллельно с работой в ГДР Лужина снималась в остросюжетном фильме С. С. Говорухина «Вертикаль» (1966). Среди других фильмов: «Любовь Серафима Фролова» (1968), «Главный свидетель» и «Золото» (1969), «Гонщики» (1972), «Жизнь на грешной земле» (1973), «Исполнение желаний» (1974), «Небо со мной» (1975), «Жить по-своему» (1976), «Встреча в конце зимы» (1979), «Сыщик» (1980), «Год активного солнца» (1982, телевизионный), «Хроника одного лета» (1984, телевизионный), «Внимание! Всем постам…» (1985) и др. В постперестроечное время артистка снялась в кинолентах: «Непредвиденные визиты», «Трактористы-2», «Цена сокровищ». В 2000-е снялась в телесериалах: «Тайны дворцовых переворотов», «Казус Кукоцкого», «Охота на изюбря», «Под созвездием Большой Медведицы», «Любовь как любовь», «Май», «Юнкера», «Ночь на кордоне». На театральной сцене играла в антрепризе в Театре «Артефакт» («Театральный анекдот» по пьесе Н. В. Коляды «Курица»), в Авторской антрепризе Наума Брода («А ля фуршет со святой водой» Н. И. Брода). В течение многих лет она является актрисой Театра-студии киноактера (ныне ― Государственный театр киноактера), где сыграла в спектаклях: «Ровно в семь» А. Вернейля, «На дне» М. Горького и др. На сцене Театра «Ангажемент» играет Шамраеву в чеховской «Чайке». Подготовила моноспектакль по пьесе В. А. Дьяченко «Женщина в стиле осень», посвященный теме женского одиночества. Работу в театре и кино актриса сочетает с педагогической деятельностью. В течение ряда лет преподает актерское искусство в Московской детской академии художественного творчества «Россия». Лауреат Национальной премии ГДР (1966). Обладатель наград «Золотой лавр» телевидения ГДР (дважды) и «Золотой знак» Общества германо-советской дружбы (1966), приза Веры Холодной (2002). Награждена орденом Дружбы (2009).

МАРТА

События в Москве:

 

1784 — 235 лет н


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.