Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Что такое авторитет вожатого?

2019-12-27 1857
Что такое авторитет вожатого? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Авторитет вожатого представляет собой его статус и поло­жение не только в отряде, но и в педагогическом коллективе. Авторитет вожатого – это качество личности, которую ува­жают за дела, справедливые поступки, профессиональный и жизненный опыт, за искреннее и доброжелательное отно­шение к работе и к окружающим, умение убеждать и вести за собой. Для детей отряда авторитет вожатого заключается, прежде всего, в принятии и осознании его статуса как «значи­мого взрослого», обладающего определенным набором лич­ностных и профессиональных качеств.

Помни! Уважительное и гуманное отношение вожатого к личности ребенка является основным компонентом пе­дагогического такта наряду с умеренной и адекватной требовательностью, внимательностью, умением взаи­модействовать с воспитанниками.             

 

 

Педагогический такт как чувство меры в поведении и в дей­ствиях вожатого проявляется через педагогическую этику по­средством норм, правил, технологий профессионально-пе­дагогического общения и имидж вожатого.

Чтобы получить признание и уважение у воспитанни­ков, чтобы направлять их и повести за собой, вожатому нужно обладать авторитетом. Однако авторитет быва­ет разный, например, «дешевый», «злой» или истинный .

                                    Как вожатому заслужить авторитет?

Самые важные здесь первые три дня (как и во всем). Вот не­сколько советов, которые могут помочь:

Работать как можно добросовестней

Одной из неоспоримых ошибок начинающего вожатого явля­ется отсутствие четкого плана действий. Почасового, поми­нутного, творческого и гибкого, не в методичке, а в голове. Такого плана, который представит тебя ребятам как уверен­ного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко дол­жен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено».

А потому необходимо тщательно спланировать день, жела­тельно по минутам! Заранее, до смены, подготовить меро­приятия. Это придает вам такое ценное спокойствие и чув­ство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яр­кий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.

2. Следить за дисциплиной

В первые три дня всё должно быть безупречно! Проявляйте требовательность к ребятам и себе (вы для них пример).

Использовать любой удобный случай для общения с детьми

В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать де­тям свою заинтересованность их личностью,заинтересовать   их своей – это способствует доверию.

4. Не изолироваться!

Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики, зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям.

Помните: каждая минута, проведенная вами отдельно от де­тей – ваше упущенное время.

Беречь свои силы

Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли полу­чится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!

Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идет процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й – са­мое то. Рекомендуется это именно новичкам.

6. Сразу брать дело в свои руки.

Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший во­жатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно есте­ственное желание: сначала присмотреться, как же это тут все устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем от­ряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его восприни­мать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя.

Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.

7. Оглядываться и одумываться.

Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у но­вичков – скатываются на «застраивание». Если с дисципли­ной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начи­наете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить за выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время – а все зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут.

8. Не быть ребенком!

Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребенком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо пони­мать детей. Но психологически вожатый должен быть взрос­лым.

Каждый из нас время от времени бывает в психологиче­ском состоянии ребенка, и это нормально. «Если мне что- то нравится, это мое» – известная детская формула. Ребенок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удоволь­ствие. Во главу угла ставится «хочу».

Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психо­логическое состояние. Более того, находиться в этом состо­янии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюбленные ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребенком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная.

Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожерт­вовать сиюминутным удовольствием ради будущего бла­га, ради общего дела. Взрослый способен нести ответствен­ность за других. Вот таким и должен быть вожатый.

 

   Какова мировоззренческая позиция вожатого?

Вожатому необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку ребенку:

– в становлении его как высоконравственного гражданина России;

– в формировании основ нравственного самосознания лич­ности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы;

– в привитии базовых национальных ценностей и духовных традиций народов России.

Формирование социальных ценностей личности оказывает влияние на социальное здоровье человека, что отражается че­рез успешную социализацию личности, успешную социальную адаптацию, наличие общественно значимых смыслов и ценно­стей, социальную ответственность личности, социальную то­лерантность (терпимость) и социальную активность личности, устойчивый социальный иммунитет и социальное благополучие.

Ценность семьи является одной из общекультурных и соци­альных ценностей. Именно семья как социальный институт, имеющий воспитательный потенциал и играющий главен­ствующую роль в формировании базовых ценностей ребен­ка, закладывает мировоззрение человека. Ценность семьи, семейные ценности и традиции позволяют сохранить ее це­лостность. Взаимодействие вожатого с семьями воспитан­ников детского лагеря актуализирует ценностное отношение к их семьям.

Ядром и системообразующим элементом организационной культуры детского лагеря являются ценности лагерной жиз­ни. На их основе вырабатывается философия организации, групповые нормы, правила, формы организационного по­ведения и складывается организационный климат. Эти цен­ности представляют собой определенные моральные уста­новки, традиции и убеждения, разделяемые вожатыми как членами педагогического коллектива лагеря. Они, в свою очередь, определяют принципы взаимоотношений в педаго­гическом и детском коллективах. Поэтому вожатому необхо­димо прививать детям ценности организационной культуры лагеря.

Важно! Вожатому необходимо обратить внимание ребят на ценности лагерной жизни, к которым относятся:

– ценность отдыха (формирование культуры отдыха, необхо­димого на протяжении всей жизни);

– ценность природы (формирование бережного отношения к природе, к окружающей среде);

– ценность дружбы с вожатыми как значимыми взрослыми и со сверстниками;

– ценность развития (создание условий для развития ребенка, раскрытия его собственных потенциальных возможностей по­средством различных видов деятельности в том числе новых);

– ценность здоровьесозидания (привитие навыков ведения безопасного и здорового образа жизни, навыков здорового поведения);

– ценность опыта самостоятельности (совместное прожива­ние детей вдали от дома детерминирует освоение ими спосо­бов жизнедеятельности, общения и поведения в группе свер­стников);

– ценность свободы и ответственности (предоставление воз­можности пожить в реальном демократическом сообществе и одновременное привитие ответственности за поступки, за самостоятельное принятие решений);

– ценность самодеятельности (возможность самореализа­ции ребенка с учетом его интересов и потребностей через активное участие в планировании и реализации идей, меро­приятий).

Реализация ценностей лагерной жизни происходит посред­ством программы жизнедеятельности детей в лагере.

Обрати внимание! Этика, мировоззрение и ценности вожа­того являются основополагающими компонентами Кодекса чести вожатого. Вожатый детского лагеря должен на­ходиться в такой профессионально образовательной среде.

Также,вожатый должен соблюдать определенные принципы для достижения максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Первый принцип, который мы рассмотрим – это принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка- значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный,  отличник, помощник, а просто за то, что он есть. Для того чтобы лучше понять  мотивы поведения ребенка, достаточно вспомнить себя в детстве, поставить себя на место ребенка.

Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровен­ным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Пре­доставлять ему право самостоятельно принимать решения.

Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей иници­ативы и самостоятельности.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение с ребёнком, общение – мощный фактор и условие развития. Сотрудник не может наказывать сотрудника и ко­мандовать им. Сотрудничество формирует уважительные от­ношения, ориентированность на компромисс. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности

Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо соз­давать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.

Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возника­ет духовное общение.

 

Таким образом, подводя итоги этой главы стоит сказать, что этика вожатого примыкает и сливается  с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь – то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия. Этика вожатого в лагере складывается из многих элементов. Например, таких, как отрядная форма, личная гигиена, жилище, питание, формы отдыха, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдения общих норм культуры поведения. Скромность во всем, грубые “бытовые” сцены и конфликты старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей – максимум такта, предупредительности и понимания.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.