Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Регулирование земельных отношений в России до 1861 г.

2019-12-19 146
Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Декрет о земле

26 октября 1917 г.

Основу. Декрета о земле, написанного В.И. Лениным, составили 242 накала местных Советов крестьянских депутатов, опубликованные 19 августа 1917 г. в № 88 газеты "Известия Всероссийского Совета Крестьянских депутатов". Был принят на втором заседании од да Советов в ночь с 26 на 27 октября. Впервые декрет был опубликован 28 октября 1917 г. в газетах "Правда" (№ 171) и "Известия ЦИК" (№ 209)

1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов - и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного собрания.

3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие имения подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен послужить следующий крестьянский наказ...

О земле

Вопрос о земле во всем его объеме может быть разрешен только Всенародным Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть

1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля может быть ни продаваема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким -либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная как нотная, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней <...>

2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления

3. Земельные участки с высококультурными хозяйствами... не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская и сельская земля с домашними садами и огородами остается в пользовании настоящих владельцев, причем, размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком.

4. Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины в зависимости от величины и значения их. Вопросы о выкупе подлежат рассмотрению Учредительного собрания.

5. Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый переходит в исключительное пользование государства или общины в зависимости от величины и значения их без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6. Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

<...> Земледельцы вследствие старости и инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7. Землепользование должно быть уравнительным, то есть земли распределяются между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой потребительной форме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общественная, артельная...

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем имущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорация (коренные улучшения, поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточен для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общин, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию или по соглашению.

Все содержавшееся в этом наказе как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами Крестьянских Депутатов.

Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С, 133-135.

Основной закон о социализации земли 27 января (9 февраля) 1918 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.                                                                СТР.                         Раздел I                          407                     Общее положение Ст. 1. Всякая собственность на землю,  недра, воды, леса иживые силы природы в пределах Российской Федеративной СоветскойРеспублики отменяется навсегда. Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отнынепереходит в пользование всего трудового народа. Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, ктообрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особопредусмотренных настоящим законом. Ст. 4. Право пользования землей не может быть ограничено: ниполом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством. Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живымисилами природы предоставляется, в зависимости от их значения,уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти,под контролем последней. Порядок пользования и распоряжениянедрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определенособым законом. Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвыйсельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа изнетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения,земельных отделов: уездного, губернского, областного ифедерального Советов. Ст. 7. Все постройки означенных в ст. 6 хозяйств, а равно 408имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякоговыкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжениеуездного, губернского, областного и федерального Советов. Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящегозакона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего,находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средствк существованию, могут по удостоверению местных судов и земельныхотделов Советской власти, впредь до издания общего закона остраховании неработоспособных граждан, пользоваться правомполучения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размересуществующей солдатской пенсии. Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значениямежду трудящимися ведают сельские, волостные, уездные,губернские, областные, главные и федеральный земельные отделыСоветов, в зависимости от значения этих земель. Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведаютземельные отделы главных и федерального Советов. Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельныхотделов местной и центральной Советской власти, помимосправедливого распределения земель сельскохозяйственного значениясреди трудового земледельческого населения и наиболеепродуктивного использования национальных богатств, входит: а) Создание условий, благоприятствующих роступроизводительных сил страны, в смысле увеличения плодородияземли, поднятия сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятияуровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массахземледельческого населения. б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственногозначения. в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то:садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства,молочного хозяйства и проч. г) Ускорение перехода от малопроизводительных к болеепроизводительным системам полеводства в различных поясах путемравномерного расселения трудящихся земледельцев. д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как болеевыгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйствединоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству. Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должнопроизводиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобыпотребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе кисторически сложившейся системе землепользования, не превышалатрудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и, вто же время, давала бы возможность безбедного существования семье 409земледельца. Ст. 13. Общим и основным источником права на пользованиеземлей сельскохозяйственного значения является личный труд. Крометого, предоставляется органам Советской власти для поднятиясельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственныхобразцовых ферм или опытных и показательных полей) занимать изфонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных,кабинетских и помещичьих) определенные участки земли иобрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этотподчиняется общим нормам рабочего контроля. Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны бытьзастрахованы за счет государства на случай смерти, болезни,увечья, делающих их нетрудоспособными. Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособныечлены их семейств должны быть призреваемы за счет органовСоветской власти. Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно бытьзастраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случайзасухи, градобития и других стихийных бедствий путем взаимногосоветского страхования. Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественногоплодородия лучших участков земли, а также от более выгодного ихрасположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественныенужды в распоряжение органов Советской власти. Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенамимонополизируется органами Советской власти. Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя,должна быть государственной монополией.                        Раздел II           Кто имеет право пользоваться землей Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли дляобщественных и личных надобностей в пределах Российской СоветскойФедеративной Республики могут пользоваться: А) В целях культурно-просветительных. 1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной,областной, губернской, уездной, волостной и сельской). 2. Общественные организации (под контролем и с разрешенияместной Советской власти). Б) Для занятий сельским хозяйством. 3. Сельскохозяйственные коммуны. 4. Сельскохозяйственные товарищества.   5. Сельские общества.                                     410 6. Отдельные семьи и лица. В) С целью застройки. 7. Органы Советской власти. 8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (еслизастройка не является средством извлечения дохода). 9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (сособого разрешения и под контролем Советской власти). Г) Для устройства путей сообщения (передвижения). 10. Органы Советской власти (федеральной, областной,губернской, уездной, волостной и сельской, в зависимости отзначения путей сообщения).                        Раздел III        Порядок предоставления земли в пользование Ст. 21. Земля предоставляется в пользование в первую очередьтем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, адля общественной пользы. Ст. 22. Для занятия земледелием в личных интересахустанавливается следующий порядок землепользования: В первую очередь – безземельное и малоземельное местноеземледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие(батраки) на равных условиях. Во вторую очередь – пришлое, т.е. прибывшее в даннуюместность после опубликования закона о социализации земли,земледельческое население. В третью очередь – неземледельческое население в порядкерегистрации в земельном отделе местной Советской власти. Примечание. При установлении порядка передачи земли впользование предпочтение отдается трудовым сельскохозяйственнымтовариществам перед единоличными хозяйствами. Ст. 23. Для занятия садоводством, огородничеством,пчеловодством, рыболовством, скотоводством, лесоразведением земляпредоставляется в пользование на следующих основаниях: В первую очередь – земля неудобная для земледелия, во вторуюочередь – удобная для земледелия, но по условиям местности болееподходящая для занятия тем или иным сельскохозяйственнымпромыслом. Ст. 24. Под постройку земли в сельских местностях отводятсяпо усмотрению местных Советов и населения. В городах земля отводится в порядке заявлений всоответствующий местный Совет, поскольку стройка не угрожаетнанесением ущерба соседним зданиям и удовлетворяет прочим 411требованиям строительного устава. Примечание. Под постройку общественно-полезных зданий земляотводится вне очереди.                        Раздел IV Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы Ст. 25. Количество земли, отводимой отдельным хозяйствам длязанятия земледелием с целью приобретения средств к существованию,не должно превышать потребительно-трудовой нормы данного пояса,исчисляемой на основаниях, указанных в инструкции, при семприлагаемой.   Инструкция для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения § 1. Вся земледельческая Россия распределяется на такоечисло поясов, сколько различных систем полеводства (переложная,трехпольная, восьмипольная, многопольная, плодосменная и др.)исторически сложилось в данный хозяйственный период. § 2. Для каждого такого земледельческого поясаустанавливается своя особая потребительно-трудовая норма. Внутрипояса она может изменяться в зависимости от климата и отестественного плодородия почвы в каждом угодий отдельно, а равнов зависимости от близости к рынку (городу или железной дороге) идругих условий, имеющих важное местное значение. § 3. Для точного исчисления нормы в каждом поясе в ближайшемвремени должна быть произведена Всероссийскаясельскохозяйственная перепись. Примечание. После проведения в жизнь закона о социализацииземли немедленно производится обмер земли и топографическаясъемка. § 4. Распределение земли на уравнительно-трудовых началахмежду земледельческим населением проводится постепенно поотдельным земледельческим поясам на основаниях, указанных внастоящем законе. Примечание. До полного проведения в жизнь закона осоциализации земли на местах отношения земледельцев регулируютсяземельными отделами Советов, на основании особой инструкции. § 5. При определении потребительно-трудовой нормы дляданного пояса берется норма (среднее по размерам хозяйство)одного из уездов этого пояса (или другой какой-либо равной ему поплощади административно-хозяйственной единицы) с плотностьюнаселения, низшей для этого пояса, и с таким соотношением разныхземельных угодий, которое по мнению местного населения(областного или губернского съезда земельных отделов Советов) 412будет признано наиболее нормальным, т.е. наиболее благоприятнымдля ведения того типа хозяйства, какой преобладает в этом поясе. § 6. При определении среднего ныне существующегокрестьянского землевладения должно сначала принимать во вниманиелишь те земли, которые до 1917 г. находились фактически впользовании у крестьян-тружеников, т.е.  купленные крестьянскимиобществами, товариществами, отдельными лицами, надельные иарендуемые. § 7. Леса, недра и воды не должны входить в расчет при этомисчислении. § 8. Не должны входить в расчет в этом случае и земли всехчастновладельческих нетрудовых хозяйств, находившиеся до этоговремени в фактическом владении и пользовании у казны, частныхбанков, монастырей, уделов, помещиков (кабинетские, церковные),так как из них составляется запасный земельный фонд, из коего ибудут наделяться все безземельные и малоземельные, владеющие внастоящее время наделами ниже существующей крестьянскойпотребительно-трудовой нормы. § 9. При определении всего количества земли, находившегосядо революции 1917 г. в фактическом пользованиикрестьян-тружеников, необходимо исчислить количество ее поугодиям (пахотная, луговая, поемная или заливная и суходольная,выгон, неудобная, усадебная, под огородами, садами). § 10. Такое исчисление необходимо произвести как вабсолютных цифрах, так и в процентах к общему количеству длякаждого отдельного хозяйства, для общины, волости, уезда,губернии, области или всего пояса данной системы полеводства. § 11. При таком определении количества всей земли необходимоустановить качество или емкость каждой типичной пахотной илуговой десятины, путем определения урожайности на десятине тогоили иного из имеющихся в пределах данного пояса, грунта илипочвы, за 10 лет в пудах зернового хлеба или сена. § 12. Одновременно с определением количества и качестваземли необходимо исчислить все население данного пояса, занятоеземледелием, а равно живущее за счет земледелия. § 13. Исчисление населения, занятого в сельском хозяйстве,должно производиться по полу и возрасту и семейному положению длякаждого хозяйства отдельно (уже потом суммируя добытые данные поселам, волостям, уездам, губерниям всего данного пояса). § 14. При переписи населения необходимо определить числорабочих сил и едоков, а поэтому все население разбивается посвоему возрастному составу таким образом:       Нетрудоспособные: Девочки в возрасте до 12 лет Мальчики в возрасте до 12 лет Мужчины в возрасте от 60 лет Женщины в возрасте от 50 лет      Особо отмечаются неработоспособные                   413     по болезни физической и умственной: Мужчины от 18 до 60 лет = 1,0 рабочей силы Женщины от 18 до 50 лет = 0,8 рабочей силы Мальчики от 12 до 16 лет = 0,5 рабочей силы Девочки от 12 до 16 лет = 0,5 рабочей силы Мальчики от 16 до 18 лет = 0,75 рабочей силы Девочки от 16 до 18 лет = 0,6 рабочей силы Примечание. Отступление от этих цифр допускается взависимости от климатических и бытовых условий по решениюсоответствующих органов Советской власти. § 15. Делением количества десятин на количество силопределяется число десятин, приходящихся на каждую силу. § 16. Число нетрудоспособных едоков, приходящихся на однурабочую силу, определяется делением числа земледельческогонетрудоспособного населения на количество рабочих сил. § 17. Необходимо также описать и исчислить количестворабочего рогатого и мелкого скота, которое может прокормиться наодной десятине и при одной рабочей силе. § 18. Для исчисления среднего ныне существующегокрестьянского землевладения в уезде, взятом за отправной пунктдля всего пояса, требуется определение средней по качеству иурожайности десятины. Эта средняя составляет частное от делениясуммы урожаев с различных в почвенном отношении десятин на числопочвенных категорий. § 19. Найденная вышеуказанным способом средняя должна будетслужить основой при определении потребительно-трудовой нормы, покоторой идет равнение отдельных хозяйств в счет земель запасногофонда по всему поясу. Примечание. В случае, если определенная выше средняя послепредварительного исчисления окажется недостаточной для безбедногосуществования (см. раздел I, ст. 12), она увеличивается за счетземель запасного фонда. § 20. Для определения количества земли разных угодий,потребного для дополнительного наделения малоземельных, следуетколичество десятин земли, приходящееся в уезде на одну рабочуюсилу, помножить на сумму рабочих земледельческих сил данногопояса и вычесть из произведения наличное количество земли укрестьян-тружеников. § 21. Затем, определив количество десятин земли (в цифрах ипроцентах по угодиям), имеющейся в запасном фонде, и сопоставивэти цифры с количеством земли, необходимым для дополнительногонаделения малоземельных, должно выяснить следующее: может липереселение ограничиться пределами данного пояса. Если да, тонужно определить наличность запасного фонда и его емкость. Еслинет, то сколько семей должно переселиться в другой пояс. Примечание. Как о наличности свободных земель, так и при 414недостатке ее должны   извещаться главные земельные отделыСоветской власти, где и сколько и какие земли имеются незанятыми. § 22. При дополнительном наделении землей отдельныххозяйственных единиц должно быть определенно известно все, чтокасается количества и качества имеющейся у них земли по угодиям,количество скота по городам, состав семьи в отношении рабочихсил, едоков и проч. § 23. При дополнительном наделении землей отдельных хозяйсгвприменительно к потребительно-трудовой норме, надел должен бытьувеличен: 1) в зависимости от чрезмерного переобременения рабочейсилы нетрудоспособными членами семьи; 2) в зависимости отмалопригодности той земли, какая уже имеется в этом хозяйстве;3) в зависимости от качества той земли запасного фонда, коейдолжен быть наделен данный земледелец (то же в отношении луговойземли). § 24. При дополнительном наделении землей применительно кпотребительно-трудовой норме, в случае, если в данном районе неимеется в достаточном количестве того или другого вида угодий, тохозяйство это наделяется соответствующим количеством за счетдругого вида угодий.                         Раздел V   Установление нормы землепользования при отводе земли     под постройки, под сельскохозяйственные промыслы,         на культурно-просветительные цели и т.п. Ст. 26. Когда земля предназначается не для земледелия, а длякультурно-просветительных и промышленных целей, а также дляпостройки домов для личных  надобностей, для занятияскотоводством, садоводством и другими сельскохозяйственнымипромыслами, количество земли отводится в размере, определяемомместными Советами применительно к потребностям лиц илиучреждений, испрашивающих разрешение, на пользование землей взависимости от общественной необходимости той цели, на которуюземля испрашивается.                        Раздел VI                       Переселение Ст. 27. В случае, если запасный фонд свободных земельокажется недостаточным в данном поясе для дополнительногонаделения малоземельных, то часть их может быть переселена вдругой пояс, где имеется достаточное количество свободных земель. Ст. 28. Переселению из одного пояса  в другой должнопредшествовать расселение земледельцев внутри этого пояса. Ст. 29. Как переселение из одного пояса в другой, так ирасселение внутри пояса должно происходить следующим образом:сначала переселяются все те, кто наиболее удален от земли 415запасного фонда, так что при одинаковой отдаленности: а) в первую очередь пользуются землей из запасного фондаземледельцы той же деревни или села, в окрестностях коихнаходится фонд свободной земли. Примечание. Если таких деревень окажется несколько, то впервую очередь те, кои раньше обрабатывали эту землю. б) во вторую очередь – земледельцы той волости, в пределахкоей находятся свободные земли; в) в третью очередь – земледельцы того уезда, в пределахкоего находятся эти свободные земли; г) наконец, если данная система полеводства охватываетнесколько губерний, то земледельцы той губернии, в пределах коейнаходятся свободные земли. Ст. 30. При таком порядке переселяться с одного места надругое должны: а) в первую очередь – добровольцы; б) во вторую –те общества, которые наиболее всех страдают от малоземелья; затем– в) малоземельные сельскохозяйственные товарищества, коммуны,большесильные малоземельные семьи и самые маленькие малоземельныесемьи. Ст. 31. Наделение землей тех малоземельных хозяйств, которыедолжны по положению переселяться на новые места, должнопроизводиться следующим порядком: а) в первую очередь – самыемаленькие малоземельные семьи, б) во вторую – самые малоземельныебольшесильные семьи, в) в третью – малоземельные общины, г) вчетвертую – хозяйственные товарищества и, наконец, – коммуны. Ст. 32. Переселение из одного пояса в другой должнопроизводиться с таким расчетом, чтобы то место, куда должныпереселяться малоземельные, по природным условиям, не толькодавало действительную возможность успешно заняться земледелием,но (по поверхности земли, климату и пр.) и соответствовалоусловиям той местности, откуда переселяются земледельцы. При этомнеобходимо, чтобы принимались в расчет бытовые условия инациональная принадлежность переселяющихся. Ст. 33. Переселение земледельцев на новые места должнопроизводиться за счет государства. Ст. 34. В связи с переселением, государство обязуетсяпомогать новоселам как при обзаведении постройками, так иустройством дорог, водоемов, прудов и колодцев, снабжениемсельскохозяйственными орудиями и искусственным удобрением, путемсоздания искусственных орошений (где это требуется) и устройствомкультурно-просветительных центров. Примечание. В целях скорейшего развития социалистическогоземледелия государство оказывает новоселам всяческое содействиедля планомерного и научного ведения коллективного хозяйства.                        Раздел VII                         416                  Форма землепользования Ст. 35. Российская Федеративная Советская Республика, вцелях скорейшего достижения социализма, оказывает всяческоесодействие (культурная и материальная помощь) общей обработкеземли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельномуи кооперативному хозяйствам перед единоличным. Ст. 36. В целях борьбы с чересполосицей, тормозящей развитиесельского хозяйства, земли как коллективного, так и единоличногопользования должны отводиться по возможности к одному месту.                       Раздел VIII         Приобретение прав на пользование землей Ст. 37. Право на пользование землей дает: а) В целях культурно-просветительных:   1) Общественная полезность. б) Для занятия сельским хозяйством:   1) Личный труд. в) С целью застройки:   1) Общественная полезность или необходимость;   2) Потребность в жилье;   3) Необходимость ведения трудового хозяйства. г) Для устройства путей сообщения:   1) Общественная необходимость.                        Раздел IX     Порядок приобретения прав на пользование землей Ст. 38. Всякому осуществлению прав на пользование землейпредшествует подача соответствующего заявления в тот земельныйотдел Советской власти, в районе ведения коего данное лицо желаетиметь участок земли для пользования. Ст. 39. Этим заявлением устанавливается для каждогоземлепользователя очередь рассмотрения его ходатайства;удовлетворение просителя указанным в заявлении количеством землипроизводится на общих основаниях, предусмотренных настоящимзаконом. Примечание 1. В заявлении, помимо имени, отчества, фамилии иместожительства лица, желающего пользоваться землей, должны бытьуказаны: прежнее занятие этого лица, цель, на которую требуетсяземля, семейный состав или положение, наличность живого имертвого инвентаря (для земледельца) и место, в коем он проситотвести участок земли, размер этого участка, а равно основаниедля указываемого размера. Примечание 2. Постановление земельного отдела волостного   417Совета может быть обжаловано в недельный срок в отдел уездногоСовета; постановление же уездного отдела в губернский – в2-недельный срок. Примечание 3. Право на пользование землей (недрами, водами,лесами и живыми силами природы) не может никоим образом и ни прикаких обстоятельствах приобретаться ни куплей, ни арендой, нипутем дарения и наследства, ни вообще путем какой бы то ни былочастной сделки.                         Раздел Х          Осуществление прав на землепользование Ст. 40. Право на пользование землей в каждом отдельномслучае осуществляется в нижеследующем порядке. Ст. 41. Право на пользование землей под постройкуосуществляется фактическим занятием земли или приготовлением кзанятию, но не позже, как через три месяца после полученияуведомления от местной Советской власти. Примечание. За фактическое приготовление почитается подвозкастроительных материалов к месту постройки или заключение договорас рабочими о начатии работы в данном месте. Ст. 42. Право на пользование землей для занятия теми илииными сельскохозяйственными промыслами при условии личного трудаосуществляется фактическим занятием самим промыслом снаступлением первого земледельческого сезона. Ст. 43. При занятии земледелием право землепользователя напахотную землю осуществляется фактическим приложением труда навсей площади (без наемных рук) не позднее первогоземледельческого сезона после получения уведомления от земельногоотдела местной Советской власти. Примечание. На участках пахотной земли возведение построекпостоянного типа допускается лишь по особому разрешениюземельного отдела местной Советской власти. Ст. 44. В случае фактической невозможности использоватьвзятый участок в срок земельной отдел местной Советской властиможет дать отсрочку, если самое неиспользование вызваноуважительными причинами, как-то: тяжкой болезнью рабочей силы,стихийными бедствиями и т.п.                        Раздел XI    Переход прав на пользование данным участком земли Ст. 45. Никто не может передавать прав на пользованиенаходящимися у него участками земли другому лицу. Ст. 46. Право на пользование землей приобретается всеми в 418порядке, сим законом установленном, и ни в коем случае непереходит от одного лица к другому.                        Раздел XII        Перерыв в правах лиц, пользующихся землей,           в отношении занимаемых ими участков Ст. 47. Право пользования участком земли может в отношенииданного лица прерываться, не ведя к совершенному прекращениютакового. Ст. 48. Землепользователь может в определенное времясовершенно не пользоваться данным участком земли, одновременно нелишаясь права на дальнейшее пользование этим участком тогда:а) когда какое-нибудь стихийное бедствие временно лишает еговозможности пользоваться им (разлив реки, прорыв плотины ипроч.); б) когда землепользователь временно, но тяжко захворал;в) на время обязательного несения государственной или выборнойслужбы и в других уважительных с общественной точки зренияслучаях, впредь до наступления условий, при которых данное лицофактически может приступить к использованию имеющейся у негоземли. Примечание. Срок перерыва определяется в каждом отдельномслучае земельным отделом местной Советской власти. Ст. 49. При всяком перерыве в сельскохозяйственномпроизводстве (в случаях, указанных в ст. 48), в случае временнойутери трудоспособности, смерти и т.п., местная Советская власть вцелях сохранения имущества и продолжения производства либоорганизует общественную помощь этим хозяйствам, либо прибегает кпомощи труда, оплачиваемого государством и подчиняющегося общимнормам рабочего контроля.                        Раздел XIII          Прекращение прав на пользование землей Ст. 50. Право на пользование землей может прекращаться дляданной хозяйственной единицы в целом или же отдельных членовданного хозяйства. Ст. 51. Право на пользование землей может прекратиться дляданного лица или совершенно, или в отношении определенногоучастка. Ст. 52. Право на пользование землей прекращается совершенно: а) для учреждения – с упразднением последнего или супразднением той цели, для которой была взята земля; б) длятрудовых общин, товариществ, коммун – с распадом их или с 419гражданской смертью хозяйственной единицы вообще; в) дляотдельных граждан – за смертью их или с лишением всех гражданскихправ по суду; г) в случае фактической невозможности для данноголица заниматься промыслом или земледелием и одновременнойналичностью других средств к существованию (например, приполучении пенсии нетрудоспособным). Ст. 53. Право пользования данным участком землипрекращается: а) в случае официального отказа от пользования даннымучастком земли; б) в случае явного нежелания пользоваться землей, хотя бы состороны землепользователя и не было официального заявления; в) в случае использования данного участка земли для целей,законом недозволенных (например, свалка нечистот в  неуказанномместе); г) в случае использования данного участка земли способом,законом недозволенным (например, тайное применение наемноготруда); д) в случае, когда пользование землей со стороны данноголица наносит вред соседнему хозяйству (например, выделкахимических веществ). Примечание. Пользователь земли, в случае, когда его правопользования участком прекращается и если он не получилдостаточного вознаграждения в виде доходов за время пользованияучастком, имеет право требовать от соответствующего земельногоотдела Советской власти вознаграждения за неиспользованныеулучшения, а также за всякий труд, вложенный в землю, внасаждения и в постройки. Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин). Председатель Всероссийского Центрального  Исполнительного Комитета Свердлов. Члены Президиума: Володарский. Камков. Ландер. Муранов. Натансон-Бобров. Окулов. Петерсон. Спиридонова. Устинов.   Секретари Центрального Исполнительного Комитета: Аванесов. Смолянский. Народный комиссар земледелия А.Колегаев.

Промежуточные итоги

Минсельхозпрод обнародовал список 300 наиболее рентабельных сельхозпредприятий России. Среди них 147 акционерных обществ, 37 товариществ и обществ с ограниченной ответственностью, 32 сельскохозяйственных производственных кооператива и колхоза, 75 государственных предприятий и совхозов, 2 подсобных предприятия, 7 предприятий других организационно-правовых форм и одна ассоциация крестьянских хозяйств. За 1995-1998 гг. они произвели 14,5% всей сельхозпродукции, заработали треть всего валового дохода. Это доказывает, что в аграрном секторе сформировалась группа эффективных хозяйств, которые сумели приспособиться к рыночным условиям. В министерстве считают, что именно они, являясь ростками нового, заслуживают доверия кредиторов, инвесторов, поставщиков ресурсов, покупателей продукции, а также государственной поддержки, поскольку помогать следует тем, кто уже работает успешно.

Может показаться парадоксальным, но уменьшение производства продовольствия в России в 1990-1995 гг. положительно сказалось на российской экономике. Сохранение прежних его объемов при крайне низкой эффективности вело к дальнейшей бессмысленной трате труда. Спад отечественного производства был компенсирован ростом импорта продовольствия.

Благодаря множественности форм собственности, либерализации цен и внешней торговли не государство, а потребители стали определять хозяйственную деятельность и ее результаты. Корректировка деформированной ценовой структуры способствовала рационализации товарообмена между всеми сферами АПК. В частности, исчезла чрезмерная дешевизна средств производства и энергоносителей, ликвидировано превышение закупочных цен над розничными, более рациональной стала структура розничной цены продовольствия в целом: она больше отвечает межотраслевому распределению ресурсов и затрат в региональных звеньях АПК. Усилилась конкуренция, произошли положительные сдвиги в <


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.