Отграничение посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа от смежных составов преступлений — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Отграничение посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа от смежных составов преступлений

2019-09-26 456
Отграничение посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа от смежных составов преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К таким преступлениям следует отнести убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295 УК РФ), применение насилия в отношении представителя власти (ст.318 УК РФ).

В первую очередь следует разграничить рассматриваемое преступление от убийства лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга Данные нормы различаются по признакам объекта преступления. В ст. 105 УК РФ основным непосредственным объектом является жизнь потерпевшего; нормальная служебная деятельность данных лиц - лишь факультативный непосредственный объект преступления против личности. В ст. 317 УК основным непосредственным объектом выступает управленческая деятельность правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка; жизнь человека здесь - дополнительный объект.

Разграничение можно проводить и по признакам объективной стороны преступления. Статья 105 УК РФ сформулирована законодателем как материальный состав, и для признания его оконченным преступлением необходимо наступление смерти потерпевшего. Покушение на убийство, не закончившееся смертью потерпевшего, следует квалифицировать по ст. 30 и 105 УК РФ. Статья 317 УК РФ является усеченным составом преступления: покушение на убийство охватывается ст. 317 УК РФ и ссылки на ст. 30 УК РФ не требуется.

Рассматриваемые преступления также отличаются друг от друга субъектом преступления. Ответственность за убийство наступает с 14 лет, за посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких - с 16 лет.

Рассматриваемые преступления разграничиваются и по субъективной стороне. Законодатель определил в качестве обязательных признаков субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, специальную цель в виде воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, либо мотив мести за такую деятельность.

При совершении посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких всегда имеется умысел на лишение жизни человека, но наличие субъективной стороны состава преступления - цели воспрепятствования законной деятельности либо мотива мести за такую деятельность, исключает квалификацию преступления по ст. 105 УК РФ. Соответственно, посягательство на жизнь указанных лиц на почве личных неприязненных взаимоотношений надлежит оценивать как преступление против личности. Так же следует квалифицировать и действия виновного, заблуждавшегося относительно личности сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. И наоборот, когда виновный считает, что посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, а на самом деле убивает простого гражданина, деяние следует квалифицировать по совокупности как умышленное убийство (ст. 105 УК РФ) и покушение на преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ. В данном случае при определении формы вины учитывается влияние так называемой фактической ошибки.

Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершенное хотя и в момент исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но не в целях воспрепятствования указанной деятельности или мести за нее, а по другим мотивам (ревность, месть на бытовой почве, личные неприязненные отношения), не может быть квалифицировано по ст. 317 УК РФ.

По ст. 317 УК РФ не могут быть квалифицированы посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, совершенные не в связи с конкретной деятельностью этих лиц, а только в связи с фактом принадлежности данного человека к тем или иным правоохранительным органам (например, убийство первого попавшегося работника полиции только потому, что он в форме). Такого рода действия надлежит квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей, не связанных с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, надлежит квалифицировать по п. «б» ч.2 ст. 105 УК, если наступила смерть потерпевшего либо по ч. 3 ст.30 и п. «б» ст. 105 УК, если смерть потерпевшего не наступила по не зависящим от виновного обстоятельствам.

При убийстве необходимо установить также отношение лица к преступным последствиям. Угрозы убийством или неосторожное лишение жизни не могут квалифицироваться по ст. 317 УК. Неосторожное причинение смерти сотруднику правоохранительного органа, военнослужащему в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, должно квалифицироваться не по ст. 317 УК РФ, а по ст. 109 УК РФ.

Например, дебошир толкнул полицейского, тот упал, ударился головой о бордюрный камень, вследствие чего наступила смерть.

Покушение на убийство работников правоохранительных органов следует отграничивать от причинения тяжкого вреда здоровью (Ст. 111 УК РФ). Согласно судебной практике по делам об убийствах, при этом необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного посягательства и учитывать, в частности, способ и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранение жизненно важных органов), причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений.

Не исключены ситуации, когда незаконные действия работников правоохранительных органов и военнослужащих вынуждают граждан к необходимой обороне. В подобных обстоятельствах посягательство на их жизнь следует считать правомерным, совершенным в состоянии необходимой обороны. Те же действия в состоянии физиологического аффекта следует квалифицировать по ст. 107 УК РФ.

Статья 317 УК РФ также конкурирует со ст. 277 и 295 УК РФ. В данном случае возникает конкуренция специальных норм, поскольку все три указанные статьи выделены из общей нормы - п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Объективная сторона всех трех преступлений сформулирована как посягательство на жизнь. Различаются они по категории потерпевших и по характеру охраняемой деятельности.

В ст. 277 УК РФ потерпевшими являются государственный или общественный деятель. «Действия по подготовке к террористическому акту (ст. 277 УК РФ) и к посягательству на сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ) внешне могут совпадать полностью: и в том, и в другом деянии преступник приобрел взрывное устройство, изучил время и маршрут движения будущего потерпевшего на работу и домой и выявил (определил) наиболее удобное место для исполнения задуманного преступления. Решить, по какой статье надо квалифицировать преступление (по ст. 277 УК РФ или по ст. 317 УК РФ), можно только с учетом признаков субъективной стороны преступления». Посягательство на их жизнь государственного или общественного деятеля предпринимается в связи с их государственной или политической деятельностью.

В ст. 295 УК РФ среди потерпевших, перечисленных в диспозиции, есть и работники правоохранительных органов. Однако в ст. 295 УК РФ охраняется их деятельность по осуществлению правосудия, тогда как в ст. 317 УК РФ - деятельность по защите общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Причем следователи и работники органов дознания могут выполнять функции, указанные как в ст. 295 УК РФ, так и в ст. 317 УК РФ. В этом случае следует выяснять, в связи с чем было совершено посягательство: если оно связано с деятельностью по пресечению преступного акта, то вменяется ст. 317 УК РФ. Если это связано с производством дознания по уголовному делу (при составлении протоколов, производстве обыска, выемке, составлении иных процессуальных актов) -налицо ст. 295 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с исполнением обязанностей по предварительному расследованию преступлений либо другой правоприменительной деятельности, следует квалифицировать по ст.295 УК РФ.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа следует отграничивать от преступления, предусмотренного в ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Разграничение данных преступлений можно провести по объекту преступления. Дополнительный объект в ст. 317 УК РФ - это жизнь потерпевших, в ст. 318 УК РФ - это здоровье личности. Рассматриваемые преступления отличаются друг от друга и по категории потерпевших. В ст. 318 УК РФ перечень потерпевших значительно шире, чем в ст. 317 УК РФ. Кроме работников правоохранительных органов, в него включаются и иные должностные лица (представители власти). Разграничение можно провести и по характеру деятельности. В ст. 317 УК РФ - это охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в ст. 318 УК РФ - любая законная должностная деятельность представителей власти. По признакам объективной стороны преступления они отличаются тем, что ст. 317 УК РФ включает убийство или покушение на убийство, а ст. 318 УК РФ - угрозу применения насилия либо насилие, не опасное для жизни или здоровья потерпевшего, либо применение физического насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего.

Факт причинения конкретного вреда при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа заставляет задуматься над вопросом о возможности совокупности преступлений, предусмотренных ст.317 УК РФ и соответствующей статьёй, предусматривающей ответственность за конкретное посягательство. При решении этого вопроса следует исходить из субъективной направленности посягательства. Деяние было направлено на лишение сотрудника правоохранительного органа жизни, следовательно, не доведение его до успешного итога не снимает с лица, виновного в совершении посягательства, ответственности за вину в преступлении, предусмотренном ст. 317 УК РФ. Вот если бы злоумышленник намеревался сознательно причинить сотруднику правоохранительного органа вред определённой тяжести, тогда деяние следует квалифицировать по фактически содеянному, которое в данном случае охватывается диспозицией ст. 318 УК РФ.

Этот вывод подтверждается и судебной практикой, исследование которой показало, что при установлении в ходе судебного следствия степени вины подсудимого, совершившего посягательство, прежде всего выясняется наличие прямого умысла на убийство или покушение на убийство. Например, Президиум Верховного Суда РФ, удовлетворив протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, переквалифицировал действия осужденного со ст. 317 УК РФ на ч. 1 ст. 318 УК РФ. Из материалов дела видно, что Т., держа в руке нож и высказывая в адрес участкового инспектора В. угрозы убийством, пытался приблизиться к нему. Однако В. удалось обезоружить Т. Обосновывая обвинение Т. по ст. 317 УК РФ, суд не указал в приговоре, на чем основаны его выводы о наличии в действиях Т. прямого умысла на убийство В. Между тем осужденный Т. утверждал, что «умысла на убийство участкового инспектора В. не имел и ножом на него не замахивался». Президиум Верховного Суда РФ согласился с доводами протеста о том, что поскольку вид угрозы в законе не конкретизирован, то это может быть как угроза нанесения побоев, так и угроза убийством, а равно угроза неопределенного характера, что и имело место в данном конкретном случае. При таких обстоятельствах действия Т. в отношении В. охватываются диспозицией ч. 1 ст. 318 УК РФ как угроза применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением своих служебных обязанностей. Например, у подсудимого отсутствовал умысел на совершение конкретных действий, хотя в описательной части приговора суд установил, что 3. с силой стягивал галстук на потерпевшем, отчего последний задыхался, эти действия представляли опасность для его жизни и здоровья и он пресек их выстрелом в ногу 3. Таким образом, вывод суда о направленности умысла виновного противоречив, в то время как субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.ст. 317, 318 УК РФ, предусматривает наличие только прямого умысла.

По уголовному делу, рассмотренному Верховным судом РД 24 мая 2000 г., в качестве обвиняемого проходил И.М.Р. Он был признан виновным в том, что следовал в нетрезвом состоянии на автомашине и нарушил правила дорожного движения. Работник ГИБДД остановил машину и потребовал у И.М.Р. предъявить водительское удостоверение. В тот момент, когда сотрудник ГИБДД хотел открыть дверь автомобиля, И.М.Р. нажал на газ. Сотрудник не смог удержаться на ногах и упал. Суд, рассмотрев дело, пришёл, на наш взгляд, к правильному выводу: действия И.М.Р. не были направлены непосредственно на лишение жизни сотрудника ГИБДД, но содержали насилие в отношении последнего. Такие действия совершенно обоснованно квалифицированы по ст.318 УК РФ, диспозиция которой предусматривает вариативный комплекс последствий.

На практике трудности в квалификации возникают, когда в результате посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа причиняется материальный вред, который не является конститутивным признаком преступления ст.317 УК РФ. В данном случае, поскольку причинение материального вреда не составляет объективную сторону посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК. Например, в случае умышленного или неосторожного повреждения или уничтожения имущества в процессе посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа оказывается (или может оказаться) идеальная совокупность преступлений, предусмотренных статьями 317 и 167 или 168 УК РФ. Таким образом, совокупность в случае причинения вреда здоровью при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа исключена, поскольку вред здоровью составляет конститутивный признак посягательства на жизнь, но если в результате посягательства случаются иные последствия (вред чужому имуществу, экологии и т.п.) деяния обязательно должны квалифицироваться по совокупности преступлений, поскольку в такой ситуации совершаются два или более различных преступления.

Следует обратить внимание на вопросы квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, совершенного в соучастии. Некоторые особенности отличают квалификацию действий соучастников, одному из которых на момент совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 16 лет. К примеру, если два соучастника осуществили посягательство на жизнь сотрудника полиции, и одному из них не исполнилось 16 лет, то он не может нести ответственность по ст. 317 УК РФ. «Но поскольку его действия охватываются признаками другого преступления, ответственность за которое наступает с 14 лет (в данном случае преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. «б» УК РФ), то соучастник, достигший 16 лет, будет нести ответственность по ст. 317 УК РФ без ссылки на ст. 33, а виновный в возрасте от 14 до 16 лет, участвовавший в этом преступлении, - по ст. 105 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ, если является исполнителем преступления, и со ссылкой на ст. 33 УК РФ, если выполнял другую роль».

Совершая посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близкого, виновный осуществляет это потому, что сотрудник правомерно исполнял возложенные на него обязанности. Если полагать, что причиной здесь являются исключительно обязанности в их абстракции, а вовсе не деятельность сотрудника, тогда убийство сотрудника правоохранительного органа только по той причине, что он относится к органам правопорядка, во всех случаях следует квалифицировать по ст. 317 УК РФ. Однако это не так. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близкого самым тесным образом, неразрывно связано с их деятельностью. Чтобы опровергнуть предложенную посылку, необходимо тогда опровергнуть тезис: посягательство совершено на жизнь сотрудника правоохранительного органа, который ровным счётом ничего не делал по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, а занимался, например, лишь паспортной работой, являясь между тем сотрудником правоохранительного органа (работа в полиции). В такой ситуации деяние следует рассматривать как простое убийство и действия виновного квалифицировать по ст. 105 УК РФ.

Норма ст. 317 УК РФ является специальной по отношению к убийству (п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ). Данная норма создана с одной исключительной целью - по возможности воспрепятствовать нарушению правомерной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Сама по себе деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и является необходимой причиной совершения преступления, генетически порождающей действие преступника. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей (например, при конвоировании осужденного), квалифицируется по п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ (либо по ч.З ст.30 и п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ)».

Специфика преступления, ответственность за которое предусмотрена в статье 317 УК РФ, заключается в том, что при его совершении лицо стремится не просто любыми средствами противодействовать законной деятельности правоохранителей, но выбирает для достижения своих целей крайнее средство - лишение жизни. Весь настрой виновного, его доминирующие побуждения, основанные на мотиве, свидетельствует о единственном и наиболее для него значимом побуждении - лишения жизни лица, вызывающего у виновного защитные чувства или чувства неприязни.

 

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК)».

ДИСПОЗИЦИЯ 1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей -

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи,

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

 

Непосредственный объект - законная деятельность представителей власти. Преступление посягает на две группы общественных отношений: в качестве основного непосредственного объекта выступают отношения в сфере нормальной (правомерной) государственно-управленческой деятельности органов власти; в качестве дополнительного непосредственного объекта - а) общественные отношения, обеспечивающие здоровье, физическую неприкосновенность или психическую неприкосновенность (в случае применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо применения насилия, опасного для здоровья); б) общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни (в случае применения насилия, опасного для жизни).

Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст. 318 УК. Представителей власти условно можно подразделить на три вида. Первый - это должностное лицо правоохранительного органа, второе - это должностное лицо контролирующего органа и третье - это иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Статья 318 УК имеет в виду любых представителей власти, за исключением тех, о которых сказано в ст. ст. 296, 321 УК.

Представитель власти: а) является должностным лицом; б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (органы внутренних дел, прокуратура, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, служба внешней разведки РФ, таможенные органы) и контролирующий (Федеральная налоговая служба, Мининформсвязи РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, Министерство финансов РФ).

К иным должностным лицам, указанным в примечании к ст. 318, относятся должностные лица других (не правоохранительных или контролирующих) звеньев государственного аппарата и органов местного самоуправления, выполняющие функции представителей власти, т.е. также наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных собраний субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов - исполнительной власти субъектов Федерации, судьи федеральных - судов и мировые судьи, государственные контролеры и т.п.). Представителями власти являются также представители общественных организаций, которые по специальному полномочию наделяются на время осуществления своих функций соответствующими правомочиями (например, народные дружинники).

Понимание близких дано при описании ст. 317 УК РФ.

Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность принимать решения, предъявлять требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному поручению, — это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные контролеры на транспорте, народные дружинники и др.

Если насилие или угроза насилием применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, ответственность наступает по ст. 296 УК.

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК, заключается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением представителем власти должностных обязанностей.

Насилие, не опасное для жизни и здоровья потерпевшего может выражаться в причинении легких телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, нанесение побоев, ударов или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, ограничении или лишении его свободы. Речь идет о насилии, которое не способно не только лишить жизни, но и причинить вред здоровью, либо об угрозе применения насилия. Речь идет о признаках насилия, указанных в ст. 112, 115, 116 УК РФ.

Под угрозой применения насилия понимается угроза убийством или причинением вреда здоровью (тяжкого, но не опасного для жизни, средней тяжести или легкого) либо угроза нанесением побоев или иных насильственных действий, причиняющих физическую боль.

Угроза насилием в ст. 318 УК не конкретизирована, т.е. не указано, каким именно насилием должен грозить виновный. Поэтому она включает в себя угрозу как не опасным для жизни или здоровья насилием, так и опасным. У потерпевшего должны быть основания опасаться реализации угрозы. Важно установить, что между физическим и психическим насилием и исполнением представителем власти своих должностных обязанностей имелась связь.

Применение насилия (физического или психического) в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей трактуется как признак преступления, предусмотренного ст. 318 УК, если это насилие было направлено на прекращение законной деятельности представителя власти, а также если оно совершается в качестве мести за прошлую деятельность представителя власти. Например, нанесение побоев из мести за какие-либо действия, предпринятые представителем власти по службе.

По своей конструкции данный состав формальный. Деяние признается оконченным с момента применения физического и психического насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 318 УК не имеет значения, была ли в конкретном случае фактически нарушена нормальная деятельность представителя власти.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что применяет насилие в отношении представителя власти или его близкого, и желает это сделать. Обязательными признаками состава альтернативно являются либо цель - воспрепятствовать законной деятельности представителя власти, либо мотив мести за нее. Этот вывод вытекает из того, что насилие или угроза его применения совершаются в связи с выполнением представителем власти своих должностных обязанностей.

Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 318 УК указывает квалифицирующий признак - применение насилия, опасного для жизни или здоровья. Такое насилие может выразиться в реальном причинении вреда здоровью различной тяжести, но оно может и не причинить никакого вреда, но быть способным его причинить. В этом случае преступление также будет считаться оконченным. Например, если потерпевший увернулся от удара по голове тяжелым предметом. Поэтому дополнительным объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК, выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья представителей власти и их близких.

Убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью требуют самостоятельной квалификации соответственно по п. "б" ч. 2 ст. 105 (если исключается его квалификация по ст. 317 УК) и п. "а" ч. 2 ст. 111 УК, поскольку такое насилие наказывается строже, чем преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 318 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что применяет насилие неопасное для жизни или здоровья в отношении представителя власти или его близкого, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель - в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, т.е. совершаемые для воспрепятствования указанной деятельности или отмщения за нее.

 

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» (ст. 327 УК РФ)

ДИСПОЗИЦИЯ Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков

Общественная опасность данного преступления заключается в противоправном изменении статуса юридических и физических лиц за счет появления в обращении поддельных документов, штампов, печатей и бланков, необходимых для их изготовления, а так же государственных наград.

Непосредственным объектом преступного посягательства является установленный порядок обращения официальных документов и государственных наград.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, являются удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, государственные награды, штампы, печати, бланки.

Документ – (от лат. «documentum» - все, что может служить свидетельством; свидетельство, доказательство) – материальный носитель информации о юридически значимых обстоятельствах, специально созданный для передачи ее во времени и в пространстве. Под официальным документом понимается надлежащим образом оформленный материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, исходящей от любых органов и лиц и подтверждающей юридический факт либо исходящей от имени органов, должностных лиц законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления, независимо от ее характера. К официальным же документам, являющимся предметом подделки, согласно ст. 327 УК РФ, следует относить те из них, которые выданы предприятиями и учреждениями (юридическими лицами) независимо от их организационно - правовой формы, зарегистрированными в установленном порядке. Официальный характер документа связан с определенной его формой, пригодной для восприятия адресатом. Вместе с тем документы первичного учета, внутреннего пользования: чеки магазинов, квитанции предприятий сферы услуг, чеки на товары, определенные счета, товарно - транспортные накладные, путевые листы, гарантийные талоны, контрамарки и т.п. не могут считаться официальными документами. Подделка и использование подобных документов при соответствующих условиях образуют иной состав преступления, например, предусмотренный ст. ст. 187 ("Изготовление или сбыт поддельных платежных документов"), 159 УК РФ ("Мошенничество") и др.

Печати представляют собой предметы (клише), на которых имеются обратные (зеркальные) изображения текста с названием организации, а иногда также символики (Государственного герба РФ, профессиональной эмблемы и т. д.). Печати используются для получения оттисков на бумаге, сургуче, воске, металле. Они имеют, как правило, круглую форму (возможна и другая) и проставляются в нижней части документа рядом с подписью.

Штамп — разновидность печати, отличающаяся по форме и назначению. Он имеет, как правило, прямоугольную форму, проставляется в верхнем левом углу документа и содержит информацию об организации, из которой исходит документ, а также его номер и дату.

Бланк — это лист бумаги с частично напечатанным текстом, подлежащий заполнению в остальной свободной части (бланки дипломов, трудовых книжек и т. д.).

Государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР. Перечень государственных наград закреплен в Указе Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации». В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации к ним относятся звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия и почетные звания. Государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги или достижения при защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.

К государственным наградам РФ относятся, например, звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания РФ. Государственные награды РСФСР и СССР — это звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ордена, медали, почетные звания РСФСР и СССР. Государственные награды являются именными и неотчуждаемыми.

Удостоверение – официальный документ, выдаваемый государственными или негосударственными органами и содержащий сведения о владельце, удостоверяющий его личность, подтверждающий его фамилию, имя, отчество, правовой статус, а также свидетельствующий относящиеся к предъявителю определенные факты, качества и свойства.

В УК РФ используются понятия «поддельный» и «подложный» при­менительно к предмету совершения преступления (ст. 327 УК РФ: «подделка удостоверения или иного официального документа», «использование заведомо подложного документа

Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением деяния, в форме действий, перечисленных в альтернативной форме: 1) подделка удостоверения или иного официального документа; 2) сбыт такого документа; 3) изготовление поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков; 4) сбыт таких поддельных предметов.

1) Подделкой следует считать: изготовление полностью фиктивного документа с помощью средств копировальной, множительной техники, незаконно изъятых бланков, поддельных печатей, штампов, подписей; внесение исправлений или полное изменение подлинного документа путем уничтожения части текста (подчистки, травления, смывания, вырезки), внесения новых записей (дописки, вставки, подклейки).

2) Подделка — это интеллектуальный или физический подлог, связанный с внесением изменений в содержание подлинного удостоверения или иного официального документа незаконными способами (изменение фам илии, переклейка фотографии, исправление срока действия документа и т.п.). Сбыт документов или поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков означает их возмездную или безвозмездную передачу другому лицу. Изготовление поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков означает их получение в результате обработки сырья и материалов (металла, резины, пластмассы, бумаги и т.п.), при котором получается предмет, по своим внешним признакам соответствующий оригиналу изготавливаемой награды, штампа, печати, бланка.

Изготовление поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков предполагает как полное противоправное изготовление этих предметов, так и фальсификацию подлинных государственных наград, штампов, печатей, бланков путем частичного изменения их внешнего вида, их текста.

Сбыт указанных предметов состоит в передаче их другим лицам. Это и продажа, и обмен, и дарение, и т. п.

Сбыт — это выпуск в обращение, передача другим лицам любым способом (продажа, дарение и т. п.). Сбыт поддельных документов (ст. 327 УК РФ) отличается от сбыта официальных документов (ст. 324 УК РФ) по предмету: в первом случае имеются в виду подложные документы, во втором — подлинные.

Уголовная ответственность за приобретение подложного документа законом не предусмотрена. Приобретатель может нести ответственность лишь за последующие действия (сбыт или использование) либо приготовление к ним, если он преследовал цель использования в момент приобретения.

Подделка удостоверений, официального документа, государственных наград, штампов, печатей, бланков считается оконченной в момент их изготовления, даже если они не были предъявлены или представлены по назначению.

Сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков будет оконченным с момента передачи фальшивого предмета другому лицу. При этом передача может носить как возмездный, так и безвозмездный характер (например, дарение, передача во временное пользование и т. п.).

Преступл


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.