Критерий – Дополнительные детали — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Критерий – Дополнительные детали

2019-12-19 355
Критерий – Дополнительные детали 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, маши­ны) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем пере­ключения и замещающей дея­тельности.

Более полная расшифровка де­талей основывается на символи­ческом значении представлен­ных образов.

Например, молния может сим­волизировать начало нового цик­ла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Ра­дуга, нередко возникающая пос­ле грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к со­вершенству.

Зонт представляет собой сим­волическое изображение психи­ческой защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как ото­бражение связи с матерью и отцом, которые символически пред­ставлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ог­раничивать поле зрения персона­жа, а может и отсутствовать. 

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуа­ции за человека. Размер и рас­положение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия меха­низмов психической защиты.

                    

                     5 критерий – Искажение и пропуск деталей

 

Отсутствие существенных дета­лей может указывать на область конфликта и быть следствием вы­теснения как защитного механиз­ма психики. Так, например, отсут­ствие зонта в рисунке может сви­детельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Критерий – Цвет в рисунках

 

Рисунки можно выполнять про­стым карандашом. Тем не менее, многие предпо­читают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цвето­вого решения не может быть сде­лана, если у испытуемого нет всего набора цветных каранда­шей.  

Цвета могут символизировать определенные чувства, настрое­ние и отношения человека. Они также могут отражать спектр раз­личных реакций или областей конфликтов.

Интерпретация цветов по Люшеру:

· синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность;

· зеленый – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;

· красный – сила воли, активность, сексуальность;

· желтый – активность, стремление к общению, любознательность, веселость.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный человек обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-во­семь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Исполь­зование одного цвета говорит о возможной боязни эмоциональ­ного возбуждения.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Этот этап в интерпретации ри­сунка связан с интеграцией ин­формации, полученной на пер­вом и втором этапах. Здесь ана­лизируется весь полученный ма­териал, соотносится с результа­тами стандартных тестов и с ин­формацией о человеке.


ПОДРОБНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Дождь – символический стресс

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя.

 

В реальной жизни - «ненастная погода». Возможно – подавленное состояние или депрессия.

Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека.

Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.

Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже).

Человек чувствительный, не обладающий «толстой кожей», долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы.

Радуга или выглядывающее из-за туч солнце.

 

Надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне

Зонт, капюшон, плащ, головной убор или др. средства защиты от дождя.

Умение защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.

 

Изображение человека – в угол листа.

Возможно –депрессивное состояние, человек «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.

Слишком маленькая фигура.

Низкая самооценка, потребность в поддержке.

Фигура находится в движении.

Склонность к активным действиям.

Спасается от стихии бегством, метается в панике, поливаемый струями дождя.

Паника, беспомощность.

Беспечно скачет по лужам.

Достаточное кол-во творческих ресурсов для противостояния стрессу.

Мужская фигура.

 

«Мужской» тип реагирования на стресс: столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.

Женская фигура.

 

«Женский» тип реагирования на стресс: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще.

Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного.

 

Высокая ответственность и личностная зрелость, стремление проявлять мудрость в любых обстоятельствах.

Значительное уменьшение возраста.

 

Сильно выраженное в авторе детское начало.

Растерянный ребёнок.

Вероятность инфантильного поведения, ожидание: сильный «возьмет под свое крыло».

Счастливый и беззаботный человек.

Изрядный оптимизм автора (увы, не всегда оправданный).

Изображение

Руки

 

Активность и общительность.

Широко расставленные в стороны.

Высокая контактность, открытость и экстраверсия.

Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной.

Интровертность, замкнутость.

Отсутствие рук.

Беспомощность, неприспособленность к жизни.

Ноги

 

Символ опоры, практичности и устойчивости.

Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль.

Уверенность в себе.

Слишком маленькие.

Пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту – человек как бы «не стоит на ногах».

Шея

Символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).

Слишком длинная или подчеркнутая шея.

Потребность контролировать собственные импульсы.

Слишком короткая шея или ее отсутствие.

Регулярные уступки своим желаниям и слабостям.

Дополнительные образы и детали на рисунке.

Дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся.

 

Стремление уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.

         

 

Изменение экспозиции

 

Трансформация фигуры

Положение рисунка на листе.

Верх-низ:

Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.

Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.

Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Оценка характера линий

— легкие линии — недостаток энергии, скованность;

— линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность;

— неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры:

— неотрывные линии — изоляция;

— разрыв контура — сфера конфликта;

— много острых углов — агрессивность, плохая адаптация;

— двойные линии — тревога, страх, подозрительность;

— штриховка — зона тревожности.

 

В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.
Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево – означает акцентирование на себе. Если человек занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если человек рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" человека, его психического центра.

Уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

Отсутствие лба – сознательно игнорирует умственную сферу.

Непропорционально большая голова – страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Выражение стремления компенсировать недостающее (отставание от сверстников в умственном развитии).

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации.

Человек, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица.

Агрессия и враждебность – вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении.

Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы — кокетливость, демонстративность.

Подбородок

Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль) – компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Брови

Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, – забота о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Большие уши — чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.

Глаза

Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира.

Пристальный, пронизывающий взгляд – выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые гл аза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что человек не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот открыт – признак агрессии, прорисованы зубы – явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос

Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто не уверен, что всегда может справиться со своими импульсами (состояние некой раздвоенности).

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Руки, ладони, пальцы

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности.

Разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – общительность, активное взаимодействие с внешним миром.

Спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость.

Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии, воинственности.

Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если человек рисует длинные руки – это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки рисуют люди, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, человек, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище – символ представления о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым человеком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке человека нормального телосложения – внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный человек рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Человек, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок – это признак эгоцентризма, если пупок рисует человек старшего возраста – это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак – изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль(сбоку) – это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Гениталии

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен человеком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что человек чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка – такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа.

Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения.

Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов.

Акцентирование на таких элементах, как гал стук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст.

Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость.

Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу – явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей – это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Еще один значимый негативный фактор – это изображение человеком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.


Средства защиты от дождя

Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

Фон, окружение.

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.

Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде.

Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная.

Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.

Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Дополнительные предметы, (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Цвет в рисунках

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный человек обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.


ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Материалы: 2 листа белой бумаги формата А4; набор цветных карандашей.

Время рисования: обычно 20–25 минут. Желательно, чтобы все задания были выполнены за один раз.

Инструкция №1

Пожалуйста, нарисуйте человека.

Примеры вопросов психолога

Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?

Kакое у него настроение? В какой момент времени мы его застали?

Kакие у него перспективы? и т.д.

Инструкция №2

Нарисуйте человека под дождем.

Примеры вопросов психолога

Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?

Что ему больше всего хочется сделать?

Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу?

Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность?

Любите ли вы дождь? Если да — почему? Если нет — почему?

Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы помочь себе справиться с дождем?


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.