Улыбка в пословицах и афоризмах — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Улыбка в пословицах и афоризмах

2019-12-19 256
Улыбка в пословицах и афоризмах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Улыбка стала темой многих пословиц и поговорок, афоризмов и крылатых выражений.

 

Пословицы:

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза.

Смех — это неуправляемая улыбка.

Афоризмы:

Габриэль Гарсиа Маркес

«Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно: кто-то может влюбиться в твою улыбку».

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

«Вот это да! — подумала Алиса. — Кот с улыбкой — и то редкость, но уж улыбка без кота — это я прямо не знаю что такое!»

Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

«Она улыбнулась, и мне показалось, что весь мир стал светлее».

 

Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»

«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...»

Антуан де Сент-Экзюпери «Письмо заложнику»

«Самое важное чаще всего невесомо. Здесь как будто всего важнее была улыбка. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть...»

Сергей Александрович Есенин

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство».

Виктор Гюго «Человек, который смеется»

 «Мы уже говорили, что Урсус не улыбался; он только смеялся —          временами даже часто; но это был горький смех. В улыбке чувствуется согласие, тогда как смех часто означает отказ».

 

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»

«Он улыбнулся мне ласково, — нет, гораздо больше, чем ласково. Такую    улыбку, полную неиссякаемой ободряющей силы, удается встретить четыре, ну — пять раз в жизни. Какое-то мгновение она, кажется, вбирает в себя всю полноту внешнего мира, потом, словно повинуясь неотвратимому выбору, сосредоточивается на вас. И вы чувствуете, что вас понимают ровно настолько, насколько вам угодно быть понятым, верят в вас в той мере, в какой вы в себя верите сами, и безусловно видят вас именно таким, каким вы больше всего хотели бы казаться».

Евгений Замятин «Мы»

«Улыбка есть нормальное состояние нормального человека».

Лев Николаевич Толстой «Детство»

«Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».

 

Улыбка героя как художественный прием в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Лев Толстой описал в своих произведениях около ста видов разных улыбок, раскрывающих различные эмоциональные состояния человека. Улыбка может быть радостной и серьезной, сердечной и доброй, ироничной и смущенной, виноватой и сочувственной, естественной и искусственной, открытой и загадочной, целомудренной и развязной, победной и т.д. Но если она злая, фальшивая, пошлая, жестокая, то это уже гримаса.

Полистаем страницы романа Льва Толстого «Война и мир», понаблюдаем за тем, как улыбаются персонажи произведения.

Герой Место эпизода в романе Цитата Комментарий

Андрей Болконский

Том 1 часть 1 глава 3 «Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой».

Улыбка князя Андрея Болконского, человека серьезного, умного, ищущего какой-то особый смысл в жизни, является отражением его внутренней работы, выдает отношение к тому, что его окружает. Ему надоели салонные лица, и потому он усмехается, глядя в лицо Анны Павловны. Но при этом приятная и искренняя улыбка озаряет облик князя, когда он общается с близкими по духу и родными людьми. Этот герой может изобразить улыбку, когда ему больно, но когда нужно показать обратное (ситуация с изменой Наташи).

 

 

Том 1 часть 1 глава 4 «Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны».
Том 1 часть 1 глава 23 «— Дайте опомниться, батюшка, — сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. — Ведь я еще и не разместился».
Том 1 часть 3 глава 7 «Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся».    
Том 2 часть 2 глава 9 «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска».
Том 2 часть 2 глава 9 «И он посмотрел на Пьера насмешливо-вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера».
Том 2 часть 3 глава 23 «Я прошу вас через год сделать мое счастие; но вы свободны: помолвка наша останется тайной, и ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы... — сказал князь Андрей с неестественной улыбкой».  

 

Том 4 часть 1 глава 15 «Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства».  
Том 1 часть 1 глава 26 «Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что, несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости».  

Пьер Безухов

Том 1 часть 1 глава 4 «Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

И улыбка у Пьера не такая, как у других. Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения. Даже за свою неустроенную личную жизнь Пьер казнит только себя. Улыбка Пьера отражает его бескорыстие, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию.

Том 1 часть 1 глава 8 «— А обо мне что говорить? — сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. — Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] — И он вдруг багрово покраснел».
Том 1 часть 3 глава 2 «Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. "Ну, что ж, коли вы все знаете?", говорил сам себе Пьер. "Ну, что ж? Это правда", и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается».

 

Том 3 часть 1 глава 20 «Оба они испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел».
Том 3 часть 2 глава 25 «Пьер со снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него».
Том 4 часть 4 глава 17 «Да, — с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер».  

Наташа Ростова

Том 2 часть 1 глава 1 «И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые пятнадцатилетние девочки».

Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это "улыбка радости и успокоения", то "счастливая", то "задумчивая", то "появившаяся из-за слез". Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. В сценах романа, где перед нами появляется Ната­ша Ростова, автор неоднократно обращает наше внима­ние на улыбку своей героини. Ведь улыбка Наташи — это одна из самых заметных и примечательных черт в ее облике. Можно даже сказать, что Наташа облада­ла «говорящей» улыбкой.


Том 2 часть 3 глава 16 «То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой».
Том 2 часть 5 глава 9 «Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде».
Том 4 часть 3 глава 28 «Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой».

Элен Курагина

Том 1 часть 1 глава 3 «…она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана…» «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела...»

Улыбка Элен — застывшая, лицемерная маска. Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость.. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах.

Том 1 часть 3 глава 1 «В середине скучливого и спотыкающегося разговора Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем».
Том 1 часть 3 глава 2 «Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что-то значительнее того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо».
Том 2 часть 1 глава 6 «Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер».
Том 3 часть 3 глава 7 «Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась».
Анатоль Курагин Том 2 часть 4 глава 20 «Анатоль улыбнулся. Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера. — О, подлая, бессердечная порода! — проговорил он и вышел из комнаты». Эпитет «подлая улыбка» говорит сам за себя. На «красивой голове» Анатоля. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Анна Павловна Шерер Том 1 часть 1 глава 1 «Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу!. - Она вдруг остановилась с улыбкою насмешки над своею горячностью». «И она улыбнулась своей восторженной улыбкой». «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка....» Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона, самого модного в Петербурге. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть его успешной хозяйкой. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора. Об этом свидетельствуют и разные «состояния» ее улыбки от восторженной до сдержанной. Анна Павловна точно знала, когда, как и кому следует улыбаться.
Николай Ростов Том 2 часть 1 глава 1 «Ростов почувствовал, как под влиянием этих жарких лучей любви Наташи, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома...» Улыбка ребенка характеризует Ростова как слегка наивного, открытого, «простодушного» человека. Простая душа. Честная и порядочная., - так думает о Ростове Толстой.  И это как раз те слова, которым можно выразить его внутреннюю сущность.
Федор Долохов   Том 2 часть 1 глава 13   «Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким». Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица". Две улыбки отражают двойственную сущность Долохова. Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. С одной стороны это умный, храбрый, хладнокровный человек, с другой – нежно любящий свою мать сын. Он разделяет людей на вредных и полезных.

Наполеон Бонапарт

Том 3 часть 1 глава 6 «Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку».

Наполеона писатель характеризует как маленького человечка с притворной улыбкой, отмечает его жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т. д. Все это говорит о сатирическом, ироничном отношении автора к французскому полководцу. Одна из характерных черт этого полководца — актерство, позерство, любовь к внешним эффектам. Его речь напыщенна, во всем его поведении видна фальшь, лицемерие, высокомерие и тщеславие. Он вообразил себя властелином мира, «сверхчеловеком»

Том 3 часть 1 глава 7 «Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой».

Михаил Илларионович Кутузов

 

Том 1 часть 2 глава 2 «Кутузов и австрийский генерал о чем-то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих двух тысяч людей».

Улыбка характеризует Кутузова как человека сдержанного, умеющего владеть своими чувствами и эмоциями, дипломатичного, достаточно хитрого и опытного.

 

 

Том 4 часть 4 глава 10 «Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели. Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был георгий 1-й степени».

Дядюшка

Том 2 часть 4 глава 7 «Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей и счастливой самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна».

 

Очень кратко, но емко описывается жизнь дядюш­ки, который «имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака», пользующегося уваже­нием во всей округе. Его естественная и искренняя улыбка – отражение открытой русской души человека, близкого к народу.

 

 

Том 2 часть 4 глава 7 «Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой».
Княжна Марья Болконская Том 3 часть 2 глава 11 «— Да вы не поняли, верно, — с грустной улыбкой сказала княжна Марья. — Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить».

Княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном бессознательном ожидании любви и семейного счастья. Душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это отражается в ее улыбке. Княжна Марья умна, романтична, религиозна и покорна.

  Том 3 часть 3 глава 27 «Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу».
Платон Каратаев Том 4 глава 1 часть 13 «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые...»

Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”.

  Том 4 глава 3 часть 13 «Что же думаешь, соколик, — все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, — что же думаешь, соколик...» «Так-то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой».

 

Выводы

 

1. В романе Толстого «Война и мир» улыбка является средством характеристики героев. «В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно», - считает Л.Н.Tолстой. Более того, улыбка – это сама суть героя, своеобразный ярлык, этикетка:

- А. П. Шерер и князь Василий – улыбка - ширма.

- Князь Ипполит – антиулыбка, улыбка идиота.

- Элен – неизменяющаяся маска.

- Маленькая княгиня Лиза – улыбка белочки с усиками.

- Княгиня Друбецкая - оружие кокетки.

  - Князь Андрей Болконский – гримаса, усмешка.

  - Граф Пьер Безухов – душа, улыбка ребенка.

2.  Л.Н.Толстой использует разнообразные оттенки для описания улыбки. Улыбка может быть «кроткой», «благодарной», «счастливой», «торжественной», а может быть «самодовольной», «подлой», «презрительной», «рабской». По этим оттенкам можно судить, любимый это герой автора или нелюбимый.

3. К улыбкам главных, любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи, которые являются отражением внутренних изменений, происходящих в душах героев.

4. Обратившись к портретам простых людей, нетрудно заметить, что Толстой и в них ценит, прежде всего, доброту и живость характера. Не случайно он подчеркивает это, например, в Платоне Каратаеве, рисуя его улыбчивое круглое лицо.

5. Великий русский писатель представил также богатство языковых средств для описания улыбок, часто одновременно отражающих несколько эмоций. Важнейшей для Толстого является коммуникативная функция улыбки, поскольку в процессе общения его герои, прежде всего, стремятся передать то, что они чувствуют, а не просто обменяться информацией. Улыбки и сопровождают речь, и выступают самостоятельным элементом коммуникации.

 

 

Список используемой литературы

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Наталья Долинина: «По странице «Войны и мира»»

С. Бочаров Роман Л. Толстого «Война и мир». М.,1978.

В мире Толстого. М.,1978

http: //www.ru.wikipedia.org

http://www.litra.ru

http://www.ilibraru.ru

http://www.literaturus.ru

http://www.roman.by

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.