Эскизное проектирование узла вала рабочего органа — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эскизное проектирование узла вала рабочего органа

2019-12-19 209
Эскизное проектирование узла вала рабочего органа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эскизное проектирование узла вала рабочего органа преследует следующие цели:

1) подобрать стандартные детали узла, которые подходили бы друг к другу по размерам и увязывались с размерами тихоходного вала редуктора;

2) подготовить базу для дальнейших расчётов деталей узла.

Определяется крутящий момент Т, который нужно приложить к концу вала рабочего органа для создания заданного окружного усилия  на рабочем органе конвейера, по формулам, :

для схемы I                                ;

для схемы II                               ;

для схемы III                              .

Начинать проектирование нужно с разработки конструкции левой по кинематической схеме привода опоры вала рабочего органа (ближней к месту подведения к валу крутящего момента), которая с целью уменьшения присоединительных размеров (расстояния между осями отверстий под болты крепления редуктора и опоры вала рабочего органа на раме привода) делается неподвижной в осевом направлении (фиксированной). Эта опора определяет положение рабочего органа конвейера относительно редуктора.

 Если сделать вторую опору вала рабочего органа тоже фиксированной, то при монтаже его опор на раме из-за разности расстояний между отверстиями под болты в корпусах опор вдоль длины вала и на раме, обусловленной допусками на изготовление изделий, в подшипниках могут возникнуть осевые нагрузки, которые приведут к их заклиниванию. Поэтому вторая опора вала делается плавающей.

Для повышения ясности рассуждений разработку узла неподвижной опоры вала проведём на конкретном примере с указанием числовых значений размеров элементов конструкции по рисунку 8.

 Предположим, по исходным данным на курсовое проектирование получено расчётом потребное значение подводимого к концу вала рабочего органа крутящего момента Т = 490  и расчётного (потребного) на тихоходном валу редуктора крутящего момента при = 0,99  = 495 . По моменту  в соответствии с указанным в задании типом выбран редуктор ЦУ-160 с крутящим моментом на выходном валу = 1000  (см. табл.3) и диаметром конца выходного вала  = 55 мм (см. табл. 7).

 Сравнивая значения Т и , делаем вывод, что диаметр конца вала рабочего органа  можно сделать меньше .

Наименьшее значение этого диаметра можно определить по зависимости:

= 43 мм.

Для определения значения диаметра конца вала рабочего органа нужно выбрать муфту для соединения этого вала с валом редуктора и учесть её возможности. Так как с вала редуктора будет передаваться на вал рабочего органа крутящий момент 490 , выбираем цепную муфту, способную передавать момент 500  (табл. 11). Выбранная муфта может соединять валы с диаметрами 40, 42, 45, 48, 50, 53, 55 и 56 мм. Принимая во внимание значение наименьшего диаметра конца вала рабочего органа (43 мм) и возможности муфты, можно выбрать значение диаметра  равным 45 или 48 мм. Следующий по длине участок вала для установки на нём подшипника должен быть кратным пяти, а бурт на валу для упора полумуфты будет образован втулкой, следовательно, большого перепада между значениями диаметров этих участков вала не требуется. Поэтому принимаем диаметр конца вала рабочего органа равным
48 мм (с целью повышения его прочности) и его диаметр для установки подшипника – 50 мм. Конец вала рабочего органа делаем цилиндрическим.
С учётом исполнения концов валов редуктора (конический) и рабочего органа (цилиндрический) и значений диаметров этих валов соответственно 55 и 48 мм выбранная муфта типа 1 (с однорядной цепью ПР-31,75 – 8900 ГОСТ 13568 – 97 с числом звеньев z =14) имеет обозначение:

Муфта 500 – 1 – 55 – 2 – 48 – 1 У3 ГОСТ 20742-93.



Таблица параметров на валах привода

Вал Частота вращения, об/мин Момент крутящий, Н · м Мощность, Вт
  электро-двигателя   редуктора быстроходный (входной)     редуктора тихоходный (выходной)   рабочего органа         А: Б: В:   А:   Б: В:     А:   Б: В: А: Б: В:   А: Б: В:   А: Б: В:   Т А:   Б: В:     А:   Б: В:     А: Б: В:   А: Б: В:  

 

А – схема привода (рис. 1а);

Б – схема привода (рис. 1б);

В – схема привода (рис. 1в).

 


Таблица 11

Цепные муфты (по ГОСТ 20742-93)

Размеры, мм

Номинальный

крутящий момент

Т, Нм

 

D, не более

L

не
более

для

исполнений

для

испол-нений

Компенси-

рующие

свойства

Частота вращения, 1/с-1

Цепь, ГОСТ 13568 – 97

Число звеньев цепи

Смещение

    Ряд 1     Ряд 2     1     2     1     2 Угловое Радиальное

 

 

500

40 -

200

 

 

200

222

 

172

 

82

 

57

 

 

 

0,32

 

 

18

ПР-31,75-8900

 

 

14

 

2,0

- 42
45 -
- 48
50 -
- 53
55 -
- 56

 

 

1000

50 -

210

 

 

 

0,40

 

 

 

16

ПР-38,1-12700

 

 

12

 

3,5

- 53
55 -
   
- 56
60 -

284

220

105

 

 

73

ПР-50,8-22700

63 -
- 65
70 -
71 -

 

Окончание табл. 11

Номинальный

крутящий момент

Т, Нм

 

D, не более

L

не более

для

исполнений

для

испол-нений

Компенси-

рующие

свойства

Частота вращения, 1/с-1

Цепь, ГОСТ 13568 – 97

Число звеньев цепи

 

 

Смещение

 

  Ряд 1   Ряд 2     1     2     1     2 Угловое Радиальное

 

2000

63 -

280

284

220

105

 

 

73

 

 

 

 

 

0,50

 

 

14

ПР-50,8-22700

 

 

12

 

 

 

3,8

- 65
70 -
71 -
- 75
80 -

344

272

130

 

94

- 85
90 -

 

По диаметру вала 50 мм выбираем подшипник радиальный шариковый двухрядный сферический средней серии 1310, имеющий диаметр наружного кольца 110 мм и ширину 27 мм (прил. II). По диаметру 110 мм с учётом рекомендаций ГОСТ 1328.3–80 выбираем корпус УМ 110 (прил. III).

С учётом серии подшипника и его посадочного диаметра на вал выбираем по таблице 12 диапазон диаметра заплечика для установки подшипника. В рассматриваемом случае получается от 60 до 63 мм. По диаметру отверстия в корпусе с учётом диапазона диаметра заплечика подбираем крышку торцовую для корпуса. Крышки высокая (МВ) (табл. ПIII.7) и средняя (МС) (табл. ПIII.8)
не подходят, т.к. имеют отверстия под вал меньше значения диаметра запле-чика. Подходит крышка низкая (МН) с диаметром отверстия под вал 60 мм (табл. ПIII. 9):

Крышка МН 110 60 ГОСТ 13219.6 – 81.

С левой стороны корпуса устанавливаем такую же крышку. Для обеспечения совпадения диаметров вала и отверстия в крышке, ставим на валу втулку с наружным диаметром 60 мм, которая будет выполнять ещё и функцию буртика для полумуфты, насаживаемой на вал.


Таблица 12

Заплечики для установки подшипников качения (по ГОСТ 20226-82)
для подшипников по ГОСТ 28428-90

 

Лёгкой серии

d D , min , max , max a, min
35 72 42,0 - 65,0

 

 

2,0

40 80 47,0 48,0 73,0
45 85 52,0 53,0 78,0
50 90 57,0 58,0 83,0
55 100 62,0 65,0 91,0

 

 

3,0

60 110 67,0 71,0 101
65 120 72,0 77,0 111
70 125 77,0 82,0 116
75 130 82,0 85,0 121
80 140 90,0 92,0 130

Средней серии

D , min , max ,max , min a, min
80 42,0 44,0 71,0 -

 

 

2,0

90 47,0 51,0 81,0 80,0
100 52,0 56,0 91,0 89,0
110 60,0 63,0 99,0 98,0
120 65,0 67,0 110 109,0

 

 

3,0

 

130 72,0 75,0 118 115,0
140 76,0 78,0 128 125,0
150 81,0 85,0 138 136,0
160 86,0 93,0 148 144,0
170 91,0 99,0 158 155,0

Размеры даны в миллиметрах.

 


Конец вала рабочего органа можно принять коническим (рис. 9). При таком решении будет одно достоинство этой конструкции – обе полумуфты применяемой муфты одного исполнения.

 

 

Рис. 9. Конструкция вала с коническим концом

 

При этом будут иметь место следующие недостатки:

1) потребуется применить крышку подшипника со стороны конца вала, отличную от поставленной с другой стороны опоры, из-за различия диаметров вала, что увеличит номенклатуру заказываемых крышек;

2) для сохранения статуса неподвижности этой опоры вала закрепить подшипник на нём можно только с помощью пружинного упорного кольца, что потребует применения дополнительной детали в форме кольца, толщина которого подбирается при монтаже. Это удорожает конструкцию. Кроме того, паз под пружинное кольцо ослабляет сечение вала.

Размеры пружинных упорных плоских наружных колец концентрических (ГОСТ 13940-68) и эксцентрических (ГОСТ 13942-68), а также размеры канавок для них выбираются в зависимости от диаметра вала .

 

Диаметр болта, с помощью которого прижимаются торцовые крышки к корпусу подшипника, определяется диаметром отверстий в крышках и корпусе (в данном случае – 11 мм), а его длина обусловлена шириной корпуса, толщиной фланцев крышек и прокладок между корпусом и крышками, высотой гайки и толщиной шайбы пружинной (см. рис. 11). В рассматриваемой конструкции опоры применены болты нормальной точности класса прочности 5.8

Болт М 10  75. 58 ГОСТ 7798  70.

Для упрощения процесса замены болта левой опоры вала при случайном повреждении на нём резьбы устанавливаем эти болты со стороны рабочего органа конвейера. В противном случае для замены болта потребовалось бы снимать с вала полумуфту, что без разборки всего узла невозможно.

Положение торца резьбовой части болта определяет положение левого торца втулки, а, следовательно, её длины. Чтобы за болт не зацеплялась при вращении вала насаженная на него деталь, торец втулки (по рис. 8) должен быть левее торца резьбовой части болта.

Рабочий орган на валу относительно опоры располагаем с учётом возможности постановки этих болтов при сборке подшипникового узла.

В (Рис. 11)
Б (Рис. 8)

 

Рис. 10. Вид на опору вала слева

 

Для предотвращения вытекания смазки из подшипникового узла между торцами корпуса и крышками устанавливаются прокладки толщиной около
1 мм, изготавливаемые из картона прокладочного (ГОСТ 9347-74) или паронита (ГОСТ 481-80), а в крышки вставляются резиновые армированные манжеты (ГОСТ 8752-79). В рассматриваемом примере применены манжеты типа 1 (однокромочные) исполнения 1 (с механически обработанной кромкой) для вала диаметром 60 мм с наружным диаметром 85 мм из резины группы 1 (пригодной для работы при скорости скольжения до 10 ) (табл. 13):

Манжета 1. 1– 60 85 – 1 ГОСТ 8752-79

Для обеспечения осевой неподвижности подшипника относительно корпуса опоры вала между торцами наружного кольца подшипника и крышек устанавливаются стальные кольца толщиной, равной зазору между этими поверхностями. Для обеспечения осевой неподвижности вала относительно подшипника применяем концевую шайбу (ГОСТ 14734–69), которая после установки на вал полумуфты будет прижимать полумуфту, втулку и внутреннее кольцо подшипника к заплечику вала при завинчивании в вал болта. Размеры концевой шайбы выбираются по диаметру вала. В данном случае с учётом диаметра конца вала (48 мм) применена шайба 2 исполнения (прижимаемая болтом)

Шайба 7019-0633 ГОСТ 14734-69.

Таблица 13

Основные размеры резиновых армированных манжет, мм (ГОСТ 8752 – 79)

 

Диаметр вала 30; 32 35; 36 38 38 40 42 45 48; 50 52 55; 56; 58 60 63; 65 70; 71 75
D 52 58 52 58 60; 62 62 65 70 75 80 85 90 95 100
h 10 10 7 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
, не более 14 14 10 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14

 

 Продолжение табл. 13

Диаметр вала 80 85   90; 92; 95 100 105 110 115 120 125 130 140
D 105 110 120 125 130 135 145 145; 150 155 160 170
h 10 12 12 12 12 12 12 12 12 15 15
, не более   14   16   16   16   16   16   16   16   16   20   20

В правой опоре вала (рис. 11), в отличие от левой, одна из крышек глухая и для обеспечения возможности осевого перемещения подшипника относительно корпуса не ставятся кольца между торцами наружного кольца подшипника и крышек. Для исключения случайного сползания подшипника с вала при работе привода применена концевая шайба, размеры которой определились посадочным на вал диметром подшипника и диаметром заплечика для него.

Крышки глухие (табл. П III. 8).

Шайбы концевые (прил. IV, табл. ПIV.1)

Крышка ГН 110 ГОСТ 13219.2 – 81

Шайба 7019 – 0634 ГОСТ 14734 – 69.


 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ НА ВАЛ РАБОЧЕГО ОРГАНА КОНВЕЙЕРА
ИЗ-ЗА ВОЗМОЖНОГО СМЕЩЕНИЯ СОЕДИНЯЕМЫХ
МУФТОЙ ВАЛОВ

Кроме крутящего момента, числовое значение которого определено в п. 2, на вал рабочего органа действует сила от натяжения ветвей ленты в приводе ленточного конвейера или от натяжения ветвей тяговой цепи в приводе цепного конвейера. В обоих случаях при соединении валов редуктора и рабочего органа муфтой на валы будут действовать силы, обусловленные возможным относительным смещением валов при монтаже.

Для выбранной в п. 2 цепной муфты получаем   делительный диаметр звёз-дочки полумуфты ,

где  шаг цепи муфты; z  число звеньев цепи муфты.

  В нашем случае  = 31,75 мм; z = 14. Тогда  142,683 мм.

Окружное усилие на звёздочке полумуфты в ньютонах ,

где Т  крутящий момент, подводимый к валу рабочего органа, Н·м.

По расчетам в п. 2 Т = 490 Н·м. Тогда  6868,4 Н.

Усилие на вал от муфты определяется по формуле , т.е.  (1030,3  1717,1) Н.

Максимальное значение усилия  (1717 Н) нужно сравнить с допускаемой радиальной силой на конец тихоходного вала выбранного редуктора
(см. табл. 3–5, 14) и тем самым убедиться в пригодности выбранного редуктора по этому параметру.

Для расчёта вала рабочего органа и его подшипников принимаем усреднённое значение силы = 1400 Н. Эта сила считается приложенной в точке, совпадающей с серединой длины конца вала.

 

Таблица 14

Наибольшие радиальные консольные силы на концы валов

червячных одноступенчатых редукторов типа Ч, кН

Вал

Т и п о р а з м е р р е д у к т о р а

Ч-50 Ч-63 Ч-80 Ч-100 Ч-125 Ч-160
Входной Выходной 250 2000 345 2800 500 4000 600 5600 875 8000 1180 11200

 

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ОРГАНА
ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА

В ленточном конвейере движущая сила передаётся на ленту силой трения между лентой и барабаном. Различают приводы однобарабанные, двухбарабанные и трёхбарабанные. При небольшой производительности конвейера применяются в основном однобарабанные приводы. Для повышения силы трения между лентой и барабаном увеличивают угол обхвата барабана лентой установкой в приводе отклоняющего барабана (ролика).

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.