Современники князя Александра Невского погибшие в борьбе с Ордой. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Современники князя Александра Невского погибшие в борьбе с Ордой.

2019-12-19 161
Современники князя Александра Невского погибшие в борьбе с Ордой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Невский

Детство

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать Феодосия Мстиславна ( дочь псковского и киевского князя Мстислава Романовича). Приняла монашество с именем Евфросиния. Местночтимая новгородская святая. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы.

Историческая справка.(презентация)

 В 1237 году на западе, в прибалтийских землях, Русь теснили рыцари Тевтонского ордена.

Орден — военно-политическая организация, созданная для завоевания новых земель и подчинения их власти римского папы — главы христиан-католиков.

Тевтонский орден имеет еще название Немецкий, или орден крестоносцев. Подразделением Тевтонского ордена являлся Ливонский орден, созданный специально для завоевания и крещения в католическую веру прибалтийских народов. Рыцари ордена давали обет безбрачия, послушания римскому папе и старшим по ордену и клялись постоянно бороться с язычниками. Они носили белый плащ с крестом, а во время сражения одевались в тяжелые металлические доспехи. Они строили каменные крепости - опорные пункты и продвигались вглубь территории. При этом вели себя очень агрессивно, грабили местных жителей насильно обращали в католичество

В 1240 году шведский военачальник Биргер (по шведскому преданию, основатель современной столицы Швеции — города Стокгольма), побуждаемый папой против «неверных», то есть православных, высадился на берегах Невы. Биргер направил послов к Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне, — я уже здесь и беру в плен землю твою».

Князь-полководец.

Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: " Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.(Работа с источником, презентация)

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. (Ход сражения. Презентация) Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока.

Историческая справка.Презентация.

Монголо-татары.

Наименование «татары» в историческом плане — собирательное. Это имя носили многие народы и племена, которые говорили на языках тюркской языковой группы. К тюркам относятся народы Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Татарстана, Якутии и многие другие. В «Сокровенном сказании», самом древнем историческом и литературном памятнике монголов, упоминается о древнем племени «тата» или «татань», которое жило в Центральной Азии. Оно было почти полностью уничтожено монголами. Возможно, от этого племени название «татары» в XIII веке перешло на различные разноязычные кочевые племена, устремившиеся из степей Средней Азии завоевывать весь свет. Это объединение кочевых племен разного происхождения в единую армию исторически получило название монголо-татарской орды. История монгольских завоеваний начинается с 1206 года, когда на курултае (съезде монгольских князей) великим ханом Монголии был провозглашен Темучин. Он взял себе имя Чингисхан, что значит «великий хан». От китайских писателей мы знаем, что отец Темучина рано умер. Соплеменники изгнали мать Темучина с детьми из племени. Осиротевшая семья Темучина скиталась в лесах, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Темучин рано начал выделяться среди соплеменников. Даже внешность его была необычной для монголов. Темучин был исполинского роста, с широким лбом, длинной бородой и светлыми глазами. Есть даже предположение, что он был родом из другого племени. Темучин был очень ловким охотником, смелым воином и талантливым военачальником. Превосходил он всех своих соплеменников и личной храбростью, и хитростью. Но особенно он отличался жестокостью. Когда часть его подданных начала против него бунт, Темучин приказал схватить всех непокорных и сварить их живыми в семидесяти котлах. Став великим ханом, Темучин-Чингисхан ввел для своего народа и своего войска очень жестокий закон. Он назывался законом Яса. Смертная казнь была главным средством наказания. Смертью карались не только убийства, кражи и грабежи, сокрытие беглого раба или превышение власти, но также такие поступки, преступность которых нам сейчас трудно понять. Человеку ломали спину или вырывали руками сердце (а именно такой вид казни применялся по закону Яса) за то, что он подавился пищей при хане или наступил на порог ханской юрты, или постирал одежду в реке. Войско Чингисхана было очень дисциплинированным и послушным. Современники, видевшие татар, отмечали, что не было ни одного народа в мире, который бы так слушался своих начальников, как татары. Все войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Начальники, командовавшие десятками тысяч, назывались темниками, а их войско — теменом, по-русски — тьмою. Если же из десятка хотя бы один воин бежал или попадал в плен, жестоко умерщвляли всю десятку, если бежала десятка — казнили сотню. Если в тысяче побежит сотня и откроет брешь врагу, казнили всю тысячу. Завладев городом приступом, лестью или предательством кого-либо из осажденных, монголо-татары отбирали себе сильных и умелых мужчин в рабы, а остальных жителей истребляли — всех до единого, не обращая внимания на возраст и пол. «Счастливее всех тот, — любил говорить Чингисхан, — кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, любуется слезами их близких и целует их жен и дочерей». Чингисхан со своим войском одерживал одну блестящую победу за другой. В короткий срок был побежден огромный Китай и сожжен главный город государства — Пекин. За три года, с 1219 по 1221, подверглась губительному опустошению могущественная и цветущая держава Хорезм в Средней Азии, а затем были захвачены земли афганцев, персов, азербайджанцев, грузин и армян. В 1223 году 30-тысячное войско монголо-татар под командованием полководцев Субедея и Джебе появилось в степях. Русские князья, посоветовавшись, решили помочь половцам. Поход русских князей был грандиозным! Со времен Владимира Мономаха не видала Русь такого войска. В «Повести о битве на реке Калке» — главном источнике, из которого мы узнаем об этой битве и о ее участниках, — перечисляются имена князей. В этой битве участвовали четыре князя Мстислава: Мстислав Мстиславович Удалой — князь Галицкий, Мстислав Черниговский, Мстислав Киевский, Мстислав по прозвищу Немой и один из храбрейших князей своего времени Даниил Галицкий — зять Мстислава Удалого, а также многие другие известные князья и богатыри. Русские в этой битве были разгромлены.

Нашествие.

В 1238  году в битве на Сити погибает  дядя Александра Невского, великий князь владимирский Юрий Всеволодович, погибают почти все двоюродные братья и множество родственников.

ИГО.

В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а князьям приказал являться к себе с изъявлением покорности. Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над покоренными народами. Власть баскаков на Руси была выше власти князя или полководца. Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором податей и за переписью населения. Баскаки вмешивались и во внутренние дела Руси. Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали восстания против сборщиков дани. Ссора с баскаками могла для князя иметь самые тяжелые последствия.

При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Батый смотрел на русских князей как на своих подданных. Он мог ласкать и награждать князей, а мог унижать и убивать их или издеваться над ними. Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол перешел к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было гордому князю унижаться, он покорился ордынским ритуалам К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем. Монголо-татары верили, что огонь предохраняет от злых поступков и даже лишает силы яд, если его несут к хану. Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана, потом войлочным идолам и, став на колени, склонить голову до земли. Нередко предлагали выпить кобылье молоко — кумыс, который русские считали поганым напитком. Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил от Батыя ярлык. Князь обещал исполнять все приказания хана, обещал являться по первому его слову в Орду, признал над собой власть Батыя, а себя — его рабом. Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и признают, что, смирив свою гордость, великий князь Ярослав спас свой народ от новых бед и, возможно, полного истребления. Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, которые им покорялись и которые уезжали от хана с ярлыком на княжение и подарками, горестно восклицали: «О, злее зла честь татарская!».

Положение церкви. (Толстой)

Митрополиты и прочие архипастыри должны были, подобно князьям, являться с поклоном в Орду для утверждения на своих кафедрах. Монголы не поднимали явного гонения на христианскую веру, как некогда римские императоры в первые века христианства. Чингисхан  в «Ясе», принятой преемниками его за основной закон государства, признавал единого высочайшего Бога, но вместе с тем велел чтить всех богов, чьи бы они ни были; отсюда толпы жрецов идольских в Орде и уважение к жрецам всех религий. В ярлыках, выдаваемых ханами русским святителям, запрещалось хулить веру русскую под страхом смертной казни, но произвол дикого завоевателя был для него выше всякой религии; он говорил: «Бог владеет небом, а сын Божий, хан – землею». Естественно, что ему не могли быть приятны те, кто не признавал мнимо-божественного его достоинства. Естественно также, что тот же неукротимый произвол принуждал иногда христиан следовать суевериям языческим. Много страдала Русская и от ненасытной алчности Татар. – Они нападали внезапно, без всякой причины на города, покорные их власти, грабили церкви, монастыри, отнимали все, что попадалось в руки.

К довершению бедствий Русской Церкви, она в первые, самые тяжкие годы порабощения Руси оставалась без первосвятителя. Митрополит Иосиф Грек, прибыв из Царьграда перед самым нашествием Батыя, пропал без вести. Управление митрополией с 1243 года принял на себя Кирилл, – один из южных игуменов по выбору князей. Но всеобщее расстройство дел не прежде дозволило ему принять посвящение от Патриарха, как в 1250 году.

Князь-дипломат.

  В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Сквозь степи и пустыни достигнув до ханского стана, в числе многих других данников, смирился перед троном нового хана Гаюка и скончался в Орде 30 сентября 1246 года, как полагают, от яда, данного ему матерью хана. Тело его было привезено и погребено во Владимире, в соборной церкви.

Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Он не хотел подвергать Русскую землю новым бедствиям в 1247 году он  смиренно поехал в стан монгольский (вторая поездка князя), где Батый принял его с ласкою и освободил от исполнения обрядов языческих (в уверенности, что герой-христианин отвергнет их и предпочтет за веру Христову). Узнав Александра, Батый сказал, что молва не преувеличила достоинств доблестного князя, что он действительно человек необыкновенный. Оттуда Александр должен был предпринять путешествие в глубину Татарии к великому хану. И там он нашел такой же прием, как у Батыя: великий хан утвердил Александра на престоле Владимирском, поручив ему всю южную Россию и Киев. Прямо из Орды  в 1249 году Александр с торжеством прибыл во Владимир, где радостно встретили его митрополит Кирилл с духовенством, бояре и народ.

В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава),отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1249 году но в том же году погиб в бою с литовцами в битве на реке Протве.. Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю». Современные историки расходятся в оценке того, кому из братьев принадлежало формальное старшинство. Киев после татарского разорения потерял какое-либо реальное значение; поэтому Александр в него не поехал, а поселился в Новгороде. Владимирским князем он становится в 1252 году..

Вскоре в 1251 году  прибыло к новому великому князю посольство от папы: отчаявшись водворить латинство в России оружием крестоносцев, папа надеялся еще успеха от хитрых обольщений. Он уверял Александра, что Ярослав, отец его, находясь в Татарии у великого хана, дал слово монаху Карпини принять веру латинскую и, без сомнения, исполнил бы свое обещание, если бы не скончался внезапно, уже присоединенный к истинному стаду Христову; что сын обязан следовать благому примеру отца, если хочет душевного спасения и мирского счастья, что в противном случае он доказал бы свою безрассудность, не повинуясь Богу и Его наместнику (папе), что князь и народ русский найдут тишину и славу под сенью Римской Церкви. Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, написал папе ответ, в котором изложил подробно всю историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви и семи Вселенских Соборов, заключив свое послание так: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Этот ответ обличает высокую умеренность благоверного князя и его истинно христианское желание правды и мира в делах веры: Александр не думал укорять римлян, но только доказал, что вера русских чиста и Православна.

 Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар (третья поездка в орду). Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси.

В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 г. умер хан Батый. Новый хан Золотой Орды Сартак, сын недавно умершего Батыя, захотел также распространить эту меру в северной России и в Новгороде. Александр снова ездил в Орду в 1257 году (четвёртая поездка) и старался яснее определить отношения Руси к хану: ему удалось придать делу такую форму, что только исчисление народа и раскладка дани были поручены татарским чиновникам, а все прочие дела по управлению государством остались в заведовании природных русских князей: они сохраняли свое право суда по родным законам, право войны и мира без ведома хана и, наконец, – что всего важнее – неприкосновенность не только веры, но и церковного устройства. Таким образом, Александр достиг того, что Русь, совершенно покоренная монголами и не имевшая возможности бороться с ними, получила от своих сильных и диких властителей права державы почти самостоятельной. Конечно подати, поборы и разные повинности, наложенные монголами, были очень тяжелы для народа, особенно в начале, но зато Русь сохранила свою народность – душу и жизнь государства. Может быть современники не оценили, как следует, этого великого дела, но мудрый ратоборец за Русскую землю знал, чего добивался, и вполне заслужил благоговейную благодарность потомства

Зимой 1257 года прибыли чиновники татарские, сочли народ в областях северной Руси и поставили сборщиков дани поголовной, от которой было избавлено одно только духовенство. Дань поголовная требовалась и от Новгорода: герой Невский, некогда ревностный поборник новгородской чести и вольности, должен был с горестью взять на себя дело тяжкое и неприятное – склонить к рабству народ гордый, пылкий, который все еще славился своей исключительной вольностью. Александр отправился в Новгород, где едва успел усмирить народ и подчинить его общему закону. Баскаки сочли жителей Новгорода, распределили налоги и удалились, потому что новгородцы обязались доставлять определенное количестве серебра прямо в Орду или через великих князей, но не хотели иметь дела с татарскими сборщиками.

. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. (пятая поездка)

В 1262 г.во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло (шестая поездка): ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. Он добился так же уступки от хана, который избавил русских князей от обязанности присылать татарам вспомогательное войско и оправдать изгнание из городов Суздальской области «бесерменских купцов» – Хивинцев-мусульман, которые откупили тогда у монголов дань русских княжеств и мучили христиан бесчеловечным сбором податей. Хан принял оправдание, согласился не требовать войска, но продержал великого князя в Орде всю зиму и лето

Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. Горестная весть о кончине Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о благополучном возвращении его на родину. Блаженный митрополит Кирилл со слезами воскликнул к народу: «Чада мои милые, закатилось солнце земли Русской!» Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: «Погибаем, погибаем!» Митрополит с духовенством, князья, бояре и народ в глубоком унынии встретили останки любимого князя у Боголюбова; по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий. Наконец, тело великого труженика за Русскую землю было привезено во Владимир и 23 ноября погребено в соборной церкви Рождественского монастыря. Современники повествуют, что усопший великий князь, когда при отпевании хотели разнять руку его для вложения разрешительной грамоты, сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту из руки митрополита. Все присутствующие поражены были ужасом при этом чудесном событии и уверились, что желает прославить Своего угодника. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Князь Роман Рязанский.

Кратковременное правление Ярослава ознаменовано мученичеством князя Романа Рязанского. Князь Роман Олегович происходил из рода благочестивого, искренно преданного вере и отечеству; два деда его, Юрий и Олег Игоревичи, умерли страдальцами за отчизну в битве с Батыем. Последний из них, богатырь и красавец, умирал от ран на поле битвы; Батый, дивясь мужеству князя, хотел лечить его, с тем чтобы принять к себе в службу. «С врагом христиан не могу быть в приязни», – сказал умирающий князь, и разъяренный Батый велел разрубить его в куски. Отец Романа, князь Олег Ингваревич, вытерпел много мучений от татар: захваченный в плен Батыем, он томился в Орде более десяти лет в тяжкой неволе и, возвратившись на родину, скончался иноком. Таковы были предки благоверного князя Романа: он воспитывался скорбями в любви к святой вере; жил в слезах и молитве за родину; старался облегчать, сколько мог, участь разоренных и угнетаемых подданных. Благочестивого князя много утешило учреждение кафедры православного епископа в самой Орде. Один из злых баскаков, которого князь удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани, донес хану Менгу-Темиру, что князь Рязанский поносит великого царя и его веру. Хан вызвал Романа в Орду и велел объявить ему, что он должен выбрать одно из двух: или мучительную, или веру татар. «Покорный воле Божией, – сказал князь, – я повинуюсь власти хана, но никто не заставит меня изменить святой моей вере». Татары стали бить князя. «Я христианин», – говорил он; но уста заткнули платком, оковали его и бросили в темницу. Гордый Темир произнес приговор твердому князю: «Пусть умрет мучительной». На месте казни мученик стал говорить собравшемуся народу о святости веры Христовой. Ему отрезали язык. Затем стали мучить его с ужасающим зверством: ему вырезали глаза, обрубили персты рук и ног, обрезали уши и губы, потом отсекли руки и ноги. Когда же осталось одно туловище, но еще с искрами жизни, мучители содрали с головы кожу, отрубили голову и воткнули ее на копье. Мученический подвиг святого Романа совершился 19 июля 1270 года. Память его, как мученика, была постоянно чтима в Русской Церкви.

Довмонт- князь псковский.

Краткий текст:

Дело защиты северо-западных рубежей Руси и её культурно-религиозной основы — Православия продолжил псковский князь, позже также причисленный к лику святых, Довмонт (в крещении Тимофей) (1266—1299 гг.). Его авторитет среди населения был чрезвычайно высок. Летописное предание, появившееся уже после смерти Довмонта, сообщает,что в 1480 г., когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и повелел трижды обнести вокруг города с крестным ходом покров от его мощей. Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города.

Житие св. Довмонта-Тимофея князя Псковского (†1299, память 20 мая ст. ст.), подобно житию Александра Невского, представляет военно-героическую повесть. Довмонт, литовский князь (житие считает его сыном Миндовга), вынужден бежать на Русь из-за домашних смут. В Пскове он принял Святое Крещение и, по любви граждан, получил местное княжение. Вся жизнь его прошла в походах как против родственной Литвы, так и против немецких рыцарей. Древнее житие (XIV века) так характеризует его подвиг: «страшен ратоборец быв, на мнозех бранях мужество свое показав и добрый нрав. И всякими добротами украшен, бяше же уветлив и церкви украшая и попы и нищия любя и на вся праздники попы и черноризцы кормя и милостыню дая».

Миндовг, великий князь Литовский, заманив к себе жену Довмонта, князя Нальшанского, заставил ее разделить с ним ложе; Довмонт, исполняя долг языческой мести, убил Миндовга и двух сыновей его. Это было осенью 1263 года. Вслед за тем началась резня в Литве: сын Миндовга Воишелг страшно мстил за смерть отца. Тогда Довмонт с тремястами семей литовских, спасая жизнь, бежал во Псков. Здесь дохнула на него, говорит древний летописец, «обновляющая благодать Божия». Он крестился и был назван Тимофеем. Псковичи посадили его на столе святого Всеволода-Гавриила; но с тем вместе, желая соединить его с дорогим для них родом святого Александра Невского, они выпросили для Довмонта руку княжны Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича. Так пришлец из Литвы стал княжить во Пскове. Но этот пришлец щедро возблагодарил свое новое отечество: своими доблестями, своей ревностью по вере он напомнил Пскову лучших князей из рода Рюрикова – Мстислава Великого, Всеволода и деда жены своей приснопамятного Александра. Довмонт пошел войной на дикую Литву, которая часто вторгалась в пределы Русские из лесов своих, опустошала жилища и уводила в плен множество христиан. Еще прежде псковские священники насадили православное в Летгаллии, а в это время Литовский князь Гердень уступил эту область гермейстеру Ливонских рыцарей, и, таким образом, папизм угрожал новопросвещенным. Пользуясь отсутствием Герденя, Довмонт с 270 воинами прошел с огнем и мечом по его владениям, взял в плен жену его с детьми и толпы литовцев. Переправившись через Двину, храбрый князь оставил при себе только 70 воинов, отпустив остальных с добычей во Псков. Скоро сторожевые дали знать, что Гердень приближается с войском. «Братья псковичи, – сказал Довмонт, – кто стар из вас, тот мне отец; кто молод, тот мне брат. Я слышал о вашем мужестве. Перед вами жизнь и смерть. Братья мои! Постоим за Святую Троицу». Слова Довмонта одушевили псковичей. С дружиной в 70 человек он одолел 700 литовцев, многих побил и потопил в Двине. На другой год он снова ходил в Литву: страна предана была опустошению, и князь Гердень убит.

Особенно важны подвиги Довмонта в обуздании Ливонских рыцарей: немцы, завладев Ливонией, готовы были простирать далее свои завоевания. В отношении к вере они были вреднее языческой Литвы, которая довольствовалась грабежом, не касаясь совести; а немцы не только грабили, но и принуждали православных к папизму, объявляя русских язычниками. В 1268 году силы почти всех Русских князей собрались в Новгород, чтобы выгнать из Эстонии датчан, которые вздумали заводить поселение в стране, издавна платившей дань Новгороду. Довмонт с ратью псковскою присоединился к войску тестя своего, великого князя Димитрия. В самом начале похода дворяне Божии (так называли себя Ливонские рыцари) прислали послов с клятвенными уверениями, что они не станут помогать датчанам и желают сохранить мир с князьями. Но когда войска русские приблизились к Раковору (Везенбергу), магистр ордена и дерптский бискуп явились с многочисленным войском на защиту датчан. Началась страшная битва; особенно отличалось мужеством правое крыло союзного войска, где стояли Довмонт и Димитрий. Бискуп был убит, и с ним легло, по показанию самих немцев, до 1350 человек. Пользуясь темнотою ночи, рыцари обратились в бегство. Новгородцы, чувствуя большой урон в войске, возвратились назад; а Довмонт с псковичами прошел по Везенбергскому округу до самого моря, разоряя капища эстов, и возвратился со множеством пленных. Спустя несколько дней после Раковорской битвы, немцы тайно вступили в пределы псковские и ограбили несколько сел. Довмонт с небольшим отрядом догнал и разбил их. Иные скрылись на остров; Довмонт велел зажечь траву, и клятвопреступники погибли.

На следующий год магистр явился с 18 000 войска и стенобитными орудиями; он грозил сравнять Псков с землею. Осмотрев силы неприятелей и собрав войско, Довмонт пришел в Троицкий собор, положил меч свой перед алтарем, пал на лицо и молился со слезами: «Господи Боже сил! – говорил он – Призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых». Игумен Мирожский Исидор препоясал князя мечом и благословил на битву за святую веру; храбрый князь, не дожидаясь новгородцев, ударил с дружинами псковскими на немцев, разрубил лицо магистру и истребил несколько тысяч латинян. На десятый день осады подоспели полки новгородские: немцы бросились спасаться бегством и потом заключили мир на условиях, какие предписал им Довмонт.

После того немцы и Литва надолго оставили в покое пределы Русские. Защищая Псков мечом своим, Довмонт укрепил его каменной стеною. Он судил народ праведно, не давал слабых в обиду, помогал бедным, посещал узников в темницах, покоил странников, любил духовенство, строил храмы, проводил жизнь в посте и молитве и благоговейно чтил праздники.

Приближаясь к блаженной кончине, доблестный князь, уже маститый старец, должен был в последний раз отразить немцев от Пскова. В начале 1299 года Ливонские рыцари неожиданно напали на Псков, грабили и жгли монастыри в окрестностях города. Блаженный князь вывел дружину, сразился с немцами под стенами города, на берегу реки Великой, вогнал их в воду и многих захватил в плен. Спустя несколько месяцев, 20 мая 1299 года, после тяжкой болезни святой Довмонт скончался. Горько плакал весь народ псковский, погребая тело его под сводами соборного храма Святой Троицы, «за которую», по словам летописца, «он много потрудился». Спустя год мирно почила и блаженная супруга его Мария, в иночестве Марфа.

Псковичи верили, что мужественный и благочестивый князь их – угодник Божий и небесный заступник города, в котором княжил. Перед битвой с врагами они обращались с молитвою к святому князю Довмонту.

Александр Невский

Детство

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать Феодосия Мстиславна ( дочь псковского и киевского князя Мстислава Романовича). Приняла монашество с именем Евфросиния. Местночтимая новгородская святая. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы.

Историческая справка.(презентация)

 В 1237 году на западе, в прибалтийских землях, Русь теснили рыцари Тевтонского ордена.

Орден — военно-политическая организация, созданная для завоевания новых земель и подчинения их власти римского папы — главы христиан-католиков.

Тевтонский орден имеет еще название Немецкий, или орден крестоносцев. Подразделением Тевтонского ордена являлся Ливонский орден, созданный специально для завоевания и крещения в католическую веру прибалтийских народов. Рыцари ордена давали обет безбрачия, послушания римскому папе и старшим по ордену и клялись постоянно бороться с язычниками. Они носили белый плащ с крестом, а во время сражения одевались в тяжелые металлические доспехи. Они строили каменные крепости - опорные пункты и продвигались вглубь территории. При этом вели себя очень агрессивно, грабили местных жителей насильно обращали в католичество

В 1240 году шведский военачальник Биргер (по шведскому преданию, основатель современной столицы Швеции — города Стокгольма), побуждаемый папой против «неверных», то есть православных, высадился на берегах Невы. Биргер направил послов к Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне, — я уже здесь и беру в плен землю твою».

Князь-полководец.

Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: " Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.(Работа с источником, презентация)

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. (Ход сражения. Презентация) Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока.

Историческая справка.Презентация.

Монголо-татары.

Наименование «татары» в историческом плане — собирательное. Это имя носили многие народы и племена, которые говорили на языках тюркской языковой группы. К тюркам относятся народы Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Татарстана, Якутии и многие другие. В «Сокровенном сказании», самом древнем историческом и литературном памятнике монголов, упоминается о древнем племени «тата» или «татань», которое жило в Центральной Азии. Оно было почти полностью уничтожено монголами. Во


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.