Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы.

2019-12-19 174
Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа с многозначными словами

Работа с фразеологизмами

Рассказ по предложению.  Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

Развитие читательского воображения.  Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Техника чтения включает в себя:

· способ чтения (вслух, про себя, по слогам, целыми словами),

· темп (скорость) чтения (ФГОС НОО: ориентировочный темп для выпускника 4 класса100-120 слов в минуту)

· Осознанность чтения. Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:

· выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

· пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

· отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

· определять эмоциональный характер текста;

· выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

· опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

· определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

· уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;

· осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

· формулировать тему небольшого текста;

· работать с названием текста: выбирать наиболее точный заголовок из всех предложенных, самостоятельно озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

· выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

· определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

· находить главную мысль, сформулированную в тексте.

· Выразительность чтения. Насколько хорошо ученик при чтении умеет передавать интонацией настроение текста, соблюдать знаки препинания, соблюдать логические ударения, правильно ставить ударение в словах при произношении.

 

Смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Оно характеризует уровень чтения, нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.

Работа с текстом состоит из трех этапов.

Прежде чем перейти к этим этапам, разберем понятие «стратегия». Президент русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова дает следующее определение: «Стратегия – путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста».

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы.

Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

Фазиль Искандер

   Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темп чтения, правильность и выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты:

  • понимать;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

 

Виды смыслового чтения:

Просмотровое;

Ознакомительное;

Изучающее (исследовательское);

Рефлексивное

Функциональное (поисковое)

Просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Изучающее чтение– вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.  

Такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;

переносить информацию текста в виде кратких записей;

различать темы и подтемы научного текста;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

 

Функциональное чтение -это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания

Рефлексивное – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Вдумчивое (медленное, рефлек­сивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

· Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

· Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

· Определение последовательности событий в тексте.

· Формулирование простых выводов после прочтения.

· Преобразование прочитанного текста в таблицу.

· Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

· Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

· Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

· Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т. Д

 

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

Работа с незнакомыми словами. Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Работа с ключевыми словами. В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут.

 Работа со словами-образами


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.