Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-12-19 | 476 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления
Сегодня мы обратимся к проблеме, которая на протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, остается тайной, которую надо разгадать. Это тема: «Человек как объект философского осмысления». Эпиграфом к занятию послужат замечательные слова русского мыслителя Федора Михайловича Достоевского:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и, ежели будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время».
Мыслители, философы каждой исторической эпохи, каждая философская школа стремились и стремятся раскрыть и постичь тайну человека. И это стремление – не праздное любопытство. Знания о себе самом необходимы человеку для того, чтобы быть Человеком, Личностью.
Смею надеяться, что тема занятия не только объединит, но и заставит осмыслить сущность человеческого бытия, обозначит смысл существования и выработает целеполагательные поведенческие установки.
(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении занятия).
Целью занятия является изучение философских взглядов разных эпох касательно проблематики человека, в частности, концепций человека о его сущности и природе, биологическом и социальном в человеке, теорий личности, смысле жизни, смерти и бессмертии. А также продолжим формировать понятийно-категориальный аппарат философского знания, связанный с историческими особенностями в подходах к проблеме человека. Непременно постараемся на примере философских идей и взглядов разных мыслителей увидеть и осознать в человеке единство материальной и идеальной сущностей как биосоциального существа. Посколькувоспитанию духовно-нравственной культуры студентов уделяется очень большое внимание, то это тожебудет являться целью нашей с вамивстречи.
|
В ходе исследовательско-поисковой деятельности продолжим развитие потребности в создании условий для выражения эмоционально-личностных оценок к творчеству разных мыслителей и философов, формирования ценностного отношения к поставленной проблеме.
План лекционного занятия включает следующие вопросы:
1. Философская антропология.
2. Проблема человека в историко-философском контексте.
3. Концепции человека о его сущности и природе.
4. Биологическое и социальное в человеке.
5. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
На предыдущих занятиях были изучены все исторические типы философского знания: древневосточная и античная, средневековая, возрожденческая, новоевропейская и современная философия со всеми свойственными им специфическими характеристиками. Говоря об истории развития философской мысли, о смене исторических эпох, необходимо еще и еще раз подчеркнуть перемены во всех областях культурной, социально-экономической, политической жизни всего мира и России, в частности, предельную напряженность, трагичность времен. Выявили тот факт, что философская мысль на протяжении веков была отражением противоречий и поисков эпохи, и именно это стало определять содержание философских взглядов и идей, функциональную принадлежность самой философии в системе общего гуманитарного знания.
Философы, художники, музыканты всех времен с величайшим воодушевлением, с головой уходят в разрешение онтологических, гносеологических и аксиологических проблем. Со свойственной исторической спецификой эпохи пытаются обозначить философские стереотипы в мышлении и поведении, определить философскую картину мира, объединяющую данные эмпирики, науки, области искусства и философии в единое целое. Ядром, смысловым центром научно-философской картины мира является соотношение «мир – человек». Актуальность данной проблематики заключается в том, что каким бы ни был путь великих мыслителей со времен древневосточной и античной философии, незыблемой, нерушимой, единственной, объединяющей всех в одно целое остается проблема человека, как точка пересечения бытия и мышления, материи и идеи, объективной и субъективной реальности. И эта тема станет и для нас с вами сегодня всеобъемлющей и всепоглощающей.
|
Философская антропология.
Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Наука должна проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но главное, в их диалектически взаимосвязанной системе. Только при таком подходе полученные в результате научного анализа выводы могут иметь реальное значение и стать основой практических рекомендаций для жизнедеятельности и развития человека. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».
Философская антропология (antropos - человек, logos - учение) в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление стремящееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук: психологии, биологии, истории, медицины и др. Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта «Что такое человек?», только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания.
|
Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Чем свой отличается от чужого?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.
Концепции личности
1. Ролевая концепция - личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке.
2. Сущностная концепция - личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.).
3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя:
-эффективное восприятие реальности;
- принятие себя, других, природы;
- непосредственность, простота и естественность;
- центрированность на проблеме;
- автономия, независимость от массовой культуры;
-демократический характер, разграничение средств и цели;
- креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию;
- вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения;
- общественный интерес.
Итак, личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека.
Для личности характерны:
- осознание мотивов своего поведения;
-постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию.
Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления
Сегодня мы обратимся к проблеме, которая на протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, остается тайной, которую надо разгадать. Это тема: «Человек как объект философского осмысления». Эпиграфом к занятию послужат замечательные слова русского мыслителя Федора Михайловича Достоевского:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и, ежели будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время».
Мыслители, философы каждой исторической эпохи, каждая философская школа стремились и стремятся раскрыть и постичь тайну человека. И это стремление – не праздное любопытство. Знания о себе самом необходимы человеку для того, чтобы быть Человеком, Личностью.
|
Смею надеяться, что тема занятия не только объединит, но и заставит осмыслить сущность человеческого бытия, обозначит смысл существования и выработает целеполагательные поведенческие установки.
(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении занятия).
Целью занятия является изучение философских взглядов разных эпох касательно проблематики человека, в частности, концепций человека о его сущности и природе, биологическом и социальном в человеке, теорий личности, смысле жизни, смерти и бессмертии. А также продолжим формировать понятийно-категориальный аппарат философского знания, связанный с историческими особенностями в подходах к проблеме человека. Непременно постараемся на примере философских идей и взглядов разных мыслителей увидеть и осознать в человеке единство материальной и идеальной сущностей как биосоциального существа. Посколькувоспитанию духовно-нравственной культуры студентов уделяется очень большое внимание, то это тожебудет являться целью нашей с вамивстречи.
В ходе исследовательско-поисковой деятельности продолжим развитие потребности в создании условий для выражения эмоционально-личностных оценок к творчеству разных мыслителей и философов, формирования ценностного отношения к поставленной проблеме.
План лекционного занятия включает следующие вопросы:
1. Философская антропология.
2. Проблема человека в историко-философском контексте.
3. Концепции человека о его сущности и природе.
4. Биологическое и социальное в человеке.
5. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
На предыдущих занятиях были изучены все исторические типы философского знания: древневосточная и античная, средневековая, возрожденческая, новоевропейская и современная философия со всеми свойственными им специфическими характеристиками. Говоря об истории развития философской мысли, о смене исторических эпох, необходимо еще и еще раз подчеркнуть перемены во всех областях культурной, социально-экономической, политической жизни всего мира и России, в частности, предельную напряженность, трагичность времен. Выявили тот факт, что философская мысль на протяжении веков была отражением противоречий и поисков эпохи, и именно это стало определять содержание философских взглядов и идей, функциональную принадлежность самой философии в системе общего гуманитарного знания.
Философы, художники, музыканты всех времен с величайшим воодушевлением, с головой уходят в разрешение онтологических, гносеологических и аксиологических проблем. Со свойственной исторической спецификой эпохи пытаются обозначить философские стереотипы в мышлении и поведении, определить философскую картину мира, объединяющую данные эмпирики, науки, области искусства и философии в единое целое. Ядром, смысловым центром научно-философской картины мира является соотношение «мир – человек». Актуальность данной проблематики заключается в том, что каким бы ни был путь великих мыслителей со времен древневосточной и античной философии, незыблемой, нерушимой, единственной, объединяющей всех в одно целое остается проблема человека, как точка пересечения бытия и мышления, материи и идеи, объективной и субъективной реальности. И эта тема станет и для нас с вами сегодня всеобъемлющей и всепоглощающей.
|
Философская антропология.
Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Наука должна проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но главное, в их диалектически взаимосвязанной системе. Только при таком подходе полученные в результате научного анализа выводы могут иметь реальное значение и стать основой практических рекомендаций для жизнедеятельности и развития человека. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».
Философская антропология (antropos - человек, logos - учение) в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление стремящееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук: психологии, биологии, истории, медицины и др. Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта «Что такое человек?», только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания.
Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Чем свой отличается от чужого?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!