Этический кодекс Российского психологического общества — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Этический кодекс Российского психологического общества

2019-12-19 468
Этический кодекс Российского психологического общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект новой редакции Этического кодекса Российского психологического общества был обсужден и принят на III съезде психоло­гов Российской Федерации в июне 2003 г. в Санкт-Петербурге. Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни ра­ботал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологиче­ской наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. До­верие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюде­нии им этических основ поведения, содержащихся в настоящем кодексе.

Этический кодекс психологов служит: а) внутренней регуляции деятель­ности сообщества психологов и б) регуляции отношений психологов с обществом.

Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которы­ми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, но которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, принципы и пра­вила, излагаемые ниже, дают возможность в случае нарушения этических стандартов применять санкции к его нарушителям.

1. Психолог и требования к нему

1.1. Наименование «Психолог» может быть принято лицом, имею­щим университетское образование по специальности «Психология». За­дачами психолога являются: а) расширение знаний о человеке и общест­ве и б,) приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и иеприкосновен-ностьчеловсческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной про­фессии.

1.2. Разрешается указание на членство в Российской ассоциации про­фессиональных психологов. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ас­социации.

1.3. Ученая степень психолога в России может быть указана только в том случае, если она признана ВАК РФ.

1.4. Психолог осуществляет профессиональную ориентацию и психо­логическую поддержку населения в Российской Федерации (из прило­жения к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1).

1.4.1. Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одно­го из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в фор­ме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также прове­дения комплекса специальных мер содействия человеку в профессио­нальном самоопределении л выборе оптимального вида занятости с уче­том его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуа­ции на рынке труда.

1.4.2. Основные методы профессиональной ориентации:

а) информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непо­средственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой ин­формации);

б) психологическое и медицинское консультирование;

в) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

г)Различные педагогические методы.

1.4.3. Психологическая поддержка — система социально-психологи­ческих способов и методов, способствующих социально-профессиональ­ному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспо­собности на рынке труда и адаптировапности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния чело­века как следствие полного разрешения или снижения актуальности пси­хологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного че­ловека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объеди­нений людей.

1.4.4. Основные методы психологической поддержки:

а) психологическое просвещение;

б) психологическое и психотерапевтическое консультирование;

 

в) психологическая диагностика;

г) психологический тренинг;

д) психологическая коррекция;

е) другие индивидуальные и групповые методы психологической ра­боты.

Требования к Заказчику услуг Психолога

2.1. Заказчик всегда явно или косвенно побуждает Психолога к науч­но-практической психологической деятельности. Реальный Заказчик вы­ступает в лице руководителя государственной, политической, общест­венной, коммерческой организации, обратившегося к Психологу за услу­гами психологического характера. Косвенный Заказчик в лице Общества, нуждающегося в новом психологическом знании, побуждает Психолога к научным исследованиям и открытиям. Нормы работы с Заказчиком — важнейший компонент психологической деятельности.

2.2. Заказчик должен самостоятельно или в сотрудничестве с Психо­логом точно сформулировать проблемы, которые побудили его обратить­ся к Психологу за психологическими услугами. Результатом сотрудниче­ства Психолога с Заказчиком является Техническое задание, содержащее всю согласованную исходную информацию, которой достаточно для нача­ла профессиональной работы Психолога. В Техническом задании огова­риваются цели работы Психолога, методы его работы, ее предполагаемые результаты, сроки ее исполнения, гонорар Психолога и иные конкретные вопросы. Без согласованного с Заказчиком Технического задания любая психологическая деятельность становится бессмысленной.

2.3. Заказчик в своем взаимодействии с Психологом обязан руковод­ствоваться Конституцией страны, ее законами и настоящим Этическим кодексом, с которым Психолог должен его ознакомить. Предложение За­казчика принимается Психологом в том случае, если Заказчик не просто ознакомлен с основными принципами и правилами Этического кодекса Психолога, но и согласен с ними. Заказчик признается в таком качестве в том случае, если он не намерен и не может применить полученные психо­логические услуги для противоправных, аморальных, антинаучных, опас­ных действий в отношении частных лиц, общества и государства.

Требования к Клиенту — человеку, с которым работает Психолог

3.1. В качестве Клиента выступает лицо, согласившееся участвовать в психологических исследованиях в личных, научных, производственных или в социальных интересах или лично обратившееся к Психологу за психологической помощью.

3.2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности но возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности че­ловека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее его интересы по закону.

3.3. Клиенты имеют право на консультацию Психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его Клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.

Требования к Результатам работы Психолога

4.1. В качестве Результатов исследования психолога выступают все сведения о Клиенте, сохраняющиеся на любых видах носителей информации и на основании которых Психолог квалифицирует психологиче­ские характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и исполняет его.

4.2. Результаты исследования Клиента являются обязательным усло­вием любых действий Психолога относительно Клиента. В Результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании ка­ких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия но консультированию или оказа­нию помощи Клиенту. Результаты исследования должны быть представ­лены в форме научных документов, принятых в психологическом сооб­ществе, и содержать достаточные основания для работы с Клиентом.

4.3. Результаты исследования в случае их неконтролируемого хране­ния могут представлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для общества. Обращение с Результатами исследования должно быть жестко регламентировано. Психолог может делать видео- или аудиозапи­си консультации или лечения или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это клиента; это положение распространяется п на телефонные переговоры.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.