Часть 4 - Читаем и записываем ритмы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Часть 4 - Читаем и записываем ритмы

2019-12-19 1025
Часть 4 - Читаем и записываем ритмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

 

Приветствую Вас, начинающие кахонист или кахонистка!

Вы держите в руках первый российский учебник по игре на кахоне. В этой книге вы найдете всю необходимую информацию для того, чтобы начать самостоятельно играть.

 

Меня зовут Георгий Чернов, я основатель и преподаватель московской школы кахона “По Кахонтас”. Перкуссией я занимаюсь уже 7 лет, из них последние 2 года - преподаю. Обучался в разное время и продолжаю обучаться у Константина Шведова, Артура Газарова, Кирилла Россолимо, Джаги Самбе, Калю Куяте.

 

В этой книге мы будем разбирать европейский стиль игры на кахоне. Тут не будет фламенко: тут будет фанк, рок, блюз, регги и другие стили музыки, то, что интересно играть вместе с друзьями у костра, на джеме, да и просто дома.

 

Немного об истории кахона: как музыкальный инструмент кахон появился в Перу в начале 19 века. Во время колонизации туда завезли большое количество африканских аборигенов. Но, чтобы подавить в них национальное самосознание, им запрещалось практиковать и развивать свою национальную культуру, в частности: запрещалось играть на национальных ударных инструментах - джембе и тд.

 

Недолго думая, они стали барабанить просто по ящикам из-под апельсинов. А позже эти ящики стали трансформироваться в новый вид инструмента - cajon, что в переводе означает просто - “ящик”. Чуть позже внутри стали устанавливать струны, и кахон обрел привычное нам звучание.

 

А в 1970-х годах в Перу с концертом был знаменитый испанский фламенко-гитарист Пако де Люсия. В знак уважения ему подарили кахон. Звук его так понравился Пако, что он приобрел себе еще один кахон до отбытия из страны.

Пако привез кахоны на родину и популяризировал в музыке фламенко. А чуть позже кахоны стали распространяться в иных видах музыки: они стали более басовитыми, с меньшим количеством специфического звучания “песка”, который так востребован во фламенко.

 

Скорее всего кахон, на которым вы сейчас играете, принадлежит именно к этому, третьему, воплощению кахона: это уже не перуанский ящик, это не классический фламенко-инструмент, это инструмент, который по всему миру успешно начинает заменять ударную установку, благодаря своему более теплому звучанию, компактности и относительной простоте в освоении.

 

Как выбрать кахон?

 

Существует несколько вариантов, где можно купить хороший кахон:

 

1. Заграничные интернет-магазины

2. Отечественные частные мастера, производящие кахоны

3. Отечественные специализированные магазины и фирмы

 

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

 

● В случае с заграничным интернет-магазином вас может приятно удивить цена. Товары, аналогичные по качеству отечественным магазинам, будут стоить дешевле примерно на 20-30%.

Минусом является отсутствие возможности предварительно ознакомиться с инструментом и послушать его. Можно найти видео в Youtube, но оно очень ненадежно передает информацию о качестве звука. Также к минусам стоит отнести высокую стоимость доставки - около 3-4 тысяч рублей.

Зато если вы точно знаете что вам нужно, или делаете групповую закупку, - тогда это подходящий вариант. Общая сумма закупки компенсирует доставку с лихвой.

 

● В случае с отечественными мастеровыми - это лотерея. Каждый мастер уникален настолько, насколько вообще может быть уникален человек. Каждый - со своей “прямотой” рук, предпочтениями по выбору материала и т.д. Только - приезжать, пробовать, слушать. Может попасться как совершенно негодный для игры инструмент, так и инструмент приличного среднего уровня по цене ниже аналогов.

 

● Отечественные производители кахонов: бывшие мастера, которые открыли полноценные производства, или бизнесмены. Качество лучше, чем у мастеровых, есть возможность доставки. Есть шоу-румы, где удобно потрогать-послушать инструмент. Это удобно.

 

Я рекомендую выбирать тот вариант, при котором у вас будет возможность лично потрогать покупаемый инструмент, или как минимум - аналогичную ему модель. Кахон - инструмент кинестетический - вам предстоит его много трогать, да и вообще - сидеть на нем. Если он будет вам неприятен - это весомо испортит удовольствие от игры.

 

На первых порах вам понадобится только кахон и чехол к нему.

Если у вас сразу есть достаточная сумма денег и вы хотите взять аксессуары, берите фингер-шейкер и тамбурин на ногу. Фингер-шейкер это шейкер, который одевается на пальцы руки, ножной тамбурин позволяет вам сделать “дзынь” ногою.

 

Шейкер очень хорошо заменяет нам ровное звучание хай-хета на барабанной установке, а ножной тамбурин позволяет расставлять акценты.

       

Это не обязательные аксессуары, но если вам очень хочется что-то прикупить - то лучше их. Все остальное, что вам могут предложить - щетки и т.д. - вы если и начнете использовать, то очень не сразу. Не тратьте деньги.

 

Также последнее время стали появляться так называемые портативные кахоны: интересный инструмент, который может иногда выручить в походе. Но! Красивую игру на этом инструменте автор этих строк слышал только в исполнении высокого класса перкуссионистов, в чьих руках уже любой ящик звучит великолепно. В остальных случаях - звучит как коробка.

 

На текущий момент времени (2019-й год), цены на кахоны следующие:

 

Начальный уровень - до 9000р.

Средний уровень - от 10000р до 20000р.

Высокий уровень - от 20000р.

 

Рекомендую закладывать на покупку около 12000р. Этого хватит на кахон тысяч за 10 и чехол.

Покупать инструмент самого дешевого уровня не советую. Разница в деньгах невелика, однако все же кахон - это не просто ящик, а музыкальный инструмент. То есть останется с вами надолго. И если с самого начала качество звучания может мало вас смущать, то достаточно скоро вы поймете, что хочется чего-то поприличнее. Так что берите сразу чуть с запасом.

 

Обучение.

Часть 1 - теория.

Ритмическая теория как часть теории музыки может быть и сложной, но нам это не нужно. Разберем все необходимые понятия, чтобы не путаться.

 

Темп: то, как быстро мы играем.

   Обозначается аббревиатурой bpm - beats per minute - количество ударов в минуту. Чем больше цифра - тем быстрее играется.

Европейская музыка звучит обычно в темпе 120 bpm. Если сыграть в темпе 240 bpm - будет в два раза быстрее.

60 bpm - в два раза медленнее. И тд.

 

Такт: временной отрезок, которым мы измеряем музыку, с фиксированным количеством долей внутри такта.

 

Доля: минимальная единица времени, делящая такт внутри него самого.

 

Рисунок, ритм: фиксированная последовательность ударов и пауз между ними. Ритм не привязан к единицам времени, он задает относительные длительности ударов и пауз.

 

Сбивка: кратковременное изменение постоянно играемого ритмического рисунка на другой с целью разнообразия и подчеркивания акцентов.

 

Квадрат: 4, 8, 16, 24 такта. То есть количество тактов, кратное 4-м.

Размер: количество долей в такте.

 

Разберем на примере:

 

-------- | --------

 

Вот у нас два такта по 4 доли в каждом.

Доля отображается двумя черточками: --

Считаются доли слева направо, и считаются поочередно:

раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

На каждую цифру и на каждое “и” - одна черточка.

Одна черточка - это полдоли.

Поэтому в такте у нас получается 4 цифры и четыре “и”.

Размер данных тактов 4/4. В принципе я мог бы сказать что он 8/8, большой разницы не было бы.

Также я мог бы считать что оба такта (по 8 черточек в каждом) на самом деле один большой такт и все это надо назвать 16/16.

Но думаю, принцип вы поняли - все в итоге считается по самому простому варианту: 4/4.

Вопрос только в том, как мы изначально договорились считать с другими музыкантами. По умолчанию все считается на 4/4. Иное всегда обговаривается отдельно, и считается уже сложным размером.

 

B-B-S--- | BBB-S---

 

А вот я на наши два такта записал определенный ритм. Ритм, рисунок, можно назвать как угодно: это устоявшаяся последовательность ударов. Мы можем сказать “эта песня играется с таким то ритмом (или рисунком)”, или “сыграй мне в этой песне фанк” - имея в виду то же самое.

 

Ритм (рисунок) записывается как правило на 2 такта:

 

B-B-S---| BBB-S---

B---S--- | B-B-S---

B-BBS---| -BB-S---

 

Мы можем играть какое-то время основной рисунок, а потом сделать к нему сбивку:

 

B-B-S--- | BBB-S---

B-B-S--- | BBB-S---

B-B-S--- | BBB-S---

BS-BS--- | BBBBBBS-

 

В европейской музыке обычно сбивка делается по квадратам - каждый 4-й, 8-й такт и тд.

 

Это красиво, это та традиция, которая сложилась в нашей музыке. Также сбивки делаются при переходе с куплета на припев и в иные кульминационные моменты. И опять же - в нашей музыке эти переходы как правило также попадают на 4-й, 8-й и тд такты.

 

 

Часть 2 - Типы ударов.

 

В данном пособии мы будем в основном разбирать три базовых варианта удара:

 

Бас: В

Слэп: S

Маф: -

 

Бас - это басовый удар, делается в центре кахона, всей ладонью.

Вопреки частому заблуждению - для того, чтобы ударить бас, не надо тянуться к центру или к низу кахона. Место удара “бас” всего лишь на 7-10 сантиметров ниже верхнего края кахона. Главное - бить всей ладонью, и лучше всего - по центру. Ближе к краям бас теряет свою сочность.

 

Слэп - это верхний удар, заменитель малого барабана в случае с барабанной установкой.

 

Мы бьем его пальцами, каждая рука - ближе к своему краю кахона. Чтобы сделать хороший слэп, мы должны ударить полоской подушечек на краю ладони, прямо под пальцами. Ударить по краю кахона, и чуть ослабить тонус в самих пальцах, дав им по инерции ударить в край кахона.

Пальцы должны быть не сведенными, и не расставленными в стороны - в некоем промежуточном естественном для них положении.

Представьте себе что у вас рука - это плетка: по руке проходит волнообразное движение, а кончик нашей плетки - наши пальцы. Удар должен быть резкий, чтобы пальцы отскочили от поверхности кахона.

 

Маф - воображаемый удар, касание края кахона для обозначения доли.

Мы как и со слэпом, касаемся полоской подушечек края кахона, но не наносим пальцами удар. Маф должен быть не слышным.

Часть 3 - Пульсация.

Базовое понятие, важность которого трудно переоценить. Возможно, вы могли видеть, как человек садится за какой-нибудь перкуссионный инструмент и пытается сыграть. Получается некрасивая каша. Пульсация нужна для того, чтобы этого не происходило.

 

Пульсация - это постоянное движение наших рук.

 

Пример:

 

B-B-S--- | BBB-S---

 

Я бью:  бас, маф, бас, слэп, три мафа, три баса, маф, слэп, три мафа.

 

Мои руки будут постоянно двигаться - левая-правая-левая-правая.

Во время каждого движения я либо наношу удар (слэп или бас), либо делаю маф - который звуком не обладает.

 

Получается что я сохраняю интервал между ударами и тишиной в рамках моего ритма, при этом сам постоянно нахожусь в едином темпе.

Иными словами пульсация - это постоянное движение наших рук, которые то наносят определенный удар, то наносят удар бесшумный.

Зато каждое движение наших рук отмеряет для нас самих время - и нам гораздо труднее сбиться с ритма.

 

Пульсация идет в строгой последовательности: правая-левая-правая-левая и тд. Для левшей все наоборот.

 

-------- | --------

 

В этих двух тактах по 4 доли по две черточки на каждую, получается так:

Раз-и-два-и-три-и-четыре-и | Раз-и-два-и-три-и-четыре-и

 

И мои руки двигаются:

 

Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-

Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-

 

На каждую цифру приходится правая рука, на каждую И - левая.

 

ВАЖНО!

Пульсация - это постоянное движение рук!

То есть ваши руки не нависают над кахоном, опускаясь к нему и нанося удар, и не лежат на кахоне, поднимаясь и нанося удар.

Они движутся постоянно.

Одна рука всегда сверху, готовая нанести очередной удар или сделать маф, а вторая - на кахоне, наносит удар в настоящий момент, мы как бы перебираем ногами во время плавания или ходьбы: правая-левая-правая-левая.

 

А - на технику.

 

В-В-В-В- | В-В-В-В-

      

S-S-S-S- | S-S-S-S-

      

BB--BB-- | BB--BB--

 

SS--SS-- | SS--SS--

 

BBBBBBBB | BBBBBBBB

 

SSSSSSSS | SSSSSSSS

 

BBSSBBSS | BBSSBBSS

 

BBBSBBBS | BBBSBBBS

 

BSBSBSBS | BSBSBSBS

 

SBSBSBSB | SBSBSBSB

 

BBSBBBSB | BBSBBBSB

 

BSBBBSBB | BSBBBSBB

 

 

Б - на счет.

 

B---B---| B---B--- | -B---B-- | -B---B-- | --B---B- | --B---B- | ---B---B | ---B---B

 

BS--BS--| BS--BS-- | -BS--BS- | -BS--BS- | --BS--BS | --BS--BS | S--BS--B | ---BS--B

 

SB--SB--| SB--SB-- | -SB--SB- | -SB--SB- | --SB--SB | --SB--SB | ---SB--S | B--SB--S

 

BB--BB--| BB--BB-- | -BB--BB- | -BB--BB- | --BB--BB | --BB--BB | B--BB--B

 

SS--SS--| SS--SS-- | -SS--SS- | -SS--SS- | --SS--SS | --SS--SS | S--SS--S

 

BSSBSSBS | SBSSBSSB | SSBSSBSS | BSSBSSBS

 

BSBSSBSB | SSBSBSSB |SBSSBSBS |SBSBSSBS

 

S--S--S- | -S--S--S | --S--S-- | S--S--S- | -S--S--S | --S--S--

 

B--B--B- | -B--B--B | --B--B-- | B--B--B- | -B--B--B | --B--B--

 

 

В - Паттерны:

 


BSBB | SBSS

 

SBSS | BSBB

 

BSBS | BSBB

 

SBSB | SBSS

 

BSBS | BBSB

 

SSSB | SBSB

 

BBBS | BSBS

 

BSBB | SBBS

 

BSSB | SSBS

 

SSBS | SBSS

 

SBSS | BSSB

 

BBB- | ----

 

BBB- | BBB-

 

BSB- | ----

 

BSB- | BSB-

 

SBB- | SBB-

 

SBB- | -----

 

BSS- | BSS-

 

BSS- | ----

 

SBS- | SBS-

 

SBS- | ----

 

SSSB | SSSB



SSSB | ----

 

SBBB | SBBB

 

SBBB| ----

 

BBBS | BBBS

 

BBBS | ----

 

B-BB | B-BB

 

B-BB | ----

 

B-SB | B-SB

 

B-SB | ----

 

B-BB | B-BB

 

B-BB | ----

 

B-SS | B-SS

 

B-SS | ----

 

B-BS | B-BS

 

B-BS | ----



Часть 8. Структура ритма.

У каждого стиля музыки есть свои традиции.

Блюз играется на 12 тактов.

Бразильская самба обладает собственной, отличной от европейской пульсацией.

Арабская музыка в основном кратна 3-м, и тд и тп.

В европейской музыке все в основном строится на сильных долях.

Это 1-я и 3-я доли:

 

B---S--- | B---S---

 

Именно в эти моменты мы киваем головой, когда слушаем музыку по радио или на концерте. Причем первая доля (бас) сильнее, чем третья (слэп).

 

Вторая и четвертая доли менее сильные: --Х---Х- | --Х---Х-

 

А все “и” совсем слабые дольки:  -Х-Х-Х-Х | -Х-Х-Х-Х

 

Обыгрывание ритма, придумывание к нему сбивки, обычно строится либо на подчеркивании, либо на убегании от его сильных долей.

Беспроигрышный способ сделать сбивку к ритму, это взять ритм:

 

B---S--- | B---S---

 

И сохранив его основу, добавить к нему какие-то еще удары:

 

B---S--- | BBB-S---

 

Если мы играем ровно, то практически любые добавленные удары, если основные акценты ритма не менялись, придутся ко двору. Это одна из причин того, зачем нам нужна пульсация. Пока руки в постоянном движении, ровность достигается на желаемом уровне.

 

Часть 9. Придумывание сбивок:

Визуально:

 

“Инверсия”

 

Берем любой ритм:

 

B---S--- | BBB-S---

 

Заменяем все басы на слэпы и наоборот:

 

S---B--- | SSS-B---

 

 

“Перемешивание”

 

Берем любой ритм:

 

B-В-S--- | B-BВS---

 

Режем на равные кусочки:

      

B-В- | S--- | B-BВ | S---

 

Перемешиваем их между собой:

 

S---B-BВ | B-В- S---

 

 

“Заполняем пустоты”

 

Берем любой ритм:

 

B--BS--- | B-B-S---

 

Заполняем те места, где были мафы - ударами, а те места где были удары - мафами:

 

-BB--SSS | -B-B-SSS

 

 

“Разворот”

 

Берем любой ритм:

 

B-В-S--- | BSBBS---

 

Разворачиваем его справа-налево:

 

---SBBSB | ---S-B-B

 

Математически:

“Сдвиг”

Берем любой ритм:

 

B---SS-- | B-B-S---

 

И рисуем со сдвигом на какое-либо количество долей, например на одну (раз-и)

 

--B---SS| --B-B-S-

 

Или на три (раз-и-два-и-три-и):

 

B-S---B- | --SS--B-

 

 

“Зацикливание паттерна из ритма”

 

Берем любой ритм:

 

B--BS--- | B-B-SS--

 

Берем из него узнаваемый паттерн:

 

B--BS-

 

Зацикливаем его:

 

B--BS-B- | -BS-B--B

 

 

“Смещение паттерна из ритма”

 

B--BS--- | B-B-SS--

 

Берем из него узнаваемый паттерн:

 

B--BS-

 

Размещаем его несколько раз в рисунке с произвольными мафами между повторами:

 

--B--BS- | ---B--BS

 

 

“Псевдополиритмия”

 

Берем любой ритм:

 

B--SB--- | B-BB-S---

 

Берем любой готовый паттерн или комбинацию паттернов на нечетное количество долей:

Например на 9: B-B-S--S-

 

И многократно зацикливаем его:

 

B-B-S--S | ВB-B-S-- | SВB-B-S- | -SВB-B-S

 

Например на 3: B-S

 

И многократно зацикливаем его:

 

B-SB-SB- | SB-SB-SB | -SB-SB-S | B-SB-SBS

 

“Замена части ритма на паттерн”

 

Берем любой ритм:

 

B---B-SS | B--B-S--

 

Выбираем любой паттерн:

 

BSBB

 

Заменяем любую часть понравившимся паттерном:

 

B---B-SS | BSBBBSBB

 

BSBBBSBB | B--B-S--

 

B---BSBB | B--B-S--

      

B---BSBB | B--BBSBB

 

Можно комбинировать несколько способов:

Инвертирование и сшивание

Берем любой ритм:

 

B---S--- | BBB-S---

 

Заменяем все басы на слэпы и наоборот:

 

S---B--- | SSS-B---

 

Режем на равные кусочки:

 

S--- | B--- | SSS- | B---

 

Перемешиваем:

 

S--- | B--- | SSS- | B---

 

B---SSS-|B---S---

 

 

Заполнение пустот и разворот

 

Берем любой ритм:

 

B--BS--- | B-B-S---

 

Заполняем те места, где были мафы - ударами, а те места где были удары - мафами:

 

-BB--SSS | -B-B-SSS

 

Разворачиваем справа-налево:

 

SSS-B-B-SSS--BB-

Помните: в большинстве случаев, если вы играете ровно, указанные выше способы позволят вам получить интересную сбивку или новый вариант ритма. Однако иногда может получиться не самый лучший вариант сбивки.

 

То есть, переставив в получившемся варианте один-два удара, вы можете получить более понравившийся вам вариант. Не стесняйтесь пробовать несколько вариантов готовой сбивки.

 

 

Заключение.

Очень надеюсь, что книга поможет вам в изучении этого замечательного инструмента - кахона.

Я отношусь к нему очень предвзято, потому что считаю лучшим барабаном в мире. Мало на каком инструменте можно играть ТАКОЕ разнообразие жанров.

 

Помните - при правильных ударах долгоиграющей боли у вас в суставах быть не должно. Нормально, если после активного джема или репетиций могут поболеть ладони и пальцы 1-2 дня. В остальных случаях обратитесь за консультацией.

 

Помните - практика критерий истины.

Если есть возможность даже на начальном этапе играть с кем-то вместе хотя бы раз в месяц - используйте ее! И конечно же я рекомендую выходить на сцену спустя 3-4 месяца занятий. Пусть даже сцена - в переходе!

 

Если вы хотите заниматься на кахоне, вы можете обратиться ко мне:

 

Чернов Георгий, основатель школы кахона “По Кахонтас”.

 

Возможны как частные, так и групповые уроки, скайп-уроки.

 

+7-964-560-41-21

 

vk.com/pocajontasss

 

[email protected]

Введение.

 

Приветствую Вас, начинающие кахонист или кахонистка!

Вы держите в руках первый российский учебник по игре на кахоне. В этой книге вы найдете всю необходимую информацию для того, чтобы начать самостоятельно играть.

 

Меня зовут Георгий Чернов, я основатель и преподаватель московской школы кахона “По Кахонтас”. Перкуссией я занимаюсь уже 7 лет, из них последние 2 года - преподаю. Обучался в разное время и продолжаю обучаться у Константина Шведова, Артура Газарова, Кирилла Россолимо, Джаги Самбе, Калю Куяте.

 

В этой книге мы будем разбирать европейский стиль игры на кахоне. Тут не будет фламенко: тут будет фанк, рок, блюз, регги и другие стили музыки, то, что интересно играть вместе с друзьями у костра, на джеме, да и просто дома.

 

Немного об истории кахона: как музыкальный инструмент кахон появился в Перу в начале 19 века. Во время колонизации туда завезли большое количество африканских аборигенов. Но, чтобы подавить в них национальное самосознание, им запрещалось практиковать и развивать свою национальную культуру, в частности: запрещалось играть на национальных ударных инструментах - джембе и тд.

 

Недолго думая, они стали барабанить просто по ящикам из-под апельсинов. А позже эти ящики стали трансформироваться в новый вид инструмента - cajon, что в переводе означает просто - “ящик”. Чуть позже внутри стали устанавливать струны, и кахон обрел привычное нам звучание.

 

А в 1970-х годах в Перу с концертом был знаменитый испанский фламенко-гитарист Пако де Люсия. В знак уважения ему подарили кахон. Звук его так понравился Пако, что он приобрел себе еще один кахон до отбытия из страны.

Пако привез кахоны на родину и популяризировал в музыке фламенко. А чуть позже кахоны стали распространяться в иных видах музыки: они стали более басовитыми, с меньшим количеством специфического звучания “песка”, который так востребован во фламенко.

 

Скорее всего кахон, на которым вы сейчас играете, принадлежит именно к этому, третьему, воплощению кахона: это уже не перуанский ящик, это не классический фламенко-инструмент, это инструмент, который по всему миру успешно начинает заменять ударную установку, благодаря своему более теплому звучанию, компактности и относительной простоте в освоении.

 

Как выбрать кахон?

 

Существует несколько вариантов, где можно купить хороший кахон:

 

1. Заграничные интернет-магазины

2. Отечественные частные мастера, производящие кахоны

3. Отечественные специализированные магазины и фирмы

 

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

 

● В случае с заграничным интернет-магазином вас может приятно удивить цена. Товары, аналогичные по качеству отечественным магазинам, будут стоить дешевле примерно на 20-30%.

Минусом является отсутствие возможности предварительно ознакомиться с инструментом и послушать его. Можно найти видео в Youtube, но оно очень ненадежно передает информацию о качестве звука. Также к минусам стоит отнести высокую стоимость доставки - около 3-4 тысяч рублей.

Зато если вы точно знаете что вам нужно, или делаете групповую закупку, - тогда это подходящий вариант. Общая сумма закупки компенсирует доставку с лихвой.

 

● В случае с отечественными мастеровыми - это лотерея. Каждый мастер уникален настолько, насколько вообще может быть уникален человек. Каждый - со своей “прямотой” рук, предпочтениями по выбору материала и т.д. Только - приезжать, пробовать, слушать. Может попасться как совершенно негодный для игры инструмент, так и инструмент приличного среднего уровня по цене ниже аналогов.

 

● Отечественные производители кахонов: бывшие мастера, которые открыли полноценные производства, или бизнесмены. Качество лучше, чем у мастеровых, есть возможность доставки. Есть шоу-румы, где удобно потрогать-послушать инструмент. Это удобно.

 

Я рекомендую выбирать тот вариант, при котором у вас будет возможность лично потрогать покупаемый инструмент, или как минимум - аналогичную ему модель. Кахон - инструмент кинестетический - вам предстоит его много трогать, да и вообще - сидеть на нем. Если он будет вам неприятен - это весомо испортит удовольствие от игры.

 

На первых порах вам понадобится только кахон и чехол к нему.

Если у вас сразу есть достаточная сумма денег и вы хотите взять аксессуары, берите фингер-шейкер и тамбурин на ногу. Фингер-шейкер это шейкер, который одевается на пальцы руки, ножной тамбурин позволяет вам сделать “дзынь” ногою.

 

Шейкер очень хорошо заменяет нам ровное звучание хай-хета на барабанной установке, а ножной тамбурин позволяет расставлять акценты.

       

Это не обязательные аксессуары, но если вам очень хочется что-то прикупить - то лучше их. Все остальное, что вам могут предложить - щетки и т.д. - вы если и начнете использовать, то очень не сразу. Не тратьте деньги.

 

Также последнее время стали появляться так называемые портативные кахоны: интересный инструмент, который может иногда выручить в походе. Но! Красивую игру на этом инструменте автор этих строк слышал только в исполнении высокого класса перкуссионистов, в чьих руках уже любой ящик звучит великолепно. В остальных случаях - звучит как коробка.

 

На текущий момент времени (2019-й год), цены на кахоны следующие:

 

Начальный уровень - до 9000р.

Средний уровень - от 10000р до 20000р.

Высокий уровень - от 20000р.

 

Рекомендую закладывать на покупку около 12000р. Этого хватит на кахон тысяч за 10 и чехол.

Покупать инструмент самого дешевого уровня не советую. Разница в деньгах невелика, однако все же кахон - это не просто ящик, а музыкальный инструмент. То есть останется с вами надолго. И если с самого начала качество звучания может мало вас смущать, то достаточно скоро вы поймете, что хочется чего-то поприличнее. Так что берите сразу чуть с запасом.

 

Обучение.

Часть 1 - теория.

Ритмическая теория как часть теории музыки может быть и сложной, но нам это не нужно. Разберем все необходимые понятия, чтобы не путаться.

 

Темп: то, как быстро мы играем.

   Обозначается аббревиатурой bpm - beats per minute - количество ударов в минуту. Чем больше цифра - тем быстрее играется.

Европейская музыка звучит обычно в темпе 120 bpm. Если сыграть в темпе 240 bpm - будет в два раза быстрее.

60 bpm - в два раза медленнее. И тд.

 

Такт: временной отрезок, которым мы измеряем музыку, с фиксированным количеством долей внутри такта.

 

Доля: минимальная единица времени, делящая такт внутри него самого.

 

Рисунок, ритм: фиксированная последовательность ударов и пауз между ними. Ритм не привязан к единицам времени, он задает относительные длительности ударов и пауз.

 

Сбивка: кратковременное изменение постоянно играемого ритмического рисунка на другой с целью разнообразия и подчеркивания акцентов.

 

Квадрат: 4, 8, 16, 24 такта. То есть количество тактов, кратное 4-м.

Размер: количество долей в такте.

 

Разберем на примере:

 

-------- | --------

 

Вот у нас два такта по 4 доли в каждом.

Доля отображается двумя черточками: --

Считаются доли слева направо, и считаются поочередно:

раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

На каждую цифру и на каждое “и” - одна черточка.

Одна черточка - это полдоли.

Поэтому в такте у нас получается 4 цифры и четыре “и”.

Размер данных тактов 4/4. В принципе я мог бы сказать что он 8/8, большой разницы не было бы.

Также я мог бы считать что оба такта (по 8 черточек в каждом) на самом деле один большой такт и все это надо назвать 16/16.

Но думаю, принцип вы поняли - все в итоге считается по самому простому варианту: 4/4.

Вопрос только в том, как мы изначально договорились считать с другими музыкантами. По умолчанию все считается на 4/4. Иное всегда обговаривается отдельно, и считается уже сложным размером.

 

B-B-S--- | BBB-S---

 

А вот я на наши два такта записал определенный ритм. Ритм, рисунок, можно назвать как угодно: это устоявшаяся последовательность ударов. Мы можем сказать “эта песня играется с таким то ритмом (или рисунком)”, или “сыграй мне в этой песне фанк” - имея в виду то же самое.

 

Ритм (рисунок) записывается как правило на 2 такта:

 

B-B-S---| BBB-S---

B---S--- | B-B-S---

B-BBS---| -BB-S---

 

Мы можем играть какое-то время основной рисунок, а потом сделать к нему сбивку:

 

B-B-S--- | BBB-S---

B-B-S--- | BBB-S---

B-B-S--- | BBB-S---

BS-BS--- | BBBBBBS-

 

В европейской музыке обычно сбивка делается по квадратам - каждый 4-й, 8-й такт и тд.

 

Это красиво, это та традиция, которая сложилась в нашей музыке. Также сбивки делаются при переходе с куплета на припев и в иные кульминационные моменты. И опять же - в нашей музыке эти переходы как правило также попадают на 4-й, 8-й и тд такты.

 

 

Часть 2 - Типы ударов.

 

В данном пособии мы будем в основном разбирать три базовых варианта удара:

 

Бас: В

Слэп: S

Маф: -

 

Бас - это басовый удар, делается в центре кахона, всей ладонью.

Вопреки частому заблуждению - для того, чтобы ударить бас, не надо тянуться к центру или к низу кахона. Место удара “бас” всего лишь на 7-10 сантиметров ниже верхнего края кахона. Главное - бить всей ладонью, и лучше всего - по центру. Ближе к краям бас теряет свою сочность.

 

Слэп - это верхний удар, заменитель малого барабана в случае с барабанной установкой.

 

Мы бьем его пальцами, каждая рука - ближе к своему краю кахона. Чтобы сделать хороший слэп, мы должны ударить полоской подушечек на краю ладони, прямо под пальцами. Ударить по краю кахона, и чуть ослабить тонус в самих пальцах, дав им по инерции ударить в край кахона.

Пальцы должны быть не сведенными, и не расставленными в стороны - в некоем промежуточном естественном для них положении.

Представьте себе что у вас рука - это плетка: по руке проходит волнообразное движение, а кончик нашей плетки - наши пальцы. Удар должен быть резкий, чтобы пальцы отскочили от поверхности кахона.

 

Маф - воображаемый удар, касание края кахона для обозначения доли.

Мы как и со слэпом, касаемся полоской подушечек края кахона, но не наносим пальцами удар. Маф должен быть не слышным.

Часть 3 - Пульсация.

Базовое понятие, важность которого трудно переоценить. Возможно, вы могли видеть, как человек садится за какой-нибудь перкуссионный инструмент и пытается сыграть. Получается некрасивая каша. Пульсация нужна для того, чтобы этого не происходило.

 

Пульсация - это постоянное движение наших рук.

 

Пример:

 

B-B-S--- | BBB-S---

 

Я бью:  бас, маф, бас, слэп, три мафа, три баса, маф, слэп, три мафа.

 

Мои руки будут постоянно двигаться - левая-правая-левая-правая.

Во время каждого движения я либо наношу удар (слэп или бас), либо делаю маф - который звуком не обладает.

 

Получается что я сохраняю интервал между ударами и тишиной в рамках моего ритма, при этом сам постоянно нахожусь в едином темпе.

Иными словами пульсация - это постоянное движение наших рук, которые то наносят определенный удар, то наносят удар бесшумный.

Зато каждое движение наших рук отмеряет для нас самих время - и нам гораздо труднее сбиться с ритма.

 

Пульсация идет в строгой последовательности: правая-левая-правая-левая и тд. Для левшей все наоборот.

 

-------- | --------

 

В этих двух тактах по 4 доли по две черточки на каждую, получается так:

Раз-и-два-и-три-и-четыре-и | Раз-и-два-и-три-и-четыре-и

 

И мои руки двигаются:

 

Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-

Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-Правая-Левая-

 

На каждую цифру приходится правая рука, на каждую И - левая.

 

ВАЖНО!

Пульсация - это постоянное движение рук!

То есть ваши руки не нависают над кахоном, опускаясь к нему и нанося удар, и не лежат на кахоне, поднимаясь и нанося удар.

Они движутся постоянно.

Одна рука всегда сверху, готовая нанести очередной удар или сделать маф, а вторая - на кахоне, наносит удар в настоящий момент, мы как бы перебираем ногами во время плавания или ходьбы: правая-левая-правая-левая.

 

Часть 4 - Читаем и записываем ритмы

 

Как мы уже говорили, все ритмы мы записываем на 2 такта, последовательностью из трех символов: B, S. -.

 

B-B-S--- | B-BBS---

 

Например в этом ритме мы бьем:

 

Правой - бас

Левой - маф

Правой - бас

Левой - маф

Правой - сэп

Левой - маф

Правой - маф

Левой - маф

Правой - бас

Левой - маф

Правой - бас

Левой - бас

Правой - слэп

Левой - маф

Правой - маф

Левой - маф

 

B---S--- | BВB-S---

 

А в этом:

 

Правой - бас

Левой - маф

Правой - маф

Левой - маф

Правой - сэп

Левой - маф

Правой - маф

Левой - маф

Правой - бас

Левой - бас

Правой - бас

Левой - маф

Правой - слэп

Левой - маф

Правой - маф

Левой - маф

 

Дальше вы убедитесь, что такая запись очень удобна как для восприятия ритма, так и для его создания.

 

Когда вам присылают какой-то музыкальный материал для изучения, или вы просто слышите песню, под которую хотели бы сделать кахонную партию - достаточно нарисовать перед собой заготовку:

 -------- | --------

и, отстукивая по листу тетрадки ритм, обычной ручкой вписать басы и слэпы туда, куда вы посчитаете нужным.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.432 с.