Резервы снижения себестоимости продукции — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Резервы снижения себестоимости продукции

2019-12-19 135
Резервы снижения себестоимости продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объем производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов увеличивается только в результате снижения себестоимости. Разработка плана организационно-технических меро­приятий по использованию внутрипроизводственных резервов осно­вывается на результатах анализа их источников и факторов, влияющих на технико-экономические показатели.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) — сложный процесс, требующий от трудового коллектива предприятия соблюдения запланированных расходов трудовых, материальных и энергетических ресурсов, эффективного использования оборудования, поиска резервов экономии ресурсов.

Основные источники резервов снижения себестоимости продук­ции (работ, услуг) следующие.

Во-первых, увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При росте объема деятель­ности увеличиваются только переменные затраты (прямые материальные и трудовые затраты и др.), сумма же постоянных затрат, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость.

Изменение объема и структуры продукции может привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амор­тизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой про­дукции — один из важных факторов, влияющих на уровень текущих затрат. При различной рентабельности отдельных видов продукции (по отношению к себестоимости) сдвиги в ее составе, связанные с со­вершенствованием структуры и повышением эффективности произ­водства, могут приводить как к уменьшению, так и к увеличению затрат на производство.

Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость увязывается с показателями повышения произво­дительности труда.

Во-вторых, сокращение затрат на ее производство происходит за счет повышения уровня производительности труда, экономного исполь­зования сырья и материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии произ­водства, улучшение организации труда), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии.

Экономия затрат по оплате труда в результате внедрения организационно-технических мероприятий рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЗП = (ТЕ1 - ТЕ0)ОТП V П,

где ЭФЗП — экономия затрат по оплате труда, тыс. руб.;

TE 1, ТЕ0 — трудоемкость продукции до и после внедрения мероприятий соответственно, руб.;

ОТП — планируемый уровень среднечасовой оплаты труда, руб.;

V П планируемый к выпуску объем продукции, тыс. руб.

Сумма экономии увеличивается на процент отчислений от фонда заработной платы, включаемых в себестоимость продукции (единый социальный налог, на содержание детских дошкольных учреждений и др.).

Значительное влияние на снижение себестоимости продукции оказывают правильный выбор и применение наиболее эффективных форм и систем оплаты труда, поскольку себестоимость — обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность их при­менения.

При экономическом обосновании эффективности применения той или иной системы оплаты труда важно определить, при каких условиях ее использование обеспечивает наибольшее снижение себестоимости продукции. Так, при внедрении поощрительных систем (сдельно-премиальная, повременно-премиальная, сдельно-поощрительная и т.д.) и системы премирования работников, как правило, увеличивается доля заработной платы в себестоимости продукции. Поэтому применение таких систем экономически выгодно в тех условиях, когда экономия, полученная за счет условно-постоянных расходов, значительно превы­шает дополнительный расход средств на премирование и повышение расценок и обеспечивает снижение себестоимости продукции.

Эффективное воздействие стимулирующей системы обеспечива­ется соблюдением следующих принципов:

· четкая постановка целей (однозначное определение результа­тов, на достижение которых нацелено стимулирование уровня и состава затрат, на снижение которых способен воздействовать работник);

· использование продуманных, обоснованных и приемлемых критериев измерения и оценки;

· жесткая взаимосвязь поощрения и результата по объему и во времени;

· применение в меру напряженных нормативов, контроль за ними и наличие механизма их пересмотра;

· соблюдение порога чувствительности системы стимулиро­вания.

В современных условиях хозяйствования на предприятиях все шире применяются системы премирования работников за снижение отдельных видов производственных затрат, например за экономию материальных ресурсов — сырья, основных и вспомогательных мате­риалов, топлива, энергии.

Систему экономического стимулирования рационального исполь­зования всех видов материальных ресурсов необходимо разрабатывать на основе системного подхода, который предполагает практику решения проблемы, ориентирующуюся не только на ближайшие хозяйственные результаты, но и на достижения в будущем.

В основу системы экономического стимулирования работников за экономию материальных ресурсов должны быть положены следующие принципы:

· материальная заинтересованность всех категорий работни­ков в достижении высоких показателей в производственно-хозяйственной деятельности. При этом должна соблюдаться тесная взаимосвязь заинтересованности отдельных работников в достижении высоких показателей с повышением эффектив­ности деятельности коллектива предприятия в целом;

· соблюдение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с его оплатой. Премирование при отстава­нии темпов роста производительности труда возможно только в исключительных случаях, например при реконструкции производства, освоении новой высокоэффективной техники, экономичных технологических процессов, выпуске новой вы­сококачественной продукции и др.

· разработка единой методической основы создания фондов экономического стимулирования.

Резерв снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий определяется следующим образом:

ЭМЗ = (МЕ1 – МЕ0) ЦП V П,

где ЭМЗ — экономия материальных затрат, тыс. руб.;

  ME 1, МЕ0 — материалоемкость продукции до и после внедрения мероприя­тий соответственно, руб.;

  Цп — планируемые цены на материалы, тыс. руб.

Себестоимость потребляемого материала снижается в результате сокращения удельного расхода материалов на единицу продукции, что непосредственно связано с уменьшением норматива оборотных средств. Материалоемкость продукции оказывает влияние на размеры произ­водственных запасов и стоимость нормируемых оборотных средств, что имеет большое значение для финансового состояния предприятия.

В качестве важнейшего направления планирования материальных ресурсов выступает развитие нормативной базы. Под нормой расхода материальных ресурсов понимаются максимально допустимые затра­ты определенной номенклатуры материала на производство единицы продукции при конкретных организационно-технических условиях с учетом внедрения достижений научно-технического прогресса.

Экономическое обоснование расчетов норм расхода основывается на нормативах. Для обеспечения единства и научной обоснованности норм проводится унификация расчетных нормативов, при этом учиты­вается как классификация условий, определяющих расход материала, так и достижения научно-технического прогресса. Нормативные показа­тели материальных затрат рассчитываются как отношение их удельного расхода к величине технического параметра продукции, ими могут быть мощность, производительность и т.п., которые учитываются при оценке материалоемкости продукции.

Нормирование распространяется на все виды прямых затрат, включая отходы и неизбежные потери сырья и материалов, так как только научно обоснованные нормы расходов по всем направлениям производственного потребления обеспечивают повышение эффектив­ности использования материальных ресурсов.

Для определения потребности предприятия в материальных ресур­сах рассчитывается средневзвешенная норма их расхода в натуральном и стоимостном выражениях. Так, средневзвешенная норма расхода материальных ресурсов в натуральном выражении определяется по следующей формуле:

где НМ — средневзвешенная норма расхода i -го материального ресурса на производство j -й продукции в натуральном выражении;

 — потребность в i -м материальном ресурсе на производство j -й продукции;

где    Vj — объем производства j -йпродукции, ед.

Необходимость использования натуральных и стоимостных норм расхода материальных ресурсов объясняется тем, что замена материала на более прогрессивный не всегда обеспечивает одновременную эконо­мию как по расходу, так и по стоимости используемых материальных ресурсов. Например, при замене материала, который имеет более высо­кую стоимость, но меньше расходуется по массе на единицу продукции, снижаются групповые средневзвешенные нормы расхода в натуральном выражении, но увеличивается та же норма в стоимостном выражении, Эта замена материалов чаще всего способствует росту материалоемко­сти, а, следовательно, и себестоимости единицы продукции. В результате эффективность производства будет падать, если данное мероприятие не связано с ростом качества продукции. С повышением качества потери от использования более прогрессивных, но более дорогих материальных ресурсов могут быть устранены при получении дополнительной прибы­ли за счет повышения как оптовых цен, так и объема производства при неизменной цене. В данном случае будет действовать ценовая эластич­ность спроса, которая позволяет обеспечить более высокую выручку, а следовательно, и прибыль, так как в результате ее прироста за счет дополнительного объема производства можно возместить потери.

На основе прогрессивных индивидуальных норм расхода можно оценить хозяйственную деятельность предприятия по рациональному использованию материальных ресурсов, установить реальную потреб­ность в них, сформировать экономически обоснованную величину про­изводственных запасов. Причем всю совокупность этих оценок можно рассчитывать комплексно и по всей номенклатуре материальных ресур­сов. Нормативы их расхода постоянно корректируются в соответствии с изменениями условий производства.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на пере­возку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Таким образом, основное условие снижения затрат сырья и мате­риалов на производство единицы продукции — улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Резервы сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания не­нужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования определяется путем умножения первоначальной их стоимости на норму амортизации:

,

где ЭОФ — экономия на содержании основных фондов, тыс. руб.;

ОФ i — первоначальная стоимость реализованного, переданного в долгосрочную аренду или списанного ненужного, лишнего, неис­пользуемого i -го объекта основных фондов, тыс. руб.;

 — норма амортизации i -гo объекта основных фондов;

i — объект основных фондов, i = 1,2, 3,..., п.

Экономия на амортизационных отчислениях в результате улуч­шения использования времени работы оборудования определяется по следующей формуле:

где ЭОФ — экономия на амортизационных отчислениях, тыс. руб.;

ОФ — первоначальная стоимость оборудования, тыс. руб.;

  НА — норма амортизации;

  VH, VC стоимость произведенной продукции при новом и старом уровне использования времени работы оборудования, тыс. руб.

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате:

· повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ре­монта;

· централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).

Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного со­кращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, со­кращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских рас­ходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключа­ются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общеза­водских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к со­кращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следова­тельно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производ­ственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, исполь­зуемых при эксплуатации оборудования на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости содержатся в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации этих потерь, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения се­бестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других пред­приятиях.

Решающим условием снижения себестоимости служит непре­рывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершен­ствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Важный резерв снижения себестоимости продукции — расши­рение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения про­изводства продукции подсчитываются отдельно по каждому ее виду. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции умножить на фактический уровень переменных расходов. Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, а при необходимости — и по каждому организационно-техническому меро­приятию, что позволяет полнее оценить их эффективность.

В целом по предприятию величина резервов снижения себестоимости определяется по следующей формуле:

,

где ЭС — совокупная величина резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

  С1, С0 — возможный и фактический уровень совокупных затрат на про­изводство продукции (работ, услуг) соответственно;

З0 — фактические затраты на производство продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

  ЗД — дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

V 0 фактическая стоимость произведенной продукции, тыс. руб.;

ЭП — сокращение затрат на производство продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

 ЭМ — увеличение стоимости произведенной продукции за счет более полного использования производственной мощности пред­приятия, тыс. руб.

При разработке перспективных планов снижения себестоимо­сти широко используется индексный метод. В этом случае снижение себестоимости в результате использования внутрипроизводственных источников определяется как сумма удельных весов снижения себе­стоимости продукции или затрат на один рубль товарной продукции, обеспечиваемого каждым источником.

,

где Эп — доля снижения себестоимости продукции или затрат на один рубль товарной продукции п -гоисточника;

  k — количество внутрипроизводственных источников, п = 1, 2, 3,..., к

Например, снижение себестоимости или затрат на один рубль товарной продукции в результате роста производительности труда рассчитывается по следующей формуле:

,

где ЭПТ — экономия за счет роста производительности труда;

I З.П — индекс заработной платы;

I ПТ —. индекс производительности труда;

 — доля заработной платы в себестоимости или затратах на один рубль товарной продукции.

Экономия в абсолютном выражении определяется по следующей формуле:

ЭС = ЭСТ, ЭС = ЭУЗ,

где ЭС — величина резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

  СТ — себестоимость продукции, тыс. руб.;

  УЗ — затраты на один рубль товарной продукции, руб.

Таким образом, снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии можно достичь в результате:

· применения ресурсосберегающей технологии, обеспечивающей экономию материалов и энергии, высвобождение работников;

· строгого соблюдения технологической дисциплины, приводя­щего к сокращению потерь от брака;

· использования технологического оборудования, особенно дорогостоящего, в экономически эффективных областях и ре­жимах;

· сбалансированной эксплуатации производственных мощно­стей, приводящей к сокращению стоимости основных средств, незавершенного производства и запасов продукции;

· разработки оптимальной стратегии технического развития предприятия, обеспечивающей рациональный уровень затрат на создание технического потенциала предприятия;

· повышения организационного уровня производства, влекущего за собой сокращение потерь рабочего времени, длительности производственного цикла и, как следствие, снижение себестои­мости продукции и размеров оборотных средств предприятия;

· внедрения эффективных систем внутрипроизводственных экономических отношений, способствующих экономии всех видов ресурсов, повышению качества продукции;

· рационализации организационной структуры системы управле­ния производством, а значит, сокращения затрат на управление, повышения его эффективности.

Каждое направление снижения себестоимости продукции (работ, услуг) предполагает ряд мероприятий, которые в совокупности состав­ляют конкретные планы.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Цель планирования себестоимости продукции (работ, услуг) — оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов [27]. В процессе разработки плана по себестоимости решаются следу­ющие основные задачи:

· проведение анализа стоимостных показателей производствен­ной деятельности предприятия в целом и отдельных его под­разделений;

· выявление возможностей и уточнение размеров снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;

· составление калькуляций себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

· выявление нецелесообразных затрат и разработка мер по их ликвидации;

· определение рентабельности видов выпускаемой продукции и производства;

· проведение оценки влияния на себестоимость, прибыль, рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

· создание базы для разработки оптовых и розничных цен;

· разработка мер по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями пред­приятия [29].

При составлении плана по себестоимости особое внимание уделя­ется выявлению резервов снижения затрат, а также величины и причин их возникновения, не обусловленных нормальной организацией произ­водственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызван­ных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и вне­дрению новой техники и технологии [29].

При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство и реализацию продукции и роста на­коплений.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспектив­ным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет, затем при текущем планировании эти планы уточняются на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство.

План по себестоимости на предприятии состоит из следующих разделов:

· расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

· калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);

· составление сметы затрат на производство [29].

Исходные данные для разработки плана по себестоимости:

· размеры прибыли, уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции;

· показатели производства и реализации продукции;

· прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана;

· показатели плана материально-технического обеспечения производства;

· прейскуранты;

· данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;

· показатели плана по труду и кадрам;

· объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники.

При планировании себестоимости продукции применяются следу­ющие методы [29]:

Пофакторный метод, его суть заключается в определении влия­ния технико-экономических факторов на себестоимость продукции в планируемом году по сравнению с предыдущим. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

· обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичны­ми показателями других периодов;

· осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;

· наиболее полного учета эффективности внедрения мероприя­тий по плану повышения эффективности производства;

· определения участия отдельных служб, отделов и производ­ственных подразделений в снижении себестоимости продукции и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по пред­приятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

· анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и объединениях.

При этом методе учитываются следующие факторы:

· технические, то есть внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

· организационные, то есть совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углуб­ление специализации, кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием и др.);

· изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

· инфляционные изменения в плановом периоде;

· специфические факторы, которые зависят от особенностей производства.

Все эти факторы в итоге влияют на объем производства, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Сметный метод, который предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет используются отдельные разделы плана, например планы материально-технического обеспечения, по труду и персоналу, технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответ­ствующих ресурсов.

Сметный метод планирования позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат состав­ляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного со­ставления плана.

Метод калькуляций, с помощью которого обосновывается вели­чина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При планировании себестоимости этим мето­дом важно правильно определить объекты калькулирования, в качестве которых выступают отдельные изделия, заказы, технологические пере­делы, марки, сорта, артикулы и т.д. В дальнейшем калькуляции приме­няются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализо­ванной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

Нормативный метод, при котором уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее его достоинство заключается в возможности обособленного учета откло­нений от действующих норм и их причин, что позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач управления затратами на пред­приятии.

Новый подход к планированию себестоимости продукции — использование бенчмаркинга.

Понятие «бенчмаркинг» происходит от английского слова benchmark — «репер», «точка отсчета», «база сравнения». Встреча­ющееся написание слова через дефис — бенч-маркинг — допустимо, но не вполне корректно, а использование как тождественного понятия «бенч-маркетинг» не лишено экономического содержания, но образовано по созвучию с бенчмаркингом и не образует нового понятия.

Формально метод бенчмаркинга был разработан в 1972 г. для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США).

Бенчмаркинг — это перенятие опыта успешных компаний, «после того как путем сравнения с другими областями предпри­нимательской деятельности или конкурентами были выявлены слабые стороны своей фирмы». Технологически бенчмаркинг пред­ставляет собой систему систематического поиска, оценки, отбора и организации использования опыта успешных предприятий. Он нередко выступает в роли базы для разработки стратегии пред­приятия, так как в центре его внимания находятся такие вопросы: какое предприятие находится на вершине конкуренции? Почему собственное предприятие не лучшее? Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим? Как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

В 1992 году в США образован Международный центр бенч­маркинга (International Benchmarking Clearinghouse, IBC), который является крупнейшей международной организацией по изучению лучшей бизнес-практики. Специалисты IBC разработали Кодекс бенчмаркинга (Benchmarking code of conduct), принципами кото­рого являются:

· законность — отсутствие нелегального сбора информа­ции;

· обмен — «никогда не спрашивайте чего-либо, если вы не сможете предоставить что-либо в обмен»;

· конфиденциальность информации должна быть сохранена;

· информация может быть использована только для целей бенчмаркинга;

· тип контактов — обменом информации могут заниматься только назначенные люди;

должно быть заключено соглашение о протоколе обмена бенчмаркинга.

По мере развития управления затратами и результатами пред­приятия повышается значимость опыта реализации этого процесса в других хозяйствующих субъектах отрасли, изученного с помощью бенчмаркинга. Он способствует открытости и повышению эффектив­ности деятельности предприятия посредством раннего предупреждения о его отставании от аналогичных предприятий отрасли, выясняет уро­вень предприятия по сравнению с лучшими в отрасли, ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске и сокращает затраты на процесс улучшения. Особый интерес эта система представляет при обосновании на предприятии плана по себестоимости.

При наличии достаточно большого количества данных о пред­приятиях отрасли, полученных посредством бенчмаркинга, предпо­чтение отдается статистическим методам планирования, позволяющим выявить закономерности на фоне случайностей, построить многофак­торные модели оценки и на их основе получать обоснованные выводы и прогнозы.

Оценка текущих затрат предприятия с использованием информа­ции о затратах i -гo предприятия отрасли осуществляется следующим образом:

где З0 — уровень совокупных затрат управляемого предприятия;

З i — уровень совокупных затрат i -гo предприятия;

ΔЗ ij — корректировка уровня совокупных затрат i -го предприятия на различие с управляемым предприятием no j -музатратоформирующему фактору.

В соответствии с данной моделью последовательно сравнивается управляемое предприятие с каждым из отобранных хозяйствующих субъектов, в результате получается система из п линейных уравнений:

Изменение затрат зависит от величины различия по затратоформирующему фактору между управляемым предприятием и выбранным для сравнения.

где Х0 j значение j -го затратоформирующего фактора управляемого предприятия;

  Х ij значение j -го затратоформирующего фактора i -го предприятия;

  ΔЗе j — вклад в затраты единицы j -гозатратоформирующего фактора.

С учетом вышеприведенной модели система из линейных уравне­ний приобретает следующий вид:

Это система п линейных уравнений с п = k + 1 неизвестными, так как изначально число предприятий, выбранных для сравнения, должно на единицу превышать количество анализируемых затратоформирующих факторов. Решение данной системы находится любым методом линей­ной алгебры. Предполагая использование пакета электронных таблиц MS Excel, удобнее находить решение системы матричным способом:

Решение системы существует, если определитель матрицы ΔХ не равен нулю. В этом случае система имеет единственное решение:

Зе = ΔХ-1 З,

где ΔХ-1 — матрица, обратная к матрице ΔХ.

Основные трудности реализации этой методики связаны с пробле­мой измерения качественных затратоформирующих факторов, так как описанный способ применим для определения затрат только с учетом тех факторов, которые могут быть количественно измерены, поэтому важное условие — возможность формализации информации, не под­дающейся количественному измерению. Если исследуемый затратоформирующий фактор имеет два качественных уровня, то для отображения в расчетных моделях он измеряется по шкале наименований. При этом наличие признака кодируется как единица, а его отсутствие — как ноль. В практическом использовании особый интерес представляет шкала качественных оценок один—девять, которая позволяет в достаточной мере учесть степень отличия и имеет наименьшее среднеквадратическое отклонение. Реализация данного методического подхода позволяет учесть тенденции развития предприятий внутри одной отрасли и объек­тивно оценить затратообразующие факторы на специфическом сегменте рынка и устранить субъективизм в планировании затрат.

ВЫВОДЫ

Себестоимость продукции характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Отражая процес­сы производства, обращения и р


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.