Детство и годы учения (1891—1914) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Детство и годы учения (1891—1914)

2019-12-18 128
Детство и годы учения (1891—1914) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕФЕРАТ

По литературе

 

ЧАПАЕВ

 

Выполнил: Лушников А.

А

Проверила: Коврижина З.

 

Агидель 2004.

 

Содержание.

 

 

Биография и история создания………….……………………………….3

 

Краткое содержание ……………………………………………………..8

 

Художественное своеобразие повести………………………………….10

 

Композиция и идея произведения………………………………………11

 

Характеристика героев…………………………………………………..13

 

Проблемы, поставленные повестью…………………………………….16

 

Список используемой литературы………………………………………17

 

Биография Д. А. Фурманова

ЧЕРЕЗ ФРОНТ И РЕВОЛЮЦИЮ (1914-1918)

Накануне первой мировойвойны Фурманов переживает острый духовный кризис, ищет выход из него.

Разразившаяся летом 1914 года война не сразу была им правильно понята Жажда активной деятельности, стремление быть полезным народу в постигшем его бедствии заставили Фурманова покинуть университет и пойти на фронт братом милосердия. Работал в санитарных поездах, летучках и отрядах Турецкого (Кавказского), Юго-Западного и Северо-западного фронтов. Но очень скоро понял, что война носит антинародный характер Фурманов видел, как зреет гнев и протест народа против империалистической бойни, самодержавия и буржуазного строя. В своем дневнике 1916 года он не раз отмечал, что народное недовольство и возмущение растет, что всюду ощущается “могучее дыхание приближающейся грозы”

О близящейся грозе-революции он писал и в аллегорическом стихотворении “Пробуждение великана” (1916), которое выдержано в стиле любимого им поэта Н. А Некрасова

Тише Огромное чудо свершается

В темном лесу великан пробуждается

В темном, дремучем лесу

Стихотворение заканчивается пророческими словами о “новой силе”, которая идет “с ярким светильником, с думами новыми”

В конце 1916 года Дмитрий Андреевич возвращается в Иваново-Вознесенск и работает преподавателем общеобразовательных рабочих курсов В дни Октябрьской революции Фурманов возглавляет в Иванове революционный штаб Он беспощадно борется с контрреволюцией, с буржуазной печатью, выступает на многочисленных митингах

В первые месяцы после Октября Фурманов вел в Иванове напряженную общественно-политическую работу — был заместителем председателя губ исполкома (председатель — М В Фрунзе), возглавлял губернский комиссариат просвещения, организовывал различные курсы, ведал культурно-просветительной работой в губернии

Постоянно общаясь в это время с ивановскими ткачами известными своими революционными традициями, Фурманов по его словам, “понял правду жизни” Большое влияние оказала на него дружба с выдающимся ленинцем Михаилом Васильевичем Фрунзе “Это удивительный человек Я проникнут к нему глубочайшей симпатией”,— писал Фурманов Фрунзе помог ему преодолеть заблуждения и колебания, дал рекомендацию в партию большевиков.

В июле 1918 года Фурманов вступил в партию К этому времени относится запись в дневнике' “Теперь прибило к мраморному, могучему берегу-скале На нем построю я свою твердыню-убеждение Только теперь начинается моя сознательная работа, определенно классовая, твердая, уверенная” нещадная борьба с классовым врагом До сих пор это было плодом настроений и темперамента; отселе это будет еще — и главным образом — плодом научно обоснованной смелой теории”.

Все силы и энергия Фурманова в это время уходили на революционную практическую работу. С гордостью называл он себя и своих товарищей “чернорабочими революции”

Революцию Фурманов воспринимал не только как политик, но и как поэт. Через полтора месяца после Октябрьской революции он записывает в дневнике. “Я увидел и почувствовал всем моим существом, что здесь, в Революции,— целый океан поэзии, что здесь и безмерная отвага, и чистота бескорыстия. и нечеловеческое дерзание, что здесь воплощается в самой жизни огромная красота”

Непосредственным откликом писателя на Октябрьскую революцию явилась “Легенда об унглах” — аллегорическое произведение, созданное в духе ранних романтических рассказов М Горького. В ней повествуется о том, как восставший народ-исполин сбросил со своих плеч кровожадного владыку Крафта и злых карликов — эксплуататоров всех мастей

БОЕВОЙ КОМИССАР (1919—1921)

В начале 1919 года Фурманов с отрядом иваново-вознесенских рабочих отправился на Восточный фронт В это время наступление войск Колчака на Восточном фронте представляло собой самую большую угрозу молодому Советскому государству В марте 1919 года Фурманова назначили комиссаром 25-й стрелковой дивизии, во главе которой стоял легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев Полки этой славной дивизии нанесли решительное поражение колчаковцам и освободили Уфу Как вихрь носился Чапаев по заволжским и уральским степям, преследуя колчаковцев и белоказаков И вместе с ним всегда был его неизменный друг комиссар Дмитрий Фурманов Они спаяли дивизию в одну боевую семью, готовую перенести любые невзгоды и лишения, чтобы отстоять завоевания революции

После того как Фурманова отозвали из Чапаевской дивизии, он сражался на других фронтах гражданской войны былначальником политуправления Туркестанского фронта, уполномоченным Реввоенсовета Туркфронта в Семиречье, комиссаром красного десанта на Кубани, начальником политотдела 9-й Кубанской армии, редактором газеты “Красный воин” — органа 11-й Кавказской армии. Куда бы партия ни посылала Фурманова, он всюду, по словам А Серафимовича, был революционным бойцом, революционным строителем

Во всякое дело Фурманов вкладывал огромную энергию, такт и принципиальность Особенно ярко это проявилось в дни контрреволюционного мятежа в городе Верном (ныне Алма-Ата), когда Фурманов оказался один перед пятитысячной враждебно настроенной толпой Словом большевика он сумел повернуть настроение толпы, отколоть заблуждающуюся часть мятежников от их вожаков — врагов Советской власти. Благодаря уму, выдержке и мужеству Фурманова мятеж в Верном был ликвидирован быстро и без единого выстрела.

На Кубани вместе с другим героем гражданской войны Епифаном Иовичем Ковтюхом Фурманов возглавил десант, высадившийся в тылу войск Врангеля. Это была исключительно опасная и рискованная операция Ковтюх и Фурманов провели ее блестяще и обеспечили разгром врангелевских войск на Кубани. За эту военную операцию, описанную затем в повести “Красный десант”, Фурманов был награжден орденом Красного Знамени

За годы гражданской войны Фурманов вырос в крупного политического работника Красной Армии Его деятельность высоко ценили М В Фрунзе и В В Куйбышев На партийных конференциях и красноармейских съездах Дмитрий Андреевич избирался делегатом VIII Всероссийской конференции РКП (б) и VII и VIII Всероссийских съездов Советов Не раз приходилось ему слушать речи и доклады В И Ленина О Ленине Фурманов писал, что он — “самый любимый, самый нужный человечеству”, что он “думает за целый мир” В своей разнообразной деятельности Фурманов старался практически воплощать в жизнь ленинское учение

Одним из основных оружий Фурманова-комиссара было слово Его выступления были всегда убедительны и проникновенны Словом Фурманов владел не только как оратор, но и как публицист. Свыше ста ярких, зажигательных статей и очерков опубликовал он в годы гражданской войны на страницах партийно-советской и армейской прессы: в газетах “Рабочий край” (Иваново), “Коммуна” (Самара), “Семиреченская правда”, “Красное знамя” (Краснодар), “Красный воин” (Тифлис), центральные “Известия”, “Правда” и др.

В начале 1921 года, еще находясь на Кубани, Фурманов активно занимается литературным творчеством — он пишет пьесу “За коммунизм” и повесть “Записки обывателя” Если в первом произведении в центре внимания стоят люди коммунистической морали, беззаветно борющиеся за новую жизнь, то во втором автор разоблачает обывателей, стремящихся к личной выгоде

Произведения Фурманова, созданные в годы гражданской войны (очерки, статьи, пьеса, повесть), характерны для начального этапа развития советской литературы. В них ставились, чаще всего еще в форме “заявок”, такие вопросы и проблемы, которые будут занимать советских писателей, в том числе и самого Фурманова, в последующий период, когда советская литература станет набирать силу и создавать крупные эстетические ценности и в поэзии, и в прозе, и в драматургии.

Годы гражданской войны были для Фурманова большой школой жизни, без которой немыслимо подлинно литературное творчество. Эта школа вооружила Фурманова прекрасным знанием революционной действительности, научила искусству глубокого классового анализа событий, дала неисчерпаемый запас наблюдений над людьми, творившими и защищавшими революцию.

Одно из первых значительных произведений писателя - повесть "Красный десант"  (1921). Это и одно из первых произведений советской прозы о гражданской войне. Материалом повести послужил эпизод разгрома врангелевского отряда на Кубани. В повести ощутимо романтическое начало - романтизация героического под-вига простых людей, рядовых революции. Уже в "Крестьянском десанте" писатель сумел показать направляющую роль большевистской партии в руководстве революционной массой. Именно эта идея будет положена в основу романа "Чапаев", который был опубликован в 1923 г. Роман - классическое произведение социального реа-лизма, где автор правдиво нарисовал историческую картину гражданской обороны, изобразил процесс формирования социального сознания народа, победу нового над старым.

Другое значительное произведение Фурманова - "Мятеж" (1925). В основе его - история ликвидации контрреволюционного мятежа, угрожавшего советской власти в Туркестане.

Фурманов не остановился в своем творчестве на изображении гражданской войны. Об этом говорит цикл его очерков "Морские берега" (1925). Большое место в его творчестве занимает публицистика, литературная критика.

До конца своих дней Дмитрий Андреевич был полон нерастраченных сил, творческого горения, неуто-мимой жажды жизни. После короткой, но тяжелой болезни, возникшей в результате гриппа, давшего осложнение (менингит), Фурманов умер. Его последними словами были: ":Я еще не все успел сказать, не все сделал. Мне еще так много нужно сделать:".

 

Краткое содержание.

Вспомним те боевые военные события, о которых ведется речь в повести.

В самом начале 1919 года адмирал Колчак, собрав в Сибири и на Западном Урале большие силы, начал большой и решительный поход на красную Москву. В его армии были целые офицерские полки, прошедшие боевую школу первой мировой… Но второй половине апреля 1919 г. Красная Армия не только остановила колчаковцев, но и подготовила наступление. Главный удар на Восточном фронте нанесли на южном участке армии под общим командованием Михаила Фрунзе.

В степных просторах Заволжья, в предгорьях Южного Урала развернулись ожесточенные бои. И здесь основной ударной силой Красной армии стала 25-я дивизия, которой командовал Василий Иванович Чапаев. 25-я дала решительной бой и одержала победу над армией белоказаков под станицей Сломихинской в Заволжье. Шла дальше - на Колчака.

Большой и тяжелый бой выдержали чапаевцы под Уфой. Колчаковцы надеялись остановить красных на реке Белой и создали здесь сильно укрепленные позиции. «Неприятель ушел за реку, взорвал все переправы и ощетинился на высоком уфимском берегу жерлами орудий, пулеметными глотками, штыками дивизий и корпусов", - писал в своём романе Дмитрий Фурманов.

Июньской ночью на плотах и лодках, на бревнах и досках переправились чапаевцы через быструю реку. На уфимском берегу разгорелись жаркие схватки. Колчаковцы непрерывно атаковали красных бойцов, тщетно стремясь отбросить их обратно за реку. Но красноармейцы стояли насмерть. Чапаев дал им свой главный приказ: «Ни шагу назад. Помните, что в резерве только штык!» Мало того, Чапаев приказывал своим же стрелять в бегущих назад.

Два дня не смолкала артиллерийская канонада, трещали пулеметы, раздавались винтовочные залпы. Среди красноармейцев было много раненых и убитых. Ранения получили Фрунзе и Чапаев - возле них разорвалась бомба. Но Уфа была окружена, оставался последний решительный бросок, чтобы её взять. И тогда колчаковцы решились на отчаянный шаг - так называемую "психическую атаку". В довольно карикатурном виде она показана в фильме Васильевых "Чапаев", на самом же деле это было не только нечто очень внушительное, но и почти мистическое…

Утром черными колоннами, тихо-тихо, без человеческого голоса, без лязга оружия, разумеется, без единого выстрела на окопавшихся у стен Уфы красных пошли отборные офицерские батальоны, впереди - отчаянный и бесстрашный Каппелевский полк. Они раскинули по полю и охватывали огромную площадь…

Фурманов в романе признаётся, что эта встреча была ужасна. Могла возникнуть и паника… Дело решили пулемётчики. Чапаев - опытный боевой практик - понимал, что пулеметчиками должны быть не просто хорошие стрелки, но и люди с железными нервами, и очень сильной волей…Заработали, закосили пулеметы, и через несколько минут огромное поле было усеяно чёрными трупами… Затем последний бросок красных - и Уфа взята.

Взятие Уфы предрешило участь Колчака и вообще Белого движения на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ведь Чапаевская дивизия не просто взяла опорный пункт Колчака, она уничтожила лучшие его, элитные офицерские части. А остальных офицеров лишила веры в победу. После Уфы Колчаку прошлось мобилизовать в свою армию, кто подвернется под руку. За новобранцами строго следили офицеры. Офицеры следили друг за другом и писали друг на друга доносы. В такой ситуации думать о каких-то крупных победах нельзя.   В дальнейшем 25 дивизия не участвовала в боях на Западном Урале, но после Уфы белых на востоке просто добивали.

Колчаковцы, засевшие в Перми, оказались в безвыходном положении. В бессильной злобе они сожгли при отступлении более 100 пароходов и 38 барж, на многих из них были продовольствие, нефть, керосин. Красноармейцы ворвались в пылающий, окутанный дымом город.

Колчаковцы терпели поражение за поражением. 14 июля бойцы Красной Армии вступили в крупнейший город Урала Екатеринбург. Через десять дней ворвались в Челябинск. В течение июля Колчак потерял весь Урал. Ему осталось дожидаться своей горькой участи в Омске. А затем, когда регулярные красные части завершили свои дела на западе, они просто добили белогвардейцев, лишенных каких-либо каркасов и стержней, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке…

25-я Чапаевская дивизия потерпела единственное поражение. Под Уральском в степях, где столетьями жили и воевали и хранили от каких-либо посягновений свои станицы степные казаки. Вторая столица Бухарской стороны - так в те годы назывались эти земли - Лбищенск - переходит их рук в руки. И вот, когда в ней устанавливается вроде бы окончательно, красная власть и здесь располагается штаб Чапаевской дивизии, Чапаев допускает первую и последнюю свою ошибку: оставляет в станице маленький гарнизон, не веря, что казаки вновь попытаются взять Лбищенск…

Большой отряд казаков налетел под утро. Многие красноармейцы даже не успели взять в руки винтовки. В живых остались единицы.

Четверо бойцов попытались переплыть с раненым Чапаевым Урал. Двоих убили сразу, и почти совсем у другого берега пуля попала в голову и Василию Ивановичу Чапаеву.

Таков финал романа Дмитрия Андреевича Фурманова "Чапаев".

 

Характеристика героев

В юбилейный, 1927 год, отвечая на вопросы журнала «Смена», попросившего назвать десять лучших произведений советской литературы, появившихся за десятилетие после Октября, А. В. Луначарский назвал первыми А. С. Серафимовича «Железный поток» и Д. А. Фурманова «Чапаев». Эти книги являются прекрасными памятниками истории революции, отражающими саму героическую музыку времени. «Чапаев» и «Железный поток» пришли к читателям уже в первой половине 20-х годов, по свежим следам событий, положенных в основу романа и повести. «Как закалялась сталь» вышла спустя десятилетие, но и в этой книге речь идет о том же неповторимом времени рождения на развалинах старого мира нового общества и человека, подлинного хозяина своей страны и творца своей судьбы. В основании фурмановского романа — эпизоды жизни и борьбы знаменитой 25-й Чапаевской дивизии, сражавшейся во время гражданской войны на колчаковском фронте. Фурманов в марте-августе 1919 года был комиссаром в этой дивизии, и описанный в романе путь чапаевцев от казачьей Таловки до Уральска был знаком ему не понаслышке. Более того, в силу своего должностного положения и благодаря дружбе с Чапаевым будущий автор, в отличие от рядового участника боев, мог судить о происходящем, зная как общую обстановку, так и в какой-то мере планы командования.

Но «Чапаев» не может быть отнесен только к документальной прозе. Это и художественная летопись становления человека, самовоспитания и укрепления личности. Рядом с реальными, действующими под собственной фамилией Чапаевым, его порученцем Петькой Исаевым, комиссаром 22-й дивизии Андреевым, на страницах романа живут легко угадывающиеся персонажи под вымышленными фамилиями. Роман открывается подробным описанием формирования рабочего отряда ивановознесенцев, их прибытия в Самару и дальше — в уральские степи.

Это подводит читателя к взаимоотношениям двух центральных героев, Чапаева и Клычкова. За каждым из героев стоят определенные социальные силы. Чапаев — плоть от плоти русский крестьянин с его вековой мечтой о лучшей доле, о скорейшем решении вопроса о земле. Клычков — полномочный (представитель пролетариев, вносящих «сознательность» в героическую стихию полупартизанщины. Клычков олицетворяет направляющее партийное начало, пытается «обуздать» сотканного из противоречий «Чапая». Чапаев в романе Фурманова — «лицо собирательное и для определенного периода очень характерное».

По книге мы можем проследить, как происходит изуми­тельная лепка характера Чапаева, как создается тип военачаль­ника гражданской войны, готового все силы отдать борьбе за советскую родину, за новую, небывало родную рабоче-кресть­янскую власть и сохранившего в своих взглядах на мир ряд пе­режитков старого: проявлений бескультурья, крестьянского анар­хизма.

Но рядом с Чапаевым был верный товарищ — строгий, внима­тельный, добрый, облеченный доверием партии и доверие это оправдавший,— военный комиссар Дмитрий Фурманов, он же — Федор Клычков.

«Чапаев» написан от имени Федора Клычкова. Но о себе Клычков говорит прежде всего в отношении к Чапаеву. С первого же разговора, с вопроса об отношении к казачеству и к военным специалистам, Федор Клычков разглядывает и показывает нам Чапаева со всех сторон. Он любуется и восхищается им, но при этом над всем главенствует и все определяет основная задача Фе­дора Клычкова — найти дорогу к сердцу знаменитого командира, завоевать у него авторитет и затем помогать ему в деле осущест­вления той великой исторической задачи, которая стояла перед Красной Армией в ту эпоху.

Мы с жадностью читаем о Чапаеве, читаем его биографию, похожую на песню, его живые рассуждения, то правильные, то не­правильные, но всегда обнаруживающие недюжинный ум, и сами не замечаем, что по мере того как перед нами вырисовывается об­раз Чапаева, мы, целиком захваченные жизненностью и обаянием этой фигуры, как бы в тени ее все время разглядываем и воспри­нимаем также и другой живой образ, образ комиссара Федора Клычкова. И создание этого образа, образа комиссара в обстановке гражданской войны, является, пожалуй, задачей не менее от­ветственной и трудной, чем создание образа Чапаева, задача, раз­решенная Фурмановым не менее блестяще.

В создании образа Федора Клычкова с особенной силой про­явилось одно из наиболее замечательных свойств его дарования. Особенно показательны страницы, относящиеся к сломихинскому бою, в кото­ром участвует Федор Клычков, впервые в этом бою, что называет­ся, обстрелянный. Все самые неприглядные душевные движения названы своими именами. И, если подходить к человеку схемати­чески, казалось бы, ничего путного ждать от Федора Клычкова читатель уже не может. Но, оказывается, художник, правдиво по­казав первые переживания Федора Клычкова в бою, добился глав­ного,— он внушил нам доверие к своему герою, и потому мы на протяжении всего романа с волнением и сочувствием следим за его деятельностью. Вот он незаметно и скромно поправил знаме­нитого Чапаева, после того как тот свел итог гражданской войны только лишь к справедливой дележке. Вот под руководством Фе­дора Клычкова создается в станице первый ревком, утверждается советская власть. Вот Федор Клычков на митинге яркими и уме­лыми словами рассказывает притихшим бойцам и крестьянам о международном положении республики, об успехах Красной Ар­мии на других фронтах, о великих задачах революции.

Так, черточка за черточкой, складывается облик военного ко­миссара в его отношении и к легендарному командиру, и к команд­ному составу дивизии, в его руководстве политотделами дивизии, во всей своей деятельности политического руководителя дивизии, вдохновенной творческой работе военного комиссара, этой подлин­ной души Красной Армии.

Друзья военного комиссара, добродушно подсмеивающиеся над его манерой делать записи в своей записной книжке в усло­виях, казалось бы, самых неподходящих, не подозревали, какое поистине великое дело творит их скромный, не обижающийся на эти шутки и упрямо продолжающий свои записи боевой то­варищ.

Зато теперь мы, по записным книжкам Дмитрия Андреевича Фурманова, можем проследить зарождение Чапаева. Эти не утра­тившие четкости и разборчивости строки и посейчас дают толчок воображению, и мы воочию видим Чапаева на коне, в бурке, с биноклем, и рядом, чуть позади — друга и соучастника, комиссара Федора Клычкова, а точнее сказать, Дмитрия Андреевича Фур­манова с неизменной записной книжкой в руках.

Список использованной литературы.

1. Д. А. Фурманов. Чапаев // Изд. «Художественная литература» Москва 1989 г.

2. Большой библиографический словарь.

3. А. В. Луначарский. Предисловие к книге Д. Фурманова «Чапаев»

4. Ю. Либединский. Большевик, воин писатель

 

РЕФЕРАТ

По литературе

 

ЧАПАЕВ

 

Выполнил: Лушников А.

А

Проверила: Коврижина З.

 

Агидель 2004.

 

Содержание.

 

 

Биография и история создания………….……………………………….3

 

Краткое содержание ……………………………………………………..8

 

Художественное своеобразие повести………………………………….10

 

Композиция и идея произведения………………………………………11

 

Характеристика героев…………………………………………………..13

 

Проблемы, поставленные повестью…………………………………….16

 

Список используемой литературы………………………………………17

 

Биография Д. А. Фурманова

ДЕТСТВО И ГОДЫ УЧЕНИЯ (1891—1914)

Дмитрий Андреевич Фурманов родился 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1891 года в селе Середа. Костромской губернии (теперь город Фурманов, Ивановской области). Его отец Андрей Семенович происходил из крестьян Ярославской губернии; мать Евдокия Васильевна была дочерью сапожника из города Владимира.

Дмитрий рос третьим ребенком в семье. Это был бойкий и любознательный мальчик. Поступив в 1899 году в Иваново-вознесенское шестиклассное училище и едва выучившись грамоте, Митяй (так звали Фурманова в семье, так позднее называли его друзья) быстро пристрастился к чтению. “Читал много. Горячим запоем, особенно усердно Конан-Дойля, Жюля Верна, Майн Рида, Вальтера Скотта и в этом роде”,— писал Фурманов в автобиографии, вспоминая детские годы. Наряду с иностранными авторами в круг чтения будущего писателя рано вошли русские классики — Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тургенев и др Русский язык и литература становятся любимыми предметами Фурманова

В мае 1905 года. когда Митяй заканчивал шестиклассное училище, в Иваново-Вознесенске началась крупная забастовка, длившаяся 72 дня Руководили забастовкой большевики, профессиональные революционеры Ф А Афанасьев, М В Фрунзе, А С Бубнов. Н И Подвойский и другие. В ходе забастовки ивановские пролетарии создали Совет рабочих депутатов. Это был первый Совет в нашей стране — прообраз Советской власти Он фактически руководил всей жизнью в городе, с решениями Совета вынуждены были считаться даже местные фабриканты

Фурманову в это время шел четырнадцатый год Конечно, он во многом не разбирался, его семья была далека от революционной борьбы Но с юных лет в Дмитрии жило сочувствие к угнетенным, и в дни революции 1905 года все его симпатии были на стороне бастовавших рабочих Вместе с товарищами он пробирался на знаменитые собрания на берегу Талки, где заслушивался речами, распевал революционные песни Среди стихотворений этого времени, написанных Фурмановым, есть одно, посвященное памяти “заступника люда” Возможно, оно связано с конкретным событием — убийством черносотенцами руководителя иваново-вознесенских рабочих Ф А Афанасьева, известного под кличкой “Отец” Позднее, в 1925 году. Фурманов вернулся к своим впечатлениям о днях первой русской революции в Иваново Вознесенске и написал очерки “Как убили Отца” и “Талка”

Осенью 1905 года Дмитрий поступил в торговую школу, которая готовила счетоводов, бухгалтеров и торговых работников Но коммерческие науки не интересовали юношу Окончив эту школу в 1908 году, он через год сдает экзамены в Кинешемское реальное училище

Кинешемский период — важная веха в биографии будущего писателя В это время шел процесс формирования его мировоззрения, вкусов и наклонностей Со свойственной ему страстью, трудолюбием и организованностью Фурманов весь отдался учению, в котором видел “тот путь, что ведет к правде, к истине, к абсолютному счастью, если только таковое возможно” Однако менее всего он рассматривал ученье как простое “прохождение программы” Для него оно значило широкое духовное развитие, активное чтение, стремление выработать свой взгляд на мир Заслуживает внимания восторженное отношение Фурманова к книге “Да' — утверждал он — Много может сделать с человеком книга Хотя я не очень-то уважаю Леонида Андреева, а все же люблю его выражение “Если бы человек сделался богом, то пределом его была бы книга'” Книга по-моему,— самый верный пособник по пути к совершенству”

Фурманов не просто “глотал” книги, а читал их в определенной системе, глубоко задумывался над прочитанным Об этом свидетельствуют записи в юношеском дневнике В круг чтения входили произведения русских классиков, изучавшихся в реальном училище (от Н Карамзина и А Пушкина до Л Толстого и Ф Достоевского), и не включенные в программу И Никитин, А Мельников-Печерский, А Чехов, С Надсон и другие

Юноша с увлечением читает М Горького, А Куприна, Л Андреева. В Шекспира, Дж Мильтона, Д Байрона, Ч Диккенса, а также произведения критиков и философов В Белинского, Н Добролюбова. Д Писарева, Аристотеля, Платона, Бюхнера и др.

Большое влияние оказала на Фурманова русская классическая литература У писателей-классиков он учился любить родину, народ, находил примеры служения высокому гражданскому долгу, гуманным идеям добра и справедливости “Человек только тогда истинно высок, когда, свято выполняя обязанности человека и гражданина кладет свое достояние, мате реальное и духовное, исключительно на благо обществен ное”,— записывает Дмитрий в дневнике 5 июля 1910 года, подытоживая свои рассуждения о К Рылееве Л Толстой для него — истинный мыслитель и проповедник “высокогуманных идей” О Ломоносове он писал как о “ярком примере труженика-ученого”, который “так любил свою Россию, что готов был чем угодно жертвовать для блага ее” В тургеневском Базарове Фурманова привлекают прямота, мужицкий демократизм А о критиках — революционных демократах Белинском, Добролюбове, Писареве Фурманов прямо пишет как о людях, жизнь и деятельность, которых служит для него нравственным примером

В развитии литературных вкусов и наклонностей Фурманова в кинешемский период большую роль сыграл учитель русского языка и литературы в реальном училище Федор Федорович Трубников. О Трубникове Дмитрий пишет в своем дневнике как о любимом учителе Строгий и требовательный, Трубников был прост в обращении, не гнушался зайти на квартиру к ученику, душевно с ним побеседовать Он поддерживал литературные увлечения Фурманова, который начал писать стихи еще в шестиклассном училище. Теперь Фурманов пробует свои силы в прозе, создает ряд очерковых зарисовок и рассказов, регулярно ведет дневник, который тоже является своеобразным литературным произведением С дневником Фурманов не расставался до последних дней своей жизни, занося в него все, что волновало и казалось значительным Он вел дневник даже во время боев и походов Наблюдения, отразившиеся в дневниках, послу жили затем материалом для литературных произведений

Мечта “сделаться писателем” рано созрела у Фурманова Это видно из дневниковой записи от 26 июня 1910 г Однако прежде чем стать писателем, ему суждено было пройти большую школу жизни

В 1912 году Дмитрий поступил в Московский университет на историко-филологический факультет (на словесное отделение) Для этого пришлось самостоятельно овладеть латинским языком (в реальном училище этот язык не изучался) Как и в Кинешме, жизнь Фурманова в Москве наполнена глубокой внутренней работой, стремлением духовно самоопределиться “Жажда борьбы — самая ценная струна в жизни” — вот к какому выводу пришел юноша Он тяжело переживал реакционный режим, установившийся в то время в Московском университете. Свое мировоззрение тех лет писатель определяет позднее как “потенциально-революционное” “Я чувствовал в себе всю жизнь, с детских годов — внутренний протест, недовольство гнетом, устремление к свободе, любовь к бедноте — были все задатки революционера”. Но Фурманов студент не был непосредственно связан с революционно-освободительной борьбой пролетариата. Среди друзей юноши не было никого, кто помог бы выбрать правильный путь, отвечающий его свободолюбивой натуре Интересы Фурманова проявлялись, прежде всего в области литературы, большое место в жизни занимали нравственные искания, увлечение на этой почве творчеством Льва Толстого и Достоевского.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.