Эмоции и чувства. Классификация эмоций и их функции. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмоции и чувства. Классификация эмоций и их функции.

2019-12-18 228
Эмоции и чувства. Классификация эмоций и их функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тезис о том, что эмоции - одна из форм отражения, познания, оценки объективной действительности, признается представителями разных наук, прежде всего психологами и философами. Это исходное положение у всех исследователей имеет общее уточнение: эмоции - особая, своеобразная форма познания и отражения действительности, так как в них человек выступает одновременно и объектом, и субъектом познания, т.е. эмоции, связаны с потребностями человека, лежащими в основе мотивов его деятельности.

Психологическая наука нацелена, прежде всего, на исследования функций эмоций в деятельности человека. Несмотря на четкость научных позиций, состояние изучения психологии эмоций, по мнению самих психологов, остаётся крайне неудовлетворимым.

Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано еще и с физиологической активацией.
Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако мы прекрасно знаем, как трудно передать словами то, что действительно чувствуешь.

Поведение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слёзы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину, - от радости они, от огорчения или негодования.

К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленные брови или улыбка не обязательно воспринимаются однозначно.

Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию.

Каждый человек по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений - изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого - либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обуславливает соответствующие изменения в организме.

Включение подкорки и ретикулярной формации в эмоциональный процесс может создавать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека, даже утомленный человек в ходе сильных положительных эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и продуктивно действовать. Положительные эмоциональные переживания всегда связаны со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения - в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывает ли они активное или пассивное состояние. С точки зрения эмоции делят на две группы - стенические (от греческого слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъём, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т.д. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. дыхание становится более редким, сердце бьётся реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность. Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Например, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угнетенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы, У другого же страх мобилизует физические и умственные силы, делает его находчивым и сообразительным, действия - быстрыми и точными, да и радость бывает разной. Бурная радость - эмоция стеническая, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная обычно расслабляет.

Эмоции человека всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядочность терминологии в работах по проблеме эмоций. Как только не обозначают эту способность человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность. Есть даже мнение, что эмоции и чувства - различные формы отражения мира: «...чувства и эмоции являются различными ступенями развития эмоциональной сферы отражения действительности...». В то же время чувства и эмоции так тесно связаны между собой, что не всегда дифференцируются и не имеют четких границ. Учитывая это и стремясь к единообразию терминологии, мы употребляем преимущественно термины «эмоции» и «чувства» как эквивалентные обозначения, имеющие место в действительности психических состояний, переживаний, ощущений человека.

Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их действиями. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъём, и безнадёжность и т.д. Первые, как известно желанны для субъекта, он к ним стремится, в то же время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.

Однако всё это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие - негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе.

Выше мы, как и большинство психологов, употребили слова «чувства» и «эмоции» в качестве синонимов. Но, в сущности, эти два понятия отличаются друг от друга. Сравните, например, чувство патриотизма или чувство долга с такими чувствами, как радость, гнев и т.д., и вы сразу уловите разницу. Собственно чувство (чувство долга, чувство ответственности, чувство коллективизма и т.д.) - это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции - это более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций - объективная действительность в её соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей, обусловленных его общественным бытиём, - вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Возникновение чувств обусловлено общественным бытиём человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми:
потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе и т.д.

Богатство чувств современного человека, его эстетические, нравственные, интеллектуальные переживания отражают многообразие его отношений с окружающим миром - с людьми, вещами, природой. При этом социальная природа человеческих чувств проявляется не только в высших чувствах, но, и в протекании самых элементарных органических чувств.

В современной психологии эмоциями называют любые переживания, проходящие на разном уровне и выступающие в разных формах. Чувства высшего порядка: познавательные, моральные, эстетические - присущи только человеку.

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отношение человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение, обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие - то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоция человека имеют положительный или отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, гнева, ненависти.

Надо отметить, что личная и общественная, социальная оценка эмоций как положительных, так и отрицательных не всегда совпадают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительные состояния, но с общественной точки зрения они полезны, необходимы и, следовательно, положительны, так как содействуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оценку, если они направлены на антиобщественные явления, на врагов нашего народа и государства.

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроение и аффекты.

Настроение - это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельность, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывает целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим - радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.

Соответствующее настроение вызывается различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием.
Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, положительно влияет на окружающих.

Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), человек смотрит на мир мрачно. Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. иногда следует переключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна.

Аффект (в переводе с латинского - душевное волнение, возбуждение) - это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Таковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость - восторг; страх - ужас; горе - отчаяние; гнев - ярость). Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (страх, отчаяние). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склоны к аффектам представители неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения.

Чаще же всего аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Нередко такого рода реакции наблюдаются у детей и подростков, так как процессы торможения у них еще недостаточно выражены. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки.

Таким образом, эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер его психического развития.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития.


1.5 Произведения художественной литературы как средство
воспитания эмоциональной культуры дошкольников.

Эмоциональная культура дошкольников зависит от индивидуально - типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием ребенка, информацией, получаемой от средства массовой информации и др. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям эмоционального характера.

Развитие эмоциональных структур, связанных с культурным восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере эмоционально-культурных ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависит от развития сенсорной организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с художественным объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно - эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с эстетической направленностью. Однако момент эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

Таким образом, эмоциональное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия произведений и влияют на эмоциональную
культуру дошкольников.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса эмоционального познания именно произведений художественной литературы. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия, - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

1. наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;

2. наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета:

3. наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у старших дошкольников. Для развития наблюдения обязательно нужно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для дошкольников: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

 



1.6 Особенности восприятия произведений художественной
литературы детьми старшего дошкольного возраста

Восприятие художественного произведения - очень сложная развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство... яснее мыслить и глубже чувствовать» [38, с.317].

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу.

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться.

Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш, верно, понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти. Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке.

Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т.п.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес» [33, с.153].

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята, на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т.е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков у него в глазах пренебрежение, - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» [72, с.32]

Что же дает ребенку художественная литература, в частности сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

В связи с этим пёред взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что- либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и во- вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально - нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Процесс восприятия произведений художественной литературы отличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру, ребенок вступает в контакт с мыслями, чувствами ее автора, распознает, что волновало и побуждало к творческому именно этого человека, как через призму его индивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи. Иное дело - восприятие произведений художественной литературы. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальных явлений, так как само произведение зачастую несет в себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы, вводит дошкольника в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.

Впечатление, получаемое от произведений, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение пространственной протяженности, которая познается мысленными усилиями при изучении произведений.

Большое значение для восприятия произведений художественной литературы имеет «насмотренность» (запас образов), приобретенная из жизненных ситуаций. Такая база помогает не только лучше понять специфику произведения, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.

У старшего дошкольника еще маленький запас знаний и образов, поэтому нужно обращать внимание ребенка на отдельные детали произведения, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в дошкольном возрасте можно научить детей различать стили и эпохи.

Достаточно развитым можно назвать такое восприятие художественной литературы, при котором ребенок умеет эмоционально почувствовать описываемый образ в произведении, при знакомстве с ним. Обучая старших дошкольников восприятию произведений художественной литературы, нужно стремиться к этому идеалу.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у старших дошкольников, которые чаще всего пользуются мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При эмоциональном развитии ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности произведения, на понимание того, что художественная литература является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

Формами работы над восприятием произведений художественной литературы являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с дошкольниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это букет способствовать пониманию содержания произведения художественной литературы. Центральный акцент должен падать на эмоциональное восприятие самой действительности, отражаемой произведением, а восприятие произведения должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эмоционального восприятия литературных объектов и событий.

Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию художественных произведений имеют «косвенные» методы: рисунки по памяти на основе эмоциональньтх впечатлений; просмотр циклов картин без развернутого словесого комментария с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов. Необходимо поощрять и устные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из области различных произведений художественной литературы. Но работа со словом не должна быть единственной заботой педагога, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям художественной литературы.



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.