Проблема безработицы и пути её решения в Западной Европе и США — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблема безработицы и пути её решения в Западной Европе и США

2019-12-18 278
Проблема безработицы и пути её решения в Западной Европе и США 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В США уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле: количество безработных людей старше 16-ти лет относительно к общей численности рабочей силы. Однако не каждый человек без работы может считаться безработным и попадать в соответствующую статистику - к примеру, безработным не является трудоспособный житель США, который не ищет работу. Кроме того, официальная статистика не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).

Принято считать, что в развивающихся странах безработица во многом вызывается неконтролируемыми миграциями населения: например, массовым переселением крестьян в города. В индустриально -развитых странах основной причиной массовой безработицы, как правило, становятся экономические проблемы, которые приводят к закрытию предприятий. Рекорд уровня безработицы в США, Великобритании и Германии был установлен в период Великой Депрессии - в начале 1930-х годов в этих странах безработные составляли более четверти трудоспособного населения.

По данным Международной Организации ТрудаInternational Labour Organization, в 2007 году число безработных в мире увеличилось на 2.9 млн. и достигло 189.9 млн. человек. В 2007 году в мире было создано 45 млн. новых рабочих мест. Однако это не оказало особого воздействия на общее число безработных в мире - уровень безработицы в мире в 2006 и 2007 году составлял те же 6%. В 2007 году были трудоустроены почти 62% людей трудоспособного возраста (3 млрд. человек). Примерно 16.7% всех работающих (487 млн. человек) зарабатывали ничтожно мало - их семьи живут на $1 в день. Семьи еще 43.5% работающих (1.3 млрд.) живут на $2 в день.

В 2007 году самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в странах Ближнего Востока (11.8% от общего числа людей трудоспособного возраста) и Северной Африки (10.9%). В странах Восточной Европы и СНГ в 2007 году не работало 8.5% трудоспособного населения. В индустриально развитых странах Западной Европы и Северной Америки насчитывалось 6.2% безработных.

Любопытно, что в последние десятилетия в США наблюдается следующая картина: уровень безработицы резко увеличивается после окончания рецессии в экономике: лаг составляет от четырех до 20-ти месяцев.

В отличие от подавляющего большинства стран мира, в США федеральные власти лишь устанавливают общие правила игры: подобные программы реализуют власти отдельных штатов - от штата к штату правила варьируются, иногда значительно.

В любом случае, далеко не все безработные имеют возможность претендовать на помощь со стороны властей. К примеру, во вполне благополучном для экономики США 2003 году пособия по безработице смогли получить лишь 74% американцев, лишившихся работы не по собственной вине.

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму (эти правила серьезно варьируются от штата к штату). Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее $600 в месяц, в штате Мэн - $3 376. В штатах Вирджиния и Делавэр подобных ограничений не существует, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время. Кроме того, он должен расстаться со своим работодателем определенным образом - к примеру, не быть уволенным за нарушение трудовой дисциплины или за неспособность выполнять порученные ему обязанности (в некоторых штатах пособие может получать и человек, уволившийся по собственному желанию).

Кроме того, далеко не все безработные, которые соответствуют вышеуказанным нормативам, имеют возможность получать пособие. К примеру, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Кроме того, во многих случаях компании-работодатели оформляют своих сотрудников как "подрядчиков": их не увольняют, им просто не продлевают контракт - следовательно, экс-подрядчики, оставшиеся без работы, не имеют права претендовать на пособие.

После того, как безработный подтверждает свое право на пособие, он это пособие получает. Размеры пособия определяются также штатами и серьезно варьируются: как правило, определяющими факторами являются уровень зарплаты на последнем месте работы и стоимость жизни в данной местности. Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.

В любом случае, в большинстве штатов безработный не может получать более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) - в масштабах США этот показатель составляет примерно 47%. Любопытно, что здесь женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, представительницы прекрасного пола зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49% от их потерянного дохода, для мужчин - 46%. В результате, в штате Оклахома размер еженедельного пособия может колебаться от $16 до $275, а в штате Вашингтон - от $109 до $496 (в среднем по США - $262). Как правило, не оплачиваются первые 7 дней пребывания без работы.

Однако после получения пособия безработный должен продолжать постоянно обращаться к чиновникам (как правило, на еженедельной основе), доказывая, что он активно ищет работу и не отказывается от полученных предложений. В случае, если безработный оказывается не в состоянии выполнять эти условия, выплаты могут быть остановлены, уменьшены или отменены.

Во всех штатах пострадавший от подобных решений чиновников безработный может опротестовать их решение: как правило, пожаловавшись в надзорные органы или в суд. Претензию требуется подавать, максимум, в течение месяца (в каждом штате опять-таки существуют свои временные рамки) после принятия не устроившего безработного решения.

Пособия по безработице не способны заменить безработным потерю постоянного заработка. Исследование Бюджетного Офиса Конгресса США Congressional Budget Office показало, что доход безработных, получающих пособие, снижается на 40%, по сравнению с периодом наличия у них постоянной работы. Кроме того, 25% получателей пособий по безработице, которые оказались не в состоянии найти работу на протяжении четырех месяцев, скатываются за черту бедности.

В большинстве штатов пособие по безработице выплачивается 26 недель. По данным Министерства Труда СШАDepartment of Labor, в 2003 году среднестатистический безработный получал пособие 16.4 недели (выплаты прекращались по причине нарушений, со стороны получателя пособия или из-за того, что он находил работу) - в первой половине 2008 года (последние доступные данные) - 15.8. В том же году 43.5% американских безработных, получивших пособие, перестали его получать по истечении 26-ти недель и фактически остались без средств к существованию.

Кроме пособия, безработные США могут сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую страховку, которую ранее оплачивал работодатель. Это очень важный фактор, поскольку медицинская помощь в США - вероятно, самая дорогая в мире. Эта программа называется COBRA (по аббревиатуре закона - Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act, принятого в 1986 году). Суть этой системы следующая: безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель. Страховку могут сохранить не все безработные: к примеру, до увольнения они должны работать в компании численностью не менее 20-ти человек, которая перечислила не мене половины страховых взносов в год, предшествовавший увольнению. 26 Декабря 2008 Washington ProFile

Теоретически любое государство должно быть заинтересовано в выплате пособий безработным. Однако у подобных действий, кроме неоспоримых достоинств, имеются и серьезные недостатки.

В 1950-1960-е годы было принято считать, что пособия по безработице выполняют роль своеобразного экономического стимулятора. Логика здесь следующая: безработный получает в свое распоряжение дополнительные финансы, которые в состоянии потратить, оживив, таким образом, экономику. В 1970-е годы восторжествовала иная теория: тогда было доказано, что влияние пособий на экономику весьма невелико. Дебаты продолжаются по сей день.

Многие исследования показывают, что наличие пособия значительно уменьшает мотивацию безработного на поиски нового места. Многолетние данные Бюро Статистики Труда СШАBureau of Labor Statistics показывают, что большинство безработных находят себе работу в течение 2-3 недель после истечения сроков получения ими пособия. Причин у этого явления может быть множество: уволившее их предприятие может опять начать набор сотрудников, может измениться экономическая конъюнктура или безработный может согласиться на ранее не устраивавшее его предложение, или вообще переехать в другой город, где есть подходящая работа.

Еще один довод противников слишком больших и слишком "продолжительных" пособий заключается в следующем: эта система, де-факто, побуждает работодателей избегать оформления долговременных отношений со своими сотрудниками. Чтобы не тратить деньги на социальные выплаты такого рода, они предпочитают пользоваться услугами временных сотрудников и сторонних подрядчиков, что еще более осложняет ситуацию на рынке труда и в системе социальной защиты. 26 Декабря 2008 Washington ProFile

Развитие системы помощи безработным в США носило прагматический характер. Любые предложения об изменениях в системе социального обеспечения, как правило, являлись попытками решить проблему в какой-либо специфической области и редко носили общенациональный характер. Другая особенность американской системы - высокая степень децентрализации политики в этой сфере. Некоторые программы почти полностью проводятся федеральным правительством, другие - властями штатов.

Изначально США были преимущественно аграрной страной - вплоть до 1870 года более половины трудоспособного населения были фермерами. В последующие годы индустриализация и урбанизация создали условия, при которых рабочие становились более зависимыми от зарплат, необходимых для содержания их семей. Традиционно в американских деревнях и городах местные власти осознавали свою обязанность помогать нуждающимся семьям, которые были не в состоянии прокормить себя или удовлетворить свои минимальные потребности с помощью соседей и родственников. Помощь обеспечивалась, в основном, посредством создания программ по облегчению бедности, работных и благотворительных домов. Со временем, помощь нуждающемуся населению начала оказываться в более организованной форме - путем предоставления денежных пособий определенным категориям нуждающихся.

Со времен Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны показатель безработицы в США колебался от 4-5% в сравнительно благоприятные годы и достигал 15% в период экономических кризисов.

Постепенно, в условиях высоких темпов индустриализации штаты и федеральное правительство осознали необходимость создания системы социального обеспечения. Во многом США базировались на опыте Германии, которая первой в мире (в 1883 году при канцлере Отто фон Бисмарке) создала систему государственного социального обеспечения. В США, как и в большинстве индустриальных стран мира, система социального страхования первоначально была введена в виде выплат компенсаций рабочим.

Проблема безработицы привлекла к себе внимание государственных чиновников далеко не сразу. В периоды экономических пертурбаций конца 19-го века профсоюзы и политические партии, представлявшие интересы рабочих, начали требовать разработки особых государственных программ обеспечения занятости, а также помощи со стороны правительств штатов и местных органов власти. Так, в 1894 году бизнесмен Джекоб КоксиJacob Coxey начал пропагандировать программы государственной поддержки занятости, он организовал первый в истории США массовый поход безработных на Вашингтон. Поход так называемой "Армии Кокси" начался в Огайо - к моменту подхода к Вашингтону количество участников похода значительно сократилось. 500 безработных прибыли в столицу 1 мая с требованием к Конгрессу финансировать создание рабочих мест для безработных.

Ситуация изменилась лишь в начале 20-го века, когда давление со стороны профсоюзов усилилось, и работодатели были вынуждены пойти на некоторые уступки. Именно в этот период в США впервые была разработана первая программа по экономическому регулированию и выплате пособий безработным. Беспрецедентный экономический кризис Великая Депрессия 1930-х годов, ставший причиной невероятно высокой безработицы (около 25% американцев остались без работы), показал, что ни правительства штатов, ни местные органы власти, ни частные компании не в состоянии позаботиться о нуждающихся. Ситуация требовала кардинального решения проблемы социального обеспечения на уровне федерального правительства.

Тогда государство, впервые за всю историю США, хотя и негласно, взяло на себя ответственность за обеспечение занятости населения, создав большое количество рабочих мест в государственном секторе. Начиная с 1932 года федеральное правительство начало предоставлять кредиты и гранты правительствам штатов, которые, в свою очередь, направляли их на выплату пособий. Позднее, в 1935 году, президент Франклин РузвельтFranklin Roosevelt предложил Конгрессу США US Congress проект законодательства о системе социального обеспечения. Вскоре был принят Закон о Социальном Обеспечении Social Security Act, который вступил в силу в августе 1935 года и предусматривал создание программ помощи безработным общенационального масштаба.

В 1946 году Конгресс США принял очередной важный Закон о Труде Employment Act, который впервые в истории страны установил, что государство ответственно за обеспечение своих граждан работой и средствами к существованию, а также должно действовать в тесном сотрудничестве с частным сектором. В 1978 году был принят последний важный закон такого рода - Закон о Полной Занятости и Сбалансированном РостеFull Employment and Balanced Growth Act. В законе записано, что США должны стремиться к решению четырех основных задач: полной занятости населения, росту экономики, стабильности цен и баланса в сфере торговли и бюджета. Особо подчеркивается, что при достижении этих целей государственные власти рассчитывают, прежде всего, на частный бизнес.

Эта система продолжает действовать по сей день, хотя она и претерпела определенные изменения, которые, тем не менее, не затронули основных принципов ее функционирования. Впрочем, история показывает, что безработица - в больших или меньших масштабах - в США существовала всегда. Исключением являются эпохи Первой и Второй Мировых войн, когда практически каждый американец, желавший трудиться, получал работу[3].

В Европе уровень безработицы как никогда бьет рекорды – наряду с борьбой с финкризисом, властям придется обеспечивать работой население.

Власти большинства европейских стран оказались в очень непростой ситуации. Помимо того что они вынуждены бороться с негативными последствиями финансового кризиса, им также приходится решать проблему безработицы.

Уже сейчас уровень безработицы во многих европейских странах находится на рекордно высоких отметках, а по прогнозам Международной организации труда, к концу следующего года в мире будет сокращено еще порядка 20 млн. рабочих мест. Правда, экономисты уверяют, что безработица не станет большой проблемой для европейских стран, благодаря четкой социальной политике.

Большинство европейских компаний, так или иначе пострадавших от августовского кредитного кризиса, уже сократили тысячи рабочих мест. Причем сокращенные сотрудники не могут понять, почему власти выделяют средства на поддержку банковского сектора, но не могут выделить средства на поддержку рынка труда.

При этом пока все меры европейских властей ограничиваются разговорами. Например, Франция предлагает внести изменения в налоговый кодекс, чтобы привлечь новых инвесторов, а Испания подумывает об ограничении доступа в страну для иностранных рабочих. Однако четких предложений пока не поступало ни от одного европейского правительства.

Правда, экономисты уверяют, что безработица не станет большой проблемой для европейских стран, благодаря четкой социальной политике. Большинство европейских стран довольно успешно борются с безработицей. Тем более кризис пришелся на то время, когда уровень безработицы в странах ЕС был довольно низким.

Аналитики уверяют, что сейчас было бы неразумно тратить деньги на борьбу с безработицей, особенно учитывая тот факт, что в большинстве европейских стран огромный дефицит бюджета.

Тем временем, пока власти ЕС думают, как бороться с кризисом, уровень безработицы в большинстве европейских стран продолжает расти. Несмотря на то что в Германии этот показатель в сентябре слегка снизился (до 7,4%), эксперты предрекают его скорый взлет. Однако пока власти так и не могут определиться, какие именно меры необходимо принять для борьбы с безработицей.

Во Франции уровень безработицы во II квартале 2009 г.находился на отметке 7,2%, и можно ожидать, что к концу 2009 г. он поднимется до 8,5%. Власти уже направили 22 млрд евро на поддержку малого бизнеса, однако эксперты считают, что этого будет недостаточно.

В Испании же уровень безработицы побил все рекорды: в сентябре этот показатель находился на отметке 11,3%, а к концу следующего года безработица может достичь отметки 19%. Власти уже ужесточили миграционную политику, которая до недавнего времени была одной из самых мягких в Европе.

Однако эксперты полагают, что предпринимаемые меры опять же не смогут решить проблему[4].


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.