Понятие принципов менеджмента — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие принципов менеджмента

2019-12-18 136
Понятие принципов менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объективность законов и закономерностей проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение их применить является ключевым фактором повышения эффективности управления.

В связи с этим возникает вопрос, каким образом используются законы и закономерности управления в практике управления?

В теории управления этим ключевым фактором считаются принципы управления.

Принцип (от лат. «начало, основа») – это:

1. Основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.;

2. Внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;

3. Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора [18, c.92].

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных закономерностей в практике управления [5, c.120].

Приступая к исследованию принципов управления, необходимо сделать оговорку, что в науке управления многие вопросы, касающиеся данного понятия, являются дискуссионными.

Авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к определению их сущности, классификации, эволюции [17, c.77].

И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента – это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления [10, c.29].

В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: «... принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показана сущность принципов, которые являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей деятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, не означает, что выработка принципов носит субъективный характер. Люди выводят их в качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мере соответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности деятельности [17, c.78].

В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе [7, c.96].

Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон – в  виде образа (положительного знания), принцип – в виде определенного требования (регулятивной нормы).

Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований [20, c. 58].

Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

Было бы ошибочно интерпретировать положение об объективном содержании принципов управления так, что будто бы объективность гарантирует адекватное их осуществление любым субъектом и при любых условиях.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджеров [4, c.83].

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.

Классик научного менеджмента представитель административной школы А. Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением» [13, c.106].

Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие;

2.Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо;

3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение;

4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника;

5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом;

6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации;

7.Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд;

8.Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр;

9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная

от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения);

10.Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте;

11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия;

12.Стабильность рабочего места для персонала;

13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации;

14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы [12, c.64].

К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, а относительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и об объективных закономерностях управления, особенно в России. Тем более что многие теоретики за принципы принимают любые целесообразные в данной конкретной ситуации формы и нормы управления. Не любое теоретическое положение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически им является.

Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен. Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем. Но всё же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления. В каждом принципе проявляются политические, организационные и технические начала.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.