Критерии отбора детей для спортивного ориентирования — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Критерии отбора детей для спортивного ориентирования

2019-12-18 364
Критерии отбора детей для спортивного ориентирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало специализированной подготовки с 13-14 лет. До четырнадцати­летнего возраста невозможно определить предрасположенность к спортивному ориентированию на уровне элиты. Поэтому целесооб­разно сделать возрастной диапазон приема детей в спортивные шко­лы достаточно широким — в пределах 4-5 лет.

Для прогнозирования процесса спортивного совершенствования важно знать возраст, в котором достигаются наивысшие для данного вида спорта результаты. Установлено, что возраст демонстрации вы­сших достижений в видах спорта на выносливость находится в преде­лах от 22 до 26 лет в легкой атлетике и от 23 до 28 в лыжных гонках. В спортивном ориентировании достижение высоких результатов про­исходит к 20-23 годам у женщин и к 23-26 годам у мужчин.

Для спортивной ориентации и селекции, рационального планиро­вания учебно-тренировочного процесса важно знать темпы прироста спортивных результатов во времени, а также общую продолжитель­ность демонстрации высоких результатов[2, с.54-55].

Наиболее одаренные спортсмены достигают наивысших результа­тов через 5-7 лет тренировок, а демонстрация высоких результатов происходит в течение 5-10 лет. В подавляющем большинстве видов спорта норматив «Мастера спорта» преодолевается в возрасте старше 20 лет. В спортивном ориентировании наблюдается большая продолжитель­ность периода демонстрации высоких результатов — от 20 до 35 лет.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в большинстве видов спорта возрастные диапазоны высших достижений и начала специализации достаточно велики и равняются 8-15 годам, а возраст спортсменов не является жестким ограничителем для системы отбо­ра, спортивной ориентации и селекции.

На каждом этапе подготовки спортсмена необходимо выделить ве­дущие факторы, успешное развитие которых создаст прочную базу для дальнейшего роста специальной подготовленности. Именно на вы­явление этих факторов должен быть нацелен отбор в первую очередь. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень разви­тия общей и специальной выносливости. Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Наибольшую прогностическую значимость при отборе юных бегу­нов имеют тесты, позволяющие в первую очередь оценивать уровень выносливости, например 20-минутный бег с учетом пройденного рас­стояния или бег с интенсивностью 60% от максимальной. При этом недостаточно проводить разовую оценку спортивных способностей. Исходный уровень развития выносливости в большей мере свидетельствует о степени готовности подростка в данный мо­мент и в незначительной — о его потенциальных возможностях. Поэ­тому прогнозировать способности детей к бегу на выносливость мож­но только после полутора лет специализированных занятий, преду­сматривающих не только выявление уровней общей и специальной выносливости, но и темпов их прироста[8, с. 65-67].

В настоящее время установлено, что весьма значимыми коррелянтами выносливости являются экономичность бега и лактатный или анаэробный порог (АнП). Наивысшая интенсивность нагрузки, не сопровождающаяся заметным накоплением продуктов распада, счита­ется более информативным показателем выносливости, чем МПК.

Важным аспектом подготовленности спортсмена являются скоростно-силовые показатели. Самой распространенной формой определе­ния скоростно-силовых качеств спортсмена являются прыжковые упражнения: прыжок в верх с места, прыжок в длину с места, различ­ные многоскоки. Установлено, что показатели скоростно-силовой подготовленности сильнейших бегунов на средние и длинные дистан­ции равны: в прыжке в длину с места 260-270 см, в пятикратном прыжке в длину с места 1070-1434, а в прыжке в высоту с места 39-45 см. При отборе необходимо учитывать особенности биологического возраста занимающихся детей, так как развитие двигательных ка­честв и прирост спортивных результатов у подростков находится в прямой зависимости от индивидуальных темпов полового созрева­ния. При этом установлено, что у подростков с высоким уровнем раз­вития выносливости, наблюдается и более высокая степень полового созревания.

Развитие организма детей протекает неравномерно, период уско­ренного развития чередуется с периодом замедления и относительной стабилизации. Поэтому при отборе необходимо знать «сенситивные» периоды развития, что позволит существенно улучшить результаты многолетнего процесса подготовки юных спортсменов.

Выбор критериев отбора на каждом этапе подготовки должен осно­вываться на благоприятных периодах диагностики отдельных ка­честв и способностей детей и подростков.

Вторым по значимости прогностическим фактором после генотипа являются свойства нервной системы, которые необходимо учитывать при разработке методики отбора. Немногочисленные пока исследова­ния подтверждают наличие корреляции между спортивным резуль­татом и определенными чертами личности спортсмена. Такие психические качества, как эмоциональная устойчивость, самообладание, являются относительно стабильными показателями и выгодны на длинных дистанциях, таких как лыжные гонки, стай­ерский и марафонский бег.

Способность к определенной деятельности — сложное, интеграль­ное качество психики. Изучение подобных явлений предполагает их анализ и разложение на более простые компоненты. Одним из таких компонентов являются свойства внимания. Известно, что свойства внимания и нервной системы находятся в тесной связи. В видах спорта, которые характеризуются быстро изменяющими­ся ситуациями, на первый план выступают требования к оперативно­му мышлению.

В спортивном отборе большую роль играют свойства нервной сис­темы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития (мотивы, интеллект, социальный статус), которые должны учитываться не для деления спортсменов на перспективных и неперспективных, а для оптимизации их подготовки.

При отборе различают консервативные признаки, которые слабо поддаются тренировке и лабильные признаки, которые относительно легко изменяются в ходе спортивного совершенствования. Недостаточную изменчивость консервативных признаков связывают с тем, что они в большей мере определяются наследственными свойствами организма. Генотип человека определяет его одаренность, а психическая характеристика одаренности — это внимательность, собранность, быстрота мышления, возможность анализа и обобщения, систематичность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Генетические факторы в значительной степени определяют рост и формирование организма, величину прироста двигательных качеств и функциональные возможности системы энергообеспечения. Поэтому они должны учитываться в теории и практике спортивного отбора.

Имеются данные о том, что способность к восстановлению, ЖЕЛ, МОД, ЧД, АД являются консервативными признаками и генетически обусловленными факторами. Одним из ключевых вопросов активного отбора является вопрос интегральной оценки перспективности ребенка в данном виде спорта. Такая оценка развития всех изучаемых показателей объективно отражает уровень подготовленности юных спортсменов и позволяет до­стоверно осуществлять качественный прогноз успешности по годам обучения.

Наиболее важным моментом спортивного отбора является прогнозирование спортивных способностей. Надежный прогноз должен предусматривать не только вероятную динамику результатов, но и включать все более или менее существенные факторы, определяющие роль спортивного мастерства.

Согласно теории и практики научного предсказания, успешный прогноз возможен только в том случае, если рассматриваемые изме­нения носят стабильный характер. Поэтому важным условием про­гнозирования является изучение динамики психических, физиче­ских и функциональных показателей.

Установлено, что прогноз юношеской перспективности через призму спортивного результата в таких видах спорта, как бег на длинные дистанции и лыжные гонки является одной из ошибок. У де­тей прирост результатов зависит не только от тренировки, но и от их естественного роста, при этом конституционные признаки оказывают косвенное влияние на спортивный результат. Успех спортивного совершенствования в значительной мере опре­деляется тем, как быстро спортсмен восстанавливается после физиче­ских нагрузок. В связи с этим, эффективность восстановления может иметь прогностическое значение.

Таким образом, в настоящее время во многих видах спорта сложи­лась своя традиционная формула проведения отбора перспективных спортсменов, а основными критериями успешности отбора являются результативность соревновательной деятельности и стабильность вы­ступления[3, с. 32-35].

Большую роль в отборе играют педагогические контрольные ис­пытания (тесты), по результатам которых судят об уровне развития физических, психических и технико-тактических качеств и темпах их прироста. Тесты должны отвечать определенным требованиям. Важным качеством теста является информативность. Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Другим критерием теста является надежность, которая предполагает высокую стабильность показателей, т.е. их воспроизводимость при повторном тестировании. Тесты должны быть объективными — точно характеризовать уровень развития того или иного качества спортсмена. Программа тестирования долж на соответствовать специфики вида спорта, половым, возрастным и квалификационным особенностям занимающихся.

В ориентировании особую роль играет психодиагностика спортивных способностей, так как этот вид спорта предусматривает напряженную умственную деятельность. Умственная деятельность характеризуется сложной, аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти. Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на конкретном объекте или процессе называется вниманием. Оно характеризуется различными свойствами: интенсивностью, устойчивостью, распределением, переключением и объемом[10, с. 210-212].

Важное значение для спортсменов - ориентировщиков имеет оперативная память. Соревновательная деятельность в ориентировании протекает в экстремальных условиях и основывается прежде всего на способности к решению сложных оперативных задач. Оперативная деятельность спортсмена - ориентировщика на соревновательной дистанции выражается в технико-тактических действиях.

Решение тактических задач основывается на восприятии и пере­работке информации, сенсомоторном реагировании и интеллектуаль­ных операциях, характеризующих оперативное мышление. Во время соревнований ориентировщик непрерывно сталкивается с необходимостью измерять или приблизительно оценивать расстоя­ние на спортивной карте и на местности. Величина ошибки при глазомерном измерении зависит от того, в каком направлении производится измерение, поэтому нужно уметь измерять отрезки на карте независимо от их условного положения к магнитному меридиану. Для тестирования специальных физических качеств ориентировщика адекватный пакет тестов сформировать очень трудно, главная проблема состоит в том, что тесты должны быть повторены в дальнейшем в абсолютно одинаковых условиях.

Уровень развития общей выносливости у спортсменов - ориентировщиков рекомендуется тестировать при помощи бега на 5000 метров у мужчин и 3000 метров у женщин. Специальную выносливость можно контролировать посредством полевых тестов. Дистанция тестового бега должна быть достаточно длинной, продолжительность бега для квалифицированных ориентировщиков находится в пределах 60-80 минут. Трассу следует проложить на местности с различными условиями бега и сохранять постоянной из года в год, это даст возможность сопоставлять результаты в течение длительного времени[20].

Большое значение в спортивном ориентировании имеет силовая подготовка. Основной разновидностью силовых качеств у ориентировщика является силовая выносливость, для тестирования которой применяется определение максимального числа повторений при динамической мышечной работе.

Качества быстроты в ориентировании тестируют при помощи бега на 20 или 30 метров с ходу. Главными критериями оценки координационных способностей нужно считать четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. При этом качественные и количественные критерии КС изолированно друг от друга встречаются редко. Более распространенными являются комплексные критерии.

Важное значение в спортивном ориентировании играет техника бега в подъем и вниз по склону. Если разница между спортсменами при беге по равнине (дистанция 100 метров) составляет 7 секунд, то при беге в подъем разница между этими же спортсменами может составлять уже 23 секунды. Поэтому тестирование техники бега в подъем играет в ориентировании существенное значение.

Для качественного отбора предлагается принцип дедуктивного подхода к этой проблеме, который предусматривает выделение двух этапов. Сначала необходим отбор моторно-одаренных детей и выясне­ние их психомоторного статуса, а затем уже определение спортивной специализации. Чтобы повысить информативность исходного тестирования при отборе нужно в качестве контрольных испытаний предлагать такие движения, которые просты, доступны всем и не требуют специального обучения, число обследуемых должно быть достаточно для статистической обработки, исследуемое движение не должно зависеть от размеров тела и его конечностей.

Прогнозирование и отбор можно осуществлять по результатам отдельных тестов, но более достоверные данные получают, когда отбор осуществляется комплексно, с учетом многих факторов. Необходимо помнить, что одни и те же показатели имеют различную степень информативности в зависимости от этапа многолетней подготовки, возраста, стажа и квалификации спортсмена. Спортивный отбор и ориентация должны проводиться на основании учета особенностей строения и функций различных систем организма человека, и прежде все­го имеющих консервативный, наследственный характер[9, с. 55-56].

Какие же характеристики спортивной работоспособности детей обладают относительной устойчивостью и могут быть рекомендованы как показатели для спортивной ориентации и отбора. Как показывают исследования, выносливость в известных преде­лах генетически обусловлена, для большого спорта это имеет исклю­чительно важное значение. Физическое качество быстроты и основные свойства нервной системы человека (внимание, мышление, память) находятся под значительным генетическим контролем.

На этой основе можно сформулировать следующее положение. Спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических свойств юного спортсмена.

Большинство специалистов считают, что способности детей и под­ростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте и придают большое значение изучению и решению этой важной проблемы.

Если исходить из того, что отбор — начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет важное значение. Поскольку при проведении исследований большой объём показателей займёт много времени, необходимо выбрать наиболее информативные тесты, которые бы отражали все основные стороны подготовленности юных спортсменов. Корреляционный анализ показал, что на начальном этапе подготовки высокую прогностическую значимость имеют тесты, характеризующие общую выносливость (г = 0.361-0.554), а также тесты, которые отражают психическую работоспособность юных спортсменов (ориентировщики 9-10 лет), это оперативная память (г = 0.562), распределение внимания (г = 0.512) и оперативное мышление (г = 0.532).

Через год и два года тренировки корреляционная связь между результатами в беговых тестах и рангом спортсмена значительно возросла (г изменяется в пределах 0.529-0.952). Это можно объяснить тем, что ориентировщики, выполняя большой объём бега с различной интенсивностью, значительно улучшили скорость бега на уровне АнП и на этом этапе тренировка приняла более специализированную направленность, позволившую и более четко проявиться способно­стям отдельных спортсменов в специальной выносливости.

Изменился характер взаимосвязи между результатами в некоторого  строения и функций различных систем организма человека, и прежде всего имеющих консервативный, наследственный характер.

Какие же характеристики спортивной работоспособности детей обладают относительной устойчивостью и могут быть рекомендованы как показатели для спортивной ориентации и отбора.

Как показывают исследования, выносливость в известных пределах генетически обусловлена, для большого спорта это имеет исключительно важное значение.  Физическое качество быстроты и основные свойства нервной системы человека (внимание, мышление, память) находятся под значительным генетическим контролем[18, с. 250-252].

На этой основе можно сформулировать следующее положение. Спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических свойств юного спортсмена. Тесты должны быть простыми, не требовать специаль­ного оборудования и быть пригодными для обследования в полевых условиях.

При проведении тестирования необходимо обратить внимание на стандартность, т.е. процедура и условия проведения контрольных испы­таний должны быть одинаковыми во всех случаях применения тестов".

Результаты, показанные спортсменом при проведении тестирова­ния, выражаются в разных единицах измерения (время, расстояние, условные единицы и т.п.) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. При этом они сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена (например, время бега на 100 м, равное 12.0 с может рассматриваться и как очень хорошее, и как очень плохое, в зависимости от вида спорта).   Поэтому результаты тестирования превращают в оценки (очки, баллы, отметки). Квали­фикационное оценивание проводят в два этапа. На первом — пока­занные спортивные результаты превращают на основе так называе­мых «шкал оценок» в очки, а на втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами, определяют итоговую оценку. Для оценки результатов контрольных испытаний необходимо использовать шкалы, где эквивалентными считают достижения, доступные одинаковому числу людей одного пола и возраста. Согласно этому критерию в спортивном ориентировании эквивалентными можно считать средние показатели спортсменов - ориентировщиков элиты по всему комплексу тестов. Все эти показатели должны оцениваться одинаковым числом очков[4, с. 23-25].

Преобразование показанного результата в условные очки производится при помощи шкал оценок. В спортивном ориентировании удобно применять пропорциональные шкалы. Этот тип шкал предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения со­стояния или способностей спортсмена, называется тестом. Не всякие измерения могут использоваться как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним в первую очередь относится надежность и информативность. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Процесс испытаний называется тестированием; полученное в итоге числовое значение — результатом теста.

Многочисленные исследования, осуществленные на взрослых, высококвалифицированных ориентировщиках, позволяют констатировать, что им присущи: высокий уровень развития выносливости; высокий уровень развития сердечно-сосудистой системы; оптимальный, характерный для спортсменов - ориентировщиков, уровень развития скоростно-силовых качеств; особенности телосложения; высокий уровень развития специальной психологической подготовленности; специфические особенности развития интеллекта. Исходя из перечисленных характеристик и следует проводить комплексный контроль за подготовленностью спортсменов - ориентировщиков.

При наличии довольно большого числа тестов, которые можно применять в процессе этапного и текущего контроля нужно иметь ввиду, что такой объем показателей займет много времени. Поэтому необходимо выбрать наиболее информативные тесты, которые отражают все основные стороны подготовленности спортсменов - ориентировщиков и отвечают требованиям математической теории тестов. Для выявления информативных тестов были проведены исследования с участием ориентировщиков 9-18 лет.

В процессе исследований проверке подвергались тесты, в определенной степени характеризующие физическую, психическую и технико-тактическую подготовленность юных спортсменов. В частности, исследовались показатели следующих тестов: прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, прыжок в высоту, комплексное упражнение на силу, комплексное упражнение на ловкость, бег 30 м с ходу, челночный бег, 20-минутный бег с учетом пройденного расстоя­ния, бег 200 м в подъем, тесты на внимание, память и мышление.

Проведенные исследования дали возможность разделить тесты на две группы: 1) тесты, характеризуемые контрольными показателями специальной подготовленности как слабо информативные (г = 0.1-0.4); 2) тесты, достаточно информативные (г = 0.5-0.9) — удовле­творительная и хорошая информативность, которые могут использоваться в комплексном контроле за подготовленностью юных спортсменов - ориентировщиков.

На основании проведенных исследований был сформирован комплекс тестов, имеющих высокую информативность, которые могут использоваться как наиболее значимые для оценки потенциальных возможностей юных спортсменов - ориентировщиков. Применение информативных методик комплексного контроля на различных этапах спортивной подготовки даст возможность получить оперативную информацию, анализ, который позволит вносить соответствующие коррективы в программу тренировок и тем самым повысить ее эффективность.

Управление тренировочным процессом в спортивном ориентировании состоит из трех этапов: а) сбор информации об объекте управления (спортсмене) и внешней среде в которой он функционирует; б) анализ полученной информации; в) принятие решения и планирование. Эти три этапа образуют законченный цикл, который многократно воспроизводится до полной реализации разработанной программы — достижение спортсменом запланированного результата.

Основой любых планов, с помощью которых реализуются приня­тые решения, является информация, полученная в процессе контро­ля. Перспективные тренировочные программы также основываются на анализе результатов комплексного тестирования[19, с. 51- 52].

Для составления перспективной программы подготовки спортсменов - ориентировщиков целесообразной представляется такая последовательность действий: а) исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обуславливающих достижение высоких результатов; б) подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам; в) создание программы этапного комплексного контроля; г) проведение контрольных испытаний и анализ полученных результатов; д) составление этапного плана подготовки и его реализация; е) проведение в конце этапа повторного комплексного контроля; ж) сопоставление динамики результатов в соревнованиях и тестах и показателей нагрузки за прошедший этап подготовки и внесение корректив.

Для текущего и оперативного планирования тренировки спортсменов необходимо: выбрать тесты текущего или оперативного контроля и составить программу обследования; провести контрольные испытания и анализ полученных результатов; на основании полученных данных проводить коррекцию планов подготовки.

При создании любых тренировочных планов в спортивном ориентировании тренер должен постоянно сопоставлять достижения спортсменов в соревновательных упражнениях и тестах с показателями выполненной ими нагрузки. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого спортсмена средства тренировки и определить величину воздействия этих средств на подготовленность спортсмена.

На практике контроль за физической подготовленностью включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости, ловкости и гибкости[6, с. 85-91].

 

Выводы

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска)[5, с. 78-79].

Таким образом, можно сделать вывод, что качественный спортивный отбор обеспечивает выявление и отбор одаренных, способных к спорту, более того, к определенному его виду, детей в самом раннем возрасте. Позволяет более «прицельно» тренировать юных спортсменов и с учетом наследственности, и влияния окружающей среды специализировать спортсменов с целью достижения высоких спортивных результатов и реализации потенциала человеческих способностей[9, с. 97-98].

 

 

2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

Педагогические методы

 

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Особое внимание следует уделять генетически обусловленным качествам и способностям, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Основным педагогическим методам отбора является педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленную констата­цию эмпирических фактов. Оно проводится по заранее намеченному плану, которым определяются цель, задачи и порядок на­блюдений. Сам исследователь непосредственного участия в учеб­ном процессе не принимает, но обеспечивает объективность на­блюдения, Так, одним из примеров наблюдения является про­слеживание методики проведения тренировочных занятий. Для этого ис­следователь хронометрирует время, отводимое на обучение, фиксирует методические приемы и ответные действия на них со стороны обучаемых, количество подходов и время, за­траченное на них. На основе собранного материала можно судить о методической подготовленности тренера, о величине психо­физиологической нагрузки на занятиях, об эффективности при­меняемых им методов обучения. Собранный материал обрабаты­вается, сопоставляется с другими данными и обобщается, что по­зволяет сделать конкретные выводы и дать практические реко­мендации.

Продуктивность наблюдения зависит от методической подго­товленности исследователя. Объектами наблюде­ния могут быть все стороны учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию: цель и задачи занятий спортивным ориентированием, средства и методы, применяемые при реше­нии оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, процесс становления спортивного мастерства, межличностные отношения между педагогом-тренером и ориентировщиками, психофи­зиологическая нагрузка на занимающихся в процессе занятий, способности гимнастов и их тренируемость, техничность испол­нения гимнастических упражнений и их композиционное пост­роение и др. Выбор объекта наблюдения зависит от задач иссле­дования.

Наблюдение должно иметь четкую программу и способы фик­сации результатов. При проведении наблюдения используются следующие способы: протоколирование (словесное описание, гра­фическая фиксация, стенографирование), фотографирование и киносъемка, звукозапись. Данный метод достаточно трудоёмок и продолжителен[16, с. 183-185].

Социологические методы

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. К социологическим методам отбора относятся: анкетирование, беседа, интервью.

Анкетирование — это метод, с помощью которого можно по­лучить сведения по интересующему исследователя вопросу от большого числа респондентов (квалифицированных педагогов, спортсменов и др.). Из целого ряда видов анкетирования наибо­лее подходящим для исследований в области гимнастики явля­ется так называемое личное анкетирование, когда респондент заполняет анкету в присутствии исследователя, под его контро­лем. В анкете принято выделять вводную, основную и демографи­ческую части.

Во вводной части (обращение к респонденту) указываются: организация, от имени которой исследователь обращается к рес­понденту; задачи исследования; теоретическое и практическое зна­чение их решения; роль респондента в решении поставленных за­дач; заверение в полной анонимности ответов респондентов; пра­вила заполнения анкеты; заверения в готовности выслать резуль­таты исследований респонденту, если он этого пожелает; поря­док возврата анкеты исследователю.

В основной части анкеты дается система вопросов, ответы на которые помогут решить задачи исследования. Разработка этой части анкеты наиболее сложная и ответственная.

В демографической части анкеты должны содержаться вопросы, определяющие паспортную характеристику респонден­та (ф.и.о., пол, возраст, спортивная квалификация и др.). Эта часть может быть расположена как в начале, так и в конце анкеты.

Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов исследователя.

Беседа — метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респондент, и исследователь выступают активными сторонами, в отличие от интервью, где вопросы задает исследо­ватель. Во время беседы можно получить более достоверные дан­ные, чем при анкетировании.

С помощью перечисленных методов исследователь получает информацию в виде суждений респондентов, поэтому в ней со­держится доля субъективности. Ее будет тем меньше, чем выше педагогическая квалификация респондента и чем более он заин­тересован в объективности результатов исследования.

Данные методы для проведения отбора также весьма трудоёмки и не всегда дают конкретные ответы[10, с. 185-191].

 

Психологические методы

С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Психологический метод - важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства, который теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Психическая надежность спортсмена обеспечивает широкий диапазон адекватных реакций в самых неожиданных соревновательных ситуациях. Особое место в формировании понятия психической надежности в спорте принадлежит устойчивости к стрессу - неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, усталость, недостаток кислорода, боль, неопределенность ситуаций и т.п. При этом стрессовые реакции могут быть вызваны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, то есть психическим путем, поэтому недостаточная психическая надежность может быть причиной неудач в спорте.

Данный метод отбора в спортивном ориентировании весьма актуален и занимает одно из важнейших мест при отборе молодых спортсменов. Так как местом ведения борьбы в спортивном ориентировании выступает окружающая среда и спортсмен остаётся один на один в данных условиях. Поэтому, спортсмен ориентировщик, должен оставаться психологический устойчивым, к неспецифическим условиям ведения борьбы. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем.

Поэтому при отборе в спортивном ориентировании проводится полный объём разнообразных тестов на психологическую устойчивость тем или иным условиям.    

Медико-биологические методы

На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние его здоровья, физической подготовленности занимающихся, энергетические и биохимические предпосылки.

С помощью данного метода отбора выделяются особенности развития физических качеств, уровень физического развития, рассматривается также физическая подготовка спортсмена ориентировщика, выделяются энергетические и биохимические предпосылки к занятию данным видом спорта.

К данным методам также тесно связан антропометрический метод. Который позволяет определить, насколько юные спортсмены соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вила спорта.

Данный метод кропотлив и его результаты дают конкретный ответ, может ли заниматься ребёнок избранным им видом спорта[13, с.154-157].

Выводы

Во второй главе курсовой работы я рассмотрел основные методы исследования, определяющие способности детей для специализации в спортивном ориентировании. Данные методы очень разнообразны и требуют трудоёмкой и кропотливой работы, как от самого ребёнка, тренера, так и от тех кто проводит данные исследования. Благодаря данным полученным в результате исследований ребёнок может определится с выборам того или иного вида спорта, а тренер в свою очередь благодаря этим данным сможет подготовить спортсмена высокого уровня и мастерства.

 

ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА В СЕКЦИИ, КРУЖКИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

При проведении отбора в кружки, секции по спортивному ориентированию следует рассматривать некоторые методические рекомендации такие как:

 - это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей будущего спортсмена;

-  соразмерность развития основных психофизических качеств;

- основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации;

- специальная подготовленность и антропометрические данные юных спортсменов – ориентировщиков;

- при отборе следует пользоваться результатами врачебно-педагогического контроля;

-  при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию следует использ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.