Глава 1. Консерватизм как направление общественного движения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Консерватизм как направление общественного движения

2019-12-18 174
Глава 1. Консерватизм как направление общественного движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем перейти к изучению консервативного движения непосредственно в Российской империи 2-й половины XIX века, необходимо рассмотреть, что же такое «консерватизм» вообще, когда он зарождается, и на чем базируются его основные принципы. Долгое время в советской и российской историографии, консерваторы изображались как убежденные противники прогресса и любых изменений в политической, культурной и других сферах общественной жизни, стремившиеся повернуть историю вспять. Такая точка зрения заведомо грешит односторонностью.

Итак, что же такое консерватизм. Согласно советской трактовке: Консерватизм (от франц. Conservatisme – охраняю, сохраняю), приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому[27]. Соответственно: консерватор (от франц. Conservator – охранитель), приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований[28].

 Современные ученые-энциклопедисты дают более точное и развернутое объяснение данного понятия:

Консерватизм – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности[29].

Впервые термин «консерватизм» использовал французский писатель Франсуа Шатобриан (1768 – 1848), основавший журнал «Консерватор», в котором выражались взгляды сторонников политической реставрации Франции после Великой французской буржуазной революции 1789 – 1799 годов. Консерватизм того времени представлял собой идеологию феодально-аристократической реакции и критику идей Просвещения. В котором искали «защиты» от тех социальных потрясений, которые произошли в Европе в связи с крушением феодальных отношений.

Датой зарождения консервативной идеологии принято считать 1790 год, когда была опубликован труд английского мыслителя Эдмунда Берка (1729 – 1797) «Размышление о революции во Франции», в которой он крайне враждебно отнеся к событиям во Франции, утверждая что «ни одно поколение не имеет права подвергать насильственной ломке учреждения, созданные усилием предшествующих поколений»[30]. Основным вопросом его работы было, почему английская революция, породила в обществе свободу, а французская – выродилась в жуткую тиранию. Данная книга стала своеобразной «библией» консерватизма.

Другими ведущими теоретиками консерватизма  XVIII - XIX веков были Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти»), Жозеф де Местр («Рассуждения о Франции»), Сэмюэл Колридж и другие. 

В своих работах они вывили следующие общие положения данного направления общественной мысли середины-конца XVIII - начала XIX веков:

· Революция приносит лишь разрушения, а не освобождает человека. Скорее революция управляет человеком – чем человек революцией.

· Весь ход истории общества предопределен Богом, следовательно, человек не может создать каких-либо принципиально новых общественных институтов: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»[31].

· Сложившиеся общественные отношения сложны и слишком запутанны, поэтому резкий переход от них к простому, рациональному устройству невозможен и вреден. Совершенствование человека и общества должно осуществляться постепенно, за счет воспитания и правильного образования в рамках уже существующих и проверенных институтов: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»[32].

· Любые попытки человека вмешаться в естественный ход развития общества может принести только вред. Поэтому любые перемены могут быть только постепенными и касаться лишь отдельных сторон общественной и политической жизни.

· Традиции и «вековая мудрость народа» имеют преимущество перед любыми философско-политическими теориями, сформулированными разумом отдельного человека, поскольку подкрепляются опытом предшествующих поколений: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы» (Антуан де Ривароль, 1753-1801)[33]. Разум отдельного человека не может охватить всей сферы существующих проблем, в вопросах политики и общественного устройства, и обречен на ошибку. Данный тезис в своем труде подчеркивает Э. Берк «Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов»[34]. Его идею подтверждает и Ж. де Местр, который указывает что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»[35].

· Любые законы, эффективны, только если опираются на моральные и религиозные нормы, и имеют неписанный характер: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»[36].

Консерватизм конца XVIII века стал своего рода реакцией на радикализм Великой Французской буржуазной революции, поэтому многие из первоначальных идей консерватизма: неограниченность и своеобразный культ монархической власти, клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий, в последующем были отвергнуты. Но идеологическая основа: уважительного отношения к государству, нормам и традициям народа, допущению лишь постепенных изменений общества, критика уравнительной психологии; нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма. Более того, в процессе своего развития в течении XIX века, многие из положений классического консерватизма были переняты идеологами либерального толка (например: идея сильной, централизованной власти государства), в то же время ряд идей изначально являвшихся либеральными, стали неотъемлемой частью консервативной идеологии (свобода рынка, ограничение государственного вмешательства и т.д.).

Другим следствием развития консервативных идей стало расслоение движения на два крупных пласта, объединенных лишь общей функцией сохранения традиционных общественных порядков и структур. Одни поддерживали устоявшуюся систему, в ее неизменном виде (в тех странах, где консерваторы имели реальную власть и старались ее сохранить). Другие ориентировались на устранение враждебных им политических сил, и восстановлении, реставрации прежних (там, где они власти не имели, но представляли собой реальную оппозиционную силу). В таком виде консерватизм представляется и как политическая идеология сохранения существующих порядков, и как апелляция к утраченным, «разрушенным» порядкам предшествующих поколений.

Следует отметить, что современные исследователи, предлагают большое число классификаций и типологий консерватизма. Например, А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир выделяют три типа консерватизма: традиционалистский, реформистский и революционный[37].

Под традиционалистским авторы понимают консерватизм начала XIX века, и относят к нему взгляды Ж. де Местра, Ф. де Шатобриана, Л. де Бональда. Реформистский (умеренно-либеральный) консерватизм - течение середины-конца XIX века, воспринявшее ряд либеральных идей. Характеризующиеся стремлением объединить основополагающую ориентацию на традиции, с умеренным приспособлением, к переменам происходящим в обществе. Революционный консерватизм, возник в начале XX века, в рамках традиционалистского течения и движения так называемой Консервативной революции в странах Европы в первой четверти столетия.

Таким образом, европейский консерватизм за свою более чем двухсотлетнюю историю, прошел ряд этапов, каждый из которых существенно повлиял на идеологию движения. Неизменными остались лишь два основных принципа, выделенных американским политологом Д. Алленом: «отрицание революции и неприятие любых теорий, предлагающих радикальное переустройство общества»[38]. Эти две идеи объединяют консерваторов всех времен в единое общественно-политическое движение.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.