Биография и творчество Е.И. Чарушина — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биография и творчество Е.И. Чарушина

2019-12-18 194
Биография и творчество Е.И. Чарушина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1. Теоретическая часть

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

2. Практическая часть

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

2.2 Игра-занятие «Гусь»

2.3 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4 лет

Список использованной литературы


Теоретическая часть

Биография и творчество Е.И. Чарушина

ЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) — привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский…

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

 

Практическая часть

Игра-занятие «Гусь»

 

Для детей 2,5-3 лет

Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода - с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы - длинная, тонкая шея, тело, покрытое оперением, красный большой клюв, красные лапки с перепонками: любит и умеет плавать (в отличие от курицы) в реке, в пруду, шипит, а не кудахчет, может ущипнуть клювом того, кто «не нравится» и т. п.

Учить детей внимательно прослушивать текст, пересказывать его последовательно. Развивать речевые навыки: учить строить предложение из 3-4 слов; способствовать формированию обращенной речи, ее интонационной выразительности («Ты цветочков не мни, ты травку не рви; «Иди ко мне. Я тебе хлебца накрошу»).

Использовать звуковую палитру рассказа для работы над правильным произношением трудных звуков: «г», «х», «ш», «щ».

Эмоционально обогащать, включая в занятие игровые приемы, элементы кукольного театра, пение, речитатив, игру на ложках и т. п.

Примечание. Если есть возможность, желательно показать детям домашних птиц: кур, гусей, уток; понаблюдать за ними, отмечая отличительные признаки, повадки.

Материал: 1 «Гусь» - персонаж кукольного театра - длинная «перчатка», имитирующая шею, головку и туловище.

Способ изготовления, Первая часть: имитирует шею, голову, клюв домашней птицы. Выполняется из белого детского чулка (колготок), который исполнитель натягивает до локтя. Носок и пятка имитируют «головку», с каждой стороны которой пришиты две черные пуговички-«глаза»; на чуть-чуть оттянутый носок чулка пришивается красный клюв.

Вторая часть игрушки: оборки (белая ткань шириной в 6-7 см), выкроенные по косой нитке и пришитые вкруговую в 3-4 ряда (закрывают руку взрослого по плечо). Слева и справа у нижней оборки пришиваются лапки из красной ткани в форме полузвездочки (одна звездочка, разрезанная пополам).

Самодельная кукла-игрушка, натянутая на руку исполнителя роли, создает возможность поворачивать головку в разные стороны, разевать клюв, наклонять головку, плавно раскачиваться, подпрыгивать. Вторая рука выполняет как бы сдерживающую функцию: удерживает птицу, которая находится «на руках», обхватывает снизу, как бы прижимая к себе и т. д.

2. Журнальный стол, покрытый зеленой тканью; детский стул - для воспитателя.

Ход занятия

1. Для знакомства с «гусем» воспитатель вновь читает уже знакомые фольклорные строчки - «Гуси-гуси!? Га-га-га!» или «Жили у бабуси веселые гуси...»

Воспитатель. Кто же так кричит «Га-га-га»? Правильно, гуси... А вы не слышите, что кто-то за ширмочкой повторяет за мной «га-га-га»? Кто же это? Пойди посмотрю, а вы подождите немножко.

Педагог отходит в сторону и натягивает на руку «чехольчик» так, чтобы ребята не видели. Обхватив «гуся» второй рукой, выходит к детям, имитируя голосом «га-га-га!»

Посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришел? Правильно, гусь. А как вы узнали? По тому, как он приветствует вас? По длинной шее? (Ответы)

Педагог садится за журнальный стол, кладет руку, облаченную в чулок, на его зеленую поверхность, демонстрируя повороты длинной и гибкой гусиной шеи. Погладив другой рукой птицу от «головки» до «хвостика», еще раз обращает внимание детей на длинную шею гуся, на его красный клюв, красные лапки, блестящие глаза, на то, как он, красуясь, «ходит» по зеленой «травке» (зеленая ткань, покрывающая стол), поворачиваясь влево и вправо. Дети должны рассмотреть птицу (4-5 мин.).

В конце этой части занятия можно ввести игровой прием.

Что это ты зашипел? Да еще щиплешь меня за руку! Ай, как нехорошо ты себя ведешь! Тебе что-то не нравится? Скажи мне на ушко. Вот что! Ребята, оказывается, гусь хочет, чтобы я прочитала про него рассказ! Хорошо, я исполню твое желание, а дети послушают.


Список использованной литературы

 

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Содержание

 

1. Теоретическая часть

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

2. Практическая часть

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

2.2 Игра-занятие «Гусь»

2.3 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4 лет

Список использованной литературы


Теоретическая часть

Биография и творчество Е.И. Чарушина

ЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) — привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский…

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.