Что такое «идиллия». Жанры и сюжеты идиллий — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Что такое «идиллия». Жанры и сюжеты идиллий

2019-12-18 464
Что такое «идиллия». Жанры и сюжеты идиллий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феокрит считается создателем жанра идиллии, хотя название это дано было его стихам спустя двести лет после его смерти[9]. Термин «идиллия» (eidyllion, производное от греч. εἶδος (эйдос) – «вид», «образ», а как музыкальный термин – «песенный лад») означает, по одному толкованию, «картинку», «сценку», а по другому, – «песенку».

В современном понимании «идиллия» — это изображение простой, тихой, безмятежной жизни. Слово это приобрело такое значение гораздо позже, уже в новоевропейской литературе, хотя возникло именно в связи с тем, что преобладающая тема феокритовских идиллий – изображение пастушеской жизни на лоне природы.

До нас дошел сборник избранных стихотворений Феокрита, составленный в I в. до н. э. Именно этот сборник, которым пользовался Вергилий, был, по-видимому, первым собранием буколических стихов. В него входят 30 стихотворений и 25 эпиграмм, приписываемых Феокриту.

Идиллии, составляющие сборник Феокрита, весьма разнообразны по своему жанру. Их можно разделить на следующие группы.

Буколические, или пастушеские, стихотворения[10]. В них изображена жизнь пастухов на лоне природы. Главным образом они заняты любовью или музыкой. Обычно это поэтическое состязание двух пастухов, которые попеременно произносят по нескольку стихотворных строк.

Главное место среди стихотворений этого жанра принадлежит, несомненно, первой идиллии, которая носит название «Тирсис», или «Песня». Пастух Тирсис[11] встречается с другим пастухом (козопасом) и просит его сыграть на свирели. Козопас отказывается играть в полдень, боясь разбудить Пана, и в свою очередь просит Тирсиса спеть песню о пастухе Дафнисе[12], умирающем от того, что не хочет поддаться любви. Тирсис начинает свой рассказ. Идиллия выдержана в лирическом тоне.

 

К умирающему Дафнису собираются звери:

Лев из дремучего леса горючими плакал слезами.

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!

Стадо стояло в ногах, и волы, и бычки молодые,

Телки, коровы, телята его провожали рыданьем.

Песню пастушью, начните, начните, о Музы благие![13]

Появляется богиня любви Афродита, упрекающая юношу за его отказ от любви. Но Дафнис отвечает ей крайне враждебно и, отвернувшись от нее, трогательно прощается с родными лесами:

 

«Волки, шакалы, прощайте! Прощайте, медведи лесные!

Дафнис-пастух уж не будет бродить по холмам и по рощам,

Ни по дремучим лесам. Ты прости, о ручей Аретуса[14],

Светлые реки, простите, бегущие с высей Тимбрийских».

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!

«Дафнис прощается с вами, быков своих пасший могучих,

Дафнис прощается с вами, гонявший коров к водопою».

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!

Потом он призывает Пана, чтоб передать ему свирель:

 

«Пан, я зову тебя, Пан, появись ты с утесов Ликея...

Только тебе, мой владыка, отдам я свирель дорогую;

Сладки губам ее трубки, душисты от воска густого.

Чую я, Эрот жестокий влечет меня в бездну Аида».

Песню пастушью кончайте, кончайте, о Музы благие!

«Пусть же теперь зацветут на аканфах и тернах фиалки,

Пусть же прекрасный нарцисс расцветет в можжевельника ветках,

Будет пусть все по-иному, как только я, Дафнис, погибну.

Пусть понесется олень по дремучим лесам за собакой,

И с соловьями пусть совы в искусстве начнут состязаться».

Песню пастушью кончайте, кончайте, о Музы благие!

Это сказавши, он смолк; и его Афродита пыталась

Тщетно опять воскресить; но решение Мойр неизменно:

Волны подземной реки понесли и в себе поглотили

Юношу, милого Нимфам, любимого Музами мужа.

Песню пастушью кончайте, кончайте, о Музы благие!

 

Буколические стихотворения написаны гекзаметром, но не обычным для гекзаметра гомеровским языком, а на дорийском диалекте Сицилии. Феокрит создает нежный, певучий стих, широко используя приемы народной песни — параллелизм, рефрен («Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!»).

В противоположность первой лирической идиллии о Дафнисе некоторые другие стихотворения этого жанра носят бытовой, юмористический характер. В III идиллии глупый и некрасивый пастух обращается к равнодушной Амариллиде[15], которая и слушать его не хочет. В IV идиллии изображена болтовня пастухов о стаде, о местных событиях. Причем эта полная социально заостренных бытовых подробностей сценка написана чрезвычайно легко и естественно.

Феокрит не может удержаться от добродушной иронии, пробивающейся сквозь общий сентиментальный стиль, что особенно ярко проявляется в XI идиллии («Киклоп»). В ней рассказывается о любви киклопа[16] Полифема к нимфе Галатее, скрывающейся в морской пучине. Сидя на берегу моря, киклоп в самых нежных выражениях изливает свои чувства, призывая возлюбленную выйти к нему и досадует на свою непривлекательную внешность:

 

Знаю, красотка моя, почему ты меня избегаешь!

Все лишь за то, что лицо мне мохнатая бровь пересекла,

Прямо от уха до уха одна протянулась, большая.

Тоже и глаз лишь один, да и нос плосковат над губами.

 

Полифем долго уговаривает нимфу, сетуя, что не может нырнуть в море вслед за Галатеей. Но нимфа не отзывается на призывы киклопа, и тогда он вспоминает, что ему пора доить овец. В надежде найти Галатею или «кого и получше», он успокаивает себя:

 

Много красоток меня зазывают на игры ночные,

Только на зов их откликнусь, как все захихикают разом;

Ясно – и в нашем краю молодцом не последним считаюсь.

 

Среди жанров, в которых написаны другие идиллии Феокрита, выделяются также следующие.

Мимы [17] – это небольшие драматические сценки. Типичным мимом Феокрита является XV идиллия – «Сиракузянки, или женщины на празднике Адониса». Две приятельницы-провинциалки собираются на праздник во дворец. По дороге они попадают в отчаянную давку на улице. С трудом протиснувшись в нарядные залы, они восторгаются празднеством Адониса, знаменитого спутника и любимца Афродиты. Изображается перебранка множества людей, пришедших на этот праздник, пение заезжей знаменитой певицы, общение кумушек с прохожими. В заключение одна из подружек вспоминает:

 

Время, однако, домой. Диоклид мой не завтракал нынче.

Он и всегда-то, как уксус, а голоден – лучше не трогать!

 

II идиллия описывает молодую женщину, покинутую любимым человеком. При помощи магических обрядов она пытается вернуть неверного друга. У нее это не получается, и она с горечью изливает свою печаль луне на небе, рассказывая о страданиях безответной любви.

Буколический мим – соединение двух предыдущих жанров. Он представлен в XXVII идиллии Феокрита и изображает любовную перебранку пастуха и пастушки с последующим примирением.

Эпиллий – маленькая поэмка (само название – уменьшительное от слова «эпос»). Например, в XXIV идиллии Феокрита прославляется Геракл, совершивший свой первый подвиг десяти месяцев от роду. Произведение начинается с того, как мать выкупала своих близнецов, напоила молоком и уложила спать в колыбельку, сделанную из старого медного щита. Когда же все уснули, Гера послала двух чудовищных ядовитых змей, чтобы они погубили Геракла. Но маленький герой не испугался и задушил их. После неприятного происшествия отец Амфитрион закутывает Геракла в овечье одеяльце и укачивает его. Затем все засыпают вновь.

Соединение предыдущих двух жанров – лирики и мифа (любовные песни) – представлено у Феокрита одной идиллией, XIX.

Сохранились также хвалебные песни Феокрита – Гиерону II Сиракузскому (XVI идилия) и Птолемею Филадельфу (XVII идилия). При этом послание к Птолемею очень длинно (137 стихов), переполнено лестью, изобилует мифологическими образами и совершенно лишено тех черт, которые обычно особенно привлекают в Феокрите – свежести и искренности.

Наконец, сохранилось Послание – XXVIII идиллия, в которой Феокрит обращается к прялке, описывая ее постоянную и непростую работу.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.