Интерпретация, обработка результатов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Интерпретация, обработка результатов

2019-12-18 2409
Интерпретация, обработка результатов 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Опросник выгорания Маслач

Описание методики

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Теоретические основы

В большинстве случаев профессиональное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.

Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания:

первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности;

вторая представляет выгорание как процесс, а индивида - находящимся на одной из его стадий.

Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе - Опросник выгорания Маслач.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал:

· «Эмоциональное истощение»,

· «Деперсонализация»,

· «Редукция профессиональных достижений».

Шкала Пункты в прямых значениях Пункты в обратных значениях Максимальная сумма баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 6 54
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22   30
Редукция профессионализма 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21   48

«Эмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом, в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям, в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.

«Редукция профессиональных достижений» (профессиональная мотивация) - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Подсчёт значений шкал

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

· 0 баллов - «Никогда»;

· 1 балл - «Очень редко»;

· 2 балла - «Редко»

· 3 балла - «Иногда»;

· 4 балла - «Часто»;

· 5 баллов - «Очень часто»;

· 6 баллов - «Каждый день».

 

Оценка уровней выгорания

Таблица норм

Компонент Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
«Психоэмоциональное истощение» 0 -10 11 - 20 21 - 30 31 - 40 41 - 54
«Деперсонализация» (личностное отдаление) 0 - 5 6 - 11 12 - 17 18 - 23 24 – 30
«Редукция личных достижений» (проф. мотивация» 39 – 48   0 - 8 29 – 38   9 - 18   19 – 28   9 – 18   29 - 38 0 – 8   39 - 48
Психическое выгорание 0 - 23 24 - 49 50 - 75 76 - 101 102 - 132

 

Практическая значимость

Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора

Инструкция

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Утверждение Ни-когда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.              
2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».              
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.              
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.              
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).              
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.              
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.              
8. Я чувствую угнетенность и апатию.              
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.              
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.              
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.              
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.              
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.              
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.              
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами.              
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.              
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.              
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.              
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.              
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.              
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.              
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.              

 


 

Для медицинских работников

Опросник выгорания Маслач

Описание методики

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Теоретические основы

В большинстве случаев профессиональное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.

Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания:

первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности;

вторая представляет выгорание как процесс, а индивида - находящимся на одной из его стадий.

Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе - Опросник выгорания Маслач.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал:

· «Эмоциональное истощение»,

· «Деперсонализация»,

· «Редукция профессиональных достижений».

Шкала Пункты в прямых значениях Пункты в обратных значениях Максимальная сумма баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 6 54
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22   30
Редукция профессионализма 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21   48

«Эмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом, в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям, в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.

«Редукция профессиональных достижений» (профессиональная мотивация) - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Подсчёт значений шкал

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

· 0 баллов - «Никогда»;

· 1 балл - «Очень редко»;

· 2 балла - «Редко»

· 3 балла - «Иногда»;

· 4 балла - «Часто»;

· 5 баллов - «Очень часто»;

· 6 баллов - «Каждый день».

 

Оценка уровней выгорания

Таблица норм

Компонент Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
«Психоэмоциональное истощение» 0 -10 11 - 20 21 - 30 31 - 40 41 - 54
«Деперсонализация» (личностное отдаление) 0 - 5 6 - 11 12 - 17 18 - 23 24 – 30
«Редукция личных достижений» (проф. мотивация» 39 – 48   0 - 8 29 – 38   9 - 18   19 – 28   9 – 18   29 - 38 0 – 8   39 - 48
Психическое выгорание 0 - 23 24 - 49 50 - 75 76 - 101 102 - 132

 

Интерпретация, обработка результатов

В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей.

Примечание. * отмечен "обратный" вопрос, который считается в обратном порядке.

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

По третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») суммируются.


 

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например,

некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением,

а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии.

Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания можно.

У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.

Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.