Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях.

2019-12-17 729
Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ

Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях.

 

 

Исполнитель: Курейчик О.И.

                                                                                                        ст. преподаватель кафедры

                                                                                                        легкой атлетики

 

 

                                                                                                       Лекция обсуждена и одобрена

                                                                                                       на заседании кафедры

                                                                                                       Зав. кафедрой

                                                                                                       _____________А.Н.Конников

                                                                                                       «___» ______________2006 г.

                                                                                                       Протокол №_____________

 

 

МИНСК 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы………………………………………………….….3

               1.1. Методика проведения урока………………………………………………….….6

               1.2. Формы физического воспитания…………………………………………….…..6

               1.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в секции по легкой атлетике………………………………………………………………………………………….…..7

               1.4. Требования к учету успеваемости и контроль за уровнем физической подготовленности……………………………………………………………………………….….8

2.Физическое воспитание в высших учебных заведениях…………………………………….…9

                2.1. Виды учебных отделений………………………………………………….…….9

                2.2.Зачетные требования и контроль уровня физической подготовленности студентов…………………………………………………………………………………………...10

3. Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам, метаниям)…………………..11

                3.1. Задачи, средства и методы обучения…………………………………………..11

                3.2. Типовая схема обучения легкоатлетическим упражнениям…………………12

4. Приложения……………………………………………………………………………………..14

5. Вопросы к семинарскому занятию…………………………………………………………….16

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Закон Республики Беларусь «Об образовании». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, №37, 2/844..

2. Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, № 135, 2/100.

3. Концепция физического воспитания в условиях реформирования образования в Республике Беларусь. // «Физическая культура и здоровье», №4 – 2000, с. 3-24.

4. Матвеев А.П. Методика физического воспитания – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

5. Программа по физической культуре для учащихся Y-XI классов общеобразовательной школы. Авт.-сост. В.Н.Кряж, А.А.Гужаловский – Мн.,- 1999г. – 38 с.

6. Программа по физической культуре для учащихся средних специальных учебных заведений. Авт.-сост. А.А. Кряж, А.А. Кулак, Е.И. Ворсин – Мн., 1999. – 41 с.

7. Программа по физической культуре для учащихся профессионально-технических училищ.

Авт.-сост. В.Н. Кряж и др. – Мн. – 1999.- 38с.

8.Софенко А.И, Моисейчик Э.А. Учебная программа как основа преподавания дисциплины «Физическая культура» в высшей школе.// «Физическая культура и здоровье», № 1 – 2005, с.21-25.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

 

Начиная с 1 класса, в разных возрастных группах, более 70% детей имеют отклонения в состоянии здоровья (нарушение осанки, дефекты речи, заболевания органов дыхания, избыточный вес и др.), многие выпускники школ имеют ограничения при выборе профессии и более чем половине юношей призывного возраста противопоказана служба в армии. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, и учителя, и врачи. Только совместные усилия помогут сохранить это здоровье. Однако практика показывает, что родители в силу своей занятости и недостаточном владении знаниями в этой области не могут в полной мере заниматься профилактикой заболеваний и обеспечивать должный уровень двигательной активности.

Общей целью физического воспитания учащихся и студентов является формирование жизненно необходимых знаний, умений, навыков и оздоровление учащихся специфическими для физической культуры средствами. Такими, как: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка и плавание. Эти виды включены во все программы по физической культуре различных учебных заведений.

Физическая культура, как предмет оказывает не только оздоровительное воздействие, но и способствует восстановлению умственной работоспособности, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности учащихся в двигательной активности.

  Физическое воспитание учащихся всех типов учреждений образования организовывается в соответствии с требованиями законов Республики Беларусь «Об образовании» от 19 марта 2002г и «О физической культуре и спорте» от 29 ноября 2003г. Организация и содержание физического воспитания регламентируются учебными планами, Положением о физическом воспитании, инструктивно-методическими документами Министерства Республики Беларусь

В соответствии с данными нормативными актами физическая культура должна проводиться не менее 3-х раз в неделю. Не допускается проведение уроков физической культуры в течение трех дней подряд, а в сельских учреждениях – первыми и последними уроками (п.9.30 СанПиН). Введение 3-го урока физической культуры и дополнительных занятий внеурочными формами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях потребовало соответствующей подготовки физкультурных кадров и расширения спортивной базы. В настоящее время такие кадры готовят: Белорусский Государственный Университет Физической Культуры, Брестский Государственный Университет им. А.С. Пушкина, Барановичский Государственный Университет, Витебский Государственный Университет им. П.М. Машерова, Гомельский Государственный Университет им. Ф. Скорины, Гродненский Государственный Университет им. Я. Купалы, Могилевский Государственный Университет им. А. Кулешова, Полоцкий Государственный Университет и 2 педагогических университета – БГПУ им М. Танка, Мозырский Государственный Педагогический Университет.

Повышению эффективности лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровитель-ной работы с детьми дошкольного возраста способствует - введение в штат детских садов руководителей физической культуры.

Основными документами планирования физического воспитания учащихся и молодежи являются «Программа по физической культуре для общеобразовательной школы», «Программа по физической культуре для профессионально-технических училищ», «Программа по физической культуре для средних специальных заведений» и для студентов ВУЗа «Типовая программа по физической культуре». 

  На основании программ в школах, ССУЗах и ПТК разрабатывается 3 основных документа планирования, которые должны быть у каждого учителя или преподавателя физкультуры:         

  • Годовой план-график распределения учебного материала;
  • Четвертные-поурочные планы (в ПТК и ССУЗах – календарно-тематические);
  • Планы уроков (для учителей II категории и без категории – планы-конспекты уроков)

Перечисленными планами можно пользоваться в течение ряда лет, внося в них лишь необходимые изменения и дополнения, связанные с изменением требований новых учебных программ.

Годовой план-график распределения учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый компонент: требования к знаниям, требования к двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, контрольные нормативы по уровню физической подготовленности и вариативный компонент (примерные средства для развития физических качеств и примерные домашние задания). Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, с учетом материально-технической базы, своих творческих возможностей, состояния здоровья учащихся, их физической подготовленности и других факторов. Порядок размещения уроков, связанных с выполнением разделов программы тоже, по сути, является творческим процессом учителя физической культуры. На легкую атлетику отводятся осенние и весенние месяцы, т. е уроки в Y и IY четвертях.

 

                                                                                                                               Таблица 1.    

Распределение учебного времени на различные виды программного материала в общеобразовательной школе.   

В зависимости от условий и объективной необходимости (отсутствие бассейна) учитель может изменить объем учебного времени на другие виды программного материала за счет часов плавания, в том числе и на легкую атлетику.

Программа по физическому воспитанию в ПТК и ССУЗах включает в себя базовый компонент (такой же, как и в общеобразовательной школе) и вариативный компонент: средства для развития физических качеств, материал по профессионально-прикладной подготовленности (ППФП) учащихся и студентов. Подбор средств и методов ППФП специфичен для каждой профессии, осуществляется с учетом её особенностей и должен обеспечить необходимый образовательный и тренирующий эффект.

 

 

 

                                                                                                                                  Таблица 2.

Распределение учебного времени по видам программного материала для учащихся ССУЗов.

 

№ п\п Вид программного материала 3 ч в неделю на базе 9 классов образования 4 ч в неделю на базе 11 классов образования
1.   Основы знаний 6 8
2.   Гимнастика (акробатика, ритмическая, Художественная, на снарядах или атлетическая) 24 36
3.   Легкая атлетика (бег, прыжки, метания) 36   42  
  4.     Спортивные игры (баскетбол, футбол, Волейбол, гандбол,настольный теннис)   16     24  
  5.     Кроссовые упражнения и лыжный спорт   16     20  
6.   Плавание   8   12  
7.   Единоборства   6   10  
8. Сдача контрольных нормативов физической подготовленности 8 8
9. Итого 120ч 160ч

-

Примечание: если в учебном заведении отсутствуют условия для организации занятий по предложенным видам, то выделенные часы на эти виды пропорционально распределяются на приемлемые виды программного материала.

Из таблиц 1 и 2 мы можем сделать вывод, что, как и в общеобразовательной школе, так и в ПТК и ССУЗах много времени уделяется изучению легкой атлетики. И это оправдано, так как большинство легкоатлетических упражнений общедоступно, встречается в повседневной жизни, не требует сложного инвентаря и оборудования, и позволяет комплексно решать оздоровительные, образовательные, прикладные и воспитательные задачи.

На основании годового плана-графика составляется рабочий план на четверть (в школе) или на полугодие (в ПТК и ССУЗ). При планировании учитель физической культуры уточняет темы теоретических знаний, устанавливает последовательность освоения умений и навыков, и времени, затрачиваемого на изучение отдельных технических элементов или упражнений в целом. При этом он должен учитывать не только пол и возраст учащихся, но также их физическую, техническую подготовленность, условия проведения занятий и другие факторы. Подбор средств поурочно должен осуществляться с учетом преемственности в изучении предусмотренных программой видов легкой атлетики. План-конспект пишется к каждому уроку по схеме:                                                                                                                                              

                          

 

                                                                                                                                            

“____”_____________200…г.

(дата проведения)

План-конспект урока №

 

Для учащихся_________________________классов

Задачи урока 1.______________________________

                    2.______________________________

Инвентарь ________________________________

Место проведения ____________________________

 

 

Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
1 2 3 4

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

 

Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Такое построение урока обеспечивает постепенное вовлечение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное использование достигнутой работоспособности и, наконец, оптимальное выравнивание функционального состояния организма, снижение уровня физического и эмоционального напряжения. Общая продолжительность урока 40-45 минут. Продолжительность подготовительной части урока 8-12 минут.

В состав комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) включают 8-10 упражнений, которые формируют правильную осанку, воздействуют на крупные группы мышц рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног. Наиболее эффективными средствами активизации функций организма детей является ускоренная ходьба, разновидности бега, специальные беговые упражнения. Подготовительная часть заканчивается упражнениями умеренной интенсивности, во время которых происходит обучение правильному дыханию.

Продолжительность основной части урока 28-32 минуты. Задачи основной части:

  • Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поддержание правильной осанки и закаливание организма.
  • Вооружение занимающихся знаниями, формирование двигательных умений и навыков в овладении тем или иным упражнением.
  • Развитие двигательных качеств.

 

Упражнения, используемые в основной части должны быть логическим продолжением подготовительной части урока. Предусматривается одна задача по изучению нового материала и не более 2-3 дополнительных задач для закрепления и совершенствования техники выполнения движений. Обучение новым, технически сложным двигательным действиям проводят в начале урока, а закрепление и совершенствование ранее усвоенных навыков в середине или ближе к концу основной части. Физические упражнения, требующие проявления скоростно-силовых качеств, точной координации и ловкости, выполняют в начале, а действия, связанные с развитием силы и выносливости – в конце основной части. Общая продолжительность – 28-32 минуты.

  В заключительной части урока выполняются упражнения, снижающие уровень возбуждения и приводящие организм ребенка в спокойное состояние. Применяются простые построения, спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на внимание и спокойные малоподвижные игры. Средняя продолжительность заключительной части урока 3-5 минут.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ УСПЕВАЕМОСТИ И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

В общеобразовательной школе в 1-ом и 2-ом классах система контроля и оценки учебной деятельности учащихся строится без использования цифровых отметок. Начиная, с 3-го года обучения оценка результатов учебной деятельности, сопровождается выставлением отметки по десятибалльной шкале (см. Приложение 1 и 2). Учитель оценивает учащихся отметками на уроках физической культуры за:

1. ЗНАНИЯ:

· Общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физической культуры и спорта;

· Теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, соревнований;

· Обеспечение безопасности физкультурных занятий.

 

2. УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

· Контроль не только результатов, но и процесса освоения техники физических упражнений.

Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы.

 

3. УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ с использованием программных материалов, а также различных контрольных и тестовых упражнений. В У-У11 классах уровень физической подготовленности учащихся определяется, но не учитывается при оценке результатов учебной деятельности за четверть. Программа 11-летней школы содержит 5 контрольных упражнений УФП, 12-летней – 6 контрольных упражнений.

· Наклон вперед из положения сидя (Д);

· Подтягивание на перекладине (М);

· Челночный бег 4х9 м (МиД);

· Прыжок в длину с места;

· Поднимание туловища за 1 минуту (Д);

· Бег на 1000-1500 м (зависит от пола и возраста).

Учащимся с УШ по Х1 классы, которые выполнили все контрольные упражнения, выставляется итоговая отметка за уровень физической подготовленности в 1 и 4 четвертях без указания даты проведения урока.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, предусматривает самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов. По своей направленности домашние задания могут быть 3-х видов:

· Задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

· Задания, связанные с освоением техники отдельных и комплексов упражнений;

· Задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут колебаться от 1-2 недель до 1-2 месяцев.

5. ПРИЛЕЖАНИЕ, включающее в себя отношение к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности.      

  Итоговая отметка по предмету «Физическая культура» выставляется – в 3-4 классах по среднему баллу; в 5-8 классах по четырем вышеперечисленным критериям (исключая уровень физической подготовленности); в 9-12 классах по пяти критериям. В конце 12 класса учащиеся по желанию могут сдавать экзамен по физической культуре.

 

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ.

 

   В начале учебного года студентов распределяют по учебным отделениям и группам с учетом пола, состояния здоровья, физической подготовленности и спортивных интересов. Определены 3 медицинские группы: основная, подготовительная и специальная. Из этих групп формируются три учебных отделения:

  • Основное – студенты основной и подготовительной медицинской группы;
  • Спортивное – только студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд;
  • Подготовительное – студенты специальной медицинской группы, с учетом заболеваний.

 

Распределение часов по физическому воспитанию предусматривается в учебных всех специальностей вуза на протяжении всего периода обучения, в объеме не менее 4 часов в неделю, с включением их в сетку расписания. В учебных группах ОФП с низкой физической подготовленностью и специальные медицинские группы имеют право организовывать занятия 3 раза в неделю по 60 минут.

  Занятия в группах спортивного отделения проводятся в зависимости от спортивной квалификации студентов 6-12 часов в неделю.

  Курс физического воспитания для вузов непрофильных специальностей составляет 608 ч (Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина) и предусматривает теоретический и практический разделы. Курс рассчитан на 4 года обучения.

                                                                                                                                         Таблица 4.

Примерное распределение времени по формам учебных занятий и контролю.

 

Форма учебного занятия,

контроль

1 курс

2 курс

3курс

4курс

Всего

часов

1

Семестр

                

2

Семестр

3

Семестр

4 Семестр

5

Семестр

6 Семестр

7

Семестр

8 Семестр
Лекции 4

4

4

4

4

4

4

4

32
Практические занятия 68

68

68

68

68

68

68

68

544
Зачет 4

4

4

4

4

4

4

4

32
Итого 76

76

76

76

76

76

76

76

608
                             

                     

  Лекции должны носить опережающий характер по отношению к практическим занятиям,          

знакомить студентов с основами теории и методики физического воспитания, содействовать формированию здорового образа жизни и пониманию роли физической культуры в воспитании умственных и физических способностей человека. Теоретические сведения, сообщаемые на каждом практическом занятии, раскрывают содержание частных методик применения физических упражнений и комплексов, оздоровительных систем. Помимо этого студенты знакомятся с основами методики контроля и самооценки физической подготовленности. Они учатся проводить самостоятельные занятия по предмету, оздоравливаться средствами физической культуры, формировать у себя и других здоровый образ жизни.

  На практических занятиях изучаются упражнения, способствующие овладению базовой техникой различных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и плавание), а также упражнения, направленные на развитие и совершенствование физических способностей студентов.

  Последовательность изучения видов спорта зависит от погодных условий, наличия свободных мест в залах и бассейне университета. Занятия по легкой атлетике проводятся как на открытом воздухе, так и в спортивных залах.

  На практических занятиях изучаются также основы организации и проведения самостоятельных и групповых занятий физическими упражнениями, основы правил проведения соревнований, изучаемых видов спорта. С помощью контрольных упражнений оценивается уровень физической подготовленности студентов.

  Количество часов, отводимое на практические занятия как в семестрах, за год, так и за весь период обучения на различных факультетах – не одинаково (см. таблицу 4). В процессе занятий студенты овладевают системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья; развивают и совершенствуют физические и волевые качества; приобретают опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

2.2. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ.

 

   Зачет является основной формой контроля знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе академических занятий в вузе и самостоятельной работы по всем разделам программы. Коллективу кафедры предоставляется право вводить дифференцированный зачет во всех семестрах, а в конце курса обучения – экзамен. Самостоятельная работа включает в себя изучение рекомендуемых источников информации, подготовку к различным формам учебных занятий и активное участие в них, применение средств физического воспитания и спорта в жизни человека.

  Контроль уровня усвоения знаний студентами имеет два вида: на каждом занятии проводится текущий контроль, а в конце каждого семестра – итоговый. Содержание зачетных требований имеет единый подход для студентов всех курсов обучения. Они предполагают освоение будущими педагогами теоретического и практического разделов. Первый предполагает умение высказывать свои суждения по теоретическим вопросам, второй – выполнение требований практических занятий. В содержание требований включено:

  1. Посещение всех практических занятий. Студент, пропустивший 50 и более процентов занятий без их отработки к сдаче зачета, не допускается.
  2. Участие в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях в качестве участника, судьи или болельщика;
  3. Обязательная сдача в течение учебного года шести контрольных упражнений:
    • Бег на 100 м (М и Ж);
    • Бег на 1000 метров (М и Ж);
    • Прыжок в длину с места (М и Ж);
    • Подтягивание на перекладине (юноши выполняют из положения виса, девушки из положения «вис лежа»);
    • Поднимание туловища (юноши выполняют подъем туловища в течение 1 минуты, девушки – без учета времени на максимальное количество раз);
    • Плавание – без учета времени (100 метрам соответствует оценка 10 баллов, 90 метров – 9 баллов и т.д.); плавание – 50 м с учетом времени (юноши и девушки выполняют по выбору - любым способом).
  4. Демонстрация умений и навыков в управлении группой при выполнении физических упражнений.

  Студенты, освобожденные от практических занятий по медицинским показаниям, обязаны посещать теоретические занятия и сдавать рефераты по теоретическим разделам зачета.

 

ТИПОВАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ.

 

       При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме, состоящей из трех этапов:

        1 Этап. Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

        Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

        П. Этап. Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

        Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств, применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнений каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

        Ш. Этап. Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

         Средства. 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

         Этапы обучения тесно взаимосвязаны и определяют лишь направленность тех или иных задач обучения легкоатлетическим упражнениям.

        Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики.

        Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с препятствиями и барьерами.           

         Обучение технике прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

        При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

 

                                  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В целях повышения объективности оценки учебных достижений учащихся предлагаются десятибалльные шкалы оценки знаний, умений и навыков.

Требования к двигательным умениям и навыкам.

 

БАЛЛ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНОК
0 Отсутствие результатов учебной деятельности
  Первый уровень (низкий)
1 Выполнение упражнения отдаленно напоминает оригинал, показанный учителем или его помощником.
2 Упражнение выполнено с оказанием помощи, по частям, под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, с грубыми нарушениями амплитуды и темпа. Допущены лишние действия, задержки между структурными частями упражнения.
  Второй уровень (удовлетворительный)
3 Упражнение выполнено с оказанием помощи, под контролем сознания, напряженно и скованно, со значительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения.
4 Упражнение выполнено с оказанием помощи по образцу, под контролем сознания, замедленно, с незначительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения.

Третий уровень (средний)

5 Упражнение выполнено с оказанием помощи, без контроля сознания, с незначительным напряжением и заметными отклонениями от образца.
6 Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизировано, ненапряженно, с мелкими отклонениями от образца.    
  Четвертый уровень (достаточный)
7 Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизировано, ненапряженно, с мелкими отклонениями от образца.
8 Упражнение выполнено самостоятельно, автоматизированно, в соответствии с оригиналом, с мелкими отклонениями от образца.
                                         Пятый уровень (высокий)
9 Упражнение выполнено в частично измененной ситуации (изменено И.п., использованы дополнительные условия и т.п.) самостоятельно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем. Учебный норматив выполнен не менее чем на 7 баллов.
10 Упражнение выполняется самостоятельно и свободно в любой измененной ситуации по выбору ученика, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом. Учебный норматив выполнен не менее чем на 8 баллов.
   

 

                                                                                                     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Требования к знаниям.

 

БАЛЛ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
0 Отсутствие результатов учебной деятельности.
  Первый уровень (низкий)
1 Узнавание отдельных объектов изучения программного материала, предъявленных в готовом виде.
2 Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде.
  Второй уровень (удовлетворительный)
3 Воспроизведение программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление действий по образцу.
4 Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения)
  Третий уровень (средний)
5 Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов с указанием общих и существенных отличительных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по известным правилам или образцу.
6 Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных заданий.
  Четвертый уровень (достаточный)
7 Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу).
8 Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов).
  Пятый уровень (высокий)
9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации, выполнение заданий творческого характера. Высокий уровень самостоятельности и эрудиции.
10 Свободное оперирование программным учебным материалом, с использованием из других учебных курсов и дисциплин, умение осознанно и оперативно трансформировать полученные данные в нестандартных ситуациях. Проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности и творческого отношения к учению.

 

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

по лекции «Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях».

 

  1. Какие документы составляются учителем физической культуры для грамотного планирования учебного процесса в школе?
  2. Расскажите содержание годового плана-графика распределения учебного материала? На какое количество уроков он планируется?
  3. Как правильно составляется план-конспект урока по легкой атлетике?
  4. Какие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной частях урока?
  5. Как организовать секцию по легкой атлетике? Какие виды целесообразно включать в секционные занятия?
  6. Какие организации за пределами учебных заведений занимаются подготовкой спортсменов-легоатлетов?
  7. За какие разделы учебной деятельности может поставить оценку учитель физической культуры в общеобразовательной школе?
  8. Какие

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.