Максимально 35 баллов. Шкала оценок: 0 – 15 – 25 – 35 — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Максимально 35 баллов. Шкала оценок: 0 – 15 – 25 – 35

2019-12-17 170
Максимально 35 баллов. Шкала оценок: 0 – 15 – 25 – 35 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте стихотворение Александра Александровича Блока «Балаганчик». Проанализируйте стихотворение, опираясь на вопросы.

Александр Блок

Балаганчик

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.

 

Мальчик.

Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева…
Видишь факелы? Видишь дымки?
Это, верно, сама королева…

 

Девочка.

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это — адская свита…
Королева — та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.

 

Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: «Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей — картонный шлем!
А в руке — деревянный меч!»

 

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик. 1905 г.

 

Вопросы:

1. Как вы понимаете название стихотворения?

2. На какие элементы, черты народного театра опирается А. Блок в стихотворении?

3. Как воспринимает представление мальчик? А девочка? Меняется ли их настроение на протяжении стихотворения? С чем это связано? С помощью каких художественных средств, приемов это показано?

4. Как соотносятся начало и конец стихотворения?

 

В своем сочинении учащиеся в той или иной форме должны продемонстрировать следующие знания:

1. Балаганчик – это временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях в России в XVIII—XIX веках. Балаган олицетворял центр праздничного веселья и служил комплексным воплощением многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Почти все балаганы имели наружные балконы. На спектакли народ приглашали балконные зазывалы (паяцы): они выступали с балкона театра, расхваливая представление, отпускали шутки, лёгкие колкости, разыгрывали диалоги и простые сценки.

Балаганное представление – незатейливые спектакли примерно по полчаса: сказочные или комедийные представления, шутовские, грубоватыедействия, явления.

2. Элементы, черты народного театра: схематичность сюжета; известность сюжета зрителями; образ-маски; общение между актерами и зрителями; импровизация; гротескное соединение в одном явлении (месте) известного, знакомого и необычного, экзотического; буйство красок, шума, движения, сливавшееся в «гигантский, чудовищный, безобразный хаос»; переворачивание повседневности: то, что в обыденной жизни считается нормой, в балагане осмеивается; стертость границ между страшным и смешным; особое балаганное слово —оксюморон, алогизм, скабрезная шутка или рассказ, острое и меткое высказывание в адрес толпы, балагурство; использование приемов неожиданности, потрясения, чрезмерности, так что посетитель уходил ошеломленный, подавленный избытком эмоций.

Учащийся может продемонстрировать не все перечисленные выше элементы народного театра и/или привести другие его черты, опираясь на анализ произведения А. Блока, главное, чтобы они соответствовали основным характеристикам народного театра: фольклорность, синкретичность, карнавальность, обрядовость.

3. Зрители втянуты в балаганные представления, традиционно это комментирование, вопросы-ответы (в стихотворении Блока зрителям отводится особое пространство, выстроенное по модели драматических реплик): ярмарочные действа рассчитаны не просто на получение удовольствия или эстетических эмоций, а на производство шока, смешения чувств, доведения до экзальтации, соединенной с потрясением. Мальчик погружен в сюжет разыгрываемой драмы, предвосхищает события, верит в лучший исход; девочка, напротив, задает «дневную норму» событий («Королева — та ходит средь белого дня»). Однако неожиданное обращение паяца к форме, карнавальности всего происходящего потрясает героев в финале действа: эпитеты «веселые и славные» (качества изначально атрибутированные героям и не требующие от них каких-либо действий) сменяются глаголом «заплакали».

4. Начало и конец стихотворения организуют единство противоречий (синкретизм): начало и конец балаганного представления («открылся-закрылся») как в сюжете, так и для читателей, перенос устойчивых характеристик с детей («веселые» и «славные») на балаганчик («веселый балаганчик»).

Вопросы, предложенные учащимся, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста.

 

Критерии оценивания аналитического задания

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, с учетом жанровых особенностей, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Пример использования шкалы.

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16 - 19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективно м процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Итого: максимальный балл за аналитическое задание  – 60

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте отрывок из неоконченной сказки А.Н. Островского, ответьте на вопросы в конце произведения, выполните задания.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Избушка превращается в гостиницу. Над дверью: «Гостиница для проезжающих».

Входят: Карга, Иван-царевич и Учитель.

Учитель (Карге). Ты говоришь о воспитании царевича; да о чем же я и забочусь, как не о воспитании? Для чего воспитывают человека? Для того, чтоб умел жить. А что значит – уметь жить? Уметь самому хорошо поесть и выпить, и других угостить. Вот про каких людей говорят, что они умеют жить.

Карга. Нет уж, какое же это воспитание, когда ты целый день ешь да пьешь, да и царевича тому же учишь?

Учитель.

Что такое воспитанье?

В самом слове – указанье,

Что вся сущность воспитанья

Заключается в питанье.

Науки юношей питают – я с этим не спорю; плоды учения сладки – я и с этим согласен; но все-таки это – плоды, фрукты, десерт, так сказать, а одним десертом сыт не будешь.

Знаю, – сладок плод ученья;

Но нельзя ж без исключенья

Кушать пищу фруктовую,

Забывая про мясную.

Вот когда царевич поймет хороший ростбиф с трюфелями, – можно будет ему давать дальнейшее воспитание.

Иван-царевич. Сам-то ты старый трюфель! Я давно лучше тебя все понимаю.

Карга. Все есть да есть; когда же наукам учиться?

Учитель. За хорошим обедом можно всем наукам выучиться. Особенно география преподается скоро и легко: швейцарский сыр – из Швейцарии, голландский – из Голландии, бри – из Бри, пармезан из Пармезании. История – да не то что история, а целые истории рассказываются после обеда, за чашкой кофе, о разных лицах мужского и женского пола.

Карга. Знаю я, какие это истории!

Иван-царевич. И я их все знаю.

Учитель. Математике легко выучиться по трактирным счетам... Вообще наука воспитания довольно легка, когда есть средства, но в дороге, – например, здесь, в этом лесу, – как и чем я стану воспитывать моего воспитанника?

Иван-царевич. Ты не мели пустого, есть чем меня воспитывать: вот гостиница.

Учитель. Это другое дело! Примемся за воспитание. Эй, малый!

Входит Девкин.

Я хочу обедать.

Девкин. Это как вам угодно.

Учитель. Что у вас готовлено к обеду?

Девкин. Все, что вам угодно.

Учитель. Есть у вас рыба – стерляди, например? Говядина? Дичь?

Девкин. Все есть.

Учитель. Ты накрой стол здесь и подай всего этого. Видишь ты, нас трое... так подай на пятерых.

Девкин. Я так и подам: вас трое, да еще есть двое проезжающих; у нас общий стол и на пятерых готовлено.

Учитель. Нет, ты нам подай на пятерых, а те пускай голодают, – мне что за дело?

Вопросы:

1. Найдите в речи Учителя цитату из оды XVIII века, выпишите ее.

2. Кто ее автор, из какого она произведения? Напишите имя, отчество, фамилию автора и полное название произведения.

3. Как вы думаете, с какой целью Островский приводит ее? Дайте краткий ответ (2-3 предложения), подтвердите свои слова текстом.

4. В каком произведении 18 века мы встречаем сходные мотивы? Назовите имя, отчество, фамилию автора и полное название произведения.

5. Напишите «Замечания для актеров» ((10-15 предложений), как нужно играть роль Учителя на сцене. В замечаниях опишите внешность, характер, жизненные принципы Учителя, отметьте приемы (жесты, голос, детали и проч.), которые помогут создать актеру образ. В своих «Замечаниях» опирайтесь на анализ произведения Островского. 

Ответы:

1.  «Науки юношей питают» - 3 балла

2. Михаил Васильевич Ломоносов – 3 балла (потеря одной из значимых единиц (имя или отчество) - минус 1 балл)

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - 3 балла (неполное название – 1-2 балла)

3. Прием контраста (в оде Ломоносова говорится о ценности просвещения, герои же Островского, напротив, эту ценность отрицают; характеристика героев (Учитель знает цитату, но неверно ее истолковывает). Учащийся может назвать другие функции цитаты в произведении, главное, чтобы его выводы не противоречили авторскому замыслу и опирались на анализ произведения. – 3 балла.

4. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль» – 3 балла (потеря одной из значимых единиц (имя/отчество, название – минус 1 балл)

5. Критерии оценивания «Замечаний для актеров»:

Полнота ответа на вопросы: 15 баллов

Опора на текст произведения (анализ важных деталей, речи персонажей, цитирование или комментирование эпизода): 5 баллов

Логичность и композиционная целостность, выдержанность жанра «Замечаний»: 5 баллов

Итого: максимальный балл за творческое задание - 40

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте стихотворение Александра Александровича Блока «Балаганчик». Проанализируйте стихотворение, опираясь на вопросы.

Александр Блок

Балаганчик

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.

 

Мальчик.

Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева…
Видишь факелы? Видишь дымки?
Это, верно, сама королева…

 

Девочка.

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это — адская свита…
Королева — та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.

 

Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: «Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей — картонный шлем!
А в руке — деревянный меч!»

 

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик. 1905 г.

 

Вопросы:

1. Как вы понимаете название стихотворения?

2. На какие элементы, черты народного театра опирается А. Блок в стихотворении?

3. Как воспринимает представление мальчик? А девочка? Меняется ли их настроение на протяжении стихотворения? С чем это связано? С помощью каких художественных средств, приемов это показано?

4. Как соотносятся начало и конец стихотворения?

 

В своем сочинении учащиеся в той или иной форме должны продемонстрировать следующие знания:

1. Балаганчик – это временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях в России в XVIII—XIX веках. Балаган олицетворял центр праздничного веселья и служил комплексным воплощением многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Почти все балаганы имели наружные балконы. На спектакли народ приглашали балконные зазывалы (паяцы): они выступали с балкона театра, расхваливая представление, отпускали шутки, лёгкие колкости, разыгрывали диалоги и простые сценки.

Балаганное представление – незатейливые спектакли примерно по полчаса: сказочные или комедийные представления, шутовские, грубоватыедействия, явления.

2. Элементы, черты народного театра: схематичность сюжета; известность сюжета зрителями; образ-маски; общение между актерами и зрителями; импровизация; гротескное соединение в одном явлении (месте) известного, знакомого и необычного, экзотического; буйство красок, шума, движения, сливавшееся в «гигантский, чудовищный, безобразный хаос»; переворачивание повседневности: то, что в обыденной жизни считается нормой, в балагане осмеивается; стертость границ между страшным и смешным; особое балаганное слово —оксюморон, алогизм, скабрезная шутка или рассказ, острое и меткое высказывание в адрес толпы, балагурство; использование приемов неожиданности, потрясения, чрезмерности, так что посетитель уходил ошеломленный, подавленный избытком эмоций.

Учащийся может продемонстрировать не все перечисленные выше элементы народного театра и/или привести другие его черты, опираясь на анализ произведения А. Блока, главное, чтобы они соответствовали основным характеристикам народного театра: фольклорность, синкретичность, карнавальность, обрядовость.

3. Зрители втянуты в балаганные представления, традиционно это комментирование, вопросы-ответы (в стихотворении Блока зрителям отводится особое пространство, выстроенное по модели драматических реплик): ярмарочные действа рассчитаны не просто на получение удовольствия или эстетических эмоций, а на производство шока, смешения чувств, доведения до экзальтации, соединенной с потрясением. Мальчик погружен в сюжет разыгрываемой драмы, предвосхищает события, верит в лучший исход; девочка, напротив, задает «дневную норму» событий («Королева — та ходит средь белого дня»). Однако неожиданное обращение паяца к форме, карнавальности всего происходящего потрясает героев в финале действа: эпитеты «веселые и славные» (качества изначально атрибутированные героям и не требующие от них каких-либо действий) сменяются глаголом «заплакали».

4. Начало и конец стихотворения организуют единство противоречий (синкретизм): начало и конец балаганного представления («открылся-закрылся») как в сюжете, так и для читателей, перенос устойчивых характеристик с детей («веселые» и «славные») на балаганчик («веселый балаганчик»).

Вопросы, предложенные учащимся, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста.

 

Критерии оценивания аналитического задания

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, с учетом жанровых особенностей, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 35 баллов. Шкала оценок: 0 – 15 – 25 – 35

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.